Церковный календарь
Новости


2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ десятый. [1964 г.]

Обрѣтеніе мощей святыхъ Гурія, Архіепископа Казанскаго и Варсанофія, Епископа Тверского въ 1595 году.
[4 октября.]

Какъ всегда, врагъ рода человѣческаго, нападающій на святыхъ, напалъ онъ и на Григорія. Другіе слуги князя Іоанна стали завидовать блаженному, который, заслуживъ довѣріе его, былъ имъ назначенъ управлять всѣмъ домомъ. Злые люди оклеветали чистаго юношу. Іоаннъ повѣрилъ лжи и, въ ярости хотѣлъ убить невиннаго. Сыну князя удалось съ большимъ трудомъ успокоить разъяреннаго отца, но не удалось убѣдить князя въ томъ, что Григорій невиненъ. Князь приказалъ выкопать глубокую яму и туда бросить Григорія.

Страшно, сыро, темно было въ этомъ рвѣ. Только сверху, черезъ небольшое отверстіе падалъ свѣтъ. Въ это окошко св. Григорію бросали на пять дней по одному снопу овса и опускали небольшой кувшинъ съ водою. Такъ во мракѣ, въ голодѣ, въ жаждѣ два года томился святой. Святой молился день и ночь, благодарилъ, славословилъ Творца Своего, въ сырости, въ голодѣ, въ жаждѣ. А Милосердный Господь утѣшалъ, радовалъ прекрасную душу неповиннаго страдальца. Блаженный не былъ одинъ: всегда съ нимъ былъ Господь, была Пречистая, были ангелы Божіи и всѣ святые. Въ одиночествѣ блаженный былъ ближе къ Богу, чѣмъ въ домѣ княжескомъ. Онъ былъ словно въ сіяющей вѣчности. Не замѣчалъ святой ни мрака, ни сырости, ни голода, ни жажды, а жилъ словно птица небесная.

Въ княжескомъ домѣ у св. Григорія былъ другъ. Онъ упросилъ суроваго сторожа, приставленнаго къ невинному страдальцу, дать ему возможность поговорить съ заключеннымъ. Ночью, тайкомъ подошелъ онъ къ оконцу тюрьмы, тихо позвалъ своего друга, спросилъ, какъ его здоровье и обѣщалъ ему доставлять ежедневно хорошую пищу. Но святой отказался отъ всякой ѣды. Полюбилъ онъ жить, какъ Божія пташка.

Принеси мнѣ только чернила и бумаги. Я буду писать азбуки. Ты же продавай эти книги, а деньги раздавай нищимъ.

Съ радостію сталъ исполнять желаніе св. Григорія его другъ. Такъ въ полумракѣ сталъ блаженный юноша писать азбуки: дѣтямъ была польза, а нищимъ поддержка! Не унывалъ блаженный. Трудился, молился, постился!

Прошло два года... Однажды, въ дверяхъ темницы блеснулъ свѣтъ. Ужаснулся блаженный. Не бѣсовское ли это наважденіе? Свѣтъ засіялъ сильнѣе. Святой подошелъ къ дверямъ, коснулся ихъ рукою. Двери, которыя два года не открывались, распахнулись сами собою! Понялъ невинный страдалецъ, что Господь даетъ ему свободу!

Былъ день. Святой взялъ съ собою икону Богоматери, которая была съ нимъ въ темницѣи, никѣмъ не видимый, вышелъ на свѣтъ Божій изъ мрачной ямы.

Блаженный радостно шелъ черезъ поля, лѣса, луга — до монастыря, который назывался «Іосифовъ монастырь», т. к. былъ основанъ преп. Іосифомъ Волоколамскимъ. Григорій сталъ послушникомъ этой святой обители. Его постригли съ именемъ Гурія. За высокую жизнь онъ впослѣдствіи былъ избранъ игуменомъ этого монастыря. Девять лѣтъ св. Гурій мудро, съ большою любовію управлялъ братіей. Тяжкая жизнь въ сырой ямѣ отразилась на его здоровіи, и блаженный сталъ хворать. Два года провелъ онъ на покоѣ.

То было въ началѣ царствованія Іоанна Грознаго, когда послѣдній былъ еще благочестивымъ, справедливымъ, богобоязненнымъ.

