Церковный календарь
Новости


2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ десятый. [1964 г.]

Житіе преп. Зосимы чудотворца Соловецкаго.
Память 17-го апрѣля. — Отошелъ ко Господу въ 1478 г.

Св. Зосима родился въ Новгородской области. Былъ онъ изъ. села Толвуя, близъ Онежскаго озера. Отца его звали Гавріиломъ, мать — Варварою. Родители его были люди богобоязненные, благочестивые. Въ тихой, мирной семьѣ росъ будущій великій свѣтильникъ сѣвера св. Руси. Нрава былъ онъ кроткаго, молчаливаго. Задумчивъ и тихъ былъ святой отрокъ. Со сверстниками не игралъ, не забавлялся, любилъ въ уединеніи бесѣдовать съ Богомъ. Благочестивые его родители постарались, чтобы ихъ сынъ хорошо изучилъ священное Писаніе. Научившись грамотѣ, отрокъ съ умиленіемъ, со слезами читалъ св. Евангеліе, Псалтирь, Часословъ. Съ какою радостію стремился онъ въ сельскій храмъ! Съ какимъ вниманіемъ слушалъ службы Божіи! Юный подвижникъ рѣшилъ всю свою жизнь служить Господу. Придя въ возрастъ, блаженный сталъ стремиться къ жизни монашеской. Родители противились этому желанію и уговаривали любимаго сына жениться. Когда Гавріилъ и Марія стали настойчиво требовать, чтобы онъ нашелъ себѣ невѣсту — св. юноша скрылся изъ родного дома и сталъ жить въ пустынномъ мѣстѣ недалеко отъ своихъ родителей.

Не долго прожилъ св. Зосима въ своемъ уединеніи. Онъ сталъ бояться, какъ бы родители не нашли его и не стали уговаривать вернуться домой. А главное онъ искалъ опытнаго старца, который научилъ бы его монашеской жизни. Въ будущемъ, гдѣ-то въ пустынномъ, безлюдномъ мѣстѣ, будетъ у него свой монастырь. Къ этому великому дѣлу призывалъ Господь уже тогда Своего избранника...

Помолясь усердно Господу, направился блаженный въ далекій путь. Господь исполнилъ молитву юнаго подвижника. Св. Зосима встрѣтилъ друга преп. Савватія [1], великаго старца св. Германа. Тотъ повѣдалъ блаженному о недавно усопшемъ дивномъ святомъ. Разсказалъ всю его жизнь, его несказанные подвиги на безлюдномъ островѣ Соловецкомъ, на которомъ сейчасъ никто не живетъ. Св. Германъ говорилъ юному подвижнику и о томъ, что съ Божіей помощію вполнѣ возможно основать монастырь на Соловецкомъ островѣ. Тамъ много прекрасныхъ озеръ, богатыхъ рыбою... Тамъ лѣса дремучіе... Можно разводить самые неприхотливые овощи. Не всѣ же монахи могутъ быть такими великими постниками, какъ преп. Савватій со своимъ другомъ...

Преп. Германъ и св. Зосима собрались уже вмѣстѣ отправиться на Соловецкій островъ, — какъ юный подвижникъ узналъ, что его родители умерли. Св. Зосима вернулся домой, съ честью ихъ похоронилъ. Все наслѣдство, которое ему досталось отъ отца и матери, онъ роздалъ бѣднымъ. Теперь, съ твердою надеждою на помощь Божію, юный святой со своимъ духовнымъ отцомъ двинулись въ путь.

Достигли они береговъ моря Студенаго... Преп. Германъ хорошо зналъ, откуда надо плыть къ Соловецкому острову.

Безстрашно, съ радостною душою, поплыли святые на утлой лодкѣ къ своей завѣтной цѣли. Господь послалъ тихую, благодатную погоду. Больше семи лѣтъ прошло, какъ плылъ преп. Германъ со старцемъ Савватіемъ, слабымъ тѣломъ, но сильнымъ духомъ. Теперь онъ направлялся съ полнымъ силъ юнымъ св. Зосимою — будущимъ игуменомъ Соловецкимъ, теперь смиренно проходящимъ науку монашеской жизни...

Два дня, творя молитву, тихо плыли святые по безмятежному морю. Возрадовался душою юный преподобный, когда, наконецъ, вступилъ онъ на островъ, освященный великими подвигами преподобныхъ Савватія и Германа.

Это было въ 1436 году. Годъ прошелъ послѣ кончины св. Савватія. Никто это время не жилъ на Соловецкомъ островѣ. Св. подвижники остановились недалеко отъ морского берега, возлѣ красиваго озера съ пріятною водою. Помолившись, съ Божіею помощію изъ вѣтокъ деревьевъ сдѣлали они себѣ шалашъ. Но не легли они отдыхать послѣ труднаго плаванія. Всю ночь, словно ангелы, воспѣвали они Господа и просили Царицу Небесную помочь имъ устроить обитель. Господь укрѣпилъ ихъ черезъ особенное небесное видѣніе.

Раннее было утро, когда св. Зосима вышелъ изъ шалаша. Онъ замеръ отъ страха и удивленія.

Озеро, лѣсъ, луга — все кругомъ было залито нездѣшнимъ свѣтомъ. Вся природа предстала въ какой-то красѣ не земной. Глянулъ блаженный на востокъ, — а тамъ, въ сіяющемъ небѣ, въ зоздухѣ, стоитъ прекрасная, большая церковь.

