Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ седьмой. [1961 г.]

Св. праведный отрокъ Артемій Веркольскій чудотворецъ.
Память 20 октября
[1] и 23 іюня. (Отошелъ ко Господу въ 1545 году.)

Прошло 32 года. Однажды лѣтомъ Агаѳоникъ, діаконъ церкви святителя Николая Чудотворца въ селѣ Верколѣ, ходилъ по сосновому бору и собиралъ грибы. Онъ ходилъ въ томъ лѣсу, гдѣ покоились всѣми забытыя св. мощи праведнаго отрока. Вдругъ въ темномъ густомъ бору засіялъ яркій свѣтъ. Испугался Агаѳоникъ. Однако, подошелъ къ тому мѣсту, надъ которымъ возникло необыкновенное сіяніе. Діаконъ увидѣлъ набросанный хворостъ и бересту. Снявъ ихъ, онъ обрѣлъ великое сокровище — нетлѣнныя благоуханныя мощи словно только что уснувшаго св. Артемія. Агаѳоникъ поспѣшилъ въ деревню и разсказалъ крестьянамъ то, что онъ увидѣлъ. Не вразумились темные крестьяне Веркольскіе. Безъ всякихъ почестей привезли изъ бора св. мощи, положили ихъ на паперти приходской церкви, прикрывъ гробъ тою берестою, которую нашли въ лѣсу.

Господь Самъ прославилъ Своего избранника. Въ томъ году въ Двинскомъ краю свирѣпствовала тяжелая лихорадка. Многіе умирали отъ этого недуга, особенно женщины и дѣти. Заболѣлъ въ Верколѣ сынъ одного крестьянина, котораго звали Каллиникомъ. Горячо сталъ молиться скорбный отецъ объ исцѣленіи сына. Онъ пошелъ въ церковь, съ глубокою вѣрою приложился ко гробу св. Артемія, взялъ кусочекъ бересты, которая прикрывала св. мощи. Вернувшись домой Каллиникъ привѣсилъ эту бересту къ натѣльному кресту умирающаго сына. Безнадежно больной воспрянулъ, — исцѣлился на радость и утѣшеніе своихъ родителей. Счастливый Каллиникъ по всему селу сталъ разсказывать о чудѣ. Поселяне пошли въ свою церковь, попросили священника отслужить молебенъ новому чудотворцу. Съ этого момента страшная лихорадка кончилась. Крестьяне благодарили Милосерднаго Господа, что далъ имъ, неразумнымъ, новаго ходатая и заступника за нихъ, грѣшныхъ.

И потекли немалочисленныя чудеса отъ новаго чудотворца. Далеко не всѣ чудеса записаны. Вотъ нѣкоторыя изъ нихъ. У одного человѣка, котораго звали Павломъ, отъ тяжелой болѣзни такъ скривило шею, что голова повернулась лицомъ назадъ, а глаза закрылися. Больной обратился съ горячей мольбою къ новому чудотворцу, и сейчасъ же голова стала на свое мѣсто, а глаза открылися. Послѣ этого при церкви Св. Николая устроили особый придѣлъ. Въ него съ паперти перенесли св. многоцѣлебныя мощи праведнаго Артемія и положили въ новый гробъ. Это совершилося въ 1584 году.

Только принесли въ придѣлъ св. мощи блаженнаго отрока — туда пришла скорбящая мать со своимъ младенцемъ, который долго страдалъ болѣзнью одной ручки. Женщина попросила священника отслужить молебенъ св. Артемію и съ глубокой вѣрой приложила своего малютку ко гробу праведнаго отрока. Сейчасъ же больная ручка ребенка стала здоровой. Крестьянинъ Андрей и крестьянка Ирина долгое время страдали болѣзнью глазъ. Они съ вѣрою прикоснулися къ ракѣ св. Артемія и тотчасъ же стали вполнѣ ясно видѣть. Одна женщина, которую звали Маріей, долго хворала нестерпимыми болями желудка, теряла сознаніе часа на два и больше. Марія стала призывать блаженнаго отрока и выздоровѣла. Два священника, Іоаннъ и Ѳома, заказали иконописцу написать нѣсколько иконъ св. Артемія. Доски сдѣлали изъ того деревяннаго гроба, въ которомъ раньше покоились мощи блаженнаго отрока. Отъ гробовыхъ досокъ, такимъ образомъ, остались однѣ стружки. Отцы Іоаннъ и Ѳома съ благоговѣніемъ собрали ихъ и положили въ особомъ ящикѣ, въ приходской церкви. Многіе болящіе брали съ вѣрою эти стружки, уносили домой и получали исцѣленіе.

