Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ одиннадцатый. [1965 г.]

Житіе и страданіе св. благовѣрнаго великаго князя Андрея Боголюбскаго.
Память 30 іюня. — Пострадалъ въ 1174 году.

Выросши на тихой землѣ, вдалекѣ отъ княжескихъ усобицъ, благочестивый князь Андрей не стремился къ престольному городу Кіеву. Другіе князья враждовали между собою, ссорились, затѣвали рати, проливали кровь. Св. князь Андрей былъ радъ, что получилъ отъ отца маленькій новый городокъ Владиміръ на Клязьмѣ. Онъ съ любовію и мудростію управлялъ своимъ княжествомъ. Въ то время югъ Руси страдалъ и отъ набѣговъ дикихъ половцевъ и отъ княжескихъ раздоровъ. Народъ сталъ уходить съ юга на сѣверъ, въ мирный край Суздальскій, богатый лѣсами, тихій, привольный. Быстро стала заселяться земля Суздальская. Скоро возникъ тамъ и небольшой городокъ Москва — впослѣдствіи Сердце Руси Святой, Римъ Третій.

Св. князь Андрей съ ласкою принималъ бѣжавшихъ съ юга, давалъ имъ земли, освобождалъ на нѣкоторое время отъ податей. Любилъ св. князь свой тихій, прекрасный край, и очень былъ опечаленъ, когда отецъ посадилъ его въ Вышгородъ — ближе къ Кіеву: князь Юрій хотѣлъ послѣ своей кончины передать сыну своему великое княженіе. Не по душѣ было это князю Андрею. И рѣшилъ онъ, безъ разрѣшенія отца, вернуться въ Ростовъ-Суздаль.

Изъ исторіи Владимірской иконы Царицы Небесной [1] мы знаемъ, что благовѣрный князь Андрей увезъ съ собою изъ Вышгорода на родину чудотворный образъ Пречистой и, по волѣ Владычицы, поставилъ его во своемъ любимомъ городѣ Владимірѣ.

Когда умеръ великій князь Юрій, благовѣрный кн. Андрей не смогъ сѣсть на Кіевскій престолъ, т. к. первые годы его занимали князья, которые были старше святого Андрея, а потомъ великое княженіе захватилъ троюродный его племянникъ Мстилавъ Изяславичъ. Когда, наконецъ, святой князь получилъ великое княженіе, то не поѣхалъ въ Кіевъ, а столицею сдѣлалъ городъ Владиміръ, въ которомъ просіяла безчисленными чудесами дивная св. Икона Владычицы.

Тишина, миръ царили на землѣ Суздальской. Со всѣхъ сторонъ приходили люди подъ защиту ласковаго заботливаго св. князя и не только русскіе тянулись сюда, но и финны и болгары. Многіе тысячи людей переселились въ землю Суздальскую. Св. князь самъ говорилъ, какъ повѣствуетъ лѣтописецъ: «Я всю Бѣлую (т. е. Суздальскую Русь) городами и селами великими заселилъ и многолюдную учинилъ». Особенно заботился князь Андрей о своемъ любимомъ городѣ Владимірѣ. Онъ заселилъ его по словамъ лѣтописца «купцами хитрыми [2], ремесленниками и рукодѣльниками всякими». Св. Андрей Георгіевичъ воздвигъ величественный храмъ въ честь Успенія Пресвятой Богородицы для Владимірской Иконы Владычицы, устроилъ множество монастырей, церквей. Городъ укрѣпилъ крѣпкою стѣною, построилъ Золотыя Ворота.

