Церковный календарь
Новости


2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.]

Страданіе св. великомученика Іоанна Новаго Сочавскаго или Трапезундскаго, умученнаго въ Бѣлеградѣ (въ Аспрокастронѣ) въ XIV вѣкѣ.
Память 2-го іюня.

Святой былъ богатымъ купцомъ славнаго многолюднаго Трапезунда. Этотъ приморскій городъ велъ оживленную торговлю со многими странами. Блаженный Іоаннъ съ юныхъ лѣтъ былъ купцомъ. Какъ и другіе торговцы, часто плавалъ онъ на корабляхъ въ различныя страны. Человѣкъ онъ былъ богобоязненный. Съ юныхъ лѣтъ жилъ строго, цѣломудренно.

Однажды св. Іоаннъ плылъ на большомъ кораблѣ. Капитанъ корабля былъ неправославный — надо предполагать, венеціанецъ, католикъ. Онъ замѣтилъ, что правовѣрный Іоаннъ много молится, щедро помогаетъ бѣднякамъ, находящимся на кораблѣ, посѣщаетъ тѣхъ, кто заболѣли во время плаванія, и съ любовію ухаживаетъ за ними. Сатана скрежеталъ зубами на святого. Черезъ католика-капитана, человѣка жестокаго, грубаго, онъ рѣшилъ заставить св. Іоаннъ измѣнить православію. И вошелъ нечистый въ мрачную душу католика. Тотъ сталъ доказывать св. Іоанну, что православная вѣра не есть истинная. Начитанный въ Божественномъ Писаніи мудрый Іоаннъ легко опровергалъ злого еретика. И сколько тотъ ни досаждалъ св. Іоанну своими ложными разсужденіями, не могъ переспорить святого человѣка. Въ безумной злобѣ капитанъ сталъ всячески поносить блаженнаго, но святой все кротко терпѣлъ. Ожесточенный еретикъ рѣшилъ его погубить.

Однажды корабль приплылъ въ Босфоръ и остановился у пристани города Аспрокастрона. Дыша яростію, капитанъ пошелъ къ градоначальнику и ложно донесъ ему, что на его кораблѣ трапезундскій купецъ-христіанинъ, который жаждетъ отказаться отъ своей вѣры и принять вѣру персовъ. Капитанъ совѣтовалъ градоначальнику позвать къ себѣ этого купца, чтобы пріобрѣсти вѣрнаго поклонника вѣры персидской. Градоначальникъ поспѣшилъ исполнить совѣтъ капитана. Невинный св. Іоаннъ, не подозрѣвая козней капитана, явился къ градоначальнику. Персъ съ радостію объявилъ ему, что радъ его желанію отказаться отъ Христа. Ему надо только поклониться всенародно богу Солнцу и звѣздѣ утренней (Венерѣ). Св. Іоаннъ сказалъ персу, что онъ и не думалъ измѣнить православію, и всегда останется вѣрнымъ Своему Христу. Градоначальникъ закипѣлъ яростію. Онъ приказалъ обнажить святого предъ людьми, принести множество палокъ и ими жестоко бить святого, пока онъ не принесетъ жертву свѣтиламъ небеснымъ, какъ богамъ.

Святой сказалъ персу:

«Моя обнаженная плоть готова къ страданіямъ: бей ее палками, сжигай огнемъ, утопи въ водѣ, посѣчи мечемъ, нанеси ей еще какія знаешь лютѣйшія муки — я готовъ съ радостію все перенести за моего Христа!»

Мучитель повелѣлъ растянуть на землѣ св. Іоанна и суковатыми палками жестоко бить его. Части его святой плоти вмѣстѣ съ палками поднимались вверхъ! Вся земля подъ мученикомъ обагрилась его святою кровію. А св. страдалецъ благодарилъ Господа, говоря: «Благодарю Тебя, Владыко Боже, что Ты сподобилъ меня омыться кровію отъ моихъ грѣховъ, которые я сотворилъ послѣ святого крещенія».

