Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ десятый. [1964 г.]

Исторія чудотворной Владимірской иконы Царицы Небесной.
Празднуется: 21-го мая, 23-го іюня и 26-го августа.

Приходили болящіе — и исцѣлялись; притекали въ скорбяхъ, въ слезахъ — и получали утѣшеніе. Невыразимая благодать почивала на этой иконѣ. Когда св. евангелистъ Лука показалъ ее Пречистой, Она сказала: «Отнынѣ ублажатъ Мя вси роди» — тѣ самыя слова, которыя произнесла Богоматерь, когда, вскорѣ послѣ Благовѣщенія, посѣтила Праведную Елизавету. Теперь Богоматерь еще прибавила: «Благодать Господня отъ Меня съ сею иконою да будетъ!»

Владимірскую икону носили во всѣхъ большихъ крестныхъ ходахъ. На солнцѣ открывались дивные Лики Богомладенца и Пречистой. Черезъ св. образъ явно изливалася благодать на богомольцевъ, которые слѣдовали за чудотворною иконою...

Какимъ образомъ въ сердцѣ Руси, въ Москвѣ оказалась дивная икона?

При благочестивомъ царѣ греческомъ Ѳеодосіи Младшемъ св. образъ въ 450 году былъ торжественно перенесенъ изъ Іерусалима въ Царьградъ. Греческій Патріархъ Лука Хризовергъ въ началѣ XII вѣка отдалъ это безцѣнное сокровище великому князю Юрію Владиміровичу Долгорукову. Въ окрестностяхъ славнаго города Кіева, возлѣ Днѣпра, въ селѣ великокняжескомъ Вышгородѣ находилась женская обитель. Юрій Владиміровичъ поставилъ св. икону въ соборномъ храмѣ св. обители. Въ 1135 году великій князь далъ въ удѣлъ своему сыну Андрею Вышгородъ. Князь Андрей былъ большимъ молитвенникомъ. Св. князь Андрей такъ почиталъ Царицу Небесную, что, по словамъ лѣтописца, Ея Сладчайшее имя не сходило съ его устъ. Долго, колѣнопреклоненно молился онъ предъ дивною иконою Богоматери..

Дивное чудо! Однажды, въ храмъ вошло духовенство и было поражено необычайнымъ видѣніемъ: Икона Владычицы стоитъ посреди храма на воздухѣ. Съ трепетомъ священники поставили образъ на прежнее мѣсто. Но св. икона снова оказалась посреди храма, стоящей ка воздухѣ! О чудѣ повѣдали св. князю Андрею. Его святой душѣ открылось, что Пречистая хочетъ, чтобы Ея икона пребывала въ другомъ мѣстѣ. Въ это время св. князь Андрей помышлялъ оставить Вышгородъ. Онъ стремился на свою тихую родину, въ землю Суздальскую. Долго, усердно молился св. князь предъ чудотворной иконою. Исполняя волю Богоматери, онъ рѣшилъ тайно отъ отца оставить Вышгородъ со св. образомъ Пречистой. Ночью тайно вынесли изъ монастырскаго храма св. образъ Владычицы. По дорогѣ священники, сопровождавшіе св. икону, постоянно служили молебны Пречистой. Народъ притекалъ къ св. иконѣ, и Ея благодатной силою совершались многія чудеса.

Съ великою радостію встрѣтили владимірцы чудотворный образъ Богоматери. Но св. князь Андрей не остался съ иконою во Владимірѣ, а направился дальше, въ Ростовъ. Отъѣхали десять верстъ. Вдругъ кони, которые везли чудотворную икону, остановились. Стали ихъ понукать, даже бить. Но лошади упорно стояли на своемъ мѣстѣ. Перемѣнили лошадей — запрягли новыхъ. Но тѣ не сдѣлали шагу впередъ! Пришлось переночевать на этомъ мѣстѣ. Настало утро. Св. князь повѣдалъ, что ему во снѣ явилась Пречистая и приказала на этомъ мѣстѣ воздвигнуть храмъ, а Ея икону отвезти во Владиміръ. Благовѣрный князь Андрей исполнилъ волю Владычицы: на мѣстѣ остановки выстроилъ чудный каменный храмъ и мужской монастырь.

