Церковный календарь
Новости


2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
2018-08-06 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. "Возлюбл. нашей Санъ Францисской паствѣ" (1994)
2018-08-06 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 75-е (1 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ девятый. [1963 г.]

Житіе иже во святыхъ отца нашего Епифанія, Архіепископа Кипрскаго.
Память 12 мая.

У вдовы былъ оселъ необученный, неистовый, свирѣпый.

Однажды сказала мать Епифанію: «Дитя мое, возьми осла и поведи его въ городъ. На базарѣ продай его. Мы купимъ на эти деньги муки.»

Епифаній отвѣтилъ матери:

— «Ты же знаешь, мать, какой нашъ оселъ неистовый. На базарѣ люди увидятъ, какой онъ свирѣпый. Они меня изобьютъ за то, что я пришелъ продавать такое скверное животное.

— «Иди, иди, дитя мое», — успокоила его мать. «Вѣрь, что Богъ укротитъ упрямое животное».

Епифаній послушался. Когда онъ подходилъ къ базару, его встрѣтилъ одинъ еврей и хотѣлъ у него купить осла. Узнавъ, что Епифаній еврей, онъ сказалъ ему: «Дитя, у насъ одинъ Богъ, не будемъ обижать другъ друга. Давай честно назначимъ цѣну за осла».

У Епифанія была душа правдивая и благородная. Онъ откровенно сказалъ покупателю: «Я не хочу продавать тебѣ осла. Онъ еще необученъ, дикъ, свирѣпъ. Мать моя по нуждѣ, изъ-за голода, велѣла продать осла, но грѣхъ обманывать ближняго своего. И я боюсь Бога, какъ бы Онъ не наказалъ меня за обманъ». Еврей, услышавъ разумную и честную рѣчь отрока, удивился. Онъ далъ ему три пенязя и сказалъ: «Возьми, дитя, купи хлѣба для твоей матери и возвращайся домой съ осломъ. Если онъ укротится, держи его при себѣ. Если нѣтъ, — гоните его изъ дома, чтобы онъ никого не убилъ».

Епифаній вернулся домой. Не доходя до своей деревни, онъ встрѣтилъ одного христіанина, Клеовія. И тотъ тоже захотѣлъ купить осла. Но честный отрокъ и христіанину не захотѣлъ отдавать дурное животное. Пока они разговаривали, оселъ сталъ неистовствовать, метаться, кричать — и сбросилъ съ себя отрока. Епифаній лежалъ на землѣ и плакалъ отъ боли, т. к. при паденіи повредилъ себѣ бедро. Клеовій ощупалъ мѣсто ушиба, перекрестилъ трижды бедро — и отрокъ почувствовалъ себя здоровымъ. Только что нестерпимыя боли мгновенно прошли. Клеовій же крикнулъ ослу: «Повелѣваю тебѣ, именемъ Господа нашего, Іисуса Христа, распятаго! За то, что ты хотѣлъ убить своего хозяина, ты не сойдешь съ этого мѣста». Словно подкошенный, оселъ упалъ на землю и издохъ.

Пораженный чудомъ, Епифаній спросилъ Клеовія:

— «Кто этотъ Іисусъ Христосъ, Распятый, именемъ Котораго творятся такія удивительныя чудеса?»

— «Сынъ Божій, Котораго распяли Іудеи», отвѣтилъ Клеовій.

Епифаній побоялся признаться Клеовію, что онъ еврей. Онъ пошелъ домой, всю дорогу думая о Христѣ. Онъ горячо желалъ увѣровать въ Него.

Прійдя домой, онъ разсказалъ матери все, что съ нимъ случилось.

Такъ жили они въ большой нуждѣ.

Мать, не зная какъ пропитать семью, продала послѣднее свое поле, а сыну приказала идти въ городъ, чтобы онъ научился тамъ какому-нибудь ремеслу. Такъ онъ сможетъ впослѣдствіи содержать и ее и младшую сестру.

Только Епифаній собрался идти въ городъ, какъ пріѣхалъ знакомый богатый еврей по имени Трифонъ. Узнавъ, что мать Епифанія овдовѣла и бѣдствуетъ, онъ сказалъ ей: «Я хочу усыновить Епифанія: отдай мнѣ его. Я буду кормить и дочь твою».

Трифонъ училъ Закону Божію Епифанія и воспитывалъ его, какъ родного сына. Отрокъ былъ очень способенъ, уменъ и добронравенъ. Трифонъ такъ его полюбилъ, что рѣшилъ женить его, когда онъ выростетъ, на своей дочери. По Божіей волѣ, вскорѣ умерла его дочь, а черезъ нѣкоторое время умерли и Трифонъ и жена его. Скончалась и мать Епифанія. Такъ остался Епифаній одинъ съ сестрою. Получивъ наслѣдство Трифона, онъ сталъ богатымъ. Взявъ къ себѣ свою сестру, онъ сталъ учить ее добродѣтельной жизни, какъ и его научилъ Трифонъ.

Поѣхалъ Епифаній въ родную деревню, такъ какъ и тамъ были имѣнія, доставшіяся ему послѣ Трифона. По Божіей волѣ встрѣтилъ онъ монаха, по имени Лукіана. Онъ переписывалъ книги и продавалъ ихъ — и такъ трудомъ своихъ рукъ питалъ и нищихъ и себя. Епифаній увидѣлъ, какъ къ монаху подошелъ нищій, бросился къ ногамъ его, обнялъ ихъ и взывалъ: «Помилуй меня, Божій человѣкъ: я три дня не ѣлъ хлѣба. Я изнемогъ отъ голода».

У Лукіана не было денегъ: Онъ снялъ съ себя одежду и отдалъ бѣдному со словами: «Продай одежду и купи себѣ хлѣба».

Епифаній удивленно взиралъ на блаженнаго. По волѣ Божіей открылось ему дивное видѣніе: съ неба ниспала на Лукіана бѣлая, пресвѣтлая одежда и покрыла его. Епифаній упалъ ницъ предъ Лукіаномъ и сказалъ:

— «Умоляю тебя, человѣкъ Божій, скажи мнѣ, кто ты».

Отвѣчалъ ему блаженный Лукіанъ:

— «Скажи мнѣ ты сначала, какой ты вѣры. Потомъ и я тебѣ открою, кто я».

— «Я — еврей», сказалъ Епифаній.

Лукіанъ сказалъ ему:

— «Какъ же ты, еврей, разговариваешь со мною, христіаниномъ? Вѣдь евреи презираютъ христіанъ, какъ и христіане презираютъ евреевъ».

— «А что мнѣ мѣшаетъ сдѣлаться христіаниномъ?» — отвѣчалъ Епифаній.

— «Если бы ты захотѣлъ по настоящему, то и сдѣлался бы христіаниномъ».