Затрепеталъ юный подвижникъ. Когда онъ повѣдалъ о дивномъ видѣніи своему духовному отцу, тотъ разсказалъ ему, какъ ангелы выгнали прутьями женщину, которая со своимъ мужемъ-рыбакомъ хотѣла поселиться здѣсь. Свѣтоносные юноши ей сказали при этомъ, что здѣсь соберется множество монаховъ: мірскіе люди не могутъ здѣсь жить. Ангелы грозили смертію, если женщина со своимъ мужемъ сейчасъ же не покинутъ этого предназначеннаго инокамъ мѣста. Св. Германъ прибавилъ:

— «Не ужасайся, братъ мой возлюбленный, черезъ тебя, думается мнѣ, на островѣ будетъ множество монаховъ».

Съ молитвой на устахъ св. пустынники стали рубить деревья для своихъ келлій, для будущаго монастыря.

Днемъ неустанно работали, а ночи молились. Сверхчеловѣческія силы давалъ Господь вѣрнымъ рабамъ Своимъ.

Окончивъ келліи, св. пустынники стали съ большимъ трудомъ разрабатывать скудную, каменистую землю. Засѣяли ее хлѣбными сѣменами. Посадили и овощи. Къ концу лѣта преп. Германъ долженъ былъ плыть на материкъ, чтобы на зиму сдѣлать запасы хлѣба. Его давно знали поморяне и очень любили, какъ друга преп. Савватія. Да и самъ преп. Германъ уже получилъ добрую славу, какъ вѣрный рабъ Господень.

Поморяне хорошо знали, какъ трудна жизнь на Соловкахъ. Далеко не всѣ понимали, однако, какую св. подвижники вели страшную борьбу съ бѣсами.

Люди думаютъ, что въ пустыняхъ только миръ, тишина блаженная, покой нездѣшній. О, нѣтъ, на всѣхъ пустынниковъ яростно нападаетъ нечистая сила. И на преподобныхъ Савватія, Германа, Зосиму нападали полчища бѣсовъ. Божіи подвижники отражали съ Божіей помощью эти жестокія нападенія! Чѣмъ? Да молитвою, постомъ, трудами...

Преп. Германъ отплылъ на материкъ. Юный св. Зосима ожидалъ, что преп. Германъ скоро вернется съ запасами хлѣба. Но пришлось св. старцу собирать хлѣбъ до самой осени. Въ этомъ году она рано наступила. Загудѣли осеннія бури, полились дожди, а вскорѣ и снѣгъ пошелъ. Море такъ забушевало, что не было возможности плыть на Соловки. Заскорбѣлъ преп. Германъ. Какъ онъ оставитъ безъ хлѣба на всю зиму юнаго подвижника? Онъ горячо молился, чтобы Господь не далъ ему умереть голодною смертію... Преп. Германъ не разъ подходилъ къ берегу моря. Волны несли глыбы льда. Плыть можно было только на вѣрную гибель. Такъ пришлось св. Герману на всю зиму остаться на материкѣ.

Юный подвижникъ ждалъ своего духовнаго отца. А его нѣтъ и нѣтъ! «Не утонулъ-ли онъ во время плаванія по морю Студеному?» — Спрашивалъ себя преп. Засима.

Наступила зимняя, жуткая тьма. Солнце перестало показываться. Лишь временами играло сѣверное сіяніе. Лютый морозъ, мракъ, кругомъ лѣса дремучіе, непроходимые, скованныя льдомъ озера. А впереди? Голодная смерть? Страшно было юному святому. Онъ даже сталъ унывать. Но благодать Божія освѣтила его чистую душу. Онъ углубился въ молитву. Молился среди стужи, мрака — словно у него не было тѣла. Какъ серафимъ, вопіялъ ко Господу, прославляя своего Создателя. Напрасно злые бѣсы устрашали его! Нечистая сила набрасывалась на него ввидѣ страшныхъ, адскихъ змѣй. Съ ревомъ нападали на него бѣсы, словна звѣри дикіе. Преподобный призывалъ на помощь Спаса нашего, Царицу Небесную и — устрашенные бѣсы исчезали.

Юный подвижникъ поражалъ ихъ крестомъ и молитвою Іисусовою. Онъ неустанно произносилъ: «Господи, Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшнаго!» Велика сила крестнаго знаменія и этой святой молитвы!

Небольшой запасъ хлѣба кончался. Скоро, скоро святому нечѣмъ будетъ, хотя бы крошками, подкрѣпить свое тѣло! Слова Спасителя вспоминалъ подвижникъ: «Не заботьтесь и не говорите, что намъ ѣсть или что пить?» (Матѳ. 6, 31-33) и успокаивался.

Однажды, преп. Зосима вышелъ изъ своей келліи и видитъ двухъ незнакомыхъ людей. Въ рукахъ у нихъ громадная корзина: тамъ большой запасъ хлѣба, муки, масла. Незнакомцы передаютъ все это пораженному отшельнику, ласково предлагая ему подкрѣпиться, и обѣщаютъ снова побывать у него, если Господу будетъ угодно.

Не успѣлъ преп. Зосима поблагодарить незнакомцевъ, какъ они поспѣшно ушли и скрылись... Остался юный отшельникъ въ изумленіи, онъ понялъ, что Господь подъ видомъ людей послалъ двухъ Своихъ ангеловъ...

Весною, вернулся преп. Германъ съ запасами пищи. Съ нимъ приплылъ рыбакъ, котораго звали Маркомъ. Онъ привезъ съ собою сѣти для рыбной ловли. Вскорѣ Маркъ принялъ постригъ.

Вслѣдъ за нимъ стали селиться вокругъ нихъ и другіе Божіи люди, желавшіе иноческой жизни. Строили они себѣ келліи. Собралось, наконецъ, такъ много иноковъ, что можно было построить и деревянную церковь. Во имя Преображенія Господня поставили ее, — на томъ мѣстѣ, надъ которымъ преп. Зосима видѣлъ въ воздухѣ дивный храмъ.

Трудились иноки, молились. Разводили огороды, что было очень тяжело на каменистой почвѣ, ловили рыбу, рубили деревья, изъ озеръ добывали соль и мѣняли ее на хлѣбъ и масло.

