Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 3.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ восьмой. [1962 г.]

Житіе святителя и чудотворца Митрофана, перваго епископа Воронежскаго.
Память 23-го ноября. Отошелъ ко Господу въ 1703 г.

Въ міру будущій свѣтильникъ Воронежскій былъ женатъ. Онъ былъ добрымъ, заботливымъ любящимъ отцомъ своего семейства. Будучи уже владыкою онъ продолжалъ заботиться о своемъ сынѣ, Иванѣ Михайловичѣ, который былъ подъячимъ въ славномъ Макарьевскомъ Унженскомъ монастырѣ. Послѣ смерти своей жены, рабъ Божій Михаилъ рѣшилъ покинуть міръ и остальные дни своей жизни посвятить Богу. Будущему святителю въ то время было около сорока лѣтъ. Онъ поступилъ въ Золотниковскій Успенскій монастырь, который находился возлѣ города Суздаля. Рабъ Божій Михаилъ съ ранняго дѣтства стремился своею чистою душею ко Господу, и теперь могъ въ тишинѣ монастырской работать Ему одному. Будущій святитель сталъ жить въ обители, какъ Божій ангелъ. Кротость, усердіе, смиреніе, послушаніе тихаго послушника Михаила игуменъ оцѣнилъ и очень скоро постригъ его въ иночество съ именемъ Митрофана.

Принявъ ангельскій образъ, будущій святитель сталъ еще усерднѣе подвизаться. Такъ три года прожилъ онъ въ Успенскомъ монастырѣ. Братія сосѣдней обители Яхромской Косминой хорошо знали о высокой жизни св. Митрофана и о его любвеобильномъ сердцѣ. Они возжелали, чтобы онъ былъ ихъ игуменомъ, котораго у нихъ въ то время не было, и попросили объ этомъ духовное начальство. О. Митрофанъ совсѣмъ не хотѣлъ властвовать, но долженъ былъ повиноваться. Онъ былъ рукоположенъ въ санъ іерея и поставленъ игуменомъ Яхромской обители. Десять лѣтъ св. Митрофанъ мудро, съ большой любовію, управлялъ этою обителью. Къ себѣ онъ относился очень строго, велъ суровую жизнь, а для братіи былъ добрымъ, заботливымъ отцомъ. Братія очень любила своего справедливаго, любвеобильнаго святого игумена, почитала и слушалась его.

Св. Митрофанъ заботился и о внѣшнемъ благолѣпіи монастыря. Онъ выстроилъ обширный, просторный храмъ во имя Всемилостиваго Спаса. Слухъ о добродѣтельной жизни св. Митрофана дошелъ до самого патріарха Московскаго и всея Руси — Іоакима. Святѣйшій патріархъ далъ блаженному игумену въ управленіе еще болѣе славный и обширный монастырь — Макарьевскій, который основалъ преподобный Макарій на Желтыхъ водахъ въ Костромской губерніи. Благодаря трудамъ и заботамъ св. Митрофана, этотъ монастырь сталъ еще больше процвѣтать, шириться, украшаться. Святой игуменъ воздвигъ въ этой обители теплый, чудный храмъ Благовѣщенскій съ трапезой и колокольней. Святѣйішй патріархъ Іоакимъ съ любовію слѣдилъ за дѣятелъностью св. игумена и поручилъ ему управлять еще нѣсколькими монастырями. И вездѣ братія обителей любили св. Митрофана. Мудрый св. игуменъ исправлялъ людей добрымъ, ласковымъ словомъ и всѣ его уважали и почитали какъ святого наставника. Самъ царь Ѳеодоръ Алексѣевичъ полюбилъ блаженнаго игумена, сталъ широко помогать макаріевскому монастырю. Этотъ царь былъ сыномъ тишайшаго царя Алексѣя Михайловича отъ его первой супруги Маріи Ильиничны Милославской, братомъ и крестнымъ отцомъ Петра Великаго. Благочестивый царь Ѳеодоръ отличался слабымъ здоровьемъ и умеръ еще молодымъ. Онъ очень любилъ своего крестника — въ то время еще маленькаго царевича Петра. Царь Ѳеодоръ Алексѣевиячъ любилъ бесѣдовать съ мудрымъ, святымъ игуменомъ. Слова св. старца глубоко западали въ сердцѣ набожнаго, добраго царя. Патріархъ и царь задумали возвести его въ высокій санъ архипастыря, чтобы онъ просвѣщалъ россіянъ.