Умилился сердцемъ юный Епифаній. Онъ рѣшилъ тотчасъ же вернуться въ домъ, который достался ему по смерти Трифона, и сталъ упрашивать блаженнаго монаха поѣхать съ нимъ. Старецъ согласился. Епифаній показалъ старцу все свое имущество.

— «Я хочу сдѣлаться христіаниномъ и монахомъ», сказалъ онъ ему. «У меня есть юная сестра. Что мнѣ дѣлать съ нею?»

— «Дитя, прими святое крещеніе вмѣстѣ съ сестрою, выдай ее замужъ за христіанина, дай ей достаточное приданое, а остальное имущество раздай нищимъ. Такъ ты сможешь сдѣлаться, съ Божіею помощью, хорошимъ инокомъ».

— «Я исполню все, какъ ты повелѣлъ. Крести насъ скорѣе».

— «Я пойду скажу епископу о твоемъ желаніи», — сказалъ Лукіанъ.

Епифаній пошелъ къ сестрѣ и открылъ ей свое желаніе.

— «Какъ ты хочешь, такъ и я», — радостно согласилась сестра.

Блаженный Лукіанъ, возвратившись отъ епископа, сказалъ, что епископъ приказалъ въ ближайшее воскресенье привести въ церковь Епифанія и Каллитропію.

Когда Епифаній, подойдя къ дверямъ храма, ступилъ на первую ступень, упала сандалія съ лѣвой ноги. Когда онъ переступилъ порогъ, и съ правой ноги упала сандалія. Блаженнык съ такимъ усердіемъ, съ такою любовію шелъ къ Господу, что ничего не замѣтилъ. Босой вошелъ онъ въ церковь. Когда же Епифаній съ сестрою стояли въ церкви, епископъ вдругъ замѣтилъ, что отъ лица его идетъ свѣтъ, а голова его увѣнчана прекраснымъ вѣнцомъ. Епископъ и Лукіанъ повели къ купели брата съ сестрой и крестили ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Лукіанъ сдѣлался крестнымъ отцомъ новокрещенаго юноши, а крестной матерью Каллитропіи стала святая дѣва Вероника. Братъ съ сестрою причастились, епископъ пригласилъ ихъ къ себѣ на трапезу, чтобы они раздѣлили съ нимъ радость. Святой Епифаній передалъ свою сестру св. дѣвѣ Вероникѣ, которая была настоятельницею Христовыхъ дѣвъ, вручивъ ей 1000 золотыхъ. Остальныя деньги онъ роздалъ бѣднымъ. Оставилъ себѣ 1000 золотыхъ, чтобы было на что купить Божественныя книги. Выйдя изъ города съ Лукіаномъ, онъ направился въ маленькій монастырь, гдѣ спасался блаженный. Тамъ было всего десять монаховъ. Братія прилежно переписывали книги и такъ зарабатывали себѣ пропитаніе. Когда св. Епифаній былъ постриженъ, ему было двадцать шесть лѣтъ. Его отдали для наученія монашеской жизни старцу Иларіону. Св. Епифаній присматривался къ строгой, подвижнической жизни старца и подражалъ ему. Послушаніемъ и его стало переписывать греческія книги, и онъ выучился и читать и писать по-гречески, трудолюбиво исполняя послушаніе. Въ скоромъ времени преставился ко Господу блаженный Лукіанъ. Сталъ игуменомъ блаженный Иларіонъ. Онъ вкушалъ только сухой хлѣбъ съ солью и пилъ воду, а иногда и по цѣлой недѣлѣ ничего не вкушалъ. Такъ-же строго постился и Епифаній. Душою онъ былъ чистъ и простъ, какъ дитя. За его смиреніе Господь далъ ему даръ творить чудеса.

Возлѣ монастыря не было воды. Монахи должны были далеко ходить за нею. Они это дѣлали ночью, такъ какъ днемъ стояла невыносимая жара.

Однажды въ монастырь зашли путники, истомленные зноемъ. Они попросили напиться. Въ обители не оказалось воды. Несчастные умирали отъ жажды. Въ обители нашли только сосудъ съ виномъ, которымъ нельзя было утолить жажды. Св. Епифаній, жалѣя жаждущихъ путниковъ, простеръ руку надъ сосудомъ и сказалъ:

— «Вѣрьте, братья! Тотъ Кто нѣкогда претворилъ воду въ вино, Тотъ и вино можетъ теперь претворить въ воду».

Только святой произнесъ эти слова — вино стало прекрасною, свѣжею водою. Странники напились вдоволь и напоили своихъ животныхъ, — и тогда снова вода превратилась въ вино»

И братья и странники прославили Бога и Его вѣрнаго раба, св. Епифанія, черезъ котораго Творецъ совершалъ такія великія чудеса.

Братья стали такъ почитать блаженнаго Епифанія, что онъ рѣшилъ уйти отъ славы человѣческой. Онъ тайно скрылся и сталъ скитаться по пустынѣ, питаясь травами.

Однажды встрѣтилъ онъ 40 сарацинъ — темныхъ, дикихъ людей, не вѣдающихъ истинной вѣры. Окруживъ блаженнаго, они стали потѣшаться надъ его монашескою одеждою. Одинъ, похожій на звѣря, слѣпой на одинъ глазъ, вынулъ мечъ, занесъ его надъ Божіимъ человѣкомъ, чтобы ударить его — какъ вдругъ сталъ видѣть на оба глаза! Отъ неожиданности онъ выронилъ мечъ. Сталъ онъ товарищамъ указывать на свой исцѣлившійся глазъ. Тѣ, увидѣвъ чудо, силою взяли съ собою св. Епифанія, говоря блаженному:

— «Ты — нашъ Богъ, ходи съ нами, защищай насъ отъ различныхъ бѣдъ».

Святой кротко и покорно всюду слѣдовалъ за этими дикими людьми, не допуская ихъ до злыхъ дѣлъ и не позволяя имъ безчинно вести себя. Онъ говорилъ имъ о Господѣ, училъ ихъ страху Божію.

— «Если не перестанете дѣлать злыя дѣла, будетъ вамъ и на землѣ плохо, да будете наказаны Господомъ и въ будущей жизни». Сарацины, однако, не хотѣли жить тихой, мирной, христіанской жизнью. Они однажды поклонились св. Епифанію и попросили, чтобы онъ вернулся на свое старое мѣсто. Они сами и привели его туда. Дикіе люди полюбили блаженнаго. Своими руками выстроили они ему хижину, попрощались со святымъ и разстались. Только одинъ изъ нихъ, увѣровавъ въ Господа нашего Іисуса Христа, остался при блаженномъ. Святой научилъ сарацына читать и писать. Обучилъ его и посту. Черезъ полтора года повелъ онъ его въ монастырь къ блаженному Иларіону и попросилъ, чтобы онъ окрестилъ его. Во святомъ крещеніи назвали сарацына Іоанномъ.

