Церковный календарь
Новости


2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 19 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ одиннадцатый. [1965 г.]

Житіе св. Григорія Богослова, патріарха Константина града.
Память 25 января. — Отошелъ ко Господу въ 389 г.

Св. Нонна была великою молитвенницею, и кто ее видѣлъ молящуюся во храмѣ, не подумалъ бы, что она могла быть заботливою хозяйкою. Но, въ церкви пребывая внѣ этого міра, дома она старательно занималась, безъ суеты, дѣлами житейскими. Была она необычайно милостива: бѣднякъ не уходилъ изъ ея дома безъ помощи. Св. Нонна съ глубокою вѣрою всегда молилась, чтобы Григорій позналъ Единаго Истиннаго Бога.

Однажды во снѣ вдругъ запѣлъ онъ дивныя слова изъ 121 Псалма св. пророка Давида: «Возрадовался я, когда сказали мнѣ: пойдемъ въ домъ Господень». Григорій пѣлъ и пѣлъ эти чудныя слова, наслаждался ими. Въ первый разъ ощутилъ онъ сладость молитвы: до сихъ поръ онъ никогда не молился, но много разъ слышалъ псалмы св. царя Давида, когда ихъ читала его блаженная супруга. Григорій проснулся — преображенный. Когда онъ повѣдалъ своей св. супругѣ о своемъ пѣніи во снѣ, блаженная Нонна поняла, что ея супруга призываетъ Господь. А въ это время, какъ разъ именно въ 325 году, св. Леонтій, епискоиъ Кесаріи Каппадокійской ѣхалъ на первый вселенскій соборъ и остановился въ городѣ Назіанзѣ. Къ нему привела своего мужа св. Нонна. Св. Леонтій крестилъ Григорія. И сталъ Григорій такимъ совершеннымъ христіаниномъ, что впослѣдствіи сдѣлался епископомъ города Назіанза.

Блаженная Нонна умоляла Господа дать ей сына, котораго бы она отдала Ему на служеніе. Милосердный Господь услышалъ ея мольбу. Св. Нонна заснула одною темною ночью послѣ долгой усердной молитвы и увидѣла дивный, свѣтлый сонъ. Видитъ она ею рожденнаго прекраснаго, ангелоподобнаго ребенка, златокудраго. Кто то называетъ его Григоріемъ. Въ радости несказанной проснулась мать будущаго всемірнаго святаго.

Около 330 года увидѣло свѣтъ чудное дитя.

Послѣ рожденія не было крещено: по обычаю того времени, св. таинство крещенія совершалось, когда человѣкъ достигалъ 30 и полчетверти года, т. е. тѣхъ лѣтъ, когда во Іорданѣ крестился Господь. Впослѣдствіи этотъ обычай былъ измѣненъ самимъ св. Григоріемъ и св. Василіемъ: стали, какъ мы то дѣлаемъ теперь, крестить младенцевъ.

Какъ только св. младенецъ сталъ разумнымъ отрокомъ св. Нонна открыла ему, что еще до его рожденія она посвятила его Господу. Нѣжно обнимая его, она сказала, что предаетъ его Богу, какъ Авраамъ Исаака. Подарила она сыну свитокъ Священнаго Писанія. Св. отрокъ хорошо понялъ, что онъ принадлежитъ Богу и долженъ всю жизнь Ему служить. Впослѣдствіи онъ писалъ о своихъ родителяхъ: «Мать моя, наслѣдовавъ отъ отцевъ Богоугодную жизнь, вѣру, наложила и на дѣтей своихъ эту золотую цѣпь. Въ женскомъ образѣ нося мужское сердце, она для того только касалась земли, заботилась о мірѣ, чтобы здѣшнюю жизнь приготовить къ жизни небесной. Родитель мой прежде служилъ идоламъ, былъ дикою маслиною, но привился къ стеблю маслины доброй. Онъ сѣдъ волосами и опытенъ умомъ, привѣтливъ, сладкорѣчивъ. Это — новый Ааронъ или Моисей, посредникъ между людьми и Богомъ. Отъ такихъ родителей произошелъ я».