Въ то время раскольники-старовѣры вносили смуту въ народъ. Они не позволяли исправлять ошибки въ богослужебныхъ книгахъ, а такія ошибки были и когда онѣ были исправлены при патріархѣ Никонѣ, въ царствованіе тишайшаго царя Алексѣя Михайловича, и возникъ «расколъ». Вѣдь только при царѣ Іоаннѣ Грозномъ начали печатать книги. Раньше же книги переписывались, а переписчики были люди далеко не всегда образованные, дѣлали ошибки, которыя накоплялись и утверждались въ рукописяхъ. Противъ исправленій этихъ ошибокъ и возстали невѣжественные люди, вообразивъ и внушая русскому народу будто великій грѣхъ совершается: портятъ святыя старинныя книги! Надо было дать народу просвѣщенныхъ, мудрыхъ архипастырей, которые бы растолковали ему заблужденіе «старообрядцевъ» и правоту чистой, православной вѣры. Вотъ святѣйшій патріархъ Іоакимъ и назначилъ въ Воронежъ перваго для этого края архіерея — святого Митрофана, хорошо зная его большую начитанность и умѣніе вліять на людей. Самъ патріархъ и рукоположилъ св. Митрофана въ санъ епископа 2 апрѣля 1682 г.

Вскорѣ скончался благочестивый царь Ѳеодоръ Алексѣевичъ. По дѣламъ своей епархіи святителю Митрофану надо было посѣтить Москву. Ему довелось присутствовать при вѣнчаніи на царство двухъ государей, Іоанна и Петра Алексѣевичей, которое произошло 25 іюня 1682 г. Отрокъ Петръ былъ сыномъ второй жены Тишайшаго царя, Наталіи Кирилловны, дочери боярина Нарышкина. Алексѣй Михайловичъ скончался когда маленькому Петру было всего четыре года.

При вѣнчаніи на царство юныхъ государей благостный владыка Митрофанъ долженъ былъ поднести патріарху на золотомъ блюдѣ вѣнецъ для возложенія на главу царственнаго отрока Петра. Пришлось святителю быть свидѣтелемъ и буйныхъ нападеній раскольниковъ на вѣру православную, которыя вскорѣ произошли. Невѣжественные старообрядцы, пользуясь тѣмъ, что правленіе находится въ рукахъ юныхъ, неопытныхъ и слабыхъ царей, стали устраивать бунты противъ Церкви Православной. На сторону раскольниковъ встали стрѣльцы. 5 іюля 1682 г. они ворвались въ Кремль. Раскольниковъ поджидали разстриженный попъ Никита, прозванный «Пустосвятомъ», нѣкій инокъ Сергій и посадскій человѣкъ Савватій. Дикая, пьяная толпа народная, со стрѣльцами, возбужденная главарями раскольниковъ, шла со старинными иконами, съ заженными свѣчами и со своими старыми неисправленными книгами. Толпа требовала, чтобы къ Лобному мѣсту вышелъ къ нимъ самъ патріархъ съ другими святителями. Раскольники хотѣли доказать православному духовенству, что только ихъ вѣра чиста, правильна и спасительна! Въ это время святитель Митрофанъ пребывалъ въ Грановитой Палатѣ вмѣстѣ съ юными царями, правительницею Софіею, съ патріархомъ и высшимъ духовенствомъ.