Когда же св. Епифаній возвращался изъ монастыря съ новокрещенымъ Іоанномъ, повстрѣчался имъ бѣсноватый юноша. Святой помолился и изгналъ изъ него бѣса.

Выходя изъ юноши, бѣсъ закричалъ: «О, Епифаній, ты меня выгналъ изъ того мѣста, гдѣ я жилъ двадцать два года: я жъ тебя погоню въ Персію. Волею-неволею, а пойдешь ты къ персидскому царю!» Такъ закричалъ бѣсъ и скрылся. Юноша припалъ къ ногамъ преподобнаго, благодаря его. Святой научилъ его благодарить Господа и отослалъ домой.

Изгнанный бѣсъ направился въ Персію, вошелъ въ царскую дочь и сталъ кричать, не умолкая:

— «Епифаній, родомъ изъ Финикіи, иди сюда! Тогда я выйду изъ царской дочери».

Царь услышавъ о Финикіи, послалъ туда рабовъ, чтобы они отыскали Епифанія и привели къ царской дочери. Стали рабы искать, но никто не зналъ, гдѣ живетъ святой. Много пришлось пострадать этимъ рабамъ, т. к. Финикійцы подумали, что они шпіоны, и даже хотѣли ихъ убить. Едва живыми убѣжали они изъ Финикіи. Вернулись они къ царю, а бѣсъ сталъ такъ кричать:

— «Въ пустынѣ называемой Спанидріонъ живетъ Епифаній, ведите его сюда!»

Царь призвалъ тридцать слугъ и сказалъ имъ:

— «Снимите одежды персидскія, одѣньте греческія — идите въ Финикію, найдите тамъ пустынное мѣсто, называемое «Спанидріонъ», найдите человѣка, котораго зовутъ Епифаній, и приведите ко мнѣ».

Слуги, переодѣвшись, поѣхали въ Финикію, достигли пустыни и долго искали св. Епифанія. Наконецъ, узнали они отъ одного человѣка, гдѣ находится келлія блаженнаго. Была ночь. Слуги царскіе подошли къ келліи святаго. Преподобный со своимъ ученикомъ, какъ всегда въ это время, молился съ великимъ усердіемъ. Пришедшіе постучали въ дверь, но святой спокойно продолжалъ молиться. Разгнѣванные слуги рѣшили, было, ломать дверь, но только одинъ изъ нихъ хотѣлъ ударить въ дверь, какъ оцѣпенѣла его рука и стала сухой и неподвижной. Испугались они всѣ, отошли отъ келліи и стали ждать разсвѣта. Блаженный кончилъ ночныя и утреннія молитвы и вышелъ раннимъ утромъ изъ келліи. Персъ съ сухою рукою палъ ницъ передъ блаженнымъ:

— «Помилуй меня, рабъ Бога Безсмертнаго!»

— «Что тебѣ надо?» — спросилъ блаженный.

— «Я пришелъ здоровымъ сюда, а вотъ теперь высохла моя рука».

— «Ты пришелъ здоровымъ — такъ будь здоровъ», сказалъ святой. Онъ прикоснулся къ высохшей рукѣ — и царскій слуга получилъ исцѣленіе. Остальные слуги издалека видѣвшіе совершившееся чудо, теперь подошли къ св. Епифанію, почтительно ему поклонились и объяснили, за чѣмъ они пришли. Они стали усердно просить блаженнаго, чтобы онъ посѣтилъ ихъ царя и исцѣлилъ больную дочь. Святой понялъ, что это бѣсъ, изгнанный изъ юноши, вошелъ въ царскую дочь. Съ надеждою на Бога онъ отправился съ ученикомъ своимъ въ далекую Персію. Они ѣхали на верблюдахъ, которыхъ привели съ собою царскіе слуги. Такъ путешествовали они тридцать пять дней. Достигнувъ Персіи, они остановились въ городѣ Уріонѣ. Трое слугъ пошли извѣстить царя о пришествіи блаженнаго. Царь велѣлъ тотчасъ привести святаго. Когда царь увидѣлъ святаго, онъ всталъ съ престола и пошелъ ему на встрѣчу. Святой сталъ говорить царю о Спасителѣ міра, о Его непобѣдимой силѣ, которая изгоняетъ бѣсовъ. Привели царскую дочь, бѣсноватую. Св. Епифаній помолился, перекрестилъ ее — и мгновенно отроковица стала здоровой и спокойной. Нельзя описать радость царя. Онъ въ ноги поклонился блаженному.

Одинъ персидскій волшебникъ, волхвъ, видя чудо Божіе, воскликнулъ:

— «О, возлюбленный волхвъ, я знаю, ты пришелъ исправить нашу науку, останься съ нами, и мы всѣ, персидскіе волхвы, будемъ тебя слушать».

Святой грозно взглянулъ на него и отвѣтилъ:

— «Зачѣмъ ты меня называешь волшебникомъ? Я — рабъ Господа Моего Іисуса Христа».

И вдругъ волхвъ — онѣмѣлъ. Всѣ присутствующіе испугались. Волхвъ припалъ къ ногамъ святаго, жестами умолая объ исцѣленіи. Блаженный исполнилъ его просьбу. Исцѣленный же сталъ взывать:

— «Я согрѣшилъ передъ тобою, прости меня».

Царь приказалъ принести святому многіе подарки, — серебряныя вещи, драгоцѣнные камни. Св. Епифаній не взялъ ничего. Царь звалъ его пообѣдать, но святой отвѣтилъ:

— «Мнѣ достаточно для подкрѣпленія моего немощного тѣла съѣсть съ солью одинъ хлѣбъ изъ отрубей».

Царь все же приказалъ отвести святаго съ его ученикомъ въ царскія палаты и тамъ представить имъ многія яства съ царскаго стола. Святой ни до чего не коснулся — съѣлъ только хлѣбъ съ солью. Св. Епифаній прожилъ при царскомъ дворѣ десять дней. Онъ каждый день говорилъ царю о Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ, но персидскій царь все же не увѣровалъ въ Спасителя міра. Черезъ десять дней святой отправился въ обратный путь. Передъ отъѣздомъ онъ предупредилъ царя, что если онъ захочетъ пойти войной противъ царей христіанскихъ, то будетъ врагомъ Христу Распятому — и самъ погибнетъ.

Царь самъ провожалъ святаго въ далекій путь. Когда они выходили изъ воротъ дворца, мимо проносили мертвеца. Святой приказалъ остановиться, взглянулъ на небо и сказалъ:

— «Сыне Божій, Ты воскресилъ четверодневнаго Лазаря, воскреси и этого мертвеца во славу Пресвятаго Твоего Имени!»

Святой рукою коснулся мертвеца, и тотъ воскресъ на глазахъ пораженной толпы. Дикіе персы подумали, что св. Епифаній — самъ Богъ, сошедшій съ неба. А онъ говорилъ имъ:

— «Я не Богъ, я только Его рабъ».

