Церковный календарь
Новости


2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ восьмой. [1962 г.]

Страданіе св. великомученика Ѳеодора Тирона.
Пострадалъ 17 февраля около 306 г.
(Страданіе св. великомуч. Ѳеодора Тирона написано очевидцемъ его мукъ. Находимъ это описаніе у церковнаго писателя Симеона Метафраста.)

Онъ жилъ въ Понтійскомъ городѣ Амасіи и былъ храбрымъ воиномъ. Въ то время царствовали злые гонители христіанъ, жестокіе цари Максимиліанъ и Максиминъ. Они принуждали христіанъ приносить жертвы бездушнымъ богамъ. А непокорявшихся ихъ приказу — безжалостно мучили и убивали. Однажды начальникъ приказалъ юному воину принести жертву богамъ. Онъ твердо произнесъ: «Я — христіанинъ. Я не принесу жертву богамъ! У меня есть на небесахъ Іисусъ Христосъ — Истинный Богъ и Царь!». Св. Ѳеодора на время оставили въ покоѣ. Тѣмъ временемъ продолжалось жестокое преслѣдованіе христіанъ, и св. Ѳеодоръ день и ночь молился Господу, ожидая страданій и смерти. Когда христіанъ гнали въ темницу, и онъ безбоязненно шелъ вслѣдъ за ними и укрѣплялъ ихъ. Одной ночью смѣлый воинъ Христовъ безбоязненно поджегъ идольское капище. Привели св. Ѳеодора Тирона къ игемону Публію на судъ. Игемонъ спросилъ его: «Какъ ты посмѣлъ вмѣсто жертвы и кажденія огонь принести нашей великой богинѣ?» А св. Ѳеодоръ спокойно и разумно сказалъ, что онъ опалилъ не богиню, а простой камень! «Такова ваша богиня, такова ея сила!»

Разгнѣванный Публій повелѣлъ безпощадно бить св. воина Христова, обѣщая предать еще болѣе страшнымъ мукамъ, если онъ не принесетъ жертву богамъ. Снова сказалъ св. воинъ, что онъ не боится мукъ, которыя сплетутъ ему на небѣ вѣчный, неувядающій вѣнокъ! Словно дикій звѣрь зарычалъ игемонъ и приказалъ святого бросить въ темницу, двери запечатать и уморить голодомъ.

Въ заключеніи св. Ѳеодора укрѣплялъ Духъ Святый. Ночью къ нему однажды явился Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ и сказалъ ему: «Дерзай, Ѳеодоръ! Я — съ тобою! Не вкушай земной пищи и не пей земного питія! Тебя ждетъ иная, вѣчная нескончаемая жизнь со Мною на небесахъ!» Сказалъ Господь и отошелъ отъ св. великомученика. А св. Ѳеодоръ сталъ славословить Господа, пѣть Ему хвалебныя пѣснопѣнія. Великое множество Божіихъ ангеловъ, слетѣвъ съ небесъ, слушало его чудные гимны вѣчному Богу. Небожители пѣли вмѣстѣ со св. Ѳеодоромъ. Сторожа подошли къ дверямъ темницы. Печать была совершенно цѣлой! Какъ же могли проникнуть въ темницу дивные пѣвцы? Сторожа посмотрѣли черезъ маленькое тюремное оконце и — ужаснулись. Множество чудныхъ, сіяющихъ юношей, одѣтыхъ въ одежды, словно сотканныя изъ свѣта, вмѣстѣ съ узникомъ пѣли неизъяснимо чудныя пѣснопѣнія. Никогда, никогда сторожа не слышали на землѣ такого пѣнія. Они поспѣшили донести игемону о томъ, что сейчасъ видѣли, что слышали.

Вразумился ли игемонъ этимъ чудомъ? Нѣтъ, безумный начальникъ повелѣлъ воинамъ окружить темницу. Самъ онъ отперъ двери темницы, сломивъ печать и — нашелъ тамъ одного св. Ѳеодора Тирона — связаннаго: ни единой души не было съ нимъ! Затрепеталъ игемонъ, въ испугѣ были воины. Передъ ними совершалась какая-то великая тайна... Вѣдь сторожа собственными глазами видѣли только что сіяющихъ, дивныхъ юношей... Слышали неземное пѣніе...

