Церковный календарь
Новости


2018-11-12 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 35-я (1922)
2018-11-12 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 34-я (1922)
2018-11-12 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) на Новый годъ (1883)
2018-11-12 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) на Новый годъ (1883)
2018-11-12 / russportal
И. М. Андреевъ. "Ѳ. М. Достоевскій". (Особенности личн. и творчества) (1967)
2018-11-12 / russportal
З. А. Крахмальникова. Горькіе плоды сладкаго плѣна (1989)
2018-11-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 33-я (1922)
2018-11-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 32-я (1922)
2018-11-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 31-я (1922)
2018-11-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 30-я (1922)
2018-11-11 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) на Новый годъ (1883)
2018-11-11 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (3-е) на Рождество Христово (1883)
2018-11-11 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) на Рождество Христово (1883)
2018-11-11 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) на Рождество Христово (1883)
2018-11-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Къ исторіи церк. раздѣленій заграницей (1996)
2018-11-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). МП отшатнулась отъ Православія (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 12 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ восьмой. [1962 г.]

Страданія святыхъ мучениковъ Хрѵсанѳа и Даріи.
Пострадали въ 283 году. Память 19 марта.

Хрѵсанѳъ сталъ искать учителя. Одинъ добрый человѣкъ повѣдалъ юношѣ, что одинъ христіанскій учитель скрывается въ горахъ. Въ то время жестоко гнали вѣрныхъ. Этотъ человѣкъ указалъ Хрѵсанѳу пещеру, гдѣ жилъ блаженный священникъ Карпофоръ. Юноша устремился къ нему. Учитель объяснилъ ему священное писаніе, наставилъ въ вѣрѣ православной. Юноша сталъ часто посѣщать блаженнаго Карпофора, и тотъ указывалъ ему путь спасенія — какъ жить, чтобы войти въ Царство Небесное. Черезъ нѣсколько мѣсяцевъ, хорошо изучивъ вѣру христіанскую, юноша принялъ святое крещеніе. Черезъ семь дней онъ смѣло, горячо сталъ проповѣдывать среди язычниковъ вѣру христіанскую. Его родственники, люди знатные, стали жаловаться Полемію: «Твой сынъ поноситъ нашихъ боговъ и проповѣдуетъ Распятаго Христа! Смотри! Ты вѣдь будешь предъ царемъ отвѣчать за своего сына! Да и насъ привлечетъ царь къ отвѣту, какъ родственниковъ твоихъ и сына твоего! Вѣдь Хрѵсанѳъ противится волѣ царской, попираетъ его законы».

Разгнѣвался Полемій на сына. Онъ затворилъ его въ темномъ и смрадномъ помѣщеніи и сталъ морить голодомъ. Только по вечерамъ немного давалъ ему ѣсть. А св. Хрѵсанѳъ радовался своею свѣтлою душою. Онъ былъ радъ, что строго постится и въ уединеніи спокойно молится Богу. Онъ былъ счастливѣе теперь, чѣмъ въ богатыхъ царскихъ палатахъ. Тѣсная, смрадная комната казалась ему великолѣпнымъ дворцомъ! Почему? Да потому, что его душа ликовала съ Богомъ и благодать божественная укрѣпляла святого мученика.

Домашніе Хрѵсанѳа и родственники съ удивленіемъ замѣтили, что онъ блаженствуетъ въ своемъ затворѣ и донесли объ этомъ Полемію; они объяснили ему, что для христіанъ постъ есть веселіе, темная, смрадная комната — радость.

«Ты лучше найди ему красивую, разумную дѣвицу. Обручи его съ невѣстою прекрасною и жени его. Повѣрь, что въ бракѣ, въ счастьѣ онъ забудетъ своего Христа!» — Такъ совѣтовали Полемію родные. Внялъ совѣту отецъ. Онъ приготовилъ для сына чудные, просторные, свѣтлые покои. Стѣны были украшены драгоцѣнными обоями. Онъ, выведя Хрѵсанѳа изъ затвора, облекъ его въ великолѣпныя, златотканыя одежды. Полемій приказалъ самымъ красивымъ, молодымъ рабынямъ одѣться въ нарядныя одежды и развлекать Хрѵсанѳа веселыми пѣснями, танцами. Полемій повелѣлъ слугамъ устроить роскошный пиръ въ этой палатѣ, подать самыя лучшія кушанья, дорогія вина.

