Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ девятый. [1963 г.]

Житіе св. Даніила, перваго князя Московскаго.
Память 4 марта и 30 августа.

Св. Даніилъ былъ самымъ благочестивымъ, добрымъ, милосерднымъ изъ всѣхъ сыновей св. вел. князя Александра. Дѣйствительно отъ святыхъ родителей произошелъ и святой сынъ. Св. Даніилъ первый возвеличилъ Москву. До него Москва была маленькимъ городкомъ и больше походила на хорошо укрѣпленную княжескую усадьбу. Стѣны Кремля-крѣпости были сдѣланы изъ огромныхъ бревенъ. Подъ стѣнами ютились домики торговцевъ, крестьянъ. Вокругъ Кремля стоялъ густой сосновый боръ. Въ царское благословенное время благочестивые москвичи очень любили древнюю церковь Спаса на Бору, которая такъ называлась, потому что въ отдаленныя времена красовалась среди вѣкового бора. И Боровицкія ворота Кремля тоже были такъ названы, потому что находились возлѣ бора.

Не велико было по размѣрамъ своимъ княжество св. Даніила, но велико по своему будущему значенію. Вѣдь Москва стала впослѣдствіи Третьимъ Римомъ, Градомъ Святымъ, Сердцемъ Руси Святой, Матушкой Москвой, Бѣлокаменной, съ великимъ множествомъ церквей, монастырей, часовенъ. Множество мощей св. угодниковъ Божіихъ почивало въ храмахъ Московскихъ.

Только при князѣ св. Даніилѣ начинаетъ Москва разрастаться изъ малаго городка, готовясь стать столицей. Отъ св. Даніила пошелъ родъ князей Московскихъ. Миролюбивъ былъ св. князь Даніилъ, но силою обстоятельствъ ему пришлось, по необоходимости, воевать. Въ 1301 году онъ отразилъ полчища татаръ и тѣмъ, съ Божіей помощью, спасъ Русь Святую отъ разоренія. Вмѣстѣ съ татарами противъ своихъ же русскихъ шелъ князь Константинъ Романовичъ со своей дружиной. Св. князь полонилъ его и привезъ въ Москву. По человѣколюбію своему онъ милостиво отнесся къ измѣннику. Смиренъ, скроменъ былъ св. князь Даніилъ... Не искалъ онъ для себя ни власти, ни почести, не стремился захватить престолъ великокняжескій, будучи доволенъ своимъ маленькимъ удѣломъ. Кромѣ Москвы въ его княжество входилъ только небольшой городокъ Звенигородъ. Князь Переяславскій, его племянникъ, очень любилъ своего святого дядю. Умирая бездѣтнымъ, онъ завѣщалъ ему свой удѣлъ. Такъ получилъ св. кн. Даніилъ отъ Ивана Димитріевича хорошо укрѣпленный и богатый городъ Переяславль. Самъ Господь расширилъ владѣнія Своего избранника. Всемогущій видимо благословлялъ его княжество. Оно было мирнымъ и счастливымъ. Люди святорусскіе прозвали св. князя «Богоснабдивымъ»: Богъ давалъ ему всѣ земныя блага и тишину во все время его благодатнаго княженія. Современники уже готовы были считать князя святымъ. Для своихъ подданныхъ онъ былъ истиннымъ отцомъ, справедливымъ, покровителемъ бѣдныхъ. Онъ пользовался общей любовью, и со всѣхъ сторонъ Руси Святой тянулись къ Москвѣ люди Божіи. Многіе знатные люди селились въ ней. Сынъ св. кн. Даніила, Іоаннъ былъ крестнымъ отцомъ младенца Елевѳерія — будущаго св. митрополита Алексія [1], который былъ сыномъ боярина Бяконта. Благовѣрный князь Даніилъ въ 1272 году воздвигъ на берегу Москвы-рѣки деревянную церковь во имя своего небеснаго покровителя — св. Даніила Столпника и устроилъ при ней обитель. Въ Даниловомъ монастырѣ игуменомъ сталъ Стефанъ, братъ святого Сергія Радонежскаго. Этотъ игуменъ постригъ въ чинъ иноческій св. Елевѳерія и назвалъ его Алексіемъ.

Въ 1303 году захворалъ св. князь Даніилъ Онъ проболѣлъ не долго и 4-го марта тихо, блаженно отошелъ ко Господу. Передъ кончиною святой постригся въ схиму въ своемъ монастырѣ и заповѣдалъ, по великому смиренію своему, похоронить себя не въ церкви, а на обительскомъ кладбищѣ. Завѣщаніе его было исполнено. Горькія, неутѣшныя слезы проливали всѣ подданные почившаго св. князя. Плакали и богатые и бѣдные. Теряли всѣ святого покровителя и защитника.

