Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ восьмой. [1962 г.]

«Принесенная руками ангельскими».
Праздникъ [Тихвинской] иконы 26 іюня.

Въ 1383 году, во время великокняженія Димитрія Іоанновича Донского, въ 177-ми верстахъ отъ Великаго Новгорода, на озерѣ Ладожскомъ, которое находится вблизи Балтійскаго моря, называвшагося нашими предками «Варяжскимъ», рыбаки ловили рыбу. Вдругъ необычайно яркій свѣтъ озарилъ ихъ съ высоты. Они взглянули ввысь и увидѣли грядущій въ воздухѣ, носимый руками невидимыми, ангельскими, образъ Царицы Небесной. Сіяющая Богоневѣста держала на лѣвой рукѣ Божественнаго Предвѣчнаго Младенца. Замерли отъ благоговѣйнаго страха рыбаки, не спуская глазъ слѣдили за шествующей иконой; смотрѣли, куда она направляетъ свой небесный путь, гдѣ остановится. Но образъ Владычицы постепенно скрылся отъ нихъ и сталъ, наконецъ, невидимъ...

Но вскорѣ икона Царицы Небесной снова появилась въ воздухѣ надъ деревнею Вымоченцы при рѣкѣ Оптѣ, за 150 верстъ отъ Тихвина. Появилась, какъ и въ первый разъ, вся лучезарная. Жители этой деревни собрались взглянуть на это великое чудо и горячо молились Заступницѣ. И чудная эта икона на глазахъ многочисленной толпы стала тихо опускаться и, наконецъ, сошла на землю. Люди съ неизреченной радостію приняли ее на свои руки, возносили хвалу Царицѣ Небесной, благодарили Пречистую. Народъ поспѣшилъ выстроить храмъ въ честь Рождества Пресвятыя Богородицы, въ которомъ поставили новоявленный образъ. Больные во множествѣ приходили къ чудотворной иконѣ и получали исцѣленія.

Но недолго пребывала св. икона въ этой новой церкви. Образъ исчезъ и вдругъ появился на мѣстѣ называемомъ Кожела, близъ рѣки Паши, въ тридцати верстахъ отъ Тихвина. Поселяне увидѣли въ небѣ грядущій свѣтозарный образъ Царицы Небесной и стали усердно молить Владычицу, чтобы Она не удалялась отъ нихъ. Утѣшила Пречистая плачущій народъ, сошла къ нимъ, скорбнымъ. Люди поспѣшили воздвигнуть часовню, а потомъ и храмъ въ честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Но черезъ нѣкоторое время икона изъ этой церкви была невидимыми руками перенесена на гору близъ рѣки Тихвины. Люди замѣтили чудотворный образъ, какъ легкое облако, носящееся въ воздухѣ. Множество народа собралось на гору, привлекаемое великимъ чудомъ. Изъ окрестныхъ деревень пришли священники съ крестами, со святыми иконами, хоругвями, воспѣвали Владычицѣ молебны. А потрясенный, умиленный народъ, взирая ввысь на лучезарный образъ Приснодѣвы, взывалъ какъ одна душа: «Приди къ намъ, Царица, посѣти насъ свыше! Просвѣти насъ, омраченныхъ грѣхами, свѣтозарнымъ Твоимъ пришествіемъ». И къ плачущему, колѣнопреклоненному, взывающему народу снизошла «Радость всѣхъ радостей», осіяла ихъ веселіемъ духовнымъ, преисполнила ликованія души людей, жаждущихъ Ея утѣшенія. Радостный народъ, плача слезами благодарными, въ умиленіи спѣшилъ приложиться къ чудотворной иконѣ. Народъ сталъ немедленно же рубить деревья для постройки храма въ честь Богоматери. Въ тотъ же день заложили основаніе церкви, внутри котораго помѣстили образъ Пречистой. Къ вечеру усталые люди разошлись по домамъ до утренней работы. При иконѣ осталось нѣсколько особенно усердныхъ Божіихъ людей, которые неусыпно ночью пребывали въ молитвѣ.

