Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.]

Житіе преп. отца нашего Пимена Многоболѣзненнаго.
Память 7 августа. Отошелъ ко Господу въ 1110 году.

Съ отроческихъ лѣтъ святой сталъ просить родителей отвести его въ монастырь — и тамъ его оставить. Родителямъ было слишкомъ скорбно разстаться съ любимымъ и единственнымъ сыномъ — наслѣдникомъ ихъ богатства. Какъ оставить святое дитя у чужихъ людей, пусть и иноковъ! Развѣ будутъ за нимъ съ такою любовію, заботою ухаживать, какъ дома?

Болѣзнь, однако, усиливалась, и святой былъ уже при смерти. Родители волей-неволей должны были исполнить горячее желаніе сына. Они отнесли его въ Печерскій монастырь. Они умоляли преподобныхъ отцевъ молиться о выздоровленіи смертельно болящаго отрока. Но блаженный отрокъ горячо молился, чтобы Господь еще усилилъ его болѣзнь. Вѣдь, если онъ будетъ исцѣленъ, родители вернутъ его домой! Св. Пименъ просилъ игумена сподобить его чина ангельскаго, но родители и слышать объ этомъ не хотѣли. Блаженный же отрокъ тѣмъ горячѣе молилъ Господа, какими Онъ вѣдаетъ путями, постричь его во иноческій образъ.

И вотъ, однажды ночью, когда родители св. Пимена и рабы спали съ нимъ въ одной келліи, — вдругъ мракъ озарился свѣтомъ небеснымъ. Св. Пименъ внезапно увидѣлъ предъ собою свѣтлыхъ ангеловъ въ образѣ прекрасныхъ юношей. Одинъ ангелъ явился въ образѣ игумена Печерскаго монастыря, другіе — предстали предъ нимъ, какъ братія этой святой обители. Ангелы несли въ рукахъ зажженныя свѣчи, Св. Евангеліе, власяницу, мантію, куколь — все необходимое для пострига. Ангелы его спросили: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Блаженный съ радостью отвѣтилъ: «Очень хочу, господа мои! Господь послалъ васъ ко мнѣ! Умоляю, исполните желаніе моего сердца!»

Ангелы стали задавать ему вопросы по чину постриженія. И такъ постриженъ былъ отрокъ въ великій ангельскій образъ. Облекли его въ мантію, куколь и назвали Пименомъ. По обычаю дали ему горящую свѣчу и сказали: «Эта свѣча будетъ горѣть 40 дней и 40 ночей — не угаснетъ!» Ангелы сказали преподобному, что онъ будетъ всегда боленъ и только передъ смертію будетъ здоровъ. Небожители стали привѣтствовать новопостриженнаго, потомъ волосы его завернули въ платокъ, пошли въ церковь и положили ихъ на гробъ преп. Ѳеодосія. Братія, жившіе возлѣ келліи, гдѣ находился болящій, слышали пѣніе. Они разбудили другихъ иноковъ, предполагая, что отецъ игуменъ съ нѣкоторыми монахами постригаетъ болящаго или, можетъ быть, недужный уже умеръ. Братія вошли въ келлію къ св. Пимену. Къ своему удивленію они увидѣли, что родители его и рабы спятъ! Иноки разбудили ихъ. Келлія была исполнена дивнаго благоуханія. Болящій лежалъ на своемъ одрѣ веселый, радостный, въ одеждѣ инока. Братія стали его спрашивать: «Кто тебя постригъ? Кто здѣсь пѣлъ? Твои родители никого не видѣли и пѣнія не слышали».

Новопостриженный отвѣчалъ: «Думаю, что отецъ игуменъ съ братіей постригли меня. Они назвали меня Пименомъ. Это они и пѣли, какъ вы слышали. Дали они мнѣ эту свѣчу и сказали, что она будетъ горѣть 40 дней и 40 ночей. Волосы мои завернули въ платокъ и съ ними ушли въ церковь».

