Церковный календарь
Новости


2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ седьмой. [1961 г.]

Чудеса св. великомученицы Евѳиміи.

Послѣ этого дивнаго чуда иконописцы стали изображать на иконахъ св. всехвальную Евѳимію со свиткомъ въ правой рукѣ. Къ мощамъ св. угодницы Божіей еще больше стало притекать паломниковъ. Каждое 16-ое сентября, въ день ея памяти ежегодно вытекала изъ ея многоцѣлебныхъ мощей алая, свѣжая кровь, словно только что вытекшая изъ раны. Эту святую кровь епископъ собиралъ губкой черезъ маленькое оконце, которое было сдѣлано въ мраморной ракѣ. Самыя мощи покоились въ деревянномъ ковчегѣ, внутри каменной раки. Святую кровь епископъ вливалъ въ сосудъ. Весь храмъ наполнялся дивнымъ, небеснымъ ароматомъ, исходившимъ отъ крови св. великомученицы. Епископъ мазалъ св. кровію больныхъ, и они исцѣлялись. Скорбные люди, помазываемые этой кровью благовонной, получали утѣшеніе.

Когда воцарился царь Маврикій, произошло отъ св. мощей великомуч. Евѳиміи новое великое и дивное чудо. Этотъ царь, усумнился, какъ изъ св. мощей можетъ истекать свѣжая кровь. Передъ днемъ памяти св. великомученицы, онъ приказалъ запечатать оконце въ мраморной ракѣ. Въ день же праздника царь самъ снялъ печать съ оконца — и тотчасъ же изъ него хлынула благоухающая кровь, похожая на благовонное мѵро, и обильно потекла по полу церковному. Пристыженъ былъ царь. Народъ ужасался, ликовалъ и прославлялъ любимую угодницу Божію!

Въ царствованіе царя Ираклія, по Божіему попущенію, на Грецію напали персы. Непріятели вторглись въ халкидонскую область, опустошили ее. Варвары вошли въ храмъ, гдѣ покоились мощи св. великомуч. Евѳиміи. Они подступили къ мраморной ракѣ, пытались поднять каменную доску, но не смогли, сколько ни старались. Даже оконце открыть имъ не удалось! Персы обложили мраморную раку дровами, хворостомъ и подожгли ихъ. Варвары надѣялись, что мраморъ распадется отъ огня. Но пламя не вредило ковчегу. Персы со стыдомъ покинули храмъ.

Когда варвары ушли изъ Халкидона, царь съ патріархомъ рѣшили перенести мощи св. великомуч. Евѳиміи изъ Халкидона въ Царьградъ. Тамъ былъ созданъ великолѣпный храмъ во имя св. великомуч. Евѳиміи. Мощи ея поставили въ алтарѣ. Мраморная рака служила вмѣсто престола, на которомъ совершалась безкровная Жертва. Какъ и въ Халкидонѣ, отъ ея св. мощей истекала благовонная кровь.

Прошли многіе годы. Воцарился злой царь Левъ Исаврянинъ. Онъ не поклонялся святымъ иконамъ, называлъ ихъ идолами. Онъ преслѣдовалъ и мучилъ людей, которые чтили св. образа. Царь возставалъ и противъ почитанія св. мощей. Левъ не могъ перенести, что отъ многоцѣлебныхъ мощей св. Евѳиміи происходятъ дивныя чудеса и истекаетъ кровь! Боясь мятежа народнаго, царь потаенно ночью, со своими придворными, вошелъ въ храмъ, гдѣ покоились св. мощи угодницы Божіей. Левъ открылъ раку и осмѣлился достать оттуда св. мощи. Вмѣсто великой святыни злой царь положилъ въ каменный гробъ смрадныя кости и закрылъ раку мраморной доской. Св. мощи въ деревянномъ ковчегѣ онъ увезъ и положилъ въ одной изъ комнатъ своего дворца. Благочестивыя сестры и дочери царя стали съ великимъ благоговѣніемъ поклоняться св. мощамъ, кадили передъ ними ладаномъ, возжигали свѣчи. Царь, узнавъ объ этомъ, велѣлъ ночью бросить въ море деревянный ковчегъ со св. мощами. На слѣдующее утро царь на созванномъ соборѣ сталъ поносить св. мощи. Онъ говорилъ народу: «Идите, неразумные люди, идите и увидите, какъ васъ обманываютъ, разсказывая, будто мощи св. Евѳиміи многоцѣлебны и нетлѣнны. Откройте гробъ — и вы увидите, правда ли это».

