Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.]

Житіе преп. отца нашего Агапита Печерскаго, врача безмезднаго.
Память 1-го іюня. — Отошелъ ко Господу около 1095 года.

Въ это время въ Кіевѣ жилъ искусный врачъ — армянинъ. Онъ былъ очень опытнымъ врачемъ. Если увидитъ, что человѣкъ боленъ безнадежно, то прямо объявлялъ день и часъ его кончины и никогда не ошибался!

Однажды въ Печерскій монастырь привезли безнадежно-больного боярина, особенно близкаго князю Всеволоду. Ему врачъ-армянинъ прямо сказалъ, что онъ черезъ восемь дней умретъ. Страждущій пришелъ въ отчаяніе! Блаженный же врачъ Агапитъ сталъ давать умирающему то варево изъ травъ, которое служило ему самому пищею. Больной исцѣлился отъ своего смертнаго недуга! Объ этомъ узнали не только кіевляне, но и всѣ люди святорусскіе! Стали всѣ прославлять св. Агапита. Только одинъ армянинъ по зависти сталъ поносить чудотворца! Онъ вскорѣ послалъ въ Печерскую обитель одного преступника, присужденнаго къ смертной казни. Онъ такъ устроилъ, что дали ему сильнѣйшій ядъ на глазахъ Агапита. Выпилъ преступникъ. Сталъ умирать. Св. врачъ далъ ему того варева, которымъ самъ питался, усердно помолился, и умирающій ожилъ! Еще больше возненавидѣлъ преподобнаго завистливмй армянинъ. Онъ задумалъ его самого отравить и подговорилъ другого армянина дать выпить ему сильнѣйшаго яда. Блаженный, перекрестясь, выпилъ отраву и — остался невредимымъ. Не говорилъ ли о вѣрныхъ Ему Самъ Господь: «И если, что смертоносное выпьютъ — не повредитъ имъ» (Марк. 16, 18).

Въ Черниговѣ разболѣлся князь Владиміръ Всеволодовичъ Мономахъ. Его усердно, но безрезультатно, лѣчилъ этотъ врачъ-армянинъ. Болѣзнь князя только усилялась. Почувствовавъ приближеніе кончины, Владиміръ Всеволодовичъ послалъ къ игумену Печерской обители, въ то время начальствующему, отцу Іоанну, прося прислать къ нему въ Черниговъ блаженнаго Агапита. Игуменъ объявилъ ему волю княжескую, но святой, по великому смиренію, отказался ѣхать въ Черниговъ, избѣгая славы человѣческой. Посланный отъ князя попросилъ тогда, чтобы святой врачъ далъ только своего лѣкарства изъ травъ. По повелѣнію о. Игумена, святой врачъ исполнилъ эту просьбу. Посланный повезъ зеліе умирающему, тотъ вкусилъ варево и тотчасъ выздоровѣлъ, молитвами святого цѣлителя.

Князь Владиміръ Всеволодовичъ самъ прибылъ въ Печерскую обитель, желая увидѣть блаженнаго Агапита, спасшаго его отъ смерти, и щедро одарить его. Преподобный поспѣшилъ скрыться. Пришлось князю передать игумену то золото, которымъ онъ хотѣлъ одарить преп. Агапита.

Прошло нѣкоторое время. Владиміръ Всеволодовичъ снова послалъ одного изъ своихъ бояръ, чтобы онъ передалъ св. врачу золото. Посланный вошелъ въ келлію блаженнаго и къ ногамъ его положилъ богатый даръ. Преп. Агапитъ сказалъ:

«Дитя мое, я никогда ничего не принимаю за исцѣленія. Я исцѣляю не своею силою, а Христовою!»

Бояринъ сталъ умолять святого не огорчать князя и принять его подарокъ. Онъ можетъ раздать золото бѣднякамъ. Преподобный сдѣлалъ видъ, что соглашается принять золото. Онъ просилъ передать князю, чтобы онъ всегда щедро одарялъ убогихъ. Давая бѣднымъ, онъ будетъ подавать Самому Господу, Который избавилъ его отъ смерти. Если же онъ не послушается, то понесетъ еще худшее наказаніе отъ Бога! Такъ сказалъ боярину блаженный Агапитъ, взялъ золото и вышелъ съ нимъ изъ келліи. Бояринъ долго ждалъ возвращенія святого. Не дождавшись, онъ вышелъ изъ келліи и увидѣлъ при дверяхъ лежащее золото. Онъ поднялъ княжескій подарокъ и передалъ его игумену Іоанну. Возвратясь къ князю бояринъ повѣдалъ ему все о безмездномъ врачѣ. Князь послушался святого и, не жалѣя денегъ, сталъ щедро одарять нищихъ, убогихъ, вдовъ и сиротъ.

Послѣ многихъ трудовъ, многихъ подвиговъ, заболѣлъ и самъ безмездный врачъ. О его недугѣ узналъ армянинъ и пришелъ его посѣтить. Онъ спросилъ св. старца: «Какою травою лѣчится твоя болѣзнь?»