На разсвѣтѣ истомленные бдѣніемъ люди задремали. Когда они почивали, образъ Богоматери былъ снова перенесенъ въ другое мѣсто. И не только образъ, но и срубленныя деревья, основаніе храма, даже щепки всѣ до единой исчезли. Проснулись люди, смотрятъ — ни иконы, ни срубленныхъ деревьевъ — нѣтъ ничего! И пришедшіе утромъ люди были тоже поражены исчезновеніемъ образа съ основаніемъ храма. Пригорюнился недавно радостный народъ, лишившись вдругъ великой надежды, утѣхи несказанной — образа Владычицы, «О Человѣколюбецъ!» — съ рыданіемъ взывали люди — «не скрой отъ насъ безцѣннаго сокровища, которое Ты, о Владыко, послалъ на утѣшеніе всей Руси. О, Владычица, вчера Ты исполнила насъ радости, сегодня — печали несказанной! Свѣтъ нашъ! Откройся намъ, претвори нашу печаль въ радость!» Такъ горячо молились люди Божіи. Они разошлись по всей горѣ, по всей дубравѣ. Сквозь слезы смотрѣли ввысь, не покажется ли имъ, какъ и въ первый разъ, образъ солнцеподобный? Искали и на землѣ. Скользили взоры по соснамъ широковѣтвистымъ, по ельнику.

И вдругъ, на другой сторонѣ рѣки Тихвины, къ востоку, среди болота замерцалъ свѣтъ особенный, свѣтъ нездѣшній, озарилъ сердца скорбящихъ людей надеждою. Народъ поспѣшилъ къ невѣдомому сіянію и къ радости своей нашелъ образъ Пречистой съ основаніемъ храма, съ деревьями, даже со щепками! Святая икона стояла въ срубѣ посрединѣ восточной стѣны, не касаясь ея, держалась въ воздухѣ, испускала лучи ослѣпительные.

«Не оставляй больше насъ! Останься навсегда съ нами!» взывали обрадованные люди, прикладываясь къ чудотворному образу. Послѣ усердной молитвы люди взялись за постройку храма. Они избрали почтенныхъ людей и послали ихъ въ Великій Новгородъ къ преосвященному архіепископу Алексію и городоначальникамъ, возвѣщая имъ о преславномъ явленіи чудотворной иконы Царицы Небесной. Архіепископъ, городоначальники, обрадованные этимъ извѣстіемъ, прославили Бога и Владычицу. Они въ свою очередь доложили объ этомъ чудѣ своему великому князю Димитрію Донскому, пославши къ Самодержцу пословъ въ престольный градъ Москву. Архіепископъ Алексій послалъ священниковъ и діаконовъ въ Тихвинъ на послѣднее мѣсто явленія чудотворной иконы. Далъ имъ антиминсъ и свое благословеніе на постройку и освященіе храма въ честь Успенія Пресвятой Дѣвы Маріи. Посланные вскорѣ въ точности исполнили благословеніе своего архипастыря.

