Церковный календарь
Новости


2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ восьмой. [1962 г.]

Чудеса святителя Митрофана по смерти и прославленіе его.

Въ 1829 г. Липецкій помѣщикъ Иванъ Николаевичъ Ладыгинъ заболѣлъ разслабленіемъ всего тѣла. Его поднимали на простыняхъ. Двигаться самъ онъ совершенно не могъ. Ивана Николаевича мучила безсонница. Однажды свѣтлая мысль осѣнила страдальца. Ему вдругъ неудержимо захотѣлось ѣхать въ Воронежъ — помолиться на могилѣ святителя Митрофана. Подумалъ такъ больной и заснулъ! Проснулся — и почувствовалъ, что ему легче! Поднялъ голову. Сѣлъ на постели. Вскорѣ на костыляхъ могъ пройти нѣсколько шаговъ. Въ такомъ положеніи близкіе привезли его въ Воронежъ. Въ креслѣ внесли его въ Благовѣщенскій соборъ. Онъ заказалъ молебенъ передъ иконой Богоматери, стоявшей надъ могилой святителя Митрофана. Потомъ священникъ отслужилъ панихиду по угодникѣ Божіемъ. На больного возложили мантію святителя. Мгновенно больной почувствовалъ облегченіе Онъ смогъ выйти изъ собора уже съ однимъ только костылемъ, безъ посторонней помощи! Возвратившись домой, онъ чувствовалъ себя все же не совсѣмъ здоровымъ. Вскорѣ второй разъ отправился онъ на поклоненіе къ святителю Митрофану. Дошелъ онъ до его могилы съ однимъ костылемъ, а вышелъ уже свободно изъ собора, какъ совершенно здоровый человѣкъ.

У Ладыгина была дочка одиннадцати лѣтъ. На слѣдующій годъ послѣ исцѣленія Ивана Николаевича, она заболѣваетъ сильной горячкой. Жаръ повышается... Дѣвочка теряетъ сознаніе. Она находится между жизнью и смертью. Ночью ей является во снѣ, въ святительскомъ облаченіи, св. Митрофанъ. Онъ съ любовью благословляетъ тяжкоболящую. Послѣ этого видѣнія дѣвочка стала быстро поправляться и вскорѣ совсѣмъ выздоровѣла.

Дочь одного крестьянина дѣвица Параскева Трофимова 18 лѣтъ страдала страшными припадками. Кромѣ того у нея на носу появился наростъ, который все увеличивался, болѣлъ нестерпимо и сдѣлался уже величиною въ кулакъ! Благочестивая дѣвица Параскева очень чтила святителя Митрофана. Она глубоко вѣрила, что по его молитвамъ Господь исцѣлитъ ее. Въ 1829 г. въ продолженіе трехъ мѣсяцевъ она постоянно приходила въ Воронежскій Благовѣщенскій соборъ, гдѣ покоились св. мощи этого дивнаго чудотворца. Больная заказывала молебны Царицѣ Небесной и панихиды по святителѣ Митрофанѣ. Однажды Параскева вернулась изъ собора послѣ усердныхъ моленій къ себѣ домой — и вдругъ, какъ бы въ полуснѣ, видитъ она святителя Митрофана, который ей говоритъ: «Полно тебѣ лѣчиться: я — Митрофанъ, будь здорова!» На другой день Параскева пошла въ Благовѣщенскій соборъ. Тамъ на нее возложили мантію святителя и — мгновенно страшный наростъ на носу опалъ и постепенно и совсѣмъ исчезъ. Через недѣлю, близъ собора, съ Параскевой сдѣлался припадокъ съ необычайной рвотой. И послѣ того она совершенно стала здоровой!

Дочь другого крестьянина съ октября 1829 г. отъ застуженной оспы вся покрылась струпьями. Такъ она страдала до Великаго поста. Съ наступленіемъ покаянныхъ дней, она пошла въ Благовѣщенскій соборъ. Больную помазали масломъ отъ лампады, которая висѣла надъ могилой святителя Митрофана. Болящая стала поправляться и къ Пасхѣ все ея тѣло очистилось отъ струпьевъ.

Крестьянинъ Василій Матвѣевъ лишился зрѣнія. Два года онъ былъ слѣпымъ. Мать привела слѣпого въ Благовѣщенскій соборъ. Она два раза съ глубокой вѣрой, съ молитвой слезной, помазала ему глаза масломъ изъ лампады предъ образомъ Богоматери надъ могилой святителя Митрофана — и слѣпой прозрѣлъ.

Крестьянка Марія Дорожкина — крѣпостная тамбовскаго помѣщика Коноплина, цѣлыхъ десять лѣтъ не могла работать. Кисти ея рукъ покрывались гнойными нарывами. Болѣзнь была очень мучительна. Нарывы прорывались и снова появлялись. Марія много слышала о чудесахъ, совершавшихся возлѣ могилы святителя Митрофана. Въ 1830 г. она отправилась въ Воронежъ на богомолье. Послѣ молебна предъ иконой Богоматери и послѣ панихиды по святителѣ Митрофанѣ, больная помазала свои больныя руки масломъ изъ лампады, которая висѣла надъ гробомъ новаго чудотворца, и тотчасъ же почувствовала большое облегченіе. Четыре дня еще Марія приходила въ соборъ, и нарывы совершенно исчезли, мучительныя боли пропали. Марія въ великой радости возблагодарила Бога и Его святого угодника. Теперь она могла совершенно свободно работать.

