Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.]

Житіе преподобнаго отца нашего Исаакія, исповѣдника, игумена обители Далматской.
Память его 30-го мая. — Отошелъ ко Господу въ 383 году.

Преп. Исаакій жилъ въ 4-мъ вѣкѣ, при императорѣ Валентѣ, который былъ яростнымъ и жестокимъ аріаниномъ. Царь безпощадно гналъ православныхъ, особенно въ столицѣ своей имперіи, въ Константинополѣ. Валентъ приказалъ закрывать православные храмы или отдавать ихъ аріанамъ. Въ нѣкоторыхъ православныхъ церквахъ устроилъ онъ стойла для коней, чтобы надругаться надъ вѣрными. Иные храмы разрушилъ до основанія. Неописуемую скорбь переживали люди православные! Плакали и рыдали, умоляли Милосерднаго Господа, чтобы Онъ защитилъ ихъ чистую вѣру. И услышалъ Господь вопли православныхъ. Онъ вызвалъ изъ пустыни вѣрнаго раба Своего Исаакія. Появился скромный, смиренный пустынникъ въ шумной столицѣ. Его слово было словно горящая свѣча, и Духъ Божій почивалъ на немъ. Самъ Творецъ вѣщалъ его святыми устами.

Преп. Исаакій пламенно молился, чтобы Господь низложилъ царя Валента. И Господь внялъ мольбамъ Своего раба. Онъ попустилъ, чтобы на Грецію напали бы изъ-за Дуная варвары. Дикій народъ завоевалъ Ѳракію и уже приближался къ Царьграду. Валентъ принужденъ былъ собрать войско, чтобы выйти на брань. Царь со своими военачальниками, со множествомъ прекрасно вооруженныхъ воиновъ покидалъ столицу. Вдругъ предъ царемъ, ѣхавшимъ на конѣ, появляется престарѣлый отшельникъ. Громко, повелительно говоритъ онъ, обращаясь къ императору:

«Царь, прикажи открыть православные храмы, и тогда Господь благопоспѣшитъ путь твой».

Гордый Валентъ презрительно взглянулъ на преп. Исаакія — изможденнаго постомъ, въ бѣдной одеждѣ, инока. Онъ не обратилъ вниманія на его слова и спокойно и величаво продолжалъ свой путь, сопровождаемый блистательнымъ воинствомъ.

На слѣдующій день снова царю преграждаетъ путь Божій угодникъ. Онъ пророчески внушаетъ:

«Открой церкви православнымъ, и война будетъ для тебя благополучна: ты побѣдишь враговъ и возвратишься съ миромъ въ свою столицу».

На этотъ разъ пророческія слова тронули сердце гордаго царя. Онъ былъ уже готовъ исполнить повелѣніе невѣдомаго старца. Валентъ уже, было, рѣшился сейчасъ же вернуться въ Царьградъ и отдать храмы православнымъ. Но императора сопровождалъ военачальникъ-аріанинъ, который убѣдилъ малодушнаго Валента не слушать «какого-то проходимца-монаха». Злой еретикъ даже посовѣтовалъ Валенту съ безчестіемъ и побоями прогнать его. И жестокіе солдаты по приказанію царя избили благодатнаго св. старца и нанесли ему, невинному, многія раны. А преп. Исаакій стойко претерпѣлъ и побои и униженіе. Преподобному было невыразимо жалко воиновъ, которые шли на пораженіе, на смерть, не имѣя Божія благословенія. Жалѣлъ онъ и царя, который, по гордости ума, уклонился отъ правой вѣры и шелъ на гибель, на муку вѣчную!

Преп. Исаакій, дерзновенно, въ третій разъ, явился на дорогѣ Валенту. Смѣло схвативъ за узду коня, на которомъ онъ сидѣлъ, святый сталъ громко умолять его открыть церкви православныя. Онъ смѣло пророчествовалъ царю, что, если онъ не исполнитъ этого повелѣнія, то его ждетъ гнѣвъ Божій! Но и на этотъ разъ Валентъ не повѣрилъ пророческимъ словамъ блаженнаго старца. Онъ велѣлъ бросить святаго въ глубокій оврагъ, на днѣ котораго росъ колючій терновникъ, а въ самой глубинѣ было топкое болото. Если звѣрь случайно попадалъ сюда, то сейчасъ же погибалъ.

