Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ девятый. [1963 г.]

Житіе Аверкія, епископа Іерапольскаго [1].
(Октября 22).

Жрецы же идольскіе немедленно поспѣшили извѣстить городскихъ начальниковъ и разсказали имъ все, что сдѣлалъ въ капищѣ святый Аверкій. По наступленіи дня въ одинъ часъ пронеслась по городу молва о томъ, что сдѣлалъ Аверкій; всѣ жители города малые и большіе собрались къ капищу и изумились, видя боговъ своихъ разбросанныхъ по землѣ и раздробленныхъ на мелкіе куски. При видѣ такого зрѣлища, язычники исполнились ярости и одни требовали смерти святаго Аверкія, другіе же говорили, что должно послать его къ царю, который накажетъ его достойными по его дѣламъ муками; большая часть кричала: пойдемъ, зажжемъ домъ его, пусть сгоритъ со всѣми своими домашними. Начальники сказали народу: не смѣйте жечь дома Аверкіева; потому что, если зажжемъ его домъ, мы боимся, чтобы весь городъ не сгорѣлъ, но лучше, захвативъ Аверкія, будемъ судить его по законамъ сами или отошлемъ его къ царю.

Нѣкоторые изъ сосѣдей Аверкія, видя смятеніе и ярость народа и слыша, что онъ хочетъ напасть на домъ святаго, поспѣшили предупредить святаго Аверкія и пошли къ нему въ домъ. Тамъ они нашли его окруженнымъ вѣрными, которыхъ онъ поучалъ, и разсказали ему все, что слышали въ толпѣ относительно того, чтобы напасть на его домъ, а его самого схватить какъ злодѣя. Услышавъ это, вѣрные испугались за Аверкія и просили его, чтобы онъ ушелъ изъ дома и скрылся гдѣ-нибудь, пока утихнетъ народное волненіе. Святый, ни мало не устрашившійся, отвѣчалъ: Господь повелѣлъ апостоламъ дерзновенно, ничего не страшась, проповѣдывать слово спасенія всѣмъ языкамъ и я ли долженъ страшиться возставшихъ противъ меня и ищущихъ души моей за мою ревность по Богѣ моемъ? Если же я и скроюсь отъ рукъ человѣческихъ, но гдѣ могу скрыться отъ руки Божіей? Какое мѣсто скроетъ меня отъ Него! По истинѣ, братья, не должно бояться и скрываться намъ, имѣющимъ помощникомъ и хранителемъ жизни нашей Господа, за Котораго пострадать есть блаженство, а умереть — лучше всякой благополучной жизни. Сказавъ сіе, святый вышелъ изъ дома и пошелъ на средину города въ сопровожденіи вѣрныхъ. Когда они пришли на мѣсто, гдѣ обыкновенно собирался народъ, то святый сѣлъ на высокое мѣсто и училъ бывшихъ тутъ людей познать истиннаго Бога и отречься отъ прелестей бѣсовской и суетныхъ идоловъ, а вѣрно служить Единому истинному Богу, Создателю всего. Нѣкоторые изъ невѣрныхъ пошли къ городскимъ начальникамъ и всему народу, собравшемуся при капищѣ Аполлона, и возвѣстили, что Аверкій учитъ народъ христіанской вѣрѣ посреди города. Народъ, услыхавъ сіе, еще болѣе разъярился на Аверкія, что онъ не только разбилъ ихъ идоловъ, но еще осмѣлился открыто проповѣдывать христіанскую вѣру, и побѣжалъ къ мѣсту, гдѣ находился святый, чтобы убить его.

