Церковный календарь
Новости


2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
2018-08-06 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. "Возлюбл. нашей Санъ Францисской паствѣ" (1994)
2018-08-06 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 75-е (1 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.]

Житіе и страданія святой преподобномученицы Евгеніи.
24 декабря.

Въ скоромъ времени царь повелѣлъ всѣхъ христіанъ изгнать изъ Александріи. Дѣва Евгенія рѣшила поѣхать за городъ, чтобы поучиться отъ самихъ христіанъ ихъ вѣрѣ. Она попросила позволенія поѣхать въ имѣніе, находящееся недалеко отъ города, сказавъ родителямъ, что хочетъ подышать свѣжимъ деревенскимъ воздухомъ. Родители разрѣшили ей. Когда она ѣхала на колесницѣ со своими рабами и слугами, на пути попался монастырь. Услышали они пѣніе иноковъ. Священное пѣснопѣніе воспѣвало Единаго Господа, сотворившаго прекрасное небо. Пѣснопѣніе возвѣщало, что черезъ языческихъ боговъ говорятъ бѣсы. Евгенія объяснила любимымъ слугамъ своимъ, юнымъ Проту и Іакинфу, это пѣснопѣніе. Стала она имъ говорить о Господѣ Іисусѣ Христѣ. «Мы проѣзжаемъ мимо монастыря, объясняла она слугамъ. Я слышала, что его воздвигъ христіанскій епископъ Елій. Здѣсь монахи день и ночь прославляютъ Господа. О настоятелѣ этого монастыря, пресвитерѣ Ѳеодорѣ, разсказываютъ, что по его молитвамъ слѣпые прозрѣваютъ и больные исцѣляются. Но говорятъ, что въ этотъ монастырь нельзя заходить женщинамъ. Остригите косы мои, дайте мнѣ мужскую одежду и ночью отведите меня въ святую обитель. Когда будетъ совсѣмъ темно, мы сдѣлаемъ видъ, что хотимъ возвратиться домой. Передъ колесницею пусть пойдутъ рабы, а вы вдвоемъ идите за колесницею. Я же незамѣтно сойду съ колесницы, и мы тихо скроемся въ темнотѣ и пойдемъ въ монастырь. Колесница пусть пустая возвратится домой».

Какъ Евгенія приказала, такъ и сдѣлали слуги ея, Протъ и Іакинфъ, которые тоже увѣровали въ Господа Іисуса Христа. Въ это время какъ разъ подъѣзжалъ блаженный епископъ Елій. Тысячи народа шли за епископомъ и пѣли священное пѣснопѣніе: «Путь праведныхъ исправленъ и стези святыхъ уготованы». Услышала святая Евгенія это торжественное пѣснопѣніе и сказала слугамъ своимъ, которыхъ она уже называла братьями во Христѣ:

«Слушайте, какая сила въ этихъ стихахъ! о насъ поетъ эта пѣснь. Мы отъ язычества идемъ къ христіанству, и вотъ тысячи народа поютъ: «Путь праведныхъ исправленъ есть и стези святыхъ уготованы». По Господнему устроенію встрѣчаютъ насъ эти божественныя слова».

Св. Евгенія и слуги вмѣстѣ съ народомъ пошли къ монастырю. Они увидѣли старца, который на ослѣ ѣхалъ среди народа. Это и былъ епикопъ Елій. Они узнали, что епископъ выросъ въ монастырѣ. Когда былъ онъ еще отрокомъ, то въ одеждѣ своей принесъ горящіе угли — и одежда его не сгорѣла. За народомъ вошла въ монастырь и св. Евгенія. Одѣта она была, какъ юноша, волосы ея были острижены.

Епископъ совершилъ въ церкви божественную службу. Въ четыре часа дня онъ подкрѣпился пищею и легъ отдохнуть. И видитъ онъ во снѣ статую, точно языческую богиню, которой поклонялись люди. Опечалился епископъ и сказалъ богинѣ:

«Развѣ можно тебѣ, Божіему созданію, поклоняться, какъ Богу!»

Статуя услышала эти слова, устремилась къ епископу и стала умолять: «Не оставлю я тебя, не отступлю отъ тебя, пока ты не приведешь меня къ Творцу и Создателю моему».

