Церковный календарь
Новости


2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ девятый. [1963 г.]

Святитель Николай въ нашей современной жизни.
Разсказъ сестры Лидіи Д.

«Понимаете ли вы что значитъ: «уже бо нестыдно бѣсомъ летающимъ и погрузити корабли хотящимъ запретивъ, отгналъ еси ихъ?» Вы, навѣрно, читая акаѳистъ святителю Николаю, сомнѣвались, какъ это бѣсы топятъ корабль? А вотъ я испытала сама, что бѣсы, дѣйствительно, по Божію попущенію, топятъ корабли. Вы съ удивленіемъ смотрите на меня? А я ихъ видѣла своими глазами, — ну слушайте:

Когда нашъ пароходъ тонулъ у береговъ Греціи во время эвакуаціи 1920 г., я сначала находилась въ каютѣ. Буря свирѣпствовала ужасная. Желѣзная печка въ каютѣ сорвалась съ мѣста и каталась по полу. Со всѣхъ сторонъ свистъ, грохотъ, трескъ, всплески волнъ, которыя заливали весь пароходъ. Близка была гибель, адъ былъ на морѣ. Я была словно во снѣ. Вотъ, вотъ сейчасъ пароходъ погрузится въ пучину! Оставалось только одно — молиться. И я съ горячею молитвою вышла на палубу. Шла, падала, вставала. Вдругъ у меня подъ ногами оказался ребенокъ, потерянный своею матерью. Я собрала послѣднія силы, взяла крошку, завернутаго въ одѣяльце, сунула подъ свою каракулевую шубу и сказала: «Господи, спаси этого ребенка, — ради него спаси и меня, грѣшную». И тутъ же даю обѣтъ: «Если Ты меня спасешь, я буду безплатно работать для дѣтей!».

Волны обдавали меня брызгами, перекатывались черезъ палубу. А я вдругъ почувствовала радость и душевныя силы. Со мною былъ чужой крошка, котораго я была должна не выпустить изъ рукъ. Я взглянула вверхъ, оглянулась по сторонамъ. Отвратительный запахъ сѣроводорода распространялся въ воздухѣ. И я съ ужасомъ и омерзеніемъ замѣтила надъ кораблемъ, на кораблѣ, всюду, всюду — ужасныхъ чудовищъ съ крыльями, какъ у летучихъ мышей, съ мордами жабъ, съ громадными, вытянутыми въ длину, ртами. Они цѣплялись за пароходъ, стремились погрузить его въ бездну. «Бѣсы» — мелькнуло у меня въ головѣ. «Бѣсы!» Я держала одною рукою ребенка, а другою крестилась и молилась: «Господи, спаси». И вдругъ я увидѣла въ воздухѣ икону Спасителя. Она проплыла надъ кораблемъ и исчезла. Внезапно явилась икона святителя Николая. Рядомъ со мною кто-то закричалъ: «Святитель Николай, святитель Николай!».

Я обернулась и, даже въ этотъ моментъ, — удивилась. Рядомъ со мной стоялъ еврей и повторялъ святое имя великаго угодника Божія!

Я кричала, со всѣхъ сторонъ кричали: «Святитель Николай». Среди тумана, брызгъ, шума, я увидѣла высокій берегъ и къ моимъ ногамъ упалъ спасительный мѣшокъ. Я влѣзла въ мѣшокъ, прижимая къ груди ребенка, меня потянули вверхъ на высокій берегъ. Я потеряла сознаніе и очнулась только на больничной койкѣ. Я благодарила Господа за чудесное спасеніе и спросила: «А гдѣ же ребенокъ». Мнѣ объяснили, что онъ уже на рукахъ спасенной Богомъ матери.

Разсказъ вдовы Н.

Вдова Н. мнѣ разсказала о томъ, какъ на ней исполнились слова изъ акаѳиста святителю Николаю, что онъ есть «согрѣяніе сущихъ во мразѣхъ».

Лежала она одна, больная. Сынъ ея былъ въ отлучкѣ. Стояли очень сильные морозы. Въ комнатѣ у нея было нестерпимо холодно, а силъ не было растопить печку. Наконецъ, не выдержавши стужи и напрягши послѣднія силы, она съ трудомъ добралась до печки, положила дровъ, но разжечь такъ и не смогла. Она печально вернулась въ холодную кровать, накрылась одѣяломъ. Дрожа отъ холода, долго лежала, скорбя, болѣя душою и тѣломъ.

Вдругъ она стала призывать святителя Николая на помощь и воскликнула: «Ты, согрѣяніе сущихъ во мразѣхъ, святитель Николай, Батюшка, согрѣй меня».

Въ печкѣ внезапно загудѣло, пламя вырвалось изъ нея и мгновенно загорѣлись совершенно сырыя дрова. Вскорѣ отъ желѣзной печки распространилась пріятная, живительная для больной теплота. «Печку мнѣ разжегъ Святитель Николай» — закончила эта женщина.

