Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ тринадцатый. [1967 г.]

Житіе преподобнаго отца нашего Антонія Великаго.
Память 17 января. — Отошелъ ко Господу въ 356 году 105-ти лѣтъ.

Онъ сталъ жестоко поститься, чему его родители не препятствовали. Въ домѣ родительскомъ юный святой подвизался, какъ самый усердный инокъ.

Въ тѣ времена многіе особенно ревностные христіане, искавшіе болѣе строгой уединенной жизни, покидали города и уходили въ горы, въ пустыни, чтобы въ полной тишинѣ восхвалять Творца вселенной и каяться въ своихъ грѣхахъ. Они назывались отшельниками или «анахоретами».

Когда св. Антонію было около 20-ти лѣтъ, онъ со своею маленькою сестричкою остался круглымъ сиротою. Смерть глубоко любимыхъ родителей потрясла юную душу св. Антонія; онъ твердо рѣшилъ жизнь свою посвятить Единому Богу.

Прошло шесть мѣсяцевъ послѣ кончины родителей. Шелъ св. юноша въ церковь и думалъ: «Какъ св. апостолы все, все въ мірѣ оставили и пошли за Господомъ?» Съ такой думой св. Антоній вошелъ въ храмъ и услышалъ слова св. Евангелія: «Если хочешь быть совершеннымъ, пойди, продай имѣніе свое и раздай нищимъ и будешь имѣть сокровище на небесахъ» (Матѳ. 19, 21). Вся его душа внезапно озарилась свѣтомъ, исполнилась благодати. Да, онъ откажется отъ всего своего богатства, которое онъ получилъ послѣ кончины своихъ родителей. Онъ станетъ нищимъ, чтобы получить вѣчное, нетлѣнное богатство на небесахъ.

Онъ очень любилъ свою сестрицу, но ради Господа, для спасенія души своей безсмертной, онъ отдалъ ее на воспитаніе благочестивымъ дѣвамъ, посвятившимъ Христу свою жизнь. И такъ остался онъ одинъ съ Богомъ.

Недалеко отъ дома его жилъ въ пустыни одинъ старецъ-отшельникъ, который съ юныхъ лѣтъ удалился изъ міра и жилъ уединенно въ полной тишинѣ. Св. Антоній избралъ этого старца своимъ руководителемъ. Святой поселился возлѣ этого пустынножителя и учился у него монашеской жизни. Посѣщалъ юный святой и другихъ отшельниковъ и, какъ трудолюбивая пчелка собираетъ медъ съ различныхъ цвѣтовъ, такъ св. Антоній отъ каждаго монаха воспринималъ что-либо доброе. Одинъ отличался терпѣніемъ, другой — кротостію, третій — смиреніемъ, четвертый — постомъ и молитвою и т. д. Самъ св. Антоній былъ исполненъ благодати за свое необычайное смиреніе, и всѣ его любили и почитали: одни — какъ сына, другіе — какъ брата, и называли его другомъ Божіимъ.

Да, люди любили смиреннаго св. Антонія, но діаволъ именно за это смиреніе его ненавидѣлъ и жестоко искушалъ его. Пришлось св. Антонію вести великую борьбу съ врагомъ рода человѣческаго.

Въ уединеніи на св. юнаго отшельника вдругъ нападала лютая тоска. Онъ начиналъ думать о своей маленькой сестрицѣ-сироткѣ, которую, оставилъ чужимъ людямъ, сожалѣлъ объ огромномъ богатствѣ, розданнымъ бѣднякамъ, мечталъ о своемъ прекрасномъ, благоустроенномъ имѣніи. Онъ даже, голодный, часто жаждущій, вспоминалъ о различныхъ вкусныхъ кушаньяхъ, о винахъ, напиткахъ прохлаждающихъ. Вѣдь святой терпѣлъ въ пустыни, и голодъ, и холодъ, и зной. Ночью бѣсы устрашали его дикими воплями, стучали, шумѣли. Сражался святой съ нечистою силою смиренною молитвою, крестнымъ знаменіемъ и постомъ. Онъ твердо вѣрилъ, что милосердный Богъ ему поможетъ побѣдить нечистую силу и побѣждалъ сатану хитраго и его слугъ съ помощію Божіей.

Чтобы возбудить въ юномъ отшельникѣ желаніе счастливой семейной жизни, отъ которой онъ отказался, бѣсы являлись ему ввидѣ прекрасныхъ женщинъ. Это было очень тяжелое искушеніе для юнаго святого, но онъ понималъ, кто кроется подъ видомъ этой лукавой красоты, усиливалъ молитву, взывалъ всею душою ко Господу и — привидѣнія исчезали, какъ дымъ!