Танцовали, пѣли пировали на глазахъ Хрѵсанѳа красивыя дѣвушки. Но святой юноша равнодушно смотрѣлъ на нихъ, душою устремляясь къ Спасителю. Ему хотѣлось одного: въ тишинѣ молиться Богу. Онъ просилъ Всемогущаго Творца, чтобы всѣ эти дѣвушки погрузились въ крѣпкій сонъ — такъ досадили онѣ ему своими плясками, пѣснями. Господь услышалъ Своего избранника. Рабыни заснули такъ крѣпко, что разбудить ихъ не было никакой возможности. Слуги должны были ихъ спящими вынести изъ палаты. А какъ только онѣ оказались внѣ палаты, сейчасъ же пробудились отъ сна. Вернулись онѣ къ Хрѵсанѳу, мгновенно снова заснули мертвымъ сномъ. Такъ повторялось не разъ. Выносили спящихъ — онѣ просыпались, принимали пищу; возвращались въ палату и — снова погружались въ крѣпкій сонъ.

Донесли Полемію объ этомъ чудѣ. Сталъ горько плакать отецъ о своемъ сынѣ, какъ объ умершемъ. Родственники объяснили ему, что Хрѵсанѳъ научился волшебству отъ христіанъ. Друзья Полемія совѣтывали ему найти для сына красивую разумную невѣсту, которая отвратила бы его отъ христіанства. «Да гдѣ же мнѣ найти такую дѣву?» — спросилъ Полемій. «Знаемъ мы такую», отвѣтили друзья его. «Имя ей — Дарія. Она служитъ богинѣ Аѳинѣ. Обручи ее твоему сыну».

Полемій послалъ друзей своихъ къ Даріи, чтобы они спросили ее, согласна ли она стать невѣстою премудраго прекраснаго Хрѵсанѳа и сможетъ ли она отвратить его отъ христіанства. Дѣва согласилась, одѣлась въ великолѣпныя одежды, украсила себя монистами, кольцами, серьгами, браслетами — нарядилась, словно царевна.

Дарію оставили наединѣ со св. юношею. А Хрѵсанѳъ взглянулъ на дѣвушку, сіяющую красою и убранствомъ и глубоко, глубоко вздохнулъ. Онъ жалѣлъ ея безсмертную душу, находившуюся въ рукахъ дьявольскихъ, невѣдавшую Спасителя міра. Святой сказалъ Даріи: «Ты для меня такъ роскошно себя украсила! О, если бы душу свою пожелала ты украсить добродѣтелями ради Единаго Истиннаго Бога и Создателя Твоего! Тогда ангелы стали бы твоими друзьями, апостолы — пріятелями, мученики и мученицы — родственниками. О, тогда и Самъ Спаситель міра, Самъ Христосъ сталъ бы твоимъ Женихомъ. Сынъ Божій ввелъ бы тебя въ нетлѣнный чертогъ, который несравненно красивѣе дворцовъ царскихъ. Ты бы стала наслаждаться веселіемъ райскимъ, и цвѣтъ твоей юности не поблекъ бы никогда! И тебя Господь запишетъ въ книгѣ вѣчной жизни».

Такъ мудро, сильно, благодатно говорилъ юный Хрѵсанѳъ, горя любовію божественной, желая спасти темную язычницу. Дарія умилилась, слушая проповѣдь святого юноши. Она слабо стала защищать вѣру языческую и своихъ ложныхъ боговъ. Но премудрый Хрѵсанѳъ смогъ ей объяснить все ничтожество ея вѣры и, наконецъ, съ Божіей помощію ясно поняла служительница богини Аѳины — гдѣ вѣра истинная. Вдохновенныя слова св. юноши проникли до глубины ея души. Сердца ея коснулся Господь, открылъ Себя во всей Своей великой, непостижимой вѣчной красотѣ.

Души св. Хрѵсанѳа и Даріи мгновенно соединились во единой любви къ Спасителю міра. Они рѣшили исполнить желаніе Полемія: вступить между собою въ бракъ, но жить въ полной чистотѣ, какъ братъ съ сестрою. Отецъ былъ счастливъ, что его любимый, единственный сынъ, наконецъ, нашелъ себѣ супругу по сердцу. Онъ устроилъ имъ богатую свадьбу и далъ Хрѵсанѳу всѣ свои имѣнія, какъ единственному своему наслѣднику.

