Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ десятый. [1964 г.]

Житіе преп. Ѳеодосія, игумена монастыря Печерскаго.
Память 3-го мая. — Отошелъ ко Господу въ 1074 г.

Тринадцати лѣтъ святой потерялъ отца, — добраго и разумнаго. Мать была женщиной строгою, даже суровою, но, до безумія любя своего сына, она своей неразумной любовію причиняла ему много огорченій. Она не понимала сына. Отецъ оставилъ богатое наслѣдство. Мать возмущалась, что ея святой сынъ одѣвается бѣдно, наравнѣ со слугами работаетъ словно послѣдній рабъ. Безумная мать избивала отрока, понуждая его жить, какъ всѣ его богатые сверстники. Однажды, блаженный встрѣтилъ странниковъ-богомольцевъ, которые ходили по святымъ мѣстамъ. Божіи люди разсказали отроку о Святой Землѣ. Онъ сталъ умолять ихъ взять его съ собою. Тайно отъ матери, ночью, ушелъ онъ съ ними. Мать догнала его, избила, привела домой и заперла. Два дня морила она его голодомъ. Наконецъ, накормила его, но связала ему ноги, чтобы онъ вторично не ушелъ. Неразумная мать то жестоко обращалась съ кроткимъ сыномъ, то ласкала его, умоляла со слезами не покидать ее. Много, много горя причиняла она сыну.

Св. Ѳеодосій продолжалъ каждый день посѣщать церковь. Иногда онъ съ огорченіемъ возвращался домой: священникъ не могъ служить литургію по отсутствію просфоръ. Св. Ѳеодосій взялъ на себя эту заботу. Онъ покупалъ пшеницу, руками мололъ ее, дѣлалъ муку и пекъ просфоры. Матери не понравилось такое занятіе сына. Да и сверстники стали смѣяться надъ нимъ. «Ты наносишь безчестіе своему роду», говорила мать, «я не могу слышать, какъ надъ тобою смѣются!» Св. Ѳеодосій объяснилъ матери высокое значеніе просфоръ, и она на нѣкоторое время оставила его въ покоѣ. Но не на долго! Она какъ-то замѣтила, что св. Ѳеодосій почернѣлъ отъ огня и потребовала, чтобы онъ прекратилъ печь просфоры. Св. Ѳеодосій тайно ушелъ тогда въ сосѣдній городъ и сталъ тамъ печь у священника просфоры. Мать, узнавъ, гдѣ находится ея сынъ, вернула его опять домой и снова жестоко его наказала. Слава о святой жизни юнаго Ѳеодосія прошла по всему городу. Городской начальникъ, желая отличить юнаго подвижника, подарилъ ему богатую, красивую одежду. Блаженный не любилъ наряжаться и отдалъ ее одному бѣдняку. Добрый начальникъ не только не разгнѣвался на святого, но еще больше полюбилъ его. Онъ подарилъ ему другую прекрасную одежду. Святой и на этотъ разъ отдалъ нищему это великолѣпное одѣяніе.

Потихоньку отъ всѣхъ отрокъ носилъ тяжелыя желѣзныя вериги, которыя до крови ранили его тѣло. Начальникъ города однажды устроилъ пиръ для знатныхъ людей. Св. Ѳеодосій долженъ былъ прислуживать гостямъ. Ему приказали явиться въ нарядной одеждѣ. Мать его помогала ему одѣваться и къ своему ужасу увидѣла, что его рубашка въ крови отъ ранъ, которыя ему причиняли тяжкія вериги. Съ яростію сорвала она вериги и жестоко избила юнаго подвижника.

Однажды, св. Ѳеодосій въ церкви услышалъ слова св. Евангелія: «Кто любитъ отца или мать больше Меня — недостоинъ Меня». (Матѳ. 10, 37). Это рѣшило судьбу блаженнаго. Горячо помолившись Богу, онъ оставилъ навсегда родительскій домъ. Направилъ онъ свой путь къ славному городу Кіеву. Дороги онъ не зналъ, но Господь помогъ ему. Блаженный увидѣлъ обозъ, направлявшійся въ Кіевъ. За нимъ онъ и пошелъ.

Въ то время въ Кіевѣ было много богатыхъ обителей. Отрокъ смиренно просилъ принять его, какъ послушника, но ни одинъ изъ монастырей его не принялъ, т. к. онъ имѣлъ видъ нищаго. Но вотъ, повѣдали ему добрые люди, что въ пещерѣ подвизается дивный старецъ — блаженный Антоній. Окрыленный духомъ, юноша поспѣшилъ къ мѣсту подвига св. Антонія. Блаженный Ѳеодосій палъ къ ногамъ отшельника. Онъ слезно умолялъ принять. къ себѣ и научить жизни монашеской. «Дитя мое», ласково сказалъ св. Антоній, «эти пещеры мрачны и тѣсны. Ты же еще молодъ. Какъ сможешь ты переносить эти скорби?

— «Честный отче! Всевидящій Богъ привелъ меня къ твоей святынѣ, да спасуся тобою. Что прикажешь мнѣ дѣлать, все буду исполнять», твердо сказалъ св. Ѳеодосій. Блаженный Антоній тогда сказалъ: «Благословенъ Богъ, укрѣпляющій тебя, дитя мое, на такой подвигъ».

Въ 1032 году проп. Ѳеодосій принялъ образъ ангельскій. Ему тогда было только 18 лѣтъ. Постригалъ его, по благословенію святаго Антонія, преп. Никонъ. Съ великою любовію, съ усердіемъ сталъ служить Богу юный инокъ. Послушаніе и смиреніе его были необычайны. Строго постился онъ и пламенно молился. Преподобные отцы Антоній и Никонъ удивлялись его терпѣнію и смиренію.

