Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Начало болѣзней (1996)
2018-11-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ ред. газеты "Новое Русское Слово" (1996)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 3-е основаніе (1992)
2018-11-17 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 2-е основаніе (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ одиннадцатый. [1965 г.]

Житіе св. Кирилла, архіепископа Іерусалимскаго.
Память его 18 марта. — Отошелъ ко Господу въ 386 году.

Въ царствованіе св. равноапостольнаго царя Константина Великаго святой Кириллъ принялъ постригъ и въ 346 г. былъ посвященъ въ пресвитера. Обучаемые имъ новые христіане вдохновлялись его дивными, благодатными рѣчами.

Когда отошелъ ко Господу блаженный архіепископъ Іерусалимскій Максимъ, на его мѣсто въ 350 году былъ возведенъ св. Кириллъ, уже прославившійся даромъ привлекать ко Христу язычниковъ и іудеевъ. Произошло это уже въ царствованіе Констанція, сына св. равноап. царя Константина. Тяжело было тогда служеніе Церкви въ борьбѣ и съ еретиками и съ евреями, но Господь чудеснымъ образомъ ободрялъ, утѣшалъ истинныхъ сыновъ Церкви, подавая дивныя знаменія.

Въ 351 году, 7-го мая, около девятаго часа утра явилось на небѣ знаменіе сіяющаго Креста Господня. Объ этомъ чудѣ св. архіеп. Кириллъ написалъ царю Констанцію, который былъ зараженъ аріанской ересью, утверждавшей, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ не Богъ Вѣчный, Безначальный, Всемогущій, а только твореніе, высшее созданіе Бога Отца — Высшій изъ всѣхъ людей.

Царю еретику такъ писалъ св. Кириллъ:

«Во святые дни Пятидесятницы, 7-го мая, около третьяго часа [1] дня явился на небѣ очень большой Крестъ, составившійся изъ свѣта и протяженный надъ Святою Голгоѳою до св. Горы Елеонской. Не одинъ или только двое видѣли его, но очень ясно виденъ онъ былъ всему народонаселенію города. И не скоро, какъ подумалъ бы иной, миновалось это видѣніе, но въ продолженіе многихъ часовъ Крестъ очевиднымъ образомъ виденъ былъ надъ землею, молніеноснымъ сіяніемъ превосходящій лучи солнечные. Все народонаселеніе города, объятое страхомъ и вмѣстѣ радостію отъ этого боговидѣнія, тотчасъ же толпами стекалось во святую церковь: и юные и старцы, мужи и жены, люди всякаго возраста, даже дѣвы, начавшія уже таиться внутри домовъ, жители города и пришельцы христіане, и изъ другихъ мѣстъ прибывшіе язычники — всѣ единодушно, какъ бы едиными устами, прославляли Чудодѣйствующаго Христа Іисуса, Господа нашего, Сына Божія Единороднаго, на самомъ дѣлѣ и опытѣ уразумѣвъ, что благочестивѣйшее христіанское ученіе состоитъ «не въ убѣдительныхъ словахъ человѣческой мудрости, но въ явленіи духа и силы», не человѣками только возвѣщается, но Самимъ Богомъ свидѣтельствуется съ небесъ. Потому мы, Іерусалимскіе жители, собственными очами видѣвъ это преславное чудо, воздавали и будемъ воздавать Всецарю Богу и Единородному Сыну Божію подобающее, съ благодареніемъ, поклоненіе, совершивъ и продолжая совершать во святыхъ мѣстахъ прилежныя молитвы о Боголюбивой твоей державѣ. Нельзя молчанію предать эти дивныя божественныя видѣнія, но благовѣствовать о нихъ и твоему благочестію. Мы поспѣшили исполнить свой долгъ этимъ посланіемъ, чтобы ты, узнавши объ этихъ Божіихъ знаменіяхъ, сталъ крѣпче надѣяться на Господа нашего Іисуса Христа».