Въ народной толпѣ были трое юношей, которые съ давняго времени были одержимы бѣсомъ, и когда толпа приближалась къ святому, внезапно бѣсноватые юноши были приведены въ смущеніе бѣсами жившими въ нихъ, и вскричавши ужаснымъ голосомъ, привели всѣхъ въ ужасъ. Они разодрали на себѣ одежды и начали терзать зубами тѣла свои и грысть свои руки; и упавши на землю, валялись и испускали пѣну и непрерывно кричали громкимъ голосомъ: заклинаемъ тебя, Аверкій, Единымъ истиннымъ Богомъ, Котораго ты проповѣдуешь, не мучь насъ прежде времени. Народная толпа, объятая ужасомъ, остановилась, со страхомъ смотрѣла на лютыя мученія юношей, и съ ужасомъ слушала ихъ крики и вопли. Народъ ждалъ, что будетъ съ этими юношами и что сдѣлаетъ св. Аверкій, такъ какъ бѣсы просятъ его, чтобы онъ не мучилъ ихъ. Святый же обратился къ молитвѣ и сказалъ: Отче возлюбленнаго Сына Твоего Іисуса Христа, прощающій намъ грѣхи, хотя мы и безъ числа согрѣшаемъ предъ Тобою, все просимое у Тебя подающій на пользу намъ, нынѣ прошу Тебя и молю, прогони бѣсовъ отъ сихъ юношей, чтобы они потомъ ходили въ путяхъ заповѣдей Твоихъ и чтобы чрезъ сіе чудо, которое совершится надъ ними, многіе познали Тебя Единаго всесильнаго Бога. Помолившись такимъ образомъ, святый обратился къ одержимымъ бѣсами юношамъ и тихо ударяя въ голову жезломъ, который держалъ въ рукѣ, сказалъ: во имя Христа моего повелѣваю вамъ, бѣсы, выдти изъ юношей, ни мало не вредя имъ. Бѣсы, вскричавъ громкимъ голосомъ, вышли, а юноши лежали на землѣ, какъ мертвые. Святый Аверкій, взявши каждаго изъ нихъ за руку, поднялъ съ земли и они встали совершенно здоровыми и павши къ ногамъ святому, цѣловали ихъ.

Ярость народа, увидѣвшаго сіе преславное чудо, измѣнилась и онъ возопилъ: Единъ есть Богъ истинный, Котораго проповѣдуетъ Аверкій. Святому же сказали: человѣкъ Божій! скажи намъ, пріиметъ ли насъ Богъ твой, если мы обратимся къ Нему? проститъ ли намъ безчисленные наши грѣхи? Научи насъ, какъ намъ вѣровать въ Него. Святый Аверкій, отверзши уста свои, началъ учить ихъ познанію Бога и слово свое продолжилъ до девятаго часа дня. При этомъ онъ приказалъ привести къ нему всѣхъ недужныхъ и исцѣлялъ ихъ, призывая имя Іисуса Христа и возлагая на нихъ руки свои. Весь народъ, слышавшій ученіе его и видѣвшій чудеса его, увѣровалъ въ Господа Іисуса Христа и просилъ крещенія у святаго Аверкія. Онъ же, такъ какъ былъ уже вечеръ, отложилъ крещеніе ихъ до утра и приказалъ всѣмъ готовиться къ святому крещенію. Когда на утро весь народъ опять собрался къ нему, онъ повелъ ихъ въ церковь и еще поучивъ ихъ и сотворивъ обычныя молитвы, крестилъ въ тотъ день пятьсотъ человѣкъ. Въ теченіе немногихъ дней не только весь тотъ городъ, но и окрестные города и села обратились ко Христу и сподобились принять святое крещеніе. Слава святаго Аверкія распространилась повсюду и многіе больные приходили къ нему изъ далекихъ странъ и получали двоякое исцѣленіе — тѣлесное и душевное.