Трудна, охъ какъ трудна была жизнь св. отшельника — будущаго наставника монаховъ! Иногда онъ по четыре дня не вкушалъ пищи, а питался онъ вообще только хлѣбомъ и водою. Хлѣбъ ему приносили его почитатели — друзья его. Спалъ онъ очень немного, на жесткой рогожѣ — предавался краткому сну.

Св. Антоній возжелалъ большихъ подвиговъ. Поселился онъ въ покинутой гробницѣ — въ мрачной пещерѣ. Хлѣбъ ему туда приносилъ его другъ изъ сосѣдняго селенія. Единый Господь видѣлъ неизреченные подвиги св. Антонія. Со страшною силою ополчился сатана на юнаго отшельника. Врагъ рода человѣческаго взялъ съ собою своихъ слугъ, бѣсовъ, которые до полусмерти избили великаго подвижника. Св. лежалъ на землѣ израненый, окровавленный, безгласенъ, неподвиженъ. Только Единый Господь Своею благодатію спасъ его отъ смерти. Его другъ изъ сосѣдняго селенія, который приносилъ ему хлѣбъ, открылъ двери гробницы и — ужаснулся. Лежалъ предъ нимъ, словно мертвецъ, бездыханный другъ его, юный святой отшельникъ. Заплакалъ добрый человѣкъ, взялъ его себѣ на плечи и отнесъ въ свое селеніе. Вскорѣ къ мнимому мертвецу собрались скорбные, плачущіе его почитатели. Стали пѣть надъ святымъ погребальныя пѣснопѣнія, скорбя о его мнимой кончинѣ. Послѣ полуночи уснули усталые люди около св. Антонія. Не спалъ отъ горя только тотъ добрый человѣкъ, который принесъ его въ селеніе. Съ глубокимъ вздохомъ очнулся св. Антоній, поднялъ голову, открылъ глаза и увидѣлъ передъ собою скорбнаго своего друга. Св. отшельникъ сталъ его умолять, никого не пробуждая, отнести его обратно въ погребальную пещеру. Пришлось доброму другу исполнить просьбу св. неустрашимаго подвижника.

Отъ глубокихъ ранъ не могъ стоять на ногахъ св. Антоній. Онъ могъ только лежа молиться. Послѣ усердной молитвы громко сказалъ преп. Антоній:

«Я снова здѣсь, я — Антоній, о бѣсы! Я не уклоняюсь отъ борьбы съ вами, если вы даже усилите ее! Никто меня не разлучить отъ любви ко Христу» (Рим. 8, 35). Святой запѣлъ: «Если ополчится на меня полкъ, не убоится сердце мое!» (Псал. 26, 3).

Діаволъ слышалъ эти мужественныя слова великаго подвижника и очень удивился, какъ св. Антоній дерзнулъ возвратиться на то мѣсто, гдѣ онъ такъ сильно пострадалъ отъ его вражеской силы. Созвалъ сатана великую силу бѣсовскую и приказалъ слугамъ своимъ начать жестокую брань съ безстрашнымъ св. отшельникомъ, чтобы послѣдній хорошо понялъ, съ кѣмъ онъ ведетъ борьбу! И пронесся кличъ, шумъ возникъ невыразимый! Дрогнула, потряслась земля. Стѣны пещеры разрушились, загрохотали обломки скалы. Явилось безчисленное множество бѣсовъ. Нечистая сила приняла на себя видъ лютыхъ хищниковъ, ядовитыхъ насѣкомыхъ. Устремились на святого свирѣпые львы съ оскаленными зубами, волки, медвѣди, рыси. Со страшнымъ, зловѣщимъ свистомъ подползали громадныя змѣи, готовыя, вотъ-вотъ, его ужалить. Ползли скорпіоны, аспиды... Буйволы направляли на него рога, стремясь проколоть ими святого. Дикіе звѣри ранили св. Антонія, жалили его змѣи, скорпіоны. На эту силу вражію святой вооружился крестнымъ знаменіемъ и смиренною молитвою. Среди этой борьбы св. Антоній возвелъ очи свои къ небу и вдругъ сверху хлынулъ ослѣпительнымъ потокомъ свѣтъ небесный — сіяніе рая. Яркіе нездѣшніе лучи озарили избраннаго св. подвижника. Всѣ бѣсовскія привидѣнія исчезли. Св. Антоній внезапно былъ исцѣленъ Богомъ отъ своихъ раненій. Онъ почувстовалъ бодрость, радость небесную, веселіе неизреченное. Стѣны разрушенной пещеры возстановились въ прежнемъ своемъ видѣ. Облегченно вздохнулъ укрѣпленный Божественною силою св. отшельникъ. Онъ почувствовалъ особенную близость къ нему Творца вселенной и спросилъ Его:

«Гдѣ Ты былъ Благій Іисусе? Почему сразу не явился, чтобы исцѣлить мои раны?»

