Церковный календарь
Новости


2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ девятый. [1963 г.]

Житіе и страданія св. великаго князя Михаила Ярославича Тверского чудотворца.
Память 22 ноября.

Недолго мирно и тихо правилъ великій св. князь Михаилъ. Родной его племянникъ, князь Юрій Московскій, задумавъ занять престолъ великокняжескій, поѣхалъ въ орду, гдѣ щедро одарилъ ханскихъ вельможъ и сумѣлъ понравиться хану Узбеку. Онъ настолько полюбилъ Юрія, что отдалъ за него свою любимую сестру Кончаку, во святомъ крещеніи Агаѳію. Узбекъ сдѣлалъ Юрія великимъ княземъ и далъ ему большое, сильное войско подъ начальствомъ Кавгадыя, чтобы онъ пошелъ на Русь противъ своего родного дяди.

Узнавъ о зломъ дѣлѣ своего племянника, блаженный князь Михаилъ рѣшилъ не проливать христіанской крови. Онъ мирно уступилъ великокняжескій престолъ своему племяннику.

И когда Юрій съ Кавагдыемъ подступили къ Твери, св. князь. Михаилъ отправилъ пословъ къ Юрію говоря: «Если то угодно царю — будь великимъ княземъ, но оставь меня спокойно княжить въ моемъ удѣлѣ. Иди во Владиміръ и отпусти войско».

Но злобный Юрій не пожалѣлъ родного дяди, не пожалѣлъ людей православныхъ. Онъ съ татарами сталъ громить, опустошать Тверское княжество. Св. князь посовѣтовался съ Тверскимъ митрополитомъ и съ боярами: какъ ему поступить? Владыка далъ ему благословеніе идти противъ злыхъ недруговъ, такъ какъ татары уничтожали святыни наши православныя. «Иди противъ враговъ! Съ тобою Богъ и мы, готовые отдать жизнь за тебя!», сказали епископъ и бояре.

Св. великій князь сразился съ войсками Юрія и Кавгадыя возлѣ села Бортенева въ 40-ка верстахъ отъ Твери. Шла жестокая битва. Шлемъ и латы св. князя Михаила были изсѣчены и изстрѣляны, но Божіею милостію самъ онъ остался невредимъ. Силою Божіею св. князь побѣдилъ враговъ: они бѣжали. Самъ Юрій едва избѣжалъ плѣна, но его жена, Канчака-Агаѳія, была плѣнена вмѣстѣ съ военачальникомъ Кавгадыемъ. Св. князь Михаилъ великодушно отнесся къ своему врагу. Онъ угостилъ военачальника, одарилъ его и отпустилъ къ хану. Къ несчастью, жена Юрія умерла въ Твери. Юрій и враги св. князя стали клеветать на князя Михаила, будто онъ отравилъ Кончаку-Агаѳію. Св. князь предложилъ племяннику ѣхать съ нимъ въ орду. Онъ хотѣлъ оправдаться предъ татарскимъ властелиномъ, хорошо зная, какъ тяжко пострадаетъ Русь, если Узбекъ повѣритъ клеветѣ.

Юрій первымъ явился въ орду и продолжалъ клеветать на своего святого дядю. И Кавгадый помогъ злобному Юрію осыпать клеветами невиннаго святого князя. Св. князь Михаилъ долженъ былъ устроить дѣла своего княжества, а потому задержался съ пріѣздомъ въ орду. Онъ сначала послалъ туда своего младшаго сына, Константина. Наконецъ, и самъ онъ отправился къ хану, готовый умереть за вѣру православную и за народъ святорусскій. Часть пути провожала князя благочестивая его супруга Анна съ сыновьями. На пути святой исповѣдовался у своего духовника, испросилъ у него благословеніе, если надо будетъ, то и жизнь свою отдать за свой народъ.

Во Владимірѣ князя встрѣтилъ ханскій посолъ и сказалъ ему: «Спѣши въ орду: если не поспѣешь въ мѣсяцъ — наши полки вступятъ въ твою область, т. к. Кавгадый наговорилъ на тебя хану». Бояре совѣтовали св. князю послать еще одного сына къ хану и сами сыновья уговаривали отца послать ихъ въ орду, пока остынетъ гнѣвъ татарскаго властелина. Но св. князь не хотѣлъ уклоняться отъ вѣнца мученическаго. Онъ жаждалъ пролить кровь свою, лишь бы спасти Русь Святую.