Одна знаменитая женщина, по имени Фріела, мать Евксеніана Попліона, восточнаго правителя, будучи слѣпа глазами, услышала, что святый Аверкій исцѣляетъ многія различныя болѣзни. Она приказала вести себя къ святому и нашедши его учащимъ народъ, пала къ ногамъ, прося отверзть ея ослѣпшіе глаза. Святый же Аверкій, заботясь о просвѣщеніи душевныхъ ея очей, спросилъ ее, вѣруетъ ли она въ Іисуса Христа, отверзшаго очи слѣпому? И когда женщина та обѣщалась вѣровать и обливала слезами своими ноги святаго, то онъ, помолившись Богу, коснулся глазамъ ея и сказалъ: Іисусе Христе, свѣтъ истинный, приди и открой очи рабы Твоей! и тотчасъ Фріела прозрѣла и была крещена имъ. Она отдала въ распоряженіе святаго половину своего имѣнія для раздачи нищимъ и получивши наставленіе, возвратилась домой. Правитель Евксеніанъ Попліонъ , сынъ ея, видя, что мать его прозрѣла, и узнавъ, что св. Аверкій молитвами своими просвѣтилъ очи ея, захотѣлъ видѣть святаго. Онъ благодарилъ Аверкія за исцѣленіе своей матери, а святый, поучивъ его, обратилъ его ко Христу.

Послѣ сего нѣкоторыя другія три слѣпыя женщины, знаменитаго происхожденія, приступили къ святому и, поклонившись ему, сказали: и мы вѣруемъ въ Іисуса Христа, Котораго ты проповѣдуешь; просимъ тебя просвѣти и наши слѣпыя очи, какъ ты просвѣтилъ Фріелины. Святый отвѣчалъ имъ: если истинно вѣруете въ истиннаго Бога, какъ вы говорите, то увидите свѣтъ Его. Сказавъ сіе, онъ возвелъ очи свои на небо и началъ молиться.

Въ это время сошелъ съ неба лучъ неизреченнаго свѣта, превосходящій солнечный свѣтъ, и освѣтилъ кругомъ то мѣсто, на которомъ стоялъ на молитвѣ св. Аверкій. Всѣ бывшіе тамъ упали на землю, не имѣя силъ выносить сіяніе этого неизреченнаго свѣта. Лучъ свѣта коснулся очей слѣпыхъ женщинъ и онѣ тотчасъ прозрѣли, а блестящій лучъ исчезъ. Святый спросилъ прозрѣвшихъ: что вы увидали, когда очи ваши открылись? Первая отвѣчала: я видѣла Ветхаго деньми, прикоснувшагося глазамъ моимъ. Другая же сказала: я видѣла прекраснаго юношу, прикоснувшагося глазамъ моимъ. А третья сказала: я видѣла блистающаго отрока, прикоснувшагося моимъ глазамъ. Услышавъ сіе, святый Аверкій и всѣ бывшіе съ нимъ прославили Бога единаго въ Троицѣ, творящаго дивныя и преславныя чудеса. Святый Аверкій, слыша, что и въ окрестныхъ городахъ и селахъ есть много больныхъ различными недугами, пошелъ съ учениками своими и, по примѣру Господа, училъ о царствіи Божіемъ и исцѣлялъ больныхъ. Пришедши въ одно мѣсто при рѣкѣ, называемой Селище, преклонилъ колѣна и молился Богу, говоря: прещедрый Господи, послушай меня раба Твоего, и пошли благодать Твою на мѣсто сіе, чтобы истекъ источникъ теплой воды, моющіеся въ которомъ, получали бы исцѣленіе отъ всякихъ недуговъ и болѣзней. И когда святый кончилъ молитву, то, несмотря на то, что небо было ясно, вдругъ послышался громъ. — Всѣ находившіеся здѣсь ужаснулись. — При этомъ показался источникъ теплой воды на томъ мѣстѣ, гдѣ стоялъ святый Аверкій и молился. Святый приказалъ выкопать глубокіе рвы для воды, и всѣмъ больнымъ мыться въ той водѣ, и всякій входившій въ воду получалъ исцѣленіе по молитвамъ святаго.

