Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.]

Житіе преп. Евфросиніи (въ мірѣ Евдокіи), Великой Княгини Московской.
Память 7-го іюля, отошла ко Господу въ 1407 г.

Какъ же радостно вздохнули русскіе люди, когда Димитрій Константиновичъ примирился съ юнымъ московскимъ княземъ и отдалъ за него свою любимую дочь Евдокію — прекрасную собою, добрую, мудрую и благочестивую. Свадьба совершилась 18 января 1367 года въ Коломнѣ. Лѣтопись гласитъ: «Земля русская рада была этому браку». Наступила тишина, когда Димитрій Константиновичъ сдѣлался вѣрнымъ союзникомъ, а не соперникомъ молодого великаго князя. Суздальскій князь полюбилъ своего зятя, да и нельзя было его не полюбить. Лѣтописецъ свидѣтельствуетъ о немъ такъ: «Будучи молодъ онъ прилежалъ къ дѣламъ духовнымъ. Не любилъ пустыхъ разговоровъ, не терпѣлъ срамныхъ словъ, отъ худыхъ людей уклонялся, а съ добрыми любилъ бесѣдовать. Съ благоговѣніемъ слушалъ Священное Писаніе, заботливъ былъ о храмахъ Божіихъ, мужественно стоялъ на стражѣ за землю русскую, злобою былъ дитя, а умомъ полный мужъ».

Благодарила Господа блаженная великая княгиня, что Онъ послалъ ей такого достойнаго супруга, который помогалъ ей въ дѣлахъ милосердія, любилъ, какъ и она, по ночамъ усердно молиться. Святая Евдокія была тиха, кротка и нѣжна. Юные супруги размышляли о Богѣ, старались спасти свои души. Святитель Алексій былъ ихъ отцомъ, ихъ хранителемъ. Ихъ духовникомъ былъ св. Ѳеодоръ, игуменъ Симоновскій — племянникъ преп. Сергія. Самъ великій игуменъ, преп. Сергій, былъ крестнымъ отцомъ сына св. Евдокіи Георгія. Благовѣрная княгиня воспитывала своихъ дѣтей въ страхѣ Божіемъ. Она была большою поддержкою для своего супруга въ тяжкое время его правленія. Она горячо молилась о немъ, съ любовію утѣшала въ скорбяхъ и даже была мудрою совѣтницею въ дѣлахъ правленія.

Когда на Русь шли грозныя татарскія полчища Мамая, великая княгиня вмѣстѣ со своимъ супругомъ молилась въ храмѣ Архистратига Михаила. Здѣсь же со слезами, но съ надеждою на помощь Божію, провожала она въ походъ Димитрія Іоанновича. Во время этой борьбы съ сильнымъ врагомъ св. великая княгиня, какъ свидѣтельствуетъ лѣтопись, раздала много милостыни бѣднымъ и сама постоянно ходила въ церковь, молилась днемъ и ночью. И милосердный Господь и Пречистая вняли молитвамъ преп. Сергія, благовѣрной великой княгини, боголюбивыхъ людей нашей Родины: въ праздникъ Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 г. Великій князь одержалъ на Дону славную побѣду надъ татарами. Люди святорусскіе славили великаго вождя и прозвали его «Донскимъ».

«Была радость на Руси», читаемъ мы въ лѣтописи, «но была и жалость: земля оскудѣла воеводами и войсками».

Святому князю въ борьбѣ съ Мамаемъ помогали его святые родственники — убіенные князья Борисъ и Глѣбъ. Когда Димитрій Іоанновичъ боролся со страшнымъ ханомъ, на стражѣ ночью стоялъ нѣкій воинъ Ѳома Халцибѣевъ, и было ему такое видѣніе: Въ высотѣ показалось густое облако и отъ полуденной стороны явились двое свѣтлыхъ юношей. Въ рукахъ у нихъ были зажженныя свѣчи и мечи. То были святые мученики Борисъ и Глѣбъ. И сказали они татарскимъ воеводамъ: «Кто послалъ васъ губить наше отечество, данное намъ Богомъ?» И стали рубить враговъ, такъ что ни одинъ не остался цѣлъ. На утро стражъ повѣдалъ видѣніе великому князю Димитрію и тотъ молился: «Пресильный Боже, подай мнѣ помощь молитвами св. мучениковъ Бориса и Глѣба, какъ Давиду на Голіаѳа, какъ Ярославу на Святополка, какъ пращуру моему Александру на короля нѣмецкаго» — такъ читаемъ въ лѣтописи.