Объ этомъ чудѣ писалъ и церковный историкъ Созоменъ (умершій между 446-450 годами): «При архіепископѣ Кириллѣ, предстоятелѣ Іерусалимской Церкви, явилось на небѣ знаменіе Креста, сіявшее блистательно, но не такъ, какъ сіяютъ планеты, разбрасывая лучи, а сильно сосредоточеннымъ, сжатымъ и вмѣстѣ прозрачнымъ свѣтомъ. Простираясь отъ Краніева мѣста (Лобное мѣсто, или Голгоѳа) до Горы Елеонской, знаменіе занимало небо надъ этимъ пространствомъ стадій на пятнадцать (около двухъ верстъ). Широта его соотвѣтствовала длинѣ. При явленіи столь необычайнаго чуда, всѣ пришли въ страхъ, оставили домы, площади, все, чѣмъ кто ни занимался, и съ дѣтьми, съ женами сбѣжались въ церковь, стали единогласно прославлять Христа и усердно исповѣдывать Бога.

«Вѣсть объ этомъ поразила цѣлую Имперію и распространилась скоро, потому что находившіеся во Іерусалимѣ, по обычаю, изъ всей, такъ сказать вселенной, для молитвы и для обозрѣнія тамошнихъ мѣстъ, разсказали своимъ ближнимъ все, чего были очевидцами. Узналъ объ этомъ и царь, какъ по извѣстіямъ отъ многихъ другихъ, такъ и изъ посланія Архіепископа Кирилла. Люди знающіе, говорили, будто объ этомъ еще въ древности предвозвѣщено однимъ божественнымъ пророчествомъ, находящимся въ священныхъ книгахъ. Это Божіе чудо многихъ изъ язычниковъ и іудеевъ привлекло къ христіанской вѣрѣ».

Это великое чудо предзнаменовало тотъ Крестъ, который понесла Церковь Православная, гонимая императорами-еретиками и богоотступникомъ Іуліаномъ. Церковь наша до сихъ поръ 7-го мая празднуетъ это дивное Божіе знаменіе — явленіе Креста на небѣ.

Много пострадалъ и блаженный архіепископъ Кириллъ. Особенно противъ него возставалъ архіепископъ Кесаріи Палестинской аріанинъ Акакій, изъ-за котораго онъ былъ и изгнанъ изъ св. Града Іерусалима.

Божіимъ попущеніемъ былъ на Святой Землѣ неурожай хлѣба. Люди изнемогали отъ голода. Св. архіеп. Кириллъ роздалъ голодающимъ всѣ свои запасы зерна, продалъ все свое имущество, чтобы напитать страждущихъ бѣдняковъ. Наконецъ, онъ рѣшилъ продать церковныя вещи, чтобы купить побольше зерна и раздавать его голодающимъ. Злые еретики распространили ложный слухъ, будто видѣли одну женщину, безстыдно плясавшую на базарѣ въ церковномъ облаченіи. На вопросъ, откуда она достала эту одежду, женщина объяснила, что она купила ее у одного купца. Этотъ же послѣдній сказалъ, что облаченіе ему продалъ архіеп. Кириллъ.

Митрополитъ Акакій пылая злобою, вооружилъ противъ св. Кирилла множество аріанскихъ епископовъ. Невиннаго святого Кирилла лишили каѳедры Іерусалимской и изгнали изъ Св. Града.

Въ 359 году въ Селевкіи былъ созванъ соборъ, на которомъ присутствовали сто пятьдесятъ епископовъ. Они единодушно признали, что святитель Кириллъ пострадалъ невинно. Тогда Акакій отправился въ Царьградъ къ патріарху Евдоксію — аріанину, и къ царю Констанцію, и царь-аріанинъ, ненавидѣвшій православныхъ, осудилъ блаженнаго страдальца на заточеніе. Черезъ нѣкоторое время умеръ царь Констанцій и воцарился Іуліанъ Отступникъ. Этотъ императоръ, первое время таившій свою ненависть ко Христу, вернулъ изъ изгнанія сосланныхъ Констанціемъ за вѣру истинную. Св. архіеп. Кириллъ возвратился въ Іерусалимъ на свою каѳедру.

