Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ одиннадцатый. [1965 г.]

Праздникъ Грузинской иконы Пресвятой Дѣвы Богородицы.
22 августа.

Въ царствованіе Михаила Ѳеодоровича, одинъ ярославскій купецъ, Георгій Лыткинъ, послалъ въ Персію своего прикащика, благочестиваго раба Божія Стефана, чтобы онъ устроилъ тамъ его торговыя дѣла. Когда Стефанъ находился въ Персіи, къ нему явился персіянинъ и показалъ ему несказанной красоты икону Приснодѣвы, украшенную серебромъ и золотомъ, и предложилъ ему купить эту святыню. Стефанъ очень образовался, что смогъ пріобрѣсти этотъ дивный образъ Владычицы. Онъ купилъ икону въ 1625 году. Въ то же самое время его хозяинъ въ Ярославлѣ видитъ дивный сонъ и слышитъ невѣдомый, небесный голосъ: «Посланный тобою въ Персію купилъ безцѣнную жемчужину. Когда онъ ее привезетъ, пошли это сокровище въ предѣлы Двинской области, на Черную Гору».

Проснулся Георгій и былъ въ полномъ недоумѣніи. Онъ размышлялъ, спрашивая себя: «Что такое эта жемчужина и гдѣ находится Черная Гора?»

Вернулся изъ Персіи прикащикъ Стефанъ. Когда онъ показалъ своему хозяину дивную икону Владычицы, которую купилъ у персіянина, рабъ Божій Георгій въ великой радости воскликнулъ: «Вотъ безцѣнная жемчужина, о которой мнѣ, было указано въ сонномъ видѣніи!»

Вскорѣ Георгій отправился въ Двинскую область (т. е. въ Архангельскую губернію). Тамъ онъ узналъ, гдѣ находится Черная Гора. Ему люди Божіи повѣдали, что на Горѣ этой находится монастырь [1], въ очень красивой мѣстности, на берегу рѣки Пинеги (притокъ Сѣверной Двины).

Въ эту святую обитель Георгій 22 августа 1629 года принесъ дивную икону Владычицы. Сталъ этотъ святой образъ называться «Грузинскимъ», т. к. былъ привезенъ изъ Грузіи.

Георгій пожертвовалъ обители много золота, серебра, книгъ, разныхъ очень цѣнныхъ вещей церковныхъ. Въ честь принесенія Грузинской иконы Приснодѣвы было совершено торжественное всенощное бдѣніе. И во время этой Божественной службы совершилось дивное чудо.

Въ это время въ монастырской больницѣ жилъ слѣпой и глухой инокъ Питиримъ, давно потерявшій зрѣніе и слухъ. Во время всенощной этотъ монахъ вышелъ въ сѣни помолиться. Вдругъ яркій свѣтъ озарилъ его. Отецъ Питиримъ увидѣлъ блескъ, сіяніе и ужаснулся, т. к. уже много лѣтъ находился въ полномъ мракѣ! Монахъ подумалъ, что это бѣсовское наважденіе, и перекрестился. Поднялъ онъ взоръ свой къ вершинѣ Черной Горы и ясно увидѣлъ, что она залита вся небеснымъ, неизъяснимымъ сіяніемъ. Яркій лучъ озаряетъ ея вершину. Въ радости несказанной прозрѣвшій возблагодарилъ Господа и Пречистую. Одновременно со зрѣніемъ Господь вернулъ ему и слухъ.

Послѣ утрени инокъ Питиринъ пришелъ въ соборъ и повѣдалъ игумену и братьямъ о своемъ исцѣленіи. Всѣ прославили Господа и Богородицу.

Увидѣвъ это преславное чудо благочестивый рабъ Божій Георгій воздвигъ въ монастырѣ прекрасный храмъ во имя Пречистой.

Отъ Грузинской иконы Царицы Небесной стали происходить чудеса неисчислимыя. Записаны только нѣкоторыя изъ нихъ.

Богоматерь черезъ Свою Грузинскую икону исцѣлила разслабленную рабу Божію Неонилу. Страдала глазами другая раба Божія по имени Ѳеодосія, и она чудесно исцѣлилась отъ своего недуга. Одного человѣка по имени Кодратъ мучили бѣсы. Нечистые десять недѣль гоняли несчастнаго по пустынѣ. Десять дней Кодратъ оставался безъ пищи и едва не умеръ среди безлюдныхъ мѣстъ. Ему явилась Владычица, укрѣпила его, изнемогающаго отъ голода, измученнаго бѣсами, и показала несчастному дорогу въ родительскій домъ. Царица Небесная повелѣла Кодрату явиться въ Ея обитель на Черную Гору. Кодратъ исполнилъ повелѣніе Владычицы и такъ совершенно избавился отъ бѣсовъ, ставъ вполнѣ нормальнымъ человѣкомъ.

На приморьѣ жилъ рабъ Божій Павелъ. Онъ невыразимо страдалъ отъ внутренней болѣзни. Ему явилась Владычица, когда онъ особенно страдалъ отъ своего недуга. Царица Небесная Сама научила его Божественному Писанію и освободила отъ болѣзни.

Слухъ о чудесахъ прошелъ по всей Сѣверной Руси. И Божіи люди шли поклониться этому чудотворному образу [2]. И прославилась икона не только на сѣверѣ, но по всей Руси Святой.

Въ престольномъ городѣ Москвѣ пребывалъ списокъ съ чудотворной Грузинской иконы Приснодѣвы въ церкви Пресвятой Троицы, которая въ царскія времена находилась возлѣ воротъ святой великомученицы Варвары. И отъ списка истекали чудеса. Благочестивые москвичи почитали Грузинскій образъ, прибѣгали къ нему въ болѣзняхъ и скорбяхъ.

