Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.]

Псково-Печерская икона Царицы Небесной.
Праздникъ 15 августа.

Псковская лѣтопись свидѣтельствуетъ, что 27 августа 1581 года одному старцу святой жизни, по имени Дороѳею, было дивное явленіе Царицы Небесной. Король Стефанъ уже обступилъ Псковъ съ сильнымъ войскомъ. Старецъ Дороѳей сидѣлъ въ сѣняхъ своей келліи и глубоко скорбѣлъ о несчастныхъ псковитянахъ, которымъ угрожала скорая гибель. Вдругъ онъ увидѣлъ надъ Псково-Печерской обителью яркій столпъ свѣта. Сіяніе уходило въ небеса. Столпъ передвинулся отъ обители къ Пскову, черезъ рѣку Великую, по лѣвую сторону Мирожскаго монастыря. Въ небесномъ сіяніи старецъ увидѣлъ Царицу Небесную. Владычица шествовала по воздуху. По лѣвую сторону отъ Пречистой шелъ преп. Антоній, начальникъ Кіевскихъ Пещеръ, а по лѣвую — Корнилій, — игуменъ Успенской Псково-Печерской обители. Богоматерь прослѣдовала по воздуху черезъ городскую стѣну и вмѣстѣ съ преподобными вошла въ Покровскую церковь. Потомъ Приснодѣва, со святыми Антоніемъ и Корниліемъ, вышла изъ храма и стала на городской стѣнѣ. Старецъ Дороѳей услышалъ дивный голосъ Владычицы: «Гдѣ Мирожскій строитель Нифонтъ, епископъ Новгородскій?» Только произнесла эти слова Пречистая, какъ предъ ней предсталъ св. епископъ Нифонтъ и низко поклонился Владычицѣ. Вопросила Царица Небесная: «Гдѣ избранные Божіи, пребывающіе въ церкви Святой Троицы?» Предстали предъ Богоматерью святые благовѣрные князья Василій Кіевскій и Гавріилъ и Тимоѳей Псковскіе. Позади угодниковъ Божіихъ блаженный старецъ Дороѳей увидѣлъ св. юродиваго Николу Салоса и Евфросина и Савву Псковскихъ. Угодники Божіи съ великимъ благоволеніемъ поклонились Пречистой. Ликъ Богоматери исполнился скорби неизреченной. Приснодѣва посмотрѣла на Псковъ и сказала: «О, люди беззаконные! Вы прогнѣвали Сына Моего, Господа и Бога, и осквернили грѣхами этотъ городъ! И вотъ теперь пришла на васъ бѣда великая!»

Услышавъ эти скорбныя слова Богоматери, святые Корнилій, Евфросинъ, Савва и блаженный Никола пали на колѣни предъ Владычицей и со слезами взмолились: «Владычице, есть на людяхъ и беззаконіе: не прогнѣвайся на нихъ, но помолись Сыну Твоему и Богу нашему за этотъ городъ и за людей согрѣшившихъ!»

И благовѣрные князья упали къ ногамъ Пречистой, со слезами умоляя Богоматерь защитить Псковъ. Тутъ старецъ Дороѳей услышалъ, что Владычица призываетъ и его къ Себѣ. И въ одно мгновеніе онъ оказался у ногъ Ея. И услышалъ старецъ голосъ Пречистой, обращенный къ нему: «Старецъ, иди немедленно къ боголюбивымъ воеводамъ, къ Печерскому игумену и въ соборъ Пресвятой Троицы [1] и возвѣсти имъ, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога и принесли Старый Печерскій Образъ и хоругвь на стѣну города, на то мѣсто, гдѣ стою Я, и чтобы поставили здѣсь одну пушку, а другую внизу, для стрѣлянія изъ нихъ по королевскимъ шатрамъ и влѣво за королевскіе шатры». Указывая рукою означенныя мѣста, Приснодѣва повелѣла старцу Дороѳею объявить людямъ, чтобы они плакали о своихъ грѣхахъ и молились Милосердному Богу. «А Я, прибавила Богоматерь, буду молиться Сыну Моему и Богу о прощеніи вашихъ грѣховъ».

Пречистая открыла старцу Дороѳею, что поляки нападутъ на городъ со стороны угла крѣпости при Покровскомъ монастырѣ. Блаженный старецъ Дороѳей тотчасъ пошелъ къ воеводамъ, открылъ имъ о своемъ дивномъ видѣніи и передалъ повелѣніе Богоматери. Воеводы попросили игумена Печерскаго монастыря Тихона принести во Псковъ чудотворныя иконы Владычицы — Печерскую и Умиленіе. Съ этими иконами стали совершаться крестные ходы къ углу крѣпости, откуда надо было ждать нападенія непріятеля. Несли св. мощи св. благовѣрнаго князя Псковскаго Гавріила и древнюю печерскую хоругвь. Множество псковитянъ шло, плача и рыдая покаянно о грѣхахъ своихъ, умоляя Всесильнаго Господа и Богоматерь избавить отъ лютой бѣды ихъ городъ.

