Церковный календарь
Новости


2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ девятый. [1963 г.]

Житіе и преставленіе св. Іуліаніи, мѵроточицы Лазаревской.
Написано сыномъ ея Каллистратомъ Осорьинымъ.
Память 2 января. (Отошла ко Господу въ 1604 г.)

Кротка, тиха, послушна, незлобива, словно голубка, была святая. Съ великимъ смиреніемъ молчала, когда ея двоюродныя сестры осыпали ее насмѣшками. Сверстницы звали ее поиграть, поплясать, попѣть веселыя пѣсни дѣвичьи. Святая дѣлала видъ, что не понимаетъ, чего онѣ отъ нея хотятъ. Такъ она вела себя, чтобы не показать своей серьезности передъ веселыми дѣвушками. Зато съ какимъ усердіемъ, любовью, святая пряла, ткала, шила! Работала она не только днемъ, но и ночью. Въ ея скромной свѣтлицѣ по цѣлымъ долгимъ зимнимъ ночамъ свѣча не угасала. Терпѣливо, усердно трудилась она для бѣдныхъ людей. Она обшивала сиротокъ, заботилась объ одинокихъ больныхъ, о бѣдныхъ вдовахъ. Всѣ свои безчисленныя добрыя дѣла творила она съ необычайнымъ смиреніемъ. Не думала о себѣ высоко, а въ простотѣ чистаго сердца исполняла заповѣди любви къ Богу и людямъ. Дѣлая добро какъ что-то должное, она считала себя великой грѣшницей, недостойной рабой Христовой.

Святая была неграмотна и не могла поэтому читать Божественное Писаніе. Въ селѣ, гдѣ жила св. Іуліанія, не было церкви, почему въ дѣвическомъ возрастѣ св. Іуліаніи не приходилось посѣщать храма Божія. Никто ей и не читалъ слова Божія. Но Духъ Святый озарялъ ея душу, ея сердце чистое, и св. дѣва исполнялась благодати Божіей. Всѣ дивились ея разуму, спокойствію, необычайной добротѣ и благочестію.

Когда св. Іуліаніи исполнилось 16 лѣтъ ее выдали замужъ за благочестиваго, добраго, знатнаго и богатаго боярина, Георгія Васильевича Осорьина. Вѣнчаніе произошло въ селѣ ея мужа, въ церкви праведнаго Лазаря, друга Божія. Ихъ вѣнчалъ достойный отецъ Потапій, который поучилъ ихъ, какъ надо въ супружествѣ жить, сохраняя заповѣди Божіи, т. е. подавать милостыню, посѣщать церковь и дома усердно молиться. Юная св. Іуліанія жадно слушала слова священника и въ сердцѣ своемъ обѣщала исполнять всѣ его мудрые совѣты.

И вотъ блаженная вошла въ домъ своего мужа. У него были еще живы старики-родителй. Іуліанія съ большимъ почтеніемъ относилась къ своему свекру и свекрови. Святая вошла въ домъ какъ тихій, свѣтлый, скромный, молчаливый ангелъ. И ея чистая, возвышенная душа озарила всѣхъ домашнихъ. Всѣ стали не только любить юную святую, но и глубоко ее почитать. Она была серьезна не по лѣтамъ. Никто, никогда не слыхалъ ея смѣха: только иногда свѣтлая, кроткая улыбка озаряла ея тонкое, прекрасное и строгое лицо. На всѣ вопросы она отвѣчала съ удивительной премудростію. Всѣ поражались ея свѣтлому, глубокому уму. Родители ея мужа поручили св. Іуліаніи все домашнее хозяйство, хорошо зная въ какія старательныя руки оно переходитъ. Послѣ дневныхъ заботъ она, какъ и въ дѣвичествѣ, по вечерамъ долго молилась, кладя по 100 и больше поклоновъ и стараясь какъ можно раньше вставать по утрамъ, чтобы до дневныхъ заботъ у нея оставалось какъ можно больше времени для усердной, долгой молитвы. Георгій Васильевичъ, человѣкъ благочестивый тоже вмѣстѣ со своей супругою молился и вечеромъ и утромъ. По дѣламъ царской службы ему, однако, часто приходилось уѣзжать изъ дома на долгое время. Такъ онъ провелъ въ городѣ Астрахани цѣлыхъ три года! Св. Іуліанія въ отсутствіе своего супруга цѣлыя ночи проводила въ молитвѣ, или пряла, или ткала. Она продавала свои рукодѣлія и на эти деньги могла помогать сиротамъ, нищимъ, бѣднымъ вдовамъ и одинокимъ больнымъ людямъ. Чтобы скрыть свои добродѣтели, она по ночамъ подавала милостыни нищимъ черезъ одну свою вѣрную, преданную ей служанку.