Но вотъ лукавый царь укрѣпился въ своей имперіи и тогда явно показалъ свою ненависть къ Спасителю міра. Онъ повелѣлъ іудеямъ создать себѣ новый храмъ на мѣстѣ разрушеннаго, на томъ мѣстѣ, гдѣ раньше царь Соломонъ воздвигъ великолѣпный величественный домъ Божій. Св. архіеп. Кириллъ предсказывалъ вѣрнымъ, что храмъ не будетъ выстроенъ и исполнятся слова Спасителя, сказанныя св. апостоламъ: «Истинно говорю вамъ: не останется здѣсь камня на камнѣ — все будетъ разрушено». Императоръ же богоотступникъ хотѣлъ показать вѣрнымъ, что вопреки предсказанію Спасителя, храмъ все же будетъ возстановленъ.

Іудеи въ великомъ множествѣ собрались во Св. Градъ Іерусалимъ. Богачи давали большія деньги, женщины продавали свои драгоцѣнности. Подъ покровительствомъ императора евреи чувствовали свою силу. Съ презрѣніемъ относясь къ христіанамъ и дерзко нанося имъ оскорбленія, они стали ревностно строить свой храмъ. Заложенъ былъ фундаментъ. Начали воздвигать зданіе. Но тутъ явилъ Свою силу Господь. Ночью произошло страшное землетрясеніе. Поднялись вихри бури. Земля не только сбросила новый фундаментъ, но и извергла древнее основаніе храма. Новое зданіе впрахъ разсыпалось, камни развѣялись, словно легкія щепки, невидимою Божественною Рукою! Къ утру стихло все. Множество народа собралось къ мѣсту разрушенія. Христіане торжествовали: сбылось пророчество Господне. Іудеи, однако, не вразумились и снова задумали воздвигать храмъ. Они стали собирать орудія для работы, которыя были развѣяны вихремъ по разнымъ мѣстамъ. Не успѣли они приняться за дѣло, какъ огонь упалъ съ неба и сжегъ все. Евреи пришли въ ужасъ. Въ ту же ночь на ихъ одеждахъ рукою Божіею оказалось начертано знаменіе Святого Креста, которое не стиралось и не смывалось. Многіе обратились ко Христу. Объ этомъ чудѣ писали не только церковные историки и Отцы Церкви, но и языческіе писатели Марцелинъ и Ливаній отмѣтили страшное для евреевъ событіе. Язычники и евреи, узнавая объ этомъ чудѣ, во множествѣ обращались ко Христу.

Но страданія св. архіеп. Кирилла все продолжались. Блаженный былъ снова изгнанъ изъ Іерусалима. Его престолъ занялъ св. Киріакъ, который раньше былъ евреемъ и назывался Іудою. Это онъ открылъ св. царицѣ Еленѣ, гдѣ находился Честный Животворящій Крестъ Господень. Но и онъ былъ недолго архіепископомъ Іерусалимскимъ: страдальчески скончался онъ отъ злого Іуліана Отступника. Память ему 28 октября. Когда погибъ злой смертью беззаконный царь Іуліанъ, св. Кириллъ снова былъ возвращенъ на престолъ Іерусалимскій. Но при злочестивомъ царѣ-еретикѣ Валентѣ, аріане снова напали на св. архіепископа. Три раза заключали его въ тюрьму. Погибъ и Валентъ. Воцарился благочестивый императоръ Ѳеодосій Великій. При немъ наступило торжество Церкви Православной. Св. страдалецъ — блаженный архіепископъ Кириллъ былъ возвращенъ съ почетомъ въ Іерусалимъ.

Восемь лѣтъ свято, мирно правилъ онъ своею паствою. Онъ писалъ много поученій готовящимся ко св. крещенію и къ новопросвѣщеннымъ. Эти драгоцѣнные труды дошли и до нашего времени. Въ нихъ св. архіеп. Кириллъ излагаетъ догматы христіаской вѣры, объясняетъ и описываетъ церковные обряды. Эти описанія радуютъ сыновъ Церкви Православной: читая описанія 4-го вѣка, мы какъ бы видимъ то самое, что совершается въ православныхъ храмахъ 20-го вѣка!