Самые рьяные раскольники дерзко ворвались въ Грановитую Палату. Бывшій съ ними бояринъ-раскольникъ Хованскій заявилъ царевнѣ Софіи, что если патріархъ и архіереи не выйдутъ на Лобное мѣсто для спора со старообрядцами, то будугь убиты и патріархъ и всѣ духовныя лица. Пришлось патріарху, царямъ, царевнѣ Софіи пригласить разъяренныхъ раскольниковъ въ Грановитую Палату: здѣсь они смогутъ спокойно и свободно защищать свою вѣру. Пришлось уступить опьяненной, дерзкой толпѣ! Раскольники съ шумомъ ворвались въ палату! Никита Пустосвятъ сталъ говорить недопустимыя дерзости святѣйшему патріарху. На защиту его всталъ достойный архіепископъ Холмогорскій Аѳанасій. Онъ кротко, но твердо внушалъ дерзкому Пустосвяту, что онъ не имѣетъ права такъ грубо обращаться съ патріархомъ всея Руси! Онъ можетъ только спокойно доказывать правоту своей вѣры. Просвѣщенный архіепископъ тутъ же ясными, сильными доводами доказалъ чья вѣра истинная, чистая. Никита, не будучи въ силахъ ео переспорить, въ дикой ярости бросился на владыку Аѳанасія и сталъ его бить. Пришлось Пустосвята силою удержать отъ дальнѣйшихъ, недопустимыхъ неистовствъ. Всѣ присутствовавшіе ужаснулись неслыханной его дерзости. Царь Іоаннъ вышелъ изъ палаты, а царственный отрокъ Петръ въ первый разъ показалъ себя во всемъ своемъ величіи! Онъ всталъ со своего престола, снялъ съ головы вѣнецъ царскій и съ гнѣвомъ и со слезами воскликнулъ: «Пока сей вѣнецъ будетъ на головѣ моей и душа въ тѣлѣ, не попущу на Церковь Святую воевати и правую вѣру нарицати неправою! Какъ самъ оную держу, матерью называю, вѣрю, что она есть правая и истинная, — такъ и всѣмъ повелѣваю!».

Слушая эти слова будущаго Великаго Всероссійскаго Императора, понялъ святитель Митрофанъ высокую душу юнаго Петра и полюбилъ его. Отрокъ Петръ тоже обратилъ тогда свое вниманіе на святого Митрофана.

Послѣ мятежа старообрядцевъ святитель Митрофанъ съ честью былъ отпущенъ въ Воронежъ. Вотъ въ какое тяжелое время для Православной Церкви пришлось управлять святителю Митрофану Воронежской епархіей! Воронежъ получилъ чуднаго проповѣдника, любвеобильнаго пастыря, милостиваго отца. Св. Митрофанъ былъ заступникомъ вдовъ, сиротъ, щедрымъ покровителемъ нищей братіи. Его архіерейскій домъ во всякое время былъ открытъ для бѣдняковъ. Больные находили въ немъ больницу, странники, дѣти сироты — пищу, пріютъ и кровъ. Милосердный владыка лично навѣщалъ больныхъ, которые не могли дойти до его дома. Бѣднымъ больнымъ онъ щедро помогалъ. Часто проводилъ онъ дни и ночи у постели умирающихъ, утѣшалъ ихъ предъ смертью, причащалъ Святыхъ Божественныхъ Тайнъ. Святой Митрофанъ часто посѣщалъ и несчастныхъ узниковъ въ темницахъ, со смиреніемъ и любовію утѣшалъ заключенныхъ, приводилъ преступниковъ къ покаянію.

Люди въ горѣ приходили къ святителю. Онъ ободрялъ ихъ, утѣшалъ. Со всѣми былъ ласковъ, привѣтливъ — одинаково держалъ себя и съ простецами и со знатными и богатыми. За такое милосердіе всѣ полюбили Владыку, и духовенство, подчиненное св. Митрофану, и горожане, и крестьяне — всѣ устремлялись къ нему душой.

Святой имѣлъ большое дарованіе отъ Господа — просто, съ любовію писать поученія духовснству и мірскимъ людямъ. Иногда онъ писалъ и стихами, которые съ любовію заучивали и повторяли Божіи люди. Очень извѣстнымъ стало его мудрое наставленіе, долгое время ходившее у многихъ по рукамъ:

Употреби трудъ, храни мѣрность — богатъ будеши.

Воздержно пій, мало яждь — здравъ будеши.

Твори благо, бѣгай злаго — спасенъ будеши.

Особенно святой внушалъ духовенству и мірскимъ людямъ усердно молиться объ усопшихъ: они ждутъ этихъ молитвъ. Молитвы объ усопшихъ со дна адова выводятъ!

Благостный святитель старался украшать храмы Божіи. Онъ воздвигъ чудный каменный Благовѣщенскій соборъ въ Воронежѣ. Святой любилъ торжественныя служенія, великолѣпныя облаченія, стройное, прекрасное пѣніе. Благовѣщенскій соборъ всегда былъ переполненъ молящимися. Особенно привлекало людей проникновенное служеніе самого владыки, — его простые, задущевныя проповѣди, трогающія сердца человѣческія, а также дивный архіерейскій хоръ.

