Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ восьмой. [1962 г.]

Житіе преп. отца нашего Алипія, иконописца Печерскаго.
Память 17 августа. Отошелъ ко Господу въ 1114 году.

Послѣ того какъ этотъ храмъ былъ расписанъ дивными иконами, преп. Никонъ, — игуменъ Кіево-Печерской обители, постригъ усерднаго иконописца, св. Алипія, въ иночество — былъ онъ удостоинъ чина ангельскаго.

Св. иконописецъ былъ необычайно трудолюбивъ. Никогда не видѣли его празднымъ. Многіе Божіи люди заказывали ему иконы, но онъ не старался обогатиться своимъ художествомъ. Онъ старался какъ можно благоговѣйнѣе, съ постомъ и молитвою, усердно исполнять свое святое послушаніе. На всѣхъ его дивныхъ иконахъ почивала Божія благодать. Души святыхъ угодниковъ, которыхъ онъ писалъ, какъ бы сквозили черезъ его чудныя изображенія.

Съ игумена, братьевъ, бѣдныхъ людей блаженный совсѣмъ не бралъ платы. А когда преподобный узнавалъ, что въ какой либо древней церкви города Кіева обветшали иконы — онъ стремился туда и безвозмездно обновлялъ святые образа.

То, что за иконы свои блаженный получалъ, онъ дѣлилъ на три части: одну онъ употреблялъ на пріобрѣтеніе красокъ, кистей, золота; вторая шла на раздачу милостыни нищимъ, приходящимъ въ монастырь за подаяніемъ; третью онъ предоставлялъ обители. Себѣ лично святой ничего не бралъ.

Блаженный цѣлые дни писалъ иконы, а по ночамъ не спалъ, молясь прилежно, со многими поклонами. Ни одной службы монастырской не пропускалъ.

Св. игуменъ Никонъ, видя такую многотрудную жизнь блаженнаго иконописца, рукоположилъ его въ іеромонахи. И засіялъ св. Алипій словно яркая свѣча на свѣщникѣ. Его душа сіяла еще большею красотою въ своемъ новомъ высокомъ священномъ чинѣ! Онъ сталъ творить великія, дивныя чудеса. Повѣдаемъ нѣкоторыя изъ нихъ. Нѣтъ возможности всѣ ихъ описать!

Жилъ въ Кіевѣ одинъ богачъ. Онъ заболѣлъ страшною, неизлѣчимою болѣзнію — проказою. Онъ лѣчился у многихъ иностранныхъ врачей, прибѣгалъ даже и къ знахарямъ. Конечно, ни одинъ изъ нихъ не могъ ему помочь, т. к. даже и теперь, въ наше время, эта болѣзнь считается неизлѣчимой. Одинъ изъ друзей этого богача посовѣтовалъ ему пойти въ Кіево-Печерскій монастырь и тамъ просить монаховъ, чтобы они помолились о немъ. Съ большимъ трудомъ уговорилъ другъ маловѣрнаго богача пойти въ славную св. обитель Печерскую. Больной нехотя, безъ вѣры, безъ надежды на исцѣленіе исполнилъ желаніе своего друга. Въ монастырѣ самъ игуменъ напоилъ болящаго святою водою изъ колодца преп. Ѳеодосія и омылъ его лицо и голову. Но богачъ, за свое невѣріе, вдругъ весь покрылся гнойными, смердящими струпами. Люди убѣгали отъ него, не перенося страшнаго зловонія, исходившаго отъ всего тѣла несчастнаго богача!