Куликовская битва положила начало освобожденію Россіи отъ татарскаго ига.

Но Русь еще окончательно не освободилась. Едва прошло два года со времени славной побѣды на Дону, какъ надъ Москвой снова стряслась великая бѣда отъ татаръ. Новый ханъ Тохтамышъ, свергнувшій Мамая, не получая дани отъ Великаго князя, собралъ огромное войско и двинулся къ Москвѣ. Димитрій Іоанновичъ уѣхалъ въ Кострому собирать полки. Трудно было это дѣлать, такъ какъ Русь оскудѣла ратными людьми послѣ кровопролитной Куликовской битвы, къ тому же и ханъ былъ уже близко. При вѣсти о врагѣ окрестное населеніе толпами повалило въ Москву спасаться за ея каменными стѣнами. Сбѣгались крестьяне изъ окрестныхъ волостей; люди иныхъ городовъ и свои люди, бояре, купцы, игумены изъ монастырей, священники изъ посадскихъ церквей и все духовенство и монашество, всякій возрастъ и полъ, и съ младенцами.

Пожгли посады вокругъ стѣнъ, ни одного бревна не оставили. На стѣнахъ стали люди способные къ оборонѣ, сносили на стѣны камни, самострѣлы. Въ первый разъ поставили пушки и котлы съ водою, чтобы поливать кипяткомъ враговъ, когда полѣзутъ на стѣны. Литовскій князь Остѣй принялъ на себя начальство.

Митрополитъ Кипріанъ и благовѣрная св. великая княгиня съ трудомъ выбрались изъ Москвы. Въ Переяславлѣ татары едва не захватили Евдокію Димитріевну въ плѣнъ. Но Господь спасъ святую отъ плѣненія, ей удалось черезъ Ростовъ бѣжать въ Кострому.

23-го августа татары показались передъ Москвою. Великою силою обложилъ Тохтамышъ городъ, но не могъ сдѣлать большого зла городу: погибали только отъ татарскихъ стрѣлъ немногіе люди на стѣнахъ и открытыхъ мѣстахъ. Цѣлыхъ два дня храбрые защитники Москвы отбивали всѣ приступы злого врага отъ стѣнъ, обливали татаръ кипяткомъ, стрѣляли изъ самострѣловъ или «пускали громъ» изъ пушекъ.

Увидѣлъ ханъ, что Москвы ему приступомъ не взять, а долго стоять онъ не хотѣлъ, такъ какъ опасался прихода великаго князя съ войсками. Вотъ и рѣшилъ онъ прибѣгнуть къ хитрости: къ городу подъѣхали князья татарскіе, а съ ними и два князя нижегородскіе — измѣнники своей Святой Родины — родственники благовѣрнаго князя Димитрія Іоанновича, и начали мирные переговоры: «Царь васъ хочетъ жаловать», говорили татары, «онъ не на васъ пришелъ, онъ пришелъ на своего ослушника, на князя Димитрія. Царь ничего не требуетъ отъ васъ: только выдьте изъ города для его встрѣчи и по обычаю дары принесите. Хочетъ царь видѣть вашъ городъ и побывать въ немъ, чтобы даровать вамъ миръ и любовь, и для того отворите ему ворота города».

«Вѣрьте намъ», прибавляли отъ себя и русскіе князья, «мы вѣдь ваши же православные князья». Одинъ изъ нихъ даже снялъ съ себя крестъ и поцѣловалъ его, въ знакъ того, что князья говорятъ чистую правду. Повѣрили несчастные москвичи лжи, отворили ворота, вышли изъ города. Впереди духовенство съ крестами и иконами, а за ними народъ съ княземъ Остѣемъ. И на безоружныхъ, беззащитныхъ тотчасъ же яростно накинулись злые недруги-обманщики. Первымъ палъ на смерть раненый славный вождь князь Остѣй, былъ убитъ онъ передъ Спасскими Воротами.

Ворвались татары въ городъ, полилась кровь беззащитныхъ людей. За короткое время было убито до 24000 человѣкъ! Враги грабили церкви, хоромы бояръ, товары купцовъ, казну велико-княжескую, а чего не могли взять, то огнемъ пожгли. «Былъ», говоритъ лѣтописецъ, «Москва — градъ великъ, градъ чуденъ, градъ многолюденъ, кипѣлъ богатствомъ и славою, превзошелъ честью многою всѣ города Русской земли, и что же: въ одинъ день или въ полдня мгновенно измѣнилась доброта его, и слава его исчезла, повсюду пусто, одна горѣлая земля, дымъ и пепелъ, да лежатъ во множествѣ трупы мертвыхъ».