Что же стало съ матерью св. Ѳеодосія? Она принялась искать блаженнаго юношу по всему городу. Услышавъ, что онъ ушелъ въ Кіевъ, она направилась туда. Тамъ ей повѣдали, что ея сынъ подвизается, у преп. Антонія. Пошла она къ великому святому, стала просить его разрѣшенія повидаться съ сыномъ. Подвижникъ ей объяснилъ, что сынъ ея — инокъ-пещерникъ. Понявъ, что она не сможетъ больше видать своего сына, она пришла въ такое отчаяніе, что преп. Антоній благословилъ своего ученика повидаться съ ней. Мать умоляла сына вернуться домой. Тотъ же совѣтовалъ ей поступить въ Кіевѣ въ женскую обитель — тогда она сможетъ иногда его посѣщать. Долго не соглашалсь на это скорбная мать. Наконецъ, рѣшилась служить Единому Богу и поступила въ Кіевѣ въ Свято-Никольскій монастырь. Св. Ѳеодосій возблагодарилъ Господа за Его великую милость къ его матери!

Преп. Антоній, видя высокую жизнь св. Ѳеодосія, почтилъ его саномъ священства. Блаженный Ѳеодосій и въ этомъ санѣ оставался простымъ, смиреннымъ, послушливымъ. Онъ носилъ воду, рубилъ дрова, ночами для братьевъ мололъ жито, когда тѣ мирно почивали. Лѣтними ночами садился онъ порою на верхъ своей пещеры — обнаженнымъ. Множество оводовъ, комаровъ облѣпляло его тѣло. А святой съ молитвою на устахъ прялъ шерсть. Тѣло его кровоточило. Съ первымъ звономъ къ утрени онъ спѣшилъ въ церковь, бодро молился послѣ безсонной мучительной ночи, послѣдній уходилъ изъ храма. Братія очень почитали и любили св. Ѳеодосія. Въ 1057 году его избрали въ игумена по благословенію преп. Антонія, который стремился къ полному уединенію. Онъ поселился подальше отъ монастыря, проводя время въ денно-нощной молитвѣ.

Ставъ игуменомъ, блаженный оставался такимъ же смиреннымъ. Раньше всѣхъ спѣшилъ на работу и въ храмъ. Подъ его мудрое руководство собралось множество иноковъ. Св. Ѳеодосій выстроилъ новый большой деревянный соборъ въ честь Успенія Пресвятой Богородицы, сооружилъ келліи для братіи, обитель оградилъ стѣнами. Монастырь сталъ называться «Печерскимъ», въ память того, что первоначальная обитель находилась въ пещерахъ.

Святой Ѳеодосій принималъ въ монастырь всѣхъ, даже самыхъ бѣдныхъ, помня, какъ ему было горько, когда его не принимали никуда по его нищенской одеждѣ. Но блаженный игуменъ долго испытывалъ, достоинъ-ли кто чина монашескаго. Онъ долго не постригалъ послушниковъ. По ночамъ святой часто обходилъ келліи. Если иноки молились, онъ благодарилъ Бога, а если разговаривали, то, постучавъ въ дверь, на утро дѣлалъ кротко наставленіе. Трудился онъ наравнѣ съ братіей. Часто мѣсилъ онъ тѣсто, пекъ хлѣбъ и просфоры. Однажды, передъ праздникомъ Успенія Пресвятой Богородицы была большая работа и всѣ иноки были заняты. Келарь сказалъ, что некому носить воду изъ колодца. Святой Ѳеодосій сейчасъ же взялся за дѣло. Одинъ инокъ, увидѣвъ въ этой работѣ игумена, поспѣшилъ повѣдать объ этомъ братіи. Всѣ побѣжали помогать любимому, смиренному игумену. Другой разъ некому было дровъ нарубить для поварни. Св. Ѳеодосій приказалъ всѣмъ идти на трапезу, а самъ, пока братія подподкрѣплялась, нарубилъ дровъ. Послѣ окончанія трапезы, иноки, взявъ топоры, наготовили дровъ на долгое время.

Словно звѣзда свѣтлая сіялъ своею жизнію преп. Ѳеодосій. Софроній, игуменъ монастыря св. Архистратига Михаила, однажды, темною ночью, возвращался въ свою обитель. Вдругъ... видитъ онъ: яркій свѣтъ сіяетъ надъ монастыремъ Печерскимъ. Игуменъ прославилъ Господа, даровавшаго обители такого дивнаго свѣтильника, какимъ былъ преп. Ѳеодосій. Божіи люди неоднократно видѣли нѣкій небесный свѣтъ надъ монастыремъ св. Ѳеодосія.

Особенно строго проводилъ преподобный Великій Постъ. Онъ уединялся въ пещеру и молился. Въ этой же пещерѣ онъ заповѣдалъ и похоронить его. Уходилъ онъ иногда въ другую пещеру, которая находилась недалеко отъ монастырскаго села. Уходилъ въ вечеръ Сырнаго воскресенья и возвращался наканунѣ Лазаревой Субботы. Но и въ обычное время святой усердно подвизался: ночи проводилъ въ молитвѣ, питался хлѣбомъ, овощами, сваренными безъ масла, пилъ только воду.

За такую высокую жизнь, на него ополчались бѣсы, являясь ему въ страшномъ видѣ. Святой боролся съ ними молитвою, призывая на помощь Господа, Царицу Небесную, ангеловъ, всѣхъ святыхъ. Прогонялъ ихъ крестнымъ знаменіемъ.

Однажды, бѣсъ въ видѣ чернаго, страшнаго пса мѣшалъ ему молиться. Преподобный хотѣлъ его ударить, какъ песъ мгновенно исчезъ! Но тутъ на блаженнаго напалъ такой ужасъ, что онъ могъ сопротивляться ему только усиленною молитвою и земными поклонами. Молился онъ усердно, пока страхъ владѣлъ его душою — и вдругъ, съ Божіей помощію, сталъ совершенно спокоенъ. Великій подвижникъ повѣдалъ объ этомъ братіи, училъ ее бороться съ искушеніями бѣсовскими.