8 апрѣля 1158 года былъ заложенъ во Владимірѣ соборъ и черезъ два года былъ законченъ великолѣпный златоглавый храмъ въ честь Успенія Пресвятой Богородицы. Въ 1160 году торжественно въ этотъ соборъ была внесена великая святыня, и съ этихъ поръ св. образъ сталъ называться «Владимірскимъ».

Великолѣпенъ былъ соборъ Успенскій! Онъ былъ сдѣланъ изъ бѣлаго камня, который водой привозили во Владиміръ изъ Камской Болгаріи. Благовѣрный князь вызвалъ для постройки инославныхъ строителей, а потомъ богато украсилъ храмъ и снаружи и внутри. На содержаніе храма онъ далъ цѣлый городъ — Гороховецъ. Сама икона была украшена драгоцѣннымъ окладомъ, на который пошло 15 фунтовъ золота, мною жемчуга, камней самоцвѣтныхъ и серебра. Благовѣрный князь такъ полюбилъ эту дивную церковь, что иногда цѣлыя ночи проводилъ въ ней, умиленно молясь предъ Владимірскою иконою Богоматери.

Стали совершаться безчисленныя чудеса. Слава о нихъ прошла по всей Святой Руси. Князья, бояре, купцы, простой народъ святорусскій стали приходить къ этому образу, прося помощи, исцѣленія отъ болѣзней, утѣшенія въ скорбяхъ.

Въ 1164 году благовѣрный князь воевалъ съ камскими болгарами. Они были магометане, и князь считалъ войну съ ними дѣломъ богоугоднымъ. Въ походъ онъ взялъ съ собою Владимірскую икону Царицы Небесной. Св. образъ несли священники впереди ратей, подъ знаменами. Передъ битвою св. князь и воинство Христолюбивое причастились св. Таинъ. «Всякъ, уповаяй на Тя, не погибнетъ!» — воскликнулъ св. князь Андрей, перекрестился и съ великимъ благоговѣніемъ приложился къ святому образу. Вслѣдъ за нимъ стали прикладываться и всѣ ратные люди. И такъ пошли воины въ бой.

Послѣ славной побѣды св. князь Андрей повелѣлъ отслужить благодарственный молебенъ предъ Владимірскою иконою Богоматери. И вдругъ на глазахъ изумленнаго войска отъ св. иконы вышло ослѣпительное сіяніе. Вся окрестность озарилась небеснымъ свѣтомъ. Произошло это чудо 1-го августа. И точно въ это же время греческій императоръ Мануилъ одержалъ побѣду надъ арабами-магометанами, и Животворящій Крестъ, который взялъ царь съ собою въ походъ, вдругъ ярко засіялъ — озарился свѣтомъ нездѣшнимъ.

Греческій царь и русскій князь сговорились установить 1-го августа праздникъ, который называется «Происхожденіе Честнаго Древа Честнаго и Животворящаго Креста».

Въ память этихъ двухъ побѣдъ 1-го августа совершался крестный ходъ на воду по всей Святой Руси.

Благовѣрный св. князь Андрей принялъ мученическую кончину: его въ 1173 году убили бояре. Остался городъ Владиміръ и вся Русь безъ хозяина. Негодные люди стали грабить мирныхъ жителей, начался мятежъ. Священникъ отецъ Николай взялъ чудотворную икону Владимірскую Царицы Небесной и съ крестнымъ ходомъ понесъ по улицамъ города. И силою Богоматери мятежъ прекратился, наступила тишина.

13 апрѣля 1185 года былъ страшный пожаръ во Владимірѣ. Сгорѣлъ Успенскій соборъ, а св. чудотворная икона Богоматери осталась невредимой.

Въ 1380 году св. князь Димитрій Донской передъ битвою съ татарскимъ ханомъ Мамаемъ горячо молился предъ Владимірскою иконою и съ помощью Богоматери одержалъ побѣду надъ полчищами невѣрныхъ 8 сентября въ праздникъ Рождества Пресвятой Богородицы.

Два съ половиной вѣка образъ находился во Владимірѣ. Выросла Москва, и Царица Небесная пожелала, чтобы Ея образъ находился въ самомъ сердцѣ Св. Руси, въ Третьемъ Римѣ, въ Москвѣ Бѣлокаменной.

