Церковный календарь
Новости


2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 19 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ девятый. [1963 г.]

Житіе преп. Романа Сладкопѣвца.
Отошелъ ко Господу въ концѣ V вѣка. Память 1-го октября.

Истинно говорю вамъ, если не обратитесь и не будете какъ дѣти, не войдете въ Царство Небесное (Матѳ. 18, 3).

Въ царствованіе императора Анастасія (491-518 гг.) св. Романъ по волѣ Божіей удалился въ Царьградъ, гдѣ служилъ въ Кировой церкви. Эта величественная, великолѣпная церковь называлась «Кирова», такъ какъ ее воздвигъ знаменитый церковный пѣснопѣвецъ Киръ — епископъ Смирнскій, который отошелъ ко Господу въ 470 г. При этомъ дивномъ храмѣ были свои церковныя зданія. Въ одномъ изъ нихъ жилъ будущій славный пѣснопѣвецъ — тихій, кроткій, смиренный св. Романъ. Онъ неустанно молился, его юная душа всегда предстояла Богу, о земномъ онъ не помышлялъ. Онъ строго постился.

На ночь онъ нерѣдко уходилъ во Влахернскую церковь и всю ночь возносилъ тамъ молитвы Господу и Преблагословенной Дѣвѣ Маріи. Влахернская церковь была воздвигнута въ западной части Константинополя императоромъ Львомъ I-ымъ Великимъ (457-474). Въ этомъ храмѣ хранились великія святыни: честная риза Пресвятой Богородицы, привезенная изъ Палестины въ 474 г., омофоръ Ея, и часть пояса. Омофоръ, это — большое покрывало, которое Царица Небесная носила на Пречистой Главѣ Своей...

За свою подвижническую жизнь преп. Романъ былъ назначенъ пономаремъ въ самый большой, самый великолѣпный храмъ Св. Софіи — Премудрости Божіей. Этотъ грандіозный, ни съ чѣмъ не сравнимый по своей красотѣ соборъ воздвигъ Императоръ Юстиніанъ Великій.

Преп. Романъ не зналъ грамоты, но благодать Божія просвѣщала его дѣтскую, простую, незлобивую душу. Онъ любилъ Бога и людей, смиренно безъ превозношенія творилъ много добрыхъ дѣлъ. За его чистую, высокую жизнь, за простоту душевную св. Романа очень полюбилъ патріархъ Царьградскій — святой Евѳимій. Святитель видѣлъ, какъ усердно трудится въ храмѣ блаженный понамарь, и платилъ ему столько же, сколько и ученымъ пѣвцамъ и чтецамъ. Эти клирики завидовали преп. Роману и осмѣливались со злобою неприкровенною говорить смиренному св. патріарху: «Невѣжду ты поставилъ наравнѣ съ нами!»

Клирики, кичась своею ученостью, возненавидѣли простеца, Романа. Господь любитъ смиренныхъ и кроткихъ, и даетъ имъ Свою благодать. Спасъ нашъ и Пречистая любили незлобиваго Романа.

Злые клирики рѣшили посрамить избранника Божія. Однажды въ навечеріе Праздника Рождества Христова въ церковь явился самъ царь. Въ это время св. Романъ ставилъ свѣтильникъ. Клирики подошли къ нему, схватили его и грубо потащили на амвонъ, говоря: «Ты получаешь равную плату съ нами — пой же, какъ и мы, на амвонѣ хвалебную пѣснь Богу!»

Смиренный св. Романъ, конечно, не смогъ исполнить требованіе злыхъ клириковъ. Онъ при патріархѣ, при императорѣ, при всемъ многочисленномъ народѣ стоялъ на амвонѣ и — молчалъ... Стоялъ, бѣдный и отъ стыда горько, горько плакалъ.

Когда всѣ богомольцы вышли изъ церкви по окончаніи службы, св. пономарь въ скорби палъ ницъ предъ иконою Пресвятой Богородицы и, обливаясь слезами, долго и горячо молился.