Новгородскій Архіепископъ, по просьбѣ преп. Зосимы, назначалъ въ обитель игуменовъ, но ни одинъ не могъ перенести суровой жизни Соловецкой обители, всѣ возвращались въ Новгородъ. Тѣмъ временемъ обитель Соловецкая все ширилась. Купцы новгородскіе жертвовали на монастырь, бояре дарили обители земли.

Пока островъ Соловецкій былъ необитаемъ, никто не обращалъ на него вниманія. Изрѣдка лѣтомъ появлялись рыболовы. Когда же обитель стала процвѣтать и славиться — врагъ рода человѣческаго, черезъ злыхъ людей, сталъ нападать на иноковъ. Боярскіе слуги стали приплывать на островъ и запрещали братіи ловить рыбу въ озерахъ, говоря: «Эти озера, эти земли принадлежать нашимъ боярамъ». Съ Корельскаго берега стали появляться дикіе и грубые лопари. Они жестоко обижали беззащитныхъ, смиренныхъ монаховъ. Скорбѣлъ преп. Зосима. Св. старецъ Германъ утѣшалъ его, говоря, что это бѣсы черезъ злыхъ людей нападаютъ на иноковъ, чтобы выгнать ихъ съ острова, т. к. братья хорошо спасаются. Преп. Зосима съ братіею терпѣливо переносили обиды. За терпѣніе Господь послалъ имъ утѣшеніе. Власти новгородскія отдали монастырю островъ Соловецкій въ полное владѣніе. Озера, луга, лѣса Соловецкаго острова — все стало собственностью обители. Дали монастырю и другіе небольшіе острова возлѣ Соловковъ.

Ушелъ игуменъ Іона, назначенный изъ Новгорода. Братья явились къ преп. Герману, тогда уже глубокому старцу, и сказали ему: «Мы давно хотимъ, чтобы нашимъ игуменомъ былъ нашъ любимый о. Зосима». Стали уговаривать смиреннаго Засиму. Святой, считая себя недостойнымъ, отказался. Братія рѣшили просить Архіепископа Новгородскаго, чтобы онъ назначилъ имъ въ настоятели св. Зосиму. Новгородскій Архіепископъ вызвалъ его къ себѣ, поставилъ во іеромонахи и назначилъ настоятелемъ...

Съ какою любовію, съ какою несказанною радостію встрѣчали братія своего новаго настоятеля!

Когда преп. Зосима въ первый разъ служилъ литургію, его лицо сіяло, словно лицо ангела. По всему храму разносилось дивное, небесное благоуханіе...

На литургіи присутствовали пріѣзжіе купцы. Преп. Зосима далъ имъ просфору. Выйдя изъ церкви, они по небрежности уронили святый даръ. За ними шелъ бывшій рыбакъ Маркъ, теперь въ постригѣ, отецъ Макарій. Онъ внезапно увидѣлъ страшнаго пса, который, разинувъ пасть, хотѣлъ что-то схватить, наклонившись къ землѣ... Но отъ земли поднялось яркое пламя — прямо къ пасти чудовищнаго пса. Онъ въ испугѣ отпрянулъ. О. Макарій въ ужасѣ и удивленіи подошелъ къ мѣсту, откуда вышло пламя. Тамъ лежала просфора, которую преп. Зосима далъ купцамъ и которую они по небрежности обронили. О. Макарій повѣдалъ св. Зосимѣ и братьямъ о виденномъ. И монахи прославили Бога.

Съ Божіей помощью, преп. Зосима съ большою любовію и мудростію управлялъ своею братіей. Монастырь сдѣлался дивнымъ сѣвернымъ свѣтильникомъ. Пріѣзжали въ св. обитель даже норвежцы, дикіе лопари, финны, чудь. Они принимали вѣру православную, а нѣкоторые оставались въ монастырѣ. Свѣтъ любви Христовой исходилъ отъ преп. Зосимы, и этимъ благодатнымъ свѣтомъ онъ согрѣвалъ сердца человѣческія.

Много трудился блаженный. Вмѣсто стараго храма онъ воздвигъ чудный, новый, обширный, въ честь Преображенія Господня — ту дивную церковь, которую онъ видѣлъ на небѣ въ первое утро на островѣ Соловецкомъ.

Потомъ воздвигнутъ былъ храмъ въ честь Успенія Пресвятой Богородицы.

А въ 1465 году торжественно были перенесены въ обитель Соловецкую св. мощи преп. Савватія, которыя почивали возлѣ часовни, что стояла на берегу рѣки Выги.

Былъ снаряженъ цѣлый корабль, который, гонимый попутнымъ вѣтромъ, благополучно приплылъ къ устью рѣки Выги. Когда открыли могилу, то нашли гробъ съ нетлѣннымъ тѣломъ преп. Савватія, отъ котораго исходило чудное благоуханіе.

Благоговѣйно понесли иноки великое сокровище на корабль. Снова Господь послалъ попутный вѣтеръ, и корабль благополучно присталъ къ берегу Соловецкаго острова.

Вскорѣ послѣ прибытія св. мощей преп. Савватія въ монастырь пріѣхалъ купецъ Іоаннъ со своимъ братомъ Ѳеодоромъ — тотъ самый купецъ, который, вмѣстѣ съ игуменомъ Наѳанаиломъ, тридцать лѣтъ тому назадъ, погребалъ св. тѣло преп. Савватія возлѣ часовни при рѣкѣ Выги. Братья-купцы привезли образъ св. Савватія, который они искусно написали. Преп. Зосима приложился къ иконѣ и повѣсилъ ее надъ гробницею, въ которой почивали мощи преп. Савватія. Братья-купцы щедро одарили монастырь.