Усердіемъ Божіихъ людей къ празднику св. Успенія церковь была уже готова. Незадолго до праздника духовенство распорядилось извѣстить черезъ пономаря Георгія весь народъ окрестныхъ селеній, что освященіе новой церкви произойдетъ на праздникъ Успенія Богородицы. Пономарь усердно обходилъ Божіихъ людей и передавалъ имъ, чтобы они не дерзали безъ должнаго поста и молитвы приходить на освященіе церкви. Георгій былъ человѣкъ жизни чистой, мирной, благоговѣйной. Исполнивъ возложенное на него порученіе, возвращался онъ къ церкви въ день предпразднства. Шелъ онъ одинъ въ тишинѣ, съ тихою молитвою на устахъ. Оставалось ему еще до конца пути четыре съ половиной версты. Вдругъ онъ сталъ обонять въ воздухѣ неизреченное благоуханіе, вѣялъ ѳиміамъ, дышали ароматы нездѣшніе: благодать Духа Святаго облагоухала то мѣсто, на которомъ вотъ-вотъ, должна явиться Сама Пречистая. Шелъ Георгій по дубравѣ и раздумывалъ, пораженный благовоніемъ, «Откуда идетъ такое благоуханіе среди глуши лѣсной?!», спрашивалъ онъ себя. И вдругъ, передъ нимъ предстала Сама Пречистая, сіяющая свѣтомъ небеснымъ. Онъ увидѣлъ Матерь Божію сидящую въ лѣсу на клади сосновой. Въ правой рукѣ Владычица держала свой жезлъ, словно опираясь на него. Передъ Ней стоялъ святолѣпный старецъ, украшенный сѣдинами. Георгій узналъ его по иконному изображенію — съ Царицей Небесной явился Святитель Николай. Отъ небеснаго видѣнія упалъ въ страхѣ на землю пономарь и лежалъ, словно мертвый, недвижимый. А благостный и любящій людей Святитель подошелъ къ нему, коснулся его и ласково сказалъ: «Встань, не бойся!». Георгій съ трепетомъ и радостію всталъ на колѣна, сложилъ крестообразно руки на груди и съ удивленіемъ созерцалъ дивное видѣніе. Сидящая на клади Пречистая сказала ему: «Иди въ церковь, скажи священнику и людямъ, чтобы не ставили желѣзнаго креста на Моемъ храмѣ, какъ они собираются сдѣлать, но чтобы водрузили деревянный крестъ: такъ Мнѣ угодно». Пономарь, немного пришедши въ себя, отвѣтилъ со страхомъ: «О, Госпожа, Владычица! Мнѣ же не повѣрятъ!» На его восклицаніе отвѣтилъ святитель Николай: «Если не повѣрятъ, то произойдетъ одно знаменіе, которое удостовѣритъ истинность переданнаго тобою». Послѣ этихъ словъ св. Николая небесное видѣніе мгновенно исчезло...

Пораженный Георгій въ трепетѣ сталъ возносить благодареніе Господу, что удостоился такого великаго небеснаго посѣщенія. Онъ поспѣшилъ исполнить порученіе Царицы Небесной. Но ни люди, ни даже священники не повѣрили его словамъ. По повелѣнію пресвитеровъ, одинъ церковный строитель взялъ желѣзный крестъ, взошелъ съ нимъ на верхъ церковный и сталъ, было, утверждать его на куполѣ, какъ вдругъ налетѣлъ порывъ буйнаго вѣтра; застоналъ, зашумѣлъ лѣсъ сосновый, пронеслась страшная буря и снесла строителя внизъ вмѣстѣ съ желѣзнымъ крестомъ. Онъ былъ спущенъ невидимою силою на землю безъ всякихъ поврежденій, живымъ, здоровымъ и стоялъ внизу среди толпы пораженнаго народа.

Тогда только повѣрили священники и люди словамъ Георгія! Они въ страхѣ тотчасъ же поспѣшили сдѣлать деревянный крестъ, воздвигли его на главѣ храма и радостно праздновали день освященія церковнаго и вмѣстѣ Успенія Пресвятой Богородицы. Послѣ освященія церкви на Тихвинѣ люди направились къ тому мѣсту, на которомъ пономарь Георгій сподобился узрѣть Царицу Небесную и Святителя Николая. Тамъ они создали храмъ въ честь явившагося Святаго. А изъ той сосновой клади, на которой сидѣла Сама Владычица, они сдѣлали крестъ и поставили его на куполѣ этого храма, на незабвенную память о дивномъ явленіи Богоматери съ великимъ святителемъ въ лѣсной глуши.

Безчисленное множество чудесъ происходило въ храмѣ Тихвинской Богоматери и въ храмѣ лѣсномъ Святителя Николая.