Снова заперли двери тяжкимъ желѣзнымъ засовомъ. Судья распорядился св. Ѳеодору теперь ежедневно давать немного хлѣба, и воды. Св. воинъ Христовъ запомнилъ слова Спасителя: «не ѣшь ничего и не пей — до блаженной жизни въ Царствѣ Небесномъ». Онъ отказался отъ пищи и питья, говоря: «Меня питаетъ Господь мой и Царь, Іисусъ Христосъ».

На слѣдующее утро судья приказалъ св. великом. Ѳеодора привести на судъ. Судья сказалъ ему: «Если ты принесешь жертву великимъ богамъ, то будешь великимъ жрецомъ. Ты будешь въ большомъ почетѣ и уваженіи».

Св. воинъ Христовъ перекрестился и спокойно сказалъ: «Ты можешь жечь мое тѣло огнемъ, сѣчь мечами, бросить меня на съѣденіе дикимъ звѣрямъ. Но знай: пока во мнѣ будетъ душа моя — я не откажусь отъ Христа моего!»

Судья въ ярости приказалъ повѣсить святого на дерево и желѣзными когтями терзать его тѣло. Терзали неистово, со страшной силой... Обнажились кости св. страстотерпца, окровавленная плоть кусками падала на землю. Въ такихъ невыразимыхъ мукахъ Самъ Спаситель помогалъ вѣрному Своему храброму воину. Онъ далъ св. Ѳеодору такую благодать, что непобѣдимый воинъ не издалъ ни единаго стона. Св. великомученикъ въ радости, въ непонятномъ для мучителей веселіи громкимъ голосомъ восхвалялъ своего Спаса, горя къ Нему пламенной любовью. Поразился мучитель. Въ своемъ безуміи онъ снова предложилъ святому принести жертву богамъ.

«Какъ я могу оставить Живого Бога и поклониться бездушному камню!», воскликнулъ св. страстотерпецъ. Судья его спросилъ: «Съ кѣмъ же ты хочешь быть: съ нами или со Христомъ Твоимъ?» «Со Христомъ моимъ былъ, есть и буду! Поступай со мною какъ хочешь!» И повелѣлъ тогда судья сжечь его тутъ же живымъ.

Нанесли множество сухихъ дровъ, хвороста изъ ближайшихъ домовъ и бань. Привели св. Ѳеодора на мѣсто казни обложили его дровами. Св. страстотерпецъ спокойно перекрестился. Слуги игемоновы зажгли громадный костеръ, посреди котораго безстрашно, непоколебимо стоялъ св. великом. Ѳеодоръ. Духъ Святый прохлаждалъ страстотерпца среди моря бушующаго огня. Святой и здѣсь громко, радостно славословилъ Творца своего. Такъ съ пѣснопѣніемъ предалъ онъ свою прекрасную душу въ руки Спасителя своего. Словно молнія, вознеслась святая душа ввысь, къ престолу Всевышняго. Одна женщина по имени Евсевія, которую мы хорошо знаемъ по житію св. Ѳеодора Стратилата [1], взяла св. мощи св. Ѳеодора Тирона завернула въ чистое полотно и отвезла въ городъ Евхаиты. Эта усердная христолюбивая женщина стала хранить тѣло св. страстотерпца въ своемъ домѣ и каждый годъ совершала память св. великомученика Ѳеодора въ день его отшествія ко Господу — 17 февраля.