Въ 1395 году Пречистая спасла престольный городъ и всю Русь отъ гибели при великомъ князѣ Василіи I, старшемъ сынѣ св. князя Димитрія Донского. Завоеватель Востока, воинственный монгольскій ханъ Темиръ-Аксакъ («Желѣзный Хромецъ») или, иначе, Тамерланъ, въ короткое время сталъ господиномъ почти всей Азіи. Пошелъ походомъ онъ и противъ Золотой Орды. Татарскій ханъ Тохтамышъ бѣжалъ въ землю камскихъ болгаръ. Азіатская буря донеслась до Руси. Ханскія полчища вошли въ землю Рязанскую, взяли городъ Елецъ, плѣнили князя елецкаго. Жестокіе воины Тамерлана безпощадно избивали даже и мирное населеніе, не щадили дѣтей. На пути къ Москвѣ, приблизились они къ берегамъ Дона.

Великій князь Василій Дмитріевичъ собралъ ратныхъ людей и сталъ на берегу рѣки Оки около города Коломны, на границѣ своей земли. Трепетали русскіе люди. Одна была надежда на защиту Спаса нашего и Пречистой Его Матери. Въ Москвѣ митрополитъ Кипріанъ призывалъ людей Божіихъ къ строгому посту, къ усиленной молитвѣ въ наступившемъ Успенскомъ посту. Москвичи день и ночь умоляли Господа и Царицу Небесную отвести страшную грозу. Храмы и днемъ и ночью были переполнены молящимися. Священники безпрерывно совершали молебствія. Митрополитъ Кипріанъ почти не выходилъ изъ храма, то утѣшая оставшихся въ столицѣ, то провожая идущихъ на брань за вѣру православную, за Русь Святую. Не только москвичи, вся Русь Православная вопіяла ко Господу и къ Пречистой. И положила Царица Небесная на сердце благочестиваго великаго князя Василія горячее желаніе изъ Владиміра торжественно перенести въ Москву чудотворную икону, предъ которой молился его отецъ, идя на битву съ Мамаемъ, и съ которой св. князь Андрей Боголюбскій побѣдилъ болгаръ-магометанъ. Василій Димитріевичъ написалъ митрополиту Кипріану, и тотъ немедленно послалъ во Владиміръ за св. иконою почетное духовенство. Въ свѣтлый праздникъ Успенія Пресвятой Богородицы посланные съ великимъ благоговѣніемъ приняли на свои руки завѣтную святыню города Владиміра. Владимірцы проливали горькія слезы. Въ скорби несказанной они восклицали: «Куда отходишь отъ насъ Пречистая? Зачѣмъ оставляешь насъ сиротами?»

Десять дней совершался величественный крестный ходъ изъ Владиміра въ Москву. По обѣимъ сторонамъ дороги, по которой шествовалъ св. образъ, преклоняя колѣна, стояли люди, простирая руки къ св. иконѣ, и громко кричали: «Матерь Божія, спаси Землю Русскую!»

Торжественно встрѣтила Москва Владимірскую икону Царицы Небесной. Изъ города вышелъ крестный ходъ съ многочисленнымъ духовенствомъ. Семейство великаго князя, бояре, купцы — всѣ москвичи, не только взрослые, но и дѣти вышли далеко за городъ, на поле Кучково. При видѣ приближающагося образа, всѣ стали на колѣни и преклонили головы. Св. икону проводили до Успенскаго собора. Тамъ она осталась уже навсегда.

И совершилось дивное чудо. Когда москвичи встрѣчали Владимірскую икону Царицы Небесной, грозный Тамерланъ спалъ въ своемъ шатрѣ. Снится ему высокая гора. Съ горы спускаются въ ризахъ сіяющихъ старцы. Въ рукахъ у нихъ золотые, блестящіе жезлы. Надъ старцами же, въ воздухѣ, стоитъ Лучезарная Дѣва. Величіе Ея, красота — несказанны! Отъ невѣдомой Царицы исходитъ сіяніе ярче солнечнаго. Крылатые небожители окружаютъ Ее. Въ рукахъ у ангеловъ — мечи огненные. Поднявъ ихъ, небожители устремились на Тамерлана. Грозно говоритъ невѣдомая Дѣва: «Оставь предѣлы земли Русской!»