Не только иноки, но и всѣ люди Божіи, какъ знатные бояре, такъ и крестьяне очень любили игумена. Самъ великій князь Изяславъ [1] почиталъ преподобнаго, часто приглашая въ свои палаты, просилъ у него совѣта, долго съ нимъ бесѣдовалъ. Однажды до поздняго вечера князь бесѣдовалъ съ преподобнымъ и приказалъ своему слугѣ на телѣжкѣ отвезти блаженнаго въ монастырь. Преподобный, по своему обыкновенію, одѣтъ былъ бѣдно. Въ пути слуга говоритъ преподобному: «Ты, чернецъ, весь день проводишь безъ дѣла, а я живу въ хлопотахъ и трудѣ. Садись-ка на лошадь, а я лягу на твоемъ мѣстѣ и сосну». Великій игуменъ смиренно исполнилъ приказаніе княжескаго слуги. Наступило утро. Вельможи, ѣхавшіе къ князю, видя преп. Ѳеодосія на конѣ, слѣзали со своихъ лошадей и низко кланялись святому. Слуга оробѣлъ и смутился. Игуменъ ласково сказалъ слугѣ: «Уже свѣтло, дитя мое, садись теперь на своего коня». Когда подъѣхали къ вратамъ монастыря, братія съ честію встрѣтила своего игумена. Слуга только теперь понялъ, кого онъ везъ. Онъ совершенно растерялся и испугался: что ему будетъ, когда обо всемъ узнаетъ великій князь! Св. Ѳеодосій ободрилъ его и велѣлъ какъ можно лучше его угостить.

Благовѣрный князь Изяславъ часто посѣщалъ св. обитель Однажды, вкушая пищу монастырскую, спросилъ князь блаженнаго Ѳеодосія: «Почему я дома никогда такъ сладко не ѣлъ, какъ въ твоей обители, хотя мнѣ предлагаютъ богатыя, дорогія блюда?»

— «Братія, работающіе на кухнѣ, все дѣлаютъ по благословенію и съ молитвою, въ тишинѣ и мирѣ, а твои слуги ссорятся, ропщутъ, клевещутъ другъ на друга. Потому и пища, сдѣланная ими, не такъ вкусна, какъ благословенная Богомъ простая монастырская» — такъ объяснилъ великому князю святой игуменъ.

Преп. Ѳеодосій былъ необычайно милосерденъ. Онъ близъ монастыря устроилъ богадѣльню въ 1058 году. Нищіе, хромые, слѣпые, сироты находили здѣсь пріютъ. Св. игуменъ при богадѣлънѣ устроилъ церковь въ честь первомученика св. Архидіакона Стефана. Каждую субботу онъ посылалъ для заключенныхъ въ темницахъ возъ хорошо выпеченнаго хлѣба.

Преп. Ѳеодосій любилъ народъ и мудро, просто поучалъ его. Онъ говорилъ: «Будьте совершенны, какъ Отецъ вашъ Небесный. Зажжемъ свѣтильники наши любовію и послушаніемъ, кротостію и смиреніемъ. Встрѣтимъ Христа лицомъ непостыднымъ».

Преп. Ѳеодосій боролся съ остатками язычества, которые тогда замѣчались въ русскомъ народѣ.

Любовь Божественная царила въ душѣ великаго игумена. Онъ всѣхъ любилъ, всѣхъ жалѣлъ. Изъ глубокой жалости къ евреямъ, онъ по ночамъ шелъ въ городъ и тамъ небоязненно проповѣдывалъ имъ Христово св. Евангеліе. Онъ смѣло называлъ ихъ богоубійцами. Всемогущій Господь его хранилъ, т. к. евреи могли бы убить его за такія обличенія ихъ.

Такъ велико было милосердіе блаженнаго, что онъ оказывалъ милость и людямъ, вредящимъ его св. обители. Однажды къ нему привели разбойниковъ, которыхъ поймали на селѣ монастырскомъ. Они трепетали отъ страха. Святой пожалѣлъ грабителей, прослезился. Онъ приказалъ ихъ развязать, накормить, напоить. Кротко уговаривалъ онъ ихъ оставить грѣховную жизнь. Они умиленно слушали благостныя рѣчи святаго и обѣщали исправиться.

Преп. Ѳеодосій крѣпко вѣрилъ, что Господь сохранитъ обитель, и, дѣйствительно, Богъ чудеснымъ образомъ избавлялъ Печерскій монастырь отъ грабителей, воровъ, разбойниковъ — отъ всѣхъ негодныхъ людей.

Одною темною ночью грабители подступили къ монастырской церкви, т. к. предполагали, что въ храмѣ игуменъ хранитъ все цѣнное, всѣ деньги обительскія. Вдругъ слышатъ: чудное, стройное пѣніе. Притаились, думая, что совершается ночная служба. Отошли отъ церкви, подождали въ густомъ лѣсу. Подкрались снова къ храму: — снова услышали чудное пѣніе, сіяетъ дивный свѣтъ, исходитъ неземное благоуханіе. Разбойники не поняли, что въ церкви поютъ небожители. Снова отправились въ лѣсъ. Такъ повторялось нѣсколько разъ: разбойники подходили къ церкви и все слышалось дивное пѣніе. Наконецъ, наступило время утренней службы. Пономарь сталъ ударять къ утреннему пѣнію. Только теперь разбойники поняли, что никакой ночной службы не было! Но эти грубые люди не устрашились, не умилились. Напротивъ, рѣшили перебить монаховъ, когда они соберутся на утреннее пѣніе, а деньги, цѣнности забрать себѣ... Вотъ началась Божія служба, св. игуменъ прилежно молился въ храмѣ. Грабители устремились къ церкви, хотѣли уже ворваться въ нее, какъ вдругъ, силою Божію, храмъ поднялся на воздухъ, со всѣми находившимися внутри его. Разбойники поняли, что Господь и Царица Небесная спасли, отъ ихъ страшныхъ убійственныхъ рукъ Божіихъ людей. Вострепетали они. Въ страхѣ, несказанномъ вернулись домой эти прозрѣвшіе люди. Они покаялись и дали Богу обѣтъ начать новую, свѣтлую жизнь. Атаманъ разбойниковъ съ тремя бывшими злодѣями явился къ преп. Ѳеодосію. Съ покаянными слезами повѣдалъ онъ все происшедшее. Возблагодаривъ Господа и Царицу Небесную, преп. Ѳеодосій наставилъ четырехъ бывшихъ разбойниковъ и отпустилъ съ миромъ.