Однажды діаволъ, хотя искусить св. Аверкія, принялъ на себя образъ женщины, и подошелъ къ нему, какъ будто желая получить благословеніе. Святый взглянулъ на лицо женщины-бѣса и, желая оборотиться назадъ, ушибъ правую ногу свою о камень, такъ что образовалась язва. Святый, хотя и чувствовалъ боль, но стоялъ молча, держа рукою то мѣсто, гдѣ была язва. Діаволъ же, разсмѣявшись, принялъ свой обычный видъ и сказалъ святому: не думай, чтобы я былъ изъ числа тѣхъ малыхъ и худыхъ бѣсовъ, которыхъ ты различными способами разогналъ, — я имъ начальникъ: вотъ самъ ты принялъ язву отъ меня, и исцѣляя отъ болѣзней, теперь самъ страждешь. Сказавъ сіе, діаволъ вошелъ въ одного изъ находившихся здѣсь юношей и началъ мучить его. Святый же Аверкій, помолившись Богу, запретилъ бѣсу мучить юношу и изгналъ его. Выходя, бѣсъ закричалъ громкимъ голосомъ: много зла дѣлаешь ты мнѣ, Аверкій; и не даешь мнѣ здѣсь спокойно жить, — я постараюсь отомстить тебѣ, и въ старости твоей заставлю тебя отправиться въ городъ Римъ. Святый, возвратившись въ домъ свой, семъ дней не ѣлъ и не пилъ, а пребывалъ въ постѣ и молитвѣ, прося Бога, чтобы Онъ не далъ врагу такой надъ нимъ власти, по которой діаволъ могъ бы вести его туда, куда хочетъ. Въ седьмую ночь явился св. Аверкію въ видѣніи Господь и сказалъ ему: Аверкій, въ исполненіе Моей воли будешь ты въ Римѣ, чтобы познано было тамъ имя Мое: не бойся, благодать Моя будетъ съ тобою. Святый, укрѣпленный и утѣшенный этимъ видѣніемъ, разсказалъ вѣрнымъ, что слышалъ отъ явившагося ему Господа. Чрезъ нѣсколько времени, бѣсъ который хвалился вызвать святаго Аверкія въ Римъ, началъ такимъ образомъ дѣлать это.

Царствовавшій въ то время въ Римѣ Маркъ Аврелій сдѣлалъ соправителемъ своимъ Люція Вериссима, и обручилъ ему дочь свою Люциллію. Но еще прежде брака, вошелъ бѣсъ въ царскую дочь и мучилъ ее. Царь-отецъ и женихъ оба очень скорбѣли о томъ. Они собрали со всего государства самыхъ лучшихъ врачей, волхвовъ, жрецовъ, которые ревностно старались объ излеченіи царской дочери и не могли ничего сдѣлать, напротивъ болѣзнь усиливалась день ото дня. Тогда бѣсъ началъ кричать изъ нея: никто не можетъ изгнать меня, кромѣ Аверкія, епископа Іерапольскаго. Услышавъ это, царь Аврелій, отецъ дѣвицы, немедленно послалъ къ правителю востока, Евксетану Попліону, письмо такого содержанія: «извѣстно стало владычеству нашему о нѣкоторомъ Аверкіи, епископѣ Іерапольскомъ, находящемся въ твоей области, который настолько силенъ своимъ благочестіемъ, что можетъ изгонять бѣсовъ и другія болѣзни исцѣляетъ; мы требуемъ его къ себѣ и посылаемъ двоихъ нашихъ сановниковъ, Валерія и Вассіана, чтобы они представили его намъ со всякою честію. Твой честности мы повелѣваемъ, чтобы ты ревностно увѣщавалъ его придти къ намъ, за что ты получишь отъ насъ не малую похвалу». Получивъ отъ царя это письмо, правитель пошелъ къ св. Аверкію и упросилъ его идти въ Римъ къ царю съ царскими посланными. Св. Аверкій, вспомнивъ, что бѣсъ хвалился утрудить его старость такимъ долгимъ путешествіемъ въ Римъ, сказалъ себѣ: хотя, врагъ мой, ты и постарался исполнить то, что ты въ гордости своей обѣщался сдѣлать, однако ты не возвеселишься: ибо я имѣю надежду на Господа и думаю, что не напрасно будетъ утруждена моя старость, но что и тамъ я сотру выю твою силою Христа моего, Который въ видѣніи обѣщалъ мнѣ благодать Свою. Приготовивъ все, что нужно для пути, онъ отправился въ путешествіе, призывая на помощь всесильнаго Бога. Взято имъ было слѣдующее: немного хлѣба и въ кожаномъ мѣхѣ: вино, масло, уксусъ и вода, которые не смѣшались между собою. Когда на пути нужно было ему вино, то изъ мѣха изливалось одно вино, когда потребно было масло, то вытекало одно масло, когда уксусъ, то одинъ уксусъ: также и вода. Одинъ изъ учениковъ его безъ благословенія святаго захотѣлъ налить вина изъ мѣха и вдругъ изъ мѣха вылились и вино, и масло, и уксусъ, и вода, перемѣшанные между собою, такъ что невозможно ему было пить. Ученикъ ужаснулся, исповѣдалъ святому грѣхъ свой и просилъ прощенія у него; тогда опять по благословенію святаго всѣ жидкости стали истекать особо, не смѣшиваясь.