Печальный, вернулся онъ домой. Не вкусивъ пищи, забылся сномъ. Ему во снѣ явились Владычица... Царица Небесная держала въ рукѣ большой, книжный свитокъ — свертокъ пергамента съ церковными пѣснопѣніями. Она сказала ему тихимъ, благостнымъ голосомъ: «Открой уста!» Св. Романъ открылъ уста. Владычица, Утѣшеніе всѣхъ скорбящихъ, повелѣла ему съѣсть свитокъ. Блаженный проглотилъ свертокъ пергамента и — проснулся. Царицы Небесной онъ уже не видѣлъ. Но все его существо трепетало отъ неизъяснимой радости, блаженства... Св. Романъ былъ весь исполненъ дивнаго видѣнія. Онъ словно и сейчасъ созерцалъ Милосердную Мать Спаса нашего. Неграмотный св. Романъ въ одно мгновеніе позналъ всю книжную премудрость! Простецу стали ясны глубины Богословія. Онъ въ одно мгновеніе постигъ то, чего другіе добиваются долгимъ, усерднымъ ученіемъ.

Въ его чистой, святой душѣ стали слагаться дивные гимны Творцу вселенной... Душа его исполнилась небеснаго вдохновенія. Она вся пѣла, вся ликовала. Св. Романъ сталъ благодарить Свою Великую Наставницу, Которая въ одно мгновеніе открыла ему все книжное ученіе и дала даръ слагать церковныя пѣснопѣнія — ему, безграмотному простецу!

Преп. Романъ, радостный, ликующій, пошелъ ко всенощному бдѣнію, которое въ тѣ времена продолжалось, дѣйствительно, всю ночь.

Наступилъ торжественный моментъ, когда надо было воспѣть Праздникъ Рождества Христова. Исполненный благодати Божіей, св. Романъ взошелъ на амвонъ и запѣлъ тутъ же творимый имъ кондакъ: «Дѣва днесь Пресущественнаго раждаетъ и земля вертепъ Непреступному приноситъ. Ангели съ пастырьми славословятъ, волсви же со звѣздою путешествуютъ: насъ бо ради родися Отроча Младо Превѣчный Богъ!» Св. патріархъ Евѳимій, царь, все духовенство, всѣ молящіеся умиленно слушали дивное пѣніе св. Романа. Кончилъ вдохновенную пѣснь блаженный Романъ. Патріархъ спросилъ его: «Откуда у тебя такая премудрость?»

Повѣдалъ святой пѣвецъ о своемъ дивномъ видѣніи, о новомъ дарѣ, который ему послала Царица Небесная. Клирики, которые смѣялись надъ нимъ, оскорбляли его, пали къ ногамъ св. Романа, каялись и смиренно просили прощенія.

Св. патріархъ Евѳимій поставилъ блаженнаго пѣвца діакономъ. Съ этихъ поръ св. Романъ сталъ писать вдохновенныя церковныя пѣснопѣнія. Онъ составилъ множество кондаковъ. Его прозвали «Сладкопѣвцемъ». Онъ сдѣлался лучшимъ пѣснописцемъ. Клирики, которые смѣялись надъ нимъ, стали у него учиться. Церковь называетъ св. Романа соловьемъ божественныхъ пѣсней, сладкогласной цитрой Божественнаго Духа, свирѣлью церковною, гуслями сладковѣщанными, струной преславной словъ Духа Святаго... Божіи люди прославляли святого. Но онъ оставался такимъ же кроткимъ и смиреннымъ.

Послѣ богоугодной, праведной жизни преп. Романъ блаженно отошелъ въ Божій рай, гдѣ онъ теперь съ ангелами воспѣваетъ Отцу, Сыну и Святому Духу пѣснь трисвятую. Аминь.

Источникъ: Изложено для дѣтей по книгѣ житія святыхъ на русскомъ языкѣ, по руководству четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго. Книга II-ая. Москва. Изд. Сѵнодальной типографіи.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ девятый. [1963 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1963. — С. 74-77.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.