Потекли чудеса неисчислимыя отъ нетлѣнныхъ мощей великаго пустынника. Самъ преп. Зосима каждую ночь до зари молился у гробницы св. Савватія. Слава обители стала еще больше шириться послѣ того, какъ въ ней стали покоиться св. мощи преп. Савватія. Отовсюду стали стекаться больные, скорбные, страждущіе отъ бѣсовъ — и исцѣлялись.

Чѣмъ больше славилась св. обитель, тѣмъ больше стали нападать на нее злые люди. Новгородскія власти отдали островъ Соловецкій во владѣніе монастырю, а боярскіе люди снова стали обижать кроткихъ иноковъ: приплывали къ острову, въ монастырскихъ озерахъ ловили рыбу, а инокамъ запрещали заниматься рыболовствомъ. Преп. Зосима кротко уговаривалъ ихъ не обижать братію, но злые люди осыпали блаженнаго игумена бранью и даже грозили разорить монастырь и разогнать тихихъ тружениковъ. Бѣсы нападали на нихъ черезъ этихъ негодныхъ людей.

Пришлось преп. Зосимѣ, теперь глубокому старцу, ѣхать въ Новгородъ и просить защиты. Правили Новгородомъ бояре. Особенное вліяніе имѣла вдова посадника Марѳа Борецкая. Она была очень богата и знатна. Марѳа посадница раньше дарила Соловецкой обители деньги и земли. Но ея то люди болыие всего и обижали иноковъ. Св. игуменъ явился къ боярынѣ просить защиты. Злые люди наговорили неправду на св. Зосиму гордой Марѳѣ. Она повѣрила клеветѣ и приказала слугамъ выгнать великаго сѣвернаго свѣтильника! Съ преп. Зосимою были его ученики. Онъ сказалъ имъ со скорбію: «Вотъ скоро живущіе въ этомъ домѣ больше не будутъ ходить въ немъ. Двери его затворятся и больше не отворятся... Дворъ его опустѣетъ!»

Сбылось пророчество преп. Зосимы. Въ точности исполнились его слова...

Бояре новгородскіе глубоко почитали св. Зосиму. Они дали ему много золота, серебра, церковныхъ сосудовъ, облаченій, хлѣба. Видя такое преклоненіе бояръ предъ великимъ святымъ, Марѳа-посадница раскаялась и рѣшила пригласить къ себѣ блаженнаго, чтобы просить у него прощенія и благословенія. Марѳа устроила званый обѣдъ и пригласила на него старца. Кроткій и незлобивый, онъ забылъ, какъ она его дерзко выгнала изъ своего дома, и смиренно явился къ ней со своими учениками. Преподобнаго встрѣтила сама боярыня Марѳа со своими дѣтьми и съ большимъ почетомъ. Великолѣпный столъ былъ уставленъ роскошными яствами. Множество знатныхъ бояръ сидѣло за пиромъ. Они безпечно бесѣдовали между собою. Тяжело было пустыннику и его ученикамъ среди этого шума. Св. Зосима молча сидѣлъ и только, чтобы не обидѣть хозяйку, прикасался къ богатымъ яствамъ. Вдругъ святой взглянулъ на веселящихся бояръ и — въ скорбномъ изумленіи опустилъ глаза. Что такъ поразило преподобнаго? Онъ увидѣлъ, что шестеро изъ пирующихъ гостей сидятъ — безъ головъ!

Взглянулъ преподобный второй разъ. Длилось страшное видѣніе: шесть бояръ были безъ головъ! Снова опустилъ глаза старецъ

Взглянулъ третій разъ — увидѣлъ то же самое.

Слезы брызнули изъ глазъ блаженнаго. Не могъ онъ ни ѣсть, ни пить. Онъ понялъ, что эти шесть бояръ будутъ обезглавлены!

Обѣдъ кончился... Марѳа при всѣхъ попросила прощенія у кроткаго, святого старца и подарила монастырю большой участокъ земли при рѣкѣ Сумѣ, близъ пристани, съ богатыми рыбными ловлями, съ лѣсомъ, лугами. Преп. Зосима благословилъ боярыню, попрощался съ нею и съ гостями и вышелъ изъ дома.

Одинъ изъ учениковъ спросилъ его: «Почему ты, отецъ, во время обѣда три раза взглянулъ на гостей, вздохнулъ, прослезился и больше не дотрагивался до пищи?»

Св. игуменъ открылъ ученику, что видѣлъ шестерыхъ бояръ безъ головъ.

«Я полагаю, что они будутъ вскорѣ обезглавлены. Только никому не разсказывай о томъ, что сейчасъ слышалъ отъ меня».

За обѣдомъ у Марѳы былъ одинъ богобоязненный человѣкъ — бояринъ Памфилъ. Большой почитатель св. Зосимы, онъ на слѣдующій день пригласилъ его къ себѣ. Бояринъ тоже замѣтилъ, что преподобный три раза посмотрѣлъ на пирующихъ — и заплакалъ. Памфилъ сталъ умолять св. старца открыть ему, о чемъ онъ такъ скорбѣлъ. Пришлось преподобному повѣдать боярину о своемъ страшномъ видѣніи. Просилъ онъ и его втайнѣ держать его.

Пророчесгво о боярахъ скоро сбылось. Въ 1471 году Марѳа посадница устроила мятежъ въ Новгородѣ, и шесть бояръ, предводителей бунта, были казнены. Великій князь Московскій Іоаннъ III приказалъ имъ отрубить головы! Среди казненыхъ былъ и сынъ Марѳы, — Димитрій. Зачинщица матежа была сослана въ Нижній Новгородъ и тамъ заточена вмѣстѣ съ другимъ сыномъ, Ѳеодоромъ, и дочерьми. Какъ предсказалъ преп. Зосима, такъ и случилось: опустѣлъ домъ Марѳы, и потеряли головы шестеро бояръ.