Еще въ Алексѣевскомъ московскомъ монастырѣ пребывала Грузинская икона Царицы Небесной, не списокъ, а другая икона, привезенная изъ Грузіи.

Въ 28-ми верстахъ отъ города Казани въ царскія времена процвѣтала пустынь Богородице-Раиѳская. Тамъ пребывалъ и славился на все Поволжье чудотворный списокъ Грузинской иконы Приснодѣвы. Эта обитель основана іеромонахомъ Филаретомъ, постриженникомъ Московскаго Чудова Монастыря. Іеромонахъ Филаретъ посѣтилъ много русскихъ обителей, пока, наконецъ, не остановился на житье въ Казани, въ Спасо-Преображенскомъ монастырѣ. Это было въ 1613 г. Ища уединенія, онъ спустя нѣкоторое время удалился на берега Раиѳскаго озера. Когда онъ пришелъ на это пустынное и прекрасное мѣсто, то сподобился дивнаго, небеснаго видѣнія. Отецъ Филаретъ увидѣлъ въ небѣ пресвѣтлое, сіяющее облако и въ немъ благословляющую руку. Онъ понялъ, что на этомъ мѣстѣ Господь благословляетъ ему устроить монастырь. Сначала онъ построилъ на берегу голубого, чистаго Раиѳскаго озера часовню во имя св. Евфимія Новгородскаго. Стали къ іеромонаху Филарету собираться строгіе иноки, которые искали въ пустынѣ жизни подвижнической. Постепенно выросъ монастырь. Дремучіе лѣса окружали обитель, какъ бы закрывая ее отъ внѣшняго міра...

Въ царскія благословенныя времена въ этой большой обители было пять церквей. Главный соборъ Свято-Троицкій былъ построенъ въ концѣ XVIII вѣкѣ съ созданнымъ впослѣдствіи придѣломъ во имя св. Димитрія Ростовскаго. Другой храмъ во имя Грузинской иконы Царицы Небесной построенъ въ 1835 г. Третья церковь была во имя препп. отецъ въ Синаѣ и Раиѳѣ избіенныхъ, четвертая, деревянная, во имя святителя Николая чудотворца и пятая — Софійская церковь.

Святыя врата шли подъ высокой колокольней, въ которой находилась малая церковь въ честь Архангела Михаила.

Величествененъ, прекрасенъ былъ этотъ монастырь за высокими бѣлыми зубчатыми стѣнами съ четырьмя башнями, въ которыхъ были малыя церкви-придѣлы. Въ древнія времена стѣны служили защитой отъ непріятелей внѣшнихъ, да и отъ своихъ разбойниковъ.

Главной святыней была чудотворная икона Царицы Небесной. Она пребывала въ очень красивомъ, свѣтломъ храмѣ. Риза на св. образѣ сіяла брилліантами и драгоцѣнными камнями. Украшали св. икону богатые купцы Казанскіе и Поволжскіе. Множество паломниковъ устремлялось на поклоненіе св. образу — особенно къ Празднику Грузинской иконѣ, къ 22 августа [3]. Страннопріимница обительская, большая гостиница были переполнены богомольцами.

31-го іюля Грузинскую икону торжественнымъ крестнымъ ходомъ несли въ городъ Свіяжскъ [4], который расположенъ въ 18-ти верстахъ отъ Раиѳской пустыни. Тамъ св. образъ оставался 20 дней на радость, на утѣшеніе благочестивыхъ жителей этого города, которые особенно почитали Грузинскую икону Владычицы. А въ Казань приносили этотъ чудотворный образъ къ 26 августу на память свв. муч. Адріана и Наталіи. Въ Казани была церковь во имя этой св. иконы.

Благоустроена была Раиѳская пустынь. Были свои пашни, огороды, рыбная ловля, пасѣки двѣ, молочная ферма. Тамъ было 90 братьевъ, которые очень много трудились. Въ обители было много молодыхъ послушниковъ мальчиковъ-сиротъ отъ 11-ти лѣтъ и старше. Они помогали братьямъ во всѣхъ, конечно, не слишкомъ тяжелыхъ работахъ. А приходилось инокамъ тяжело трудиться надъ рубкой лѣса въ монастырскомъ громадномъ бору. Привлекали богомольцевъ чудныя монастырскія службы, прекрасный хоръ иноковъ и мальчиковъ-послушниковъ. Возлѣ монастыря въ лѣсу были обительскія дачи, куда на лѣто изъ Казани пріѣзжали на отдыхъ семьи.

Такъ было въ царскія, мирныя, благословенныя времена...

Молитвами Пресвятой Богородицы и всѣхъ святыхъ на Землѣ Русской просіявшихъ, да вернутся эти времена благодатныя! Да воскреснетъ Русь Святая!

Тропарь Грузинской иконѣ Царицы Небесной, гласъ 4-й:

Отъ святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, спасеніе и цѣльбы подаются обильно съ вѣрою и любовію всѣмъ приходящимъ, еюже и мою немощь посѣти и душу мою помилуй, Благая, и тѣло мое исцѣли благодатію Твоею, Пречистая.

Примѣчанія:
[1] Монастырь основанъ іереемъ Мѵрономъ въ 1603 г.
[2] Въ 1698 году было постановлено ежегодно послѣ 22 августа приносить чудотворную Грузинскую икону въ Архангельскъ, и образъ оставался въ городѣ до 8 сентября.
[3] Этотъ праздникъ установленъ патріархомъ Никономъ въ 1650 году.
[4] Находится на берегу рѣки Свіяги — притокъ Волги.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ одиннадцатый. [1965 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1965. — С. 47-51.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.