Наступалъ день, полный заботъ, хлопотъ по хозяйству. Не только для сиротокъ, которыхъ обмывала, одѣвала собственными руками, но и для своихъ подчиненныхъ людей она была истинно-любящей, заботливой матерью. Всѣ слуги, служанки были хорошо накормлены, хорошо одѣты и обуты. Каждому давалась по силѣ работа. Никогда не называла она слугъ грубо: Ивашка, Машка, Дашка, а величала по имени и отчеству. Лично для себя никакихъ не принимала услугъ. Когда же посѣщали ея домъ гости — только тогда, по необходимому чину, ей за столомъ слуги подавали кушанья. Когда же уходили гости — святая укоряла себя, что принимала услуги отъ такихъ же рабовъ Божіихъ, какъ и она сама, отъ такихъ же разумныхъ твореній Создателя! Строптивыхъ, лѣнивыхъ, непокорныхъ слугъ и служанокъ святая никогда не наказывала, а увѣщевала ихъ добрыми, кроткими, тихими рѣчами. Никогда и не жаловалась на провинившихся, а брала ихъ вину на себя. За такое мягкое, добросердечное отношеніе къ слугамъ святую укоряли родители Георгія Васильевича. Да и самъ ея супругъ нерѣдко выговаривалъ ей, что нельзя оставлять безъ наказанія дурныхъ слугъ или служанокъ. Смиренно, кротко терпѣла всѣ укоры добрая Іуліанія. Она только со вздохомъ говорила: «Я сама предъ Богомъ согрѣшаю, а Господь терпитъ меня. Эти люди вѣдь работаютъ для насъ, а ихъ души цвѣтутъ предъ Богомъ краше нашихъ!». Она только просила помощи у Господа, Богородицы и св. Николая, только бы помогли они ей разумно, праведно управлять своими подчиненными.

Однажды ночью она усердно молилась Богу, кладя многіе поклоны. Мужъ ея уѣхалъ по дѣламъ службы. Бѣсамъ очень не нравились ночныя бдѣнія великой подвижницы, и они навели на юную непостижимый ужасъ. Молодая женщина, еще неопытная въ духовной жизни, вмѣсто того, чтобы продолжать молиться и отогнать Іисусовой молитвой силу вражію, святая, исполненная страха, легла на постель. Она крѣпко уснула и увидѣла страшный сонъ: множество нечистыхъ духовъ устремилось на нее, чтобы убить беззащитную. Нечистая сила вопила: «Если ты будешь еще по ночамъ молиться — мы тебя погубимъ!». Святая стала призывать на помощь Господа, Пречистую и святителя Николая. Явился этотъ великій святой. Въ рукахъ онъ держалъ большую книгу. Онъ разогналъ бѣсовское полчище, благословилъ юную святую и сказалъ: «Дочь моя, мужайся, крѣпись и не бойся бѣсовскихъ угрозъ. Христосъ заповѣдалъ мнѣ охранять тебя отъ нечистой силы и отъ злыхъ людей!». Святая проснулась — и уже наяву увидѣла святителя Николая, который быстро, словно молнія, направялся къ дверямъ ея комнаты. Блаженная устремилась вслѣдъ чудотворцу, но онъ скрылся за крѣпко запертыми дверьми ея храмины. Поняла юная святая, что нечего ей бояться бѣсовъ, когда у нея такой защитникъ, какъ святитель Николай. Святая стала еще усерднѣе молиться, прославляя неустанно Господа и благодаря Его за все, за все!