Вспоминалъ св. Григорій о христолюбивой матери св. Нонны — о своей любимой бабушкѣ: «Бабушка часто водила меня въ домъ, гдѣ были христіанскія собранія для молитвы. Надъ входомъ этого дома была картина, изображавшая жертвоприношеніе Исаака. Указавъ на образъ, бабушка сказала мнѣ: «Смотри, готовъ-ли ты такъ же безропотно исполнить волю родителей».

Св. отрокъ велъ себя, какъ мудрый старецъ, убѣленный сѣдинами. То онъ погружался въ тихую, сосредоточенную молитву, то читалъ книги Божественныя и размышлялъ о прочитанномъ. Сверстники звали его повеселиться, поиграть, но онъ удалялся отъ нихъ.

Святой рано сталъ писать вдохновенныя стихотворенія — гимны Творцу своему.

Въ природѣ св. Григорій созерцалъ Бога. Будучи взрослымъ, онъ писалъ: «Невозможно пройти безъ хвалы Творцу мимо ручейка, и со цвѣткомъ полевымъ не раздѣлить славословія въ честь общаго Создателя. Розы возносятъ наши души горѣ, смиряютъ насъ въ нашихъ грѣхопаденіяхъ, но Хранящій тѣ и другія, тѣмъ болѣе сохраняетъ смиряющіюся душу. Веселые крики и лепетъ дорогихъ дѣтей влекутъ меня въ неумолчные хоры безплотныхъ духовъ».

Св. Григорій очень рано понялъ, что истинное счастье — только въ Богѣ!

«О блаженствѣ души»: «Ты Мой Спаситель, Христосъ. Ты — отчизна единственная мнѣ! Силу, богатство, защиту, покой — все нахожу я въ Тебѣ!»

Съ раннихъ лѣтъ св. отрокъ стремился изучить всѣ современныя ему науки. Онъ впослѣдствіи писалъ о себѣ: «Еще не опушились мои ланиты, а мнѣ уже была привита пламенная любовь къ словеснымъ наукамъ».

Въ своихъ писаніяхъ, св. Григорій вообще сообщаетъ многое о своей жизни.

Въ своемъ 50-омъ стихотвореніи онъ обращается къ отцу своему съ такими словами: «Я не желаю ни золота, ни серебра, ни шелковыхъ тканей, ни ослѣпительно сверкающихъ драгоцѣнныхъ камней, ни обширныхъ полей подобныхъ тѣмъ, которыя орошаетъ бурный Нилъ, ни множества слугъ, ни многочисленныхъ стадъ. Я не думаю также о блестящемъ бракѣ, не прельщаетъ меня и высокое положеніе, хотя люди многимъ восхищаются и гордятся, но по истинѣ жалокъ родъ смертныхъ: ничего нѣтъ у нихъ прочнаго и на завтрашній день: мимолетныя удовольствія, чуждыя безсмертной душѣ. Все, что наиболѣе цѣнится большинствомъ въ жизни, быстро проходитъ и исчезаетъ, какъ пыль, которую смертный вихрь увлекаетъ, то въ одну, то въ другую сторону». И далѣе: «Послѣ того, какъ я пройду въ юности курсъ наукъ, я предамся изученію Божественнаго Откровенія, сообщеннаго намъ таинственно Духомъ Святымъ. Я пойду за свѣточемъ ученія Его и буду постепенно приближаться къ Его Свѣту, устрояя жизнь свою по Его Божественнымъ наставленіямъ. Самъ Христосъ будетъ мнѣ Помощникомъ, Спутникомъ, Вождемъ! Онъ поможетъ мнѣ съ радостными надеждами войти въ небесныя обители и наслѣдовать жизнь чистую и вѣчную!» Такъ писалъ великій, святой поэтъ!