Понялъ больной, что наказанъ Правосуднымъ Богомъ за свое невѣріе! Богачъ, плача о грѣхѣ своемъ, возвратился домой. Многіе дни просидѣлъ онъ, не смѣя показаться на улицу, стыдясь зловонія, которое исходило отъ него. Онъ говорилъ своимъ друзьямъ, каясь горько, что Господь наказалъ его за то, что безъ всякой вѣры шелъ онъ къ преподобнымъ отцамъ Антонію и Ѳеодосію. Болѣзнь его усиливалась. Онъ уже ежедневно ожидалъ смерти! И вотъ страждущій рѣшилъ очистить свою душу — исповѣдать свой грѣхъ невѣрія и всѣ свои прегрѣшенія. Онъ собралъ свои послѣднія силы и съ большимъ трудомъ пошелъ въ Кіево-Печерскій монастырь. Исповѣдываться онъ рѣшилъ у преп. Алипія. Святой иконописецъ съ любовію принялъ кающагося грѣшника. Блаженный пояснилъ ему, какъ онъ долженъ жить, чтобы спасти свою безсмертную душу. Преп. Алипій взялъ кисть, обмакнулъ ее въ краски и помазалъ ею прокаженное лицо болящаго. Потомъ онъ повелъ его въ церковь, причастилъ его и приказалъ умыться тою водою, которою умываются священники послѣ причащенія Божественныхъ Таинъ Христовыхъ. Богачъ исполнилъ приказаніе святого — и вдругъ всѣ гнойные струпы спали съ его лица, и онъ весь очистился отъ проказы, ставъ совершенно здоровымъ!

Исцѣленный прославилъ Господа и его великаго угодника — преп. Алипія.

Правнукъ исцѣленнаго, въ память этого чуда, въ благодарность Господу, оковалъ золотомъ кіотъ надъ св. престоломъ въ церкви Печерской.

Вѣсть объ исцѣленіи прокаженнаго облетѣла весь городъ Кіевъ, и Божіи люди поспѣшили въ обитель, прославляя великое чудо. Преп. Алипій пояснилъ людямъ, что безъ вѣры нельзя приступать къ святыни, не только грѣшно, но и страшно, т. к. Господь можетъ наказать такого человѣка, какъ Онъ наказалъ этого богача. Онъ, заболѣвъ, довѣрился чародѣямъ, отпалъ отъ Бога, пришелъ въ отчаяніе, но сердечное покаяніе, по милости Божіей, спасло его отъ смерти душевной и тѣлесной! За вѣру, за слезы раскаянія получилъ богачъ исцѣленіе. Народъ съ умиленіемъ слушалъ мудрыя слова преп. Алипія... Божіи люди поклонились св. иконописцу и вмѣстѣ съ исцѣленнымъ покинули св. обитель, просвѣтленные душою и прославляя Господа, Царицу Небесную, преп. отцевъ Антонія и Ѳеодосія и дивнаго чудотворца св. Алипія.

Въ томъ же городѣ Кіевѣ жилъ одинъ Христолюбивый человѣкъ, который воздвигъ церковь. Для украшенія храма онъ пожелалъ заказать св. Алипію семь большихъ иконъ. Онъ лично къ нему не пошелъ, а черезъ своихъ двухъ знакомыхъ монаховъ Кіево-Печерской обители передалъ преподобному серебро и доски для иконъ. Эти монахи должны были сговориться со святымъ объ этомъ заказѣ. Но они оказались людьми нечестными. Они ничего не сказали св. Алипію, а деньги за иконы взяли себѣ.

Черезъ нѣкоторое время закащикъ послалъ одного изъ слугъ своихъ, чтобы узнать у этихъ негодныхъ монаховъ, готовы ли иконы? Тѣ отвѣтили посланному, что образа не написаны, т. к. иконописецъ Алипій проситъ увеличить цѣну за его трудъ. Боголюбивый человѣкъ повѣрилъ лжецамъ и послалъ имъ еще больше серебра. Воры, безъ стыда и совѣсти, не боясь Бога, и эти деньги взяли себѣ. Еще разъ солгали они, говоря будто іером. Алипій проситъ еще двойную плату за иконы. И въ третій разъ христолюбецъ, не жалѣя денегъ, далъ лжецамъ просимое для передачи св. Алипію. А послѣдній и не подозрѣвалъ, какъ и закащика и его самого обманываютъ эти воры.