Однажды, поймали воровъ, связали и повели въ городъ, къ судьѣ. Дорога шла мимо села, которое принадлежало Печерской обители. Одинъ изъ связанныхъ воровъ кивкомъ головы указалъ на селеніе и повѣдалъ о чудѣ Божіемъ: «Однажды ночью мы подошли къ этому селу и рѣшили его ограбить, но вдругъ вмѣсто села мы увидѣли городъ, окруженный высокими стѣнами, со сторожевыми башнями. Мы смотрѣли и дивились. Конечно, мы не могли проникнуть въ этотъ городъ! Въ полномъ недоумѣніи мы вернулись домой».

Вотъ какъ Господь хранилъ достояніе дивной обители! Прославилась св. обитель и чудесами великими. Опишемъ нѣкоторыя изъ нихъ.

Однажды, одинъ бояринъ ѣхалъ верхомъ по полю, въ пятнадцати поприщахъ [2] отъ монастыря. Вдругъ бояринъ видитъ: стоитъ подъ облаками чудная, сіяющая церковь. Бояринъ со своими отроками хотѣлъ узнать, что это за дивная церковь, стоящая въ небѣ. Онъ быстро поскакалъ на своемъ конѣ, а за нимъ и его отроки, до самаго монастыря Печерскаго. На глазахъ боярина и его отроковъ небесная церковь опускается на землю и встаетъ на своемъ мѣстѣ въ обители! Бояринъ пошелъ къ святому игумену повѣдалъ о происшедшемъ дивномъ чудѣ. Съ тѣхъ поръ онъ часто сталъ посѣщать преподобнаго Ѳеодосія и наслаждался его мудрыми рѣчами. Онъ сталъ много жертвовать для обители и для украшенія храма Пресвятой Богородицы.

Другой бояринъ, рабъ Божій Климентъ, передъ походомъ противъ враговъ далъ обѣщаніе, если живымъ и невредимымъ вернется съ поля битвы, пожертвовать двѣ гривны золота на храмъ Успенскій и заказать золотой вѣнецъ для чудотворной иконы Богоматери. Благополучно вернувшись съ поля сраженія, онъ забылъ о своемъ обѣтѣ. Однажды бояринъ спалъ послѣ обѣда. Вдругъ слышитъ, грозный голосъ: «Климентъ!» Бояринъ проснулся, всталъ на ноги увидѣлъ передъ собою икону Печерскую Пресвятой Богородицы. Отъ образа исходитъ голосъ: «Почему, Климентъ, ты мнѣ не далъ то, что обѣщалъ? Спѣши исполнить обѣщаніе!» Голосъ затихъ, икона скрылась! Климентъ затрепеталъ. Онъ поспѣшилъ заказать золотой вѣнецъ и, когда онъ былъ готовъ, вмѣстѣ съ обѣщанными гривнами, отнесъ въ монастырь и передалъ преп. Ѳеодосію, повѣдавъ ему о своемъ ночномъ видѣніи. Этотъ бояринъ рѣшилъ подарить обители богато украшенное св. Евангеліе. Онъ пришелъ къ св. игумену, держа подъ одеждою драгоцѣнную святую книгу. Послѣ молитвы преп. Ѳеодосій и Климентъ хотѣли присѣсть. Бояринъ все еще держалъ св. Евангеліе скрытымъ. Преподобный ему говоритъ: «Ты мнѣ сначала передай св. Евангеліе, которое ты обѣщалъ принести въ даръ Пречистой и которое ты скрываешь подъ одеждою — и тогда мы уже сядемъ». Ужаснулся Климентъ — понялъ хорошо, что передъ нимъ святой провидецъ и поспѣшилъ передать въ руки святому свой даръ. Долго сидѣлъ бояринъ съ угодникомъ Божіимъ: все слушалъ его поученія и, просвѣтленный душою, вернулся домой.

Инокъ Иларіонъ повѣдалъ о такомъ чудѣ. Этого брата очень любилъ преп. Ѳеодосій. Иларіонъ въ его келліи дни и ночи переписывалъ Божественныя книги. Былъ онъ чрезвычайно трудолюбивымъ, усерднымъ монахомъ. Блаженный игуменъ тихо, благостно пѣлъ псалмы, зная ихъ наизусть, а въ рукахъ имѣлъ рукодѣліе: прялъ шерсть.