Господь послалъ св. отроку Григорію дивный сонъ: въ сіяніи стоятъ предъ нимъ двѣ дѣвы. Одежды ихъ ослѣпительно бѣлы, лица ихъ сіяютъ красотою райскою. Обѣ юны и возрастомъ равны. На нихъ нѣтъ никакихъ драгоцѣнностей земныхъ — ни золота, ни серебра, ни камней самоцвѣтныхъ, ни ожерелій жемчужныхъ, ни сверкающихъ браслетовъ, ни серегъ. Одежда ихъ сотканы изъ свѣта, а не изъ шелка. Онѣ не препоясаны золотыми поясами. Дѣвы скромны, чисты и кротки. Онѣ не гордятся своею ангелоподобною сіяющею красотою. Долу опущены ихъ чудныя очи...

Кто вы? Откуда вы явились?

Я — чистота, отвѣтила одна.

Я — цѣломудріе, сказала другая.

Мы предстоимъ Царю-Христу. Но и ты, сынъ, соедини умъ свой съ нашими сердцами и свѣтильникъ съ нашими свѣтильниками, чтобы тебя, очищеннаго и осіяннаго свѣтлостію, перенесли мы на небеса и поставили передъ Свѣтомъ Небесной Троицы!» Сказали такъ св. дѣвы и вознеслись на небеса.

«Онѣ улетѣли, и взоръ мой долго слѣдилъ за ними». Такими словами закончилъ св. Григорій свое стихотвореніе.

Послѣ этого небеснаго сна св. Григорій рѣшилъ съ Божіей помощію прожить дѣвственникомъ, любя Единаго Господа.

Блаженной Ноннѣ Богъ послалъ еще сына Кесарія и дочь Горгонію. Святые родители и этихъ дѣтей воспитывали въ строгомъ благочестіи. Поистинѣ, то было святое семейство.

Когда св. Григорій сталъ приходить въ возрастъ, родители отпустили его для продолженія образованія въ Кесарію Каппадокійскую. Тамъ онъ впервые встрѣтился со своимъ будущемъ другомъ св. Василіемъ Великимъ. Продолжалъ св. Григорій свое образованіе въ Кесаріи Палестинской, потомъ въ Александріи и, наконецъ, въ Аѳинахъ. Учителя удивлялись его премудрости, словно то былъ не юноша, а старецъ, убѣленный сѣдиною.

Когда св. юноша плылъ въ Грецію, поднялась страшная буря. То былъ ненастный ноябрь мѣсяцъ. Корабль трепало какъ щепку. Плывшіе на кораблѣ ожидали гибели. Св. Григорій, страшась умереть некрещенымъ, бросился ницъ и сталъ умолять Господа пощадить его и плывшихъ съ нимъ. «Для Тебя, Господи, буду я жить, если избѣгну опасности! Ты утратишь Своего служителя, если не спасешь меня!» И по молитвѣ его укротилась буря. Водворилась благодатная тишина. Плывшіе на кораблѣ облегченно вздохнули... Съ благоговѣніемъ взирали они на св. Григорія, по молитвѣ котораго они были спасены. Христіане прославили Спасителя, а язычники познали силу Единаго Истиннаго Бога.

Вмѣстѣ со св. Григоріемъ плылъ одинъ хорошо ему знакомый юноша. Онъ бурною ночью видѣлъ мать св. Григорія, блаженную Нонну, которая приблизившись къ погружавшемуся уже кораблю, повлекла его и — въ одно мгновеніе водворился покой! Юноша всѣмъ повѣдалъ о ночномъ видѣніи, и всѣ познали, какъ великъ Господь, Которому служитъ и Которому молится св. Григорій.

Въ ту же страшную ночь, отецъ св. Григорія горячо молился и въ легкомъ снѣ видитъ страшнаго бѣса, который готовитъ гибель кораблю, на которомъ плыветъ Григорій, но тотъ схватываетъ бѣса и побѣждаетъ его. Отецъ повѣдалъ блаженной Ноннѣ свой сонъ. Супруги возблагодарили Господа, спасшаго отъ потопленія ихъ сына.