Просто, наглядно говорилъ и писалъ св. Кириллъ. Его проповѣди и писанія были понятны людямъ всякаго возраста. Съ большимъ интересомъ слушали его мудрыя рѣчи, какъ священники, діаконы, діакониссы [2], такъ и люди мірскіе, безъ всякаго духовнаго образованія. Отцы, матери, приходя въ свою семью передавали дѣтямъ безхитростныя проповѣди великаго учителя Церкви. Премудро училъ о вѣрѣ св. архіеп. Кириллъ:

«Вѣра составляетъ необходимую потребность человѣческой души, не только христіанской, но и всякой. Вѣрою держится земледѣліе: кто не вѣритъ, что получитъ плодъ, тотъ не станетъ переносить труды. По вѣрѣ люди пускаются въ море, ввѣривъ себя малому дереву. Самую твердую изъ стихій — землю мѣняютъ на непостоянное стремленіе волнъ, предаваясь извѣстнымъ надеждамъ и имѣя только вѣру, которая для нихъ надежнѣе всякаго якоря. Вѣрою держится большая часть человѣческихъ дѣлъ. И въ св. Писаніи встрѣчаемъ подтвержденіе этого глубокаго значенія нашей вѣры: «Безъ вѣры невозможно угодить Богу», говоритъ св. ап. Павелъ въ посланіи къ Евреямъ. Вѣрою св. пророкъ Даніилъ былъ выведенъ изъ рва львинаго. Какъ высоко наградилъ Господь Авраама, обѣщая, что изъ его потомства произойдетъ Спаситель міра, — за его глубокую вѣру.

Апостолъ Петръ, будучи человѣкомъ, подобнымъ намъ, ходилъ по водѣ, поддерживамый на ней своею глубокою вѣрою. Когда же онъ усумнился, что Господь направляетъ его въ этомъ пути, онъ не могъ далѣе идти и сталъ тонуть.

Вѣра, столь необходимая всякой душѣ и тѣмъ болѣе христіанской, угодна Богу, такъ что Онъ иногда по глубокой вѣрѣ однихъ подаетъ помощь другимъ, за которыхъ они просятъ. Такъ Капернаумскій разслабленный былъ исцѣленъ Іисусомъ Христомъ за глубокую вѣру принесшихъ его. Лазарь былъ воскрешенъ Спасителемъ за глубокую вѣру своихъ сестеръ въ то, что Іисусъ Христосъ спасетъ ихъ брата.

И такъ, вѣра есть необходимая потребность души человѣка вообще и христіанина въ особенности, такъ какъ Самъ Господь сказалъ намъ: «Истинно, истинно говорю вамъ: слушающій слово Мое и вѣрующій въ Пославшаго Меня имѣетъ жизнь вѣчную, и на судъ не приходитъ, но перешелъ отъ смерти въ жизнь». (Іоан, 5, 24). Вѣра можетъ дойти до такого совершенства, до такой силы, глубины, что можетъ передвигать горами. Говоритъ Спаситель нашъ: «Истинно говорю вамъ, если будете имѣть вѣру съ горчичное зерно и скажете горѣ сей перейди отсюда туда, и она перейдетъ. И ничего не будетъ невозможнаго для васъ» (Матѳ. 17, 20). Но такая вѣра дается только нѣкоторымъ избранникамъ Божіимъ, какъ особый видъ благодати [3].

Вотъ какъ просто, понятно и премудро училъ великій защитникъ апостольскаго ученія.

Святой архіеп. Кириллъ блаженно отошелъ ко Господу въ 386 году — окончилъ свою многотрудую жизнь во славу вѣры православной, единой истинной вѣры, и наслаждается вѣчнымъ миромъ въ благоуханныхъ, сіяющихъ чертогахъ Отца Небеснаго.

Пособія: Четьи-Минеи свят. Димитрія Ростовскаго, «Вѣчный Календарь» Тихомирова, «Чтенія по Закону Божію» протоіерея А. Дернова. С.-Петербугъ, 1902 г.

Примѣчанія:
[1] Т. е. около 9-го часа утра.
[2] Діакониссы слѣдили за чистотою храма, навѣщали больныхъ, учили дѣтей Закону Божію, творили всякія добрыя дѣла.
[3] См. Житіе св. Марка Аѳинскаго (5 апрѣля), который словомъ передвигалъ гору. Выпускъ 4-й. «Житія святыхъ» для дѣтскаго и юношескаго возраста. 1958 годъ.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ одиннадцатый. [1965 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 21-26.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.