Наступили неурожайные годы. За ними большой голодъ. Св. Іуліанія стала кормить голодающихъ Она брала себѣ отъ свекрови пищу на утренній завтракъ и полдникъ, но отдавала голоднымъ людямъ, сама же не вкушала ничего до обѣда. Этотъ обычай она держала отъ дѣтскихъ лѣтъ: ѣла немного только за обѣдомъ и за ужиномъ — два раза въ день. Свекровь ея удивлялась и говорила: «О, невѣстка, я очень радуюсь, что ты стала чаще ѣсть. Но только удивляюсь, какъ измѣнились твои привычки: когда вдоволь было хлѣба, я не могла тебя заставить ни утромъ позавтракать, ни пополдничать, а теперь когда наступило оскудѣніе въ пищѣ — ты берешь себѣ ѣду и на завтракъ и на полдникъ!». Блаженная смиренно отвѣтила: «Когда я не раждала дѣтей, тогда мнѣ ѣсть не хотѣлось, а когда стала ихъ рождать, тогда обезсилила и не могу насытиться. И даже хочу есть не только днемъ, но и ночью! Мнѣ стыдно даже просить у тебя ѣды!». Свекровь очень обрадовалась и стала давать своей невѣсткѣ и на ночь пищу, т. к. въ ихъ домѣ были большіе запасы. Святая же полученную пищу раздавала голодающимъ.

Блаженная жертвовала деньги для благолѣпнаго погребенія нищихъ, одинокихъ бѣдняковъ. Она нанимала людей, которые обмывали покойниковъ, облачали ихъ въ погребальныя одежды, ею покупаемыя. О всякомъ покойникѣ, знакомомъ или незнакомомъ, усердно молилась святая.

Послѣ голода стала людей косить заразная болѣзнь, которая въ то время называлась «пострѣлъ». Люди изъ боязни заразиться не выходили изъ своихъ домовъ. Но блаженная Іуліанія, зная, что и волосъ съ головы не упадетъ безъ воли Божіей, своими руками омывала больныхъ, скрывая отъ свекра и свекрови свое доброе дѣло. Она заботливо ухаживала за болящими и молила Господа о ихъ исцѣленіи. Сиротокъ же, скончавшихся отъ «пострѣла», сама омывала и погребала на свои деньги.

Такъ сіяла святостію въ домѣ своего супруга блаженная Іуліанія и была всѣми любима и почитаема. Никогда она не роптала, не прекословила. Родители Георгія Васильевича преставились въ глубокой старости. Передъ кончиной приняли образъ монашескій, какъ въ то время дѣлали многіе боголюбивые старые люди. Св. Іуліанія устроила для нихъ похороны, подобающія ихъ новому монашескому чину. За упокой ихъ душъ роздала она щедрую милостыню монастырямъ, церквамъ, нищей братіи. Во многихъ храмахъ заказала сорокоустъ (т. е. сорокодневныя поминовенія во время литургіи о упокоеніи душъ новопреставленныхъ). Святая устраивала заупокойные обѣды въ своемъ домѣ, приглашая на нихъ монаховъ, священниковъ, нищихъ, вдовъ, сиротокъ и просила всѣхъ гостей усердно молиться о упокоеніи душъ усопшихъ родителей ея супруга. До сорокового дня посылала въ тюрьмы милостыню заключеннымъ. Георгія Васильевича въ то время не было дома и святая деньги, оставшіяся послѣ покойныхъ свекра и свекрови, роздала о упокоеніи ихъ душъ. Сама же святая стала еще строже подвизаться.