Проснулся епископъ и долго размышлялъ, что означаетъ этотъ сонъ. Черезъ нѣсколько минутъ епископу сказали, что три брата — три отрока просятъ принять ихъ въ монастырь. Епископъ велѣлъ позвать отроковъ. Когда они вошли, святитель помолился и началъ, какъ отецъ, ласково бесѣдовать съ Евгеніей. Евгенія назвала себя Евгеніемъ. Но блаженный посмотрѣлъ на нее и сказалъ:

«Мнѣ Господь открылъ, что ты не отрокъ, а дѣвушка, и зовутъ тебя Евгенія».

Проту же и Іакинфу сказалъ блаженный, что они бывшіе рабы, а теперь друзья ей и братья о Христѣ. Епископъ разрѣшилъ ей жить въ мужскомъ образѣ. Онъ крестилъ ихъ и принялъ въ монастырь.

Что же дѣлалось въ домѣ родителей Евгеніи? Когда родители вышли со свѣчами встрѣтить колесницу, то не нашли въ ней дочери своей. Взволновались они, смутились, какъ и всѣ домашніе, горевали, плакали. Разослали многихъ рабовъ по всей странѣ Египетской, но не могли ничего узнать о драгоцѣнной жемчужинѣ, которую рука Господня сокрыла въ своей сокровищницѣ. Родители день и ночь плакали, восклицая: «Евгенія, Евгенія, свѣтъ очей нашихъ, утѣха наша, куда скрылась ты? Какъ погибла ты, надежда наша?» Спрашивали чародѣевъ. Волшебники сказали имъ, выдумали, что боги взяли ее на небеса и что теперь она богиня. Отецъ повѣрилъ этой лжи, велѣлъ сдѣлать статую, похожую на его дочь, и поставилъ въ Александріи на видномъ мѣстѣ. Народъ сталъ ей поклоняться какъ богинѣ. Невольно вспоминается сонъ епископа Елія: онъ вѣдь увидѣлъ Евгенію, какъ богиню!

Мать ея, Клавдія, и братья, Авитъ и Сергій, не вѣрили этой баснѣ и неутѣшно скорбѣли. Святая же, какъ ангелъ, жила въ монастырѣ, и никто не зналъ, что она дѣва. Была она смиренная, кроткая и молчаливая. Господь далъ ей даръ исцѣлять больныхъ. Протъ и Іакинфъ старались подражать ея жизни. На третій годъ ея пребыванія въ обители умеръ игуменъ. Послѣ его смерти иноки стали просить святую Евгенію, чтобы она стала игуменомъ. Св. Евгенія боялась согласиться. Она — дѣва, и, можетъ быть, Богу не угодно, чтобы она управляла иноками. Святая попросила принести Евангеліе и черезъ святое Евангеліе вопросила Господа. Она открыла святую книгу и прочитала: «Кто хочетъ между вами быть первымъ, да будетъ вамъ рабомъ». «Я повинуюсь Христову повелѣнію, сказала она, и буду вамъ рабъ и слуга». Стала св. Евгенія трудиться на всю братію: воду носила, дрова рубила, келліи вычищала. За такую подвижническую жизнь далъ ей Господъ даръ творить чудеса.

По зависти врага рода человѣческаго оклеветали св. Евгенію злые люди. Епархъ г. Александріи приказалъ судить св. Евгенію, а съ нею и всю братію монастыря. Отецъ св. Евгеніи — епархъ Филиппъ и ея братья, Авитъ и Сергій, вышли судить неповинныхъ Божіихъ людей. Чтобы защитить своихъ братьевъ во Христѣ отъ клеветъ, св. Евгенія призналась епарху, что она его дочь. Велика была радость отца ея и братьевъ. Узнала и мать ея, Клавдія, и возликовала, что дочь ея утѣха ея, свѣтъ очей ея — жива. Противъ воли св. Евгеніи, родители и братья облекли ее въ драгоцѣнныя одежды и посадили на видномъ мѣстѣ. Народъ веселился вмѣстѣ съ ея отцомъ, матерью и братьями и въ веселіи восклицалъ: «Единъ Христосъ, Единъ истинный Богъ, Богъ Христіанскій». Въ скоромъ времени епархъ Филиппъ съ женою и сыновьями крестился, а съ ними вмѣстѣ и множество народа.

