Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.]

Cтраданіе святаго великомученика Мины.
Память 11-го ноября. — Пострадалъ въ 304 году.

«Я открылся меня неищущимъ. Явился не вопрошающимъ обо мнѣ» (Римл. 10, 20; Ис. 65, 1).

Звонко прозвучалъ голосъ святаго воина. Многотысячная толпа народа вдругъ затихла. Взоры всѣхъ устремились на него. Народъ удивился великому дерзновенію св. мученика. Князь города, по имени Пирросъ, повелѣлъ схватить св. Мину и привести его къ себѣ.

«Кто ты?» спросилъ князь св. воина.

«Я рабъ Іисуса Христа, царствующаго на небесахъ и на землѣ!» — смѣло заявилъ безстрашный св. великомученикъ.

«Ты чужестранецъ или здѣшній обитатель? Откуда у тебя такое дерзновеніе? Какъ ты осмѣлился вопить на весь театръ?»

Не успѣлъ отвѣтить князю св. Мина, какъ присутствующіе здѣсь воины узнали его и воскликнули:

«Да это воинъ Мина, изъ полка тривуна (т. е. тысяченачальника) Фирмиліана!»

«Ты дѣйствительно былъ воиномъ, какъ о тебѣ свидѣтельствуютъ эти люди?» спросилъ князь.

«Да, я былъ воиномъ и жилъ въ этомъ городѣ, но, видя беззаконіе людей, прельщенныхъ бѣсами и поклоняющихся идоламъ, а не Богу — отказался отъ своего сана военнаго и покинулъ городъ, желая жить въ пустынѣ, а не среди враговъ моего Бога. Я пришелъ къ вамъ, на вашъ богомерзкій праздникъ, чтобы обличить вашу духовную слѣпоту. Я явился, чтобы проповѣдывать о Единомъ Истинномъ Богѣ, Создавшемъ небо и землю и Управляющемъ всею вселенною!»

Услышавъ дерзновенныя слова проповѣдника, князь приказалъ св. Мину отвести въ темницу и сторожить его до утра. Самъ же онъ остался до конца своего богомерзкаго праздника. Наступило утро... Пирросъ рѣшилъ судить св. великомученика Мину. Онъ приказалъ привести его изъ темницы. Сначала князь сталъ уговаривать святаго поклониться богамъ, обѣщая за послушаніе большіе дары, награды великія. Грозилъ и муками жестокими за неповиновеніе. Не могъ Пирросъ ни прельстить, ни запугать стойкаго, мужественнаго воина Христова, жаждущаго умереть за вѣру. Тогда князь приказалъ обнажить св. мученика и четыремъ воинамъ растянуть его, держа за ноги и за руки, и бить безпощадно скотскими жилами. Рѣка крови текла изъ ранъ св. великомученика. Одинъ изъ язычниковъ по имени Пигасій пожалѣлъ св. страдальца и сказалъ ему:

«Пожалѣй себя, послушайся князя, прежде, чѣмъ тѣло твое будетъ истерзано до смерти. Я тебѣ совѣтую только для вида поклониться богамъ, чтобы сохранить свою жизнь. Потомъ ты снова сможешь служить твоему Богу. Вѣрь, что Онъ не прогнѣвается на тебя за это, если ты только одинъ разъ принесешь идоламъ жертву, чтобы избѣжать страшныхъ мученій».

Св. великомученикъ съ праведнымъ гнѣвомъ отринулъ такой хитрый совѣтъ Пигасія и сказалъ:

«Отойди отъ меня! Я принесу въ жертву моему Богу — хвалы непрестанныя, возблагодарю Его, Укрѣпляющаго меня въ страданіяхъ. Мука для меня — не мука, а сладкая отрада, благодаря помощи моего Бога!»

Поразился мучитель такому необычайному терпѣнію св. великомученика. Терпѣніе его еще больше ожесточило князя. Онъ приказалъ еще сильнѣе мучить святаго: повѣсить его на дерево и желѣзными когтями стругать его тѣло. Князь сталъ издѣваться надъ св. воиномъ Христовымъ, говоря:

«О, Мина, а пріятны ли, сладки ли теперь твои муки? Хочешь ли я прибавлю еще этой сладости?»