Самъ царь Петръ, подолгу жившій въ Воронежѣ, гдѣ совершалось подъ его непосредственнымъ наблюденіемъ военное кораблестроеніе, очень любилъ бывать въ Благовѣщенскомъ соборѣ. Службы были тогда особенно великолѣпны. На правомъ клиросѣ пѣли государевы пѣвчіе, а на лѣвомъ — святителевы.

Царь, видя жизнь и дѣятельность св. Митрофана, оцѣнилъ этого необычайнаго пастыря, его любвеобильную душу. Царь всѣмъ сердцемъ привязался къ великому свѣтильнику. Щедро давалъ онъ ему на его добрыя дѣла. И съ помощью Государя св. Митрофанъ построилъ «Убогій Домъ» для нищихъ, странниковъ, больныхъ. Этотъ домъ назывался «Большая богадѣльня». Государь много жертвовалъ и на украшеніе Благовѣщенскаго Собора.

Святитель Митрофанъ основалъ въ своей епархіи двѣ благоустроенныхъ обители. Много заботъ, много хлопотъ было у ревностнаго пастыря. Да и жилъ то онъ въ какое тревожное время! Вѣдь на Воронежъ нападали иногда крымскіе татары. Такъ одкажды святому пришлось просить стрѣльцовъ охранягь Крестный ходъ 1 августа 1683 года на праздникъ Происхожденія Честнаго Креста. Крестный ходъ долженъ былъ идти за городъ къ рѣкѣ Воронежъ. Тамъ была устроена Іордань, въ которую погружали честный Крестъ. Власти должны были давать для Крестнаго хода, у самаго города Воронежа, вооруженныхъ стрѣльцовъ для охраны отъ возможнаго набѣга непріятелей! Вотъ въ какое тревожное время управлялъ святитель Мистрофанъ своей епархіей.

Петръ Великій помогалъ своему любимому архіерею, но и послѣдній въ трудныя минуты оказывалъ помощь русскому государству.

Въ 1696 году царь Петръ готовился къ войнѣ съ турками и съ союзными имъ крымскими татарами. Царь рѣшилъ съ Божіей помощью взять Азовскую крѣпость и этимъ оградить Россію отъ нападенія невѣрныхъ, а также пробиться къ Черному морю. Надо было нанести рѣшительный ударъ съ моря на невѣрныхъ. Для этого царь Петръ и строилъ въ Воронежѣ корабли. Святитель Митрофанъ хорошо понималъ, къ какому великому дѣлу готовится государь, онъ объяснялъ всѣмъ значеніе его великаго замысла и просилъ имущихъ людей денежно помогать царю. Самъ же святитель собралъ всѣ деньги какія у него были и отдалъ государю. Это было какъ разъ въ то время, когда за неимѣніемъ средствъ пришлось бы прекратить кораблестроеніе. Царь съ благодарностью принялъ эту жертву, какъ Божіе благословеніе на походъ противъ невѣрныхъ. А когда царь взялъ крѣпость Азовъ и торжествовалъ эту побѣду, то святитель Митрофанъ получилъ наименованіе не только «Воронежскаго», но и «Азовскаго».

Много разъ святой архіерей помогалъ своей родинѣ въ тяжелыя времена. У архіепископа былъ свѣтлый умъ. Онъ понималъ, что не всѣ преобразованія Великаго Петра были полезны для Руси Святой! Св. епископъ былъ воспитанъ по старинному, по святымъ заповѣдямъ людей святорусскихъ. А царь Петръ нерѣдко ломалъ на своемъ пути и добрые завѣты своихъ предковъ, сокрушая устои Руси Святой! Святитель съ горечью, съ болью сердечной видѣлъ, что сближеніе съ западомъ можетъ принести большой вредъ нашей Родинѣ, Дому Пресвятой Богородицы. Онъ не скрывалъ своихъ убѣжденій и безбоязненно говорилъ правду въ глаза и грозному царю. Петръ Великій любилъ открытаго, честнаго святителя и, будучи въ Воронежѣ, приходилъ къ нему и слушалъ его поученія. Эти бесѣды со святителемъ бывали и очень продолжительны. Блаженный съ благоговѣніемъ относился къ Божію помазанику, но сознавалъ, что воля Божія выше царской воли и потому за правду онъ былъ готовъ умереть. Одинъ случай изъ жизни святителя Митрофана показываетъ всю высоту его мужественной, правдивой души. Какъ мы уже упоминали, въ Воронежѣ строились военные корабли, и Петръ Великій подолгу жилъ въ этомъ городѣ. Поэтому онъ выстроилъ себѣ возлѣ адмиралтейства деревянный дворецъ. Все дѣлая по западному вкусу, царь украсилъ новое зданіе статуями языческихъ боговъ. Такихъ статуй еще не видѣли люди святорусскіе и, конечно, съ сокрушеніемъ говорили, что Царь-Батюшка поставилъ мерзкихъ идоловъ. Они очень смущались и горевали. А государь не подумалъ, что эти произведенія искусства способны смутить простосердечныхъ людей.