«Такою травою, какую подаетъ Господь — Врачъ душъ и тѣлъ», отвѣтилъ святой.

Усмѣхнулся армянинъ и сказалъ его сопровождавшимъ: «Ничего не понимаетъ онъ во врачебномъ искусствѣ». Армянинъ взялъ за руку преподобнаго и самоувѣренно сказалъ:

«Говорю тебѣ правду: ты на третій день умрешь. Если же не исполнится мое слово, то я измѣню мою жизнь, тоже стану монахомъ».

«Такъ-то ты лѣчишь! Ты больше говоришь о смерти, чѣмъ о помощи! Если ты такой искусный врачъ — то вылѣчи меня. Если же не можешь, то зачѣмъ ты мнѣ предсказываешь, что я въ третій день умру! Меня же извѣстилъ Господь, что я черезъ три мѣсяца отойду къ Нему».

«Да ты уже весь измѣнился! Такъ измѣнившись, не живутъ люди больше трехъ дней!»

Дѣйствительно, св. Агапитъ былъ такъ слабъ, что лежалъ безъ движенія! Въ это время въ келлію внесли тяжкоболящаго кіевлянина. Неподвижно лежавшій св. старецъ вдругъ бодро поднялся. Онъ всталъ на ноги, точно никогда и не хворалъ. Взявъ варево изъ травъ, которое служило ему ежедневною пищею, и показавъ его армянину, сказалъ:

«Вотъ мое зеліе, которымъ я лечу больныхъ. Смотри и разумѣй!»

Армянинъ взглянулъ на вареную травку и сказалъ: « У насъ нѣтъ такого зелія. Думаю, что оно привезено изъ Александріи».

Улыбнулся блаженный и далъ болящему своего варева, — конечно, съ усердною молитвою. Вкусилъ тотъ этой снѣди и тотчасъ же выздоровѣлъ.

Обращаясь къ армянину, сказалъ блаженный: «Дитя мое, отвѣдай и ты моего зелія вмѣстѣ со мною, если тебѣ угодно: мнѣ нечѣмъ тебя угостить!»

«Мы, отецъ, въ этотъ мѣсяцъ четыре дня постимся, и сегодня какъ разъ день нашего поста», сказалъ армянинъ. «А какой же ты вѣры?» спросилъ блаженный. «Развѣ ты не знаешь, что я армянинъ?» сказалъ врачъ.

«Какъ же ты дерзнулъ войти сюда и осквернить мою келлію, да еще и держать меня за грѣшную мою руку! Уходи отъ меня иновѣрецъ и нечестивецъ!»

И ушелъ армянинъ, посрамленный.

Блаженный Агапитъ, какъ ему открылъ Господь, прожилъ еще три мѣсяца и, немного поболѣвъ, 1-го іюня отошелъ въ райскія обители. И этотъ безмездный врачъ на небесахъ получилъ награду за великіе свои труды ради Господа.

Его св. мощи были положены въ пещерѣ преп. Антонія.

Послѣ кончины св. Агапита въ Печерскій монастырь пришелъ армянинъ. Явясь къ игумену, онъ сказалъ ему:

«Я оставилъ армянскую ересь и вѣрую въ Господа нашего Іисуса Христа, Которому хочу работать во иноческомъ святомъ чинѣ. Ко мнѣ явился блаженный Агапитъ и сказалъ: «Ты далъ обѣтъ быть монахомъ — если его нарушишь, то вмѣстѣ со временной жизнію и душу погубишь!» Я глубоко вѣрю, что явившійся мнѣ дѣйствительно святой. Если бы онъ хотѣлъ еще много лѣтъ жить на землѣ, то Господь исполнилъ бы желаніе Своего вѣрнаго раба. Я думаю, что святой старецъ самъ хотѣлъ отойти отъ насъ и водвориться въ царствѣ святыхъ. Вотъ Господь и взялъ его изъ этой временной обители и далъ ему вѣчную жизнь въ обителяхъ небесныхъ. Я же стремлюсь какъ можно скорѣе исполнить повелѣніе этого святого человѣка».

Утѣшенъ былъ игуменъ этими словами армянина — его желаніе стать не только православнымъ, но даже и монахомъ.

И былъ постриженъ армянинъ во иноческій чинъ. Игуменъ сказалъ ему, что онъ теперь долженъ лѣчить не болящихъ людей, а свою душу. И этотъ бывшій врачъ сталъ въ глубокомъ покаяніи, въ трудахъ, въ молитвахъ подвизаться въ Печерскомъ монастырѣ. Проживъ Богоугодно, онъ удостоился блаженной кончины, милостью Врача душъ и тѣлесъ, Господа нашего Іисуса Христа, со Безначальнымъ Его Отцемъ и съ Пресвятымъ Духомъ, Благимъ и Животворящимъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчаніе: Часть мощей преп. Агапита находится въ женской Лѣснинской обители въ Фуркэ, во Франціи.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1966. — С. 50-53.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.