Однажды вечеромъ, когда св. игуменъ и братъ Иларіонъ прилежно работали, въ келлію вошелъ экономъ о. Анастасій и сказалъ: «У меня нѣтъ денегъ, чтобы купить все необходимое для братской трапезы». Преподобный Ѳеодосій спокойно отвѣтилъ: «Теперь вечеръ, день еще далеко. Подожди немного, молись Богу! Онъ о насъ позаботится, помилуетъ насъ!» О. Анастасій, понявъ, что у блаженнаго игумена нѣтъ денегъ, вышелъ изъ келліи. Святой же игуменъ вошелъ во внутреннюю часть келліи. Послѣ усердной молитвы онъ вернулся къ иноку Иларіону и взялся снова за рукодѣліе. Экономъ очень безпокоился, какъ ему быть. Онъ рѣшилъ переспросить преподобнаго. «Я же тебѣ сказалъ: молись Богу! Утромъ иди въ городъ и все необходимое возьми въ долгъ у торговцевъ. Мы имъ послѣ отдадимъ съ Божіею помощію. «Не заботьтесь о завтрашнемъ днѣ», учитъ насъ нашъ Спаситель. Богъ насъ не оставитъ». Экономъ вышелъ изъ келліи, покорно поклонившись блаженному. Вдругъ въ келліи появляется свѣтлый-пресвѣтлый отрокъ, въ одеждѣ воина, кланяется, кладетъ на столъ гривну золота и, не говоря ни слова, выходитъ. Преп. Ѳеодосій всталъ, взялъ деньги и со слезами помолился Богу, благодаря Его за милость. Утромъ преподобный позвалъ привратника и спросилъ его; «Не приходилъ-ли кто къ вратамъ обительскимъ этою ночью?» — «Никто», отвѣтилъ привратникъ. «Какъ только зашло солнце, я заперъ врата. Съ тѣхъ поръ я ихъ не открывалъ».

Св. игуменъ передалъ о. Анастасію гривну золота и сказалъ: «Ты говоришь, братъ Анастасій, что у тебя нѣтъ денегъ, чтобы купить все необходимое для братіи. Вотъ тебѣ золото. Иди и купи все нужное».

Экономъ земно поклонился преп. Ѳеодосію, прося у него прощенія. «Никогда не унывай! Будь крѣпокъ въ вѣрѣ! Знай, что Господь никогда не оставитъ насъ безъ Своей помощи! Да получше угости сегодня братью! Вѣдь сегодня насъ посѣтилъ Господь, явилъ на насъ чудесно Свое милосердіе».

Однажды, къ преп. Ѳеодосію пришелъ келарь Ѳеодоръ, говоря: «У меня нѣтъ продуктовъ, чтобы выдать на кухню для приготовленія трапезы».

— «Потерпи немного, молись Богу, вѣрь, что Онъ насъ не оставитъ. Если же мы не будемъ достойны Божія попеченія, то свари пшеницу, смѣшай ее съ медомъ и предложи братіи на трапезу. Но мы все же надѣемся на Бога, не оставитъ Онъ насъ, какъ не оставилъ въ пустыни людей непокорныхъ и накормилъ ихъ хлѣбомъ небеснымъ». И что же? По молитвѣ преподобнаго, Милосердный Богъ сотворилъ дивное чудо. Господь положилъ на сердце первому боярину князя Изяслава, Іоанну, наполнить три воза мукою, хлѣбомъ, рыбою, чечевицею, пшеномъ, медомъ и послать въ Печерскій монастырь.

Преп. Ѳеодосій духовно веселился во время братской трапезы, не столько вкушая пищу, сколько молясь, благодаря Великаго Промыслителя.

Однажды изъ Кіева пришелъ къ преп. Ѳеодосію одинъ священникъ и попросилъ у него вина для совершенія Божественной литургіи. Блаженный позвалъ церковника и приказалъ наполнить виномъ сосудъ, который принесъ съ собою священникъ. Церковникъ объяснилъ святому, что осталось вина на три-четыре святыхъ литургій. «Отдай все вино іерею: насъ не оставитъ Господь». Церковникъ не послушался, оставивъ вино для завтрашней литургіи.

Пресвитеръ показалъ преп. Ѳеодосію сколько вина ему далъ церковникъ. Блаженный позвалъ его: «Развѣ я не приказалъ тебѣ дать все вино іерею? Не заботься, братъ, о завтрашнемъ днѣ! Развѣ Господь можетъ церковь Своей Матери оставить безъ службы на завтрашній день? Сегодня же, съ избыткомъ, пошлетъ намъ вина». Церковникъ исполнилъ приказаніе, — а послѣ вечерней трапезы привезли въ обитель три полныхъ бочки вина отъ христолюбиваго князя Всеволода (князя Переяславскаго — брата Изяслава) [3].

Однажды, наканунѣ праздника Успенія Пресвятой Богородицы этотъ же церковникъ очень скорбѣлъ, т. к. у него вышло лампадное масло. Церковникъ рѣшилъ замѣнить его другимъ. Преп. Ѳеодосій разрѣшилъ ему такъ поступить. Когда церковникъ наполнилъ лампады то, къ своему ужасу, увидѣлъ, что на днѣ сосуда плаваетъ мертвая мышь! Онъ поспѣшилъ къ преп. Ѳеодосію: «Какъ попала мышь въ сосудъ съ масломъ — понять не могу! Я очень аккуратно закрылъ сосудъ!» Св. Ѳеодосій объяснилъ церковнику, что произошло это по Божіему попущенію. Надо было вѣрить, что Господь не оставитъ церковь безъ масла ко дню великаго праздника и спокойно ожидать Его милости. Св. игуменъ приказалъ масло, оскверненное мышью, вылить, а самъ сталъ на молитву. Вечеромъ одинъ богачъ, привезъ въ обитель цѣлую бочку лампаднаго масла! Преп. Ѳеодосій радостно прославилъ Господа. Всѣ лампады были налиты, да еще осталось много масла для церкви Пречистой.

Однажды, кн. Изяславъ пробылъ у святаго до самой вечерни. Благочестивый князь вмѣстѣ съ преподобнымъ и его братьями простоялъ вечернее пѣніе и собрался ѣхать домой, какъ вдругъ полилъ сильный дождь. Св. Ѳеодосій позвалъ ключника и велѣлъ приготовить хорошій ужинъ для благовѣрнаго князя. Ключникъ сказалъ святому игумену, что для питья нѣтъ готоваго меда [4], нечего дать князю и людямъ его. «Неужели же у тебя не найдется хоть немного меда?» — спросилъ ключника преподобный.