Св. Григорій благополучно приплылъ въ Аѳины, куда вскорѣ прибылъ и св. Василій.

Свв. юноши поселились вмѣстѣ. Они братски любили другъ друга. Успѣшно проходя ученіе, они превзошли своихъ учителей. Изучая природу, святые друзья восхищались Божіей премудростію. Они проходили науки о растеніяхъ, о животныхъ, о движеніи свѣтилъ небесныхъ.

Проникая въ тайны природы, святые юноши творили славословіе, немолчную хвалу Создателю вселенной!

Одновременно со святыми Григоріемъ и Василіемъ учился въ Аѳинахъ будущій царь Іуліанъ Отступникъ. Уже тогда св. Григорій имѣлъ отъ Господа даръ прозрѣнія. Онъ предсказалъ, что этотъ юноша причинитъ много зла христіанамъ.

Шесть лѣтъ учились оба друга въ славномъ городѣ Аѳинахъ. Св. Василій отправился въ Египетъ, чтобы отъ совершенныхъ христіанскихъ учителей научиться высшей духовной премудрости, а св. Григорія аѳиняне упросили остатся учителемъ въ ихъ славномъ городѣ. Когда же св. Григорій узналъ, что отецъ поставленъ епископомъ въ городѣ Назіанзѣ, то немедленно возвратился на родину. Ему было 30 лѣтъ и его уже могъ крестить его отецъ.

Въ радости неизреченной вспоминалъ св. Григорій, какъ онъ на морѣ трепеталъ за свою душу, когда она не была еще омыта банею крещенія.

Хотѣлъ тотчасъ же послѣ великаго таинства св. Григорій удалиться въ пустыню для безмолвной, молитвенной жизни, къ которой стремился давно. Но отецъ удержалъ его при себѣ и рукоположилъ, противъ его воли, въ чинъ іерейскій, чтобы онъ помогалъ ему управлять Церковью. Св. Григорій смиренно покорился желанію своего отца. Но вотъ послѣдній задумалъ возвести его на престолъ епископскій. Святой Григорій считалъ себя недостойнымъ высокаго епископскаго сана. Онъ жаждалъ тихой, сосредоточенной жизни. Тайно ушелъ онъ къ своему другу св. Василію, который къ тому времени былъ тоже священнникомъ и устроилъ монастырь. Снова соединились святые друзья. Но эта безмолвная, молитвенная жизнь должна была нарушиться! Св. Григорій получилъ отъ отца печальное письмо. Умеръ его младшій братъ Кесарій. Со слезами умолялъ епископъ Григорій старшаго сына вернуться къ нему и помочь управлять церковью. Св. Григорій оставилъ тихую обитель.

Похоронивъ брата, св. Григорій ревностно принялся помогать отцу. Время было тяжелое. На православныхъ жестоко нападали злые еретики-аріане. Ихъ лжеучитель Арій училъ, что Спаситель не Богъ, а твореніе Создателя вселенной. Вотъ до какого безумія дошелъ гордый еретикъ Арій. Св. Григорію пришлось много бороться съ аріанами.

А когда воцарился царь Іуліанъ Отступникъ, наступили еще болѣе страшные годы. Этотъ беззаконный царь отказался отъ Христа и сталъ гнать, преслѣдовать христіанъ.

Св. Григорій писалъ этому царю-отступнику обличительныя посланія. Но царь не вразумился. Господь наказалъ злого отступника: пронзенъ онъ былъ на войнѣ непріятельскою стрѣлою. Умирая, Іуліанъ воскликнулъ: «Ты побѣдилъ, Галилеянинъ!»

Воцарился благочестивый царь Іовиніанъ, и въ Церкви водворилась тишина. Но послѣ смерти этого благовѣрнаго царя, императоромъ сталъ еретикъ Валентъ.