Когда святый Аверкій прибылъ въ Римъ, то царь съ женою своею Фаустиною принялъ его съ честію и повелъ его къ дочери своей, мучимой бѣсомъ. Бѣсъ, увидѣвъ святаго Аверкія, разсмѣялся и сказалъ: не говорилъ ли я тебѣ, Аверкій, что отмщу тебѣ мое оскорбленіе и въ старости твоей заставлю тебя придти въ Римъ? Святый отвѣчалъ: поистинѣ такъ, но не радуйся, проклятый діаволъ! И приказалъ вывести дѣвицу изъ палатъ. Діаволъ, не желая идти, дѣлалъ различныя препятствія, но несмотря на это дѣвица силою была ведена; тогда діаволъ началъ бросать ее на землю, а святый Аверкій возвелъ очи свои на небо, прилежно молясь Богу объ исцѣленіи страждущей отроковицы. Бѣсъ кричалъ громкимъ голосомъ: заклинаю тебя Христомъ твоимъ, не посылай меня въ бездну, ни въ другое какое нибудь мѣсто, но отошли меня, гдѣ я былъ прежде сего времени. Святый отвѣчалъ: ты пойдешь, врагъ мой, къ отцу своему сатанѣ: за то же, что ты утрудилъ мою старость, вызвавъ сюда, и ты будь не безъ труда и не пустымъ возвратись отсюда. Вотъ лежитъ камень (камень этотъ былъ очень великъ и лежалъ предъ царскими палатами, множество народа не въ состояніи было двинуть его съ мѣста, на него то указывая рукою говорилъ святый) приказываю тебѣ, діаволъ, именемъ Господа моего Іисуса Христа, неси камень сей въ отечество мое — городъ Іераполь и тамъ положи его при южныхъ воротахъ. Діаволъ, какъ рабъ и плѣнникъ, связанный заклятіемъ, вышедши изъ царской дочери, взялъ камень и съ тяжкимъ стономъ понесъ его чрезъ ипподромъ по воздуху. Весь народъ съ великимъ удивленіемъ смотрѣлъ на камень, несомый по воздуху, и слышалъ громкій стонъ діавола. Его самого они не могли видѣть. Діаволъ, принесши въ Іераполь камень, кинулъ его на то мѣсто, куда приказалъ ему святый. Граждане Іераполя, увидавъ внезапно упавшій съ воздуха камень, чрезвычайно удивлялись, ибо они не знали этой тайны, которая открылась по возвращеніи святаго.

Царская дочь, по выходѣ изъ нея бѣса, лежала на землѣ при ногахъ Аверкія, какъ мертвая. Царица Фаустина, думая, что дочь ея умерла, начала плакать, святый же, протянувъ руку, поднялъ дѣвицу здоровою и невредимою. Родители дѣвицы чрезвычайно обрадовались и весь домъ царскій тоже. Тотчасъ родители послали вѣстниковъ къ зятю своему, Люцію Вериссиму, который былъ тогда на войнѣ противъ парѳянъ, съ извѣстіемъ о выздоровленіи его невѣсты. Царь Аврелій давалъ святому много подарковъ, спрашивалъ, чего онъ самъ хочетъ: святый Аверкій не взялъ ни золота, ни серебра, ни другого чего нибудь. Онъ говорилъ: не нужно богатства тому, для котораго хлѣбъ и вода есть какъ бы царскій обѣдъ. Впрочемъ, святый Аверкій просилъ царя, чтобы были исполнены двѣ его просьбы. Первая, чтобы неимущимъ христіанамъ іерапольскимъ было даваемо три тысячи мѣръ пшеницы изъ царскихъ даней. Другая просьба была, чтобы приказано было построить бани при тепломъ источникѣ, который онъ молитвою извелъ для исцѣленія больныхъ. Царь немедленно съ радостію согласился на обѣ просьбы и далъ ему собственноручное письмо на это.