— «Нѣтъ ни капли! Я даже сосудъ отъ этого напитка опрокинулъ», — отвѣтилъ братъ.

Блаженный твердо, съ дерзновеніемъ сказалъ ключнику: «Иди, говорю тебѣ, иди во имя Господа нашего Іисуса Христа, и ты найдешь медъ въ этомъ сосудѣ».

Ключникъ повѣрилъ словамъ игумена и нашелъ бочку отъ меда, полную благовоннаго, чуднаго, приготовленнаго для напитка меда! Поспѣшилъ онъ къ преподобному и повѣдалъ о дивномъ чудѣ. «Никому не говори о случившемся, дитя мое! Иди, угости князя и его людей. И братіи дай меда, это Божіе благословеніе», сказалъ ключнику блаженный игуменъ. Чудеснаго меда хватило братіи на долгое время.

Однажды къ преп. Ѳеодосію пришелъ пекарь и объявилъ: мука вышла — не изъ чего печь хлѣбъ. Преподобный сказалъ пекарю: «Иди въ амбаръ и посмотри: можетъ что найдешь». — «Я подмелъ весь засѣкъ [5], только въ одномъ углу осталось три-четыре горсти отрубей», сказалъ пекарь. — «Дитя мое, Всемогущій Господь умножитъ три горсти отрубей. Онъ до избытка дастъ намъ муки! Вспомни, какъ во времена пророка Иліи Богъ умножилъ горсть муки для бѣдной вдовы. Такъ умножилъ, что она съ дѣтьми была сыта въ голодное время». Пекарь пошелъ въ амбаръ и увидѣлъ засѣкъ переполненный мукою, такъ, что она сыпалась на землю. Въ ужасѣ поспѣшилъ онъ къ святому. Св. Ѳеодосій сказалъ пекарю: «Пеки хлѣбъ, молись и молчи! Эта милость Божія произошла по молитвѣ святыхъ иноковъ нашей обители».

Преподобный Ѳеодосій мужественно стоялъ за правду, обличалъ сильныхъ міра сего. Преподобный лѣтописецъ Несторъ, постриженникъ св. Ѳеодосія, свидѣтельствуетъ, что онъ написалъ грозное посланіе великому князю Святославу, укоряя его за то, что онъ незаконно похитилъ у своего старшаго брата Изяслава престолъ великокняжескій. Святославъ грозилъ заточить святаго, но никакія угрозы не устрашали св. Ѳеодосія. По молитвамъ угодника Божія, князь Святославъ пересталъ гнѣваться на него. Онъ сталъ посѣщать обитель, приглашалъ къ себѣ великаго игумена. Онъ говорилъ ему: «Я бы такъ не радовался, если бы увидѣлъ покойнаго отца родного воскресшаго, какъ радуюсь, когда вижу тебя въ моемъ домѣ; такъ менѣ дорога твоя святая, правдивая, праведная душа!»

Однажды, будучи у князя Святослава, преподобный услышалъ веселую игру музыкантовъ. Блаженный сидѣлъ рядомъ съ княземъ. Вдругъ низко опустилъ онъ голову и со вздохомъ произнесъ: «Будетъ ли такъ въ вѣкѣ будущемъ?» Святославъ умилился, прослезился и приказалъ музыкантамъ кончить игру. Съ тѣхъ поръ при посѣщеніи преп. Ѳеодосіемъ князя Святослава музыка прекращалась.

Слухъ о строгой жизни преп. Ѳеодосія, о чудесахъ, творимыхъ имъ, о его милосердіи — прошелъ по всей Святой Руси. Простые и знатные шли принять благословеніе святаго игумена, послушать его мудрыя наставленія.

Подъ руководствомъ великихъ подвижниковъ свв. Антонія и Ѳеодосія изъ Печерскаго монастыря вышло множество достойныхъ учениковъ. Иноки переписывали книги, составляли для народа поученія. Свв. Ѳеодосій и другъ его Никонъ тоже переписывали книги. Преп. Никонъ сшивалъ и переплеталъ драгоцѣнныя рукописи, что дѣлалъ съ большимъ искусствомъ, тогда какъ преп. Ѳеодосій сидя возлѣ своего друга, смиренно прялъ нитки для переплета. Изъ монастыря расходилось по Руси Святой священное Писаніе, житія святыхъ, поученія. Лѣтопись началась въ Печерскомъ монастырѣ. Прославленный лѣтописецъ, преп. Несторъ, написалъ и житіе преп. Ѳеодосія.

Число братіи съ каждымъ годомъ увеличивалось. Возлюбила Царица Небесная святую обитель. Чудеснымъ образомъ явилась Она въ Царьградѣ четыремъ строителямъ церковнымъ и послала ихъ къ преподобнымъ Ѳеодосію и Антонію, для сооруженія большого, каменнаго храма въ честь Ея Успенія. Она сказала зодчимъ, передавая имъ Свою икону: «Да намѣстная будетъ въ будущемъ храмѣ». Пречистая дала имъ золото [6].

Преп. Ѳеодосій просилъ Господа указать мѣсто, гдѣ долженъ быть построенъ новый храмъ. И дивное чудо! Ночью люди, жившіе недалеко отъ обители, были разбужены неземнымъ пѣніемъ. Они вышли изъ домовъ, взобрались на высокій холмъ, прислушиваясь, откуда доносится дивное пѣніе. Видятъ: надъ монастыремъ Печерскимъ стоитъ яркое сіяніе. Изъ деревянной Успенской церкви выходитъ множество иноковъ. Впереди — св. игуменъ Ѳеодосій, за нимъ несутъ икону намѣстную Пресвятой Богородицы, дальше монахи съ горящими свѣчами. Доходятъ до мѣста, на которомъ должна быть воздвигнута новая церковь. Братія молится, дивное раздается пѣніе. И всѣ возвращаются затѣмъ въ старую церковь.