Совершивъ это преступленіе, безумный, гордый царь продолжалъ свой путь. Но Господь угодника Своего сохранилъ невредимымъ. Острое терніе стало для него нѣжнымъ кустарникомъ, и на топкомъ болотѣ онъ стоялъ словно на благоуханномъ лугу. Преп. Исаакій сталъ славословить Творца, какъ словословилъ Его пророкъ Даніилъ во рвѣ львиномъ...

Вдругъ глубина оврага озарилась небеснымъ свѣтомъ, и св. Исаакій увидѣлъ трехъ свѣтозарныхъ мужей. Они вывели изъ оврага блаженнаго старца на дорогу, а сами стали невидимы. Преподобный понялъ, что Господь послалъ ему своихъ свѣтоносныхъ ангеловъ, какъ нѣкогда св. апостолу Петру — онъ палъ на колѣна и возблагодарилъ Господа. Долго молился св. старецъ. Вдругъ онъ почувствовалъ въ себѣ силу, бодрость юности. Вставъ съ колѣнъ, онъ быстро пошелъ по дорогѣ и опередилъ, другимъ путемъ, царя Валента съ его всадниками. Вновь предсталъ онъ предъ императоромъ живымъ, невредимымъ!

Ужаснулся Валентъ. Не могъ слова произнести. Передъ нимъ было явное чудо Божіе. Но оно его не вразумило. Исаакій дерзновенно сказалъ царю: «Ты хотѣлъ моей смерти, но Господь сохранилъ меня, пославъ мнѣ ангеловъ Своихъ. Послушайся меня, царь! Открой православные храмы, — и тогда побѣдишь враговъ и возвратишься со славою. Если же не послушаешься меня, то не придешь съ поля бйтвы въ свою столицу. Ты погибнешь».

Валентъ смотрѣлъ на старца. Ликъ его сіялъ. Слова его были словно слова древняго пророка — съ такою властью Божественною они были сказаны. Но злой аріанинъ лишь ожесточйлся сердцемъ. Валентъ повелѣлъ своимъ вельможамъ Сатурнину и Виктору держать въ заточеніи св. Исаакія.

«Поручаю вамъ этого лживаго старика, пока я, Возвратившись съ побѣдою, не воздалъ ему должное за его дерзость».

Блаженный Исаакій, исполнившись Духа Святаго, громко воззвалъ вслѣдъ царя:

«Если возвратишься цѣлъ съ битвы, то не Господь вѣщалъ тебѣ устами моими! Но я говорю тебѣ: когда выведешь полки свои противъ непріятелей, то не устоятъ они предъ варварами. Ты побѣжишь отъ нихъ, будешь взятъ и сожженъ живымъ!»

Валентъ, въ ярости отошелъ отъ раба Божія ...

Сбылось пророчество угодника Божія.

Греки, прекрасно вооруженные, несмотря на свою отвагу были поражены варварами. Множество ихъ погибло на полѣ битвьи Они умирали безъ помощи, т. к. оставшіеся въ живыхъ вмѣстѣ со своимъ царемъ ринулись въ бѣгство. Варвары безпощадно рубили грековъ. Валентъ съ тѣмъ полководцемъ, который далъ ему гибельный совѣтъ не слушать словъ св. Исаакія, скакалъ на быстромъ конѣ. Имъ попался сарай, полный мякины и соломы. Валентъ и полководецъ укрылись въ немъ отъ варваровъ, но тѣ нашли ихъ и подожгли сарай. Поднялся вихрь пламени. Въ воздухѣ разнесся запахъ горѣвшихъ тѣлъ — несчастнаго царя и его полководца!

Нѣсколько войновъ, спасшихся отъ варваровъ, явились къ преп. Исаакію. Безумцы рѣшили провѣрить прозорливость блаженнаго и сказалй ему съ притворною хвастливостію:

«Царь возвращается сюда съ побѣдою, готовься къ отвѣту!»

Тихо и просто вразумилъ онъ воиновъ:

«Вотъ уже семь дней прошло, какъ я обонялъ смрадъ сожигаемыхъ костей его. Онъ сожженъ, какъ я предсказалъ ему!»