Подождавъ еще нѣкоторое время, Боголюбивый человѣкъ снова послалъ своего слугу къ монахамъ узнать, готовы ли, наконецъ, иконы?

Негодные монахи солгали, говоря, что иконописецъ Алипій, взявши три раза плату за иконы — писать ихъ не хочетъ!

Христолюбецъ потерялъ терпѣніе и со многими своими друзьями явился лично въ Печерскій монастырь. Онъ обратился къ преп. игумену Никону и повѣдалъ ему, какъ его огорчилъ св. иконописецъ Алипій. Преп. игуменъ позвалъ къ себѣ блаженнаго и сталъ его укорять, почему онъ такъ нехорошо поступаетъ со своими закащиками — взялъ такъ много денегъ и не захотѣлъ писать заказанные образа — всѣмъ хорошо извѣстно, что св. Алипій и безплатно пишетъ иконы!

Поразился св. Алипій — ничего не могъ понять. Почему имъ недоволенъ игуменъ? Послѣдній объяснилъ, говоря, что тотъ трижды взялъ плату за семь иконъ, обѣщая ихъ написать, и до сихъ поръ не сдѣлалъ этого! Чтобы обличить преподобнаго, игуменъ приказалъ принести семь досокъ, ненаписанныхъ, которыя онъ видѣлъ въ одной изъ келлій монастыря.

Повелѣлъ игуменъ позвать и двухъ монаховъ, черезъ которыхъ, какъ ему повѣдалъ закащикъ иконъ, были переданы и доски и деньги св. Алипію.

Посланые братья, войдя въ келлію, гдѣ стояли доски — увидѣли, что на нихъ очень искусно написаны заказанные образа! Съ трепетомъ понесли братья эти дивныя иконы своему игумену. Какъ же поразился такому чуду самъ настоятель и какъ дивилися всѣ находящіеся въ то время съ нимъ!

Въ благоговѣйномъ страхѣ всѣ пали ницъ предъ этими нерукотворенными образами... Сіяли небесными красками, красотою нездѣшнею иконы Спасителя, Божіей Матери и святыхъ угодниковъ, — тѣхъ, которыхъ просилъ написать Христолюбецъ.

Явились и два вора — два негодныхъ монаха, недостойныхъ своего чина. Они, словно ослѣпленные въ своемъ грѣхѣ, сразу и не замѣтили святыхъ иконъ. Лжецы дерзко сказали преподобному, ради котораго Богъ сотворилъ это великое чудо: «Взялъ ты три раза плату, а образовъ до сихъ поръ и не написалъ!» Присутствующіе сказали ворамъ, указывая на иконы: «Эти образа написаны Самимъ Богомъ и ясно свидѣтельствуютъ о невинности Алипія».

Воры только теперь увидѣли дивныя, сіяющія иконы — и ужаснулися. За ложь и воровство игуменъ выгналъ этихъ монаховъ изъ обители. Преступленіе ихъ открылъ Самъ Праведный Судья! Раскаялись ли въ своемъ великомъ грѣхѣ эти преступники? Вразумились ли явнымъ чудомъ? Нѣтъ. Ихъ сердца окаменѣли. Ихъ даже чудо не вразумило! Воры затаили злобу въ сердцѣ на преп. Алипія и стали ходить по всему городу Кіеву и клеветать на преподобнаго. Негодные монахи говорили, будто иконы написали они. Закащикъ же, чтобы оправдать Алипія и лишить ихъ награды за трудъ, распустилъ среди людей эту явную неправду, будто чудесно написаны иконы. Довѣрчивые кіевляне повѣрили лжецамъ и не стали ходить въ Кіево-Печерскій монастырь на поклоненіе нерукотвореннымъ иконамъ.