О чудесномъ видѣніи повѣдано было инокамъ, и они поняли, что то ангелы указали мѣсто, на которомъ долженъ быть воздвигнутъ новый храмъ.

Преп. Ѳеодосій помогалъ строить каменную церковь, въ одеждѣ ветхой трудился, какъ простой послушникъ. Но до окончанія постройки Господь призвалъ къ Себѣ вѣрнаго раба Своего. Святой зналъ день своего отшествія ко Господу. Онъ созвалъ братію, съ любовію благословилъ всѣхъ, попрощался съ каждымъ. Посѣтилъ его и князь Святославъ. Преподобный просилъ его крѣпко держать вѣру православную и заботиться о монастырѣ, который является Домомъ Пресвятой Богородицы. Съ великой скорбью слушалъ князь послѣднія наставленія любимаго духовнаго отца. Плакали горько всѣ иноки. По просьбѣ братіи, отходящій на вѣчный покой поставилъ въ игумена преп. Стефана.

— «Въ субботу, послѣ восхода солнца душа моя выйдетъ изъ тѣла», — сказалъ святой.

Утѣшалъ преп. Ѳеодосій плачушихъ братьевъ: тѣломъ онъ съ ними не будетъ, но душою никогда ихъ не оставить. Святой затѣмъ попросилъ братью оставить его одного. Братъ, который служилъ преподобному, сталъ смотрѣть сквозь дверную скважину на отходящаго и видитъ: святой вдругъ поднялся со своего ложа, палъ ницъ и сталъ громко молиться о спасеніи своей души, призывая на помощь всѣхъ святыхъ. Особенно онъ молился Пречистой и поручалъ Ей своихъ братьевъ... Преп. Ѳеодосій снова легъ на свое ложе, полежалъ немного, взглянулъ ввысь — ликъ его озарился радостію небесною. Святой громко сказалъ: «Благословенъ Богъ, если такъ есть, то я больше не боюсь, но радуюсь, что отхожу изъ этого міра!»

Братъ понялъ, что отходящему было небесное видѣніе, которое ободрило, возрадовало его.

Преп. Ѳеодосій протянулъ ноги, сложилъ на груди крестообразно руки и предалъ свою святую душу въ руки Божіи. То было 3-го мая 1074 г. Только на небѣ засіяло Божіе солнышко, какъ отошелъ на безконечную радость святой игуменъ...

Рыдая, иноки понесли мощи св. игумена въ церковь.

Погребли блаженнаго, какъ онъ заповѣдалъ, въ пещерѣ, гдѣ онъ уединялся для молитвы.

Въ часъ кончины преп. Ѳеодосія, недалеко отъ монастыря проѣзжалъ князь Святославъ. Видитъ: огненный столпъ поднялся отъ обители до самаго неба. — «Думаю, что отошелъ отъ земли къ небесамъ блаженный отецъ Ѳеодосій», проговорилъ князь. Онъ послалъ слугу въ монастырь. Посланный подтвердилъ печальную вѣсть. Горько заплакалъ князь.

Въ годъ отшествія ко Господу преп. Ѳеодосія, земля обительская его святыми молитвами дала необычайно большой урожай: сады изобиловали плодами, ягодами, огороды — овощами. Стали совершаться дивныя чудеса. Приведемъ нѣкоторыя изъ нихъ.

Великій князь Святославъ разгнѣвался на одного боярина и грозилъ заточить его въ тюрьму. Тотъ сталъ призывать на помощь св. Ѳеодосія, Во снѣ явился ему преподобный и сказалъ: «Что ты такъ печалишься? Если я и отошелъ отъ васъ, душою я съ вами! Утромъ тебя призоветъ князь. Онъ уже больше не гнѣвается. Ты будешь у него на прежнемъ мѣстѣ». Бояринъ проснулся и увидѣлъ преп. Ѳеодосія, выходящаго изъ дверей горницы. Слова блаженнаго сбылись въ точности.

Одинъ человѣкъ, отправляясь въ дальній путь, принесъ въ обитель ковчежецъ, полный серебряныхъ денегъ, и отдалъ его на храненіе знакомому иноку Конону. Другой инокъ, Николай, замѣтивъ, какъ было передано сокровище Конону, тайкомъ пробрался въ его келлію и укралъ ковчежецъ. Кононъ, обнаруживъ пропажу, очень опечалился. Онъ сталъ горячо молиться Богу, призывая на помощь преп. Ѳеодосія. Въ изнеможеніи отъ слезной молитвы онъ заснулъ. Видитъ великаго игумена. Онъ утѣшилъ его, сказавъ, что ковчежецъ скрытъ въ пещерѣ, въ такомъ то мѣстѣ и запретилъ кому либо говорить о пропажѣ... Кононъ проснулся радостный, зажегъ свѣчу и пошелъ на указанное ему мѣсто. Найдя ковчежецъ, онъ возблагодарилъ Бога и Его угодника — преп. Ѳеодосія.

Одинъ изъ клириковъ Кіевскаго Софійскаго собора тяжко заболѣлъ. Отъ сильнаго жара болящій потерялъ сознаніе. Придя въ себя, клирикъ сталъ молить Бога и преп. Ѳеодосія объ исцѣленіи. Молясь, заснулъ страждущій. Видитъ онъ св. игумена. Блаженный даетъ ему свой жезлъ и говоритъ: «Возьми его и ходи съ нимъ!» Проснулся болящій и сразу почувствовалъ себя лучше. Болѣзнь кончилась. Исцѣленный пошелъ въ монастырь, и повѣдалъ инокамъ о случившемся чудѣ. Вся братія возблагодарила Господа, дивнаго во святыхъ Своихъ.

