Церковный календарь
Новости


2018-11-12 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 35-я (1922)
2018-11-12 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 34-я (1922)
2018-11-12 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) на Новый годъ (1883)
2018-11-12 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) на Новый годъ (1883)
2018-11-12 / russportal
И. М. Андреевъ. "Ѳ. М. Достоевскій". (Особенности личн. и творчества) (1967)
2018-11-12 / russportal
З. А. Крахмальникова. Горькіе плоды сладкаго плѣна (1989)
2018-11-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 33-я (1922)
2018-11-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 32-я (1922)
2018-11-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 31-я (1922)
2018-11-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 30-я (1922)
2018-11-11 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) на Новый годъ (1883)
2018-11-11 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) на Рождество Христово (1883)
2018-11-11 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) на Рождество Христово (1883)
2018-11-11 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) на Рождество Христово (1883)
2018-11-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Къ исторіи церк. раздѣленій заграницей (1996)
2018-11-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). МП отшатнулась отъ Православія (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 12 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ седьмой. [1961 г.]

Житіе преп. отца нашего Варлаама Хутынскаго, Новгородскаго чудотворца.
Память 6-го ноября.

Послѣ смерти отца и матери онъ исполнилъ свое пламенное желаніе и ушелъ въ Лисичій монастыряь, гдѣ были погребены его родители. Онъ былъ тамъ постриженъ и получилъ имя — Варлаамъ.

Строго подвизался святой, усердно исполнялъ всѣ послушанія. Смиреннымъ, кроткимъ ко всѣмъ былъ новый подвижникъ. Но Господь призывалъ его къ уединенной жизни. Св. Варлаамъ выбралъ себѣ безлюдное мѣсто въ 10 верстахъ отъ Новгорода. Ему очень полюбился одинъ холмъ въ лѣсу, на берегу рѣки Волхова. Это красивое пустынное мѣсто народъ называлъ: «Хутынь» — т. е. Худое мѣсто, потому что тамъ угнѣздилась нечистая сила. Но юный подвижникъ своею пламенною молитвою и смиреніемъ прогналъ съ Хутыни силу бѣсовскую. Онъ на холмѣ сколотилъ себѣ келлію-избушку и сталъ день и ночь молиться Богу.

Скрывался отъ людей св. Варлаамъ, но слава о его великихъ подвигахъ прошла въ народѣ. Божіи люди стали посѣщать отшельника. Нѣкоторые поселились возлѣ него, желая научиться монашеской строгой жизни отъ святого Варлаама. Когда собралось довольно много монаховъ, св. Варлаамъ позаботился, чтобы выстроенъ былъ небольшой деревянный храмъ въ честь Преображенія Господня. Вокругъ храма монахи настроили келлій. И такъ выросла новая св. обитель. Игуменомъ монастыря былъ избранъ св. Варлаамъ.

Онъ былъ и строгъ и добръ. Святой подвижникъ очень любилъ странниковъ, принималъ ихъ въ своей обители и всячески покоилъ бѣдныхъ, бездомныхъ людей. Щедро давалъ милостыню нищимъ, которые во множествѣ приходили въ обитель за подаяніемъ. Св. Варлаамъ написалъ для своей обители уставъ, въ которомъ приказывалъ кормить, одѣлять деньгами бѣдныхъ людей и покоить странниковъ и дѣлать какъ можно больше добра людямъ. Великій святой имѣлъ даръ прозрѣнія, т. е. видѣлъ душевными очами, что въ человѣкѣ — какова его душа. Однажды шелъ онъ въ Новгородъ къ Владыкѣ. Онъ увидѣлъ, что гнѣвная народная толпа собирается бросить въ рѣку Волховъ одного преступника. Преподобный взглянулъ на несчастнаго осужденнаго на смерть человѣка и понялъ, что преступникъ можетъ свой грѣхъ загладить покаяніемъ. Онъ подошелъ къ разъяренной толпѣ и властно сказалъ: «Онъ загладитъ свои вины въ Хутыни — отдайте мнѣ его». И толпа послушалась своего любимаго святого. Преподобный увелъ въ свой монастырь преговореннаго къ смерти, и бывшій преступникъ совершенно исправилъ свою жизнь. Подъ руководствомъ своего избавителя онъ сдѣлался благочестивымъ, богобоязненнымъ человѣкомъ.