Лжецы старались унизить преп. Алипія, но Всемогущій Господь его прославилъ! До самого Великаго Князя Владиміра Монамаха дошла вѣсть о нерукотворенныхъ иконахъ. Онъ повѣрилъ этому дивному Божію чуду. Да происходили и новыя чудеса, подтверждающія, что иконы эти небеснаго происхожденія, что написаны они не земною рукою. Такъ, Божіимъ попущеніемъ, сгорѣла въ Кіевѣ та церковь, въ которой находились эти семь нерукотворенныхъ иконъ. И на пепелищѣ были найдены всѣ эти образа, сіяющіе дивными красками и сохраненные отъ огня чудомъ Божіимъ. Князь Владиміръ Монамахъ, узнавъ объ этомъ новомъ дивномъ чудѣ, прославилъ Всемогущаго Господа и Его избранника — св. Алипія, котораго Богъ возлюбилъ и возвеличилъ.

Князь Владиміръ взялъ одну изъ этихъ иконъ — именно Пресвятой Богородицы и послалъ ее въ городъ Ростовъ въ каменную церковь, имъ воздвигнутую. Этотъ храмъ рухнулъ, неправильно построенный неопытными русскими зодчими (Кіево-Печерскую церковь строили греки). Но подъ развалинами нерукотворенная икона Царицы Небесной оказалась безъ единой царапины — совершенно цѣлой и невредимой! Уцѣлѣвшій образъ — внесли въ деревянную церковь, которая впослѣдствіи сгорѣла, но нерукотворенный образъ и здѣсь уцѣлѣлъ, — огонь не коснулся его [1].

Господь творилъ всѣ эти чудеса для Своего вѣрнаго раба — преп. Алипія, ради котораго дивнымъ образомъ написались эти иконы.

Передъ блаженною кончиною преп. Алипія одинъ человѣкъ заказалъ ему написать намѣстную [2] икону Успенія Пресвятой Богородицы и просилъ, чтобы образъ былъ готовъ къ этому празднику.

Получивъ святой заказъ, преподобный заболѣлъ. Онъ сталъ готовиться къ исходу изъ этой жизни временной — въ вѣчную. Конечно, блаженный уже не былъ въ состояніи, приближаясь къ смерти, исполнить послѣдній заказъ. Очень скорбѣлъ человѣкъ, заказавшій образъ, и печаль свою высказалъ болящему св. иконописцу. Отходя въ вѣчность, блаженный все же утѣшалъ закащика, онъ просилъ его не скорбѣть: икона Успенія Пресвятой Богородицы къ празднику будетъ на своемъ мѣстѣ. Закащикъ повѣрилъ словамъ преподобнаго и, радуясь, пошелъ домой.

Наканунѣ праздника Успенія этотъ человѣкъ снова посѣтилъ св. Алипія и, узнавъ, что, по своей болѣзни, онъ даже и не начиналъ писать икону, очень огорчился. Онъ даже сталъ укорять святого въ томъ, что тотъ его не предупредилъ заранѣе, что по болѣзни не можетъ написать икону. Тогда бы онъ заказалъ образъ другому иконописцу. Кротко, смиренно отвѣчалъ недовольному закащику отходящій подъ небесные кровы св. Алипій: «О, дитя мое, не по лѣности я не написалъ образа! Но вѣрь: Господу единымъ словомъ возможно написать икону Своей Матери. Я уже отхожу изъ этого міра, какъ мнѣ явилъ это Господь, но я тебя, скорбящаго, не оставлю!»

Въ печали ушелъ отъ преподобнаго этотъ человѣкъ. Только онъ вышелъ изъ келліи, къ блаженному явился свѣтлый юноша и быстро сталъ писать заказанную икону Успенія Пресвятой Богородицы. Сначала святой подумалъ, что закащикъ, разгнѣвавшись на него, прислалъ къ нему другого юнаго иконописца для написанія праздника Успенія Пресвятой Богородицы. Святой сталъ наблюдать за писаніемъ образа и вскорѣ понялъ, что пишетъ его не человѣкъ, а небожитель! Съ такою необычайной скоростію и красотою могъ писать только ангелъ Божій. Онъ быстро на камнѣ растиралъ краски, накладывалъ золото и — за три часа кончилъ икону, которая сіяла неземною красотою. Ангелъ обернулся къ преподобному и смиренно спросилъ: «Можетъ быть, чего нибудь не хватаетъ въ иконѣ? Можетъ быть, я сдѣлалъ какую нибудь ошибку?»