У св. Іуліаніи, которая хорошо знала, что женщина спасается рожденіемъ дѣтей, было десять сыновей и три дочери. Изъ нихъ четырехъ сыновей и двухъ дочерей Господь призвалъ къ Себѣ, еще когда они были младенцами. Блаженной было очень жаль терять своихъ малыхъ дѣтокъ, но она не роптала на Бога, зная, что безгрѣшныя дѣти въ царствіи небесномъ славятъ Бога и молятся о своихъ родителяхъ. У нея остались шесть сыновей и одна дочь. Святая мать радовалась и восхваляла Бога. Часто дѣти и крѣпостные огорчали блаженную, но она терпѣла съ кротостью, зная хорошо, что врагъ рода человѣческаго старается смутить ее черезъ ея же домашнихъ. Но вотъ пришло горе великое. Старшій сынъ погибъ на охотѣ, подстрѣленный слугою. Не смутилась святая, не возроптала на Бога, а только глубоко скорбѣла, что сынъ ея возлюбленный скончался безъ покаянія. Сколько ночей провела горестная мать, молясь о прощеніи грѣховъ убіеннаго! Мужа своего она утѣшала въ его горѣ. Сорокоустъ заказывала, подавала бѣднякамъ щедрую милостыню и уповала на милость Господню! Обрушилось на святую второе горе: другой сынъ былъ убитъ на царской службѣ. Еще крѣпче, еще усерднѣе стала она молиться о упокоеніи дѣтей своихъ любимыхъ. И еще щедрѣе одѣляла милостыней нищую братію. Она вся устремилась къ Единому Господу, къ Единому Утѣшителю скорбящихъ и къ Пречистой Его Матери. Блаженная стала умолять своего супруга отпустить ее въ тихую обитель. Георгій Васильевичъ сталъ умолять блаженную не бросать его одного уже въ преклонномъ возрастѣ, не оставлять безъ матери дѣтокъ еще малолѣтнихъ! Она можетъ и въ семьѣ, живя благочестиво, угодить Богу! Покорно выслушала святая благоразумныя рѣчи своего супруга и кротко сказала: «Воля Господня да будетъ». Одного только просила у мужа своего: быть ей для него только сестрою. И получила согласіе.

Святая Іуліанія стала строго подвизаться. Каждую пятницу затворялась въ молельной и цѣлый день не вкушала никакой пищи, усердно молясь Богу. А по понедѣльникамъ и средамъ вкушала единожды въ день сухояденіе (т. е. невареную пищу: напр. кислую капусту, соленые огурцы, рѣдьку, и т. д.). По субботамъ и воскресеньямъ устраивала обѣды священникамъ, вдовамъ, сиротамъ и всѣмъ своимъ домашнимъ. Чтобы не показать своего поста сама вмѣстѣ съ гостями выпивала малую чашу вина. Велики были подвиги блаженной! Она ночью спала только по часу, по два. Постелью для нее служила лежанка на печи. Подстилала она себѣ дрова остріями кверху. Подъ ребра клала связки большихъ, желѣзныхъ ключей. Подушкой ей служило полѣно. Какъ можно было спать на такомъ ложѣ? Оно походило скорѣе на орудіе пытокъ. Какъ только слуги и служанки погружались въ крѣпкій сонъ — святая тотчасъ же вставала на молитву до звона къ утрени. Услыша призывной благовѣстъ — блаженная спѣшила въ храмъ Божій и только послѣ литургіи возвращалась домой. Начинался ея трудовой день, полный хозяйственныхъ заботъ и хлопотъ. Спокойная, кроткая величественная въ своемъ смиреніи, тихой поступью обходила блаженная весь домъ. Никто, никогда изъ слугъ ея не слыхалъ отъ своей святой госпожи ни окрика, ни даже рѣзкаго слова. Провинившихся не наказывала, а только вразумляла словами Божественнаго Писанія. Сама она, какъ мы уже упоминали, не умѣла читать, но Духъ Святый владѣлъ ея высокою, смиренною душой. Св. Іуліанія никогда теперь не мылась въ банѣ, чтобы не изнѣживать своего тѣла, которое было всегда утомлено бдѣніями, постомъ, трудами.