До царя дошелъ слухъ о высокой жизни св. Гурія, и онъ назначилъ его настоятелемъ Селижаровской обители, которая находилась въ Тверской епархіи. Блаженный пробылъ здѣсь не больше года.

Въ 1552 году татарскій городъ Казань съ Божіей помощію былъ покоренъ русскими. И первымъ архіепископомъ этого города былъ назначенъ св. Гурій. Съ большимъ почетомъ отправилъ блаженнаго царь Іоаннъ Васильевичъ въ городъ Казань.

Въ Московскомъ Успенскомъ Соборѣ при множествѣ духовенства былъ отслуженъ торжественный напутственный молебенъ 26 мая 1555 г. Послѣ молебствія святитель Гурій съ крестнымъ ходомъ подошелъ къ Москвѣ-рѣкѣ. Здѣсь онъ сѣлъ со своимъ духовенствомъ на приготовленныя ладьи. Торжественно, радостно гудѣли колокола многочисленныхъ церквей словнаго города Москвы. На пути святителя Гурія въ каждомъ городѣ встрѣчало духовенство съ крестными ходами, и совершались молебствія. Путешествіе длилось два мѣсяца.

Много пришлось потрудится святому. И русскіе и татары полюбили милосерднаго святителя, который щедро помогалъ бѣднымъ людямъ, заступался за вдовъ и сиротъ. Блаженный основалъ многіе монастыри, которые должны были учить дѣтей Закону Божію, чтенію, письму. Вообще всѣ обители, основанныя святителемъ, были миссіонерскія. Благодаря школамъ множество татаръ, а также и инородцевъ-язычниковъ (чувашей, черемиссъ) сдѣлались добрыми христіанами. Блаженный близъ Казани основалъ знаменитый Зилантьевскій монастырь, получившій такое названіе, т. к. былъ воздвигнутъ на красивой горѣ Зилантьевской. Существовало древнее преданіе, что на горѣ жилъ страшный змѣй Зилантъ Гордынычъ. Его убилъ одинъ храбрый воинъ.

По уставу этой обители иноки должны были обучать дѣтей, наставлять ихъ въ вѣрѣ православной.

Святителю Гурію было очень трудно одному управлять всѣмъ Казанскимъ краемъ. Онъ попросилъ себѣ въ помощники игумена Пѣсношскаго монастыря, св. Варсанофія, и архимандрита Старицкой обители [1] св. Германа. Великими трудами угодниковъ Божіихъ распространялась вѣра православная во всемъ казанскомъ краѣ. Эти большіе труды скоро надломили слабое здоровье святителя Гурія. Онъ не былъ даже въ состояніи совершать богослуженіе. Его приносили къ Божественной литургіи въ храмъ Благовѣщенія, который онъ самъ воздвигъ. Но при такихъ слабыхъ силахъ святой остался крѣпокъ духомъ и не оставлялъ своего мудраго управленія, не покидалъ престола архіерейскаго.

Святитель продолжалъ пламенно молиться и поститься и благодать Божія сохраняла его умъ чистымъ и свѣтлымъ до конца его дней. Такъ блаженный подвизался три года.

Когда онъ почувствовалъ приближеніе своей кончины, то позвалъ къ себѣ архимандрита Варсанофія, котораго онъ очень дюбилъ и цѣнилъ. Святитель пожелалъ принять великій ангельскій образъ — схиму. Въ праздникъ св. великомуч. Варвары 4 декабря 1564 года св. Гурій блаженно отошелъ ко Господу. Его святое тѣло было погребено въ Спасо-Преображенской обители за алтаремъ у большой церкви. Этотъ монастырь былъ основанъ св. Варсанофіемъ въ 1556 году.


Помощникъ святителя Гурія, преп. Варсанофій былъ сыномъ священника Василія. Онъ родился въ городѣ Серпуховѣ и во святомъ крещеніи названъ Іоанномъ. Съ ранняго возраста способнаго и умнаго отрока обучили граматѣ и Божественному Писанію. Мальчикъ былъ усерденъ, тихъ, кротокъ, послушливъ. На Серпуховъ внезапно напали Крымскіе татары. Они захватили отрока въ плѣнъ. Горько, тяжко было ему жить у невѣрныхъ, безъ отца и матери, безъ храма Божія. Но отрокъ понималъ, что Богъ попустилъ оказаться ему, юному, среди недруговъ, ибо зналъ хорошо, что безъ воли Божіей и волосъ съ головы не упадетъ. Юный святой покорился безъ ропота волѣ Божіей, переносилъ кротко свою печальную участь. Татары заставили его работать. Онъ старательно трудился не какъ для людей, а какъ для Бога. Святой слушался, былъ почтителенъ и смирененъ. Татары полюбили старательнаго св. Іоанна и позволяли жить ему свободнѣе, чѣмъ другіе плѣнники. Разумный отрокъ выучился хорошо говорить по татарски и даже умѣлъ читать и писать. А чтобы не унывать въ горькомъ плѣну святой пѣлъ псалмы, много молился, твердо вѣря, что Господь поможетъ ему выбратся изъ плѣна.