О, какъ тяжело было бороться съ еретиками св. Григорію! Вообще тяготился онъ своей многозаботливой жизнью. Кромѣ дѣлъ церковныхъ, онъ управлялъ большимъ имѣніемъ своего отца, покоилъ старость своихъ родителей. Онъ писалъ своему другу св. Василію: «Кто возвратитъ мнѣ наши молитвы и бдѣнія? Кто возвратитъ мнѣ миръ и единодушіе братіи, изученіе Божественныхъ Писаній, и тотъ свѣтъ, который мы обрѣли въ нихъ при руководствѣ Св. Духа! Кто возвратитъ мнѣ ежедневныя занятія наши — ломаніе камней, насажденіе и поливаніе деревьевъ?»

Когда св. Василій Великій сталъ епископомъ Кесарійскимъ, возрадовалась душа св. Григорія: къ епархіи св. Василія принадлежалъ и городъ Назіанзъ! Старые друзья стали дружно работать для Церкви, помогать другъ другу.

Св. Василій задумалъ посвятить св. Григорія во епископы города Сасимы, чтобы утвердить тамошнихъ жителей въ вѣрѣ православной, т. к. ихъ смущали еретики. Едва уговорили св. Григорія принять епископское посвященіе. Но митрополитъ Анѳимъ, тайный еретикъ, не хотѣлъ этого допустить. Вооруженные люди стерегли св. Григорія на пути къ этому городу. Св. Григорій, узнавъ объ этомъ, удалился въ тихую обитель, гдѣ смиренно сталъ служить больнымъ, а потомъ вернулся обратно въ Назіанзъ.

Отошла ко Господу любимая сестра св. Григорія — блаженная дѣва Горгонія. Родители остались одинокими. Рѣшилъ святой до смерти своихъ родителей не отлучаться отъ нихъ. Отецъ сталъ уговаривать сына занять его престолъ епископскій. Великій свѣтильникъ Церкви всѣ заботы по Церкви принялъ на себя, но занять его престолъ отказался.

Св. Григорій писалъ о себѣ: «Услуживая родителямъ, я думалъ исполнить угодное Тебѣ, Царь мой Христосъ: ибо Ты даруешь дѣтей смертнымъ, чтобы они имѣли въ нихъ себѣ помощь, и ими, какъ жезломъ, подпирали свои дрожащіе члены. Заботясь о нихъ и облегчая ихъ труды, я думалъ, что дѣлаю самое полезное и исполняю указанное природою».

Въ 374 году отошелъ ко Господу отецъ. Онъ былъ епископомъ 45 лѣтъ и скончался 100 лѣтъ. На его погребеніе пріѣхалъ св. Василій Великій и раздѣлилъ со своимъ святымъ другомъ скорбь о потерѣ любимаго его родителя.

Вскорѣ отошла ко Господу и блаженная Нонна — тоже столѣтняя.

Народъ умолялъ святаго Григорія занять престолъ покойнаго родителя. Но святой Григорій — любитель безмолвія и молитвенной тишины удалился въ Селевкію, въ монастырь святой Ѳеклы. Тамъ подвизался онъ, пока св. Василій Великій, къ тому времени уже Архіепископъ, не вызвалъ его обратно въ городъ Назіанзъ...

Св. Григорій согласился временно, до избранія другого епископа, занять престолъ города Назіанза. Св. Архіепископъ Василій передалъ другу своему заботу о многихъ богадѣльняхъ, больницахъ, страннопріимницахъ. Св. Григорій сталъ питателемъ нищихъ, служителемъ больныхъ, упокоителемъ бездомныхъ странниковъ. Его любвеобильная душа находила себѣ упокоеніе и радость въ служеніи людямъ, зная что такова воля Божія! Но эта яркая звѣзда церковная должна была засіять въ самомъ сердцѣ Византіи — во славномъ Царьградѣ. Св. Василій Великій съ другими епископами рѣшили послать св. Григорія въ Византію, гдѣ еретики гнали вѣру православную, захвативъ всѣ церкви.

Передъ отъѣздомъ св. Григорія въ Византію, его постигло большое горе: отошелъ ко Господу его другъ, св. Архіепископъ Василій, — угасла яркая звѣзда церковная! Его кончину горько оплакивалъ св. Григорій и произнесъ надъ св. мощами своего друга умилительное слово...