Впослѣдствіи великій князь Іоаннъ III создалъ въ Тихвинѣ прекрасную богато украшенную каменную церковь для чудотворной иконы.

Во время постройки этого храма произошло великое чудо. Когда каменщики бѣлили и сглаживали стѣну возлѣ паперти, какимъ-то образомъ обрушилась вся громадная стѣна и засыпала двадцать церковныхъ строителей. Никто не чаялъ найти ихъ живыми подъ этими развалинами. Три дня разбирали большіе, тяжкіе камни и, на радость всему присутствовавшему, опечаленному несчастьемъ народу, всѣ до единаго каменщика оказались живыми, даже невредимыми по милосердію Божію и заступленіемъ Пречистой. Царь Іоанъ Грозный построилъ монастырь возлѣ этой новой каменной церкви.

Пользуясь бѣдственнымъ положеніемъ Руси въ смутное время, шведы, недавніе союзники русскихъ въ борьбѣ съ польско-литовскими войсками, рѣшили овладѣть всей Новгородской землею. Въ 1611 году 8 іюля, шведы взяли Великій Новгородъ. Царю Михаилу Ѳеодоровичу пришлось вести съ новыми врагами трудную борьбу. Неоднократно осаждали они и обитель Тихвинскую, которая сохранялась невредимой, защитою ея Небесной Покровительницы. Въ обители укрывались многіе люди изъ окрестныхъ селъ, спасаясь отъ непріятеля.

Однажды обступили обитель шведы. Была глубокая ночь подъ стѣнами слышались крики осаждавшихъ, бряцаніе оружія. Иноки и часть людей, находившихся подъ защитою монастыря, затворились въ церкви и горячо, со слезами молились о спасеніи обители передъ чудотворною иконою. Другіе же люди стояли на стѣнахъ и бились съ врагами, призывая на помощь Царицу Небесную. И Владычица услышала и спасла рабовъ Божіихъ. Она явилась въ тонкомъ снѣ одной благочестивой женщинѣ, Маріи, скрывавшейся въ эту ночь въ монастырѣ Пречистой. Богородица повелѣла ей передать осажденнымъ, чтобы они взяли Ея образъ и обошли бы съ нимъ вокругъ обители по стѣнамъ монастырскимъ. Проснулась Марія и поспѣшила передать Божіимъ людямъ повелѣніе Владычицы. Иноки взяли икону, вознесли ее на стѣну обители, при пѣніи молебна Заступницѣ. Обнесли вокругъ монастыря чудотворный образъ. И съ этого момента неизъяснимый страхъ напалъ на осаждающихъ, и они, никѣмъ не преслѣдуемые, быстро отступили отъ обители.

Еще нѣсколько разъ шведы пытались осаждать св. обитель Тихвинскую, но всякій разъ принуждены были отступать съ потерями, преслѣдуемые русскими. Шведскій полководецъ, захватившій Великій Новгородъ, раздраженный безуспѣшными нападеніями на святую обитель, наконецъ, отдалъ страшное приказаніе: уничтожить монастырь Тихвинскій, посѣчь на части чудотворную икону, а церковь разобрать по кирпичамъ! До обители вскорѣ дошелъ слухъ о надвигающемся на Тихвинъ непріятелѣ и о распоряженіи шведскаго воеводы. Люди Божіи убоялись грознаго врага и рѣшили взять чудотворную икону и бѣжать съ нею въ престольный градъ Москву. Но, когда иноки съ молебнымъ пѣніемъ простерли руки, чтобы поднять чудотворный образъ, имъ стала препятствовать невидимая сила: никакими силами нельзя было сдвинуть икону съ мѣста! И поняли иноки, что Матерь Божія не соизволяетъ имъ бѣжать въ Москву. Тогда, съ единою пламенною надеждою на помощь Царицы Небесной, они затворились въ обители и съ молитвою стали ожидать подступающаго непріятеля. Хранительница ихъ обители не замедлила явить имъ свое заступленіе: враги такъ и не могли дойти до обители. Владычица устрашила ихъ по пути чудомъ предивнымъ: она показала имъ грядущее на нихъ вооруженное многочисленное воинство. Со страхомъ видѣли шведы многіе полки воиновъ, стремившихся на нихъ со знаменами пресвѣтлыми, украшенными блистательными крестами. Враги, не надѣясь одолѣть такую воинскую силу, повернули обратно и съ того времени уже больше не дерзали и близко подступать къ святой обители. Вскорѣ и Великій Новгородъ снова перешелъ заступничествомъ Царицы Небесной въ руки юнаго царя Михаила Ѳеодоровича Романова.