Палачи, услышавъ такія слова, пришли еще въ большую ярость. Они били его до тѣхъ поръ, пока онъ не замолчалъ. Наступилъ вечеръ. Градоначальникъ приказалъ едва дышащаго св. Іоанна связать двумя веревками и вести его въ темницу. Отъ страшной пытки св. Іоаннъ не могъ идти. Его влекли по улицамъ, какъ мертвое тѣло, и бросили въ темницу, чтобы утромъ еще страшнѣе пытать его!

Наступило утро. Предсталъ снова предъ градоначальникомъ св. страстотерпецъ, весь истерзанный пыткою. Но ликъ его сіялъ подобно лику ангельскому. Замеръ отъ удивленія мучитель, видя его свѣтлое, радостное лицо. Онъ сказалъ ему:

«Видишь, до чего довело тебя твое безуміе! Вѣдь, ты едва, едва не лишился сладкой для всѣхъ жизни! Покорись моей волѣ, и я поручу искуснымъ врачамъ, пришедшимъ изъ Индіи и Персіи. Они въ нѣсколько дней залѣчатъ твои раны. Если же останешься христіаниномъ, то еще болѣе злыя муки ожидаютъ тебя».

Св. Іоаннъ отвѣчалъ, что онъ готовъ терпѣть еще большія муки.

«Кто терпитъ до конца — тотъ будетъ спасенъ», сказалъ онъ.

Послѣднія слова святого привели мучителя въ ярость неукротимую! Онъ, рыкнувъ по звѣриному, повелѣлъ св. Іоанна бросить на землю и бить безпощадно! Въ изнеможеніи отъ невыразимыхъ страданій, св. великомученикъ шепталъ молитвы. Изнемогали и воины, бившіе святого. Народъ, взиравшій на пытку, сталъ возмущаться. Наконецъ, толпа стала кричать, открыто осуждать градоначальника. Еще больше воспылалъ яростію мучитель. Онъ приказалъ привести дикаго, необъѣзженнаго свирѣпаго коня и къ его хвосту привязать ноги св. великомученика. Одному изъ воиновъ онъ приказалъ сѣсть на коня и скакать по городскимъ улицамъ, влача по мостовымъ полуживого страстотерпца. Христіане плакали умиленно, взирая на окровавленнаго великомученика, влачимаго по камнямъ улицъ. Кровавые слѣды оставались на улицахъ города... Всадникъ примчался къ еврейскому кварталу. Іудеи съ ненавистью взирали на страдальца, бросали въ него камнями, безчинно кричали, осыпали злыми насмѣшками. Одинъ изъ евреевъ вбѣжалъ въ свой домъ, досталъ мечъ и, пылая яростію, догналъ влачимаго по улицѣ св. Іоанна и отсѣкъ его святую главу! Такъ окончилъ свой многострадальный подвигъ св. великомученикъ Іоаннъ, такъ добрый воинъ Христовъ предалъ свою пресвѣтлую душу въ руки Господа Своего. Всадникъ отвязалъ отъ хвоста коня многострадальное тѣло св. великомученика Іоанна и оставилъ на томъ мѣстѣ, гдѣ онъ былъ усѣченъ. Лежали св. мощи непогребенныя. Христіане боялись ярости невѣрныхъ и не смѣли взять св. тѣло и похоронить его съ честію. Ночью Господь далъ чудное знаменіе. Надъ св. тѣломъ стало сіять множество лампадъ. Три свѣтоносныхъ мужа, дивно пѣли священныя славословія и кадили благовоннымъ ладаномъ. Надъ мощами св. Іоанна всталъ огненный столпъ. Многіе были свидѣтелями этого чуда. Одинъ еврей видѣлъ это дивное знаменіе Божіе. Домъ его находился близъ того мѣста, гдѣ лежало многострадальное тѣло св. Іоанна. Подумавъ, что пришли христіанскіе священники, чтобъ унести тѣло его, Іудей взялъ лукъ со стрѣлами, подошелъ къ мнимымъ священникамъ, натянулъ лукъ и хотѣлъ пустить стрѣлу. Но стрѣла съ тетивою прилипла къ пальцамъ его правой руки, самый же лукъ прилипъ къ лѣвой его рукѣ. Обѣ руки застыли, окаменѣли, продолжая держать лукъ. Невыразимо страдалъ онъ всю ночь, взирая на свѣтоносныхъ мужей, на лампады и на огненный столпъ. Съ разсвѣтомъ скрылось небесное видѣніе. Граждане всякаго возраста собрались на это мѣсто. Они увидѣли окаяннаго стрѣльца, связаннаго Божіею силою, словно желѣзными оковами. Они стали разспрашивать его, что съ нимъ произошло. Нехотя онъ повѣдалъ о дивномъ ночномъ видѣніи. Онъ признался, что за его дерзость Господь его наказалъ — и тотчасъ руки его стали удобоподвижными: по своей неизреченной милости Господь простилъ дерзкаго стрѣльца за его покаяніе.