Жена дьячка Агаѳія Струкова 45 лѣтъ была бѣсноватой. Однажды ее силою ввели въ Воронежскій Благовѣщенскій соборъ. На страждующую возложили мантію святителя Митрофана, и бѣсы тотчасъ же перестали мучить несчастную Агаѳію. Она сдѣлалась совершенно нормальной.

Воронежскій помѣщикъ Солнцевъ страдалъ нервною горячкою. Онъ сталъ было поправляться, но вдругъ болѣзнь вернулась со страшною силою. Врачи нашли его состояніе безнадежнымъ и опредѣлили, что онъ долженъ скоро умереть. Солнцевъ отказался отъ всѣхъ лѣкарствъ и всю надежду возложилъ на помощь Божію. Онъ обратился съ пламенною молитвою къ святителю Митрофану. Послѣ возложенія на Солнцева мантіи святителя, онъ успокоился, заснулъ. Черезъ недѣлю онъ совершенно выздоровѣлъ.

Въ 1830 году дѣвочка по имени Марія Жукевичъ заболѣла болѣзнью, которая называется «пляскою святого Витта». Все ея тѣло было постоянно въ движеніи. Руки, ноги, голова дергались помимо воли страдалицы.

Болѣзнь эта считается неизлѣчимой. Никакіе доктора помочь ей не могли. Напротивъ, послѣ принятія всевозможныхъ лѣкарствъ у Маріи отнялись руки, ноги и языкъ. Родители маленькой страдалицы обратились съ пламенною молитвою къ Царицѣ Небесной и къ угоднику Божію — святителю Митрофану. Они заказали молебенъ передъ иконою Богоматери, которая находилась надъ гробомъ новаго чудотворца. Въ продолженіе трехъ дней возлагали на больную ихъ дочку мантію святителя Митрофана, и каждый разъ послѣ возложенія мантіи Марія получала облегченіе. На третій же день послѣ возложенія мантіи, Марія вдругъ почувствовала во всемъ тѣлѣ необычайную пріятную теплоту. Дѣвочка крѣпко, спокойно заснула. Она проспала двѣнадцать часовъ. Во время сна Марія увидѣла у своей кровати нѣкоего старца въ монашеской одеждѣ. Дѣвочка проснулась здоровой. Впослѣдствіи, увидѣвъ икону святителя Митрофана, она узнала въ ней того старца, который явился ей во снѣ во время ея болѣзни. Марія отъ всей души восхвалила милосерднаго Господа, Пречистую и святителя Митрофана за свое исцѣленіе.

Часто во снѣ являлся новый чудотворецъ людямъ болящимъ и чудеснымъ образомъ врачевалъ ихъ, а потомъ, по иконамъ и портретамъ, исцѣлившіеся узнавали своего дивнаго врача.

Подлинное изображеніе святителя Митрофана было получено чудеснымъ образомъ. Въ 1830 году воронежскій купецъ Гарденинъ получилъ помощь отъ святителя Митрофана. Онъ же нашелъ древній портретъ святого Владыки. Купецъ попросилъ нѣкоего чиновника Шевцова, который могъ хорошо рисовать, сдѣлать списокъ съ этого портрета. Богобоязненный Шевцовъ отказался исполнить этотъ заказъ, т. к. портретъ былъ въ очень ветхомъ видѣ. Кромѣ того, чиновникъ сомнѣвался, подлинно ли это изображеніе великаго святителя. Владыка воронежскій Антоній, большой почитатель святителя Митрофана, сталъ уговаривать Шевцова исполнить просьбу Гарденина. Благочестивый Шевцовъ объяснилъ владыки Антонію причину своего отказа: онъ боится по плохо сохранившемуся портрету написать неправильно святой ликъ. Вдругъ владыка Антоній увѣренно говоритъ чиновнику: «Не сомнѣвайся, ты непремѣнно увидишь святителя — наяву или во снѣ!» Шевцовъ повѣрилъ словамъ владыки Антонія, котораго всѣ воронежцы считали святымъ. Шевцовъ сталъ усердно молиться, чтобы Господь сподобилъ его увидѣть святителя Митрофана. И на слѣдующую же ночь снится Шевцову нѣкій дивный старецъ, очень похожій на святителя Митрофана. Сначала видитъ онъ его святой ликъ, какъ бы сквозь сумракъ, неясно. Потомъ вдругъ наступаетъ свѣтлый, яркій день, краше вешняго солнечнаго дня... И среди этого неземного сіянія передъ Шевцовымъ встаетъ отчетливое изображеніе новаго чудотворца. И чиновнику кажется, въ этомъ дивномъ снѣ, что передъ нимъ портретъ, вѣрнѣе икона, которую онъ самъ написалъ и только что закончилъ!