Однажды государь вызвалъ въ свой новый дворецъ своего духовнаго отца — святителя Митрофана, желая посовѣтоваться съ нимъ по какому-то важному дѣлу.

Владыка смиренно пѣшкомъ пошелъ на зовъ государевъ. Перешелъ мостъ, вступилъ на островъ рѣки Воронежа, гдѣ находилось адмиралтейство. Вотъ показался новый дворецъ. Но что это? Передъ воротами и на дворѣ передъ дворцомъ стоятъ статуи языческихъ боговъ и богинь. Увидѣлъ среди нихъ св. Митрофанъ богиню Венеру. Онъ глубоко опечалился, онъ зналъ, что означала эта богиня любви. Онъ, какъ истинный добрый пастырь Христова стада, ясно сознавалъ, какъ эта статуя можетъ смутить людей святорусскихъ, и какую это можетъ дать пищу для злословія старовѣровъ. Народъ будетъ осуждать своего государя, да еще можетъ подумать, что не для внѣшняго лишь украшенія своего дворца, а для поклоненія языческимъ богамъ поставилъ ихъ государь. Святой старецъ потупилъ свой цѣломудренный взоръ и — повернулся спиной ко дворцу. Онъ хорошо зналъ, что царь Петръ его ждетъ, но святитель не могъ войти въ такой дворецъ. Со скорбью святитель вернулся домой... Слуги государевы замѣтили, что святитель уже подходилъ ко дворцу, а потомъ повернулся и ушелъ. Они передали государю о происшедшемъ. Петру Великому и на умъ не пришло, что статуи могли смутить его духовника. Царь оскорбился поступкомъ архипастыря. Но царь сдержалъ свой гнѣвъ. Можетъ быть здѣсь просто недоразумѣніе? Государь вторично послалъ звать къ себѣ святого Митрофана.

Такъ отвѣтилъ святитель посланцу царя:

«Пока государь не повелитъ низвергнуть идоловъ, которые соблазняютъ народъ Божій, не могу явиться во дворецъ предъ его царскія очи».

Затрепеталъ посланный услышавъ такой отвѣтъ св. Митрофана.

Онъ хорошо зналъ, какъ царь можетъ быть грозенъ въ гнѣвѣ! Со страхомъ передалъ онъ государю отвѣтъ великаго архіерея. Царь Петръ дѣйствительно воспылалъ гнѣвомъ. Онъ воскликнулъ: «Какъ онъ смѣетъ не слушаться царской власти!» Внѣ себя отъ гнѣва, царь грозно сказалъ: «Такъ скажите же этому дерзкому и упрямому архіерею, что если онъ не явится сейчасъ же сюда ко мнѣ во дворецъ, то какъ ослушникъ и преступникъ царской воли подвергнется смертной казни!»

Кротко, но сильно отвѣтилъ царю неустрашимый борецъ за правду: онъ готовъ умереть, чтобы вѣчно жить со Христомъ, Его тѣло — въ рукахъ царскихъ, а безсмертная душа — въ Божіихъ! Неприлично православному государю ставить языческихъ боговъ и тѣмъ соблазнять простыя сердца народа.

Государю передали вторичный отвѣтъ святителя. Вспыльчивый царь уже остылъ въ своемъ гнѣвѣ. Онъ выслушалъ мужественный отвѣтъ святого, въ глубинѣ души уже сознавая правду св. Митрофана. Задумавшись, онъ ясно понялъ, что отказъ св. архіерея придти къ нему совершенно справедливъ.