Послѣ свадьбы Полемій вскорѣ умеръ — такъ устроилъ Господь, чтобы мнимые супруги — вѣрные Его рабы — дѣвственники могли бы свободнѣе Ему послужить. Святой Хрѵсанѳъ въ своемъ домѣ крестилъ свою блаженную сестру Дарію. Мудрая дѣва вскорѣ изучила Божественное писаніе. Она сіяла святою жизнію и была истинною невѣстою Христовою. Хрѵсанѳъ и Дарія заботились не только о своемъ спасеніи, но старались привести къ вѣрѣ христіанской темныхъ язычниковъ. Множество людей чрезъ нихъ увѣровало во Христа. Многіе юноши и дѣвы отказались отъ брака и жили чистою, высокою жизнію, служа Единому Богу.

Темные язычники возмутились противъ свв. Хрѵсанѳа и Даріи. Они явились къ начальнику Келерину и стали говорить: «Мы потеряли нашихъ женъ — онѣ стали христіанками!» Юноши взывали: «Дарія разлучила насъ съ нашими невѣстами!» Женщины кричали: «Мы лишились нашихъ мужей!» Дѣвушки взывали: «Мы потеряли чрезъ Хрѵсанѳа нашихъ жениховъ!» Народъ ропталъ говоря: «Какъ будутъ рождаться дѣти, если не будетъ супруговъ! Вѣдь людей тогда будетъ очень мало, въ силу волшебствъ Хрѵсанѳа и Даріи!»

Услышавъ эти вопли, начальникъ города приказалъ привести къ себѣ святыхъ юношу и дѣву. Св. юношу онъ передалъ на судъ одному трибуну, по имени Клавдію. Этотъ послѣдній отдалъ святого своимъ воинамъ, говоря: «Ведите его за городъ къ капищу бога Дія. Если онъ не поклонится непобѣдимому Гераклу, предайте его пыткамъ. Жестокими муками заставьте его покориться волѣ царской и принести жертву богамъ».

Воины схватили св. Хрѵсанѳа, крѣпко связали его веревками, сдѣланными изъ жилъ животныхъ. Жестоко, со страшною силою, старались они стягивать эти веревки, чтобы онѣ врѣзались до самыхъ костей въ тѣло св. мученика, Но эта пытка имъ не удавалась. Крѣпкія жилы лопались. Они повторяли эту пытку и — снова рвались жилы, Наконецъ, придя въ дикую ярость, они бросили св. мученика въ мрачную, смрадную темницу. Тамъ оковали они его оковами и забили его въ колоду. Начали они смѣяться надъ страдающимъ юношею — и вдругъ, и оковы лопнули, и колода разсыпалась въ прахъ!

Дикіе люди содрали съ теленка кожу, въ нее посадили нагого св. Хрѵсанѳа и поставили его на солнечномъ припекѣ, въ самый знойный часъ дня. Но Милосердный Господь и въ этой пыткѣ помогъ своему избраннику. Святой не чувствовалъ страданій. Снова оковали его желѣзными цѣпями и бросили въ темницу. Но цѣпи опять разсыпались, распались, а тюрьма озарилась дивнымъ небеснымъ сіяніемъ — словно тысячи и тысячи свѣчей зажглись въ ней. Только сейчасъ пришли въ изумленіе воины и донесли о всѣхъ этихъ чудесахъ трибуну Клавдію.

Тотъ поспѣшилъ въ темницу и, дѣйствительно, увидѣлъ дивный небесный свѣтъ. Трибунъ приказалъ св. мученика привести къ себѣ. Онъ спросилъ его: «Какая въ тебѣ сила волшебная, что ты творишь такія чудеса? Я зналъ многихъ чародѣевъ, волшебниковъ, но они никогда ничего подобнаго не совершали. Я вижу, что ты мудрый, достойный юноша. Чтобы не было народнаго ропота — прошу у тебя только одного: принеси жертву нашимъ богамъ!» Отвѣтилъ ему св. Хрѵсанѳъ: «Если бы въ тебѣ была хоть капля мудрости, то ты понялъ бы, что не волшебною хитростію я совершаю чудеса, но Божія сила помогаетъ мнѣ и укрѣпляетъ меня. Если бы ты былъ разуменъ, то понялъ бы, что твои боги не что иное, какъ только прахъ, пепелъ и олово!»