Открыли гробъ, и народъ увидѣлъ смердящія кости. Еретики стали зло смѣяться надъ пораженнымъ народомъ. Люди, не подозрѣвая обмана, оплевали эти кости и выбросили ихъ вмѣстѣ съ мраморнымъ гробомъ изъ храма. Церковь Божію обратили въ пристанище для скота. Кузнецы поставили въ ней свои печи и занимались своимъ ремесломъ. Кузнецы въ Божіемъ домѣ жили со своими женами, дѣтьми. Тамъ, гдѣ раньше раздавались священныя пѣснопѣнія — слышались брань, безчинные крики, безобразное пѣніе грубыхъ ремесленниковъ.

А что же сталось съ многоцѣлебными мощами невѣсты Христовой? Господь ихъ чудесно хранилъ. Когда онѣ были брошены въ морскую пучину, плылъ, по Божьему смотрѣнію, корабль отъ Софійской пристани, на немъ плыли два родныхъ брата, два купца Сергій и Сергонъ. Они замѣтили, что по волнамъ несется ковчегъ, совсѣмъ близко отъ ихъ корабля. Братья достали его изъ воды и подняли на судно, надѣясь найти сокровище. Открыли ковчегъ — пахнуло дивнымъ, неземнымъ благоуханіемъ. Братья въ благоговѣйномъ страхѣ увидѣли св. мощи. Чьи? Они не вѣдали! Братья были благочестивы. Ночью сподобились они дивнаго видѣнія: надъ св. мощами горѣли свѣчи, свѣтильники, пресвѣтлые мужи восхваляли Господа. Сергій и Сергонъ стали умолять Бога открыть имъ, чьи это св. мощи. Господь исполнилъ просьбу братьевъ. Когда они приблизились къ острову Лемносу и заночевали вблизи его — снова сподобились они небеснаго видѣнія: къ кораблю направлялась св. муч. Гликерія, мощи которой покоились на Лемносѣ, а ей навстрѣчу съ корабля вышла прекрасная дѣва. Обѣ обнялись съ любовью. И сказала мученица Гликерія: «Радуйся, мученица Христова Евѳимія всехвальная!». Отвѣтъ былъ: «Радуйся, мученица Христова Гликерія блаженная». Святыя дѣвы облобызали другъ друга и разошлись. Св. муч. Гликерія вернулась на островъ Лемносъ, а св. великомуч. Евѳимія на корабль. Это чудо Божее видѣли оба брата. Они возликовали, что съ ними плыветъ такое безцѣнное сокровище. Павъ ницъ передъ ковчегомъ, они умиленно плакали слезами радости. Они думали св. мощи везти къ себѣ на родину, но, когда корабельщики направили паруса въ сторону родины братьевъ, забушевало море, и волны пригнали снова къ острову Лемносу корабль братьевъ. Когда утихло море — корабельщики снова отправились въ путь, но снова корабль возвращенъ былъ къ острову. Такъ было много разъ. Наконецъ, ночью явилась братьямъ св. великомуч. Евѳимія, говоря: «Я хочу почивать на островѣ Лемносѣ». Невѣста Христова указала братьямъ создать для нее небольшую церковь. Сергій и Сергонъ пристали къ острову, узнали, гдѣ живетъ епископъ, и направились къ нему. Братья разсказали владыкѣ, какъ они нашли св. мощи и повѣдали ему, что желаніе святой — почивать здѣсь, на этомъ островѣ. Обрадовался епископъ, но просилъ Сергія и Сергона никому не разсказывать о св. мощахъ, т. к. боялся злого царя-иконоборца. Мѵроточивыя мощи св. муч. Гликеріи тоже почивали подъ спудомъ, скрытыя отъ еретиковъ. Недалеко отъ морского берега епископъ благословилъ Сергія и Сергона создать малую церковь въ честь св. великомуч. Евѳиміи. Въ ней были положены ея святыя мощи, тоже подъ спудомъ, подъ святымъ олтаремъ. Благочестивые братья рѣшили служить св. великомуч. Евѳиміи и остаться при ея св. мощахъ до конца своихъ дней. Они продали товары, которые везли на кораблѣ, отказались отъ міра и стали поститься и молиться. Сергій и Сергонъ усердно подвизались и Господь скоро призвалъ ихъ въ Свое Вѣчное Царство. Передъ кончиною братья положили на гробѣ св. Евѳиміи каменную доску и на ней подробно описали, какъ они нашли это безцѣнное сокровище. Черезъ нѣкоторое время епископъ создалъ прекрасный храмъ для мощей св. великомуч. Евѳиміи, но въ сонномъ видѣніи ему явилась невѣста Христова и сказала, чтобы онъ перенесъ въ новый храмъ мощи ея сестры во Христѣ, муч. Гликеріи, а ея тѣло оставалось въ малой церкви, пока она не вернется къ себѣ на родину. Епископъ исполнилъ желаніе св. Евѳиміи. Мощи св. Гликеріи, оставаясь подъ спудомъ, все же привлекали множество православныхъ. Очень торжественно справлялись дни праздника св. великомуч. Евѳиміи и муч. Гликеріи