Текли года... Преп. Зосима чувствовалъ, что скоро отойдетъ въ міръ иной. Онъ своими слабыми, старческими руками сдѣлалъ себѣ гробъ. Каждый день со слезами смотрѣлъ онъ на него и размышлялъ о смерти.

Наступила предсмертная болѣзнь. Онъ созвалъ всѣхъ братьевъ обители, трогательно простился съ ними, благословилъ ихъ. Плакали, рыдали братія, прощаясь со своимъ любимымъ, кроткимъ, смиреннымъ учителемъ.

Отходящій въ вѣчность св. старецъ съ любовію утѣшалъ ихъ, говоря, что онъ тѣломъ отходитъ отъ нихъ, но душою всегда будетъ съ ними!

«Миръ вамъ», проговорилъ великій свѣтильникъ сѣвера, устремилъ взоръ свой вверхъ и сказалъ: «Владыка, человѣколюбецъ, сподоби меня стать по правую сторону Тебя, когда придешь Ты во славѣ Своей судить живыхъ и мертвыхъ и воздашь каждому по дѣламъ его».

Произнеся эти слова, преподобный легъ и тихо, блаженно предалъ свою сіяющую душу въ руки Спаса нашего, ушелъ въ вѣчность на нескончаемую радость.

Преп. Зосима былъ торжественно погребенъ за алтаремъ Преображенскаго собора. На девятый день святой явился иноку Даніилу и сказалъ ему, что, милостію Божіею, онъ не испыталъ страшныхъ мытарствъ, а перешелъ легко въ вѣчную, блаженную обитель и теперь радуется вмѣстѣ съ преподобными. На гробницѣ св. Зосимы стали совершаться дивныя чудеса.

Миновали лѣта. Былъ воздвигнутъ чудный храмъ въ честь преподобныхъ Савватія и Зосимы. Святые почивали въ немъ въ богато украшенныхъ ракахъ... Со всей великой святой матушки Руси притекали люди Божіи къ цѣлебнымъ мощамъ и получали исцѣленія и утѣшеніе въ скорбяхъ, прославляя дивныхъ сѣверныхъ свѣтильниковъ. Эти звѣзды церковныя осіявали не только дикое, суровое Поморье, не только страну Студеную, но и всю Русь нашу православную. Благодать, горѣвшая въ ихъ святыхъ душахъ, согрѣвала не только сѣверъ, но и всю страну Россійскую. Множество чудесъ совершали послѣ своей смерти преподобные Савватій и Зосима. Опишемъ нѣкотррыя изъ нихъ.

Германъ затворникъ — въ одинъ изъ воскресныхъ дней, послѣ утрени, шелъ изъ своего затвора помолиться надъ гробницею преп. Савватія. Вдругъ навстрѣчу ему, словно живой, идетъ преп. Зосима. Ласково глядя на своего ученика, онъ говоритъ: «Дитя мое, подвизайся и получишь должную награду за свои труды».

Этотъ же инокъ видѣлъ ясно св. Зосиму въ Великій Четвергъ, когда всѣ братія причащались. Преподобный сказалъ иноку: «Иди и ты пріобщись». Онъ всталъ возлѣ чаши со Святыми Дарами. Когда братія причастились, преп. Зосима сталъ невидимъ.

Будущій игуменъ Соловецкой обители, о. Досиѳей, молился возлѣ одного болящаго инока. Ему явился преп. Зосима и сказалъ: «Ты молишься о выздоровленіи этого брата. Для пользы его души ему надо еще поболѣть».

Старецъ Соловецкій Ѳеодоръ поскользнулся и такъ сильно расшибся, что пришлось лечь. Наступилъ глубокій вечеръ. Больной не былъ въ силахъ встать, чтобы помолиться. Вдругъ предсталъ преп. Зосима. Въ одно мгновеніе болящій почувствовалъ себя здоровымъ.

Особенно замѣчательное чудо совершилъ св. Зосима надъ старцемъ Елисеемъ [2]. Онъ съ другими тремя иноками ловилъ рыбу въ 60-ти верстахъ отъ монастыря на рѣкѣ Выгѣ.

Однажды чинилъ онъ рыболовныя сѣти. Одинъ изъ братіи взглянулъ на старца и вдругъ сказалъ ему, исполняя волю Божію: «Напрасно ты чинилъ сѣти. Ты скоро умрешь и не будешь ловить рыбу». Блаженный повѣрилъ словамъ брата. Св. старецъ не боялся смерти. Онъ только скорбѣлъ, что умретъ безъ великаго пострига, т. к. по близости не было іеромонаха, который постригъ бы его въ схиму. Вскорѣ старецъ тяжело заболѣлъ. Онъ неустанно горевалъ, что отойдетъ въ міръ иной безъ схимы. Жалѣя умирающаго, братія, въ простотѣ сердца, безъ разсужденія, сказали ему: «Прочитай: Достойно есть, перекрестись, призови нашихъ покровителей, преподобныхъ Зосиму и Савватія, и — надѣнь одежды схимника». Такъ святой и сдѣлалъ.

На утро приходятъ къ больному, а его нѣтъ: ложе пустое! Куда могъ дѣться больной слабый старецъ? Вдругъ видятъ — идетъ изъ лѣсу св. старецъ. Схимы на немъ нѣтъ.

И разсказалъ имъ блаженный: «Когда вы вчера ушли отъ меня, вдругъ я увидѣлъ въ келліи множество бѣсовъ. Нечистые съ яростію напали на меня и потащили въ лѣсъ. Тамъ злые духи сорвали съ меня схиму. Но тутъ же явился мой защитникъ — преп. Зосима. Онъ отнялъ меня у нечистыхъ». Иноки пошли въ лѣсъ: на вѣткѣ дерева висѣла схима, куда ее забросили бѣсы.

