Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ девятый. [1963 г.]

Житіе преп. Матѳея Печерскаго.
Память 5-го октября. Отошелъ ко Господу въ 1088 г.

Преп. Матѳей строго подвизался, былъ усерднымъ молитвенникомъ. Онъ отличался необычайною простотою и кротостію. Себя онъ почиталъ за великаго грѣшника и всегда каялся о своихъ грѣхахъ. Вѣдь чѣмъ больше человѣкъ приближается къ Богу — къ Вѣчному Солнцу правды — тѣмъ яснѣе видитъ всѣ темныя стороны души своей: вѣдь и у святыхъ были свои грѣхи, съ которыми они усердно, терпѣливо боролись.

За смиреніе, за дѣтское незлобіе Господь открывалъ св. Матѳею міръ невидимый, которымъ мы окружены. Святой видѣлъ ангеловъ, но видѣлъ и бѣсовъ, которые ходятъ вокругъ каждаго человѣка, строя ему разныя козни. Духи нечистые, стараясь ввести человѣка въ адъ, внушаютъ ему лѣниться молиться, не любить своихъ ближнихъ, осуждать ихъ, платить за зло зломъ, а не добромъ, какъ училъ Спасъ нашъ. Сатана, отецъ лжи — заставляетъ людей говорить неправду, не слушаться старшихъ, гордиться своимъ умомъ, способностями, своею тлѣнною красотою. Не перечислить всѣхъ грѣховъ, которые намъ внушаютъ духи лукавые. Они стремятся людей свести съ прямого пути, ведущаго въ Божій рай, и низринуть насъ въ бездну.

Св. старецъ Матѳей зналъ всѣ козни бѣсовскіе и спасалъ души человѣческія, предостерегая людей объ опасностяхъ, грозящихъ имъ на жизненномъ пути. Особенно монаховъ бѣсы стараются погубить, строя имъ различныя козни. Прозорливый св. старецъ Матѳей слѣдилъ за бѣсовскими хитростями и предупреждалъ братьевъ Печерскаго монастыря, чтобы они не впали въ сѣти дьявольскія.

Однажды блаженный отецъ стоялъ въ церкви во время утрени на своемъ мѣстѣ. Поднявъ взоръ, посмотрѣлъ на братьевъ, которые стояли на обоихъ клиросахъ и пѣли. Вдругъ замѣтилъ св. старецъ бѣса, одѣтаго воиномъ. Онъ обходилъ всѣхъ братьевъ. Нечистый держалъ въ одеждѣ своей пучки липкихъ цвѣтовъ темно-алаго цвѣта. Эти цвѣты называются «Дрема». Бѣсъ вынималъ цвѣтокъ и бросалъ его на кого-либо изъ поющихъ. Если дрема прилипала къ одеждѣ кого-либо изъ поющихъ, тотъ братъ вдругъ начиналъ одолѣваться сномъ. Онъ начиналъ думать, какъ бы поскорѣе уйти изъ церкви и заснуть въ своей келліи. Наконецъ, побѣжденный, выходилъ изъ церкви, не дождавшись окончанія утрени, и предавался въ келліи безвременному сну! Конечно, этотъ братъ уже не возвращался въ церковь! Если же брошенный цвѣтокъ не приставалъ къ одеждѣ инока, послѣдній бодро стоялъ всю долгую утреню до конца, и послѣ нея уже шелъ въ свою келлію, чтобы тамъ получить заслуженный отдыхъ. Надо замѣтить, что пребываніе на утрени было въ то время большимъ подвигомъ, т. к. монахи вставали среди ночи и, борясь со сномъ, шли на службу Божію. Особенно тяжко было зимою, во мракѣ, среди холода идти на утреню и возвращаться тоже среди тьмы. Врагъ рода человѣческаго побѣждалъ братьевъ сномъ, чтобы они лишились вѣнцовъ небесныхъ за свое терпѣливое пребываніе на молитвѣ.

Прозорливый старецъ разсказалъ братьямъ о своихъ видѣніяхъ. Они устрашились. Уходящіи съ утрени для сна поняли, что они попадали въ руки бѣсовскія. Съ этихъ поръ братья терпѣливо до конца службы оставались на утрени.