Другой же разъ святой, проходя по мосту черезъ рѣку Волховъ, опять увидѣлъ толпу, которая другого преступника собиралась бросить въ воду. На этотъ разъ онъ не помѣшалъ имъ. Нѣкоторые добрые люди, жалѣя несчастнаго, стали просить святого, чтобы онъ спасъ бѣдняка. Но преп. Варлаамъ молча прошелъ дальше. «Почему ты одного спасъ, а другому не хотѣлъ оказать той же милости?» — съ удивленіемъ спросилй святого его ученики. Блаженный объяснилъ имъ, что первый былъ дѣйствительно преступникомъ и ему грозила смерть, когда онъ оставался не раскаяннымъ. Теперь же онъ покаялся въ своихъ великихъ грѣхахъ, и Милосердный Господь простилъ его. Онъ такъ спасъ свою душу. Второй же страдалъ невинно и получалъ вѣнецъ мученическій: потому, если бы онъ вмѣшался и освободилъ его отъ злобной толпы, то онъ помѣшалъ бы ему войти въ Небесное Царство, на вѣчное блаженство.

Князь Ярославъ прибылъ въ монастырь св. Варлаама. Преподобный встрѣтилъ его радостнымъ восклицаніемъ г «Будь здоровъ, добрый князь съ сыномъ твоимъ!». Князь удивился, т. к. не зналъ, что во время его отсутствія у него родился наслѣдникъ. Когда онъ вернулся домой, то его поздравили съ новорожденнымъ младенцемъ.

Однажды блаженный былъ у архіепископа, который, послѣ бесѣды со св. Варлаамомъ, попросилъ его, чтобы онъ черезъ недѣлю снова побывалъ у него. «Если Господу угодно — отвѣтилъ прозорливецъ, — то я пріѣду къ твоей святынѣ на саняхъ въ пятницу первой недѣли Поста святыхъ Апостоловъ» (т. е. Петровскимъ постомъ). Удивился святитель такому отвѣту, но, зная о святости св. Варлаама, не рѣшился просить у него объясненія, какимъ это образомъ онъ собирается жаркимъ лѣтомъ ѣхать на саняхъ. И что же? Въ ночь подъ пятницу первой недѣли Петровскаго Поста выпалъ глубокій снѣгъ и ударилъ крѣпкій морозъ, словно среди лютой зимы. И св. Варлаамъ, какъ и обѣщалъ, пріѣхалъ къ Владыкѣ на саняхъ по снѣгу среди лѣта, въ іюнѣ мѣсяцѣ! Архіепископъ очень скорбѣлъ, что замерзнутъ нивы и наступитъ голодъ. Но св. Варлаамъ утѣшилъ архіепископа, говоря: «Не скорби святый Владыко! Надобно благодарить Господа за Его милость — вѣдь морозъ-то истребилъ червей, которые погубили бы хлѣбъ на корню, а снѣгъ только напоитъ жаждущую землю».

И дѣйствительно на слѣдующій день взошло жаркое солнышко. Снѣгъ очень скоро растаялъ, напоивъ сухую землю, а при корняхъ ржи были найдены замерзшіе черви. Господь этимъ чудомъ спасъ людей отъ голода и послалъ небывалый урожай. Въ память этого событія во времена Святой Руси изъ Новгорода каждый годъ шелъ крестный ходъ въ Хутынскій монастырь въ пятницу первой недѣли Петровскаго Поста.

Въ послѣдній годъ своей земной жизни преп. Варлаамъ выстроилъ въ своей обители чудный каменный храмъ. Блаженный чувствовалъ свою близкую кончину и заповѣдалъ, чтобы послѣ его смерти игумеиомъ обители былъ поставленъ его ученикъ Антоній. Тихо, блаженно отошелъ св. Варлаамъ ко Господу 6-го ноября 1132 года, Особенно стала прославлять Русь Святая блаженнаго, когда въ Москвѣ въ 1461 году, т. е. ровно 500 лѣтъ тому назадъ, былъ воздвигнутъ храмъ въ честь этого пустынника. А въ Новгородѣ въ 1410 году воздвигли ему церковь. Мощи святого были нетлѣнны. Его святое тѣло видѣлъ архіеп. Евѳимій (1429-58). Но не было воли Божіей открыть его гробъ для поклоненія и рака его оставалась закрытой.

Въ 1471 году великій князь Іоаннъ III посѣтилъ Хутынскій монастырь, чтобы поклониться преподобному. Князь спросилъ игумена: почему до сихъ поръ не открываютъ святыхъ мощей преп. Варлаама? Ему объяснилъ игуменъ, что на это еще не было воли Божіей. Великій князь все же приказалъ поднять каменную доску и копать землю, чтобы вынуть гробъ св. Варлаама. Повелѣніе князя было исполнено; но какъ только вынули изъ земли гробъ — мгновенно изъ него вырвался дымъ, а за нимъ высоко поднялось пламя и опалило стѣны. Тутъ только великій князь понялъ, что нельзя безъ воли Божіей открывать мощей св. Варлаама. Онъ въ ужасѣ убѣжалъ изъ храма, уронивъ свой посохъ, который въ царской Россіи такъ и хранился въ Хутынской обители.

