Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 39.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ десятый. [1964 г.]

Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Серафима, Саровскаго чудотворца.
[Память 2 января и 19 іюля.]

Послушайте, дѣти, объ этомъ великомъ святомъ. Онъ былъ кротокъ, радостенъ, чистъ сердцемъ — какъ ребенокъ.

Онъ родился въ 1759 году съ 19-го на 20-е число іюля въ городѣ Курскѣ, въ купеческой семьѣ. Родители его были благочестивы. Всю свою жизнь строили они храмы Божьи.

Когда маленькому Прохору — такъ звали святаго пока онъ не былъ еще монахомъ — исполнилось три года, умеръ отецъ. Когда отроку было семь лѣтъ, Господь сотворилъ надъ нимъ великое чудо: онъ взошелъ на колокольню строящагося храма — и упалъ съ высоты. Однако, не только не разбился, а остался совершенно невредимъ.

Десяти лѣтъ Прохоръ серьезно заболѣлъ. Ему явилась во снѣ Царица Небесная и сказала, что онъ скоро поправится. Вотъ какъ Матерь Божія исполнила черезъ нѣсколько дней свое обѣщаніе.

Во время сильнаго дождя дворомъ дома, гдѣ жилъ святой отрокъ, проходилъ крестный ходъ съ чудотворной иконой Знаменія Матери Божіей. Мать вынесла больного приложиться къ иконѣ — и прошла его тяжелая болѣзнь. Вотъ какъ возлюбила Царица Небесная, еще съ дѣтскихъ лѣтъ будущаго угодника земли Русской!

Послѣ выздоровленія, Прохоръ продолжалъ прилежно учиться. Какъ онъ любилъ читать священныя книги! Игры забывалъ, а только молился въ тишинѣ да читалъ. Святой отрокъ подросъ, сдѣлался юношей: не любилъ веселиться, а только думалъ о Господѣ, о храмѣ Божіемъ, о священномъ Писаніи. Хотѣлось ему стать монахомъ — всю жизнь благодарить и прославлять Господа. Юноша Прохоръ задумалъ сходить въ городъ Кіевъ, во святой, древній городъ земли русской. Тамъ такъ много красивыхъ храмовъ съ золотыми главами, тамъ и большой, древній монастырь — Кіево-Печерская лавра.

Благочестивая мать Прохора благословила его на дорогу мѣднымъ крестомъ. Этотъ крестъ всю жизнь носилъ святой на груди. Въ Кіевѣ одинъ старецъ святой жизни указалъ ему идти въ Саровскую обитель. Монастырь этотъ былъ очень далеко отъ Кіева. Много верстъ шелъ святой пѣшкомъ, съ котомкой за плечами, по осенней погодѣ. Не легко то было. Къ празднику Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы, къ 21-му ноябрю, съ помощью Божіей дошелъ будущій великій святой до обители Саровской. Какъ хороша, какъ прекрасна была эта пустынь! Въ тишинѣ, въ дремучемъ лѣсу, на вершинѣ горы, стоитъ святая обитель. Около нея сливаются двѣ рѣчки. Идетъ къ монастырю дорога лѣсомъ. Лѣтомъ лѣсныя долины пестрѣютъ цвѣтами, по мѣстамъ бьютъ живые ключи, струятся ручейки. Стройныя сосны простираются къ небу. Сквозь лѣсную чащу почти ничего разглядѣть нельзя, и только надъ головой путника виднѣется небо. Внезапно чаща какъ будто раздвигается. Вы видите святую обитель — высокую колокольню, соборъ, купола храмовъ съ золотыми главами, сіяющими подъ солнцемъ, сверкающіе кресты Божьихъ храмовъ. Обитель стоитъ вся бѣлая-бѣлая, средй зеленаго лѣса, сіяетъ, какъ облака, или, какъ ангельскія крылья!

Была поздняя осень, когда Прохоръ подошелъ къ вратамъ обители Саровской. Но въ душѣ его сіяло вешнее солнышко. Радостно было ему входить въ ворота прекраснаго дома Господня. Особенно радостно, что вступалъ онъ въ монастырь наканунѣ праздника Царицы Небесной, Которая съ дѣтства заботилась о немъ.