Какъ описать скорбь невыразимую великаго князя и его святой супруги, когда они вернулись въ разоренную Москву? Горькія слезы проливали надъ убитыми святые супруги. Великій князь изъ казны своей далъ деньги, чтобы достойно похоронить павшихъ отъ руки злыхъ недруговъ.

Въ это скорбное время благовѣрная княгиня воздвигла дивную Вознесенскую женскую обитель [1] и много заботилась объ этомъ монастырѣ.

22 года провела въ супружествѣ блаженная, дѣля съ великимъ княземъ и радость и скорби. Шесть сыновей послалъ ей Господь.

Въ 1389 году тяжкое горе постигло святую. Во цвѣтѣ лѣтъ отошелъ въ вѣчныя обители благовѣрный великій князь. Димитрію Іоанновичу было всего 39 лѣтъ отроду, когда его призвалъ къ Себѣ Господь. Онъ былъ еще полонъ силъ, мужества, самоотверженной любви къ Своей Святой Родинѣ.

Передъ отшествіемъ ко Господу умирающій говорилъ, прощаясь со своею святою супругою и сыновьями: «Вотъ я отхожу къ Богу моему, ты, дорогая княгиня моя, будь отцомъ и матерью дѣтямъ, наставляй и укрѣпляй ихъ въ благочестіи, чтобы они боялись Господа и чтили тебя всю жизнь».

Въ духовномъ завѣщаніи благовѣрный святый князь писалъ: «А вы, дѣти мои, слушайтесь матери своей: который сынъ не будетъ слушаться матери своей, на томъ не будетъ моего благословенія».

Свято исполнила блаженная завѣтъ своего супруга. Исполнили его и сыновья. Много слезъ пролила святая послѣ кончины любимаго своего супруга — одна молитва да добрыя дѣла были ея утѣшеніемъ. Съ великою честью похоронила она святого князя въ Архангельскомъ соборѣ. Блаженная стала ревностно служить Единому Господу.

Старшій сынъ ея Василій сталъ достойнымъ великимъ княземъ, стараясь какъ и его отецъ самоотверженно служить своей родинѣ. Мудрая его святая мать съ Божіей помощію помогала сыну своему въ управленіи.

Вся жизнь святой вдовы стала протекать въ Богѣ. Много создала она святыхъ храмовъ и святыхъ обителей. На своемъ княжескомъ дворѣ воздвигла она прекрасную каменную церковь въ честь Рождества Пресвятыя Богородицы — въ честь славной побѣды въ этотъ праздникъ надъ татарами своего супруга. Знаменитые иконописцы того времени, Ѳеофанъ Грекъ и Симеонъ Черный, благолѣпно расписали эту дивную церковь. И въ Переяславлѣ Залѣсскомъ построила блаженная храмъ въ честь Рождества Предтечи. И по другимъ городамъ воздвигала святая храмы Божіи.

Какъ мы уже упоминали, блаженная особенно заботилась о женской своей Вознесенской обители. Святая вдова уже давно стремилась принять чинъ монашескій и окончить свою земную жизнь въ этомъ монастырѣ и заповѣдала въ немъ похоронить себя.

Въ тяжкія времена жила св. великая княгиня. Въ четвертое лѣто ея вдовства грозный завоеватель востока, — Тамерланъ, покоривъ многія царства, рѣшилъ покорить и нашу Русь Святую.

Пламенно молилась благовѣрная княгиня о спасеніи Своей родины. Умоляла защитить церкви Божіи отъ злого недруга. По ея желанію и по благословенію первосвятителя Кипріана изъ Владиміра была торжественно перенесена въ Москву великая святыня — чудотворная Владимірская икона Царицы Небесной, написанная св. Евангелистомъ Лукою. Мы знаемъ изъ исторіи этого образа, какъ Царица Небесная устрашила Тамерлана. Въ сонномъ видѣніи предстала грозному завоевателю Воевода небесныхъ силъ на горѣ высокой. Приснодѣва сіяла небеснымъ свѣтомъ, облеченная въ ризы багряныя. Множество ангеловъ свѣтозарныхъ окружало Царицу Небесную. Они держали въ рукахъ огненные мечи и грозно устремлялись на Тамерлана. Съ горы спускались сіяющіе святители съ золотыми жезлами въ рукахъ...