Отецъ Василій за три года собралъ столько денегъ, что смогъ выкупить сына своего изъ плѣна. Оказавшись въ Москвѣ, блаженный рѣшилъ отказаться отъ міра. Онъ поступилъ въ Андроніевъ монастырь, который находился въ Москвѣ, на берегу рѣки Яузы. Его постригли и назвали Варсанофіемъ. Въ обители святой жилъ словно ангелъ въ плоти. Слухъ о его подвижнической жизни дошелъ до митрополита Макарія. Послѣдній назначилъ блаженнаго игуменомъ Николаевскаго-Меѳодіева монастыря, который находился въ 25 верстахъ отъ города Дмитрова. Иначе эта обитель называлась «Пѣсношская».

Св. Варсанофій, скромный, тихій, кроткій, не искалъ славы, но по своей высокой жизни сталъ всѣмъ извѣстенъ. Святитель Гурій пригласилъ его къ себѣ въ помошники и поручилъ ему основать въ Казанскомъ Кремлѣ Спасо-Преображенскую обитель. Св. Варсанофій сдѣлался ревностнымъ помощникомъ св. Гурія. Онъ. проповѣдывалъ татарамъ на ихъ родномъ языкѣ. Не напрасно, Божіимъ попущеніемъ, ему пришлось въ молодыхъ лѣтахъ жить среди татаръ! Невѣрные внимательно слушали его проповѣдь и обращались ко Христу. Онъ и другихъ инородцевъ язычниковъ крестилъ и училъ ихъ дѣтей вѣрѣ христіанской. И татары язычники очень его полюбили, тѣмъ болѣе, что св. Варсанофій умѣлъ лѣчить и тѣлесныя болѣзни: былъ онъ искуснымъ врачемъ. Ему, однако, пришлось покинуть свое любимое миссіонерское дѣло, т. к. черезъ четыре года, послѣ смерти святителя Гурія, св. Варсанофій долженъ былъ занять епископскій престолъ города Твери. Въ 1567 году онъ былъ рукоположенъ въ епископа будущимъ священномученикомъ, московскимъ митрополитомъ Филиппомъ. Въ очень тяжелое время св. Варсанофій долженъ былъ трудиться на новомъ своемъ мѣстѣ.

Царь Іоаннъ Васильевичъ совершенно измѣнился: изъ благочестваго, разумнаго царя сдѣлался бичемъ для подданныхъ.

Св. Варсанофій видѣлъ, какъ пострадали за истину митр. Филиппъ и св. архіепископъ Германъ, его близкій другъ. Послѣдній занялъ архіепископскій престолъ послѣ кончины святаго Гурія. Св. Германа вызвалъ царь въ Москву, чтобы сдѣлать его митрополитомъ. Правдивый св. Германъ сталъ безстрашно обличать царя въ неслыханныхъ звѣрствахъ. Св. борецъ за правду былъ заточенъ и, не перенеся суровой жизни, умеръ.

Св. Варсанофій не смогъ трудиться въ такихъ ужасныхъ обстоятельствахъ. Онъ удалился на покой въ Казань, въ свой Преображенскій монастырь. Святой пять лѣтъ подвизался въ своей обители и скончался 11 апрѣля 1676 году. Его святое тѣло было погребено рядомъ со святителемъ Гуріемъ. Вмѣстѣ трудились святые миссіонеры — вмѣстѣ и стали почивать!