Въ ужасѣ проснулся Тамерланъ. Онъ созвалъ мудрецовъ, старѣйшинъ, гадалыциковъ и разсказалъ имъ свой сонъ. Ему объяснили, что онъ видѣлъ во снѣ Мать Христіанскаго Бога — Великую Заступницу русскихъ. Сила Ея — неодолима. Испуганный Тамерланъ сказалъ: «Тогда намъ съ русскими не сладить!» Приказъ былъ данъ полчищамъ повернуть назадъ. Это было въ тотъ самый день, когда москвичи встрѣчали Владимірскую икону Царицы Небесной...

Лѣтописецъ описавъ это, прибавляетъ: «И бѣжалъ Тамерланъ, гонимый силою Пресвятой Дѣвы».

Въ Москвѣ, на мѣстѣ встрѣчи Владимірской иконы великій князь Василій выстроилъ монастырь, который сталъ называться Срѣтенскимъ, съ дивнымъ каменнымъ соборомъ въ честь чудотворнаго образа. Кучково поле стало называться «Срѣтенкою». «Такъ ради добродѣтельнаго житія великаго князя Василія Димитріевича», — говорится въ одной древней граматѣ, — «Богъ прослави его и Русскую православную Землю помилова отъ нахожденія безбожнаго Темиръ-Аксака, пришествіемъ чудотворнаго образа Пречистыя Своея Матере, его же богогласный Лука написа».

26 августа былъ установленъ праздникъ Срѣтенія Владимірской иконы Богоматери, когда совершался торжественный крестный ходъ съ чудотворною иконою изъ Успенскаго собора въ Срѣтенскій монастырь.

На утѣшеніе жителей Владиміра вмѣсто подлинной иконы въ соборъ былъ поставленъ ея списокъ, написанный св. митрополитомъ Петромъ, когда онъ былъ игуменомъ Ратскаго монастыря на Волыни. И эта икона была исполнена благодати Божіей.

Въ 1408 году Царица Небесная избавила Москву отъ ордынскаго хана Эдигея. Уходя въ Азію, «Желѣзный хромецъ» разорилъ татарскую столицу Сарай и многія ихъ селенія. Василій Диитріевичъ, видя ослабленіе орды, рѣшилъ не платить дани ханамъ. Татарскій ханъ Эдигей оскорбился вольностью великаго князя и зимою 1408 года неожиданно появился съ множествомъ войска подъ Москвою. Василій Димитріевичъ ушелъ на сѣверъ собирать ратныхъ людей. Татары осадили Москву. Благочестивые москвичи устремились въ Успенскій соборъ и день и ночь стали умолять Царицу Небесную, предъ Ея Владимірскимъ чудотворнымъ образомъ, чтобы Она защитила ихъ отъ злыхъ враговъ. Владычица услышала слезныя мольбы москвичей: внезапно Эдигей со своими полчищами спѣшно удалился домой.

Въ 1451 году подступилъ къ Москвѣ ногайскій царевичъ Мазовша. Татарскія рати стали жечь посады городскіе. Вѣтеръ погналъ пламя и дымъ на стѣны кремлевскія, по которымъ шелъ крестный ходъ во главѣ съ безстрашнымъ митрополитомъ Московскимъ святителемъ Іоною. Навстрѣчу ему вышелъ инокъ Чудова монастыря — блаженный Антоній. «Молись о спасеніи Москвы», попросилъ праведнаго инока святитель. — «Богоматерь не презритъ моленія твоего. Она уже умолила Сына Своего спасти Москву», успокоилъ святителя и народъ прозорливецъ.

Началась битва русскихъ съ татарами. Длилась она до самой ночи и затихла. Русскіе ждали новаго нападенія, но враги вдругъ бѣжали, гонимые невѣдомою силою. Татары бросили всѣ тяжести, всѣ вещи ими награбленныя. Лѣтописецъ свидѣтельствуетъ, что татары вдругъ услышали великій грохотъ. Земля заколебалась какъ отъ передвиженія громаднаго войска. Царевичъ Мазовша въ страхѣ повернулъ коня, за нимъ его дружина — и всѣ татарскія полчища въ ужасѣ бѣжали.

Въ 1480 году молитвою передъ чудотворной Владимірской иконою было свергнуто иго татарское.