Онъ сталъ поучать народъ о Пресвятой Троицѣ, но никто не увѣровалъ въ Сына Божія. Тогда святой не сталъ задерживаться. Царь хотѣлъ для охраны святаго послать съ нимъ воиновъ, но святой отказался, говоря:

— «У меня есть Богъ, который меня охраняетъ, и Его воинства, Его святые ангелы».

Тогда царь попрощался съ блаженнымъ, говоря:

— «Иди съ миромъ, Епифаній, слава грековъ, не забывай насъ!»

Хранимый Богомъ, вернулся святой въ свою малую келлію и сталъ тихо жить въ безмолвіи, постѣ и молитвѣ.

Мѣсто, гдѣ жилъ св. Епифаній, было безводное. Преподобный помолился и изъ сухой земли брызнулъ источникъ воды. Со своимъ ученикомъ онъ насадилъ небольшой садъ, насадилъ въ немъ овощи и поливалъ водою изъ источника.

Стали въ садъ ходить дикіе звѣри. Однажды святой вышелъ изъ келліи, нашелъ звѣрей въ огородѣ и сталъ строго съ ними говорить, какъ съ людьми:

— «Я не позволю вамъ портить мой огородъ. Я человѣкъ грѣшный, убогій, я здѣсь поселился, чтобы плакать о грѣхахъ моихъ. Эти овощи мнѣ послалъ Господь для пропитанія».

Звѣри, точно разумные, устыдились, ушли и больше никогда не портили садъ.

Сарацины, узнавъ, что святой вернулся домой, пришли навѣстить его. Взявъ у него благословеніе, они построили еще три келліи, т. к. къ преподобному стали стекаться ученики. Вскорѣ образовался цѣлый монастырь среди безлюдной дикой пустыни. У святаго было теперь 50 человѣкъ братіи.

Среди нихъ былъ сынъ римскаго епарха Летія по имени Каллистъ. Онъ пришелъ въ монастырь такимъ образомъ. Когда отрокъ жилъ въ домѣ своихъ родителей, то былъ одержимъ бѣсомъ. Однажды во снѣ Каллистъ увидѣлъ св. Епифанія и услышалъ его голосъ:

— «Хочешь ли, Каллистъ, чтобы я прогналъ изъ тебя духа нечистаго?»

— «А, кто ты, господинъ мой, который можешь изгнать изъ меня лютаго мучителя?» — спросилъ Каллистъ.

— «Я — Епифаній, живущій въ Финикіи Палестинской, въ пустынномъ монастырѣ Спанидріонъ. Если я прогоню изъ тебя злого духа, придешь ты жить ко мнѣ въ монастырь?»

— «Только прогони мучителя моего: я сейчасъ же приду къ тебѣ въ обитель».

— «Смотри же, дитя мое, исполни свое обѣщаніе», — заповѣдалъ ему блаженный.

Каллистъ, проснувшись, почувствовалъ себя здоровымъ. Онъ разсказалъ родителямъ, какъ къ нему ночью явился св. Епифаній и какъ онъ обѣщалъ святому поступить въ его монастырь. Черезъ три мѣсяца Каллистъ сказалъ родителямъ:

— «Пустите меня въ Финикію Палестинскую. Я найду тамъ св. Епифанія и поступлю въ монастырь. Если я не исполню обѣщанія, на меня опять нападетъ злой духъ».

Родители отпустили сына, дали ему много золота, серебра и рабовъ для сопровожденія. Каллистъ, прибывъ въ монастырь, былъ постриженъ въ иноки, отпустилъ онъ домой рабовъ, а золото и серебро отдалъ монастырю.

Недалеко отъ монастыря жилъ свирѣпый левъ. Многихъ людей растерзалъ онъ. Пришли въ обитель къ святому богомольцы и стали жаловаться на звѣря. Преподобный сказалъ:

— «Пойдемъ, дѣти мои, во имя Господне — посмотримъ на звѣря».

Пришли богомольцы со святымъ Епифаніемъ въ пустыню. Когда они приближались къ мѣсту, гдѣ жилъ звѣрь, они перепугались и хотѣли бѣжать. Преподобный одинъ только оставался спокойнымъ. Онъ направился къ логовищу звѣря и спросилъ:

— «Здѣсь жилище льва?»

Звѣрь выскочилъ изъ логовища, взглянулъ въ пресвѣтлое лицо блаженнаго — и упалъ мертвымъ. Когда выскочилъ левъ, богомольцы бѣжали отъ страха: они думали, что звѣрь растерзаетъ святаго. Епифаній сталъ громко звать:

— «Не бойтесь, дѣти мои, идите сюда, смотрите: левъ мертвъ».

Люди осторожно подошли, увидѣли трупъ звѣря у ногъ святаго и прославили Бога.

Однажды одинъ ученый человѣкъ пришелъ къ святому съ сыномъ. Отрокъ былъ отъ рожденія слѣпъ на одинъ глазъ. Святой спросилъ:

— «Почему ты не позаботишься, чтобы сынъ твой видѣлъ обоими глазами?»

Философъ въ отвѣтъ разсмѣялся:

— «Развѣ одинъ мой сынъ во всей поднебесной слѣпъ на одинъ глазъ? Мало ли такихъ людей!»

— «Но если бы всѣ люди видѣли двумя глазами, а только твой сынъ былъ бы одноокимъ, какъ бы ты тогда сказалъ?»

— «Я сказалъ бы, что нѣтъ на землѣ несчастнѣе моего сына».

— «Не думай, что я шучу съ тобою» — сказалъ блаженный. — «Богъ посреди насъ. Дай мнѣ сына на исцѣленіе, и ты увидишь славу Божію».

Блаженный трижды перекрестилъ слѣпой глазъ отрока — и тотчасъ же онъ сталъ видѣть. Отецъ отрока тотчасъ же увѣровалъ въ Спасителя міра. Философа и сына его блаженный научилъ вѣрѣ Христовой. Вскорѣ они направились въ городъ къ епископу и были крещены со всѣми своими домашними.

Во всей Финикіи настала страшная засуха. Наступилъ голодъ. Люди стали усердно просить блаженнаго, чтобы онъ вымолилъ дождь.

— «Зачѣмъ вы пришли ко мнѣ, я человѣкъ грѣшный. Что я могу сдѣлать?» — говорилъ святой.

Народъ продолжалъ умолять блаженнаго.

Святой, жалѣя народъ, затворился въ келліи и сталъ со слезами горячо молиться Богу. Среди сіяющаго дня, набѣжали на солнышко темныя тучи. Стало мрачно кругомъ. Засверкали яркія молніи, загрохоталъ громъ, и пролился сильный дождь и, не переставая, шелъ цѣлыхъ три дня.