Однажды, въ день памяти св. великомуч. Евѳиміи, на островъ прибылъ царскій воевода — злой иконоборецъ. Онъ замѣтилъ возлѣ малой церкви великое множество народа. Узнавъ, что богомольцы собрались сюда на праздникъ всехвальной Евѳиміи, воевода пришелъ въ неописуемую ярость. Онъ со своими солдатами устремился на народъ и разогналъ людей Божіихъ. Приказано было воинамъ разрушить малую церковь. Св. мощи великомуч. Евѳиміи иконоборецъ найти не могъ; но на мѣстѣ церкви остались однѣ развалины.

Прошли многіе, многіе годы. Смѣнялись лютые цари-иконоборцы. Наконецъ, воцарился благочестивый царь Константинъ съ матерію своею Ириною. Пока царь былъ отрокомъ, разумная его мать управляла вмѣсто сына. Царица съ любовью и усердіемъ обновила оскверненный храмъ, гдѣ раньше почивали мощи св. великомуч. Евѳиміи. Церковь съ помощью благовѣрной христолюбивой царицы снова сталъ великолѣпнымъ домомъ Божіимъ. Храмъ сіялъ золотомъ, чудными иконами, дорогими облаченіями священнослужителей. Прекрасныя божественныя службы въ немъ совершались. Только скорбѣла боголюбивая царица, что въ церкви нѣтъ великой святыни: мощей всехвальной Евѳиміи! Царица Ирина слезно молила Всемогущаго Бога, чтобы Онъ открылъ, гдѣ находятся эти мощи.