Между тѣмъ святитель Митрофанъ, зная непреклонную волю Петра, его неумолимую суровость въ гнѣвѣ, сталъ спокойно готовиться къ переходу въ блаженную вѣчность. Святой сталъ усердно, покаянно молиться. Былъ вечеръ. Св. архіерей распорядился, чтобы благовѣстили въ большой колоколъ ко всенощной. Святитель рѣшилъ звтра самъ совершить Божественную литургію, чтобы пріобщиться передъ казнью св. Тайнъ. На соборной колокольнѣ заблаговѣстили ко всенощной. Загудѣлъ мощно большой колоколъ... Государь прислушался къ звону церковному и съ удивленіемъ спросилъ: «Что это завтра за праздникъ?» Царю объяснили, что праздника завтра нѣтъ.

«Почему же такъ торжественно звонятъ?» спросилъ государь. Для выясненія причины звона онъ послалъ своего слугу къ св. Митрофану. Св. владыка объяснилъ посланному, что онъ хочетъ особенно усердно помолиться передъ смертной казнью. Государь, узнавъ о причинѣ звона, умилился. Гнѣвъ его окончательно остылъ. Онъ былъ потрясенъ мужествомъ св. архіерея, который былъ готовъ умереть за правду, за спасеніе душъ человѣческихъ. Царь Петръ только теперь до конца понялъ, какъ его статуи, особенно богиня Венера, могутъ смущать души простыхъ, богобоязненныхъ русскихъ людей. Государь сейчасъ же послалъ слугу своего къ святителю Митрофану съ просьбой больше не тревожить народъ необычнымъ звономъ: ничего ему не грозитъ. И тутъ же государь приказалъ немедленно убрать языческія статуи. Св. владыка на другой же день пришелъ во дворецъ и смиренно благодарилъ царя за то, что онъ убралъ изображенія языческихъ боговъ. Петръ Великій послѣ этого случая сталъ еще больше любить и увлжать св. Мптрофана.

Двадцать лѣтъ св. епископъ управлялъ Воронежской паствою. Онъ дожилъ до глубокой старости. Передъ кончиной онъ постригся въ великую святую схиму съ именемъ Макарія — въ честь преп. Макарія Желтоводскаго, монастыремъ котораго ему пришлось управлять.

Святитель причастился. Его уста шептали молитву. Тихій свѣтъ благодатный озарялъ его очи. Восьмидесяти лѣтъ отъ рожденія отошелъ на вѣчное блаженство великій архипастырь Воронежскій. Въ это время прибылъ въ Воронежъ царь Петръ. Онъ поспѣшилъ посѣтить любимаго святого владыку. Государь засталъ его уже на смертномъ одрѣ и при послѣднихъ предсмертныхъ вздохахъ. Заплакалъ царь... Поцѣловалъ царь уже холодѣвшую руку своего духовнаго отца... Когда святитель скончался, государь самъ закрылъ ему глаза. Въ великой скорби царь Петръ тихо удалился въ свой дворецъ. А какъ описать скорбь бѣдняковъ, когда до нихъ дошла горестная вѣсть о кончинѣ ихъ горячо любимаго благодѣтеля! Неутѣшно плакали нищіе, убогіе, вдовы, сироты, больные, узники въ тюрьмахъ, бездомные бродяги — всѣ, всѣ несчастные люди, для которыхъ св. Митрофанъ былъ словно отецъ родной. Плакали и люди знатные, богатые купцы. Всѣ, всѣ почитали великаго архіерея.

Воронежъ, погруженный въ скорбь, умолкъ затихъ... Всѣ общественныя дѣла прекратились... Хоронили св. Митросрана въ день памяти св. великом. Варвары 4 декабря 1703 года. Самъ царь помогалъ нести въ храмъ св. тѣло великаго епископа. Многое множество народа собралось на торжественное погребеніе. Благовѣщенскій соборъ не могъ вмѣстить всѣхъ пришедшихъ проститься съ любимымъ архипастыремъ. Слышались рыданія, проливались обильныя слезы.

Въ Архангельскомъ придѣлѣ опустили въ землю св. тѣло почившаго праведника. Царь Петръ въ горѣ воскликнулъ: «Не осталось уже у меня такого святого старца! Буди ему вѣчная память!».

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ восьмой. [1962 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1962. — С. 76-85.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.