Во время пребыванія святаго Аверкія въ Римѣ, явился ему въ видѣніи Христосъ, говоря: Аверкій, тебѣ надлежитъ быть въ Сиріи, проповѣдывать имя Мое, утвердить церковь Мою и исцѣлить множество больныхъ. Вслѣдствіе сего Аверкій просилъ царя отпустить его, но онъ не хотѣлъ пустить его, боясь чтобы безъ него опять не возвратился врагъ въ дочь ихъ. Онъ уговорилъ ихъ не бояться, увѣряя, что бѣсъ больше не возвратится и хотя неохотно, но былъ отпущенъ. Святый сѣлъ на корабль и поплылъ въ Сирійскую страну.

Сначала онъ былъ въ Антіохіи, потомъ онъ пошелъ въ Апамію и окрестные города, умиротворяя смятенныя маркіонитами Церкви. Перешедши черезъ Евфратъ, посѣтилъ церкви въ Ниневіи и во всей Мессопотаміи: оттуда пошелъ въ Киликію и Писидію. Во всѣхъ тѣхъ странахъ и городахъ онъ обратилъ многихъ невѣрныхъ къ христіанской вѣрѣ, посрамлялъ еретиковъ; утверждалъ въ вѣрѣ христіанъ, заблуждавшихся наставлялъ на путь истины, лукавыхъ бѣсовъ изгонялъ изъ людей и исцѣлилъ множество больныхъ различными болѣзнями, за что и былъ названъ равноапостольнымъ, такъ какъ никто, кромѣ апостоловъ, не обошелъ столько странъ и городовъ, сколько онъ. Наконецъ святый Аверкій возвращался домой. Граждане Іерапольскіе услышавъ, что пастырь ихъ возвращается и уже недалеко отъ города, поспѣшили на встрѣчу ему всѣ, малые и большіе, женщины и дѣти, съ несказанною радостію падали къ ногамъ святителю, какъ дѣти къ отцу, и принимали благословеніе, которое давно уже желали получить. Святый Аверкій пошелъ въ церковь и, сѣдши тамъ на своемъ мѣстѣ, поучалъ народъ. Болѣе всего прибытіе Аверкія обрадовало убогихъ, такъ какъ онъ принесъ царскій указъ, который повелѣвалъ выдавать бѣднымъ каждый годъ по три тысячи мѣръ пшеницы. Эта раздача хлѣба продолжалась до Юліана отступника, который прекратилъ выдачу и отнялъ царскій указъ. По царскому же повелѣнію были построены и бани при тепломъ источникѣ, о чемъ особенно заботился св. Аверкій, который остальное время своей жизни поживъ въ правдѣ и преподобіи, былъ извѣщенъ о наступленіи кончины, ибо явился ему въ видѣніи Господь, говоря: Аверкій, близко время твое и ты почіешь отъ трудовъ своихъ. Святый, собравъ паству свою, возвѣстилъ, что настало время его отшествія, и произнесъ къ ней поучительное слово, которымъ наставлялъ всѣхъ, чтобы они пребывали непоколебимыми въ вѣрѣ и нелицемѣрными въ любви. Потомъ приготовилъ себѣ гробъ и, преподавъ всѣмъ миръ и благословеніе, предалъ святую душу свою въ руки Господа. Святый равноапостольный Аверкій скончался 72 лѣтъ. Всѣ граждане Іерапольскіе съ плачемъ погребли его честное тѣло и положили на гробѣ его камень, принесенный діаволомъ изъ Рима. Молитвами св. Аверкія множество подавалось исцѣленій отъ гроба преподобнаго и отъ теплаго источника, который онъ самъ извелъ изъ земли молитвою. Его молитвами да изливаетъ и намъ Господь Свою неоскудную милость во вѣки. Аминь.