И послышался голосъ Спаса нашего:

«Антоній, я былъ здѣсь, но Я хотѣлъ видѣть твое мужество. Теперь же, такъ какъ ты мужественно боролся, Я всегда буду тебѣ помогать. Я прославлю тебя во всемъ мірѣ!»

Божественныя слова такъ укрѣпили святого, такъ возрадовали его, что онъ былъ снова готовъ на жестокую борьбу съ сатаною, зная, что съ нимъ, всегда, всегда неотлучно будетъ Спасъ нашъ!

Въ то время св. Антонію было 35 лѣтъ. Онъ около 15-ти лѣтъ подвизался въ погребальной пещерѣ. Послѣ этой побѣды надъ врагомъ рода человѣческаго св. Антоній направился къ своему первому учителю — теперь уже глубокому старцу. Онъ сталъ его просить сопровождать его въ глубочайшую пустыню, чтобы не остаться одному безъ руководителя, безъ отца духовнаго. Но слабый уже старецъ, хотя и очень любилъ своего св. ученика, не могъ исполнить просьбу молодого св. подвижника, не по силамъ было ему, утружденному старостію, идти въ отдаленную, глухую, безлюдную пустыню. Св. Антоній съ благословенія своего духовнаго отца пошелъ одинъ на гору пустынную, гдѣ еще никто изъ отшельниковъ не подвизался. Съ молитвою на устахъ держалъ свой путь избранникъ Божій. По дорогѣ сатана хотѣлъ его искусить. Вдругъ святой Антоній видитъ: лежитъ на пескѣ большое серебряное драгоцѣнное блюдо. Посмотрѣлъ преподобный на эту цѣнную вещь и сразу понялъ хитрость вражескую. Онъ подумалъ: «Откуда взялось на этомъ безлюдномъ мѣстѣ серебряное блюдо? Только дикіе звѣри здѣсь проходятъ, да спускаются сюда хищныя птицы пустыни. Да и человѣкъ не могъ не замѣтить, если обронилъ бы такое тяжелое блюдо. О, діаволъ! Это твоя хитрость! Ты не заставишь меня отказатся отъ моего намѣренія продолжать путь! Серебро твое да будетъ съ тобою въ погибель!» Произнесъ послѣднія слова преп. Антоній — и блюдо исчезло!..

Идетъ святой дальше. Вдругъ передъ нимъ заблестѣла большая груда золотыхъ монетъ. Святой перескочилъ черезъ золото и спокойно сталъ продолжать свой тяжелый путь съ одной надеждой на помощь Божію! Святой переплылъ рѣку Нилъ. Передъ нимъ встала высокая гора. Преп. Антоній нашелъ на ней старое покинутое военное укрѣпленіе. Зданіе это, гдѣ онъ поселился, было полно всякихъ ядовитыхъ гадовъ и змѣй. Какъ только великій отшельникъ вошелъ въ это запустѣлое помѣщеніе — все множество пресмыкающихся удалилось оттуда. Гонимые Божіею силою уползли страшныя змѣи, скрылись скорпіоны. Св. Антоній заградилъ большимъ камнемъ входъ въ это зданіе и поселился въ немъ. Взялъ онъ съ собою на шесть мѣсяцевъ хлѣба. Впослѣдствіи друзья святого узнали о мѣстѣ его жительства и два раза въ годъ приносили ему хлѣбъ, подавая ему черезъ отверстіе въ крышѣ. Съ приходящими святой не говорилъ ни слова, но молча принималъ подаяніе.

Многіе христолюбивые люди приходили за совѣтами къ св. Антонію, но онъ никого не принималъ. Посѣтители напрасно ожидали его выхода предъ дверями его жилища. Они въ страхѣ слышали вопли бѣсовскіе. Нечистые духи шумѣли, желая изгнать съ этого мѣста угодника Божія.