Язычники донесли царямъ, что Филиппъ принялъ христіанскую вѣру. Цари отняли отъ него санъ епарха, а народъ избралъ его епископомъ. Новый же епархъ подослалъ къ Филиппу убійцъ, которые въ то время, когда епископъ молился въ уединеніи, ударили его мечемъ. Блаженный жилъ только три дня и отошелъ ко Господу. Послѣ смерти отца св. Евгенія собрала къ себѣ христіанскихъ дѣвъ и съ ними трудилась для Господа. А мать ея, Клавдія, устроила домъ для странниковъ и сама служила имъ и ухаживала за больными. Такъ прошло не мало времени. Потомъ Клавдія взяла съ собою дочь свою блаженную, сыновей своихъ, и уѣхала съ ними на родину, въ городъ Римъ. Тамъ поселились они въ своемъ имѣніи.

Къ св. Евгеніи стали приходить дѣвы, увѣровавшія во Христа, а къ Клавдіи — вдовы. Святой папа Корнилій каждый вечеръ субботній посылалъ въ домъ Клавдіи молитвы и псалмы. Дѣвы и вдовы всю ночь прославляли Бога, а къ утру приходилъ св. Корнилій и служилъ въ домѣ Божественную литургію. Много потрудились для Господа Протъ и Іакинфъ. Многихъ людей обратили они къ Христовой вѣрѣ. Но вотъ язычники повелѣли имъ поклониться богу Дію. Но только вошли они въ храмъ, какъ идолъ палъ къ ихъ ногамъ и сокрушился въ прахъ. Городской епархъ Никитій повелѣлъ отсѣчь имъ главы. А св. Евгенію приказалъ вести въ храмъ богини Діаны, чтобы она принесла богамъ жертву. Но и тутъ, не успѣла святая подойти къ храму, какъ онъ рухнулъ вмѣстѣ съ идоломъ. Тогда епархъ повелѣлъ бросить святую въ рѣку Тибръ, привязавъ къ шеѣ камень. Святую бросили въ рѣку, но тотчасъ же камень отвязался и, о Божіе чудо, святая пошла по водѣ, какъ по суху. Мучитель повелѣлъ тогда святую бросить въ раскаленную печь. Только ее бросили въ огонь, — пламя угасло и святая вышла невредимой. Повелѣлъ епархъ бросить ее въ глубокій мрачный ровъ и десять дней морить голодомъ. Божественный лучъ свѣта освѣщалъ мрачный ровъ и Господь съ небесъ посылалъ ей пищу. Явился къ блаженной Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, говоря: «Я твой Спаситель, Котораго ты всею душою и всѣмъ сердцемъ возлюбила и страдаешь ты за Меня. Я тебя прославлю и обрадую. Я тебя возьму на небо въ день Рождества Моего отъ Пречистой Дѣвы Маріи». Нельзя выразить словами какъ возвеселилась святая явленіемъ Господа и съ нетерпѣніемъ стала ждать часа смерти. Въ самый день Рождества Христова къ ней въ ровъ пришелъ палачъ, который и убилъ ее мечемъ. Блаженная же мать ея, Клавдія, взяла тѣло своей возлюбленной дочери и погребла недалеко отъ Рима, въ своемъ имѣніи.

Разъ ночью Клавдія плакала на гробѣ дочери. Вдругъ видитъ она св. Евгенію со множествомъ дѣвицъ, во славѣ великой. И сказала матери св. Евгенія:

«Радуйся и веселися, мать моя, я радуюсь вмѣстѣ со святыми, а отецъ мой среди патріарховъ. А въ это воскресенье и тебя Господь возьметъ въ вѣчное веселіе. Передай моимъ братьямъ, чтобы они были хорошими христіанами». Такъ проговорила святая, и услышала Клавдія множество ангельскихъ голосовъ, поющихъ и славословяшихъ Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго въ Троицѣ Бога, Ему же и отъ насъ грѣшныхъ да будетъ слава и хвала во вѣки. Аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ двѣнадцатый. [1966 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1966. — С. 104-108.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.