Юноша Прохоръ сдѣлался послушникомъ обители Саровской. Всякую работу онъ исполнялъ съ радостью и съ большимъ усердіемъ: мѣсилъ хлѣбъ, пекъ просфоры, работалъ въ столярной. Особенно хорошо вырѣзалъ онъ крестики изъ кипарисоваго дерева. Мастерилъ онъ и деревянныя игрушки для дѣтей. Во всемъ ему помогалъ Господь. Но больше всего, конечно, онъ любилъ молиться и читать священныя книги. Святой уходилъ подальше отъ обители и въ чащѣ лѣса бесѣдовалъ съ Господомъ.

Онъ тяжко заболѣлъ. Болѣзнь мучила его почти три года. Матерь Божія, какъ и въ дѣтствѣ, явилась Прохору. Она была со святыми апостолами Іоанномъ и Петромъ. Жезломъ коснулась Она головы и больного бока — и исцѣлила его. Нѣсколько лѣтъ пробылъ угодникъ Божій послушнникомъ, а затѣмъ его постригли въ иноки. Было дано ему ангельское имя — Серафимъ.

Когда преподобный сталъ іеродіакономъ, великая милость Божія посѣтила его во время обѣдни, въ страстной четвергъ: онъ узрѣлъ Самого Господа нашего Іисуса Христа со многими, многими архангелами, ангелами, со всѣми небесными силами!

Прошло еще нѣсколько лѣтъ. Преп. Серафимъ былъ уже іеромонахомъ, когда рѣшилъ уединиться для постоянной молитвы. Онъ поселился среди лѣса одинъ, въ избушкѣ. Такъ онъ могъ всецѣло отдать себя Господу. Кругомъ были только звѣри. Но и они полюбили преподобнаго.

Въ полунощное время, въ тишинѣ, когда батюшка святой Серафимъ молился, къ его избушкѣ подходили медвѣди, волки, зайцы, лисицы. Подползали даже змѣи, ящерицы и другіе гады. Они не трогали святаго. Не разъ люди видали, какъ святой кормилъ изъ своихъ рукъ хлѣбомъ огромнаго медвѣдя. Онъ съ нимъ обращался безъ всякаго страха, какъ съ кроткой овечкой. Звѣрь слушался святаго, понималъ, что онъ ему говорилъ, исполнялъ его приказанія и, вообще, служилъ ему. Одинъ инокъ изъ Саровской обители, по имени Петръ, такъ разсказывалъ, какъ батюшка отецъ Серафимъ кормилъ медвѣдя. Святой сидѣлъ на колодѣ и кормилъ большого медвѣдя сухариками, которые приносилъ изъ своей избушки-келліи. Инокъ Петръ очень испугался и сталъ молиться. Святой старецъ услышалъ молитву инока, и медвѣдь тотчасъ же ушелъ въ лѣсъ.

Еще видѣла старица Матрона Плещеева, какъ отецъ Серафимъ кормилъ медвѣдя. Онъ съ любовью смотрѣлъ на своего косматаго друга, и лицо его свѣтилось какъ солнышко, какъ ликъ ангельскій.

Преподобный самъ такъ говорилъ одной сестрѣ Дивѣевской обители, которая видѣла, какъ святой кормилъ медвѣдя; «У преподобнаго Герасима на Іорданѣ левъ служилъ, а убогому Серафиму медвѣдь служитъ. Вотъ и звѣри насъ слушаютъ. Вотъ, если бы я взялъ ножницы, то остригъ бы его въ удостовѣреніе».

Послушайте, дѣти, какъ служилъ преподобному его косматый другъ!

Однажды, пришли посѣтить отца Серафима изъ одной обители двѣ сестры. Вдругъ неожиданно вышелъ изъ лѣсу медвѣдь, своимъ появленіемъ испугалъ пришедшихъ. «Миша», сказалъ преподобный, «что ты пугаешь сиротъ! Ступай-ка лучше назадъ, да принеси намъ какое-нибудь утѣшеніе, а то мнѣ теперь нечѣмъ попотчевать гостей». Выслушавъ эти слова, медвѣдь ушелъ въ лѣсъ, а часа черезъ два ввалился въ келлію святаго старца и — подалъ ему что-то завернутое въ листья. Это былъ самый свѣжій сотъ чистаго меда. Отецъ Серафимъ вынулъ изъ своей сумочки кусокъ хлѣба, подалъ его медвѣдю и указалъ ему рукою на дверь — звѣрь тотчасъ же удалился.