Слышались голоса бѣсовскіе: «Зачѣмъ ты пришелъ въ наше жилище? Что тебѣ дѣлать въ этой пустыни? Уходи отсюда! Ты не можешь жить здѣсь! Тебѣ не выдержать здѣсь нашихъ нападеній!»

Вотъ какую непрерывную, страшную борьбу велъ въ этомъ мѣстѣ избранникъ Божій цѣлыхъ 20 лѣтъ.

Но пришло время, чтобы этотъ яркій свѣтильнйкъ явилъ себя міру. Однажды пришли къ нему его друзья. Долго стучали въ двери его жилища, умоляли святого принять ихъ. Они готовы были уже выломать двери, когда преп. вышелъ къ нимъ. И предсталъ предъ своими друзьями великій безмолвникъ, великій пустынножитель. Увидѣли друзья благолѣпнаго святого и — поразились. Лицо его сіяло благодатію Божественною. Онъ былъ веселъ, бодръ, здравъ, несмотря на жестокій постъ, ночныя бдѣнія, борьбу съ силою вражескою. Святой походилъ скорѣе на небожителя, чѣмъ на смертнаго человѣка.

Съ этого момента преп. Антоній сдѣлался учителемъ многихъ боголюбивыхъ людей, ищущихъ спасенія. Онъ сталъ мудрымъ пастыремъ для иноковъ. По всей этой пустынной горѣ, въ ея окрестностяхъ возникли многія, многія обители. Наставникомъ монаховъ былъ св. Антоній. Онъ съ великою любовію училъ старыхъ и юныхъ иноковъ. Горѣлъ онъ любовію Божественною, и потому иноки его безгранично любили и были послушны своему премудрому отцу духовному. Его поученія были полны благодати, любви. Онъ открывалъ своимъ ученикамъ, какъ они должны осторожно проходить тѣсный иноческій путь, т. к. особенно монаховъ ненавидитъ сатана, особенно ихъ искушаетъ, разставляетъ для нихъ свои погибельныя сѣти.

Преп. Антоній разсказывалъ своимъ ученикамъ о своихъ страшныхъ искушеніяхъ, какъ бѣсы устрашали его различными привидѣніями. И ученики святого внимали его премудрымъ словамъ и жили на землѣ словно ангелы Божіи въ любви между собою, въ непрестанныхъ моленіяхъ и трудахъ. Премудро управлялъ иноками св. Антоній. Вѣдь однажды Самъ Господь, черезъ Своего Ангела, научилъ преподобнаго, какъ должны жить монахи.

Однажды св. Антоній сталъ унывать, скорбѣть въ своей одинокой жизни. Онъ взывалъ ко Господу: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не позволяютъ мнѣ. Что мнѣ дѣлать въ скорби моей? Какъ спасусь?» И вотъ видитъ онъ кого-то, похожаго на себя, который сидѣлъ и работалъ, потомъ всталъ изъ-за работы, помолился, послѣ опять сѣлъ и вилъ веревку. Опять всталъ на молитву. Это былъ Ангелъ Господень, посланный для наставленія и подкрѣпленія св. Антонія. И Ангелъ сказалъ преп. Антонію:

«И ты дѣлай такъ — и спасешься».

И понялъ св. Антоній какъ надо жить спасительно и безпечально монаху. И трудиться и молиться, только не унывать..

Такъ и жили его ученики. И Божественная тишина царила въ обителяхъ св. Антонія. Не было тамъ ни ссоръ, ни прекословій, ни ропота. Училъ св. Антоній смиренію. Онъ однажды видѣлъ сатану, который простиралъ сѣти по всей вселенной и услышалъ толосъ:

«Одно только смиреніе можетъ избѣжать этихъ сѣтей».

Преп. Антоній достигъ такой высоты, что видѣлъ ангеловъ и бѣсовъ.

Однажды бѣсъ, котораго звали Зереферомъ, принялъ человѣческій образъ и явился къ преподобному плача и рыдая. Господь на этотъ разъ не открылъ Своему угоднику, что передъ нимъ не человѣкъ, а бѣсъ.

«О чемъ ты плачешь, человѣкъ?» — съ жалостію обратился великій святой къ хитрому бѣсу. «Ты сокрушаешь и мою душу твоими слезами».

Лукавый отвѣчалъ святому: «Я, отецъ святой, не человѣкъ, а бѣсъ изъ-за моихъ беззаконій».

Святой подумалъ, что Зереферъ по смиренію, будучи человѣкомъ грѣшнымъ, называетъ себя бѣсомъ.