Разгнѣвался Клавдій и приказалъ св. мученика привязать къ дереву и бить суковатыми палками. Но тяжелыя дубины били по тѣлу св. Хрѵсанѳа словно мягкія, легкія вѣтви. Изумился тутъ Клавдій. Онъ приказалъ прекратить пытку, отвязать святого отъ дерева и облечь его въ его одежду. Мгновенно духовно прозрѣвшій Клавдій сказалъ воинамъ: «Я вижу, что всѣ эти чудеса дѣлаются не волшебною, а Божіею силою! Припадемъ же къ ногамъ этого юноши и попросимъ у него прощенія за все то зло, которое мы ему причинили. Будемъ умолять его, чтобы онъ примирилъ насъ со Всесильнымъ Богомъ, Который дѣлаетъ такія великія, непостижимыя чудеса. Этотъ страдалецъ — рабъ Божій. Какъ онъ побѣдилъ насъ — такъ побѣдитъ и нашихъ царей и князей и посрамитъ ихъ живущею въ немъ силою Небеснаго Бога!»

Сказавъ такъ, Клавдій палъ къ ногамъ раба Христова. Его примѣру послѣдовали и всѣ его воины, говоря: «Воистину мы познали, что твой Богъ — Единый, Истинный! Мы умоляемъ тебя, чтобы ты привелъ насъ къ Нему и сдѣлалъ Его рабами!»

«Кто хочетъ придти къ моему Богу», сказалъ Хрѵсанѳъ, «пусть идетъ къ Нему не ногами, а душою, чистымъ сердцемъ. Близокъ Богъ тому, кто вѣрою и сердцемъ ищетъ Его».

Много пояснялъ Хрѵсанѳъ этимъ людямъ, что значитъ быть истиннымъ христіаниномъ. Долго говорилъ св. мученикъ, и крѣпко увѣровали Клавдій со своими воинами. Жена его Илларія, два сына Уасонъ и Мавръ, даже всѣ родственники, друзья, слуги — всѣ домашніе Клавдія увѣровали во Христа и приняли святое крещеніе. Новые христіане день и ночь жадно слушали поученія св. мученика Хрѵсанѳа. Они такъ пламенно возлюбили Христа, что готовы были принять за Него муки.

О новопросвѣщенныхъ донесли нечестивому царю Нумеріану. Онъ въ ярости приказалъ своимъ воинамъ утопить въ морѣ трибуна Клавдія. Ему привязали на шею тяжелый камень и погрузили въ пучину морскую. Такъ пострадалъ новый мученикъ Клавдій за Христа, Котораго возлюбилъ безгранично!

Его двухъ сыновей и воиновъ посѣкли мечами. На мѣстѣ посѣченія св. мучениковъ находился старый гробъ. Христіане очистили его, взяли ночью тѣла убіенныхъ и положили въ него. Часто на могилу св. мучениковъ приходила Илларія и молилась у святыхъ мощей.

Язычники однажды схватили скорбящую мать и повели ее на судъ и муки. Илларія попросила: «Дайте мнѣ нѣкоторое время помолиться, а потомъ ведите куда хотите!» Язычники согласились исполнить просьбу вдовы трибуна — сжалились надъ скорбною матерью и супругою, потерявшей своихъ близкихъ. Илларія стала на колѣни, воздѣла руки къ небу и воскликнула: «Владыко, Господи Іисусе Христе, Котораго я всѣмъ сердцемъ исповѣдаю, соедини меня съ моими сыновьями, которыхъ ты позвалъ на страданіе за Тебя, которые положили за Тебя свою молодую жизнь!» Въ молитвѣ тихо склонилась Илларія... Господь принялъ ея скорбную душу въ руки Свои и взялъ на вѣчное блаженство: соединилъ мать съ сыновьями-мучениками.

Увидѣвъ Илларію бездыханной, невольно умилились язычники, которые вели ее на судъ и муки. Они оставили ея тѣло двумъ ея рабынямъ, которыя были при ней. Эти послѣднія взяли мощи своей госпожи и благоговѣйно погребли ихъ при гробницѣ, гдѣ покоились тѣла Уасона и Мавра.

Царь Нумеріанъ, покончивъ съ новыми мучениками, рѣшилъ истязать и предать смерти святыхъ Хрѵсанѳа и Дарію. Онъ повелѣлъ св. юношу оковать желѣзными цѣпями и бросить въ глубочайшую темницу, смрадную, мрачную, страшную — въ этотъ ровъ стекали всѣ нечистоты громаднаго, многонароднаго города Рима.