Если бы вы, дѣти, жили во времена святаго и поѣхали бы въ Саровскую обитель, пошли бы въ пустыньку, гдѣ жилъ преподобный, то тамъ встрѣтили бы святаго старца съ лицомъ сіяющимъ, какъ лицо ангела. Лѣтомъ вы увидѣли бы его въ бѣлой одеждѣ — въ балахончикѣ изъ холста. На груди носилъ онъ мѣдный крестъ, — тотъ самый крестъ, которымъ его благословила мать, когда онъ еще юношей собрался идти въ Кіевъ. Голова его была покрыта старенькой, поношенной камилавкой (монашеской шапочкой), на ногахъ надѣты были лапти. Зимою же онъ носилъ шубу и рукавицы.

Если бы вы тогда поѣхали въ Саровскую пустынь, то могли бы искупаться въ святомъ источникѣ. Сама Царица Небесная, вмѣстѣ съ Іоанномъ Богословомъ и апостоломъ Петромъ, явилась тутъ святому старцу, ударила жезломъ въ землю — и потекъ изъ земли источникъ чистѣйшей холодной воды. Отъ этой воды впослѣдствіи многіе больные, искупавшись — исцѣлялись.

Тихо, благостно жилъ святой подвижникъ въ своей избушкѣ въ дремучемъ лѣсу. Но позавидовали его мирной жизни злые люди: они подумали, что у отца Серафима много денегъ и рѣшили отнять ихъ у него. Разбойники напали на преподобнаго. Святой, хотя и держалъ въ рукѣ топоръ, не сталъ защищаться, а смиренно стоялъ передъ свирѣпыми людьми. Дикіе звѣри не трогали Божія угодника, ласкались къ нему, а злые люди не пожалѣли святаго старца! Они выхватили изъ рукъ его топоръ и принялись жестоко, безпощадно бить преподобнаго. Избивъ отца Серафима до полусмерти, они вошли въ его бѣдную избушку, но нашли тамъ только немного картофеля. Раны святаго были смертельными, но Царица Небесная явилась къ святому угоднику и исцѣлила его. Но батюшка отецъ Серафимъ послѣ этихъ жестокихъ побоевъ навсегда остался горбатымъ, согбеннымъ и сталъ всегда ходить, опираясь на палку. Когда нашли злодѣевъ, то святой просилъ простить имъ ихъ великое прегрѣшеніе, онъ только молился за нихъ Богу, чтобы Милосердный Господь исправилъ этихъ злыхъ людей.

Въ глухой чаще сосноваго бора находился большой камень. Преподобный сталъ угождать Богу, какъ то дѣлали древніе святые люди: великій старецъ тысячу дней и тысячу ночей, воздѣвъ руки къ небу, со слезами умиленія молился Господу. Онъ день и ночь шепталъ молитву: «Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному!» Зимними ночами, во мракѣ ночи, стоялъ святой на камнѣ, одинъ среди глухого, чернаго бора. Ни дикихъ звѣрей, ни злыхъ людей, ни мороза, ни вѣтра, ничего не боялся батюшка, отецъ Серафимъ, — съ нимъ былъ Господь и Божьи Ангелы. Но вотъ Господь призвалъ преподобнаго къ служенію людямъ. И онъ долженъ былъ вернуться въ Саровскую обитель. Онъ поселился одинъ, въ маленькой келейкѣ, двумя окошками выходящими къ оврагу. Въ углу висѣлъ образъ Матери Божіей «Умиленіе», передъ которымъ всегда теплилась лампада. Угодникъ Божій называлъ эту икону: «Всѣхъ радостей радость». Въ келліи не было постели. Батюшка и ночью молился Богу. На короткое время засыпалъ онъ — прямо на полу. За свои великіе подвиги сподобился святой еще при жизни увидѣть Божій пресвѣтлый тихій рай, — неизреченную красоту райскихъ селеній, гдѣ блаженствуютъ святые люди.

