Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ одиннадцатый. [1965 г.]

Страданіе св. мученика Никифора.
Пострадалъ около 240 г. — Память 9 февраля.

Первымъ пришелъ въ себя Никифоръ. Онъ ужаснулся гибельному состоянію своей души и сталъ покаянно молиться. Друзей своихъ онъ просилъ поспѣшить къ Саприкію и передать ему, что его прежній другъ слезно, искренно проситъ у него прощенія и умоляетъ снова стать его другомъ. Друзья и сосѣди Никифора поспѣшили къ священнику Саприкію, но тотъ холодно, съ непріязнью выслушалъ посланныхъ и не простилъ своего бывшаго друга. Такъ дьяволъ ожесточилъ сердце священника...

Никифоръ былъ глубоко опечаленъ и вскорѣ снова послалъ своихъ друзей къ Саприкію съ той же просьбой. Несчастный Саприкій въ безуміи своемъ второй разъ отвергъ покаяніе своего друга. Въ третій разъ тотъ послалъ своихъ друзей къ Саприкію и получилъ окончательный отказъ!

Ослѣпленный дьяволомъ священникъ не подумалъ, что теперь не смѣетъ онъ произносить молитву Господню: «и остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ». Служитель алтаря забылъ, что онъ теперь не смѣетъ просить Милоседнаго Господа, чтобы Онъ простилъ ему грѣхи его! Забылъ несчастный іерей слова Учителя: «Прощайте и прощены будете» (Лук. 6, 37). «Если ты принесешь даръ твой къ жертвеннику, и тамъ вспомнишь, что братъ твой имѣетъ что-нибудь противъ тебя, оставь тамъ даръ твой предъ жертвенникомъ, и пойди, прежде примирись съ братомъ твоимъ, и тогда принеси даръ твой» (Матѳ. 5, 23-24). «Если не будете прощать людямъ согрѣшенія ихъ, то и Отецъ вашъ не проститъ вамъ согрѣшеній вашихъ» (Матѳ. 6, 15).

Наконецъ Никифоръ самъ пошелъ къ Саприкію. Смиренно, покаянно палъ онъ къ ногамъ его: «Прости меня, отецъ, Господа ради, прости!». Пресвитеръ и тутъ не внялъ мольбѣ смиреннаго Никифора. Іерей, въ своемъ ослѣпленіи, не имѣлъ уже ни страха Божія, ни любви къ ближнему. И съ печалью ушелъ Никифоръ отъ жестокаго священника, предавшагося сатанѣ...

Въ это время настало страшное гоненіе на христіанъ. Царствовали императоры Валеріанъ и Галліенъ. Священника Саприкія какъ христіанина привели къ начальнику.

— «Кто ты по рожденію?»

— «Саприкій мое имя», отвѣчалъ священникъ.

— «Ты клирикъ?»

— «Я — священникъ.»

— «Цари — Валеріанъ и Галліенъ повелѣли всѣмъ христіанамъ принести жертвы безсмертнымъ богамъ. Если кто откажется исполнить это, то, послѣ различныхъ мукъ, будетъ осужденъ на смерть»

Саприкій отвѣчалъ: «О, игемонъ, мы — христіане. Нашъ Царь — Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Онъ — Единый, истинный Богъ, Творецъ земли и моря! Боги же ваши — бѣсы. Да погибнутъ они! Боги ваши — творенія рукъ человѣческихъ!».

Начальникъ приказалъ растянуть Саприкія на колесѣ и жестоко мучить. Въ страданіяхъ Саприкій говорилъ начальнику. «Ты имѣешь власть надъ моимъ тѣломъ, но не надъ душою. Господь мой Іисусъ Христосъ, создавшій мою душу — Онъ Единый имѣетъ власть надъ моею душою».

Долго мучили Саприкія. Онъ мужественно терпѣлъ страданія.

Начальникъ, видя непреклонность Саприкія приказалъ отсѣчь ему голову. Повели Саприкія на казнь. Вотъ-вотъ, священникъ долженъ былъ получить вѣнецъ мученическій отъ Христа Бога нашего! Никифоръ узнавъ, что бывшаго его друга ведутъ на казнь, поспѣшилъ за нимъ. Онъ палъ передъ нимъ ницъ, восклицая со слезами: «О, мученикъ Христовъ, прости, прости меня! Я согрѣшилъ предъ тобою!».

Молчалъ Саприкій. Бѣсовская злоба охватила его душу. Никифоръ же повторялъ свою просьбу, говоря: «Мученикъ Христовъ, прости меня! Я согрѣшилъ предъ тобою какъ человѣкъ. Вотъ, тебѣ Спасъ нашъ даетъ вѣнецъ небесный, такъ какъ ты не отказался отъ Него, но исповѣдывалъ Его Имя предъ многими свидѣтелями — прости же меня!».

Молчалъ неумолимый священникъ... Ненависть терзала его сердце...