Святую же мученицу Дарію отвели отдѣльно отъ св. Хрѵсанѳа и заперли въ одинъ домъ.

Среди невыразимаго зловонія не задохнулся св. Хрѵсанѳъ. Во мракѣ вдругъ озарилъ его свѣтъ чудный, райскій. Разлилось дивное благоуханіе цвѣтовъ нездѣшнихъ...

А къ св. мученицѣ Даріи прибѣжалъ левъ, который, при помощи Божіей, убѣжалъ изъ клѣтки, находившейся при городскомъ циркѣ. Царь звѣрей внезапно предсталъ предъ изумленною св. Даріей. Св. Дѣва въ это время, преклонившись ницъ, усердно возносила къ Богу свои святыя молитвы. Звѣрь сталъ вѣрнымъ хранителемъ чистой невѣсты Христовой — неутомимымъ ея сторожемъ. Римскіе граждане и не подозрѣвали, что левъ охраняетъ св. Дарію! Язычники послали къ избранницѣ Божіей одного сквернаго юношу, чтобы онъ обидѣлъ ее, причинилъ бы зло беззащитной, слабой дѣвѣ. Этотъ юноша дерзко вошелъ въ комнату, гдѣ молилась св. мученица. Ея вѣрный сторожъ тотчасъ же бросился на него, повалилъ на землю и обратилъ умный взглядъ на св. Дарію, словно спрашивая ее: «Что мнѣ дѣлать съ этимъ человѣкомъ? Растерзать его? Пощадить дерзкаго?» Св. Дарія сказала льву: «Заклинаю тебя Сыномъ Божіимъ — не трогай его: пусть онъ услышитъ отъ меня слово Божіе». Левъ, словно человѣкъ, понялъ слова св. дѣвы, вышелъ изъ комнаты и легъ при дверяхъ дома — точно привратникъ. Св. Дарія сказала юношѣ: «Свирѣпый левъ, видишь, мгновенно укротился, услышавъ имя Христово. Звѣрь позналъ Истиннаго Бога! А ты, окаянный человѣкъ, существо разумное, — Бога не боишься, творишь зло и безчинство». Слова невѣсты Христовой потрясли душу юноши. Онъ палъ ницъ передъ избранницей Божіей и возопилъ: «Помоги мнѣ, раба Христова, живымъ и невредимымъ уйти изъ этого дома. Если останусь живымъ, то даю слово, что буду всѣмъ проповѣдывать Христа, Которому ты служишь. Онъ есть Единый Истинный Богъ и другого Бога кромѣ Него нѣтъ!»

Св. Дарія приказала льву пропустить черезъ ворота увѣровавшаго юношу, онъ сталъ ходить по всему городу Риму, громко восклицая: «Знайте всѣ римляне, что Дарія — богиня!»

Цирковые же борцы дерзновенно рѣшили вывести льва изъ дома, гдѣ находилась св. мученица. Они подошли къ дверямъ возлѣ которыхъ сидѣлъ вѣрный хранитель невѣсты Христовой. Левъ бросался на каждаго борца, ударялъ его о землю и клалъ къ ногамъ св. Даріи. Ни единому изъ борцовъ звѣрь не нанесъ ни малѣйшей раны, хотя могъ всѣхъ ихъ растерзать! Левъ разумно, вопросительно смотря въ глаза св. мученицы, покорно ждалъ ея распоряженія. Св. Дарія сказала борцамъ: «Если вы увѣруете во Христа, то живыми сможете выбраться отсюда, — въ противномъ случаѣ — если не повѣрите, то пусть ваши боги защитятъ васъ отъ зубовъ львиныхъ».

Какъ одна душа, возопили борцы: «Кто не повѣритъ, что Христосъ есть Истинный, Живой Богъ — пусть тотъ не выйдетъ отсюда живымъ!»

Услышавъ такой отвѣтъ борцовъ, святая приказала своему вѣрному стражу отпустить увѣровавшихъ людей на свободу. Борцы, сдѣлавшись въ одно мгновеніе христіанами, стали ходить по всему городу Риму, взывая громко: «Вѣруйте народы римскіе, что нѣтъ другого Бога, кромѣ Христа, Котораго проповѣдуетъ Дарія!»