Слава о святой жизни преподобнаго разнеслась по всей Руси. Божіи люди издалека стали приходить, чтобы только хоть увидѣть святаго, получить его благословеніе, услышать его вѣщее слово. Сама Царица Небесная явилась святому Серафиму и повелѣла ему утѣшать, давать, во спасеніе души, совѣты всѣмъ приходившимъ къ нему. Батюшка всѣхъ и принималъ — съ радостью и любовью. Онъ ласково, весело всѣмъ говорилъ не «Здравствуйте», а «Христосъ Воскресе». Для святаго всегда была свѣтлая радость въ душѣ, всегда Пасха, такъ онъ, всѣмъ своимъ чистымъ сердцемъ, возлюбилъ Господа. Особенно нѣжно и ласково онъ обращался съ дѣтьми. И онъ всегда имъ говорилъ, чтобы они во всѣмъ слушались родителей, почитали, уважали ихъ.

Одна маленькая дѣвочка, Надя Аксакова, со своими родителями посѣтила святаго. Когда она выросла, то описала свою встрѣчу съ великимъ святымъ земли русской. Когда они, всей семьей, подошли къ келліи преподобнаго, его не было дома: онъ ушелъ въ лѣсъ, въ свою пустыньку — помолиться. Это было уже незадолго до его блаженной кончины, когда святому было уже тяжело все время быть съ людьми — душа его хотѣла бесѣдовать только съ Господомъ, къ Которому, какъ онъ уже чувствовалъ, онъ долженъ былъ скоро отойти. Надя съ родителями и съ другими дѣтьми пошла искать въ сосновомъ бору батюшку отца Серафима. Впереди пошли дѣти, сзади родители съ другими богомольцами. И вотъ, послушайте, какъ она описала встрѣчу съ нимъ: «Лѣсъ становился все гуще и рослѣе. Насъ все болѣе и болѣе охватывало лѣсною сыростью, лѣснымъ затишьемъ. Подъ высокими сводами громадныхъ елей стало совсѣмъ темно. Сдѣлалось жутко въ мрачномъ бору. По счастью, гдѣ-то вдалекѣ, засвѣтился солнечный лучъ между иглистыми вѣтками. Мы ободрились, побѣжали на мелькнувшій вдалекѣ просвѣтъ и скоро всѣ вразсыпную выбѣжали на зеленую, облитую солнцемъ поляну. Смотримъ — около корней отдѣльно стоящей на полянѣ ели работаетъ, пригнувшись чуть ли не къ самой землѣ, низенькій, худенькій старецъ, проворно подрѣзая топоромъ высокую, лѣсную траву. Заслышавъ шорохъ въ лѣсу, старичокъ быстро поднялся, насторожилъ ухо къ сторонѣ монастыря и, затѣмъ, точно вспуганный заяцъ, проворно шарахнулся къ чащѣ лѣса. Но онъ не успѣвъ добѣжать, запыхался, робко оглянувшись, юркнулъ въ густую траву и скрылся у насъ изъ виду. Мы чуть не въ двадцать голосовъ дружно крикнули: «Отецъ Серафимъ! Отецъ Серафимъ!» Заслышавъ неподалеку отъ себя звукъ дѣтскихъ голосовъ, отецъ Серафимъ не выдержалъ въ своей засадѣ, и старческая голова его показалась изъ-за высокихъ стеблей лѣсной травы. Приложивъ палецъ къ губамъ, онъ умиленно поглядывалъ на насъ, какъ бы упрашивая ребятокъ не выдавать его старшимъ. Протоптавъ къ намъ дорожку черезъ всю траву, онъ, опустившись на траву, поманилъ насъ къ себѣ. Наша крошка Лиза первая бросилась старичку на шею, прильнувъ нѣжнымъ лицомъ къ его плечу, покрытому рубищемъ. «Сокровища, сокровища», приговаривалъ онъ, едва слышнымъ шопотомъ, прижимая каждаго изъ насъ къ своей худенькой груди. Сколько самой нѣжной, искренней любви къ дѣтямъ отражается въ этихъ словахъ! И дѣти прекрасно понимали и цѣнили эту любовь къ нимъ святаго подвижника. Мы обнимали старца, а между тѣмъ подростокъ пастушекъ Сема побѣжалъ со всѣхъ ногъ обратно въ сторону монастыря, выкрикивая: «Вотъ отецъ Серафимъ, сюда!» Намъ стало стыдно. Чѣмъ-то вродѣ предательства показались намъ и выкрикиванія наши и наши объятія. Вынужденный затѣмъ выйти къ толпѣ богомольцевъ, отецъ Серафимъ не забылъ дорогихъ для него дѣтокъ и предложилъ имъ полакомиться лучкомъ съ его грядокъ. Мы побѣжали въ припрыжку исполнять приказаніе отца Серафима. Лука, разумѣется, никто не тронулъ. Всѣ мы, залегши въ травѣ, смотрѣли изъ-за нея на старичка, такъ крѣпко прижавшаго насъ къ груди своей. На возвратномъ пути изъ «пустыньки» крошка Лиза, которую отецъ Серафимъ обнялъ первою, подошла къ своей сестрѣ и, сжимая ей руку, сказала: «Вѣдь отецъ Серафимъ только кажется старичкомъ, а на самомъ дѣлѣ онъ такое же дитя, какъ ты да я. Не правда-ли, Надя?»