Елисей, придя изъ лѣса, былъ въ полномъ изнеможеніи. Въ Сумѣ, при монастырскомъ подворьѣ, жилъ іеромонахъ. Туда братія рѣшили отвезти св. Елисея, чтобы священноинокъ постригъ его въ схиму. Понесли его къ лодкѣ, положили въ нее и пустились въ опасное плаваніе внизъ по рѣкѣ Выгѣ. Когда плыли черезъ опасныя мѣста, больной старецъ говоритъ: «Не бойтесь съ нами отецъ нашъ Зосима». На рѣкѣ Вирмѣ они пересѣли въ другое судно и наняли гребцовъ. Когда были уже на Бѣломъ морѣ, поднялась страшная буря. Волны выбили весла изъ рукъ гребцовъ. Наступила непроглядная тьма. Иноки готовились къ смерти. Гребцы роптали на иноковъ, что изъ-за нихъ имъ приходится погибать. Одинъ, едва живой, старецъ былъ спокоенъ. «Не бойтесь. Я вижу преп. Зосиму. Онъ здѣсь съ нами, на суднѣ. Онъ намъ помогаетъ. Дьяволъ хотѣлъ погубить мою душу, но Богъ, по молитвамъ преп. Зосимы, уничтожитъ врага нашего».

Дѣйствительно, вѣтеръ сталъ затихать. Буря улеглась. Благополучно доплыли до Сумскаго берега. Возлѣ пристани плаватели съ ужасомъ увидѣли, что преп. Елисей скончался. Братія воззвали къ преп. Зосимѣ: «Неужели мы напрасно претерпѣли такое опасное плаваніе, ради старца Елисея. О, святой Зосима, помоги, утѣшь насъ!»

Услышалъ великій святой вопли братіи Соловецкой. Умершій открылъ глаза, вздохнулъ и — ожилъ!

На Соловецкомъ подворьѣ іеромонахъ постригъ св. Елисея въ схиму. Св. старецъ причастился, прославилъ Милосерднаго Бога и Его великаго угодника, преп. Зосиму. Онъ попрощался со всѣми и блаженно отошелъ ко Господу.

Монахъ о. Митрофанъ плылъ на лодкѣ по Студеному морю. Его отправили на материкъ купить необходимыя вещи. Буря цѣлыхъ 30 дней носила его по свирѣпымъ волнамъ. Лодка наполнялась водою. О. Митрофанъ возопилъ къ Спасу нашему, къ Пречистой, сталъ призывать на помощь преп. Зосиму. Внезапно видитъ онъ его — сидящимъ на кормѣ: обѣими руками держа края мантіи, онъ простираетъ ее надъ волнами. Два дня и двѣ ночи пребывалъ съ Митрофаномъ его защитникъ. Едва лодка пристала: къ берегу дивный кормчій сталъ невидимъ.

Инокъ Іосифъ молился на островѣ «Кузовѣ», въ 30-ти верстахъ отъ обители. Онъ бросилъ взоръ свой къ монастырю и видитъ: посреди обители сіяютъ два огненныхъ столпа. Сіяніе ихъ поднимается до самаго неба. Затрепеталъ О. Іосифъ, понявъ, что два огненныхъ столпа, это — преподобные отцы Савватій и Зосима. Вернувшись въ обитель о. Іосифъ повѣдалъ братіи о своемъ чудесномъ видѣніи. Иноки, какъ одна душа, поняли, что это ихъ святые начальники и послѣ кончины всегда пребываютъ съ ними, и прославили дивныхъ заступниковъ.

Часто являлись вмѣстѣ преподобные плавающимъ по морю Студеному, когда кому угрожала гибель.

Купецъ по имени Ѳеодоръ плылъ со своими товарами по Бѣлому морю. Внезапно оно забушевало. Буря усиливалась. Съ купцомъ плыли его товарищи и работники. Въ трепетѣ всѣ ждали смерти. Спустили якоря... Громадныя волны свирѣпо раскачивали судно. Пловцы въ отчаяніи стали призывать на помощь преподобныхъ Савватія и Зосиму. Измученный Ѳеодоръ спустился во внутреннюю часть судна. Несмотря на страшную качку, купецъ прилегъ и задремалъ. Чуть закрылъ глаза видитъ: въ лодкѣ стоятъ два свѣтлыхъ-пресвѣтлыхъ старца и говорятъ кормчему: «Обрати лодку къ вѣтру носомъ». Проснулся купецъ, поспѣшилъ къ работникамъ, которые вычерпывали воду изъ судна. Одинъ изъ рабочихъ повѣдалъ Ѳеодору, что онъ какимъ то чудеснымъ образомъ слегка задремалъ и видѣлъ двухъ чудесныхъ старцевъ. Одинъ изъ нихъ говоритъ другому: «Постереги, братъ, эту ладью, а мнѣ нужно спѣшить въ Соловки къ обѣднѣ». Разсказалъ и Ѳеодоръ о своемъ видѣніи. Всѣ успокоились: съ ними святые отцы Савватій и Зосима! Буря затихла.

Во время великаго поста игуменъ Соловецкаго монастыря послалъ двухъ монаховъ, Савватія и Ѳерапонта, на рѣку Вирглу. Тамъ было монастырское подворье. Монахи отплыли на 60 вертъ отъ Соловецкаго острова. Виднѣлся небольшой островокъ Шутмай. Вдругъ инокъ Савватій увидѣлъ на берегу островка два огненныхъ столпа. Причалили. Возлѣ утеса увидѣли хижину. Вошли въ нее и — ужаснулись. Лежатъ двое больныхъ, истомленныхъ долгою болѣзнію и голодомъ. Лежатъ безъ одежды, едва дышатъ, чуть живые. Ноги покрыты гноящимися ранами. «Кто вы, отцы?» тихо спрашиваютъ вошедшихъ страдальцы. «Не Соловецкіе ли старцы прислали васъ къ намъ?»