Пришли снова люди къ святому, чтобы онъ помолился о прекращеніи дождя. Святой исполнилъ ихъ просьбу. Дождь прекратился, земля напиталась водою и въ этотъ годъ дала большой урожай. Люди въ радости хвалили Господа и Его великаго угодника, блаженнаго и святого Епифанія.

Множество чудесъ творилъ св. Епифаній. Ихъ ни перечислить, ни описать нельзя.

Однажды блаженный плылъ съ учениками по морю на кораблѣ. Застала ихъ сильная буря. Огромныя волны, какъ щепку, поднимали и бросали корабль. Люди съ часу на часъ ждали гибели. Три дня и три ночи бѣдствовалъ корабль и, наконецъ, по Божіей волѣ былъ выброшенъ волнами на островъ Кипръ.

Въ это время, послѣ смерти Архіепископа Кипрскаго, былъ здѣсь соборъ епископовъ. Они усердно молили Бога, чтобы Господь указалъ имъ достойнаго. Среди собравшихся былъ одинъ старый епископъ, человѣкъ святой, прозорливый, который сподобился даже пострадать за Христа. Ему было отъ Господа откровеніе о святомъ Епифаніи.

Была осень. Наступила пора сбора винограда. Святой Епифаній сказалъ ученикамъ:

— «Пойдемъ въ городъ, купимъ винограда на дорогу» (они уже собирались въ обратный путь).

Блаженный съ учениками пошелъ на базаръ. Когда святой взялъ въ руки двѣ большихъ грозди и спросилъ продающаго:

— «Сколько ты хочешь взять за нихъ?»

Вдругъ среди толпы послышались голоса: «Епископы идутъ». Святой обернулся и увидѣлъ стараго епископа Паппія, направлявшагося прямо къ нему въ сопровожденіи двухъ діаконовъ, которые его поддерживали, т. к. епископъ былъ очень дряхлый. Съ нимъ шли еще три епископа. Блаженный Епифаній застылъ съ кистями винограда въ рукахъ — такъ удивился онъ, что епископы идутъ къ нему. Блаженный Паппій Духомъ Святымъ позналъ, что передъ нимъ тотъ Епифаній, котораго Господь избралъ архіепископомъ острова Кипра. Старецъ обратился къ св. Епифанію съ такими словами:

— «Авва Епифаній, оставь грозди, иди съ нами въ святую церковь».

Св. Епифаній, не подозрѣвая, что его хотятъ избрать Архіепископомъ, просто и радостно согласился. Каково же было его удивленіе, когда при видѣ его, входящаго въ церковь, всѣ собравшіеся епископы воскликнули:

— «Богъ тебя послалъ къ намъ, авва, ты будешь архіепископомъ этого города и всего острова Кипра!»

Смутился святой. Онъ заплакалъ, говоря, что недостоинъ носить такой высокій санъ. Но блаженный епископъ Паппій сказалъ ему:

— «Всѣ епископы просили меня, недостойнаго, помолиться, чтобы Господь помогъ избрать достойнаго архіепископа. Я затворился въ келліи и усердно сталъ молиться. Вдругъ свѣтъ, какъ молнія, озарилъ мою келлію. Раздался голосъ Божій: «Паппій, Паппій, ты слышишь?» Я въ страхѣ вопросилъ: «Что Ты повелишь, Господь мой?» Въ отвѣтъ прозвучалъ голосъ: «Встань, иди на базаръ, увидишь ты тамъ инока, покупающаго виноградъ, похожаго на пророка Елисея. Съ нимъ будутъ два его ученика. Этого инока изберите архіепископомъ. Его зовутъ Епифаніемъ». Я быстро всталъ. Какъ видишь, я только исполняю Божіе повелѣніе».

Св. Епифаній поклонился въ ноги св. епископу Паппію. Какъ бы онъ посмѣлъ пойти противъ Божіей воли?

Господь любилъ своего вѣрнаго раба и строго наказывалъ людей, оскорбляющихъ его. Однажды святой пригласилъ къ себѣ на обѣдъ священниковъ, діаконовъ и чтецовъ — все свое духовенство. Онъ съ ними бесѣдовалъ и толковалъ имъ священное писаніе. Среди приглашенныхъ былъ діаконъ, — злой, завистливый, гордый человѣкъ. Онъ былъ очень богатъ и мечталъ самъ сдѣлаться архіепископомъ. Когда всѣ внимательно слушали мудрыя рѣчи блаженнаго, вдругъ въ открытое окно прокаркала ворона. Дерзкій діаконъ, прерывая рѣчь святителя, спросилъ:

— «Кто знаетъ, что сейчасъ прокаркала ворона?»

Со вниманіемъ слушали всѣ любимаго учителя, и никто не обратилъ вниманія на слова дерзкаго діакона. Каринъ спросилъ второй разъ, спросилъ третій разъ. Никто ему не отвѣчалъ. Тогда діаконъ дерзко обратился къ великому угоднику:

— «Если ты мнѣ отвѣтишь, я отдамъ тебѣ все мое имѣніе».

Святой взглянулъ на дерзкаго и сказалъ ясно и твердо:

— «Я знаю, что сейчасъ прокаркалъ воронъ. Онъ сказалъ, что ты больше не будешь діакономъ».

Ужасъ напалъ на гордаго Карина. Онъ почувствовалъ себя больнымъ. Онъ не могъ больше сидѣть за столомъ. Рабы Карина увели домой своего господина. Къ утру посмѣявшійся надъ святымъ діаконъ — умеръ.

Духовенство, видя, какъ покаралъ Господь дерзкаго Карина, стало еще больше уважать, любить и бояться своего архіепископа, за котораго заступался Самъ Богъ.

Жена діакона Карина, будучи бездѣтной, раздала все свое имущество церкви и нищимъ, а сама стала служить Богу. У нея десять лѣтъ болѣла рука. Она не могла работать и даже держать ею что-либо. Св. Епифаній перекрестилъ больную руку — и вдова получила исцѣленіе. Благочестивую женщину блаженный сдѣлалъ діакониссою, и она стала усердно служить церкви.

Великій угодникъ Божій не только исцѣлялъ людей: онъ воскрешалъ умершихъ!

У одного язычника, Синисія, тяжело заболѣлъ тринадцатилѣтній сынъ, по имени Евсторгій. У отрока скорчило шею, и онъ умеръ. Велико было горе родителей. Всѣ въ домѣ горько плакали. Плачъ объ усопшемъ донесся до сосѣда Синисія — Ермія, христіанина.

Добрый человѣкъ пошелъ утѣшать несчастную мать и сказалъ ей:

— «Если бы сюда пришелъ, о госпожа, великій Епифаній, онъ воскресилъ бы вашего сына».

Увѣровала словамъ христіанина скорбящая мать. Она стала умолять Ермія скорѣе позвать св. Епифанія. Тотъ поспѣшилъ исполнить ея просьбу. Пришелъ великій святой.