Надя Аксакова, когда уже была дряхлой старушкой, вспоминала, что ни у кого нѣтъ такихъ дѣтски-ясныхъ глазъ, какъ у отца Серафима, такой улыбки, какъ его улыбка, которую можно сравнить только съ улыбкой спящаго новорожденнаго, когда по словамъ нянекъ, его еще тѣшатъ во снѣ ангелы.

Изъ этого разсказа видите, какъ любилъ дѣтей нашъ батюшка святой Серафимъ. Онъ исцѣлялъ отъ болѣзней взрослыхъ и дѣтей. Послушайте, какъ преподобный исцѣлилъ Наташу Евграфову. Наташѣ было всего пять лѣтъ, когда ее нечаянно облили кипяткомъ, — такъ сильно, что доктора не могли вылечить страшных ожоговъ. Ея тетя принесла ей изображеніе отца Серафима и сказала Наташѣ: «Попроси этого святаго старичка, чтобы онъ помогъ тебѣ». Наташа послушалась. И въ первую же ночь снится ей Саровскій чудотворецъ и ей ласково говоритъ: «Ты будешь, малютка, здорова, и бабушка твоя выздоровѣетъ». Наташа проснулась и разсказала свой сонъ тетѣ. Какъ святой старецъ ей сказалъ — такъ и случилось: и она и ея больная бабушка поправились. Въ скоромъ времени повезли Наташу въ Саровскую обитель. Когда она пріѣхала туда, ей казалось, что она здѣсь раньше была, а когда шла она къ отцу Серафиму въ его пустыньку, то и дорога и лѣсъ и вся мѣстность были ей знакомыми. Маленькая Наташа шла и удивлялась. А когда дѣвочка увидѣла святаго, то сейчасъ же узнала въ немъ того старца, котораго она видѣла во снѣ. Старецъ встрѣтилъ ее, какъ давно знакомую, какъ родную и воскликнулъ: «О, и малютка ко мнѣ пришла!» Онъ обнялъ маленькую Наташу, поцѣловалъ въ голову и долго ласкалъ. Маленькая Наташа, когда выросла, всю свою жизнь съ любовью вспоминала старца, который въ дѣтствѣ исцѣлилъ ее.

Къ великому святому, незадолго до его блаженной кончины, явилась Царица Небесная, чтобы сказать ему, что онъ скоро уйдетъ съ грѣшной земли въ Божій тихій рай. Старица Дивѣевскаго монастыря по имени Евпраксія была у батюшки въ келліи, когда посѣтила его Матерь Божія. Она повѣдала послѣ людямъ о чудномъ, небесномъ видѣніи. Тихо, тихо было въ келейкѣ. Святой молился, вдругъ точно свѣжій благоуханный вѣтеръ пронесся. Послышалось ангельское пѣніе, дверь келліи сама отворилась, келлія вся засіяла. Сначала вошли Ангелы съ цвѣтущими райскими вѣтвями въ рукахъ, ихъ волосы золотились, какъ ленъ. Потомъ шли св. Іоаннъ Предтеча и св. Іоаннъ Богословъ, за ними, сіяя необыкновеннымъ, неземнымъ свѣтомъ предстала Царица Небесная съ двѣнадцатью дѣвами. Явилась Всѣхъ Радостей Радость, Невѣста Неневѣстная. Матерь Божія была въ мантіи зеленаго цвѣта, которая была застегнута подъ шеей большой крупной пряжкой, украшенной блестящими крестами, на головѣ сверкала корона, волосы Ея были красивѣе и длинѣе ангельскихъ и были распущены по плечамъ. Она была ростомъ выше всѣхъ святыхъ дѣвъ. Царица Небесная долго говорила со святымъ старцемъ и передъ уходомъ сказала ему, что скоро, скоро онъ уйдетъ къ Господу. Старица Евпраксія съ трудомъ могла смотрѣть на Царицу Небесную: такъ ярко сіяла Пречистая.