Удивились иноки. «О какихъ старцахъ вы говорите?»

Вотъ что повѣдали страдальцы. «Въ началѣ зимы наше судно разбилось возлѣ этого островка. Всѣ пловцы утонули, кромѣ насъ. Мы нашли эту хижинку и голодные, голые, больные, перезимовали въ ней. Все ждали, что мимо острова кто-либо проплыветъ. Никого. Мы стали приходить въ отчаяніе. Входятъ къ намъ два свѣтлыхъ старца. Они назвали свои имена. Одного зовутъ Савватіемъ, другого — Зосимою. Монахи стали насъ посѣщать Когда они приходили, мы переставали чувствовать голодъ. Болѣзнь прекращалась. Незадолго до вашего прихода они насъ ободрили: «скоро они пришлютъ за нами иноковъ».

Съ трепетомъ слушали этотъ разсказъ отцы Савватій и Ѳерапонтъ и умилялись... Они накормили несчастныхъ, одѣли во что могли взяли съ собой на судно и доставили въ обитель. Спасенные теперь узнали, какіе старцы имъ являлись, и прославили Бога.

Однажды въ монастырь явился разбойникъ, по имени Василій. Онъ горько каялся въ своихъ злодѣяніяхъ и умолялъ принять его въ святую обитель. О. игуменъ исполнилъ просьбу бывшаго злодѣя и даже чрезъ нѣкоторое время постригъ его во иноческій образъ. Дьяволъ не дремалъ. Онъ со страшною силою напалъ на инока. Монахъ забылъ свои обѣты и рѣшился бѣжать. Онъ набралъ много цѣнныхъ монастырскихъ книгъ, одеждъ, сосудовъ и разныхъ другихъ вещей и потихоньку перенесъ украденное въ лодку. Ночью онъ отчалилъ. Доплывъ до Анзерскаго острова, онъ присталъ къ берегу, привязалъ лодку къ деревцу, а самъ легъ на берегу и крѣпко заснулъ... Видитъ: стоятъ передъ нимъ въ грозномъ видѣ преподобные отцы Савватій и Зосима. Послѣдній гнѣвно говоритъ: «Окаянный, ты окрадываешь меня! Я создаю, а ты разоряешь!» Затрепеталъ бывшій разбойникъ и взмолился: «Прости, прости меня, святой отецъ!»

«Прощеніе получишь, но въ наказаніе здѣсь пробудешь три дня!» — строго, даже грозно проговорилъ преп. Зосима.

Въ страхѣ воспрянулъ отъ сна, бѣглецъ мгновенно понялъ свой страшный грѣхъ. Углубился онъ въ размышленія. Потомъ бросилъ взглядъ къ деревцу, къ которому привязалъ лодку съ накраденными вещами: лодка исчезла! «Что будетъ со мною!» — воскликнулъ бывшій разбойникъ: онъ видѣлъ передъ собою смерть отъ голода! Прошли три томительныхъ дня. Онъ словно забылъ, что св. Зосима сказалъ: «Въ наказаніе здѣсь пробудешь три дня».

На четвертый день онъ замѣтилъ судно, плывущее мимо острова. Купцы, плывшіе на лодкѣ, услышали его вопли, пристали къ острову, захватили съ собою бѣглеца и благополучно доставили въ монастырь. Бѣглецъ повѣдалъ о. игумену и братіи все случившееся съ нимъ. Онъ горько каялся въ своемъ грѣхѣ...

Въ это время монастырскіе рыбаки ловили рыбу за 500 верстъ Отъ обители. Старшему иноку Фотію во снѣ является преподобные Савватій и Зосима. Послѣдній говоритъ ему: «Вотъ вамъ лодка съ монастырскими вещами: вы должны все въ полной сохранности доставить въ монастырь». Въ удивленіи просыпается о. Фотій, спѣшитъ разсказать о видѣніи рыбакамъ. Пошли къ берегу и, дѣйствительно, увидѣли лодку съ монастырскими вещами. Когда инокъ Фотій передалъ настоятелю эту лодку, ужаснулись всѣ дивному чуду Божію и прославили своихъ великихъ покровителей.

У преп. Зосимы былъ служитель Іеремія. У него была дочь, бѣсноватая, она схватила ножъ и изрѣзала себѣ горло и грудь. Потерявъ сознаніе, лежала несчастная, залитая кровію, полумертвая... Родители стали горячо, со слезами молиться преп. отцамъ Савватію и Зосимѣ. Ночью явились они, подали больной сосудъ съ какой-то благовонной мазью и сказали: «Помажь твои раны: мы, ради слезъ матери твоей и отца твоего, пришли исцѣлить тебя». Болящая во снѣ помазала благовонною мазью свои раны. Проснувшись, больная почувствовала облегченіе. На четвертый день раны совершенно зажили. Припадки бѣснованія никогда не повторялись.