Прошло 32 года послѣ кончины святителя Гурія и 20 лѣтъ послѣ отшествія ко Господу св. епископа Варсанофія. Благочестивый царь Ѳеодоръ Іоанновичъ, «святой царь», какъ звали его люди святорусскіе, рѣшилъ на мѣстѣ Спасо-Преображенскаго деревяннаго храма въ Казани, воздвигнуть величественный каменный соборъ. Стали копать рвы и нашли два гроба — святителей Гурія и Варсанофія. Извѣстили будущаго священномученика архіепископа Казанскаго Гермогена. Онъ пришелъ въ монастырь со многимъ духовенствомъ. Открыли гробъ святителя Гурія — разнеслось дивное благоуханіе. Гробъ оказался полнымъ благовоннаго мѵра. Св. мощи плавали въ немъ. Открыли гробъ св. Варсанофія — и его мощи нашли нетлѣнными. Честныя мощи обоихъ святителей положили въ новые ковчеги, которые были поставлены въ особомъ придѣлѣ Спасо-Преображенскаго собора.

Со всѣхъ сторонъ матушки Россіи приходили къ св. мощамъ для поклоненія. Больные исцѣлялись, скорбные утѣшались, бѣсноватые избавлялись отъ своихъ мучителей.

Впослѣдствіи мощи святителя Гурія стали почивать въ Благовѣщенскомъ соборѣ. Его святое тѣло было перенесено туда въ 1630 году. Мощи покоились въ богатой сребропозлащенной ракѣ, подъ малиновой, великолѣпной сѣнію, золотомъ шитой монахинями Казанской обители. Хранились и очень скромныя облаченія святаго подъ стекломъ, въ особомъ ящикѣ, который висѣлъ на колоннѣ, въ ногахъ святителя. Рака была на возвышеніи, къ ней вели ступени съ правой и лѣвой стороны.

Въ Спасо-Преображенскомъ соборѣ покоились мощи святителя Варсанофія въ точно такой же ракѣ и подъ такой же сѣнью. Хранились и простыя облаченія святаго епископа.

Мощи св. Германа, пострадавшаго отъ царя Іоанна Грознаго, почивали въ городѣ Свіяжскѣ, который стоитъ на рѣкѣ Свіягѣ — притокѣ великой рѣки Волги. Мощи этого страдальца были перенесены въ 1595 году въ мужескій Успенскій монастырь, который находился въ гор. Свіяжскѣ. Эту обитель создалъ самъ блаженный епископъ Германъ. Въ царское время въ этомъ монастырѣ показывали келлію святителя, его посохъ и деревянныя дикиріи, которыя собственноручно очень искусно сдѣлалъ самъ святой. Хранилась и его шапочка. Сохранились-ли до сихъ поръ святыя мощи трехъ великихъ просвѣтителей Казанскаго края — мы не знаемъ.

Въ прежнее время набожные казанцы чрезвычайно почитали своихъ святыхъ миссіонеровъ. Передъ началомъ школьныхъ занятій непремѣнно родители водили дѣтей къ св. мощамъ святителей Гурія и Варсанофія, какъ бы прося благословенія на успѣшное ученіе. Передъ экзаменами школьники и школьницы стремились приложится къ св. мощамъ. Особенно усердные даже посѣщали часовню (которая находилась въ Спасо-Преображенской обители), углубленную въ землю, съ узкими окнами. На этомъ мѣстѣ именно были и обрѣтены нетлѣнныя мощи святителей Гурія и Варсанофія. Тамъ оставались два деревянныхъ гроба, вокругъ которыхъ лежалъ песочекъ. Дѣти брали какъ величайшую святыню мелкія щепочки, отпадающія отъ деревянныхъ гробовъ, и песочекъ. Дома дѣлали изъ этой святыни ладанки, которыя уносили съ собою на экзамены съ твердой вѣрой, что святители, сами учившіе дѣтей и любящіе ихъ, помогутъ имъ выдержать хорошо экзамены. И дѣйствительно дѣти получали просимое и безъ затрудненій и переэкзаменовокъ успѣшно переходили въ другой классъ.

Такъ было на Руси Святой, въ царскія времена, когда процвѣтало на нашей Родинѣ святое Православіе.

Будемъ вѣрить, что снова воскреснетъ Русь Святая по милости Божіей, заступничествомъ Пречистой, небесныхъ ангеловъ и всѣхъ святыхъ, просіявшихъ на нашей Родинѣ.

Примѣчаніе:
[1] Тверской епархіи.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ десятый. [1964 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1964. — С. 86-92.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.