Аверкіева эпитафія [2]
.

Подъ этимъ названіемъ извѣстенъ древній документъ, имѣющій большое значеніе для опредѣленія ученія и жизни древней церкви и получившій важный интересъ, вслѣдствіе сдѣланнаго недавно открытія надписи, вполнѣ соотвѣтствующей житійной эпитафіи св. Аверкія. Надпись эта въ переводѣ съ греческаго гласитъ:

«Славнаго города гражданинъ, я сдѣлалъ это
при жизни, чтобы въ надлежащее время имѣть здѣсь мѣсто для тѣла;
мое имя Аверкій, ученикъ чистаго пастыря, который пасетъ стада овецъ по горамъ и равнинамъ
и который имѣетъ великія очи, все видящія.
Онъ научилъ меня... вѣрнымъ писаніямъ,
посылалъ меня въ Римъ посмотрѣть царя и царицу въ золото-тканномъ одѣяніи и обуви.
Видѣлъ я тамъ народъ (камень), имѣющій блистательную печать.
Равнину Сиріи видѣлъ я также, и всѣ города, и Низибію
за Ефратомъ. Повсюду я имѣлъ собратьевъ (спутниковъ),
Павла имѣлъ я съ собою. Вѣра повсюду вела меня и
доставляла мнѣ въ пищу повсюду рыбу изъ источника,
весьма великую, чистую, которую уловила дѣва чистая
и навсегда отдала ее вкушать друзьямъ;
имѣя вино хорошее, она въ смѣшеніи даетъ его съ хлѣбомъ.
Все сказанное я, Аверкій, повелѣлъ написать здѣсь, будучи 72 лѣтъ.
Читая это, да помолится объ Аверкіи весь сѵнодъ.
Надъ моей гробницей не слѣдуетъ ставить ничьей другой; иначе должно уплатить 2000 золотыхъ римской казнѣ
и тысячу моему милому отечеству — Іераполю».

Объ этой надписи извѣстно было еще изъ древняго житія св. Аверкія. Но въ новѣйшее время посчастливилось сдѣлать открытія, которыя послужили къ подтвержденію ея подлинности. Въ 1861 г. извѣстный англійскій изслѣдователь Рамсэй во Фригіи нашелъ остатки трехъ древнихъ городовъ, и въ деревушкѣ Келевдрѣ на каменной колоннѣ передъ мечетью — греческую метрическую надпись нѣкоего Александра, сына Антоніева, представлявшую собой грубый плагіатъ эпитафіи Аверкія. Въ 1883 году Рамсэй нашелъ близъ Іераполя, въ стѣнѣ одной общественной бани, два эпиграфическихъ фрагмента, которые представляли собой ничто иное, какъ часть эпитафіи Аверкія. Оба фрагмента находятся теперь вмѣстѣ въ Латеранскомъ музеѣ.

Западные ученые съ большимъ интересомъ приступили къ изученію надписи, подлинность которой теперь уже не подлежитъ сомнѣнію. Они единогласно признали ее памятникомъ II-го вѣка и первостепеннымъ свидѣтельствомъ въ пользу существованія въ древней церкви ученій о таинствахъ крещенія и евхаристіи и приснодѣвствѣ Пресвятой Дѣвы Маріи.

Св. Аверкій скончался на 72 году отъ роду въ 163 году.

Примѣчаніе:
[1] Въ настоящемъ [1963] году исполнилось 1800 лѣтъ отъ блаженной кончины равноапостольнаго Аверкія.
[2] Извлечено изъ Энциклопедическаго Словаря Брокхауза и Эфрона.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ девятый. [1963 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1963. — С. 83-92.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.