Преп. Алипій отвѣтилъ: «Нѣтъ, все хорошо, все благолѣпно ты написалъ съ Божіей помощью. Самъ Господь черезъ тебя написалъ этотъ образъ.»

Наступилъ вечеръ... Ангелъ скрылся вмѣстѣ съ иконою.

Закащикъ всю ночь не спалъ отъ печали, что икона оказалась ненаписанной къ празднику Царицы Небесной. Человѣкъ этотъ считалъ себя великимъ грѣшникомъ, недостойнымъ принести икону въ даръ обители къ празднику Владычицы. Пошелъ онъ въ церковь Печерскаго монастыря, чтобы тамъ со слезами каяться въ своихъ прегрѣшеніяхъ. Только онъ открылъ двери церковныя, какъ замеръ отъ удивленія: человѣкъ Божій увидѣлъ икону Успенія Пресвятой Богородицы, сіяющую красотою небесною. Отъ страха онъ упалъ на каменныя плиты пола церковнаго. Боголюбецъ думалъ, что это только нѣкое дивное небесное видѣніе. Вѣдь ни одинъ изъ иконописцевъ не смогъ бы за такой короткій срокъ написать такую дивную и сложную икону! Наконецъ, придя въ себя, закащикъ приподнялся, подошелъ ближе къ сіяющей иконѣ и увидѣлъ, что передъ нимъ не видѣніе, а настоящій образъ, который онъ заказалъ св. Алипію! Только теперь Христолюбецъ ясно понялъ слова святого: «Вѣрь, что Господу единымъ словомъ возможно написать икону Своей Матери.» Да, икона написалась чудомъ Божіимъ!

Въ радости неизреченной, закащикъ поспѣшилъ къ себѣ домой, разбудилъ еще спящихъ своихъ домашнихъ. Они поторопились за нимъ въ церковь, неся свѣчи и кадила. Увидѣвъ икону, сіяющую ярче солнца, съ благоговѣніемъ и страхомъ пали всѣ ницъ. Потомъ встали и, веселясь душою, приложились къ дивному образу...

Боголюбивый же этотъ человѣкъ пошелъ къ игумену и повѣдалъ ему о великомъ чудѣ. Оба пошли къ св. Алипію. Преподобный уже блаженно отходилъ ко Господу. Игуменъ все же спросилъ умирающаго: «Какъ, кѣмъ написана эта икона?»

Блаженный повѣдалъ все, что произошло на его глазахъ и закончилъ словами: «Ангелъ написалъ ее. Вотъ онъ теперь предстоитъ предо мною, онъ хочетъ взять меня изъ этой жизни».

Прозвучали послѣднія слова преподобнаго, и онъ предалъ свою сіяющую душу въ руки Божіи... Онъ отошелъ въ райскія обители 17 августа 1114 года.

Мощи св. иконописца были положены въ пещерѣ преп. Антонія.

Одна изъ иконъ св. Алипія называется «Предста Царица одесную Тебе».

Въ царское время образъ этотъ стоялъ въ иконостасѣ Московскаго Успенскаго Собора. Одѣяніе Богоматери обдѣлано великолѣпно. Краски удивительно живы, ярки, похожи на мозаику [3].

Примѣчанія:
[1] Эта св. икона стояла въ царское время въ иконостасѣ каменнаго Ростовскаго Собора.
[2] Намѣстныя иконы Спасителя и Божіей Матери находятся въ иконостасѣ справа и слѣва отъ Царскихъ Вратъ.
[3] Мозаика — яркіе, разноцвѣтные камни изъ которыхъ составляется икона.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ восьмой. [1962 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1962. — С. 52-59.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.