Жена Сисинія упала къ ногамъ его и стала умолять воскресить ея сына.

— «Если ты оживишь его, то я и всѣ мои домашніе станемъ христіанами».

— «Если вѣришь въ Распятаго, то увидишь живымъ сына», — отвѣтилъ угодникъ Божій.

— «Вѣрую!» — ясно и твердо сказала скорбящая мать.

Святой подошелъ къ одру, на которомъ лежалъ усопшій, потеръ правою рукою шею отрока, посмотрѣлъ на него просвѣтленнымъ лицомъ и тихо окликнулъ его: «Евсторгій!» Отрокъ открылъ глаза и сѣлъ. Ужаснулись люди. Счастливая мать и отецъ, со всѣми домашними, въ радости крестились съ воскресшимъ сыномъ. Сисиній принесъ святому три тысячи золотыхъ, но блаженный отвѣтилъ:

— «Мнѣ не надо денегъ, пожертвуй ихъ на построеніе храма».

На это золото была воздвигнута прекрасная церковь.

Однажды къ св. Епифанію пріѣхалъ изъ Іерусалима дьяконъ. Онъ разсказалъ ему о его знакомомъ епископѣ, Іоаннѣ — какъ тотъ необыкновенно жаденъ, не помогаетъ нищимъ никогда. Пожалѣлъ святой немилосерднаго епископа. Онъ написалъ ему письмо, уговаривая быть жалостливымъ къ бѣднымъ. Іоаннъ не послушался святого. Блаженный взялъ одного ученика своего и отплылъ съ нимъ въ Святую Землю. Поклонившись Гробу Господню и всѣмъ мѣстамъ святымъ, онъ потомъ явился къ епископу Іоанну. Обрадовался епископъ, увидѣвъ блаженнаго. Преподобный попросилъ у него комнату, чтобы съ ученикомъ своимъ отдохнуть отъ долгаго пути и пожить нѣкоторое время на Святой Землѣ. Іоаннъ далъ ему прекрасный домъ и каждый день приглашалъ святого раздѣлить съ нимъ трапезу. Блаженный видѣлъ, на какихъ драгоцѣнныхъ серебряныхъ блюдахъ подаются за столомъ богатыя яства и питія. Въ то же время слышалъ онъ, какъ ропщутъ голодные нищіе, которымъ Іоаннъ ничего не удѣлялъ со своего роскошнаго стола. Сталъ святой думать: какъ смягчить ему жестокую душу епископа! По Божію внушенію, надумалъ онъ такъ. Однажды сказалъ онъ Іоанну:

— «Дай мнѣ, отецъ, твои серебряные сосуды: ко мнѣ пріѣхали изъ Кипра знатные люди, я хочу ихъ угостить. Я имъ скажу: — Это серебро епископа Іоанна, который радушно принимаетъ — и они будутъ прославлять тебя, когда вернутся на родину, будутъ разсказывать, какая роскошь, какое богатство въ твоемъ домѣ, а я тебѣ вскорѣ все съ благодарностью возвращу».

Іоаннъ принесъ много серебряныхъ сосудовъ. Святой спросилъ:

— «А есть ли у тебя еще?»

— «Довольно тебѣ и этихъ!»

— «Нѣтъ, нѣтъ, отецъ! Принеси мнѣ самые драгоцѣнные, чтобы о тебѣ большая прошла слава!»

Іоаннъ принесъ тогда все самое драгоцѣнное серебро:

— «Все, что угодно тебѣ, отецъ Епифаній, возьми».

Рабы отнесли въ домъ къ святому Епифанію великое множество драгоцѣнныхъ серебряныхъ сосудовъ.

А въ это время въ Іерусалимѣ проживалъ одинъ купецъ, пріѣхавшій изъ Рима. Онъ скупалъ серебро. Епифаній позвалъ къ себѣ купца и продалъ ему сосуды епископа Іоанна. Купивъ серебро, купецъ уѣхалъ къ себѣ на родину, а блаженный день и ночь раздавалъ полученныя деньги нищимъ. Вскорѣ у него не осталось ни полушки.

Попросилъ Іоаннъ обратно свои драгоцѣнные сосуды.

— «Подожди немного, отецъ, гости останутся у меня еще нѣсколько дней!»

Прошло еще нѣсколько дней. Св. Епифаній былъ въ церкви, гдѣ хранился животворящій крестъ Господень. Іоаннъ подошелъ къ угоднику Божію, въ ярости схватилъ его за ризу, сталъ злобно дергать его и неистово кричать:

— «Ты не уйдешь отсюда, пока не отдашь мнѣ мое серебро».

Св. Епифаній не смутился. Кротко молчалъ онъ. Жадный, сребролюбивый Іоаннъ два часа яростно кричалъ на блаженнаго. Народъ трепеталъ отъ страха, при видѣ того, какъ епископъ гнѣвается на преподобнаго, котораго такъ любитъ Господь, что наказываетъ оскорбляющихъ его.

Св. Епифаній, видя неукротимую ярость епископа, дунулъ ему въ лицо. Мгновенно Іоаннъ ослѣпъ: покаралъ его Господь. Ужаснулся народъ. Опомнился Іоаннъ. Павъ ницъ передъ святымъ, онъ умолялъ исцѣлить его, слѣпого, наказаннаго Богомъ.

Блаженный сказалъ ему:

— «Поди, поклонись Животворящему Кресту Господню — и прозрѣешь!»

Іоаннъ не отступалъ отъ блаженнаго, умолялъ исцѣлить его.

Святой Епифаній кротко сталъ учить епископа быть милосерднымъ, жалостливымъ къ нищимъ.

Потомъ помолился о немъ, возложилъ на него руки — и открылся правый глазъ Іоанна. Епископъ сталъ просить исцѣлить ему и лѣвый, но чудотворецъ отвѣтилъ:

— «То не мое дѣло, а Божіе: Богъ ослѣпилъ тебя. Богъ и дастъ зрѣніе. Но, видно, Господь не хочетъ совершенно исцѣлить тебя — и ты не будешь видѣть однимъ глазомъ, чтобы всегда помнить Божіе наказаніе и быть милостивымъ и добрымъ».

Исправился жестокій Іоаннъ и сталъ милосерднымъ, сострадательнымъ — и даже праведнымъ.

Когда св. Епифаній возвращался изъ Іерусалима, два скомороха встрѣтили его на пути. Они издалека замѣтили его. Одинъ изъ нихъ притворился мертвымъ. Другой сказалъ святому:

— «Отецъ, воззри на мертваго. Онъ, бѣднякъ, лежитъ нагой. Покрой его своею одеждей».

Святой посмотрелъ на мнимаго мертвеца, сталъ лицомъ къ востоку и помолился. Снявъ съ себя единственную одежду, онъ покрылъ ею скомороха и продолжалъ путь свой. Когда преподобный отошелъ, живой толкнулъ мертвеца и сказалъ:

— «Вставай, братъ, этотъ простецъ уже далеко».

