Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ десятый. [1964 г.]

Страданіе святаго мученика Потита отрока.
(Память его 1-го іюля).

Отецъ, ярый язычникъ, заперъ сына, безъ ѣды и безъ питья, въ горницѣ. Отецъ земной мучилъ отрока жаждою и голодомъ, а Небесный Отецъ укрѣплялъ его духовной пищею. Потитъ, сіяя лицомъ, словно Ангелъ, горячо молилъ Господа, чтобы и отецъ увѣровалъ въ Него. Къ чистому отроку явился Ангелъ Божій и утѣшилъ его такими словами: «Будетъ тебѣ то, что ты просишь. Господь всегда съ тобою, что у Него просишь, то и получишь. Но знай, что тебѣ придется побороться съ духомъ тьмы, дьяволомъ, который возстанетъ противъ тебя».

Слова Ангела тутъ же исполнились. Черезъ часъ явился ему сатана, принявшій на себя образъ Господа нашего Іисуса Христа, и притворно ласково сказалъ ему: «О, незлобивый юноша, не мучь больше себя голодомъ и жаждою, послушай своего отца, иди пируй съ нимъ. Я самъ, Христосъ, я пришелъ посѣтить тебя». Премудрый отрокъ сразу понялъ хитрость сатанинскую и отвѣтилъ духу тьмы: «Ты не обманешь Божія раба, ты не Христосъ, ты — антихристъ». Онъ сталъ горячо молиться, чтобы Господь изгналъ отъ очей его лукаваго врага. Сатана, стремясь привести въ ужасъ безстрашнаго отрока, вдругъ превратился въ великана, затѣмъ въ огромнаго вопящаго вола, но смѣлый Потитъ только перекрестился и силою крестною изгналъ хитраго врага. Издалека уже донесся его голосъ: «О, какой молодой отрокъ меня побѣждаетъ! О, Потитъ, я тебѣ отомщу, я войду въ дочь царя Антонина, я научу царя погубить тебя злыми муками». Отрокъ отвѣтилъ ему: «Я и въ мукахъ тебя одолѣю. Не я, конечно, но Господь Мой Іисусъ Христосъ». И скрылся дьяволъ, приговаривая: «Горе мнѣ, если отрокъ меня побѣждаетъ».

Долго сидѣлъ въ затворѣ Потитъ, наконецъ, Гиласъ сжалился надъ сыномъ, выпустилъ его на свободу и въ безуміи снова сталъ уговаривать его принести жертву богамъ. Потитъ снова отказался. «А что ты будешь дѣлать, если тебя поведутъ на муки? Когда тебѣ придется страдать, что ты будешь дѣлать?» — спросилъ онъ сына. Потитъ свѣтло улыбнулся и отвѣтилъ: «Мнѣ поможетъ мой Господь потерпѣть муки. Я готовъ хоть сейчасъ за Него умереть». И сталъ юный отрокъ горячо, пламенно поучать слѣпого и темнаго отца своего. И такъ премудро, такъ прекрасно говорилъ юноша, что отецъ невольно воскликнулъ, озаренный Божіей благодатью: «Нѣтъ, мой сынъ не могъ бы безъ помощи Его Бога произнести такія великія слова. Его устами говоритъ Богъ». Гиласъ глубоко вздохнулъ и продолжалъ: «Горе мнѣ грѣшному! Мой сынъ съ дѣтства позналъ Единаго Бога, а я до старости не вѣрилъ въ Него, и только теперь, всею душою, всѣмъ сердцемъ — вѣрю». Вскорѣ, обновленный душою, Гиласъ принялъ святое крещеніе. Такъ юный отрокъ спасъ душу своего темнаго отца-язычника. Подражая святымъ апостоламъ, онъ ушелъ изъ Сардиніи и сталъ по разнымъ городамъ проповѣдывать вѣру Христову.