Преп. Варлаамъ былъ великимъ молитвенникомъ о Новгородѣ, заступникомъ о немъ предъ престоломъ Божіимъ.

Въ 1505 году гнѣвъ Божій долженъ былъ пролиться на Новгородъ за великіе грѣхи его жителей. Въ этомъ году одному иноку обители св. Варлаама было дивное видѣніе. Инокъ Тарасій приготовлялъ ночью въ монастырскомъ храмѣ свѣчи для утренняго служенія. Вдругъ сами собою въ церкви зажглись свѣчи. Весь храмъ наполнился благоуханіемъ ѳиміама. Къ священному ужасу инока изъ гроба вышелъ самъ преп. Варлаамъ, сталъ посреди церкви и громко началъ молиться, чтобы Милосердный Господь простилъ грѣхи жителей Новгорода и спасъ ихъ отъ гибели. Въ страхѣ палъ ницъ инокъ Тарасій. Преподобный подошелъ къ нему, ласково его поднялъ и сказалъ: «Не бойся, Тарасій! Я хочу открыть тебѣ горе, имѣющее постигнуть Новгородъ, неправды котораго вопіютъ къ небу. Ступай взойди на церковную кровлю и посмотри, что дѣлается въ Новгородѣ». Тарасій быстро поднялся ва крышу и видитъ: поднимаются воды озера Ильмедя наступаютъ на городъ и готовы, вотъ-вотъ, затопить его. Инокъ Тарасій вернулся къ преподобному и, трепеща отъ страха, повѣдалъ ему, какая страшная опасность грозитъ Новгороду. Сталъ св. Варлаамъ еще горячѣе, со слезами, молиться о спасеніи города. Потомъ опять послалъ инока посмотрѣть съ кровли на озеро, выходящее изъ своихъ береговъ. И увидѣлъ инокъ, что озеро стало на свое прежнее мѣсто, но надъ городомъ летало множество грозныхъ Божіихъ ангеловъ, которые метали огненныя стрѣлы на толпы его жителей. Стрѣлы пронзали мущинъ, женщинъ и даже дѣтей. И снова спѣшитъ инокъ Тарасій къ преподобному и сообщаетъ ему о страшномъ видѣніи грозныхъ ангеловъ, поражающихъ людей стрѣлами. И опять слезно сталъ молиться угодникъ Божій, а послѣ долгаго моленія говоритъ иноку: «Молитвами Богородицы и святыхъ, Новгородъ избавленъ отъ потопленія, но въ немъ сильный моръ на людей». И опять преподобный посылаетъ инока на кровлю. И видитъ братъ Тарасій: на Новгородъ наступаетъ огненная туча. Спѣшитъ инокъ къ святому и разсказываетъ о видѣнномъ. «Послѣ мора будетъ пожаръ въ Новгородѣ и вся Торговая его сторона сгоритъ». Такъ сказалъ преподобный и легъ въ свой гробъ. Свѣчи мгновенно погасли. Наступилъ въ храмѣ мракъ. Предсказанія св. Варлаама сбылись. Черезъ четыре года Божіе наказаніе постигло Новгородъ. Въ 1509 году былъ тамъ страшный моръ на людей, а послѣ него пожаръ, уничтожившій всю Торговую сторону.

Великаго святого чтила вся Святая Русь. Храмы во имя его возвышались по всей нашей необъятной Матушкѣ Россіи.

Въ Хутынскомъ монастырѣ нетлѣнныя мощи преп. Варлаама почивали подъ спудомъ въ аркѣ между соборною церковью и южнымъ Покровскимъ придѣломъ въ богатой серебряной ракѣ, подлѣ которой были повѣшены тяжелыя вериги преподобнаго.

Послѣ этого великаго святого остался восьмиконечный крестъ, фелонь, подризникъ, епитрахиль, поручи, власяница вѣсомъ въ 18 фунт. Всѣ облаченія его отличаются необыкновенными размѣрами, которые свидѣтельствуютъ, что св. подвижникъ отличался могучимъ тѣлосложеніемъ — богатырскимъ. Въ ризницѣ была трость Великаго князя Іоанна III, оставшаяся послѣ неудачной попытки его открыть мощи. Сохранилась южная дверь прежняго иконостаса, опаленная тогда пламенемъ. Библіотека монастырская была богата древними рукописями. На монастырскомъ кладбищѣ схороненъ великій нашъ поэтъ Г. Р. Державинъ, отличавшійся набожностью. Въ монастырскомъ саду показывали мѣсто келліи преп. Варлаама.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ седьмой. [1961 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1961. — С. 79-83.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.