Церковный календарь
Новости


2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 43-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 42-я (1922)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ десятый. [1964 г.]

Страданіе свв. мучениковъ Михаила князя Черниговскаго и боярина его Ѳеодора.
Приняли муки при Батыѣ въ 1245. — Память ихъ 20 сентября.

Сначала, до гибели своего брата Мстислава, благовѣрный князь правилъ Новгородомъ, и новгородцы всею душою полюбили своего справедливаго, смиреннаго, милостиваго, кроткаго св. князя.

Лѣтописецъ Новгородскій свидѣтельствовалъ, что всѣ люди благодарили Бога, пославшаго имъ такого премудраго, святого правителя. Послѣ же кончины своего родного брата Мстислава, св. князь Михаилъ уѣхалъ въ Черниговъ, который теперь остался безъ хозяина. Новгородцы очень скорбѣли, что лишились любимаго князя. Въ 1228 году они умолили св. князя пріѣхать къ нимъ. Св. Михаилъ поспѣшилъ на ихъ зовъ, устроилъ дѣла новгородцевъ и снова вернулся въ Черниговъ, поручивъ Новгородскую область сыну своему Ростиславу. У благовѣрнаго князя Михаила былъ другъ и совѣтникъ — благочестивый, вѣрный бояринъ Ѳеодоръ. Св. князь очень его любилъ и почиталъ.

Недолго мирно, управлялъ Черниговомъ св. князь Михаилъ. Божія гроза надвинулась и разразилась. Въ 1238 году полчища татарскія опустошили Рязань, Суздаль и Владиміръ, а черезъ годъ устремились на южную Русь. «За грѣхи наши Господь попустилъ на Русь народъ варварскій», пишетъ лѣтописецъ. Въ это время благовѣрный князь Михаилъ занималъ престолъ великокняжескій, пребывая въ Кіевѣ. Ханъ Мангу прислалъ въ Кіевъ своихъ развѣдчиковъ. Узнавъ, какъ великолѣпенъ, богатъ, красивъ этотъ городъ, онъ задумалъ захватить «мать городовъ». Онъ послалъ къ великому князю Михаилу пословъ съ требованіемъ покориться ему.

Доблестный св. князь и его дружина считали низостію кланяться безбожному царю. Такъ дерзки были предложенія пословъ, что они были убиты. Въ дикой ярости ханъ послалъ на южную Русь шестьсотъ тысячъ своихъ воиновъ. Понявъ, что Кіевъ будетъ взятъ врагами и опустошенъ, св. князь рѣшилъ искать военной помощи у венгерскаго короля и поѣхалъ къ нему со своимъ вѣрнымъ другомъ и совѣтникомъ Ѳеодоромъ.

За это время Кіевъ былъ взятъ татарами. Разорили варвары дивные храмы Кіевскіе, монастыри, Успенская церковь Печерскаго монастыря была почти разрушена.

Въ Черниговѣ былъ двоюродньгй братъ св. Михаила — князь Мстиславъ. Онъ со своими ратными людьми храбро защищалъ хорошо укрѣпленный городъ.

У татаръ, однако, были особыя машины, которыя выпускали на городъ громадные камни. Четыре сильныхъ воина, едва могли поднять одинъ такой камень! Огромное войско татаръ обрушилось на Черниговъ, множество защитниковъ его пали смертію храбрыхъ. Татары взяли Черниговъ и подожгли его. Старца епископа Порфирія жестокіе враги взяли въ плѣнъ; потомъ отпустили, но онъ вскорѣ умеръ отъ скорби и утомленія.

Русь Святая страдала неизреченно! Объ ея бѣдствіяхъ узналъ на чужбинѣ св. князь Михаилъ и вмѣстѣ со своимъ бояриномъ Ѳеодоромъ плакалъ о своей родинѣ и молился о ней. Не нашелъ св. князь помощи у венгерскаго короля. Пытался искать ее въ другихъ мѣстахъ въ разныхъ странахъ, но всюду получалъ отказъ — никто не хотѣлъ помочь нашей родинѣ многострадальной. Вернулся скорбный св. князь вмѣстѣ съ другомъ своимъ на свою родину.