Послѣ праздника Рождества Христова, 2-го января 1833 года улетѣла пресвѣтлая душа праведника съ грѣшной земли въ Божій рай. Святой старецъ передъ кончиною пѣлъ пасхальныя пѣснопѣнія. Онъ умеръ, молясь на колѣняхъ передъ образомъ Матери Божіей «Умиленіе» — Всѣхъ Радостей Радость — отошелъ изъ мира слезъ въ вѣчную радость.

Дѣти, батюшка нашъ св. Серафимъ передъ смертью заповѣдалъ намъ, грѣшнымъ людямъ, чтобы мы въ горѣ, въ скорби, просили у него помощи: онъ помолится о насъ предъ Господомъ. Помните его слова, не забывайте великаго святаго святой Руси, молитесь ему, призывайте его: Преподобный отче Серафиме, моли Бога о насъ!

Чудеса преподобнаго отца нашего Серафима, Саровскаго чудотворца.

Не только при жизни, но и по смерти преподобный исцѣлялъ людей, когда они въ болѣзни обращались къ нему.

Послушайте, какъ онъ исцѣлилъ одну дѣвочку изъ города Москвы весною въ 1909 г., дочь г-жи Васильевой. Дѣвочка, послѣ тяжелой болѣзни, не могла ходить. Мать видитъ во снѣ старца, который даетъ ей просфору. Проснулась. Стала думать, — кто это ей приснился? Однажды, будучи въ Чудовомъ монастырѣ, купила она книгу съ описаніемъ жизни св. Серафима. Сердце матери чувствовало, что этому св. старцу она должна молиться, чтобы выздоровѣла ея дочь. Она рѣшила поѣхать въ Саровъ съ больной дочерью. По дорогѣ встрѣтили монахинь, которыя показали изображеніе св. Серафима. Каково было радостное удивленіе матери, когда она узнала старца, котораго видѣла во снѣ.

Наканунѣ Троицына дня мать съ дочерью прибыли въ Саровскую пустынь. Отправились они къ благодатному источнику, который извела изъ земли Сама Царица Небесная. Дѣвочка не могла ходить. Она грустно смотрѣла, какъ бѣлѣли ландыши на опушкѣ лѣса. Ей такъ хотѣлось нарвать любимыхъ благоухающихъ ландышей! Вотъ пріѣхали къ источнику. Мать взяла дочку, раздѣла — и искупала въ святой, живительной водѣ. Дѣвочка, къ великой радости матери, встала на ноги и пошла. На обратномъ пути она уже выпрыгивала изъ экипажа и весело рвала любимые. ландыши. Счастливая мать, смотря на свое исцѣлившееся дитя восхваляла Бога и благодарила великаго угодника Божія.

Весной въ 1903 г. въ Нижнемъ Новгородѣ тяжело заболѣла тринадцатилѣтняя дѣвочка-гимназистка — Маня Винокурова. Мать повѣсила передъ кроваткой изображеніе св. Серафима, молящагося предъ иконой Божіей Матери «Умиленіе», и сказала ей; «Маня, молись батюшкѣ: онъ исцѣлитъ тебя». Маня стала молиться. Говорить не могла она отъ болѣзни, а сердцемъ все просила, чтобы старецъ ее исцѣлилъ. Однажды, мать ея услышала, что, Маня шепчетъ: «Явился, явился». Только это одно слово пока могла произнести больная. А черезъ нѣсколько дней дѣвочка объяснила, что къ ней явился отецъ Серафимъ, благословилъ ее и сказалъ: «Не бойся, будешь здорова!» Еще батюшка открылъ ей, что онъ недавно исцѣлилъ знакомую дѣвочку Анюту, которая жила въ г. Арзамасѣ. Родители Мани возблагодарили Милостиваго Бога, помазали тѣло больной масломъ изъ лампады и обѣщали, какъ только Маня совсѣмъ поправится, посѣтить Саровскую пустынь. Когда Маня поправилась, она вмѣстѣ съ родителями побывала въ Саровской обители, гдѣ они горячо помолились угоднику Божьему. Родители Мани узнали, что знакомая ихъ дѣвочка Анюта, дѣйствительно, недавно серьезно болѣла, и только удивлялись великимъ чудесамъ, которыя творилъ святой и послѣ своей блаженной кончины.