Одинъ человѣкъ по имени Панкратій побывалъ проѣздомъ въ селѣ Верколѣ въ 1601 году. Онъ купилъ въ церкви святителя Николая образъ блаженнаго отрока Артемія, привезъ икону въ Устюгъ Великій и многіе болящіе отъ нея получали исцѣленія.

Въ 1619 году новгородскій митрополитъ Макарій свидѣтельствовалъ мощи св. Артемія и благословилъ ихъ перенести въ самый храмъ въ праздникъ святителя Николая 6-го декабря. Спустя нѣсколько времени пришелъ въ Верколу житель города Холмогоры Иларіонъ Артемьевъ и разсказалъ, что у него долго и очень сильно болѣли глаза. Онъ жестоко страдалъ и, наконецъ, совсѣмъ ослѣпъ. Въ отчаяніи онъ даже пытался удавиться. Но добрые сосѣди помѣшали ему и разсказали о дивныхъ чудесахъ, которыя совершаютея у гроба праведнаго отрока Артеміи. Съ глубокой вѣрой слѣпой сталъ молиться новому чудотворцу. «Въ тотъ же часъ я прозрѣлъ», разсказываетъ исцѣленный. «Предо мною предсталъ въ бѣлыхъ, сіяющихъ одеждахъ чудный отрокъ. Это видѣніе мнѣ было какъ бы въ легкомъ, небесномъ снѣ. Святой въ лѣвой рукѣ держалъ небольшой посошекъ, а въ правой — крестъ. Блаженный осѣнилъ меня крестомъ и сказалъ: «Человѣкъ, что ты страдаешь? Встань! Христосъ черезъ меня, раба Своего, исцѣляетъ тебя! Иди въ Верколу, приложись ко гробу моему и повѣдай объ этомъ священнику и всѣмъ крестьянамъ». При послѣднихъ словахъ праведный отрокъ, взявъ меня за руку, принуждалъ исполнить его повелѣніе — направиться въ село Верколу. Потомъ святой сталъ невидимъ. Я воспрянулъ отъ сна. Я вижу теперь все ясно, словно и не терялъ зрѣнія. И вотъ, я пришелъ поклониться его святымъ мощамъ». Такъ закончилъ свой разсказъ прозрѣвшій Иларіонъ.

Повѣдаемъ еще объ одномъ замѣчательномъ чудѣ.

Въ селѣ Кивокурьѣ Устюжскаго уѣзда жилъ крестьянинъ, котораго звали Патрикіемъ, по фамиліи Игнатьевъ. Онъ съ дѣтства получилъ грыжу. Такъ какъ въ тѣ отдаленныя времена не дѣлали операцій грыжи, то несчастный крестьянинъ съ раннихъ лѣтъ страдалъ отъ этой мучительной болѣзни, которая мѣшала ему при тяжкомъ крестьянскомъ трудѣ. Патрикій услыхалъ о чудесахъ, которыя творитъ св. отрокъ Артемій. Болящій помолился праведному съ великой надеждой, и далъ обѣтъ пойти въ Верколу и приложится къ его святымъ мощамъ. Тутъ же онъ почувствовалъ, что грыжа исчезла. Ставъ совершенно здоровымъ, онъ свободно исполнялъ теперь тяжкій крестьянскій трудъ. Но забылъ онъ о своемъ обѣщаніи. Прошло нѣсколько лѣтъ — и болѣзнь возобновилась, въ гораздо болѣе мучительной формѣ. Понялъ Патрикій, что его наказываетъ Господь за неисполненный обѣтъ. Онъ обратился съ горячей мольбой къ праведному Артемію — и опять исцѣлился. И снова забылъ объ обѣтѣ! На этотъ разъ Господь строго его вразумилъ. Лютая тоска напала на Патрикія и непроницаемая тьма покрыла его глаза. Несчастный со слезами сталъ горько каяться. Милосердый Господь простилъ Патрикія и вернулъ ему зрѣніе. Исцѣленный поспѣшилъ ко гробу св. Артемія. Тамъ онъ заказалъ благодарственный молебенъ, со слезами приложился къ ракѣ новаго чудотворца и повѣдалъ всѣмъ о своемъ грѣховномъ забвеніи и о чудѣ, которое совершилось молитвами блаженнаго отрока.