Сынъ святого Даніила, Іоаннъ Калита, великій собиратель земли русской, при которомъ значеніе Москвы возрасло еще болѣе, въ 1330 году перенесъ Даниловъ монастырь къ церкви Спаса на Бору, въ Кремль. Постепенно ограда древняго Данилова монастыря разрушилась. Проѣзжая дорога шла мимо монастырскаго кладбища. Церковь во имя Даніила Столпника сдѣлалась просто сельскимъ храмомъ. Запустѣла бывшая обитель святого князя Даніила.

Шли годы... При великомъ князѣ Іоаннѣ III св. благовѣрный князь Даніилъ явился одному придворному юношѣ, который ѣхалъ на конѣ мимо его могилы. Вострепеталъ юноша, увидѣвъ неизвѣстнаго человѣка, незапно представшаго передъ нимъ. Св. князь успокоилъ юношу, ободрилъ его, назвалъ себя по имени и приказалъ передать великому князю такія слова: «Ты самъ себѣ всячески угождаешь, а обо мнѣ ты совершенно забылъ». Потомъ св. Даніилъ добавилъ: «Но если онъ забылъ меня, то Богъ не забывалъ меня никогда!» Сказавъ это, св. Даніилъ сталъ невидимъ. Повѣдано было Іоанну Васильевичу о дивномъ видѣніи и о словахъ благовѣрнаго князя Даніила. Съ этого времени Іоаннъ Васильевичъ установилъ пѣть соборныя панихиды о всѣхъ усопшихъ родныхъ и сталъ раздавать щедрую милостыню нищимъ о упокоеніи ихъ душъ.

Во время княженія Василія III — сына Іоанна III — произошло дивное чудо. Князь Иванъ Михайловичъ Шуйскій однажды сопровождалъ великаго князя. Дорога шла мимо церкви св. Даніила Столпника. Князь Шуйскій легкомысленно ступилъ на надгробную плиту могилы св. князя Даніила, чтобы вскочить на коня. Проходившій мимо крестьянинъ села Даниловскаго предостерегъ князя: онъ около могилы всѣми любимаго, праведнаго князя Даніила — да не дерзнетъ садиться на коня съ его надгробнаго камня! Иванъ Михайловичъ, не слушая разумныхъ словъ благочестиваго селянина, все же съ могильной плиты вскочилъ на своего коня. Лошадь взвилась на дыбы и — пала бездыханной на молодого князя! Ивана Михайловича съ трудомъ вытащили изъ подъ коня. Онъ тяжко заболѣлъ. Теперь понялъ онъ свой грѣхъ. Онъ сталъ горько каяться, сталъ заказывать молебны у могилы св. праведнаго князя Даніила и получилъ полное исцѣленіе.

При царѣ Іоаннѣ IV Васильевичѣ Грозномъ у одного купца смертельно заболѣлъ сынъ. Отецъ привезъ его ко гробу св. князя Даніила — и умирающій выздоровѣлъ отъ своего тяжкаго, смертельнаго недуга!

Царь Іоаннъ Васильевичъ былъ такъ пораженъ этимъ великимъ чудомъ, что возобновилъ древній Даниловъ монастырь и построилъ тамъ каменную церковь въ честь св. Даніила Столпника.

Въ 1652 году 30 августа при царѣ Алексѣѣ Михайловичѣ были обрѣтены нетлѣнныя мощи св. князя Даніила. Онѣ были положены въ Даниловскомъ монастырѣ въ церкви Свв. Отцевъ Семи Вселенскихъ Соборовъ. Въ этой же обители благочестивый царь Алексѣй Михайловичъ воздвигъ храмъ Покрова Пресвятой Богородицы очень красивой архитектуры. Цари очень любили эту обитель, дѣлали въ нее большіе вклады. Впослѣдствіи былъ еще построенъ храмъ въ честь Живоночальной Троицы.

Такъ украшалася, росла эта св. обитель. Стѣны Данилова монастыря походили своею крѣпостію на Кремлевскія. Возлѣ нихъ не мало происходило битвъ съ непріятелями. Въ 1812 году этотъ дивный, богатый монастырь разграбили французы.

Послѣ отечественной войны обитель была реставрирована. Были возобновлены ея древнія иконы. При обители было кладбище, на которомъ хоронили и мірскихъ людей. Тамъ почивало тѣло великаго русскаго писателя Н. В. Гоголя.

Примѣчаніе:
[1] «Прав. Жизнь» № 2 за 1952 г. Житіе Алексія митроп. всея Руси, чудотворца.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ девятый. [1963 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1963. — С. 20-23.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.