Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ девятый. [1963 г.]

Обрѣтеніе честныя главы святаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна.
Обрѣтеніе совершилось 24-го февраля 452 г.

Въ ярости Иродіада кинулась къ св. главѣ, и, безумная, взяла иглу и осмѣлилась колоть его языкъ, обличавшій царя и ее. Она взяла себѣ святую главу, боясь, что если ее погребутъ съ тѣломъ великаго пророка — голова соединится съ тѣломъ, воскреснетъ св. Іоаннъ и снова будетъ обличать ее! Безглавое святое тѣло Иродіада приказала куда-нибудь бросить. Ученики же св. Іоанна тайно унесли св. мощи своего великаго учителя въ городъ Севастію. Иродіада же св. главу собственноручно закопала во дворѣ своего дворца, зарыла глубоко на грязномъ, зловонномъ мѣстѣ: чудо Божье не потрясло ея мрачной души. Думала царица, что никто не видѣлъ, гдѣ она скрыла безцѣнное сокровище. Однако, жена одного приставника, по имени Іоанна, замѣтила, куда скрыла царица св. главу. Благочестивая женщина тайкомъ отъ всѣхъ ночью откопала св. главу, положила ее въ глиняный сосудъ и погребла это сокровище на горѣ Елеонской, въ имѣніи царя Ирода.

Когда дошелъ слухъ до царя о чудесахъ, которыя творилъ Господь Іисусъ Христосъ, онъ и Иродіада подумали: можетъ быть это св. Іоаннъ воскресъ и это онъ творитъ чудеса! Иродіада раскопала мѣсто, куда она скрыла св. главу Предтечи. Къ своему удивленію она не нашла ея! Она сказала объ этомъ мужу и царь сталъ говорить своимъ домашнимъ: «Это св. Іоаннъ воскресъ, это воскресъ тотъ, которому я отсѣкъ голову! Это онъ творитъ чудеса!..»

Прошло много времени... Одинъ царскій сановникъ, по имени Иннокентій, увѣровалъ во Христа и отказался отъ міра. Онъ пріѣхалъ во святой градъ Іерусалимъ и купилъ на горѣ Елеонской имѣніе, которое когда-то принадлежало царю Ироду. Иннокентій сдѣлалъ себѣ на этой горѣ келлію и принялъ чинъ ангельскій — постригся въ монашество. Сталъ онъ въ тишинѣ, на этой Святой Горѣ, работать Господу, какъ добрый инокъ. Задумавъ строить маленькую каменную церковь, Иннокентій сталъ копать землю чтобы сдѣлать фундаментъ, и вдругъ нашелъ глиняный сосудъ со святою главою Крестителя Господня Іоанна. Господь открылъ иноку, какому великому пророку принадлежитъ св. глава. Отъ нея стали совершаться многія чудеса. Иннокентій съ большимъ благоговѣніемъ хранилъ у себя это великое сокровище. Передъ своею кончиною инокъ снова закопалъ святую главу. Онъ скрылъ ее на томъ мѣстѣ, гдѣ была его малая церковь и келлія. Ему пришлось это сдѣлать, такъ какъ въ то время были времена тяжкія для христіанъ: по Божіему попущенію Іерусалимъ тогда принадлежалъ язычникамъ. Всюду возвышались капища. Инокъ боялся, какъ бы идолопоклонники не надругались надъ главою великаго пророка...

Со временемъ маленькая церковь обветшала, ее никто не починялъ. Она рухнула и сравнялась съ землею — только груда камней осталась на святомъ мѣстѣ. Никто не зналъ, что здѣсь находится такое безцѣнное сокровище...