Въ неизреченной радости просыпается Шевцовъ и тутъ же приступаетъ къ писанію портрета святителя Митрофана. Угодникъ Божій ярко стоитъ въ его памяти, словно онъ видитъ его передъ глазами. Закончивъ свою работу, онъ понесъ ее къ преосвященному Антонію. Повѣдалъ онъ владыкѣ и о своемъ дивномъ сонномъ видѣніи. Архіерей благословилъ благочестиваго художника продолжать работу по этому изображенію. Впослѣдствіи многіе, которымъ святитель Митрофанъ являлся, придя въ Воронежъ, по этому изображенію сразу узнавали угодника Божія.

Слава о неисчислимыхъ чудесахъ, которыя совершалъ великій Воронежскій святой, прошла по всей матушкѣ святой Руси. Люди святорусскіе, особенно воронежцы, ждали радостнаго дня, когда Церковь православная причтетъ его къ лику святыхъ. И насталъ этотъ торжественный праздникъ.

Въ 1832 году, къ празднику Преображенія Господня, къ 6-му августу, въ Воронежъ стеклось изъ окрестностей его и со всѣхъ сторонъ Великой Матушки Россіи несмѣтное множество народа.

Послѣ Божественной литургіи, въ день Преображенія заблаговѣстили колокола соборные; а потомъ начался звонъ и на всѣхъ городскихъ колокольняхъ. Изъ всѣхъ приходскихъ храмовъ потянулись крестные ходы въ Благовѣщенскій соборъ. Къ этому времени небо, съ утра туманное, прояснилось. Божье солнце радостно, празднично заиграло на хоругвяхъ, на золотѣ иконъ и крестовъ.

Въ два часа дня, въ Благовѣщенскомъ соборѣ изъ усыпальницы были вынесены нетлѣнныя мощи святителя Митрофана [1] и былъ отслуженъ первый торжественный молебенъ новому чудотворцу. Затѣмъ былъ совершенъ крестный ходъ со св. мощами вокругъ Благовѣщенскаго собора. Потомъ священная процессія направилась въ Архангельскій соборъ [2], гдѣ должны были покоиться св. мощи святителя Митрофана. Радовалися Божіи люди, когда во время всенощной они услышали, послѣ мощнаго пѣнія «Хвалите имя Господне...», торжественное величаніе новому чудотворцу. А 7 августа, послѣ Божественной литургіи, стали совершаться безчисленныя чудеса отъ св. мощей святителя Митрофана. Люди, страдавшіе неизлѣчимыми, тяжкими болѣзнями, исцѣлялись при гробѣ новаго чудотворца. Государь императоръ Николай Павловичъ прислалъ на раку святителя драгоцѣнный золотой покровъ и самъ прибылъ на поклоненіе св. мощамъ угодника Божія.

Въ 1833 г. Воронежскій Благовѣщенскій соборъ, заботами владыки Антонія, былъ великолѣпно возобновленъ, и мощи святителя Митрофана были торжественно перенесены въ него.

Воронежскіе купцы устроили для любимаго святителя новую сребро-позлащенную, драгоцѣнную раку.

А въ 1836 году при Благовѣщенскомъ соборѣ былъ учрежденъ Благовѣщенскій Митрофановъ монастырь, процвѣтавшій въ царское время. Эта необычано красивая обитель была расположена на высокомъ мѣстѣ, въ юго-западной части города и была видна издалека. Особенной красотой сіялъ соборъ Благовѣщенскій. Четыре пары громадныхъ столбовъ поддерживали кровлю внутри храма. Посреди былъ архіерейскій амвонъ. Направо отъ амвона возвышалась рака съ мощами святителя Митрофана съ великолѣпной вызолоченной сѣнью надъ ней. Передъ ракой была икона святителя художественной работы. Надъ ней въ особомъ кіотѣ чудотворный образъ Смоленской иконы Божіей Матери. Направо отъ мощей, надъ бывшей могилой святого висѣлъ дивной работы вышитый образъ святителя Митрофана. Въ алтарѣ сохранялась мантія угодника Божія. При монастырѣ была больница и школа для дѣтей. Была и большая гостиница для пріѣзжихъ богомольцевъ. По субботамъ всегда служили торжественно акаѳисты Царицѣ Небесной, какъ заповѣдалъ еще благостный владыка Антоній.

7 августа при громадномъ стеченіи народа обносили св. мощи кругомъ монастыря. Нельзя описать всего великолѣпія церковныхъ службъ въ этотъ праздничный день! Совершался крестный ходъ на рѣку Воронежъ.

За городомъ у монастыря было 400 десятинъ земли, свой громадный пчельникъ и свѣчной заводъ. Въ пригородной слободѣ «Дальняя Чижовка» была двухъэтажная хорошо поставленная школа. Эта славная обитель была просвѣтительнымъ центромъ города Воронежа и сѣяла вокругъ себя свѣтъ и добро во имя Христово.

Примѣчанія:
[1] Осенью 1831 г. при починкѣ фундамента собора открылось нетлѣнное тѣло св. Митрофана.
[2] Воздвигнутый въ 1768 г.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ восьмой. [1962 г.] — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1962. — С. 85-91.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.