Все происшедшее дошло до слуха епарха Келерина. Онъ приказалъ разжечь громадный костеръ возлѣ дверей дома, въ которомъ находилась св. Дарія со львомъ.

Звѣрь, увидѣвъ пламя, отъ страха заревѣлъ. Святая же поспѣшила успокоить своего вѣрнаго друга: «Не бойся, ты не сгоришь, и тебя не убьютъ. Ты умрешь естественною смертію, когда придетъ время. Безъ страха — бѣги отсюда въ твою пустыню и будь спокоенъ: тебя защититъ Тотъ, предъ Которымъ ты преклонился и Который обитаетъ въ душѣ моей!» Левъ послушно преклонилъ свою голову въ знакъ того, что онъ понялъ слова св. мученицы и готовъ исполнить ея повелѣніе. Царь звѣрей ринулся черезъ весь городъ въ свою любимую пустыню. Онъ не тронулъ никого. Всѣ люди съ ужасомъ давали ему дорогу.

Борцы, спасенные отъ зубовъ льва святою дѣвою — всѣ до единаго приняли святое крещеніе. Царь Нумеріанъ, узнавъ о дивномъ Божіемъ чудѣ, не вразумился. Онъ рѣшилъ лютыми муками погубить святыхъ мучениковъ Хрѵсанѳа и Дарію. Св. юношу раздѣли до нага и повѣсили на деревѣ. Затѣмъ принесли множество горящихъ свѣчей и хотѣли опалять ими тѣло раба Христова. Но тутъ дерево, на которомъ висѣлъ св. мученикъ, подломилось. Веревки, на которыхъ висѣлъ св. мученикъ, оборвались, а свѣчи погасли.

Палачи хотѣли схватить св. Дарію, но у нихъ руки тотчасъ же скорчились, жилы на нихъ лопались съ невыносимою болью. Палачи кричали отъ нестерпимыхъ страданій. Епархъ, увидѣвъ всѣ эти дивныя чудеса, пришелъ въ ужасъ и поспѣшилъ донести о нихъ царю Нумеріану. Нечестивый, безумный царь не повѣрилъ силѣ Божіей и сказалъ, что все это волшебство.

Онъ приказалъ св. мучениковъ вести за городъ. На пути, который назывался «Саларія», онъ приказалъ выкопать глубокій ровъ и бросить въ него св. Хрѵсанѳа вмѣстѣ со св. Даріей и заживо ихъ похоронить, засыпавъ камнями и землею. Св. мученики стояли радостные возлѣ своей могилы: они не боялись смерти, т. к. шли на вѣчную, блаженную жизнь. Они сіяли неземнымъ счастьемъ и дивно пѣли священныя пѣсни, восхваляя Творца своего. Св. дѣва и св. юноша спокойно, безбоязненно сошли въ ровъ. Какъ повелѣлъ лютый царь, они были засыпаны камнями и землею. Святые, какъ жили вмѣстѣ высокою, духовною жизнію, вмѣстѣ служили Богу, — такъ вмѣстѣ и скончались; получивъ отъ Господа нетлѣнные мученическіе вѣнцы.

На мѣстѣ ихъ погребенія стали совершаться безчисленныя, дивныя чудеса: многіе больные получали исцѣленія. Стали стекаться вѣрные: мужчины, женщины, юноши, дѣвушки, дѣти.

Недалеко отъ могилы св. мучениковъ была пещера. Въ ней собирались христіане въ день памяти отшествія ко Господу святыхъ Хрѵсанѳа и Даріи. Тутъ совершалась Божественная Литургія. Христіане причащались. Однажды царь Нумеріанъ, узнавъ о томъ, что вѣрные собрались во множествѣ въ этой пещерѣ, приказалъ заградить входъ въ нее и завалить землею. Такъ въ этой пещерѣ скончалось мученической смертью множество христіанъ. Тамъ пострадали священникъ Діодоръ, діаконъ Маріанъ, множество клириковъ. Все выше изложенное записали два брата — Варинъ и Арменій, по приказанію папы Римскаго Стефана. Множество посланій съ описаніемъ жизни и страданій святыхъ мучениковъ Хрѵсанѳа и Даріи разослано было во всѣ города, чтобы вѣрные знали, какъ эти св. мученики сподобились вѣнцовъ вѣчныхъ, нетлѣнныхъ отъ Христа Бога нашего Іисуса Христа, Ему же слава и держава нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ восьмой. [1962 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1962. — С. 23-32.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.