«Чѣмъ же я могу тебѣ помочь, братъ мой?» — спросилъ съ жалостію преп. Антоній.

«Я прошу тебя, вопроси Бога: проститъ-ли Онъ діавола, если онъ чистосердечно покается? Если Господь пріиметъ его покаяніе, то значитъ проститъ и меня!»

Великій святой сказалъ мнимому человѣку: «Иди домой. Завтра приходи ко мнѣ и я дамъ тебѣ отвѣтъ — повѣдаю тебѣ волю Божію».

Наступила ночь... Преподобный воздѣлъ свои руки къ небу и сталъ просить Господа открыть ему будетъ-ли прощенъ діаволъ, если покается?

И явился къ преподобному Ангелъ Божій и открылъ ему, что онъ молится не о человѣкѣ, а о бѣсѣ, который пришелъ его искушать. Древняя злоба исполнена гордости и смириться не можетъ, не можетъ покаяться. Но святой все же долженъ сказать бѣсу, что его проститъ Господь, если онъ покается, чтобы онъ на Страшномъ Судѣ не сказалъ: «Я хотѣлъ бы покаяться, да не знаю, проститъ-ли меня Богъ». Преподобный долженъ сказать бѣсу, когда онъ утромъ явится къ нему, что его проститъ милосердный Господь, если онъ три года будетъ стоять на одномъ мѣстѣ неподвижно, лицомъ къ востоку, и днемъ и ночью будетъ взывать: «Боже, помилуй меня, древнюю злобу!» 100 разъ долженъ повторить онъ эту покаянную молитву. Потомъ 100 разъ повторить: «Боже помилуй меня, мерзость запустѣнія!» и повторить третью мольбу: «Помилуй меня, прелесть помраченную!» И Господь за искреннее покаяніе проститъ бѣса и нечистый снова будетъ ангеломъ!

Какъ повелѣлъ Господь черезъ своего ангела — такъ и исполнилъ преп. Антоній. На утро, когда явился нечистый святой повторилъ ему слова Божіи. Услышавъ ихъ, только разсмѣялся гордый Зереферъ, дыша злобой, и сказалъ: «О, монахъ, если бы я хотѣлъ назвать себя древнею злобою, мерзостію запустѣнія и прелестію помраченною, то давно бы такъ унизилъ себя, чтобы спастися. Но я славенъ на весь міръ! Я владѣю всѣми грѣшниками! Они меня любятъ, они покорны мнѣ! Нѣтъ, злой старецъ, нѣтъ, нѣтъ и — нѣтъ — я не стану унижать себя никогда!»

Сказалъ нечистый, вскричалъ и сталъ невидимъ. Преподобный всталъ тотчасъ же на молитву и возблагодарилъ милосерднаго Господа, Который показалъ ему всю неисцѣльную злобу діавольскую. Древняя злоба не можетъ обновиться и стать добромъ. Объ этомъ явленіи преп. Антоній повѣдалъ ученикамъ своимъ, а они открыли эту тайну Божію всему міру.

Однажды врагъ рода человѣческаго внушилъ великому подвижнику, что жизнь его очень высока, что онъ совершенный монахъ, самый старшій среди монашествующихъ, самый опытный среди иноковъ. Вѣдь уже почти 70 лѣтъ онъ провелъ въ пустыни въ борьбѣ съ нечистою силою. Великій подвижникъ хорошо понималъ, что эти мысли отъ лукаваго. Горделивые помыслы мѣшали его чистой молитвѣ. Преп. сталъ умолять Господа, чтобы Онъ, Всемогущій, смирилъ его умъ. И Господь открылъ великому отшельнику, что въ глубокой пустыни подвизается Его избранникъ. Онъ старше святого Антонія. Не 70 лѣтъ, а гораздо дольше ревностно работаетъ Богу среди дикой, безлюдной и страшной пустыни. Возблагодарилъ Господа св. Антоній и съ Божіей помощію рѣшилъ найти св. старца. Преподобный помолился усердно. Рано утромъ, только просторы пустынные начали озаряться алыми лучами восходящаго солнца, вышелъ святой въ глубочайшую пустыню. Господь указывалъ ему путь къ великому подвижнику — къ совершеннѣйшему иноку. Шелъ св. Антоній цѣлый день. Встрѣчались ему хищные звѣри, но не трогали преподобнаго, чувствуя его святость.