Милосердный Господь внялъ мольбѣ царицы. Одному знатному человѣку, Анастасію, досталось по наслѣдству имѣніе съ развалинами малой церкви, подъ которой покоились драгоцѣнныя мощи всехвальной Евѳиміи. Благочестивый Анастасій воздвигъ на мѣстѣ развалинъ прекрасный, большой храмъ. Завистливые, злые люди наклеветали царицѣ Иринѣ на Анастасія. Онъ былъ лишенъ сана. Отправился онъ въ Царьградъ, чтобы тамъ доказать свою невинность. Анастасій былъ допущенъ въ царскія палаты. Тамъ онъ встрѣтилъ Халкидонскаго митрополита, объяснилъ ему свое дѣло и просилъ обѣлить его передъ благовѣрною царицею Ириною. Митрополитъ, выслушавъ Анастасія, сказалъ ему, что онъ безсиленъ ему помочь и направился къ себѣ домой. Анастасій пошелъ вслѣдъ за архіереемъ. Дойдя до его дома, онъ увидѣлъ прекрасный храмъ и вошелъ въ него помолиться. Службы въ это время не было. Анастасій опустился на колѣни и усердно, слезно молился. Дежурный клирикъ подошелъ къ нему и сталъ его разспрашивать, откуда онъ явился и зачѣмъ? Анастасій повѣдалъ клирику свою печаль и спросилъ: «Въ чье имя воздвигнутъ этотъ чудный храмъ?». «Во имя св. Евѳиміи всехвальной», отвѣтилъ клирикъ. Услыхавъ послѣднія слова, Анастасій приложилъ правую руку къ груди и съ благоговѣніемъ произнесъ: «О, моя св. Евѳимія!». — «Почему ты эту святую называешь своею?» — спросилъ удивленный клирикъ. — «У меня въ церкви хранятся ея святыя мощи. Потому я и дерзаю называть ее моею», объяснилъ Анастасій. — «Какъ это можетъ быть? Правду ли ты говоришь? Если ты лжешь, то самъ на себя наводишь бѣду. Вѣдь царица ищетъ мощи св. Евѳиміи. Она просила митрополита молиться, чтобы Господь извѣстилъ его о честныхъ мощахъ». — «Вѣрь мнѣ, у меня дѣйствительно находятся мощи св. Евѳиміи всехвальной».

Клирикъ поспѣшилъ къ митрополиту. Тотъ возрадовался и повелѣлъ позвать къ себѣ Анастасія. Послѣдній подробно разсказалъ Архіепископу о мощахъ св. Евѳиміи, о двухъ братьяхъ Сергіи и Сергонѣ, которые на каменной доскѣ написали, какъ и гдѣ они нашли зто безцѣнное сокровище. Архіепископъ Андрей извѣстилъ о св. мощахъ великомуч. Евѳиміи патріарха Царьградскаго. Съ этою радостной вѣстью оба пошли къ царицѣ Иринѣ и къ юному царю.

Всѣ радовались, ликовали, благодарили Господа. Анастасія щедро одарили и вернули ему его прежній санъ. Немедленно былъ приготовленъ корабль, на которомъ духовенство и придворные поплыли на островъ Лемносъ, чтобы привезти оттуда въ Царьградъ мощи св. Евѳиміи. Когда корабль приплылъ на островъ, жители узнали, что хотятъ ихъ лишить безцѣннаго сокровища — они возмутились противъ царскихъ пословъ и противъ комита Анастасія. Народъ называлъ послѣдняго предателемъ, т. к. онъ донесъ о мѣстопребываніи мощей ихъ горячо любимой угодницы Божіей. Съ трудомъ епископъ Лемносскій успокоилъ народъ и уговорилъ его не противиться волѣ царской. Изъ нѣдръ земныхъ торжественно были взяты св. мощи. Отъ св. мощей исходилъ дивный ароматъ, весь воздухъ исполнился небеснаго благовонія. Со псалмопѣніемъ, со свѣчами, кадилами понесли на царскій корабль безцѣнное сокровище. Лемносцы плакали, рыдали, лишаясь своей великой святыни. Корабль отплылъ, а горько плачущій народъ, вздыхая, провожалъ, глазами отдаляющіяся отъ нихъ св. мощи. Когда корабль приплылъ въ Константинополь, всѣ горожане съ царемъ, царицею, со святѣйшимъ патріархомъ, епископами, со множествомъ духовенства вышли встрѣчать св. мощи, которыя только на время были скрыты по Божіей волѣ на островѣ Лемносѣ. Нельзя описать, какъ торжествовали, ликовали люди Божіи, что имъ Господь снова вернулъ это сокровище. Св. мощи со славою были перенесены въ тотъ храмъ, откуда ихъ похитили злые еретики. Онѣ были положенъ въ ту саму раку, въ которой раньше почивали.

И потекли снова отъ св. мощей неисчислимыя чудеса. Божіи люди прославляли Господа и Его угодницу — св. Евѳимію, великомученицу и невѣсту Христову.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ седьмой. [1961 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1961. — С. 69-74.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.