Великое чудо было сотворено святымъ лѣтъ черезъ 56 послѣ его отшествія ко Господу, около 362 года. Узнавъ о немъ, мы узнаемъ, почему въ пятницу на первой Недѣлѣ Великаго поста освящается коливо. Въ то время царствовалъ Юліанъ, который названъ отступникомъ, потому что онъ, бездушный, отказался отъ своего Спасителя и сталъ жестоко преслѣдовать и мучить христіанъ. Онъ, чѣмъ только могъ, старался отвращать вѣрныхъ отъ истинной вѣры. Однажды передъ первой недѣлею Великаго поста задумалъ коварный царь обманно нарушить строгій постъ людей христолюбивыхъ. Коварное дѣло задумалъ нечестивый Юліанъ. Въ городѣ Константинополѣ, какъ и вездѣ, христіане особенно строго постились на первой недѣлѣ Великаго поста и много молились. Юліанъ позвалъ къ себѣ городского начальника и приказалъ съ базаровъ убрать всѣ наличные продукты, а на мѣсто этой ничѣмъ не оскверненной ѣды для продажи предложить хлѣбъ и овощи, окропленные идоложертвенной кровію. Такъ думалъ онъ достигнуть того, чтобы всѣ вѣрные на первой недѣлѣ Великаго поста осквернили себя нечистой пищей. Задумалъ нечестивый царь коварное дѣло, но всемогущій Господь черезъ Своего вѣрнаго раба св. Ѳеодора Тирона разрушилъ его злое намѣреніе. Св. великом. Ѳеодоръ не въ сонномъ видѣніи, а наяву явился константинопольскому архіерею и сказалъ ему: «Скорѣй, собери все Христово стадо! Заповѣдуй всѣмъ вѣрнымъ, чтобы они никакихъ съѣстныхъ продуктовъ не покупали на городскихъ базарахъ, т. к. по приказу нечестиваго царя вся ѣда осквернена кровію отъ идольскихъ жертвъ».

Въ трепетѣ выслушалъ приказаніе св. великом. Ѳеодора архіерей Божій и тихо спросилъ: «Что же будутъ дѣлать бѣдные люди, у которыхъ нѣтъ нужныхъ пищевыхъ запасовъ въ ихъ нищихъ домахъ? Чѣмъ же они будутъ питаться?» «Пусть ѣдятъ коливо», отвѣтилъ св. Ѳеодоръ.

«А что значитъ "коливо"?»

«Такъ у насъ въ Евхаитахъ называется вареная пшеница съ медомъ», объяснилъ св. великомученикъ епископу.

«А Кто Тотъ, Который такъ усердно заботится о христолюбивыхъ людяхъ?»

«Я посланъ Богомъ къ вамъ на помощь», сказалъ св. воинъ Христовъ и сталъ невидимъ.

Архіерей же Божій не медля собралъ всѣхъ христіанъ и возвѣстилъ, что ему явился самъ св. Ѳеодоръ Тиронъ. Онъ повѣдалъ паствѣ своей повелѣніе страстотерпца. Епископъ черезъ своихъ помощниковъ приготовилъ пшеницу съ медомъ — коливо. Всѣ вѣрные вкусили этой пшеницы, и разоренъ былъ злой умыселъ нечестиваго царя. Беззаконный Юліанъ былъ посрамленъ. На базарахъ снова стали продавать обычную ѣду. Но христіане съ той поры въ субботу на первой недѣлѣ Великаго поста стали особо поминать чуднаго воина Христова, дивнаго Божія угодника. Въ пятницу на первой недѣлѣ Великаго поста стало совершаться освященіе колива въ честь св. Ѳеодора Тирона. Поется ему канонъ въ концѣ литургіи. А на утрени, въ субботу прославляется страстотерпецъ и самая суббота стала называться «Ѳеодоровской».

Мощи св. великом. Ѳеодора до Страстной Недѣли 1943 г. почивали въ Хоповскомъ монастырѣ, который находился на Фрушкой Горѣ, въ Югославіи. А когда сербскіе коммунисты въ эту великую недѣлю сожгли монастырь, св. мощи перенесены въ мѣстечко «Иритъ», находящееся въ трехъ километрахъ отъ Хопова, и положены въ церкви имени этого св. страстотерпца. Въ Лѣснинской женской обители подъ Парижемъ находится только часть мощей св. великом. Ѳеодора Тирона [2].

Примѣчанія:
[1] См. «Прав. Жизнь» февраль 1960 г. Память св. Ѳеодора Стратилата 8-го февраля.
[2] 1-го октября 1942 г. на Покровъ Пресвятой Богородицы, Лѣснинскій монастырь, въ то время находившійся въ Хоповѣ, былъ прогнанъ хорватами на станцію Рушу, откуда должны были отправить сестеръ куда-то, въ полную неизвѣстность, можетъ быть въ какой-нибудь лагерь. Сестры взяли съ собою главу св. великомученика Ѳеодора Тирона. Милостію Царицы Небесной всѣхъ вернули въ Хопово. Поѣздъ, въ которомъ должны были ѣхать сестры, до тѣхъ поръ не тронулся, пока глава св. великомученика снова не была присоедиена къ его св. мощамъ.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ восьмой. [1962 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1962. — С. 17-21.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.