Города, недавно цвѣтущіе, богатые, превратились въ развалины. Люди, оставшіеся въ живыхъ, скрывались въ мѣстахъ пустынныхъ, уходили въ лѣса дремучіе. Гдѣ раньше жили только дикіе звѣри — тамъ теперь обитали несчастные, обездоленные голодные и холодные люди святорусскіе.

Пріѣхалъ князь Михаилъ съ бояриномъ Ѳеодоромъ въ разгромленный, опустошенный городъ Кіевъ — недавно многолюдную столицу. Горькія слезы проливалъ святой, видя храмы, оскверненные дикарями. Св. Михаилъ и св. бояринъ Ѳеодоръ поселились на островѣ противъ развалинъ уже необитаемой столицы. Въ уединеніи горячо молилися святые о спасеніи своей милой родины. Потомъ св. князь поѣхалъ къ разрушенному городу Чернигову, а оттуда снова отправился въ Венгрію, т. к. онъ породнился съ венгерскихъ королемъ, который выдалъ свою дочь за сына Михаила — новгородскаго князя Ростислава. Но и въ родственникѣ онъ не нашелъ и на этотъ разъ поддержки. Снова вернулся онъ на свою бѣдствующую родину, въ городъ Черниговъ. Живя въ этомъ городѣ, св. князь съ горестію видѣлъ, какъ жестокіе татарскіе чиновники переписывали обездоленныхъ, страждущихъ русскихъ людей, чтобы съ нихъ, съ бѣдняковъ собирать непосильныя для нихъ подати. Чиновники требовали, чтобы всѣ князья явились къ хану съ покорною головою — иначе они не смѣли управлять своими областями. Св. князь Михаилъ зналъ, что и ему придется ѣхать въ орду — такова воля Божія. Душа его невыразимо скорбѣла. Онъ зналъ, что долженъ готовиться къ мученическому подвигу, зналъ, что никогда не согласится исполнить языческихъ обрядовъ.

Скорбь свою повѣдалъ благовѣрный князь своему духовнику, епископу Іоанну. Владыка укрѣпилъ святого князя, поддержалъ его и далъ совѣтъ стойко держаться вѣры православной — ради спасенія жизни земной не погубить жизни вѣчной! «Нѣкоторые князья поклонилсь идоламъ, проходили черезъ огонь», сказалъ владыка, «но ты, князь, говори, что христіанамъ не слѣдуетъ поклоняться твари, а только Господу Іисусу Христу!»

«Пусть молитвою твоею совершится воля Божія», спокойно произнесъ благовѣрный князь Михаилъ. «Я желаю пролить кровь мою за Христа и за вѣру чистую».

Здѣсь же присутствовалъ любимый бояринъ св. князя — благочестивый Ѳеодоръ — вѣрный, честный рабъ Божій. Онъ сказалъ епископу, что и онъ готовъ на муки за вѣру истинную. Возрадовался владыка и сказалъ будущимъ свв. мученикамъ: «Если вы такъ поступите, то будете новыми мучениками на утвержденіе другихъ». Епископъ отпустилъ ихъ съ молитвою и далъ имъ на случай часа смертнаго запасные Св. Дары.

Благословляя благовѣрнаго князя и боярина Ѳеодора, Владыка произнесъ: «Да укрѣпитъ васъ Богъ, за Котораго желаете страдать». Простились съ епископомъ Іоанномъ святые и стали горячо молиться, чтобы Всемогущій Господь далъ имъ силы перенести муки за Него: хорошо знали святые, что безъ Божіей помощи не смогутъ претерпѣть страданія, которыя ожидаютъ ихъ у жестокихъ татаръ.