Самъ блаженный старецъ всегда послѣ утрени выходилъ изъ церкви послѣ всѣхъ. Братія расходились по своимъ келліямъ. Однажды преп. Матѳей сѣлъ отдохнуть подъ церковнымъ биломъ. Въ келлію не пошелъ, т. к. она находилась далеко отъ церкви. Вдругъ видитъ онъ: громадная толпа выходитъ изъ монастырскихъ вратъ! Вглядѣлся преподобный. Не народная то была толпа. То было полчище бѣсовское! Одинъ нечистый возсѣдалъ на свиньѣ, а его окружали провожавшіе его бѣсы. Св. Матѳей спросилъ: «Куда идете вы?» — «За Михаиломъ Тоболковичемъ», — побѣдоносно отвѣтилъ страшный всадникъ на свиньѣ!

Преп. старецъ осѣнилъ себя крестнымъ знаменіемъ и пошелъ въ свою келлію. Придя домой прозорливецъ сталъ размышлять о видѣніи, — что бы оно значило? Онъ понялъ, что инокъ Михаилъ собирается бѣжать изъ обители. За нимъ и отправилось полчище.

Ночь миновала... Стало разсвѣтать... Преп. Матѳей послалъ своего ученика узнать, въ келліи ли у себя еще находится Михаилъ. Ученикъ сообщилъ, что послѣ утрени Михаилъ ушелъ за монастырскую ограду. Св. Матѳей немедленно доложилъ объ этомъ отцу игумену. Михаила нашли и привели къ настоятелю. Отецъ игуменъ сталъ разспрашивать Михаила и узналъ, что тотъ, дѣйствительно, собирался бѣжать изъ обители. Настоятель по-отечески, съ большою любовію, сталъ назидать Михаила, внушая ему, чтобы онъ хорошенько боролся бы съ нечистою силою, которая собиралась бросить его, несчастнаго, въ міръ и тамъ погубить его. Растолковалъ иноку, какія сѣти разставляетъ сатана, чтобы уловить въ нихъ монаховъ.

Братъ устыдился. Подкрѣпленный разумными рѣчами своего игумена, спокойно вернулся въ келлію, гдѣ до конца жизни, съ Божіей помощію, подвизался на своемъ иноческомъ, тѣсномъ, многотрудномъ пути. Такъ была спасена погибающая душа неопытнаго инока.

Блаженный поучалъ монаховъ, чтобы они старались въ уединеніи пребывать въ своихъ келліяхъ, сокрушаясь о грѣхахъ своихъ. За монастырскую ограду можно выходить только на послушаніе.

При жизни блаженнаго старца отошелъ ко Господу преп. иг. Ѳеодосій. Послѣ него настоятелемъ Печерскаго монастыря былъ Стефанъ, а затѣмъ Никонъ. При послѣднемъ отцѣ игуменѣ Господь послалъ блаженному старцу Матѳею во время утрени слѣдующее видѣніе. Св. старецъ молился. Поднявъ взоръ свой, онъ пожелалъ увидѣть своего игумена. На мѣстѣ блаженнаго о. Никона стоялъ оселъ! Прозорливецъ понялъ, что настоятель не пришелъ къ утрени! Преп. Матѳей повѣдалъ ему о своемъ видѣніи. Блаженный Никонъ со смиреніемъ понялъ, что Господь черезъ св. старца хочетъ ему показать, какъ важно не пропускать церковныхъ службъ. Съ тѣхъ поръ о. игуменъ Никонъ бросалъ даже неотложное дѣло и спѣшилъ въ церковь, первымъ приходя на службу Божію.

Много, много другихъ видѣній посылалъ Господь простому, смиренному старцу, чтобы вразумить, спасти людей. Въ глубокой старости преп. Матѳей блаженно отошелъ ко Господу.

Въ 1088 г. окончилъ онъ свою многотрудную жизнь. Онъ былъ погребенъ въ пещерѣ преп. Антонія. При его нетлѣнныхъ святыхъ мощахъ совершались многія чудеса. Теперь этотъ блаженный неустанно молится о насъ, чтобы мы спасались отъ вражескихъ сѣтей и получили вѣчную блаженную жизнь въ царствѣ Господа нашего Іисуса Христа, Ему же слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ девятый. [1963 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1963. — С. 80-83.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.