Узнавъ объ этомъ удивительномъ постригѣ, братія пошли въ церковь, но она была еще заперта. Иноки разбудили понамарей и спросили ихъ: «Входилъ ли кто нибудь въ церковь послѣ повечерія?» — «Никто не входилъ, т. к. и ключи отъ храма находятся у экклесіарха». Разбудили экклесіарха, взяли у него ключи и вошли въ церковь. На ракѣ преп. Ѳеодосія лежали волосы новопостриженнаго Пимена, завернутые въ платокъ. Иноки извѣстили объ этомъ чудѣ отца игумена. Послѣдній очень удивился и началъ спрашивать всѣхъ іеромонаховъ, не постригъ ли кто изъ нихъ болящаго отрока? Такого, конечно, не нашлось! Тогда о. игуменъ и братія ясно поняли, что Господь послалъ ангеловъ, чтобы они постригли блаженнаго Пимена. Отецъ игуменъ съ братіей разсудили, что второй разъ не надо постригать святого, т. к. его постриженіе было засвидѣтельствовано чудесами: найденными его волосами на ракѣ преп. Ѳеодосія и горящею свѣчею, которая 40 дней не угасала послѣ его пострига. Все же отецъ игуменъ принесъ св. Пимену книги постриженія и спросилъ блаженнаго: «Кто были тебя постригшіе? Не записали ли они что либо въ этихъ книгахъ?»

Блаженный же Пименъ сказалъ отцу игумену: «Зачѣмъ, отецъ, ты меня искушаешь? Ты же самъ со всѣми братіями пришелъ сюда и совершилъ чинъ постриженія, какъ написано въ этихъ книгахъ. И еще ты мнѣ сказалъ, что я долженъ страдать всю жизнь. А передъ исходомъ изъ этой жизни мнѣ будетъ даровано здоровье и я смогу своими руками понести мой смертный одръ. Но умоляю тебя, отецъ святый, молись, чтобы Господь далъ мнѣ терпѣніе.» Удивились игуменъ и братія великому чуду Божію.

Какъ предсказали блаженному святые ангелы, что онъ много лѣтъ будетъ лежать больнымъ — такъ и случилось. Служившіе святому въ его болѣзни часто оставляли его безъ ухода, т. к. гнушались имъ: вѣдь отъ терпѣливаго святого исходилъ смрадъ. По два-три дня оставляли его порою безъ пищи и питія. Святой голодалъ, жаждалъ, но не жаловался, не ропталъ, а только благодарилъ Господа...

Въ монастырь принесли больного, страждущаго одинаковымъ недугомъ со св. Пименомъ. Братія больничные внесли его въ келлію преподобнаго, чтобы было легче смотрѣть за больными. И новый больной былъ постриженъ. По-прежнему небрежно ухаживали за недужными — оставляли безъ воды, и несчастные страдали отъ жажды. Однажды блаженный Пименъ сказалъ своему больному сосѣду: «Служащіе намъ гнушаются изъ-за смрада, исходящаго отъ насъ. Скажи мнѣ, если бы тебя возставилъ Господь — сталъ бы ты служить мнѣ и другимъ больнымъ?» — Тотъ съ радостью воскликнулъ: «Буду, буду до самой смерти моей усердно служить больнымъ!» Блаженный Пименъ тогда сказалъ: «Вотъ Господь освобождаетъ тебя отъ болѣзни. Смотри, исполни свое обѣщаніе. А тѣмъ, кто небрежно служили, Господь пошлетъ тяжелую болѣзнь, чтобы они черезъ это спаслись!»

Сказалъ св. Пименъ и — мгновенно болящій всталъ съ кровати здоровымъ. Онъ сталъ усердно служить преподобному, а нерадиво служившіе больнымъ заболѣли, какъ сказалъ блаженный. Братъ, исцѣленный св. Пименомъ немного послуживъ преподобному, вскорѣ потерялъ терпѣніе, т. к. отъ блаженнаго исходилъ смрадъ. Исцѣленный ушелъ отъ святого въ другую келлію, оставивъ преподобнаго безъ пищи и питія. Св. Пименъ безъ ропота терпѣлъ голодъ и жажду. Но Господь наказалъ исцѣленнаго. Къ нему вернулась прежняя болѣзнь. У него сдѣлался сильный жаръ. Онъ изнемогалъ отъ жажды, а встать съ кровати не могъ. Три дня терпѣлъ больной. Наконецъ, не выдержалъ и сталъ кричать: «Помилуйте меня ради Господа! Я умираю отъ жажды!» Братія услышали этотъ вопль, пришли къ страждущему, увидѣли его тяжко-болящимъ. Извѣстили блаженнаго Пимена: «Умираетъ братъ, который тебѣ служилъ!»

Тотъ сказалъ: «Что человѣкъ сѣетъ, то и пожнетъ (Галат. 6, 7). Онъ заставилъ меня голодать, жаждать, вотъ и самъ сталъ мучиться отъ голода и жажды. Онъ далъ обѣщаніе Богу ухаживать за болящими, но не выдержалъ его. Но насъ учили не воздавать зломъ за зло и потому идите къ больному и скажите ему: «Зоветъ тебя Пименъ, встань и иди къ нему!»