Св. великомученикъ Мина, жестоко страдая, все же имѣлъ силы благодатныя отвѣтить мучителю:

«Ты не побѣдишь меня маловременными муками! Здѣсь около меня находятся воины Царя Небеснаго и помогаютъ мнѣ! Но ты ихъ не видишь».

Пирросъ приказалъ еще увеличить страданія мужественному страстотерпцу, говоря: «Не называй царемъ никого другого, кромѣ царей римскихъ!»

«О, если бы вы познали Истиннаго Царя, то не поносили бы мною Проповѣдуемаго! Онъ есть Истинный Царь неба и земли, и нѣтъ другого кромѣ Него! Вы, не зная Его — ругаете Его! Сравниваете Истиннаго, Вѣчнаго Царя съ царями тлѣнными, кратковременными! Единый Царь далъ имъ власть, почесть — Самъ будучи Царемъ всѣхъ тварей!»

«А кто Онъ, Дающій власть царямъ и Управляющій всей вселенной?» — спросилъ князь.

«Іисусъ Христосъ — Сынъ Божій. Вѣчно Живущій, Которому повинуются всѣ пребывающіе на небесахъ и на землѣ. Онъ сажаетъ на престолы царей, даетъ имъ власть», отвѣчалъ св. великомуч. Мина.

«А развѣ ты не знаешь, что цари гнѣваются на всѣхъ исповѣдающихъ имя Христово и приказываютъ ихъ убивать?» спросилъ мучитель.

«Господь царствуетъ, да гнѣваются люди» (Пс. 95, 1), отвѣтилъ святой стратотерпецъ. «Если ваши цари гнѣваются на Христа и на христіанъ, исповѣдающихъ имя Христово, что мнѣ до того! Я пренебрегаю ихъ гнѣвомъ. Я рабъ Христа моего! Я стремлюсь только къ одному, чтобы до конца, до самой смерти проповѣдывать Его Сладчайшее имя, остаться вѣрнымъ Ему до смерти, чтобы насладиться Его вѣчною, Его сладкою любовію. Кто можетъ меня разлучить отъ Бога? Скорбь-ли, тѣснота, гоненіе, голодъ, бѣда, мечъ? Ничто не разлучитъ меня отъ любви Христовой!» — вдохновенно кончилъ рѣчь свою мужественный воинъ Христовъ.

Злой мучитель послѣ послѣднихъ словъ св. Мины повелѣлъ жесткой, колючей волосяной тканью сильно тереть его раны! А святой, терпя эту страшную боль, тихо, спокойно произнесъ:

«Вотъ я снимаю съ себя кожаныя одежды и облекаюсь въ ризы спасенія!»

Мучитель повелѣлъ горящими свѣчами обжигать тѣло св. Мины. Молча терпѣлъ св. страстотерпецъ и эту лютую пытку.

Съ удивленіемъ спросилъ князь мужественнаго святаго:

«Развѣ ты не чувствуешь боли отъ огня?»

«Господь нашъ есть Огонь, опаляющій грѣшниковъ. Я страдаю за Него и Онъ мнѣ помогаетъ! Потому я не обращаю вниманія на этотъ огонь, который меня опаляетъ! Я не боюсь маловременныхъ мученій! Я помню слова св. Евангелія: «Не бойтесь убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убить, а бойтесь болѣе Того, Кто можетъ и душу и тѣло погубить въ гееннѣ» (Мѳ. 10, 28).

«Откуда у тебя такое краснорѣчіе? Ты всю свою жизнь находился въ войскахъ. Откуда ты знаешь писанія книжныя? — спросилъ князь страдальца.