Притворщикъ молчалъ. Живой вторично толкнулъ его и тутъ къ своему ужасу увидѣлъ, что притворщикъ мертвъ. Въ страхѣ побѣжалъ онъ вслѣдъ за удаляющимся святымъ. Упавъ къ его ногамъ, онъ сталъ каяться въ грѣхѣ своемъ, просилъ прощеніе и умолялъ вернуться назадъ, взять обратно свою одежду и воскресить умершаго. Святой отвѣчалъ:

— «Иди, дитя мое, погреби мертвеца твоего: онъ умеръ еще передъ тѣмъ, какъ ты просилъ у меня для него одежду».

Когда святой вернулся на островъ Кипръ, къ нему изъ Рима пріѣхали посланцы царя Ѳеодосія. Они просили его, поѣхать съ ними, такъ какъ дочь царя Ѳеодосія Великаго тяжело больна, и ни одинъ врачъ не можетъ помочь. Царь, услышавъ о чудотворцѣ великомъ Епифаніи, призвалъ его исцѣлить его дочь.

Одинъ язычникъ, по имени Фавстиніанъ, человѣкъ богатый и знатный, ненавидѣвшій преподобнаго, принялъ въ домъ свой царскихъ пословъ и каждый день щедро ихъ угощалъ. Онъ не побоялся гнѣва Божія и сталъ всячески клеветать на святаго. Много злого, много неправды наговорилъ онъ на блаженнаго. Но не прошли безнаказанно его клеветы: онъ вскорѣ былъ покаранъ Богомъ.

Однажды св. Епифаній вышелъ изъ келліи посмотрѣть, какъ строится церковь. Съ нимъ пошли и царскіе послы. Былъ тутъ и Фавстиніанъ, врагъ блаженнаго. Они стояли въ церкви. Одинъ изъ каменщиковъ поскользнулся и упалъ съ громадной высоты.

По Божіей волѣ онъ попалъ ногами прямо на Фавстіана, самъ даже не ушибся, а Фавстиніанъ палъ мертвымъ.

Кроткій и незлобивый угодникъ Божій подошелъ къ врагу и клеветнику своему, взялъ за руку и сказалъ:

— «Встань, дитя, именемъ Господнимъ будь здоровъ и иди домой!»

Мертвецъ ожилъ, всталъ и пошелъ домой. Жена его, узнавъ, что мужа воскресилъ святой, поспѣшила отблагодарить преподобнаго. Она принесла ему тысячу золотыхъ. Блаженный посовѣтовалъ ей отдать ихъ на построеніе церкви.

— «Такъ ты получишь сокровище на небеси», — сказалъ святой.

Послѣ этого чуда блаженный поѣхалъ въ Римъ. Онъ исцѣлилъ царскую дочь молитвою и крестнымъ знаменіемъ. Онъ воскресилъ ея ребенка, умершаго вскорѣ послѣ рожденія. Угодникъ Божій крестилъ и царскихъ сыновей — Аркадія и Гонорія, о которыхъ вы знаете по житію св. Арсенія Великаго. Самъ царь Ѳеодосій страдалъ нестерпимо болѣзнію ногъ. Святой и его мгновенно исцѣлилъ крестнымъ знаменіемъ. Царь Ѳеодосій всею душею полюбилъ великаго святаго.

На островѣ Кипрѣ насталъ страшный голодъ. Неописуемо страдали бѣдняки и убогіе. У богача Фавстиніана были полны амбары пшеницы, ячменя, жита. Но богачъ не помогалъ неимущимъ, а продавалъ свои запасы по высокой цѣнѣ. Блаженный однажды сказалъ ему:

— «Добрый другъ, дай мнѣ взаймы пшеницы, чтобы я могъ напитать нищихъ».

Жестокосердный Фавстиніанъ насмѣшливо отвѣтилъ: «Попроси своего Іисуса, Которому ты вѣришь, — пусть Онъ дастъ тебѣ пшеницу для пропитанія твоихъ друзей, нищихъ».

Святой Епифаній каждую ночь ходилъ на могилы св. мучениковъ. Онъ просилъ, чтобы они помолились за него Господу. И всегда Богъ исполнялъ просьбы Своего смиреннаго раба. По своему обыкновенію св. Епифаній пошелъ на могилы св. мучениковъ и со многими слезами молился Милосердному Господу, чтобы Онъ напиталъ голодающихъ.

Недалеко отъ мѣста, гдѣ молился святой, было идольское капище въ честь бога Дія, давно, давно уже запечатанное христіанскими царями, чтобы никто не смѣлъ приносить богамъ жертвы. Въ народѣ было повѣрье, что никто не посмѣетъ войти въ капище: онъ сейчасъ же умретъ. Народъ даже боялся и подходить къ капищу. Въ этомъ скверномъ мѣстѣ жили бѣсы, которые устрашали и даже убивали людей. Таково было Божіе попущеніе. Ночью, когда на кладбищѣ молился святой Епифаній, съ неба послышался голосъ:

— «Епифаній, иди въ Діевское капище. Предъ тобою откроются двери. Ты тамъ найдешь множество золота и серебра. Возьми все это, купи пшеницы, жита, ячменя у Фавстиніана и накорми нищихъ».

Святой Епифаній тотчасъ же направился къ капищу. Онъ нашелъ тамъ множество золота и серебра. Скупивъ запасы жаднаго Фавстиніана, который, любя деньги, съ радостью все, до послѣдняго остатка, продалъ, сталъ раздавать нищимъ блаженный Епифаній эти запасы. Теперь у бѣдняковъ было вдоволь пищи. У жаднаго Фавстиніана амбары опустѣли. Время шло, и онъ, съ своимъ золотомъ и серебромъ, сталъ голодать. Стыдно ему было просить пищу у блаженнаго. Онъ послалъ своего пріятели Лонгина съ одиннадцатію кораблями закупить зерно. Лонгинъ, наполнивъ корабли, былъ уже совсѣмъ близко отъ острова Кипра, какъ вдругъ поднялась страшная буря. Всѣ корабли Фавстиніана съ пшеницею, житомъ и ячменемъ — потонули.

Въ отчаяніе пришелъ Фавстиніанъ, узнавъ о несчастіи, его постигшемъ, и сталъ хулить Бога Всевышняго и Его угодника, св. Епифанія. Онъ говорилъ:

— «Смотрите на этого волшебника христіанскаго. Онъ хитростію лишилъ меня хлѣба насущнаго на сушѣ, а теперь и на морѣ своимъ чародѣйствомъ погубилъ мои корабли съ зерномъ».