Прошли долгія времена... Кончилось гоненіе на христіанъ. При царѣ Константинѣ Великомъ и матери его Еленѣ процвѣла вѣра христіанская. Св. царица Елена обрѣла Животворящій Крестъ Господень и выстроила на Святой Землѣ, на самыхъ святѣйшихъ ея мѣстахъ, многочисленные храмы Господни. Въ это сіяющее для христіанъ время два инока пришли во святой градъ Іерусалимъ съ востока. Они хотѣли поклониться Животворящему Кресту Господню и Святому Гробу Его. Когда иноки обходили святыя мѣста, одному изъ нихъ во снѣ явился великій пророкъ Іоаннъ и указалъ ему, гдѣ сокрыта его святая глава. Онъ повелѣлъ выкопать ее изъ земли. Инокъ проснулся и повѣдалъ о своемъ видѣніи другу своему. Тотъ не хотѣлъ вѣрить сну — мало-ли что человѣку можетъ присниться! Подъ вліяніемъ друга инокъ не обратилъ должнаго вниманія на свой сонъ. Въ слѣдующую ночь снова явился во снѣ св. Іоаннъ Креститель Господень — уже обоимъ инокамъ и приказалъ немедленно идти на гору Елеонскую и выкопать на указанномъ имъ мѣстѣ его главу. Проснулись иноки, повѣдали другъ другу свой сонъ. На этотъ разъ они поспѣшили исполнить приказаніе Св. Іоанна. Монахи пришли на гору Елеонскую, стали копать на указанномъ мѣстѣ и нашли безцѣнное сокровище. Иноки завернули св. главу въ кусокъ шерстяной грубой матеріи, сдѣланной изъ верблюжьяго волоса и съ этою великою святынею пошли обратно на востокъ въ свой монастырь.

По дорогѣ монахи встрѣтили бѣднаго горшечника, который долженъ былъ покинуть по нищетѣ свою родину и жену и искать въ чужой странѣ пропитанія. Дорога ихъ шла въ одно и тоже мѣсто, и горшечникъ присоединился къ монахамъ. Лѣнивые иноки, не желая обременять себя ношею, передали матерію съ главою св. Іоанна Предтечи этому бѣдняку. Горшечникъ покорно принялъ ношу изъ уваженія къ монахамъ, не подозрѣвая, что въ этой грубой ткани завернута такая великая святыня! Маловѣрные, лѣнивые иноки и не подумали, что они своимъ поступкомъ оскорбили Бога! А простому горшечнику, богобоязненному человѣку, явился самъ великій святой Іоаннъ и сказалъ ему: «Оставь твоихъ спутниковъ, бѣги отъ нихъ со сверткомъ, который ты несешь!» Горшечникъ своимъ простымъ сердцемъ увѣровалъ, что ему дѣйствительно явился святой Іоаннъ. Онъ покинулъ негодныхъ монаховъ и принесъ къ себѣ домой эту святыню. Онъ повѣдалъ своей богобоязненной супругѣ, что принесъ святую главу великаго пророка Іоанна. Супруга съ большимъ благоговѣніемъ каждый день стала воскурять ѳиміамъ въ горницѣ, гдѣ находилась св. глава. Супруга зажигала предъ нею лампады и свѣчи. Они ежедневно преклоняли колѣна предъ святынею и усердно молились, благодаря Господа, который сподобилъ пребывать въ ихъ домѣ этому великому сокровищу. Ихъ усердіе, вѣра, любовь ко Господу и Его Крестителю не остались безъ награды. Домъ ихъ сталъ полной чашей. Изъ бѣдняковъ они сдѣлались богатыми людьми. Но и въ довольствѣ они не забывали нищихъ. Кормили ихъ, покоили, снабжали деньгами и ѣдою. Супруги благотворили бѣднякамъ, воспоминая, какъ недавно они сами были нищими — только св. Іоаннъ, Креститель Господень, принесъ со своею св. Главою богатство въ ихъ домъ.

Мирно и тихо прожили свою жизнь благочестивые супруги. Почувствовавъ приближеніе смерти, горшечникъ призвалъ къ себѣ свою сестру — тоже богобоязненную женщину, и открылъ ей тайну. Великую святыню онъ вручалъ передъ своей кончиной сестрѣ. Горшечнику явился св. Іоаннъ и повелѣлъ Его главу положить въ простой глиняный водоносъ. Горшечникъ исполнилъ приказаніе великаго святого. Положивъ св. главу въ глиняный кувшинъ, онъ помѣстилъ его въ ковчегъ и запечаталъ его. Сестрѣ онъ повелѣлъ, чтобы она не открывала его безъ особаго разрѣшенія отъ Господа или отъ самого св. Іоанна, а когда приблизится часъ ея кончины, передала-бы св. главу благоговѣйному человѣку, къ которому бы имѣла полное довѣріе.