Въ 1636 году въ мартѣ ѣхалъ въ Кевролу [2] назначенный туда воевода Аѳанасій Пашковъ. По дорогѣ онъ остановился въ Верколѣ, но не побывалъ у мощей новаго чудотворца и не заказалъ ему молебна. Въ Кевролѣ сынъ Пашкова, мальчикъ Іеремія, заболѣлъ очень тяжелой и мучительной лихорадкой и былъ уже при смерти. Тутъ только отецъ, въ горѣ великомъ, вспомнилъ, какъ безразлично онъ отнесся къ многоцѣлебнымъ дивнымъ мощамъ св. Артемія. Аѳанасій далъ обѣщаніе отправиться въ Верколу и тамъ отслужить молебенъ чудотворцу. Лежавшій при смерти сынъ вдругъ поднялся на постели и спросилъ: «Какая дорога ведетъ въ Верколу? Какъ можно проѣхать къ святому Артемію?» Удивился отецъ вопросамъ своего сына и спрашивалъ себя: «Кто могъ открыть сыну мое намѣреніе?». Воевода привезъ Іеремію къ мощамъ св. отрока, заказалъ молебенъ, взялъ бересты съ гроба новаго чудотворца, привѣсилъ ее къ натѣльному кресту болящаго и въ одно мгновеніе злокачественная лихорадка перестала мучить его сына. Счастливый отецъ въ благодарность за исцѣленіе возвигъ въ Верколѣ чудный храмъ во имя св. мученика Артемія, въ честь котораго былъ названъ св. Отрокъ. Черезъ нѣкоторое время этотъ храмъ сгорѣлъ. Обгорѣли частью и мощи праведнаго Артемія. Сельскій священникъ и крестьяне Веркольскіе создали особую часовню, въ которую положили, въ новой ракѣ, св. мощи блаженнаго отрока. Слава о св. Артеміи продолжаетъ идти по всей Россіи.

Однажды по Северному Ледовитому океану плыло судно изъ Мангазеи въ Архангельскъ. Городъ Мангазею мы хорошо знаемъ по житію св. муч. Василія Мангазейскаго [3], это былъ первый русскій городъ въ Восточной Сибири. На этомъ суднѣ плылъ Симеонъ Казариновъ со своими товарищами. Вдругъ поднялась свирѣпая буря. Громадныя волны готовы были потопить корабликъ. Плывшіе трепетали, ожидая неминуемой смерти. Стали прощаться другъ съ другомъ. Кто-то вспомнилъ о чудесахъ праведнаго Артемія. Погибающіе съ вѣрою призвали святого отрока. Обѣщали, если спасутся, побывать въ Верколѣ и заказать тамъ блаженному молебенъ. Только успѣли плывшіе дать обѣтъ, какъ буря утихла... Наступила блаженная тишина... Со слезами умиленія благодарили спасенные отъ гибели Милосерднаго Господа и Его угодника, отрока Артемія. Прибывши благополучно на сушу, спасшіеся немедленно исполнили свое обѣщаніе.

Одинъ инокъ обители святителя Николая Можайскаго пришелъ къ мощамъ святаго Артемія. Монахъ не могъ владѣть рукою. Съ глубокой вѣрой помолился, и рука стала здоровой.

Старецъ Игнатій, монахъ монастыря, который находится на берегу рѣки Двины, лежалъ тяжело больной. Онъ даже потерялъ возможность говорить. Старецъ призвалъ св. Артемія. Блаженный отрокъ предсталъ предъ нимъ въ бѣлыхъ одеждахъ съ крестомъ въ правой рукѣ. Святой положилъ руку на голову болящаго и монахъ тотчасъ же выздоровѣлъ!

Примѣчанія:
[1] 20 октября день Ангела св. отрока, 23 іюня день кончины.
[2] Кеврола — главное селеніе волости Кеврольской.
[3] Память его празднуется 23-го марта.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ седьмой. [1961 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1961. — С. 74-79.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.