И до градоначальника дошла вѣсть о чудесномъ небесномъ знаменіи. Ужаснулся онъ, и разрѣшилъ христіанамъ похоронить св. великомученика. Вѣрные торжественно погребли св. мощи возлѣ церкви.

До капитана, изъ-за котораго пострадалъ св. Іоаннъ, дошелъ разсказъ о чудесахъ возлѣ его св. мощей. Понялъ еретикъ, что предалъ онъ угодника Божія. Раскаялся капитанъ. Онъ рѣшилъ украсть св. тѣло и отвезти къ себѣ на родину.

Ночью, съ нѣкоторыми своими матросами, онъ пробрался къ могилѣ св. Іоанна, раскопалъ ее, открылъ гробъ и уже собирался взять нетлѣнныя св. мощи воина Христова. Св. Іоаннъ явился спящему священнику той церкви, возлѣ которой онъ былъ похороненъ, и сказалъ ему:

«Вставай! Иди скорѣе къ церкви, меня хотятъ украсть!»

Священникъ, воспрянувъ отъ сна, поспѣшилъ къ могилѣ св. Іоанна и увидѣлъ святотатцевъ. Съ помощію другихъ людей онъ ихъ разогналъ.

Созвавъ христіанъ, священникъ повѣдалъ имъ о томъ, что произошло ночью. Вѣрные прославили Господа. Честныя мощи были перенесены въ церковь и положены въ алтарѣ.

Семьдесятъ лѣтъ тамъ почивало св. тѣло великомученика. И днемъ, и ночью у святыхъ мощей происходили дивныя небесныя знаменія. Иногда видѣли люди надъ ними яркое, нездѣшнее сіяніе. Иногда поднимался столпъ огненный. Иногда дивное благоуханіе исходило изъ гроба. Св. мощи источали великую цѣлительную силу. Объ этихъ чудесахъ узналъ христолюбивый воевода молдовлахійскій Александръ. Онъ воспылалъ желаніемъ имѣть въ своей странѣ великое сокровище — многоцѣлебныя мощи св. великомученика Іоанна. Посовѣтовавшись съ архіепископомъ Іосифомъ, онъ послалъ избранныхъ іереевъ, вельможъ и военную стражу въ Аспрокастронъ для перенесенія св. мощей. И это было сдѣлано. Навстрѣчу торжественному шествію со св. мощами вышелъ воевода Александръ со своими вельможами, архіепископъ Іосифъ съ духовенствомъ и весь христолюбивый народъ. Встрѣчали св. мощи съ горящими свѣчами, кадилами и съ благовоннымъ мѵромъ. Великій воевода припалъ къ ракѣ святого. Онъ свои очи и уста прилагалъ къ честнымъ рукамъ св. великомученика, проливая слезы умиленія. Воевода просилъ св. Іоанна быть покровителемъ его державы. Съ великой честію положили св. мощи въ церкви митрополіи, въ столицѣ Молдовлахійскаго государства въ городѣ Сочавѣ.

Св. великомученикъ Іоаннъ пострадалъ не позднѣе 1340 года. Григорій Семивлахъ (Цамблакъ), бывшій впослѣдствіи южнорусскимъ митрополитомъ (съ 1416 года по 1419 г.), еще будучи священникомъ молдовлахійской церкви, описалъ въ «Историческомъ Словѣ» страданія этого св. великомученика.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1966. — С. 54-57.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.