7-го и 8-го сентября Баторій особенно жестоко нападалъ на стѣны Пскова. Покровскій соборъ былъ переполненъ молящимися, когда пришла страшная вѣсть: непріятель вломился въ городъ, заняты городскія стѣны. Содрогнулись отъ страха псковитяне, но вѣры не потеряли. Мужественно, вѣря въ помощь Божію, устремились они къ пролому и стали храбро отражать жестокія нападенія поляковъ. Большое орудіе стало громить враговъ. Поколебались поляки, стали отступать отъ пролома, потомъ побѣжали. Стефанъ выслалъ свѣжія войска и приказалъ не отступать отъ города, а взять его. Непріятель съ такой силой наступалъ, что защитники города стали ослабѣвать. Воеводы послали гонцовъ въ соборъ: просили вынести мощи св. благовѣрнаго князя Гавріила и чудотворныя иконы Богоматери. Немедленно образовался крестный ходъ къ пролому. Еще раньше прибытія святынь, у пролома появились три печерскихъ инока. Они громко возглашали: «Не бойтесь, братья, станемъ крѣпко, устремимся на вражескую силу! Богородица къ намъ грядетъ съ милостію и заступленіемъ и съ помощію всѣхъ святыхъ!» Слова иноковъ укрѣпили вѣру въ помощь Божію и Богоматери. Защитники мужественно повторяли: «Богородица къ намъ грядетъ! Умремъ вмѣстѣ за вѣру Христову и за православнаго царя и не предадимъ города!»

Вотъ приблизился крестный ходъ... Предъ проломомъ стади пѣть молебенъ... Поляки жестоко нападали, защитники воодушевленно защищали городъ. А молебствіе шло! Послѣ молебна крестный ходъ направился къ Покровской церкви... Души защитниковъ ощущали невидимое присутствіе Царицы Небесной, святыхъ Божіихъ угодниковъ, и съ пламенною молитвою бросились въ проломъ на поляковъ... Началась упорная, жаркая битва. Къ ночи враги были съ Божіей помощью отражены. Отброшенные въ безпорядкѣ въ поле, одни были перебиты, другіе взяты въ плѣнъ.

Такъ Царица Небесная защитила Псковъ чрезъ Свои чудотворныя Псково-Печерскія св. иконы!

Не смогъ Баторій къ своему стыду взять Пскова. Рѣшилъ онъ взять укрѣпленный стѣнами Печерскій монастырь. Но и здѣсь потерпѣлъ неудачу. Иноки съ помощью 200-300 воиновъ отважно отразили два жестокихъ приступа и даже взяли въ плѣнъ трехъ знатныхъ сановниковъ. Защитила Свою св. обитель Милосердная Мать рода человѣческаго! И слава о чудотворныхъ Псково-Печерскихъ иконахъ прошла по всей Руси Святой!

Пособіе: Вѣчный календарь Е. А. Тихомирова, изд. Москва 1882 г.

Псковъ.

Богатъ былъ городъ Псковъ древними храмами, въ которыхъ сохранилась дивныя старинная иконопись. Состоитъ онъ изъ Дѣтинца, т. е. Кремля, и Запсковья. Памятникомъ стариннаго зодчества является соборъ. Св. Троицы, построенный въ XII вѣкѣ. Прекрасны древнія церкви св. Димитрія Солунскаго и св. Варлаама (послѣдняя построена въ 1466 г.). Около церкви св. Варлаама находилась часовня, гдѣ хранилась древняя икона Божіей Матери, особенно чтимая псковичами..

За рѣкой Великой возвышалась церковь Успенія Пресвятой Богородицы, построенная въ 1444 году — прекрасной архитектуры того времени. Эту церковь называли псковичи "Пороменская". Въ ея ризницѣ хранилась панагія, подаренная царемъ Іоанномъ Грознымъ послѣ Ливонскаго похода и серебрянный Петровскій ковшъ, который былъ подаренъ одному псковичу императоромъ Петромъ Великимъ.

Въ 12-ти верстахъ отъ Пскова погостъ Выбута, гдѣ родилась св. равноапостольная блаженная великая княгиня Ольга. Когда она приняла крещеніе, то увидѣла за рѣкой три луча, падавшіе съ небесъ на городъ. Здѣсь она устроила церковь, а на томъ мѣстѣ, гдѣ она увидѣла небесное знаменіе, святая поставила крестъ. Впослѣдствіи на этомъ мѣстѣ выстроили часовню, куда въ день памяти св. равноапостольной княгини Ольги 11 іюля, въ прежнія царскія времена, стекалось на поклоненіе множество народа. Крестъ же хранился въ соборѣ Св. Троицы, гдѣ хранились и три ея шапки. Недалеко отъ деревни Выбута деревня Будникъ, гдѣ родился св. равноапостольный великій князь Владиміръ.