Въ неизреченномъ ужасѣ проснулся Тамерланъ. Онъ не посмѣлъ двинуться противъ Великой Защитницы россіянъ и поспѣшно отступилъ со своими ордами. Не пламенною ли молитвою св. великой княгини избавилась наша родина отъ разоренія, отъ порабощенія страшному Тамерлану?

А юный, доблестный великій князь Василій дерзнувшій съ Божіей помощію выступить противъ безчисленныхъ полчищъ Тамерлана, со славою вернулся въ Москву.

Благодарила великая княгиня Спаса нашего и Его Пречистую Матерь за избавленіе Святой Руси отъ бѣды!

Она усилила свои молитвы, одаряла нищую братію щедрою милостынею. Строго постилась блаженная, молилась по ночамъ, но лицо ея цвѣло красотою. Блаженная скрывала отъ людей свои жестокіе подвиги. Плоть свою она изсушила постомъ, но одѣтая въ пышныя, богатыя одежды, украшенная драгоцѣнными жемчугами, она казалась людямъ дородною. На молитвѣ проливала слезы, а къ людямъ являлась съ радостнымъ лицомъ. Врагъ рода человѣческаго завидовалъ высокой жизни св. великой княгини. Онъ внушилъ безразсуднымъ людямъ и думать и говорить плохо объ этой непорочной иевѣстѣ Христовой. Эти неразумные люди говорили: «Можетъ ли державная цѣломудренно вдовствовать въ такомъ довольствѣ?» Дурные толки дошли и до сыновей великой княгини. Особенно смутили эти разговоры одного сына блаженной — Георгія. Узнала объ этихъ дурныхъ разговорахъ и сама Евдокія Димитріевна. Она не смутилась, не огорчилась, а благодарила Господа, что о ней плохо говорятъ. Но, видя смущеніе сыновей, она рѣшила имъ открыть свою аскетическую жизнь. Блаженная созвала дѣтей своихъ въ молельную и со слезами имъ сказала: «Не смущайтесь, милыя мои чада! Съ радостію желала бы я претерпѣвать всякое уничиженіе и клевету человѣческую Христа ради, но, видя смущеніе одного изъ васъ, рѣшила открыть вамъ то, что хотѣла отъ всѣхъ утаить, да познаете истину и да упразднится настоящая клевета».

Произнесла эти слова святая и, снявъ часть своей одежды, показала дѣтямъ своимъ изнуренную жестокимъ постомъ и веригами часть своей плоти, почернѣвшую и прилипшую къ костямъ. Ужаснулись сыновья великой подвижницѣ и только теперь поняли, что ихъ святая мать кажется дородною только потому, что облекалась во многія одежды, которыя скрывали ея необычайную худобу!

Умилились сыновья, увидѣвъ, какъ ихъ святая мать истомила воздержаніемъ благородную плоть свою, но она запретила имъ говорить о томъ кому либо и особенно мстить клеветникамъ, предоставляя судъ Господу.

Вскорѣ послѣ того, Господь сподобилъ святую дивнаго небеснаго видѣнія. Ей явился посланникъ Божій, свѣтозарный ангелъ, и возвѣстилъ ей, что скоро она отойдетъ изъ этого скорбнаго, тлѣннаго міра въ Божіи обители. Блаженная такъ была поражена этимъ дивнымъ, сіяющимъ явленіемъ небожителя, что не могла многіе дни слова произнести. Святая только знаками просила, чтобы написали для нея икону Ангела Божія въ томъ видѣ, какъ онъ ей явился. Иконописецъ написалъ Архистратига Небесныхъ Силъ. Св. великой княгинѣ принесли этотъ образъ. Блаженная, увидѣвъ икону, тотчасъ же снова получила даръ рѣчи. Она повелѣла поставить эту икону въ домовой своей церкви Рождества Пресвятыя Богородицы. Святая повѣдала о своемъ рѣшеніи провести послѣдніе дни своей земной жизни въ созданной ею Вознесенской обители. Со скорбію, со слезами проводили великую княгиню ея дѣти и бояре изъ Успенскаго собора въ обитель Вознесенскую. Торжественно было это шествіе на постриженіе. Когда блаженная слѣдовала въ монастырь, на пути сидѣлъ слѣпой нищій. Ему сказали, что идетъ въ Вознесенскую обитель великая княгиня. Слѣпой громко воскликнулъ: «О Боголюбивая княгиня наша, питательница нищихъ. Мы, убогіе, всегда имѣли отъ тебя довольство въ пищѣ и одеждѣ, нынѣ же не презри меня, многіе годы страждущаго слѣпотою, но сотвори со мною милость и, по обѣщанію твоему, даруй мнѣ прозрѣніе! Вѣдь ты мнѣ во снѣ этою ночью сказала: «Завтра прозришь!» — Исполни же твое обѣщаніе».