Откуда же появилась эта чудотворная икона на Святой Руси?

Древнія рукописи открываютъ, что этотъ свѣтозарный образъ силою Божіею былъ перенесенъ въ Россію изъ Греціи, изъ самаго Царьграда, въ царствованіе Іаонна Палеолога, за 70 лѣтъ до взятія турками столицы Византіи, а Константинополь былъ захваченъ ими въ 1453 году. Когда эта икона начала прославляться въ Тихвинѣ многими чудесами, изъ Великаго Новгорода пріѣхали въ Царьградъ благочестивые купцы. Они были приняты самимъ Святѣйшимъ Царьградскимъ Патріархомъ и удостоились бесѣды съ нимъ. Святѣйшій упомянулъ объ иконѣ Царицы Небесной, исчезнувшей изъ Царьграда, и сталъ ихъ спрашивать, не слышали ли они объ этомъ, удалившемся силою Божіею образѣ. Купцы и повѣдали ему объ иконѣ, перенесенной невѣдомо откуда въ ихъ Новгородскую область руками ангельскими въ 1383 году. Они стали описывать, какого вида эта икона и какія непостижимыя чудеса происходятъ отъ нея.

По описанію новгородскихъ купцовъ узналъ патріархъ исчезнувшую икону Владычицы и сталъ скорбно вздыхать. Время ея появленія на Святой Руси совпадало съ моментомъ исчезновенія ея изъ Царьграда. Въ свою очередь патріархъ сталъ разсказывать какъ эта чудотворная икона неоднократно, чудеснымъ образомъ шествовала изъ Царьграда по морю невѣдомо куда, передвигалась по волнамъ, движимая Божественною силою. Она черезъ нѣкоторое время, на радость и утѣшеніе гражданамъ Константинополя, снова возвращалась и источала многія непостижимыя чудеса. Но однажды, а именно въ 1383 году, образъ пропалъ изъ храма и до сихъ поръ не возвращался.

«Видно, мы прогнѣвали Господа и Его Пречистую Матерь своею гордостью, нелюбовію къ ближнему, всякими грѣхами и неправдами», съ глубокимъ вздохомъ кончилъ святѣйшій свою скорбную рѣчь. Затѣмъ патріархъ повелъ новгородскихъ гостей въ церковь, откуда пропала икона Божіей Матери. Онъ показалъ имъ мѣсто и кивотъ, гдѣ стоялъ когда-то чудотворный образъ. На этомъ мѣстѣ была уже другая икона, передъ которой горѣла неугасимая лампада...

Возвратившись на родину, купцы повѣдали духовнымъ лицамъ и другимъ Божіимъ людямъ, откуда явилась въ Тихвинѣ чудотворная икона Борогодицы. Ихъ повѣствованіе было записано, и сохранилась даже рукопись отъ того далекаго времени, передающая намъ исторію свѣтозарнаго образа Царицы Небесной.

Много списковъ (копій) Тихвинской иконы Божіей Матери прославилось на родинѣ нашей чудотвореніями. Память Тихвинской иконы празднуется 26 іюня.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ восьмой. [1962 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1962. — С. 40-46.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.