Св. великій князь жилъ то во Владимірѣ, то въ селѣ Боголюбскомъ, возлѣ Рождественскаго монастыря, который онъ основалъ въ 1158 году. Святой такъ полюбилъ эту обитель, что рядомъ съ ней построилъ себѣ палаты — такъ близко, что изъ своей моленной комнаты могъ прорубить окно прямо въ монастырскую церковь и такъ слушалъ службу Божію. Въ храмѣ монастырскомъ находилась чудотворная Икона Боголюбская Царицы Небесной. Въ полуторахъ верстахъ отъ Рождественской обители благовѣрный князь построилъ Покровскую обитель. Прекрасна была церковь монастырская, изъ бѣлыхъ камней, возвышавшаяся на крутомъ берегу глубокаго озера. Монастырь находился въ полной глуши, далеко отъ проѣзжихъ дорогъ, среди рѣкъ, лѣсовъ дремучихъ и озеръ. Въ этой св. обители прославилась чудотворная Икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Андрей Георгіевичъ, живя чистою, строгою, благочестивою жизнію, строго относился къ удѣльнымъ князьямъ, даже и къ своимъ сыновьямъ. Не позволяя заводить междоусобныхъ ратей, онъ требовалъ, чтобы всѣ правили справедливо, честно, со страхомъ Божіимъ. Удѣльные князя за эту строгость не взлюбили святого великаго князя. Былъ князь строгъ и со своими подданными, одинаково наказывая простыхъ и знатныхъ людей. Многіе бояре считали себя обиженными.

По приказанію св. вел. князя былъ казненъ бояринъ Кучковичъ — былъ наказанъ справедливо, хотя находился въ родствѣ съ княземъ. Братъ казненнаго, Якимъ, озлобился на святого. Устроенъ былъ заговоръ. Рѣшили убить князя. Помогалъ злому дѣлу Анбалъ, служившій Боголюбскимъ ключникомъ.

Стояла черная, глубокая, непроглядная ночь... Заговорщики пришли ко дворцу, зарѣзали сторожей, проломили двери и подошли къ спальнѣ святого великаго князя. Тутъ на злодѣевъ напалъ ужасъ. Они выбѣжали изъ сѣней, пробрались въ винный погребъ, виномъ побѣдили страхъ и снова подошли къ спальнѣ княжеской. Одинъ изъ убійцъ сталъ кричать: «Государь! Государь, Великій князь!»

«Кто тамъ?» раздался изъ спальни голосъ княжескій.

«Прокопій», солгалъ преступникъ, назвавши себя вѣрнымъ слугой святого князя.

Князь узналъ, что зоветъ его кто-то другой, а не Прокопій. Онъ сказалъ отроку, который спалъ въ его комнатѣ: «Это — не Прокопій!»

Убійцы выломали дверь. Андрей хотѣлъ схватить мечъ (мечъ, принадлежавшій св. мученику князю Борису), но злодѣй Анбалъ еще днемъ похитилъ его. Двое преступниковъ набросились на святого. Шестидесятитрехлѣтній князь былъ еще очень силенъ. Онъ сбросилъ на землю одного изъ преступниковъ. Еще нѣсколько вооруженныхъ людей ворвались въ спальню. По ошибкѣ, убивъ одного изъ своихъ товарищей, они бросились на безоружнаго святого, рубили его саблями, кололи копьями.

«Нечестивцы!» воскликнулъ св. мученикъ, обливаясь кровью, «зачѣмъ вы хотите сдѣлать то же, что и Горясѣръ?» (убійца св. князя-мученика Глѣба). Какое зло я вамъ сдѣлалъ? Господъ отмститъ вамъ за кровь мою, за неблагодарность къ милостямъ моимъ!» Св. мученикъ упалъ, истекая кровью. Злодѣи, думая, что онъ уже мертвъ, вышли изъ спальни, захвативъ съ собою убитаго ими товарища.

Могучій великій князь поднялся съ пола, всталъ на ноги и, шатаясь, вышелъ въ сѣни. Преступники, услышавъ стоны, вернулись въ спальню. Не найдя тамъ святого, они зажгли свѣчи и по кровавому слѣду нашли князя. Онъ, едва живой, сидѣлъ подъ крыльцомъ, истекая кровью. Одинъ изъ преступниковъ отрубилъ, умирающему руку. Другіе злодѣи вонзили св. мученику въ грудь острые мечи. Святой тихо произнесъ: «Господи, въ руцѣ Твои предаю духъ мой». Душа князя-мученика отошла изъ израненаго тѣла... Отошла его душа въ вѣчный покой въ ночь 29-го на 30 іюня въ 1174 году.

Утромъ злодѣи убили и вѣрнаго слугу княжескаго, раба Божія Прокопія.

Св. мощи князя-мученика преступники бросили въ огородъ, а сами стали грабить, дѣля между собою золото, серебро, драгоцѣнные камни, жемчугъ, богатыя ткани...