Сестра горшечника въ точности исполнила все заповѣданное братомъ. Святая глава долгое время переходила изъ рукъ въ руки Божіихъ людей и, наконецъ, была передана одному іеромонаху, котораго звали Евстаѳіемъ. Онъ жилъ близъ города Эмессы въ одной пещерѣ. Къ сожалѣнію, этотъ монахъ былъ еретикомъ, т. е. неправильно вѣровалъ въ Господа нашего Іисуса Христа. Къ Евстаѳію приходили многіе больные люди и получали исцѣленія. Конечно, это происходило черезъ святую главу. Люди же не знали, что въ пещерѣ скрыто это великое сокровище и думали, что они исцѣляются по молитвамъ монаха-еретика, который ихъ училъ своей неправильной вѣрѣ.

До епископа и князя города Эмессы дошелъ слухъ, что Евстаѳій совращаетъ народъ. Они рѣшили изгнать этого еретика. Когда въ пещеру пришли посланные отъ епископа и князя, чтобы исполнить это приказаніе — Евстаѳій сталъ ихъ умолять, хотя бы до утра разрѣшить ему здѣсь остаться. Утромъ онъ обѣщалъ уйти изъ пещеры и изъ предѣловъ города. Посланные разрѣшили ему. Ночью еретикъ водоносъ со святою главою Крестителя Господня закопалъ глубоко въ землю въ той пещерѣ, гдѣ жилъ, чтобы потомъ тайно придти и унести его съ собою на новое мѣсто, — и опять обманывать народъ и смущать Божіихъ людей. Но еретикъ не смогъ сдѣлать то, что задумалъ. Какъ только этотъ инокъ ушелъ изъ пещеры, въ ней поселились православные монахи, и онъ не могъ уже придти за святою главою великаго Пророка. Около пещеры поселились еще монахи. Такъ устроился цѣлый монастырь. Долгое время никто не зналъ, что глубоко подъ землею сокрыто безцѣнное сокровище. Наконецъ, Господь даровалъ Божіимъ людямъ св. главу Своего Крестителя черезъ одного добраго монаха — архимандрита Маркелла, жившаго при этой пещерѣ.

Однажды, 18 февраля, въ среду Великаго поста, онъ увидѣлъ во снѣ, что всѣ ворота обители открыты настежь. Онъ поспѣшилъ къ воротамъ, чтобы ихъ закрыть. Вдругъ онъ видитъ: ангелы вошли въ монастырь. Архимандритъ въ ужасѣ отбѣжалъ отъ воротъ и быстро поднялся по лѣстницѣ, на которой стоялъ. Сверху отецъ Маркеллъ увидѣлъ два обительскихъ двора. Одинъ находился на западной сторонѣ, а другой на южной. Посреди этихъ двухъ дворовъ возвышалась большая церковь, очень красивая. Ангелы входили черезъ западный дворъ въ эту церковь. Они поклонялись въ храмѣ и выходили изъ него черезъ южныя врата. Когда небожители прошли черезъ церковь, архимандритъ Маркеллъ услышалъ голоса иныхъ ангеловъ, которые восклицали: «Вотъ св. Іоаннъ Креститель!» И вдругъ въ трепетѣ архимандритъ увидѣлъ въ этомъ чудномъ храмѣ самого великаго Пророка и Крестителя Господня Іоанна! Съ нимъ были нѣкіе два мужа: одинъ стоялъ по правую сторону, другой по лѣвую. Ангелы стали подходить, одинъ за другимъ, брать благословеніе у Крестителя Господня Іоанна. И архимандритъ въ трепетѣ осмѣлился подойти къ великому Пророку, палъ ницъ предъ нимъ, слегка коснулся его святыхъ ногъ. Св. Іоаннъ поднялъ архимандрита, съ великою любовію обнялъ его, коснулся его бороды, поцѣловалъ его, касаясь своими святыми устами устъ архимандрита..! Потомъ Креститель Господень подалъ ему сосудъ полный меду и сказалъ: «Пріими благословеніе!» Произнесъ эти слова великій Пророкъ и отошелъ отъ архимандрита. Тотъ устремился вслѣдъ за св. Іоанномъ — и вдругъ въ страхѣ увидѣлъ, что огненный столбъ отъ небесъ до земли идетъ передъ великимъ Пророкомъ. Затрепеталъ архимандритъ Маркеллъ и — проснулся...