«Умереть всѣмъ надлежитъ — такъ лучше умереть за други своя». Такъ сказалъ св. благовѣрный князь Михаилъ, и съ молитвою на устахъ, отправился въ орду.

Онъ встрѣтилъ хана Узбека при устьѣ Дона, на Азовскомъ морѣ. Святой князь одарилъ щедро хана, его женъ и князей. Шесть недѣль спокойно прожилъ князь Михаилъ въ ордѣ. Его злые враги, Юрій и Кавгадый, не переставали клеветать на него Узбеку. Властелинъ татарскій рѣшилъ судить невиннаго св. князя. Главнымъ судьею онъ назначилъ клеветника и злодѣя — Кавгадыя. Всѣхъ вельможъ ханскихъ подкупилъ Юрій. Св. князя обвинили въ томъ, что онъ былъ непокоренъ хану, издѣвался надъ Кавгадыемъ, когда послѣдній былъ плѣненъ, осмѣлился пойти войною противъ полковъ ханскихъ, избилъ великое множество ихъ ратныхъ людей, а главное, обвиняли невиннаго князя, что онъ коварно отравилъ жену своего племянника.

Осужденъ былъ благовѣрный великій князь Михаилъ. Отъ него взяли его вѣрныхъ слугъ, бояръ; его связали и приставили къ нему жестокихъ сторожей. Татары растащили всѣ его одѣянія. На слѣдующее утро (то было воскресенье) на шею ему надѣли тяжелую деревянную колодку. «Слава Тебѣ, Человѣколюбивый Владыко, — говорилъ святой; — Ты удостоилъ меня начать страдальческій подвигъ, удостой же и кончить его».

Ханъ Узбекъ отправлялся на охоту. Вслѣдъ за нимъ повлекли св. князя, окованнаго цѣпями и съ тяжелой колодкой на шеѣ. Святой мужественно терпѣлъ муки. На ночь руки его забивали въ ту же колодку, которая была на его шеѣ. При немъ оставили одного отрока. Онъ переворачивалъ страницы Псалтыри. Цѣлыя ночи проводилъ св. князь-мученикъ въ чтеніи псалмовъ. Днемъ лицо его сіяло неземною радостію. За муки онъ восхвалялъ Создателя Своего. Иногда тѣнь печали пробѣгала по его лицу, но онъ быстро молитвою прогонялъ ее.

Орда остановилась за рѣкою Терекомъ, недалеко отъ Дербента. Узбекъ отправился на охоту. Отроки княжескіе говорили ему: «Князь, проводники и лошади готовы: бѣги въ горы, спасай свою жизнь!»

«Не дай Богъ это сдѣлать», отклонилъ ихъ предложеніе страдалецъ. «Во всю жизнь я не бѣгалъ отъ враговъ. И если я одинъ спасусь, а люди мои останутся въ бѣдѣ, какая мнѣ слава? Нѣтъ, воля Господня да будетъ!».

Злому Кавгадыю хотѣлось еще помучить св. князя Михаила, Его вывели на базаръ, поставили на колѣни, и Кавгадый глумился надъ страдальцемъ.

«Тебя завтра или послѣзавтра освободятъ», язвительно говорилъ онъ... Обратившись къ сторожамъ, онъ спросилъ ихъ: «Отчего бы не снять съ него сейчасъ колодку?». Сторожа отвѣчали: «Завтра или послѣзавтра снимемъ!» — «Ну, хоть поддержите колодку, чтобы она не отдавила такъ ему плечъ», продолжалъ язвить мучитель.

Нашелся простодушный сторожъ, не понялъ ѣдкой насмѣшки Кавгадыя и сталъ поддерживать колодку. Мучитель прекратилъ свое издѣвательство. Вокругъ князя стояла праздная толпа любопытныхъ грековъ, нѣмцевъ, литовцевъ, русскихъ. Равнодушно смотрѣли они на муки князя. Слезы орошали его блѣдное, истомленное лицо. Кто-то изъ близкихъ посовѣтовалъ ему удалиться въ свою палатку. И со слезами на глазахъ ушелъ изъ толпы страдалецъ, скрылся отъ любопытныхъ взглядовъ равнодушныхъ, праздныхъ людей.