«Я никогда не забуду благодарить моего любимаго Святителя» — кончила она.

Потускнѣвшій образъ святителя Николая.

Николай Митрофановичъ Лапшинъ сообщилъ мнѣ о чудѣ, которое произошло съ его любимымъ образомъ Святителя Николая. Вотъ его разсказъ.

Въ 1920 году я вывезъ изъ оставленной мною Россіи, горячо любимой моей родины, образокъ святителя Николая — моего святого. Сидя въ трюмѣ парохода, я прижималъ его къ груди, молился въ горѣ великому угоднику.

На чужбинѣ я никогда не разставался съ этою иконою. Мнѣ было спокойно, когда онъ былъ со мною.

Однажды, идя на кутежъ съ моими пріятелями, я дерзнулъ взять съ собою въ ресторагіъ мой любимый образокъ. Вернувшись домой, я утромъ спѣшу приложиться къ иконѣ — и обнаруживаю, въ страхѣ, что образъ Святителя Николая такъ затуманился, подернулся какою-то пленкою, что его и разглядѣть нельзя. Я очень опечалился, сталъ покаянно молиться Богу и святителю Николаю.

«Святитель Николай, прости меня за поруганіе твоего образа» — умолялъ я Чудотворца. Я ждалъ даже несчастія въ наказаніе за мою дерзость. Долгое время я молился, и мой образокъ только постепенно сталъ свѣтлѣть къ моей невыразимой радости. И, наконецъ, ясно, какъ и раньше, открылся строгій, а вмѣстѣ и добрый ликъ моего любимаго, горячо почитаемаго угодника Божія.

Открылся за мое покаяніе! Простилъ меня Святитель Николай.

Разсказъ м. Ѳеодоры.

Владыка Іоасафъ [1] повѣдалъ одному духовному лицу о двухъ чудесахъ Святителя Николая.

Когда Владыка Іоасафъ былъ мальчикомъ, онъ проживалъ въ Новгородѣ. Однажды, дѣти играли на рѣкѣ Волховѣ, на льду. Ледъ провалился и кто-то изъ дѣтей погрузился въ полынью и, казалось, спасенія не было. Когда онъ тонулъ, то закричалъ: «Святитель Николай, спаси меня!». Вдругъ, какимъ-то чудомъ, онъ зацѣпился за ледъ, и его вытащили.

Свидѣтельницей этого чуда была дѣвочка-жидовка. Оно произвело на нее большое впечатлѣніе. Черезъ нѣсколько лѣтъ эту дѣвочку отецъ послалъ съ какимъ-то векселемъ, и она его потеряла. Отецъ сталъ ее истязать до такой степени, что дѣвочка рѣшила покончить собою. Она бросилась бѣжать къ рѣкѣ Волховъ топиться. Когда она выбѣгала, то у калитки, при видѣ Волхова, она вспомнила о чудѣ съ мальчикомъ и взмолилась святителю Николаю: «Ты видишь мое безвыходное положеніе, помоги мнѣ!». И вдругъ, когда она взялась за калитку, то замѣтила въ рукѣ свой пропавшій вексель.

Она приняла святое крещеніе, и объ этомъ говорилъ весь городъ.

Прошло много лѣтъ. Владыка Іоасафъ выросъ, принялъ монашество и во время революціи оказался въ Херсонесскомъ монастырѣ. Именно на мѣстѣ крещенія св. великаго князя Владиміра! Подходила Пасха, въ монастырѣ не было на одного яйца, ни муки — ничего. Молодой іеромонахъ Іоасафъ шелъ какъ-то по берегу Чернаго моря, голодный и скорбный. Вспомнилось ему, и дѣтство, и Волховъ, и чудо святителя Николая. И воскликнулъ онъ: «Святитель Николай, ты когда-то помогъ несчастной жидовкѣ, неужели же ты намъ не помбжешь, монастырю православному, на Свѣтлую Пасху!». Проговорилъ, и тотчасъ же увидѣлъ на берегу выброшеннаго моремъ дельфина. Іеромонахъ позвалъ братію, они продали дельфина и купили все необходимое для разговѣнія.

Разсказъ Л. М. Твердохлѣбовой.

Въ Саратовѣ въ 1924-25 гг. въ семьѣ Модестовыхъ жилъ парикмахеръ Ершовъ.

Однажды вечеромъ, передъ закрытіемъ его парикмахерской подъѣхали на санкахъ нѣсколько человѣкъ. Нѣсколько людей вошло въ его парикмахерскую и, указавъ, что они члены коммунистической партіи и активные члены союза безбожниковъ, приказали, чтобы онъ одного изъ нихъ загриммировалъ святителемъ Николаемъ.