Во времена великаго князя Ивана III Золотой Ордой овладѣлъ ханъ Ахматъ, а Крымскою Ордой — ханъ Менгли Гирей. Оба хана враждовали между собою. Они только и думали, какъ бы истребить другъ друга. Иванъ Васильевичъ воспользовался этимъ и пересталъ платить дань хану Ахмату. Великій князь даже оскорбилъ хана, разорвавъ его грамату и растоптавъ ханское изображеніе, которое называлось басмою. Это привело хана Ахмата въ ярость. Онъ собралъ огромное войско и пошелъ на Москву. Рати вражескія дошли до рѣки Угры (170 верстъ отъ Москвы), которую русскіе люди называли «Поясомъ Богоматери», охраняюшимъ московскія владѣнія. На одномъ берегу рѣки Угры стояло войско татарское, а на противоположной сторонѣ расположились рати святорусскія. Великій князь дѣйствовалъ осторожно и осмотрительно и не рѣшался первымъ переходить рѣку. И татары боялись начать переправу. До глубокой осени простояли войска татарскія и русскія — другъ противъ друга, на берегахъ рѣки Угры. Русскіе люди усердно молились — особенно усердно въ Москвѣ въ Успенскомъ Соборѣ передъ иконой Владимірской. 26 октября грянулъ сильный морозъ. Рѣка Угра стала. Великій князь отдалъ приказъ нѣсколько отступить отъ рѣки, чтобы принять бой съ татарами. Но тутъ случилось дивное чудо Божье. Царица Небесная навела на татаръ необычайный ужасъ. Ихъ полчища тоже стали отступать. Сначала тихо, а ночью напалъ на нихъ ужасъ, и побѣжали они безъ памяти. Дорогой ханъ Ахматъ былъ убитъ.

Великій князь Иванъ Васильевичъ торжественно вступилъ въ Москву, гдѣ его радостно встрѣчали счастливые москвичи. Въ 1480 году установлепо 23 іюня праздновать Владимірскую икону Божіей Матери. Съ чудотворнымъ образомъ шелъ крестный ходъ изъ Успенскаго собора въ Срѣтенскій монастырь, и вся Москва прославляла Господа и Пречудную Владычицу Богородицу.

21 мая празднуется Владимірская икона Царицы Небесной въ связи съ двумя событіями. Въ 1514 году эта завѣтная святыня Земли Русской обновилась въ домѣ митрополита Варлаама. Въ 1521 году чудотворный образъ спасъ Москву и Русь Святую отъ неожиданнаго набѣга Крымскаго хана Махмедъ-Гирея, который со своими войсками быстро направлялся къ Москвѣ. Отъ Нижняго Новгорода до береговъ Москвы рѣки горѣли села, деревни, города. Татары полонили великое множество людей. Продавались несчастные плѣнники, какъ товаръ, на рынкахъ Казани и Астрахани. Плачъ раздавался по всей Руси. Великій Князь Василій Ивановичъ удалился въ Волокъ, собирая ратныхъ людей.

29 іюля ханъ, подъ заревомъ пылающихъ деревень, стоялъ въ нѣсколькихъ верстахъ отъ Москвы.

Давно престольный городъ не видѣлъ врага передъ своими стѣнами. Въ столицу устремились бѣженцы, ища пристанища. Улицы московскія были запружены безконечными обозами. Толпы бѣженцевъ старались черезъ врата проникнуть внутрь Кремля. Тѣснили другъ друга, падали на землю.

Митрополитъ Варлаамъ съ народомъ горячо молился о спасеніи.

Въ то время въ Москвѣ подвизался великій святой — Василій Христа ради юродивый. Въ полночь онъ со слезами молился въ Успенскомъ соборѣ. Вдругъ послышался сильный шумъ. Двери соборныя сами собою отверзлись. Владимірская икона поднялась со своего мѣста, поплыла въ воздухѣ къ вратамъ храма, прошла черезъ нихъ. Блаженный Василій услышалъ строгій голосъ Царицы Небесной: «Выйди изъ града со святителями». Весь соборъ озарился чуднымъ, небеснымъ блескомъ. Пламень нездѣшній вспыхнулъ и — погасъ. Снова наступилъ ночной мракъ. Свѣтились только среди тьмы неугасимыя лампады. Священный трепетъ охватилъ блаженнаго. Надвигается гроза Божія... Гнѣвъ Божій вызвали русскіе люди... Св. Василій сталъ еще пламеннѣе, еще усерднѣе молиться...