Въ монастырѣ былъ обычай въ пятницу первой недѣли Великаго Поста на трапезѣ давать братіи хлѣбъ, испеченный съ медомъ и макомъ. Добрый игуменъ хотѣлъ тѣмъ утѣшить братію послѣ особенно строгаго поста.

Всѣ игумены, послѣ кончины преп. Ѳеодосія, держали обычай, имъ установленный. Когда игуменомъ былъ преп. Никонъ, онъ приказалъ келарю къ пятницѣ выдать въ пекарню муки, меда, мака для выпечки сладкихъ хлѣбовъ. Келарь не исполнилъ приказанія, сказавъ, будто у него нѣтъ хорошей муки для такихъ хлѣбовъ. Милосердный Господь не допустилъ, чтобы не былъ исполненъ обычай, благословенный Его угодникомъ. Когда послѣ литургіи шли на трапезу, неожиданно привезенъ былъ цѣлый возъ сладкихъ хлѣбовъ съ макомъ и медомъ! Иноки поняли, что о нихъ позаботился любящій ихъ преп. Ѳеодосій и воздали хвалу Господу.

Въ 1091 году рѣшено было перенести св. мощи преп. Ѳеодосія въ Великую Успенскую церковь. Игуменъ поручилъ открыть св. мощи преп. Нестору, который былъ постриженникомъ блаженнаго и очень его любилъ. Преп. Несторъ лѣтописецъ такъ описалъ мощи: «Составы не распались, а только волосы присохли къ головѣ». 14-го августа 1091 года св. мощи были торжественно перенесены съ ѳиміамомъ и зажженными свѣчами. На торжество собрались епископы, игумены монастырей, монахи и множество народа.

Въ 1108 году преп. Ѳеодосій былъ причисленъ къ лику святыхъ.

Въ 1130 году Ростовскій тысяцкій Георгій, сынъ варяга Шимона [7], вмѣстѣ съ отцомъ принявшій православную вѣру, прислалъ для окованія раки преп. Ѳеодосія 500 гривенъ серебра и 50 гривенъ золота.

При нашествіи Батыя, татары сняли богатое украшеніе раки, но мощи удалось скрыть. Въ поздѣйшія времена мощи св. игумена почивали въ Успенскомъ Соборѣ.

Надъ царскими вратами въ Соборѣ находилась икона Богоматери, которая въ 1073 году Сама Владычица дала въ Царьградѣ церковнымъ строителямъ. Этотъ чудотворный образъ былъ великолѣпно украшенъ. Его очень почиталъ Петръ Великій. Послѣ Полтавской битвы предъ этою св. иконою онъ возносилъ благодарственныя хвалебныя молитвы. Послѣ пожара, который произошелъ въ монастырѣ, онъ прежде всего спросилъ: «Спасена-ли чудотворная икона Богоматери?»

Шли года... Протекали столѣтія... Монастырь выросъ въ величественную Лавру, которая красовалась на берегу Днѣпра многоводнаго, широкаго. Лавра была обнесена высокою каменною оградою съ башнями по угламъ. Высились дивные храмы монастырскіе, возвышалась великая Лаврская колокольня. Въ пещерахъ почивало множество св. мощей печерскихъ подвижниковъ. Со всѣхъ сторонъ Руси Богомольной направлялись въ Лавру паломники. Шли съ постомъ и молитвою поклониться Лаврскимъ святынямъ. Великое множество Божіихъ людей собиралось въ Лавру къ празднику Успенія Пресвятой Богородицы, на память преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія, св. равноап. великаго кн. Владиміра! Радостно праздновали Божіи люди, а съ ними незримо ликовали небожители и святые Божіи угодники, Лавра радушно принимала паломниковъ: кормила, поила и давала пріютъ.

Большевики уничтожили Святую Лавру, разрушили ея дивные храмы... Подъ грудами камней почиваютъ св. мощи преп. Ѳеодосія, котораго церковь величаетъ «звѣздою Россійскою», «Свѣтлымъ Свѣтиломъ». Но преп. Ѳеодосій, какъ обѣщалъ передъ смертью, не оставилъ и не оставитъ любимый имъ народъ свято-русскій — нынѣ стенящій подъ краснымъ игомъ и жаждущій избавленія отъ него. Великій игуменъ молится у престола Всевышняго за Русь Страждущую, Русь Распятую!

Разрушили безбожники храмы, обители древнія, поругали святыни нашей Родины, но не смогли разрушить вѣры Православной въ душахъ людей Божіихъ. Свѣтъ ея будетъ вѣчно горѣть, пылать неугасимо! Народъ святорусскій былъ, есть и будетъ и составляетъ мощный величественный, неразрушимый храмъ. И чѣмъ больше безбожники будутъ гнать вѣру Православную, тѣмъ будетъ больше шириться, возрастать, возноситься къ Небу Церковь Божія, нетлѣнная, Вѣчная Невѣста Христова!

Пособія: Четьи Минеи свят. Димитрія Ростовскаго, Вѣчный Календарь Тихомирова, Русская исторія Дудина, Стеблева и Толстого.

Примѣчанія:
[1] Сынъ Ярослава Мудраго.
[2] Одно поприще — 1½ версты.
[3] Отецъ Владиміра Монамаха.
[4] На Св. Руси изъ меда приготовляли напитокъ слегка опьяняющій, какъ легкое вино.
[5] Ящикъ деревянный съ крышкою, въ которомъ хранится мука.
[6] О чудотворномъ созданіи Успенской церкви см. «Прав. Жизнь», августъ 1963 года.
[7] См. «Прав. Жизнь», августъ 1963 г. О чудотворномъ созданіи Успенскаго храма.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ десятый. [1964 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1964. — С. 41-55.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.