Ужаснулись войны и отошли въ страхѣ и недоумѣніи...

Когда разнеслась вѣсть о страшной смерти царя-еретика, поняли всѣ, что преп. Исаакій — великій пророкъ Божій.

Преп. Исаакій получилъ свободу. Его стали почитать и просить св. молитвъ его.

Царемъ былъ избранъ благочестивый царь Ѳеодосій. Онъ собралъ новые полки греческихъ воиновъ, вдохнулъ въ нихъ вѣру въ помощь Божію и съ молитвою устремился на варваровъ и прогналъ ихъ за Дунай. Царьградцы съ одушевленіемъ встрѣчали царя православнаго и прославляли его побѣду. Къ императору явились вельможи Сатурнинъ и Викторъ и разсказали о преп. Исаакіи, какъ онъ безстрашно умолялъ Валента вернуть церкви православнымъ людямъ, повѣдали о пророчествѣ, которое онъ изрекъ царю-еретику и которое вскорѣ сбылось. Благочестивый императоръ Ѳеодосій пожелалъ увидѣть пророка Божія... Смиренно вошелъ къ царю преп. Исаакій. Ѳеодосій земно поклонился угоднику Божію и сталъ просить его святыхъ молитвъ. Блаженный старецъ съ великою любовію благословилъ православнаго и смиреннаго самодержца и просилъ вернуть православнымъ храмы Божіи, которые отъ нихъ отняли злые аріане, а еретиковъ удалить изъ столицы. Благочестивый императоръ понялъ, что устами преп. Исаакія говоритъ Всемогущій Господь, и поспѣшилъ исполнить его просьбы. Такъ Господь черезъ Своего угодника далъ торжество Православію.

Исполнивъ волю Божію, угодникъ Его рѣшилъ вернуться въ свою любимую пустыню.

Вельможи Сатурнинъ и Викторъ, узнавъ, что преп. Исаакій ихъ покидаетъ, стали умолять его остаться съ ними, обѣщая угоднику Божію устроить ему уединенную и спокойную жизнь. По волѣ Божіей Св. пустынникъ внялъ слезнымъ мольбамъ царскихъ вельможъ. Сатурнинъ устроилъ въ своемъ имѣніи жилище для отшельника — тихое, уединенное, среди прекрасной природы. Преп. Исаакій удалился туда для молитвеннаго подвига.

Слава о дивномъ старцѣ росла. Къ нему стали приходить люди, желавшіе жить подъ его руководствомъ и стремящіеся къ иночеству. И вскорѣ выросла цѣлая обитель. Мудрымъ и кроткимъ игуменомъ сталъ благодатный старецъ. Не только словами училъ великій, святой игуменъ, но всею своею смиренною, молитвенною жизнью. Монастырь возрасталъ съ каждымъ годомъ. Сатурнинъ и Викторъ щедро помогали св. обители. Святой отличался великимъ милосердіемъ: покоилъ, кормилъ нищихъ, бѣдныхъ убогихъ людей, помогалъ имъ деньгами.

Преп. Исаакій дожилъ до глубокой старости. Передъ кончиною онъ назначилъ вмѣсто себя игуменомъ высокой жизни инока Далмата. Вотъ почему впослѣдствіи монастырь преп. Исаакія сталъ называтся Далматскимъ.

Преп. Исаакій блаженно отошелъ ко Господу въ 383 году. Всѣ правовѣрные царьградцы плакали и рыдали, что ихъ покинулъ великій пророкъ Божій. Весь городъ сошелся на его погребеніе. Его святыя мощи были положены въ сосѣдней съ обителью церкви св. первомученика архидіакона Стефана. Впослѣдствіи они были торжественно перенесены въ храмъ Всѣхъ Святыхъ. Пресвѣтлая душа преп. Исаакія предстоитъ престолу Пресвятой Троицы со всѣми святыми и преподобными отцами и молитъ съ ними о насъ Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога нашего, Ему же слава во вѣки, аминь.

Пособія: Четьи Минеи св. Димитрія Ростовскаго, «Вѣчный календарь» Тихомирова.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1966. — С. 46-50.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.