Псково-Печерскій монастырь.

Прекрасенъ Псково-Печерскій монастырь. Обитель возвышается среди крутыхъ, лѣсистыхъ горъ, которыя отдѣляютъ ее отъ всего міра, въ 56 верстахъ отъ Пскова при ручьѣ Каменцѣ. Онъ названъ Печерскимъ, т. к. сначала иноки подвизались въ пещерахъ, которыя служили имъ и жилищемъ и храмомъ.

Возникла обитель въ 1470 г. Въ Псковѣ жилъ священникъ Іоаннъ. Овдовѣвъ, онъ постригся и удалился въ пещеры. Собрались къ нему иноки, ища строгой, подвижнической жизни. Устроена была церковь, келліи. Обитель была посвящена Царицѣ Небесной, въ честь Ея Успенія.

Много пришлось пережить монастырю отъ нападеній поляковъ, литовцевъ, шведовъ. Только къ 1581 году монастырь окончательно устроился. Въ это время игуменомъ былъ св. Корнилій. Онъ устроилъ высокую каменную ограду вокругъ монастыря, а въ Псковѣ подворье и церковь.

Много чѣмъ послужила обитель и церкви и отечеству. Отсюда въ Лифляндію распространилась христіанская вѣра.

Въ благословенныя царскія времена въ обители было пять храмовъ. Успенскій соборъ стоялъ на полугорѣ. Передъ входомъ въ храмъ была площадка, на которую вели 22 ступени. Архитектура храма древняя, очень красивая. Въ соборѣ находились три чудотворныхъ иконы: храмовая Успенія Богоматери, Умиленія Царицы Небесной и Казанскій Образъ Владычицы. Въ придѣлѣ, подъ спудомъ, почивали мощи преп. Корнилія.

Вторый храмъ въ честь Благовѣщенія Пресвятой Богородицы. Третій — св. праведнаго Лазаря, четвертый, Святителя Николая Чудотворца, былъ устроенъ надъ святыми вратами въ 1565 году. Здѣсь находилось рѣзное изображеніе иконы Святителя, которое лѣтомъ носилось въ крестныхъ ходахъ. Пятый храмъ — въ честь Архистратига Михаила.

Къ востоку отъ Успенскаго собора стояла отдѣльно главная монастырская колокольня съ 18-тью колоколами. Рядомъ находилась часовня-башня.

Въ монастырской библіотекѣ хранилась очень цѣнная лѣтопись Псково-Печерскаго монастыря.

Входъ въ пещеры между Успенскимъ соборомъ и главной колокольней простирается на три сажени. Оттуда семь пещерныхъ улицъ. Въ концѣ пятой и шестой хоронились тѣла усопшей братіи.

Рядомъ съ входомъ въ пещеры входъ на Святую Гору, въ которой онѣ ископаны. На горѣ былъ разведенъ прекрасный садъ. Монастырская ограда была съ тремя воротами и восемью башнями.

Въ Псковѣ на берегу рѣки Великой было монастырское подворье и церковь Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы.

Спасо-Мирожскій монастырь.

Спасо-Мирожскій монастырь, одинъ изъ древнѣйшихъ на Руси, находится въ той части Пскова, которая называется "Завеличьемъ", потому что лежитъ за рѣкой Великой. Обитель находится на рѣкѣ Мирожѣ, отъ которой и получила свое названіе. Основанъ этотъ небольшой и бѣдный монастырь Святымъ Нифонтомъ въ 1656 году. Изъ-за неровности почвы не мало было положено труда и времени, чтобы уравнять ее и построить святую обитель. Монастырь находился недалеко отъ Польши, и много разъ поляки разоряли его.

Во время осады Пскова Стефаномъ Баторіемъ поляки заняли св. обитель и оттуда штурмовали городъ. Стѣны храма выдержали всѣ невзгоды съ самаго своего построенія.

Въ царское время дивныя, древнѣйшія фрески этого монастыря были реставрированы. Этими рѣдкими по красотѣ фресками были покрыты всѣ стѣны Преображенскаго обительскаго храма. Кромѣ этого главнаго собора была церковь во имя св. Архидіакона Стефана, рядомъ съ которой красиво возвышалась каменная колокольня.

Изъ древнихъ иконъ обительскихъ особенно были замѣчательны: храмовая Св. Преображенія, икона Знаменія Божіей Матери — явленная, называемая «Спасо-Мирожская». Этому чудотворному образу была посвящена особая служба, сочиненная въ 1666 г. Праздникъ этой св. иконѣ совершался очень торжественно 24 сентября.

Извлечено изъ «Путеводителя по монастырямъ Россійской имперіи» А. А. Павловскаго, изд. 1907 г.

Примѣчаніе:
[1] Построенъ въ XII вѣкѣ. Въ соборѣ подъ спудомъ почивали мощи святыхъ князей: Всеволода, Довмонта и блаженнаго юродиваго Николы Салоса.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1966. — С. 71-76.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.