Наступилъ день... Надвинулся вечеръ... Архимандритъ на вечернемъ правилѣ повелѣлъ, какъ всегда, монахамъ пѣть псалмы по стихамъ. Когда пѣлъ одинъ братъ, котораго звали Исакій — этотъ инокъ вдругъ увидѣлъ черезъ окно, что вся пещерная церковь сіяетъ какимъ то дивнымъ огнемъ — именно та церковь, которая была устроена въ пещерѣ, гдѣ была закопана, глубоко въ землѣ, святая глава Іоанна Крестителя. Инокъ Исакій воскликнулъ въ изумленіи: «Отецъ мой, вотъ вижу огонь горитъ въ святой пещерѣ!» Отецъ архимандритъ успокоилъ брата, говоря: «Не бойся, братъ, перекрестись и молчи!»

Черезъ пять дней въ полночь архимандритъ Маркеллъ спокойно спалъ и вдругъ почувствовалъ, какъ нѣкая рука трижды толкнула его въ правое бедро. И услышалъ архимандритъ дивный голосъ: «Вотъ я вамъ дарованъ! Встань и послѣдуй за звѣздою, которая будетъ идти передъ тобою! Иди туда, куда она тебя приведетъ, тамъ раскопай землю и найдешь меня!»

Въ страхѣ проснулся отецъ Маркеллъ, сѣлъ на своемъ одрѣ и, дѣйствительно, увидѣлъ свѣтлую звѣзду, стоявшую передъ дверьми его келліи. Въ священномъ ужасѣ онъ перекрестился. Звѣзда двинулась, архимандритъ пошелъ за нею. Она привела его въ пещеру къ мѣсту, гдѣ покоилась святая глава. Тутъ чудесная звѣзда стала невидима. Отецъ Маркеллъ палъ ницъ на землю и сталъ горячо, долго молиться. Онъ зажегъ свѣчу, развелъ угли и положилъ на нихъ ладанъ. Воскурился ѳиміамъ. Архимандритъ взялъ мотыку и, призывая имя Господне, сталъ усердно копать твердую, сухую землю. При каждомъ ударѣ мотыки раздавался гулъ, шумъ. Земля была словно отлита изъ мѣди. Долго, много работалъ архимандритъ. Вдругъ мотыка ударила о кирпичи. Отецъ Маркеллъ прподнялъ ихъ и увидѣлъ каменную доску. Онъ съ большимъ трудомъ поднялъ ее: предъ нимъ былъ священный водоносъ, въ которомъ находилась святая глава Крестителя Господня. Отецъ архимандритъ, внѣ себя отъ радости, палъ ницъ передъ великою святынею. Потомъ снова накрылъ тяжелою доскою водоносъ и вышелъ изъ пещеры. Ему встрѣтился другой архимандритъ по имени Геннадій. Онъ пришелъ изъ другого монастыря въ эту обитель и направлялся въ пещерную церковь. Отецъ Маркеллъ вернулся съ отцомъ Геннадіемъ въ пещеру. Пришедшій повѣдалъ о. Маркеллу свое дивное видѣніе. Видитъ онъ, что они вмѣстѣ съ архимандритомъ Маркелломъ стоятъ на этомъ самомъ мѣстѣ. Въ пещерѣ лежитъ многое множество ячменныхъ хлѣбовъ — чистыхъ, пречистыхъ, особенно свѣтлыхъ. Въ пещеру входятъ многіе, многіе люди. Оба архимандрита даютъ каждому по прекрасному хлѣбу. О, дивное чудо! Сколько они ни раздаютъ — хлѣбовъ не уменьшается, а наоборотъ все увеличивается и увеличивается.