Много еще пришлось претерпѣть мукъ и издѣвательствъ святому князю, пока ханъ Узбекъ не утвердилъ смертный приговоръ. Спокойно принялъ эту вѣсть князь. Въ самый день кончины онъ велѣлъ отпѣть утреню, часы. Со слезами умиленія прочелъ правило ко святому причащенію, исповѣдывался, причастился Св. Таинъ. Князь призвалъ своего сына Константина, простился съ нимъ, далъ свои послѣднія распоряженія. Открывъ Псалтырь, онъ прочиталъ: «Сердце мое смятеся во мнѣ и боязнь смерти нападе на мя». Въ этотъ моментъ вбѣжалъ испуганный отрокъ. Онъ сказалъ дрожащимъ голосомъ: «Кавгадый, князь Юрій и множество народа идутъ къ шатру».

«Знаю, зачѣмъ», спокойно произнесъ князь. Онъ приказалъ сыну идти немедленно къ царицѣ Боялынѣ, подъ ея защиту. Князь Юрій и Кавгадый остановились недалеко отъ шатра и, отогнали всѣхъ отъ него. Въ шатеръ вошли лютые убійцы-палачи. Страдалецъ стоялъ и молился. Палачи схватили его за колодку и ударили о стѣну съ такою силою, что шатеръ проломился. Сильный князь Михаилъ, несмотря на этотъ страшный ударъ, все же всталъ на ноги. Озвѣрѣвшая толпа палачей накинулась на святого и бросила его на землю. Страдальца жестоко били, топтали. Одинъ изъ убійцъ вонзилъ ему ножъ въ грудь и вырѣзалъ сердце. Великій, благовѣрный князь Михаилъ такъ отошелъ ко Господу 22 ноября 1318 года.

Татары растащили все что было у мученика. Тѣло его лежало обнаженнымъ. Тронулось сердце Кавгадыя. Онъ произнесъ съ досадою, обращаясь къ князю Юрію: «Вѣдь онъ твой дядя! Чего же ты смотришь, что тѣло его брошено нагое!» Слуга князя Юрія прикрылъ тѣло страстотерпца своею одеждою.

Мощи св. князя Михаила были привезены въ Москву и были погребены въ Кремлѣ, въ Спасскомъ монастырѣ. Въ Твери долгое время не знали о мученической кончинѣ св. князя. Вдова его княгиня Анна, сыновья выпросили у Юрія, чтобы онъ отпустилъ имъ останки св. мученика въ Тверь. На берегу Волги вдова, съ сыновьями, духовенство, множество народа встрѣчали св. мощи ихъ любимаго великаго князя. Громкія рыданія, плачъ осиротѣвшихъ тверичей, заглушали священное пѣніе.

Когда подняли крышку гроба, то нашли тѣло св. мученика нетлѣннымъ. Св. мощи были погребены въ Спасскомъ храмѣ, который воздвигнутъ былъ самимъ благовѣрнымъ великимъ княземъ-мученикомъ.

Въ 1765 году св. мощи были поставлены открыто въ этомъ храмѣ. На иконѣ св. благовѣрный князь Михаилъ изображенъ съ большою бородою, волосы съ просѣдью. На головѣ шапка, въ правой рукѣ крестъ, въ лѣвой — мечъ въ ножнахъ.

Святорусскіе люди, особенно тверичи высоко чтили князя-мученика и усердно молились ему. Господь не замедлилъ наказать убійцъ князя-мученика. Кавгадый внезапно умеръ, вскорѣ послѣ мученической кончины благовѣрнаго князя. Черезъ шесть лѣтъ старшій сынъ князя-мученика Димитрій, котораго народъ прозвалъ: «Грозныя очи», встрѣтилъ Юрія въ ордѣ, затрепеталъ отъ гнѣва и вонзилъ по рукоятку свой мечъ въ грудь обійцы. На глазахъ хана палъ бездыханнымъ Юрій. Димитрій сейчасъ же былъ казненъ.

Блаженная княгиня Анна Димитріевна вскорѣ послѣ страдальческой кончины св. благовѣрнаго князя Михаила постриглась въ Тверскомъ Софійскомъ монастырѣ. Она прославилась своею святою жизнью. Блаженная княгиня жила то въ Твери, то въ Кашинѣ. Отошла ко Господу 2-го сентября 1338 года. Ея св. мощи почивали въ Кашинскомъ соборѣ.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ девятый. [1963 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1963. — С. 93-97.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.