Въ московскомъ Вознесенскомъ женскомъ монастырѣ [1] подвизалась одна слѣпая монахиня — большая молитвенница. Въ ту же ночь инокиня увидѣла, что изъ Кремля въ Спасскія ворота идутъ святители, со множествомъ священнослужителей. Всѣ эти праведники сіяютъ словно ангелы Божіи. Нѣкоторые изъ нихъ съ великимъ благоговѣніемъ несутъ Владимірскую чудотворную икону. Когда святители выходили изъ Спасскихъ воротъ, отъ улицы Ильинки имъ навстрѣчу шли великіе святые земли русской — преподобные Сергій Радонежскій и Варлаамъ Хутынскій. Угодники Божіи упали въ ноги святителямъ и взывали въ неизреченной скорбй: «На кого же вы оставляете городъ въ такой великой бѣдѣ?»

Святители объяснили преподобнымъ, что они исполняютъ волю Божію. Много они молились Спасу и Царицѣ Небесной о спасеніи Москвы, но грѣхи русскихъ людей, неисполненіе ими заповѣдей Божіихъ, требуютъ наказанія черезъ бѣды и великія скорби, чтобы они покаялись и возвратились къ Богу. Господь повелѣлъ святителямъ не только выйти изъ города, но и унести его завѣтную святыню — Владимірскую икону Богоматери. Слезно стали умолять преподобные Сергій и Варлаамъ Хутынскій московскихъ святителей, чтобы они еще разъ обратились къ Милосердному Господу. Святители исполнили просьбу великихъ печальниковъ Земли Русской. Они отпѣли молебенъ Владычицѣ предъ Владимірскою иконою, а затѣмъ осѣнили крестомъ на всѣ стороны Москву и благословили всѣхъ ея жителей.

И отошла отъ Москвы гроза Божія: спасены были москвичи и вся Русь православная отъ бѣды лютой.

Татары уже собирались выжечь московскіе посады, какъ вдругъ съ ужасомъ увидѣли безконечное множество ратныхъ людей вокругъ столицы. Гонцы въ трепетѣ поскакали къ хану. Не повѣрилъ гонцамъ Махметъ Гирей и послалъ другихъ развѣдчиковъ, но и тѣ сказали, что первые гонцы сказали чистую правду. Махметъ-Гирей послалъ своихъ приближенныхъ. Вернувшись къ хану они восклицали: «О, царь, что ты медлишь? Бѣжимъ отъ Москвы! На насъ наступаетъ безчисленное множество ратныхъ людей!» И Махметъ Гирей далъ приказъ, какъ можно скорѣе отступать отъ Москвы..

21-го мая въ память этого чуда въ Москвѣ совершался торжественный крестный ходъ съ Владимірской иконою Царицы Небесной изъ Успенскаго собора въ Стрѣтенскій монастырь. Не только Москва, — вся Русь Православная этотъ день свѣтло праздновала. Молитвами Владычицы нашей, Заступницы Усердной рода христіанскаго, да помилуетъ насъ Господь, да воздвигнетъ вновь Милосердный Господь Русь Святую — Домъ Пресвятыя Богородицы, Удѣлъ Ея, нынѣ многоскорбный, воздыхающій, проливающій слезы горькія о прежнихъ свѣтлыхъ мирныхъ, благодатныхъ, сіяющихъ временахъ!

Пособія: Исторія Владимірской иконы Царицы Небесной Поселянина; Вѣчный Календарь Тихомирова; Русская Исторія Дудина, Стеблева и Толстова.

*     *     *

Знаменитый русскій писатель Константинъ Сергѣевичъ Аксаковъ видѣлъ въ дѣтствѣ, въ 1824 г. въ с. Надеждинѣ, сонъ, который онъ запомнилъ на всю жизнь и о которомъ онъ много разъ разсказывалъ своимъ близкимъ: «Красная площадь и Мининъ [2] въ цѣпяхъ».

Сонъ пророческій сбылся... Полонены безбожниками дивные, древніе храмы кремлевскіе. Разрушены монастыри въ Кремлѣ и прекрасныя церкви.

Въ Успенскомъ соборѣ нѣтъ больше великой святыни. Владимірская икона Царицы Небесной, по свидѣтельству туристовъ, теперь находится въ Третьяковской Галлереѣ (Журналъ «Перезвоны» 1927 г. №2).

Не будемъ, однако, отчаяваться — только бы покаялся русскій народъ!

Примѣчанія:
[1] Разрушенъ большевиками.
[2] Памятникъ Минину и Пожарскому.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ десятый. [1964 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1964. — С. 69-78.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.