Наступила ночь съ яркими звѣздами пустыннаго неба. Горячо молился св. Антоній, чтобы Господь сподобилъ его увидѣть величайшаго подвижника. Утромъ снова бодро продолжалъ свой путь. Вотъ, наконецъ, заблестѣли подъ яркимъ, жгучимъ солнцемъ воды чистаго ручейка. Волчица устремляется къ ручью, чтобы утолить свою жажду. Подошелъ и преподобный къ водѣ. Пещера на берегу ручейка. Св. Антоній обрадовался. Не это ли мѣсто, гдѣ живетъ святой подвижникъ, на котораго ему указалъ Господь? Какъ же святой опечалился, когда услышалъ, какъ кто-то изнутри крѣпко заперъ дверь! Стучался, стучался св. Антоній, но затворникъ не хотѣлъ отворять. Сталъ слезно умолять св. Антоній, говоря, что умретъ на порогѣ, если тотъ не откроетъ двери. Наконецъ, дверь открылась, и св. Антоній увидѣлъ благолѣпнаго старца — великаго подвижника. Они со слезами поцѣловались и назвали одинъ другого по имени, т. к. Господь каждому изъ нихъ открылъ имя другого.

Святой Павелъ сталъ разсказывать святому Антонію, какъ онъ оставилъ родныхъ, ушелъ въ пустыню, и какіе великіе труды ему пришлось перенести на этомъ мѣстѣ. Когда святой разсказывалъ вдругъ прилетѣлъ воронъ, неся цѣлый хлѣбъ. Онъ тихо положилъ его передъ ними и улетѣлъ. Св. Антоній очень удивился, а св. Павелъ сказалъ:

«Это намъ Господь послалъ! Уже 60 лѣтъ Богъ мнѣ каждый день посылаетъ полъ хлѣба, а ради тебя послалъ сегодня цѣлый хлѣбъ».

Св. Павелъ просилъ, чтобы св. Антоній благословилъ и преломилъ хлѣбъ, а св. Антоній просилъ благословить хлѣбъ св. Павла. Никто изъ нихъ не хотѣлъ быть старшимъ. Тогда блаженный Павелъ взялъ хлѣбъ съ одной стороны, а за другой край взялъ св. Антоній и хлѣбъ самъ собою преломился. Святые сѣли возлѣ источника и пообѣдали. Послѣ ѣды возблагодарили столь милостиваго Господа и въ безлюдной пустынѣ заботящагося о рабахъ Своихъ, и стали бесѣдовать. Такъ незамѣтно цѣлый день и всю ночь провели они. Св. Павелъ открылъ св. Антонію, что онъ скоро умретъ. Св. Антоній очень опечалился, что его новый братъ во Христѣ покинетъ его такъ скоро! Онъ горько, горько заплакалъ и сказалъ: «Возьми и меня съ собою! Не оставляй меня одного!»

Св. Павелъ попросилъ св. Антонія, чтобы онъ вернулся въ свой монастырь и принесъ для него оттуда мантію святителя Аѳанасія( который боролся за православіе противъ ереси аріанской), чтобы завернуть въ нее, послѣ смерти, его тѣло. Св. Антоній поспѣшилъ исполнить просьбу своего старшаго друга. Взявъ въ монастырѣ мантію, онъ поторопился обратно къ св. Павлу: боялся онъ, какъ бы не умеръ безъ него блаженный. На пути онъ взглянулъ на небо и — увидѣлъ множество сіяющихъ, прекрасныхъ ангеловъ. Среди небожителей были святые апостолы и святые пророки. Увидѣлъ преп. Антоній и душу св. Павла, какъ она возносилась съ ангелами на небо, ярче и чище Божьяго солнца!

Преп. Антоній упалъ на землю и зарыдалъ, восклицая: «Зачѣмъ, о Павелъ, ты меня оставилъ? Я такъ недавно узналъ тебя! Я не поцѣловалъ тебя передъ твоею кончиною!»