Однажды, онъ пришелъ въ городъ Валерію и, водимый рукою Божіей, сѣлъ возлѣ дверей дома жены сенатора, которая была больна проказою. Черезъ нѣкоторое время изъ дома вышелъ слуга. Святой Потитъ попросилъ у него чашу воды. Слуга грубо ему отвѣтилъ: «Какъ смѣлъ ты сюда придти воды просить!» — «Не только воды жажду я, но спасенія душъ человѣческихъ», просто и мудро отвѣтилъ блаженный отрокъ. Они разговорились. Слуга узналъ, что Потитъ рабъ Того Бога, Который исцѣляетъ прокаженныхъ. «Разъ ты Его рабъ, то исцѣли нашу больную госпожу», попросилъ слуга. «Если она увѣруетъ въ Сына Божія, то я Его силою исцѣлю ее» — сказалъ святой отрокъ. Слуга доложилъ Киріакіи (такъ звали жену сенатора) объ удивительномъ отрокѣ. Больная пожелала его видѣть. Потитъ уговорилъ креститься Киріакію. Послѣдняя увѣровала и съ радостью согласиласъ. Когда она вышла изъ купели крещенія, — проказа ея мгновенно спала. Кожа ея стала точно у младенца. При видѣ этого чуда, увѣровали въ Спасителя міра мужъ ея и всѣ домашніе, и исѣ приняли святое крещеніе. Глядя на нихъ, и другіе горожане крестились. И такъ, половина жителей города сдѣлались христіанами и благодарили отрока Потита, указавшаго имъ вѣрный, истинный путь къ Богу.

Отрокъ, желая тишины молитвенной, уединенія, ушелъ на пустынную гору, называемую Гаргара и тамъ сталъ жить съ дикими звѣрями, словно съ кроткими, незлобивыми овечками. Звѣри привязались къ угоднику Божію, полюбили его и всюду за нимъ слѣдовали. Но злой врагъ не дремалъ, онъ какъ обѣщалъ, такъ и исполнилъ. Чтобы отомстить Потиту за свое пораженіе, онъ вошелъ въ дочь царя Антонина, которую звали Агніей. Напрасно царь взывалъ къ своимъ богамъ объ исцѣленіи дочери — глухія и нѣмыя издѣлія рукъ человѣческихъ не внимали ему. А бѣсъ устами Агніи кричалъ: «Если сюда не придетъ Потитъ, скрывающійся на горѣ Гаргарѣ, то я не выйду отсюда». Царь готовъ былъ на все, лишь бы исцѣлилась его бѣсноватая дочь. Онъ послалъ одного сановника съ сорока воинами на эту гору, чтобы они немедленно нашли и привели къ нему отрока Потита. Посланные отправились на поиски раба Божія и нашли блаженнаго на горѣ, свѣтлаго и радостнаго, окруженнаго дикими звѣрями, которые съ нѣжностью ласкались къ нему. Но какъ только дикіе звѣри замѣтили воиновъ, они въ ярости, точно защищая своего любимаго Потита, устремились на нихъ. «Идите на свои мѣста, не смѣйте никого трогать!» Такъ закричалъ отрокъ, и звѣри сейчасъ же послушались своего любимца. Царскій сановникъ объяснилъ ему, что самъ царь Антонинъ вызываетъ его къ себѣ.