Отецъ архимандритъ Маркеллъ понялъ видѣніе отца Геннадія такъ: ячменные, чистые хлѣбы обозначаютъ неисчерпаемую благодать, которая исходитъ отъ святой главы великаго пророка. Отецъ Маркеллъ открылъ отцу Геннадію водоносъ съ драгоцѣнной главой и разсказалъ подробно о своихъ дивныхъ видѣніяхъ. Нельзя описать радости, умиленія пришедшаго архимандрита Геннадія.

Отецъ Маркеллъ не сразу объявилъ о своемъ открытіи епископу Емесскаго города Уранію, но былъ за то наказанъ Богомъ. Онъ сильно заболѣлъ, и не могъ двинуться со своего одра. Онъ рѣшилъ, не отлагая, объявить о великой находкѣ епископу, и сейчасъ же выздоровѣлъ. Вмѣстѣ съ архимандритомъ Киріакомъ направились они въ городъ, къ епископу.

На слѣдующее утро епископъ со священниками и діаконами пришелъ въ обитель. Съ большимъ торжествомъ изъ нѣдръ земныхъ было извлечено безцѣнное сокровище. Съ епископомъ бѣжитъ къ воротамъ быстрая рѣка. Отецъ Маркеллъ остановился въ изумленіи и размышлялъ, откуда могла взяться эта рѣка! Откуда стремится этотъ шумящій потокъ? Вдругъ услышалъ онъ дивные небесные голоса многихъ ангеловъ. Небожители шли къ воротамъ прямо по водамъ. Ангелы восклицали: «Вотъ св. Іоаннъ Креститель Христовъ является!» Съ такими возгласами пришелъ священникъ по имени Малхъ. Онъ сталъ сомнѣваться говоря: «Откуда здѣсь можетъ быть глава св. Іоанна Предтечи Господня?» Отецъ Малхъ осмѣлился положить руку на водоносъ и коснулся волосъ великаго пророка. Тотчасъ же Господь его наказалъ — рука его мгновенно сдѣлалась сухой и прилипла къ водоносу. Ужаснулися всѣ видѣвшіе это Божіе наказаніе. Епископъ, священники стали молить Бога объ исцѣленіи отца Малха. По ихъ молитвѣ рука отстала отъ водоноса, но осталась сухой за его невѣріе. Епископъ и священники торжественно понесли водоносъ со святой главой въ Емесскій городъ. Придя въ церковь, положили въ алтарѣ великую святыню.

Былъ созданъ храмъ въ честь св. Іоанна Крестителя, куда и перенесли съ честію св. главу. Передъ положеніемъ въ новый храмъ этого сокровища, священнику Малху явился самъ Св. Іоаннъ Креститель и повелѣлъ ему, чтобы во время перенесенія его святой главы онъ сухую руку возложилъ на водоносъ: онъ получитъ исцѣленіе. Повѣрилъ священникъ дивному видѣнію, сдѣлалъ какъ приказалъ ему св. Іоаннъ Предтеча и исцѣлился.

Черезъ много лѣтъ св. глава была перенесена въ Константинополь и положена въ храмѣ, созданномъ царемъ во имя великаго пророка. Спокойно почивала св. глава до того времени, когда, впавъ въ ересь, греческіе цари стали оскорблять и уничтожать св. мощи и св. иконы. Православные христіане бѣжали изъ Царьграда, взявъ съ собою честную главу св. Іоанна Крестителя Господня. Они перенесли св. главу въ городъ Команы, гдѣ почилъ о Господѣ св. Іоаннъ Златоустъ, сосланный въ этотъ городъ. Тамъ св. главу зарыли люди Божіи въ землю, положивши ее въ серебрянный сосудъ. Это сокровище находилось въ нѣдрахъ земныхъ до воцаренія благочестиваго царя Михаила и матери его Ѳеодоры. Св. глава была торжественно перенесена въ Царьградъ святѣйшимъ патріархомъ Игнатіемъ въ честь и славу Христа Бога нашего со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго во вѣки. Аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ девятый. [1963 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1963. — С. 13-19.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.