Братія пошли къ больному и передали ему слова св. Пимена. Болящій бодро всталъ съ кровати и пошелъ къ преподобному. Блаженный сталъ съ любовію наставлять исцѣленнаго, говоря ему, что терпѣливо принимающій отъ Господа болѣзнь и усердно служащій недужному получитъ отъ Бога одну и ту же награду. «Господь, Который черезъ меня тебя исцѣлилъ, можетъ исцѣлить и мой недугъ, но я не хочу, т. к. знаю, что «Претерпѣвый до конца (говоритъ Господь), тотъ спасенъ будетъ» (Матѳ. 10, 22). Пусть въ этой жизни я весь сгнію, только бы въ иной, вѣчной жизни получить плоть нетлѣнную. Пусть здѣсь я буду терпѣть смрадъ, чтобы тамъ исполниться благоуханія неизреченнаго».

Преподобный объяснилъ исцѣленному имъ, что мы должны терпѣть безъ ропота болѣзни. «Терпѣніемъ спасайте души ваши» (Лук. 21, 19)). Являемъ мы себя дѣтьми Божіими, если терпимъ безъ разсужденія, покорно, кротко терпимъ...

Умилялся исцѣленный, слушая мудрыя наставленія болящаго, и съ тѣхъ поръ сталъ самоотверженно, усердно ему служить. Двадцать лѣтъ болѣлъ святой страдалецъ, вознося благодаренія Богу и кротко покоряясь Его святой волѣ. Передъ отшествіемъ ко Господу явилось дивное знаменіе: три огненныхъ столпа засіяли надъ трапезною, а оттуда перешли на верхъ храма. Богъ въ Троицѣ (Три столпа!) послалъ небожителей Своихъ за душою многоболѣзненнаго Пимена, какъ послалъ за душою Лазаря (Лук. 15, 22). И въ тотъ же день преп. Пименъ внезапно выздоровѣлъ, какъ предсказали ему постригавшіе его ангелы. Онъ всталъ съ кровати, словно никогда и не хворалъ, обошелъ всѣ братскія келліи, всѣмъ кланялся, прося прощенія. Обошелъ и болящихъ братьевъ, говоря: «Братія и друзья мои, встаньте, проводите меня». Мгновенно болящіе получали исцѣленіе и шли съ нимъ. Преп. Пименъ въ церкви причастился Божественныхъ Таинъ. Потомъ спокойно взялъ погребальный одръ и понесъ его въ пещеру, которую никогда не видѣлъ. Вошедши въ пещеру, святой благоговѣйно поклонился гробу преп. Антонія и указалъ мѣсто, на которомъ хотѣлъ быть похороненъ. Потомъ преп. Пименъ открылъ дивную тайну Божію. Указавъ на гробы, онъ сказалъ: «Здѣсь вы похоронили двухъ братьевъ: одного безъ схимы, другого же въ схимѣ. Того, котораго вы положили безъ схимы — вы найдете облеченнымъ въ схиму. Много разъ онъ просилъ его постричь, но его желаніе не было исполнено. А жилъ онъ жизнію, достойною схимника, и послѣ его кончины Господь облекъ его въ схиму. А другого, постриженнаго въ схиму, вы найдете лежащимъ безъ схимы. Онъ и не хотѣлъ великаго пострига и жилъ не какъ схимникъ, а только говорилъ: «Когда вы увидите, что я буду умирать — постригите меня въ схиму». Не понималъ онъ, что послѣ смерти онъ не можетъ подвизаться: надо при жизни заслужить схиму. Потому Господь, послѣ кончины, взялъ у него схиму и далъ ее другому. Найдете еще брата давно похороненнаго и уже истлѣвшаго, но схима его остается нетлѣнною. Онъ жилъ лѣниво, нерадиво, и одежда эта остается ему на обличеніе и осужденіе.»

Открывъ эту тайну Божію, преп. Пименъ сказалъ: «Вотъ уже пришли тѣ, которые меня постригали: они хотятъ взять меня съ собою». Произнеся эти слова избранникъ Божій, легъ — и блаженно отошелъ ко Господу ...

Иноки съ великою честію похоронили преподобнаго на указанномъ имъ мѣстѣ. Откопали и тѣ гробы, тайну которыхъ имъ открылъ святой, и нашли все, какъ онъ сказалъ. Удивлялись братія неизреченному чуду Божію. Каждому Богъ воздаетъ по дѣламъ его, Ему же слава, честь и держава подобаетъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1966. — С. 67-71.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.