Благовѣрный князь Михаилъ прибылъ въ орду съ юнымъ внукомъ Борисомъ Ростовскимъ и съ вѣрнымъ бояриномъ Ѳеодоромъ. Въ то время властелиномъ въ ордѣ былъ жестокій ханъ Батый. Онъ потребовалъ отъ великаго князя, черезъ своихъ жрецовъ, исполнить ихъ языческіе обряды и тогда только явиться къ нему. Жрецы приказали свв. Михаилу и Ѳеодору пройти среди огня, поклониться идоламъ Кану и Кусту. Князь Михаилъ отвѣтилъ жрецамъ: «Христіанинъ поклоняется Творцу, а не твари!» Объ отвѣтѣ св. князя донесли Батыю. Тотъ послалъ къ св. мученику своего вельможу Эльдегу передать благовѣрному князю, что ханъ гнѣвается на него: «Какъ смѣетъ онъ не исполнить воли царя? Пусть избираетъ одно изъ двухъ: или поклонится богамъ и будетъ спокойно владѣть княжествомъ, или же умретъ злою смертію».

Св. князь Михаилъ отвѣтилъ хану черезъ его вельможу: «Я готовъ поклониться царю, потому что ему Богъ вручилъ судьбу земныхъ царствъ. Но я — христіанинъ и не могу поклониться чему кланяются жрецы».

Эльдега замѣтилъ князю: «Понимаешь ли, князь, что ты произносишь себѣ смертный приговоръ?»

«Да», спокойно отвѣтилъ св. мученикъ, «я желаю страдать за Христа моего! Готовъ пролить кровь мою за вѣру чистую!»

Юный княжичъ Борисъ, горячо любящій своего святаго дѣда, услышавъ такой его отвѣтъ, горько заплакалъ и сталъ умолять святого сохранить свою жизнь, столь нужную для страждущей Руси. Бояре княжича Бориса сказали: «Мы готовы съ всею страною принять на себя епитимію за тебя, князь!»

Спокойно сказалъ и имъ благовѣрный князь: «Не хочу я быть христіаниномъ только по имени, а дѣла творить язычника!»

Одинъ только вѣрный бояринъ Ѳеодоръ укрѣплялъ на мученическій подвигъ своего любимаго князя, самъ готовясь на страданія за Господа своего.

Княжичъ Борисъ и его бояре не переставали убѣждать великаго князя пожалѣть себя, свою семью и людей святорусскихъ, князь Михаилъ громко воскликнулъ: «Не слушаю васъ, не погублю души моей! Прочь слава міра сего тлѣннаго! Не хочу ее!» Эльдега, понявъ, что никакіе уговоры не измѣнятъ рѣшимости князя, вернулся къ хану Батыю и передалъ ему отвѣты св. князя. «Множество христіанъ и язычниковъ собралось слушать, что отвѣчаетъ князь Михаилъ хану Батыю», свидѣтельствуетъ описатель страданій князя. «Даже самъ татарскій царь былъ пораженъ мужествомъ благовѣрнаго князя, его стойкостію, неустрашимостію и, выслушавъ отвѣтъ святого, воскликнулъ невольно: «Это — великій человѣкъ!»

Блаженный князь Михаилъ и бояринъ его Ѳеодоръ, стали готовиться къ смерти. Они тихо, умиленно пѣли псалмы. Окончивъ молитву, свв. мученики пріобщились запасными Св. Дарами, которые имъ далъ владыка Іоаннъ.

Когда татарскіе чиновники увидѣли палачей, которые шли убивать свв. мучениковъ, одинъ изъ нихъ воскликнулъ: «Князь Михаилъ, идутъ отъ хана убить васъ! Покоритесь — останетесь живы!» Даже жестокаго сердца татарина коснулась жалость. И другіе чиновники стали уговаривать св. князя Михаила и св. боярина Ѳеодора исполнить волю царскую. Но какъ одна душа вмѣстѣ отвѣтили свв. мученики: «Не слушаемъ васъ! Не хотимъ славы міра сего!»

Страдальцы стали пѣть: «Мученики Твои, Господи, не отказались отъ Тебя! Не отступили отъ Твоихъ заповѣдей!»