Не обращая вниманія на слѣпого, святая спокойно продолжала свой путь. Но когда она поравнялась со слѣпымъ, то, какъ бы ненамѣренно, оправила на себѣ верхнюю одежду такъ, что рукавъ ея упалъ на руки слѣпого. Слѣпецъ быстро отеръ имъ глаза и мгновенно прозрѣлъ и прославилъ Господа. А блаженная тѣмъ же спокойнымъ шагомъ продолжала путь къ Вознесенской обители... До тридцати болѣвшихъ различными недугами исцѣлились во время этого шествія...

Съ радостью облеклась святая во иноческій образъ съ именемъ Евфросиніи. Въ монастырѣ подвизалась преподобная еще строже, чѣмъ въ великокняжескихъ палатахъ... Проживъ нѣкоторое время подъ сѣнью обители, святая Евфросинія блаженно отошла въ Божія обители 7 іюля 1407 года. Ея св. мощи въ царское время покоились подъ спудомъ въ Вознесенской обители. Молитвами преподобной процвѣталъ этотъ монастырь и имѣлъ полное довольство во всемъ необходимомъ для жизни. У гроба св. Евфросиніи совершались многія исцѣленія. Неоднократно сама собою возгоралась свѣча надъ ея гробомъ и надъ гробомъ ея благовѣрнаго супруга. Господь показалъ этимъ чудомъ, что эти свв. супруги наслаждаются въ Его царствѣ свѣтомъ небеснымъ за свѣтлые свои подвиги временнаго своего царства.

Пособія: «Житія святыхъ Россійской церкви». Іюль. С. Петербургъ, 1858 г. Вѣчный календарь Тихомирова. Русская Исторія Дудинъ Стеблевъ Толстовъ, изд. 1909 г. Москва.


Примѣчаніе: Неоднократно Вознесенскій Дѣвичій монастырь страдалъ отъ пожара. Особенно пострадала эта св. обитель при нашествіи французовъ въ 1812 году. Монастырь былъ возобновленъ въ прежнемъ своемъ видѣ.

Въ обители находились три церкви: соборная Вознесенская, во имя преп. Михаила Малеина и св. великом. Екатерины. Всѣ три церкви были съ придѣлами. Изъ святынь собора были замѣчательны: икона Вознесенія, Благовѣщенія и Святителя Николая. Запрестольный крестъ съ мощами. Напрестольный крестъ — даръ благовѣрнаго царя Михаила Ѳеодоровича, серебряная чаша — даръ царя Тишайшаго Алексія Михайловича. Образъ Божіей Матери, именуемой «Казанскія», находился въ теплой Екатерининской церкви съ древними украшеніями.

Въ Вознесенскомъ соборѣ похоронены почти всѣ великія княгини, начиная съ преподобной Евфросиніи и до восемнадцатаго столѣтія. Древнѣйшая и богатѣйшая гробница самой святой — основательницы этой обители. Гробница помѣщалась у правой стѣны церкви недалеко отъ боковой южной двери. Всѣхъ гробницъ въ соборѣ было 35.

Въ этомъ монастырѣ скончалась мать царя Михаила Ѳеодоровича — инокиня Марѳа. Здѣсь же пребывала нѣсколько времени Марія Мнишекъ, когда была еще только невѣстой Лже-Димитрія, и инокиня Евдокія — первая супруга Петра Великаго.

Монахини монастыря издревле занимались различными рукодѣльными работами.

Ворота монастырскія по древнему обычаю запирались на всю первую недѣлю Великаго Поста.

(Извлечено изъ «Всеобщаго путеводителя по монастырямъ Россійской Имперіи», изд. 1907 г.).

Примѣчаніе:
[1] Взорванную большевиками!

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1966. — С. 58-65.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.