Въ городѣ Шуѣ жилъ благочестивый церковный дьякъ по имени Онисимъ. Его жена Марія страдала бѣснованіемъ. Богобоязненный дьякъ отвезъ ее въ Соловецкій монастырь. Тамъ онъ подвелъ Марію къ ракамъ преп. Зосимы и Савватія и съ вѣрою попросилъ исцѣлить его жену отъ бѣснованія. Молитва его была услышана, и больная исцѣлилась. Вскорѣ послѣ этого самъ Онисимъ заболѣлъ. Онисимъ, хотя былъ добрымъ и вѣрующимъ человѣкомъ, но по недомыслію позвалъ къ себѣ кудесника, какъ врача. Пригласилъ его къ столу. Вдругъ чародѣй сталъ неистово кричать. Видитъ Марія: входятъ преподобные Зосима и Савватій и съ ними старецъ Іоаннъ, ученикъ св. Зосимы. Преп. Зосима крѣпко ударяетъ жезломъ волшебника и говоритъ: «Зачѣмъ ты пришелъ сюда? Не слѣдуетъ тебѣ приходить къ рабу Божію». Видитъ дальше Марія. Преп. о. Зосима подходитъ къ Онисиму съ сосудомъ, беретъ кисть, опускаетъ въ сосудъ и мажетъ ему голову и лицо. Онисимъ сразу почувствовалъ облегченіе въ своей болѣзни. Понялъ онъ свой тяжкій грѣхъ и сталъ горячо каяться. Въ утѣшеніе Онисиму явился еще разъ Зосима и сказалъ: «Не унывай, Онисимъ, читай чаще Псалтырь, и будешь совсѣмъ здоровъ».

Особенно почитали преподобныхъ Зосиму и Савватія плавающіе по бурному, грозному морю Студеному. Когда имъ грозила опасность — сейчасъ же обращались они за помощію къ великимъ угодникамъ Божіимъ, и они спасали мореплавателей отъ потопленія.

Эти угодники Божіи считались покровителями пчелъ — особенно св. Зосима.

Древній стихъ такъ воспѣваетъ его:

                        Попаси, Зосима Соловецкій, пчелокъ,

                        Стаями, роями, густыми медами.

Пчеловоды среди пасѣки ставили улей, который назывался «Зосимовъ». На немъ укрѣпляли икону съ изображеніемъ преп. Зосимы.

Въ день памяти святаго, пчеловоды въ церквахъ заказывали молебны и приносили въ храмы соты для освященія. И въ этотъ день кормили пчелъ просфорою, которая была освящена наканунѣ праздника Благовѣщенія. Почему пчеловоды почитали преп. Зосиму? Надо предполагать, что онъ первый на Соловецкомъ островѣ, устраивая монастырь, завелъ тамъ и пчеловодство. По его примѣру и другіе сѣверные монастыри стали устраивать пасѣки.

Не только поморяне — вся Россія молилась великимъ угодникамъ, и въ Соловецкую обитель устремлялись паломники со всѣхъ концовъ широкой Матушки Руси.

Въ благословенныя царскія времена дивная Соловецкая обитель сіяла словно Звѣзда сѣверная и озаряла свѣтомъ благодатнымъ Русь Святую.

Процвѣталъ монастырь до страшныхъ, грозныхъ дней краснаго лихолѣтія. Пронесся сатанинскій вихрь, буря смертоносная по всей нашей Руси Святой, и померкла Звѣзда Сѣверная — прекрасная святая обитель Соловецкая. Замолкли могучіе голоса колоколовъ величественныхъ соборовъ, затихли звоны церковные въ скитахъ, которые скрывались на островкахъ, недалеко отъ главной обители. Потухли свѣчи восковыя, лампады мерцающія. Не стало, ни службъ божественныхъ, ни пѣнія и чтенія церковнаго. Вмѣсто пѣнія тихаго, умилительнаго, вмѣсто вздоховъ молитвенныхъ стали раздаватся стоны предсмертные умирающихъ въ пыткахъ людей святорусскихъ. Ночами черными слышались залпы ружейные — то безбожники разстрѣливали людей Божіихъ. Соловецкій монастырь сталъ мѣстомъ ссылки, мѣстомъ невыразимыхъ страданій людей православныхъ, гонимыхъ за вѣру Христову. Обогрилась кровью новомучениковъ обитель святая. Божіи ангелы не успѣвали возносить на небо безчисленные сонмы душъ пострадавшихъ за вѣру Христову. Умирали въ пыткахъ, умирали на непосильныхъ трудахъ, умирали отъ голода и холода. Въ лютый морозъ тысячи страдальцевъ лежали, коченѣя отъ холода, на ледяныхъ, каменныхъ полахъ храмовъ Соловецкихъ. Къ утру находили замерзшія тѣла новомучениковъ. Безбожники придумали страшную пытку: ввидѣ наказанія посылали невинныхъ страдальцевъ при жестокомъ морозѣ, полуодѣтыхъ, на высокіе колокольни храмовъ. Мученики постепенно замерзали съ молитвою на устахъ, со свѣтлою надеждою на вѣчную, блаженную жизнь въ Божіихъ селеніяхъ.

О страданіяхъ Соловецкихъ мучениковъ узналъ весь свѣтъ, вся подсолнечная, и люди Божіи съ умиленіемъ взирали на стойкую, непоколебимую вѣру нашихъ истинныхъ сыновъ Руси Святой. Взирали люди и восхищались ихъ сверхчеловѣческимъ терпѣніемъ. Ихъ страданіями озарялся мракъ земной. Къ новомученикамъ приближалось Божіе небо. Господь согрѣвалъ ихъ Своею благодатью, укрѣплялъ въ мукахъ, подавалъ силу терпѣть до конца жестокія пытки! Господь вѣнчалъ страдальцевъ вѣнцами нетлѣнными, вѣнцами вѣчной славы, вѣчнаго ликованія въ Его сіяющихъ обителяхъ! Зазвенятъ ли вновь колокола соловецкихъ храмовъ? Зазвучатъ-ли священныя пѣснопѣнія въ церквахъ обителяхъ?

Будемъ молить Всемогущаго Господа, чтобы Онъ смиловался надъ людьми свято-русскими и вернулъ прежнюю красоту, благолѣпіе, величіе нашей поруганной, оскверненной, замученной, распятой Родинѣ!

Примѣчанія:
[1] См. «Правосл. Жизнь» за сентябрь 1963 г. Житіе преп. Савватія Соловецкаго.
[1] Память св. Елисея Сумскаго 14 іюня.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ десятый. [1964 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1964. — С. 26-41.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.