«Господь нашъ Іисусъ Христосъ сказалъ намъ: «И поведутъ васъ къ правителямъ и царямъ за Меня, для свидѣтельства предъ ними и язычниками» (Мѳ. 10, 18). «Когда же будутъ предавать васъ, не заботьтесь, какъ или что сказать: ибо въ тотъ часъ дано будетъ вамъ, что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Духъ Отца вашего будетъ говорить въ васъ» (Мѳ. 10, 19-20). Такъ премудро отвѣчалъ св. великомученикъ Мина безумному князю.

«А зналъ ли вашъ Христосъ, что вы будете страдать за Него?» — спросилъ мучитель.

«Истинный Богъ, конечно, зналъ, что мы будемъ страдать за Него. Онъ, Всемогущій, есть Провидецъ будущаго. Онъ даже знаетъ напередъ всѣ наши мысли», объяснилъ св. великомученикъ князю.

Мучитель замолчалъ. Не могъ онъ спорить съ премудрымъ воиномъ Христовымъ, исполненнымъ благодати Божественной. Князь только сказалъ:

«Отвѣчай въ послѣдній разъ: выбери, хочешь-ли быть нашимъ или Христовымъ? Если будешь нашимъ, мы мгновенно прекратимъ твои мученія и ты сохранишь свою жизнь. Если же хочешь быть Христовымъ, то мы тебя погубимъ!»

Громко отвѣтилъ св. великомученикъ:

«Христовымъ былъ, есть и буду!»

Мучитель спросилъ страдальца:

«Можетъ быть, ты хочешь, чтобы я отпустилъ тебя дня на два, на три для конечнаго твоего рѣшенія. Подумай хорошо за это время и тогда скажи намъ послѣднее твое слово».

«Не два, ни три дня, но уже многіе годы, какъ я христіанинъ, и никогда мнѣ не приходило на умъ, что я могу отказаться отъ моего Бога! Выслушай мое послѣднее слово: я никогда не откажусь отъ моего Бога, вашимъ бѣсамъ не принесу жертву! Не преклонюсь предъ бездушнымъ идоломъ!»

Князь пришелъ въ ярость. Онъ приказалъ положить на землю крюки, трезубцы, различные гвозди желѣзные и по этимъ остріямъ влачить связаннаго св. великомученика Мину. А св. страстотерпецъ только радовался въ этихъ неизреченныхъ мукахъ, словно его влекли по душистому ковру изъ цвѣтовъ. Укрѣплялъ Своего вѣрнаго св. воина Господь нашъ Іисусъ Христосъ! Св. Мина имѣлъ даже силы объяснить безумнымъ язычникамъ, что безумно поклоняться бездушнымъ богамъ — идоламъ, сдѣланнымъ руками мастеровъ. Премудрыя слова св. Мины еще больше разъярили князя и онъ приказалъ оловянными прутьями бить св. великомученика...

Долго, жестоко пытали терпѣливаго страдальца. Наконецъ, одинъ воинъ по имени Иліодоръ посовѣтовалъ князю поскорѣй предать смерти святаго, т. к. онъ ничего не добьется отъ этого христіанина, который считаетъ смерть сладкимъ, пріятнымъ напиткомъ и совершенно ея не боится.

Мучитель послѣдовалъ совѣту Иліодора и приказалъ усѣкнуть главу св. страстотерпцу Минѣ и предъ всѣмъ народомъ сжечь его тѣло. Св. великомученика воины повели за городъ, тамъ мечемъ отсѣкли ему его святую главу, разожгли огромный костеръ и бросили въ него многострадальное тѣло мужественнаго воина Христова.

Когда язычники, присутствовавшіе при казни св. великомученика, разошлись по домамъ и костеръ угасъ, тогда пришли вѣрные и собрали въ чистое полотно нѣкоторыя части св. мощей, уцѣлѣвшія отъ огня. Христіане помазали ароматами эти части св. тѣла и черезъ нѣкоторое время унесли ихъ на родину св. великомученика Мины. Тамъ погребли ихъ на прекрасномъ мѣстѣ, а вскорѣ во имя святаго была воздвигнута прекрасная церковь и въ ней совершались многія чудеса молитвами св. страстотерпца.

Примѣчаніе:
[1] Во Франціи.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1966. — С. 91-95.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.