Соня Алферова была малютка, ей было всего одинъ годъ. Однажды, у нея невыносимо заболѣла лѣвая ножка. Родители Сони не могли видѣть мученій ихъ дочки. Доктора лечили ее мазями, но бѣдной малюткѣ ничего не помогало. Родители попросили священника отслужить молебенъ Казанской Иконѣ Божіей Матери. Сонина мать вскорѣ послѣ молебна присѣла возлѣ колыбели своей дочки и задремала. Вдругъ видитъ она батюшку о. Серафима въ бѣломъ холщевомъ балахончикѣ, въ которомъ, помните, дѣти, онъ въ лѣсу ходилъ. Батюшка говоритъ измученной матери, ласково ее утѣшая: «Не плачь, не убивайся, твоя дочь будетъ жива и здорова. У нея вывихъ. Нужно поскорѣе поправить ножку». Мать проснулась, разсказала мужу. Отецъ Сони въ этотъ же день тоже увидѣлъ во снѣ св. старца. Преподобный предсталъ ему въ томъ же своемъ бѣломъ балахончикѣ и то же сказалъ: «Не безпокойтесь, ваша дочь будетъ здрава». Родители Сони позвали къ себѣ домой мужичка-костоправа, который вправилъ вывихнутую ножку ихъ дочки, и черезъ нѣкоторое время малютка стала ходить, а потомъ и бѣгать и рѣзвиться къ великому счастью отца и матери.

Милыя дѣти, нельзя перечислить всѣхъ чудесъ, совершенныхъ святымъ!

Исцѣлился у благодатнаго источника въ Саровской пустынѣ и слѣпенькій двухлѣтній мальчуганъ, котораго мать искупала, и онъ тотчасъ же прозрѣлъ и сталъ хватать своими рученками всѣ блестящія вещи, все закрывалъ глазки отъ яркаго сіянія солнца.

Исцѣлился и глухонѣмой двѣнадцатилѣтній мальчикъ, котораго привела старая бабушка изъ далекой Енисейской губерніи къ источнику. Глухонѣмой сталъ и слышать и говорить послѣ того, какъ искупался въ источникѣ.

Многіе, многіе люди исцѣлялись по молитвамъ нашего великаго святаго — всѣхъ чудесъ и не опишешь.

19 іюня 1903 г., нашъ убіенный Государь Императоръ Всероссійскій Николай Александровичъ открылъ мощи святаго угодника. Много тысячъ народа пришло на открытіе мощей преподобнаго въ Саровскую пустынь. Какая была радость! Какое было торжество! Было, какъ на Пасху! Божіи люди ночью пѣли пасхальныя пѣсни. Батюшка св. Серафимъ еще при жизни провидѣлъ этотъ праздникъ: «Среди лѣта запоютъ Пасху, радость моя. Пріѣдетъ къ намъ Царь и вся фамилія».

Дѣти, если Господь васъ приведетъ въ вернувшуюся къ Господу Россію, посѣтите Саровскую пустынь, поклонитесь святому угоднику, который при жизни и послѣ смерти продолжаетъ любить васъ, дѣтей, чистыхъ сердцемъ.

О томъ, какъ любитъ васъ святой, разсказала одна монахиня. Она въ церкви женской обители Дивѣевской залюбовалась дѣвочками-воспитанницами монастыря, стоявшими вокругъ игуменіи. Вдругъ видитъ она, сзади дѣтей, съ распростертыми руками, какъ бы въ защиту ихъ, дивнаго отца Серафима, лицо котораго сіяетъ такимъ невыносимымъ свѣтомъ, что и смотрѣть нельзя!

Дѣти, когда выростите, не забывайте пресвѣтлаго старца нашей Руси. Молитесь ему!

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ десятый. [1964 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1964. — С. 3-13.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.