Воины отвели святаго въ Римъ, прямо въ царскій дворецъ. На просьбу Антонина исцѣлить его дочь, святой вопросилъ его: «А если я исцѣлю твою дочь, увѣруешь ли ты въ Сына Божія». Антонинъ, думая схитрить и обмануть святаго, далъ ему утвердительный отвѣтъ. Святой хорошо понялъ царя и смѣло его обличилъ: «Я знаю, сказалъ онъ, что ты не увѣруешь, но ради народа, для прославленія имени моего Іисуса Христа, я исцѣлю дочь твою». И приведена была къ нему Агнія. Вдругъ бѣсъ, въ ней находящійся, проговорилиъ ея устами: «Что Потитъ, развѣ я не говорилъ тебѣ, что я тебя и противъ твоего желанія, а приведу къ царю». Блаженный отрокъ только дунулъ въ лицо царской дочери, ударилъ ее правою рукою по щекѣ и именемъ Божіимъ изгналъ изъ нея бѣса. На глазахъ у всѣхъ изъ устъ Агніи вышелъ страшный змѣй и исчезъ. Множество народа послѣ этого чуда сдѣлались христіанами. Только безумный царь не понялъ силы Божіей. Онъ благодарилъ за исцѣленіе ея своихъ бездушныхъ боговъ, да еще повелѣлъ отроку принести имъ жертву. Послѣ отказа блаженнаго, онъ предалъ его страшнымъ нечеловѣческимъ мукамъ и, заковавъ въ тяжелыя цѣпи, бросилъ въ темницу. Среди мрака полуночнаго, вдругъ Потиту явился свѣтозарный Ангелъ, цѣпи растаяли, какъ воскъ, темница озарилась свѣтомъ и наполнилась дивнымъ благоуханіемъ. Темничные стража съ удивленіемъ наблюдали черезъ оконце тюрьмы, какъ освобожденный отъ цѣпей отрокъ радостно разговаривалъ со свѣтоноснымъ Ангеломъ. Благоуханіе проникало къ нимъ черезъ оконце — неизреченное, райское благоуханіе. Святой весь сіялъ и, ликуя, прославлялъ Бога. Сторожа въ ужасѣ побѣжали къ царю и повѣда ли ему о ночномъ чудѣ. Не увѣровалъ и на этотъ разъ жестокій царь. Не понялъ онъ, Кто исцѣлилъ отъ ранъ Потита, Кто давалъ ему такой бодрый, веселый видъ. Онъ придумывалъ новыя и новыя пытки святому угоднику. Дикіе звѣри, выпущенные на святаго, только цѣловали ноги его, острыя сѣкиры притуплялись — не ранили его тѣло. На желѣзной, разожженной сковородѣ, въ кипящемъ маслѣ, святой лежалъ, какъ въ прохладной водѣ. Антонинъ велѣлъ вбить ему раскаленный гвоздь въ голову. Но не мученикъ, а самъ царь вдругъ почувствовалъ нестерпимую боль въ головѣ и сталъ умолять святаго исцѣлить его. «Пускай придетъ сюда царевна, тогда ты получишь исцѣленіе». сказалъ отрокъ. Агнія, придя бросилась къ ногамъ Потита, умоляя крестить ее. Святой тотчасъ же приказалъ приготовить купель и крестилъ царевну. Послѣ крещенія отрокъ простеръ руки къ Богу и сталъ молиться объ исцѣлѣніи лютаго мучителя своего — царя Антонина. И царь тотчасъ же выздоровѣлъ. Но слѣпой, безумный, не повѣрилъ онъ въ силу Божію! Вмѣсто благодарности воздалъ онъ святому зломъ за добро. Когда отрокъ предложилъ ему воздать хвалу Господу, исцѣлившему его, царь велѣлъ отрѣзать ему языкъ и выколоть глаза. О, чудо Божіе! Мученикъ Христовъ съ отрѣзаннымъ языкомъ ясно проговорилъ: «Воспою Богу Моему въ веселіи и радости». Весь народъ удивлялся, невольно преклоняясь передъ Богомъ свѣтлаго мученика. Постыженный, посрамленный царь, стыдясь народа своего, рѣшилъ обезглавить святаго, чтобы прекратить дивныя чудеса. Такъ святой Потитъ въ отроческихъ годахъ положилъ жизнь свою за Господа. Теперь онъ царствуетъ съ нимъ на небесахъ въ безсмертной жизни. Да сподобимся и мы этой нетлѣнной жизни молитвами святаго отрока Потита, благодатію же Господа нашего Іисуса Христа, Ему же слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ десятый. [1964 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1964. — С. 66-69.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.