Бушующее же море во множествѣ выбрасывало зерно на берегъ города Саламина, гдѣ жилъ святой Епифаній. Бѣдняки собирали его и дѣлали себѣ запасы пищи. Богачъ Фавстиніанъ продолжалъ голодать. Жена его послала къ святому золото и почтительно просила, чтобы блаженный продалъ необходимую для жизни пищу. Кроткій святой не принялъ золото, а предложилъ взять до жатвы все, что надо.

Озлобленный Фавстиніанъ задумалъ убить угодника Божія. За доброту святаго платилъ онъ ненавистью. Онъ подговорилъ одного не боящагося Бога діакона Руфина убить блаженнаго, обѣщая щедро его вознаградить и посодѣйствовать въ полученіи престола архіерейскаго. Діаконъ Руфинъ воткнулъ острый ножъ въ сѣдалищѣ церковное, гдѣ подобало возсѣдать архіепископу. И чтобы ножъ не былъ видимъ, онъ покрылъ его кускомъ матеріи, которымъ обыкновенно закрывалось сѣдалище святителя. Злодѣй разсчитывалъ: сядетъ архіепископъ, не замѣтитъ ножа, торчащаго остріемъ вверхъ, и пронзенный имъ, получитъ смертельную рану. Но святому Господь открылъ преступное намѣреніе дьякона.

Святой, когда ему надлежало возсѣсть на сѣдалищѣ, сказалъ дьякону:

— «Сними покрышку».

Дьяконъ сдѣлалъ видъ, что не слышитъ. Блаженный повторилъ, второй и третій разъ. Дьяконъ не внималъ ему. Тогда святой сдернулъ покрышку. Изъ подъ нея выпалъ ножъ — и вонзился въ правую ногу Руфина.

Св. Епифаній кротко сказалъ злодѣю:

— «Оставь злое дѣло, которое ты задумалъ совершить, а то страшное несчастье постигнетъ тебя. А сейчасъ выйди изъ церкви, — ты недостоинъ причащенія Божественныхъ Христовыхъ Таинъ».

Дьяконъ пошелъ домой. Онъ сильно разболѣлся, легъ въ постель и на третій день умеръ. Такъ наказалъ его Господь за задуманное убійство. Фавстиніана царь велѣлъ привести въ Царьградъ. Тамъ его бросили въ темницу, такъ какъ на него жаловались, что онъ хулитъ царя и не признаетъ его власти. Незлопамятный святой пожалѣлъ своего врага, научившаго дьякона убить его. Онъ собирался умолять царя простить Фавстиніана, но тотъ грубо отклонилъ вмѣшательство блаженнаго, говоря, что онъ совсѣмъ не хочетъ, чтобы архіепископъ за него просилъ. Злодѣя вскорѣ покаралъ Самъ Господь: онъ внезапно умеръ въ темницѣ.

Приблизился часъ блаженной кончины святого. Передъ отшествіемъ въ міръ иной побывалъ святой въ Царьградѣ. Тамъ царствовалъ царь Аркадій, воспитанникъ Арсенія Великаго.

Царь, увидѣвъ блаженнаго, почтительно принялъ его благословеніе. Онъ спросилъ его, сколько ему лѣтъ.

— «Мнѣ сто пятнадцать лѣтъ», отвѣтилъ блаженный старецъ.

Лице архіепископа сіяло благодатію. Его сѣдые волосы серебрились, какъ снѣгъ.

Царь Аркадій былъ пораженъ благолѣпною красотою его старости и сразу полюбилъ великаго святого. Но царица Евдокія, жена царя Аркадія, была злая женщина. Она хотѣла, чтобы блаженный старецъ неправедно осудилъ св. Іоанна Златоуста.

Св. Епифаній рѣшилъ скорѣе вернуться къ себѣ на островъ Кипръ. Св. Іоаннъ Златоустъ предрекъ ему, что онъ не доѣдетъ до острова Кипра, а блаженный архіепископъ предрекъ св. Іоанну Златоусту, что онъ не дойдетъ до мѣста, куда его должна была изгнать злая царица.

Такъ оба великихъ святыхъ взаимно предрекли другъ другу скорое отшествіе къ Господу.

Когда св. Епифаній плылъ домой, онъ почувствовалъ, что его душа должна отойти отъ тѣла. Старецъ позвалъ учениковъ своихъ и сказалъ имъ свое послѣднее напутствіе: «Если вы любите меня, дѣти, исполняйте то, чему я научилъ васъ, и Господь Богъ будетъ васъ любить, Вы знаете, какія я перетерпѣлъ скорби въ моей жизни, но я всегда радовался о Господѣ и за все благодарилъ Его. Не желайте быть богатыми, Господь не оставитъ васъ; подастъ вамъ все нужное для жизни».

Карабельщикамъ онъ предсказалъ, что на морѣ вскорѣ будетъ буря. Такъ онъ говорилъ въ одиннадцать часовъ дня. А послѣ захода солнца зашумѣли грозныя волны.

Два дня и двѣ ночи плывшіе на кораблѣ ожидали каждую минуту гибели. Святой лежалъ больной и молился Богу, чтобы Господь спасъ корабль и людей отъ потопленія.

На третій же день велѣлъ святой своимъ ученикамъ раз жечь уголь, воскурить ѳиміамъ и молиться Богу. Помолившись, сталъ святой со всѣми прощаться. Каждаго обнялъ онъ, поцѣловалъ. Въ послѣдній разъ сказалъ онъ:

— «Спасайтесь, дѣти, скоро Епифанія уже не будетъ съ вами!» — и предалъ духъ свой въ руки Божіи.

Горько плакали ученики его и корабельщики.

Какъ только упокоился святой, тотчасъ успокоилось и море. Наступила божественная, великая тишина. И люди радовались этому покою, а вмѣстѣ съ тѣмъ и плакали о смерти блаженнаго старца.

Одинъ матросъ внезапно умеръ, черезъ нѣсколько часовъ послѣ смерти святого. Его положили къ ногамъ усопшаго блаженнаго — и умершій воскресъ.

Когда достигли Саламинскаго города, гдѣ св. Епифаній былъ архіепископомъ, народъ, узнавъ о приближеніи мощей блаженнаго, въ великомъ множествѣ собрался его встрѣтить.

На берегу моря стояли толпы народа. Слышались рыданія. Люди сняли съ корабля святыя мощи и понесли въ церковь, созданную святымъ. Многія чудеса тутъ же совершались, у мощей великаго святого. Болящіе разными болѣзнями получали исцѣленія. Трое слѣпыхъ прозрѣли.

Черезъ десять дней со всего острова Кипра собрались на погребеніе святого всѣ епископы, священники, игумены острова Кипра. Въ той же церкви его торжественно похоронили. Вспоминали его труды, его безчисленныя чудеса, его премудрое, божественное ученіе и прославляли Отца и Сына и Святого Духа, Единаго въ Троицѣ Бога, Ему же и отъ насъ да будетъ честь, слава и поклоненіе нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ девятый. [1963 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1963. — С. 23-40.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.