Преп. Антоній, какъ онъ послѣ разсказывалъ, всталъ съ земли и такъ быстро пошелъ къ пещерѣ св. Павла, точно за плечами у него выросли крылья. Онъ открылъ двери пещеры и увидѣлъ святого — молящагося на колѣняхъ. Руки его были воздѣты къ небу. Св. Антоній подумалъ, что блаженный еще живъ. Онъ всталъ на колѣни рядомъ съ нимъ и сталъ тоже молиться. Прошелъ часъ. Преп. Антоній замѣтилъ, что блаженный старецъ не дышетъ, не движется. Онъ понялъ, что великій угодникъ Божій отошелъ ко Господу... Св. Антоній зарыдалъ, поцѣловалъ избранника Божія, завернулъ его св. мощи въ мантію и началъ пѣть погребальныя пѣснопѣнія. Онъ хотѣлъ похоронить св. мощи, но у него не было мотыки, чтобы рыть могилу. Св. Антоній не зналъ какъ ему быть. Вдругъ изъ внутренней пустыни показались два льва. Они шли и ревѣли, точно плакали объ умершемъ великомъ святомъ. Св. Антоній сначала испугался, а потомъ замѣтилъ, что страшные львы кротки, тихи, какъ ягнята. Львы легли передъ св. мощамя великаго старца и горестно, тяжко вздыхали. Потомъ они стали когтями рыть землю и приготовили могилу. Звѣри припали къ св. мощамъ его, въ послѣдній разъ прощались съ нимъ. Затѣмъ львы подошли къ св. Антонію и стали лизать ему руки и ноги, точно просили у него молитвы и благословенія... Преп. прославилъ Всемогущаго Творца, видя какъ и животныя прославляютъ Его! Св. Антоній сказалъ: «Господи, безъ воли Твоей и листъ съ дерева не падаетъ! Безъ воли Твоей и птица не опускается на землю, благослови этихъ звѣрей!»

Потомъ онъ махнулъ рукой львамъ и показалъ имъ, что они могутъ возвратиться въ пустыню.

Когда львы ушли, святой похоронилъ тѣло св. Павла. Преп. Павелъ прожилъ 130 лѣтъ. 90 лѣтъ подвизался онъ въ пустынѣ. Св. Антоній цѣлую ночь промолился надъ св. мощами блаженнаго старца. Утромъ онъ взялъ себѣ на память одежду св. старца, сплетенную изъ финиковыхъ листьевъ и пошелъ обратно въ свой монастырь. Эту одежду изъ листьевъ онъ очень берегъ и надѣвалъ ее только на Пасху и на Троицынъ день.

О преп. Павлѣ св. Антоній говорилъ своимъ инокамъ съ великимъ смиреніемъ: «Грѣшный, я считалъ еще себя монахомъ! Я видѣлъ Илію, я видѣлъ Іоанна, я видѣлъ Павла въ раю!»

Когда преп. Антоній подвизался въ пустынѣ, въ это время (въ 303 г.) злочестивый царь Максиміанъ безпощадно гналъ христіанъ, предавая ихъ мукамъ и смерти. Множество христіанъ гнали на страданія въ городъ Александрію. Услышавъ объ этихъ гоненіяхъ, преп. Антоній возгорѣлся пламеннымъ желаніемъ пострадать за Христа. Онъ оставилъ свою тихую обитель и послѣдовалъ съ гонимыми христіанами въ Александрію. Св. былъ радостенъ, желая отойти черезъ муки изъ тѣла и соединиться со Христомъ. Въ Александріи онъ безбоязненно посѣщалъ въ темницахъ христіанъ, служилъ имъ, шелъ на судъ съ ними, не скрывая, что и онъ христіанинъ. Но премудрый Господь хранилъ его жизнь на пользу многимъ. Св. Антоній называлъ себя христіаниномъ, но судьи его не трогали. Когда же святѣйшій Петръ, архіепископъ Александрійскій, увѣнчанный вѣнцомъ нетлѣннымъ, отошелъ ко Господу, перенеся лютыя муки — тогда гоненіе кончилось, и блаженный Антоній вернулся въ свою тихую, любимую пустыню. Теперь онъ сталъ проводить еще болѣе жестокую жизнь. Смирялъ онъ себя строгимъ постомъ, бдѣніемъ, носилъ колючую власяницу. Однажды, когда святой Антоній пребывалъ въ затворѣ, никого не видя, ни съ кѣмъ не разговаривая, пришелъ къ нему полководецъ Мартиніанъ, дочь котораго была одержима бѣсомъ. Онъ сталъ стучать въ дверь пещеры святого подвижника и сталъ умолять, чтобы онъ вышелъ и помогъ его несчастной дочери, помолился бы объ одержимой. Преп. Антоній не вышелъ къ нему, и смиренно сказалъ:

«О, человѣкъ, ты напрасно просишь у меня помощи! Я — человѣкъ смертный и немощный, какъ и ты. Но если ты вѣруешь во Христа, Которому я служу, иди, съ вѣрою молись Богу, и дочь твоя будетъ здрава!»

Полководецъ Мартиніанъ съ глубокою, искреннею вѣрою помолился и — дочь его мгновенно выздоровѣла!