Сначала Ершовъ отказался, говоря, что сейчасъ закрываетъ мастерскую, но потомъ, отчасти соблазнившись суммою, которую они предлагали, и отчасти боясь, что онъ можетъ пострадать, если откажется исполнить ихъ требованіе, онъ, въ расчетѣ на то, что подмастерія ушли и что никто не увидитъ, согласился на это кощунственное дѣло и, снявъ образъ Николая Чудотворца, загриммировалъ безбожника. Получивъ деньги, онъ заперъ мастерскую и пошелъ домой. Но не успѣлъ онъ пройти нѣсколькихъ шаговъ, какъ упалъ — съ нимъ сдѣлался ударъ. Въ ближайшей аптекѣ ему оказали помощь. Тамъ онъ успѣлъ разсказать все случившееся съ нимъ женѣ своей, которая, услышавъ о болѣзни мужа, поспѣшила помочь ему.

Парикмахеръ сталъ ее умолять вызвать, какъ можно скорѣе, священника. Ершовъ исповѣдывался, причастился и къ разсвѣту умеръ.


Когда я записывала «Чудеса святителя Николая въ современной жизни», то подумала: записать-ли мнѣ о томъ, какъ одинъ поваръ дерзко выразился о святителѣ Николаѣ и былъ за это наказанъ Богомъ?

Этотъ разсказъ мнѣ повѣдала мать Тавиѳа. Только я подумала объ этомъ чудѣ, какъ вдругъ приходитъ сама мать Тавиѳа, которая теперь живетъ отдѣльно отъ обители, у одной больной старушки, и разсказываетъ мнѣ слѣдующее:

Первое время бѣженства жила я въ Парижѣ. Обители женской во Франціи въ то время не было, и я зарабатывала на хлѣбъ насущный шитьемъ. Нѣкоторое время работала въ богатой русской семьѣ. Мнѣ было очень жаль несчастныхъ, безработныхъ эмигрантовъ, которые не имѣя убѣжища жили подъ мостомъ, идущемъ черезъ Сену. Жили въ особыхъ каменныхъ люлькахъ. Эта богатая русская семья, гдѣ я работала, щедро давала мнѣ для нихъ ѣду и одежду. Несказанно радовались этимъ подаяніямъ несчастные русскіе люди.

Въ этомъ семействѣ работалъ поваръ, по имени Филиппъ. Онъ возненавидѣлъ меня, какъ я предполагаю, за то, что я мѣшала ему пользоваться имуществомъ его господъ. Не будь меня, вѣрно онъ думалъ, одежда и ѣда перепадали бы ему. Разъ онъ очень дерзко и грубо говорилъ со мной. Я сказала ему: «Не будьте корыстолюбивымъ, бойтесь святителя Николая, который былъ столь милостивымъ къ бѣднякамъ». На эту мою фразу Филиппъ грубо отвѣтилъ: «Это вамъ надо бояться вашего святителя Николая, онъ для васъ страшенъ, а не для меня».

Я рѣшила отойти отъ зла и нашла себѣ другой заработокъ: стала чинить ризы въ церкви св. Александра Невскаго на рю Дарю. Черезъ недѣли двѣ я узнаю, что на третій день нашего разговора съ Филиппомъ, этотъ несчастный поваръ упалъ въ кухнѣ, въ обморокъ, ударился о каменный полъ. Ртомъ у него пошла кровь, Его отвезли въ больницу, гдѣ онъ и умеръ.

Уже въ монастырѣ въ Югославіи, снится мнѣ Филиппъ страшный, синій, распухшій и говоритъ мнѣ: «Простите меня, сестрица, простите. Передъ смертію я съ вами не попрощался. Простите, молитесь за меня, а то мнѣ плохо».


Во Введенскомъ русско-сербскомъ женскомъ монастырѣ, который находится въ предмѣстьѣ Бѣлграда, именно на Дединьи, передъ послѣдней великой войной обновился образъ святителя Николая. О чудесномъ обновленіи стариннаго темнаго образа въ свое время много писалось и говорилось.

Четыре года тому назадъ въ храмъ этой обители входитъ пожилая сербка, спрашиваетъ сестеръ, гдѣ находится обновившаяся икона Святителя Николая. Ей указываютъ. Женщина подходитъ къ аналою, гдѣ лежитъ чудотворный образъ, сіяющій свѣжими, обновившимися красками. Сербка полунасмѣшливо думаетъ, смотря на образъ: «Если ты дѣйствительно чудотворецъ, то покажи на мнѣ чудо». Думаетъ — и падаетъ безъ чувствъ. Съ этого момента эту женщину на четыре года разбиваетъ параличъ.

Все это время она находилась въ глубокомъ покаяніи. Теперь она ходитъ.

Ея супругъ давалъ прясть шерсть нашей матери Никодимѣ и разсказалъ ей о чудѣ, которое сотворилъ съ его женою великій чудотворецъ. Эти супруги теперь глубоко вѣрятъ и, конечно, очень почитаютъ Святителя Николая.


Святителю, отче Николае! Моли Бога о насъ!

Примѣчаніе:
[1] Восьмую годовщину кончины котораго мы поминали 13/26 ноября.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ девятый. [1963 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1963. — С. 100-105.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.