Десять лѣтъ въ великихъ подвигахъ прожила блаженная еще при жизни своего супруга — никогда не ослабѣвая въ подвигахъ поста, бдѣнія, необычайнаго милосердія къ бѣднымъ и больнымъ людямъ. Послѣ преставленія своего благочестиваго мужа, раба Божія Георгія — она утѣшала дѣтей своихъ плачущихъ о потерѣ любимаго, чтимаго отца. Она не рыдала, какъ дѣлаютъ другія вдовы, а только усилила молитвы о немъ — цѣлыя ночи умоляла Господа, чтобы Онъ, Милосердый, простилъ новопреставленному грѣхи его. И ни единаго бѣдняка не отпускала безъ щедрой милостыни. Иногда въ ея кошелькѣ не оставалось денегъ. Тогда святая брала въ долгъ, чтобы только не отказать просящему, глубоко вѣря, что «рука дающаго не оскудѣетъ». Ежедневно она посѣщала всѣ церковныя богослуженія. Когда же наступали зимніе лютые холода, дѣти давали ей деньги, чтобы купить теплую одежду. Но ей никогда не приходилось одѣться по зимнему, т. к. она полученныя деньги раздавала нищимъ. У св. Іуліаніи чулокъ даже не было. Въ лютые морозы на босыя ноги надѣвала она башмаки. А вмѣсто теплыхъ стелекъ склала въ обувь мелкіе куски черепицы и орѣховую скорлупу. Такъ она страдала ради Господа.

Однажды стояла студеная зима. Отъ мороза трескалась земля. Блаженная нѣкоторое время не ходила въ церковь, а молилась дома. Однимъ раннимъ утромъ пришелъ священникъ въ церковь св. Праведнаго Лазаря. Вдругъ отъ иконы Пресвятой Богородцы послышался дивный голосъ: «Иди и скажи милостивой вдовѣ Іуліаніи, почему она не приходитъ въ церковь на молитву? И домашняя молитва Богу угодна, но не такъ, какъ церковная. И вы ее почитайте: ей уже не меньше шестидесяти лѣтъ, и Духъ Святый на ней почиваетъ».

Въ священномъ ужасѣ священникъ поспѣшилъ въ домъ Іуліаніи. Іерей смиренно палъ къ ногамъ блаженной и повѣдалъ ей о дивномъ своемъ видѣніи. Святая огорчилась, что служитель Божій преклонился передъ нею, великой грѣшницей! Всѣхъ домашнихъ она умоляла никому не открывать видѣніе священника, сама же поспѣшила въ церковь, заказала молебенъ и со слезами молилась Пречистой. Мгновенно по всему храму разнеслося дивное благоуханіе. На удивленіе всѣхъ оно распространилось по всему селу. Люди Божіи стали прославлять Господа за великое чудо. Съ этого дня, несмотря на зимнюю стужу, святая стала ежедневно посѣщать всѣ церковныя Богослуженія, какъ ей повелѣла Владычица.

Въ домѣ св. Іуліаніи была комната для пріѣзжихъ издалека гостей. Въ этой уединенной храминѣ блаженная любила молиться. Тамъ были иконы Спасителя, Божіей Матери и Святителя Николая. Однажды вечеромъ пришла въ эту комнату св. Іуліанія. Внезапно появилось множество бѣсовъ. Они были вооружены и стремились убить подвижницу. Опытная въ духовной брани, святая не испугалась, какъ ранѣе, въ своей юности. Блаженная обратилась съ горячей мольбою ко Господу и къ Пречистой, чтобы они прислали на помощь святителя и чудотворца Николая. Тотчасъ же предсталъ великій мѵрликійскій чудотворецъ. Онъ держалъ въ рукѣ большую палку и ею прогналъ нечистую силу. Святитель поймалъ одного изъ бѣсовъ и наказалъ его. Благословивъ св. подвижницу крестомъ, онъ сталъ невидимъ. Бѣсъ же плакалъ и говорилъ: «Много, много вреда принесъ я Іуліаніи, возстанавливалъ противъ нея дѣтей, слугъ и служанокъ. Но къ ней не смѣлъ и приблизиться, благодаря ея смиренію, милостыни и молитвѣ».

Блаженная всегда держала четки въ рукѣ и безпрестанно творила Іисусову молитву. Она молилась, когда ѣла, пила, работала... Когда погружалась въ тонкій сонъ, уста ея безпрестанно шептали эту великую молитву: «Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшную», — молитву страшную для всей нечистой силы! И въ этотъ моментъ, бѣсъ, заслышавъ слова молитвы, бѣжалъ восклицая: «О, Іуліанія, много я помучился изъ-за тебя, но въ твоей старости я наведу на тебя большую напасть. Будетъ сильный голодъ. Ты сама будешь изнывать отъ голода. И чужихъ людей уже не будешь кормить». Святая спокойно осѣнила себя крестнымъ знаменіемъ и — нечистый исчезъ!