Св. Григорій въ Византіи поселился въ домѣ своихъ родственниковъ, который онъ обратилъ въ церковь, назвавъ ее «Анастасіей», т. е. Воскресеніемъ. Съ маленькой домашней церкви, дѣйствительно, началось воскресеніе чистой вѣры православной. Тѣсная церковь не вмѣщала всѣхъ желающихъ слушать великаго проповѣдника. Богомольцы волнами устремлялись къ рѣшеткѣ, которая отдѣляла отъ нихъ каѳедру св. епископа. Скорописцы усердно записывали мудрыя слова свѣтильника церковнаго, въ честь Св. Троицы, которыя становились извѣстны не только въ Царьградѣ, но и по всей Византіи. Народъ за эти рѣчи, исполненныя благодати, силы, власти, за его премудрыя писанія прозвалъ его, какъ назывался и св. евангелистъ апостолъ Іоаннъ — Богословомъ. Злые еретики скрежетали зубами. Чего только ни дѣлали они! Возстанавливали народъ противъ святаго Богослова, осыпали его бранью, даже камнями, врывались, вооруженные палками, въ его малую церковь, покушались убить его.

Однажды, какъ мятежника, еретики повлекли его на судъ къ градоначальнику... Святой кротко терпѣлъ всѣ эти нападенія и только взывалъ ко Господу, прося Его помощи и защиты. Градоначальникъ не повѣрилъ еретикамъ и отпустилъ съ миромъ невиннаго.

Въ то время царствовалъ благочестивый царь Ѳеодосій, который высоко цѣнилъ и любилъ св. Григорія. Вмѣстѣ съ народомъ онъ хотѣлъ, чтобы св. проповѣдникъ занялъ въ Царьградѣ престолъ патріаршій. Царь Ѳеодосій въ 380 г. отнялъ у аріанъ соборъ и другіе занятые ими храмы и передалъ ихъ св. Григорію. Аріанскій епископъ долженъ былъ покинуть Константинополь. Православные ликовали.

Когда св. Григорій съ народомъ хотѣли войти въ соборъ, множество вооруженныхъ аріанъ устремилось на православныхъ. Еретики стали у дверей и не пропускали въ храмъ православныхъ. Аріане подговорили одного юношу-еретика, чтобы онъ вонзилъ ножъ святому въ животъ, но Господь защитилъ Своего избранника! Императоръ Ѳеодосій направился къ собору, услышавъ вопли аріанъ, нападающихъ на православныхъ. Благочестивый царь самъ ввелъ во храмъ св. Григорія, какъ архіепископа царствующаго города. Такъ исполнилъ онъ желаніе своего народа и спасъ отъ смерти великаго свѣтильника церковнаго!

Только святой вошелъ въ соборъ — яркій лучъ солнца блеснулъ изъ-за тучъ, тогда какъ раньше небо было пасмурно и сѣро: словно само Божіе небо возрадовалось. Православные, съ восторгомъ взывали: «Григорій епископъ!»

Св. Григорій продолжалъ свое великое дѣло: просвѣщалъ народъ, посѣщалъ больныхъ и исцѣлялъ ихъ, защищалъ слабыхъ, обиженныхъ. Любя тишину природы, онъ часто посѣщалъ и села. Онъ отдыхалъ душою и тѣломъ среди мирной, деревенской тишины.

Однажды, святой Григорій заболѣлъ. Народъ, думая что его любимый пастырь умираетъ, во множествѣ сталъ посѣщать его, благодаря за очищеніе города отъ пагубной ереси. Св. Григорій успокоивалъ народъ, говоря, что онъ еще не умираетъ.