Убійцы приближались... Подойдя къ свв. мученикамъ, палачи съ яростію ринулись прежде всего къ великому князю Михаилу, со страшною силою бросили его на землю, жестоко растянули его за руки и ноги и стали бить крѣпко, звѣрски, немилосердно то палками, то кулаками. Сначала били по груди, по животу, а потомъ бросили св. мученика лицомъ къ землѣ и били, топтали ногами благовѣрнаго князя. Безъ стона, безъ вздоха терпѣлъ св. Михаилъ. Терпѣлъ за Спаса Своего, за вѣру чистую. Долго, долго пытали св. мученика озвѣрѣвшіе палачи. Обогрилась земля подъ святымъ мученикомъ, напиталась кровію святою. При страданіяхъ св. Михаила присутствовалъ измѣнникъ вѣры православной, нѣкій путивлянинъ Дементій. Онъ выхватилъ свой острый ножъ и сильнымъ ударомъ отсѣкъ св. главу святого страстотерпца. И тутъ совершилось дивное чудо Божіе: отрѣзанная глава повторяла послѣднія слова, великаго князя: «Я христіанинъ! Я христіанинъ! Я христіанинъ!»

Татарскіе чиновники, не вразумленные чудомъ Божіимъ, стали уговаривать св. боярина Ѳеодора исполнить волю царскую: пройти среди огня и поклонится ихъ идоламъ. — «Ты сохранишь свою жизнь! Ты даже получишь почести отъ нашего великаго хана» — говорили татары.

Мужественно отвѣчалъ св. Ѳеодоръ: «Не могу кланяться твари! Хочу страдать за Христа моего, какъ и государь мой, князь!» Послѣ этихъ словъ палачи начали жестоко мучить св. Ѳеодора. Били, топтали ногами, какъ и благовѣрнаго св. князя Михаила. Наконецъ послѣ долгихъ мученій отрѣзали ему святую главу. Пострадали святые страстотерпцы 20 сентября 1245 года.

Мощи святыхъ отдали въ пищу собакамъ. Св. тѣла лежали нѣсколько дней, но псы не коснулись ихъ. Надъ святыми мощами явились дивныя небесныя знаменія: надъ св. тѣлами стоялъ яркій столпъ свѣта, и горѣли свѣчи, слышалось дивное ангельское пѣніе. Богобоязненные христіане тайно отъ татаръ взяли св. мощи и принесли ихъ въ Черниговъ. И тотчасъ послѣ перенесенія св. тѣлъ въ этотъ городъ, стали чтить память новыхъ св. мучениковъ: благовѣрнаго св. князя Михаила и его св. боярина Ѳеодора.

Злодѣй Батый — гонитель православныхъ, ихъ мучитель, получилъ достойное по дѣламъ своимъ. Ханъ устремился со своими полчищами на Польшу и Венгрію и вскорѣ былъ убитъ Венгерскимъ королемъ Владиславомъ.

Вскорѣ послѣ страдальческой кончины св. князь Михаилъ съ бояриномъ Ѳеодоромъ явился въ сіяніи жившей въ Суздалѣ дочери своей, святой Евфросиніи. Св. мученикъ возвѣстилъ блаженной, что онъ и св. Ѳеодоръ получили отъ Господа вѣчную радость, веселіе безконечное въ сіяющемъ благоуханномъ раю. За кратковременное страданіе сподобились вѣчнаго блаженства.

Житіе и страданіе св. князя Михаила и боярина его Ѳеодора было написано духовникомъ ихъ — владыкою Іоанномъ.

Въ 1572 году царь Іоаннъ Васильевичъ Грозный повелѣлъ св. мощи этихъ новыхъ мучениковъ торжественно перенести въ Москву. Въ благословенныя царскія времена св. тѣла почивали въ Архангельскомъ Соборѣ.

Пособія: Четьи Минеи св. Димитрія Ростов., «Вѣчный календарь» Тихомирова, «Русская Исторія» Дудина, Стеблева и Толстова, «Русскіе князья» Поселянина.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ десятый. [1964 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1964. — С. 78-83.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.