Каллистратъ — сынъ блаженной такъ описываетъ состояніе своей святой матери послѣ нападенія на нее бѣсовъ и побѣды надъ ними. «Мать пришла къ намъ послѣ бѣсовскаго страхованія измѣнившаяся въ лицѣ и въ большомъ смущеніи. Мы стали спрашивать, что съ нею приключилось? Но она въ то время не открыла намъ причины своего смущенія и только впослѣдствіи разсказала все, что съ нею произошло, какъ ей явился святитель Николай и что ей сказалъ бѣсъ. Но смиренная наша мать не позволила никому открывать этой тайны!»

Богоугодно, свято, смиренно прожила св. Іуліанія до воцаренія Бориса Годунова. Въ то время наступилъ страшный голодъ по всей Святой Руси. Такъ силенъ былъ голодъ, что даже были случаи людоѣдства. Народъ умиралъ отъ голода. Даже въ богатомъ домѣ св. Іуліаніи не хватало пищи, т. к. земля не дала никакого урожая, запаса же не было: раздавалось все ни щимъ. Скотина умирала отъ голода. Св. Іуліанія продала свои богатыя одежды, посуду, скотъ, оставшійся въ живыхъ, и на эти деньги стала кормить своихъ домашнихъ. Но и въ это тяжкое время она не отказывала ни единому бѣдняку въ хлѣбѣ, въ деньгахъ.

Наконецъ, въ ея амбарахъ не оказалось ни единаго зерна! Не смутилась блаженная. Всю надежду возложила она на Господа и на Его Пречистую Матерь. Св. Іуліаніи пришлось со всѣми своими домашними переселиться въ село «Вочнево», которое находилось въ области Нижегородской. Но въ этомъ селѣ не было церкви: она находилась въ двухъ поприщахъ [1] отъ него.

Св. Іуліанія была уже старой и не имѣла силъ посѣщать храмъ Божій. Она очень печалилась, что не могла утѣшаться службами церковными. Блаженная отпустила всѣхъ рабовъ и рабынь своихъ на волю, чтобы они могли въ другомъ какомъ-либо мѣстѣ найти себѣ пропитаніе. Нѣкоторые вѣрные слуги остались при своей любимой госпожѣ, надѣясь на помощь Божію. Святая повелѣла имъ собирать траву-лебеду, и кору древесную, которая называлась «илемъ» и приказала изъ нихъ печь хлѣбъ. И по молитвѣ блаженной хлѣбъ выходилъ пріятнымъ на вкусъ и очень питательнымъ, сытнымъ и невреднымъ для здоровья! Дѣти, слуги, служанки — всѣ благодарили Бога за такой хорошій хлѣбъ. Св. Іуліанія этимъ же хлѣбомъ кормила нищихъ.

Въ то время было великое множество бѣдняковъ, изнемогавшихъ отъ голода. Они всѣ устремлялись въ домъ св. Іуліаніи. Ея сосѣди говорили нищимъ: «Зачѣмъ вы идете къ Іуліаніи — она вѣдь сама изнемогаетъ отъ голода». Бѣдняки отвѣчали: «Мы обошли многія села, многія имѣнія, намъ подаютъ хорошій хлѣбъ, но такого вкуснаго хлѣба, какой намъ подаетъ эта вдова — мы никогда и не ѣдали!»

Сосѣди изъ любопытства посылали слугъ въ домъ милостивой вдовѣ, и тѣ, отвѣдавъ, говорили: «О, какъ необычайно искусно и вкусно пекутъ хлѣбъ ея служанки! Какой же онъ душистый и сладкій!» Не понимали сосѣди, что по молитвамъ святой изъ лебеды и коры древесной выходилъ такой прекрасный хлѣбъ!