Однажды, когда его многочисленные почитатели вышли изъ комнаты, остался только одинъ юноша. Онъ вдругъ со слезами, съ рыданіемъ обхватилъ ноги святаго и сталъ умолять его, чтобы онъ простилъ ему его великій грѣхъ. Это былъ тотъ, который по злому умыслу еретиковъ, хотѣлъ вонзить острый мечъ въ его животъ. Великій архипастырь съ любовію, кротостію посмотрѣлъ на юношу и сказалъ:

Господь нашъ Іисусъ Христосъ да будетъ къ тебѣ милостивъ, о мой возлюбленный! И да проститъ тебѣ грѣхи твои. Только съ этого момента будь нашъ, оставь ересь, приступи ко Христу Богу и вѣрно работай Ему!

Въ 381 году въ Царьградѣ былъ созванъ второй Вселенскій Соборъ. Императоръ Ѳеодосій, все духовенство православное, горожане избрали св. Григорія въ архіепископы столицы. Новоизбранный архипастырь предсѣдательствовалъ на соборѣ.

Нѣкоторые епископы были недовольны этимъ избраніемъ. Да и самъ святой тяготился новымъ высокимъ саномъ. Онъ собралъ епископовъ и кротко сказалъ имъ: «Пастыри Христовой Церкви, не подобаетъ вамъ враждовать и спорить между собою, когда вы другихъ должны учить любви и миру. Умоляю васъ именемъ Пресвятой Единосущной Троицы: устройте мирно дѣла Церкви. Если я причиною вашего разногласія, то я не лучше пророка Іоны: ввергните меня въ море и утишите бурю вражды! Отнимите у меня престолъ, изгоните меня изъ города, — я все снесу терпѣливо, лишь бы возстановить миръ и согласіе».

Прослезились епископы. Стало стыдно тѣмъ, которые шли противъ избранника Божія. Благодатная тишина воцарилась въ собраніи. Всѣ молчали, умиленные духомъ любви, исходящихъ отъ великаго Свѣтильника Церкви.

Послѣ окончанія собора св. патріархъ умолилъ царя Ѳеодосія отпустить его. Заплакалъ благочестивый царь. Плакали его вельможи, услышавши просьбу св. Григорія. Святой архипастырь объяснилъ царю, что онъ старъ и боленъ и жаждетъ, предъ отшествіемъ изъ этого міра, покоя и тишины. Благовѣрный царь Ѳеодосій долженъ былъ уступить просьбѣ святаго. Когда св. Григорій покидалъ столицу, великое множество народа православнаго провожало его. Слышались громкія рыданія.

Св. Григорій Богословъ, прибывъ въ страну родную каппадокійскую, поселился въ своемъ имѣніи, въ Аріанзѣ. Тамъ онъ жилъ строго подвижническою жизнію — въ постѣ, въ непрестанной молитвѣ, во бдѣніяхъ. Здѣсь написалъ онъ многія духовныя сочиненія, которыя и теперь читаютъ Боголюбивые люди. Великій свѣтильникъ Церкви скончался глубокимъ старцемъ въ 389 году. Его торжественно похоронили въ городѣ Назіанзѣ.

Въ 950 году, при императорѣ Константинѣ Порфиророднымъ, св. мощи его были перенесены въ Царьградъ и положены въ церкви св. Апостоловъ въ помощь и защищеніе граду, во славу же Христа Бога, со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго во вѣки, аминь.


Примѣчаніе: Въ Прологѣ есть описаніе внѣшняго вида св. архіепископа Григорія. Св. Григорій былъ роста небольшого, блѣдноватъ, брови имѣлъ прямыя, взглядъ кроткій и ласковый. Правый глазъ, который въ одномъ углу сократила рана — прищуренъ. Борода была не длинная, но довольно густая, конецъ бороды представлялся съ темнымъ отливомъ. Волосъ на головѣ было очень мало, въ молодости они были бѣлокурые, а въ старости совершенно сѣдые.

Пособія: Четьи-Минеи, св. Димитрія Ростовскаго, «Вѣчный календарь» Тихомирова и Чтенія по Закону Божію для слушательницъ педагогическихъ курсовъ, изд. 1902 г., прот. А. Дернова, СПб.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ одиннадцатый. [1965 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 3-12.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.