Началось безвластіе, разбойники, воры, убійцы подняли головы. Начался мятежъ. Полилась кровь неповинныхъ мирныхъ жителей...

У св. князя кромѣ убитаго Прокопія былъ еще вѣрный слуга Косьма. Онъ увидѣлъ, что злодѣи бросили въ огородъ окровавленное тѣло его господина. Найдя истерзанное, израненое тѣло, онъ помолился надъ убіеннымъ и горько рыдалъ. Въ это время во дворецъ шелъ убійца Анбалъ. Косьма закричалъ ему: «Дай коверъ или что нибудь, чтобы покрыть князя». «Оставь его», сказалъ со злобою злодѣй, «мы кинули его на съѣденіе псамъ». «Извергъ!», воскликнулъ въ праведномъ гнѣвѣ вѣрный слуга. «Помнишь, въ какомъ рубище пришелъ ты къ князю? Теперь ты въ бархатѣ, а князь — благодѣтель твой лежитъ нагой!»

Анбалъ далъ коверъ и епанчу [3]. Косьма покрылъ тѣло св. князя-мученика и съ благоговѣніемъ положилъ святыя мощи въ притворѣ храма. На третій день пришелъ игуменъ Косьмодаміановскаго монастыря, оплакалъ горько любимаго своего великаго князя и сказалъ: «Долго-ли намъ, ждать распоряженія старшихъ! Неприлично такъ лежать благовѣрному нашему князю. Отоприте церковь!» Св. мощи внесли въ церковь, совершили погребальное пѣніе и опустили въ могилу.

А народный мятежъ продолжался. Наконецъ, одинъ добрый священникъ изъ Успенскаго собора во Владимірѣ, взялъ чудотворную Икону Богоматери изъ храма и сталъ безбоязненно ходить по всему городу, умоляя народъ прекратить безпорядки. На шестой день, когда умирился народъ, пришли люди изъ Владиміра и изъ сосѣднихъ селъ, — и св. мощи торжественно были перенесены изъ Боголюбова въ Успенскій соборъ. Погребая ихъ, горько плакали о святомъ своемъ благовѣрномъ князѣ христолюбивые владимірцы.

Вскорѣ послѣ страдальческой кончины св. князя, люди стали въ молитвахъ обращаться къ нему за помощію — и получали просимое. Съ годами укрѣплялась слава святого.

Въ 1649 году во Владимірскомъ Успенскомъ соборѣ появилось иконное изображеніе св. князя Андрея. На образѣ Спасителя, что во иконостасѣ, написаны колѣнопреклоненно: по правую сторону св. великій князь Александръ Невскій, а по лѣвую — св. великій князь-мученикъ Андрей Боголюбскій.

Въ 1702 году, 15 октября, св. мощи благовѣрнаго князя обрѣтены нетлѣнными и поставлены открытыми. Св. мощи почивали въ царскія времена въ серебряной ракѣ въ придѣлѣ, посвященномъ св. князю. Тамъ былъ и образъ его, вышитый царевной Софіею [4]. На гробницѣ его стояла надпись:

                                        Богъ дивный во святыхъ

                                        Хранитъ вся кости ихъ,

                                        И ни единая отъ нихъ не сокрушится,

                                        Да Имя Божіе святится.

                                        Здѣсь тлѣнное нетлѣннымъ существо

                                        Невѣрію — соблазнъ, а вѣрѣ — торжество!

Въ Рождественской обители села Боголюбова можно было видѣть въ неприкосновенномъ видѣ палаты св. убіеннаго великаго князя Андрея Георгіевича. Показывали комнату, гдѣ онъ былъ убитъ и было отмѣчено мѣсто въ огородѣ, куда были брошены злодѣями св. мощи князя-стратотерпца.

Пособія: «Вѣчный Календарь» Тихомирова, «Русская Исторія» Дудина, Толстова и Стеблева.

Примѣчанія:
[1] См. «Православ. Жизнь» за августъ 1964 г.
[2] Т. е. умными, изобрѣтательными.
[3] Епанча — часть военной одежды.
[4] Сестра царя Петра Великаго.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ одиннадцатый. [1965 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 31-36.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.