И въ старости и въ бѣдности святая за все благодарила Бога и была радостна и спокойна. Наступило время ея отшествія ко Господу. 26 декабря она заболѣла. Днемъ она лежала, а ночи, стоя, проводила на молитвѣ. Ея служанки не вѣрили болѣзни своей госпожи и говорили съ насмѣшкою: «Притворяется наша госпожа: днемъ лежитъ, а ночью встаетъ на молитву». Святая же со смиреніемъ говорила: «Что вы смѣетесь надо мною? Развѣ вы не знаете, что Господь и отъ больныхъ требуетъ молитвъ!» Многое еще говорила блаженная своимъ служанкамъ, поясняла имъ святое писаніе, которое хорошо знала, слушая внимательно, какъ читали ей слово Божіе.

Наступило 2-ое января 1604-го года.

Занималась заря... Св. Іуліанія призвала къ себѣ своего духовника, іерея Аѳанасія. Блаженная съ великимъ благоговѣніемъ причастилась Животворящихъ Тайнъ тѣла и крови Христа Бога нашего. Сѣвъ на своей постели, святая позвала своихъ дѣтей, и всѣхъ домашнихъ и односельчанъ, и стала поучать о любви къ Богу и ближнему, о молитвѣ, милостыни. Со вздохомъ сказала она:

«Я съ юныхъ лѣтъ жаждала принять на себя великій ангельскій образъ, но по моимъ грѣхамъ не сподобилась его; была недостойна я, великая грѣшница и убогая. Такъ мнѣ судилъ Богъ, и слава Его праведному суду!». Потомъ блаженная приказала принести кадило, приготовить его, вложить ладанъ. Она попрощалась со всѣми, смиренно прося прощенія у людей, которымъ она дѣлала одно лишь добро. Потомъ легла, трижды перекрестилась, обвила вокругъ руки четки и произнесла послѣднее слово: «Слава Богу за все! Въ руки Твои предаю духъ мой, аминь». Такъ святая предала свою чистую душу въ руки Божіи.

Въ это мгновеніе присутствовавшіе увидѣли вокругъ ея святой главы вѣнецъ золотой и бѣлый платъ. Ея мощи, послѣ омовенія, положили въ храминѣ. Ночью домашніе блаженной Іуліаніи видѣли тамъ свѣтъ и горящія свѣчи. Весь домъ наполнился благоуханія дивнаго, неизреченно чуднаго! Въ ту же ночь святая явилась одной служанкѣ и заповѣдала тѣло ея отвезти въ Муромскіе предѣлы и похоронить возлѣ ея супруга. Мощи блаженной положили въ дубовый гробъ и отвезли къ церкви св. Лазаря — друга Божія, въ село Лазаревское.

Вотъ какъ описываетъ Каллистратъ обрѣтеніе мощей своей св. матери.

«Я никому не повѣдалъ о жизни моей матери пока не преставился сынъ ея, Георгій, въ 1614 году — именно черезъ 10 лѣтъ послѣ отшествія ко Господу блаженной. Когда копали могилу для моего брата, были обрѣтены ея св. мощи, источающія благовонное мѵро. И въ ту же ночь, какъ открыли гробъ, возлѣ церкви, послышался звонъ колокольный. Люди думали, что набатъ — прибѣжали ко храму и никакого пламени не замѣтили, а только изъ церкви неслось чудное благоуханіе. Ко гробу св. Іуліаніи стали притекать недужные, мазались мѵромъ — и исцѣлялись.

И съ этихъ поръ я рѣшилъ написать житіе моей матери. Я боялся, что умру раныпе, чѣмъ повѣдаю людямъ о ея жизни. Написалъ вкратцѣ, чтобы не трудно было читать. Все что я написалъ есть чистая правда, хотя я самъ человѣкъ грубый, грѣшный. Знаетъ Господь, что я не написалъ ни единаго ложнаго слова о моей матери во славу Бога нашего Іисуса Христа, Емуже со Отцемъ и Святымъ Духомъ честь, благодареніе нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь».

Примѣчаніе:
[1] Поприще =½ версты.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ девятый. [1963 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1963. — С. 3-13.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.