Св. ап. и евангелистъ Іоаннъ говоритъ: «Кто ненавидитъ брата своего, тотъ находится во тьмѣ, во тьмѣ ходитъ и не знаетъ куда идетъ, потому что тьма ослѣпила его» (I Іоан. 2, 11). «Кто говоритъ: я люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, тотъ лжецъ: ибо не любящій брата своего, котораго видитъ, какъ можетъ любить Бога, Котораго не видитъ?» (1 Іоан. 4, 20). Такъ учитъ насъ апостолъ Любви — св. евангелистъ Іоаннъ.

Саприкій все больше погружался въ тьму. Іерей пересталъ быть ученикомъ Христовымъ, предаваясь лютой злобѣ въ душѣ своей. «Потому узнаютъ всѣ, что вы Мои ученики, если будете имѣть любовь между собою» (Іоан. 13, 30). Все это въ своей злобѣ забылъ Саприкій, кипя ненавистью. Палачи, ведшіе его на казнь, и тѣ удивлялись жестокости его. Обращаясь къ Никифору, говорили мучители: «Мы еще не видѣли такого безумнаго человѣка, какъ ты. Человѣкъ идетъ на смерть, а ты неустанно испрашиваешь у него прощенія. Развѣ онъ сможетъ тебѣ чѣмъ-либо повредить? Зачѣмъ тебѣ съ нимъ мириться?». Отвѣчалъ палачамъ Никифоръ: «Вы не знаете, почему я прошу у него прощенія, прошу у исповѣдника Христова! Богъ мой это знаетъ!»

Вотъ достигли мѣста казни... Въ послѣдній разъ умоляетъ Никифоръ, ради Христа, простить его. Напоминаетъ священнику слова Благаго Учителя: «Просите и дастся вамъ» (Матѳ. 7, 7). Нѣсколько минутъ оставалось до казни, но не умилился душою жестокій іерей. Не хотѣлъ вспомнить слова св. Евангелія: «Возлюби Господа Бога твоего отъ всего сердца твоего и ближняго своего, какъ себя» (Матѳ. 22, 37). Но ненавидящій ближняго своего могъ ли соединиться душой съ Человѣколюбцемъ? И вотъ лишился внезапно Божіей помощи, Божіей благодати священникъ Саприкій и сдѣлался богоотступникомъ, потерявъ вѣнецъ нетлѣнный, сплетенный уже для него Спасителемъ нашимъ. Раздался голосъ палача: «Саприкій, стань на колѣни, чтобы мы могли отсѣчь тебѣ голову!» Задрожалъ отъ страха Саприкій и, холодѣя отъ ужаса, спросилъ: «А зачѣмъ вы собираетесь отсѣчь мнѣ голозу?».

— «Потому казнимъ мы тебя, что ты не захотѣлъ принести жертву богамъ!»

— «Я исполню царское повелѣніе! Я поклонюсь богамъ! Я принесу имъ жертвы!», возгласилъ безумный Саприкій, который только что стойко, мужественно терпѣлъ страданія за Христа.

Ужаснулся Никифоръ безумнымъ словамъ священника. Жалость неизреченкая охватила его душу. Другъ его погибаетъ! Изъ мученика дѣлается отступникомъ! Отъ скорби горько заплакалъ Нпкифоръ и сквозь слезы воскликнулъ: «О, братъ мой возлюбленный, не дѣлай этого! Не отказывайся отъ Господа нашего Іисуса Христа! Не теряй вѣнца небеснаго, который ты сплелъ многими страданіями! Вотъ уже у вратъ стоитъ Владыка нашъ Господь Іисусъ Христосъ Онъ скоро явится тебѣ и вознаградитъ тебя вѣчною блаженною жизнью за смерть временную. Ты вѣдь пришелъ сюда, чтобы умереть за Спаса нашего!». Недвижимъ стоялъ ожесточенный Саприкій. Внѣ себя внезапно возопилъ Никифоръ: «Я — христіанинъ! Я вѣрую въ Господа нашего Іисуса Христа! Я — пріиму казнь вмѣсто Саприкія!» Мучители замерли отъ удивленія. Святый же Никифоръ повторялъ, горя желаніемъ пострадать и умереть за Вѣчную Любовь — Спаса нашего: «Я — христіанинъ, Я не принесу жертвы вашимъ богамъ!«.

Одинъ изъ палачей поспѣшилъ къ начальнику и доложилъ о всемъ случившемся. Начальникъ повелѣлъ отпустить на свободу отступника, а Никифора обезглавить. Съ радостію неизреченною, умирая за Христа, преклонилъ главу свою подъ острый мечъ блаженный Никифоръ.

Въ ликованіи отлетѣла его чистая душа ко Господу. И принялъ св. мученикъ отъ руки Божіей сіяющій вѣнецъ побѣды и въ веселіи предсталъ предъ престоломъ Владыки міра въ рядахъ другихъ св. страстотерпцевъ и вмѣстѣ съ ними воспѣваетъ Отца и Сына и Святаго Духа — Единаго въ Троицѣ Бога, Емуже честь и поклоненіе, слава и держава во вѣки, аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ одиннадцатый. [1965 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 12-16.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.