Множество больныхъ и бѣсноватыхъ исцѣлялось святыми молитвами великаго Антонія. Страждущіе лежали возлѣ дверей его келліи надѣясь на его дерзновенныя молитвы и вставали полные здоровья и благодарности ко Господу и къ преподобному. Смиренный Святой боялся, какъ бы онъ не превознесся своею силою чудотворной, хотя и хорошо зналъ, что безъ помощи Божіей, онъ не смогъ бы сотворить ни одного чуда! Святой боялся горделивыхъ помысловъ. Кромѣ того приходящіе мѣщали ему молиться. Задумалъ онъ уйти въ Верхнюю Ѳиваиду и поселиться въ мѣстѣ, отдаленномъ отъ всякихъ селеній людскихъ, чтобы его никто уже не могъ найти. Святой взялъ съ собою хлѣбъ, дошелъ до рѣки и сталъ ждать лодку, чтобы переправиться на другую сторону Нила. Вдругъ съ небесъ послышался голосъ:

«Антоній, куда и зачѣмъ идешь?»

Святой спокойно отвѣчалъ: «Люди не даютъ мнѣ покоя. Они мѣшаютъ мнѣ безмолвствовать!»

Снова послышался гласъ небесный: «Если пойдешь въ Ѳиваиду, то тамъ тебѣ будетъ еще труднѣе. Если хочешь найти полное безмолвіе, иди во внутреннюю пустыню».

«А кто же мнѣ туда укажетъ путь?» — спросилъ святой. Я не знаю какъ найти мнѣ это безмолвное мѣсто?»

Гласъ небесный указалъ преподобному на сарациновъ (т. е. на кочующихъ арабовъ), которые возвращались изъ Египта, куда ѣздили по торговымъ дѣламъ. Преподобный подошелъ къ каравану и сталъ просить сарациновъ, чтобы они взяли его съ собою и отвели въ пустыню. Купцы радушно приняли святого, какъ Божія путника. Три дня и три ночи путешествовалъ преподобный съ сарацинами. Наконецъ, передъ ними встала очень высокая гора. У ея подошвы струился ручей съ чистѣйшею, живительной водою. Небольшое поле окружало эту гору. Поднимали свои зеленыя верхушки финиковыя пальмы. Сразу полюбилось это красивое мѣсто блаженному подвижнику. Да, это то именно мѣсто, на которое ему указалъ небесный голосъ!

Добрые спутники дали ему хлѣба, и святой, съ надеждою на помощь Божію, поселился въ этомъ чудномъ, безмолвномъ мѣстѣ. Сарацины полюбили своего святого спутника, стали его посѣщать, приносили ему финики и хлѣбъ. Вотъ какъ Господь заботится о Своихъ вѣрныхъ рабахъ! О мѣстопребываніи святого узнали его иноки — духовныя его чада и стали приносить ему ѣду. Преп. Антоній огорчился, что братья трудятся, чтобы снабдить его всѣмъ необходимымъ для жизни. Онъ попросилъ ихъ, когда они задумаютъ его посѣтить, принести ему лопату, мотыку, сѣмена различныхъ хлѣбныхъ растеній. Иноки поспѣшили исполнить просьбу своего отца. Преп. Антоній нашелъ подъ горою хорошее мѣсто для поля, провелъ изъ ручья туда воду для орошенія, посѣялъ сѣмена растеній. Съ этихъ поръ святой сталъ питаться трудами рукъ своихъ. Вкушалъ хлѣбъ, добытый своею работою. Посѣялъ онъ и горохъ, бобы, чтобы кормить своихъ посѣтителей. Къ ручью приходили разные пустынные звѣри и топтали его посѣвы. Однажды святой поймалъ одного звѣря, слегка ударилъ его по ребрамъ палочкою и строго сказалъ пришедшимъ животнымъ: «Зачѣмъ вы портите мои труды? Я же васъ никогда ничѣмъ не обижаю! Ради Господа, уходите отсюда и больше никогда не показывайтесь на этомъ мѣстѣ!»

Пустынные звѣри поняли приказаніе святого и со страхомъ удалились. Больше никогда не появлялись они на этомъ полѣ. Звѣри чувствовали святость великаго Антонія и повиновались ему, какъ слушались животные первозданнаго Адама въ раю до его грѣхопаденія.

Въ полномъ безмолвіи работалъ Господу преп. Антоній. Но святого все же посѣщали иноки его монастырей, жаждали повидать своего великаго учителя. Для поддержанія силъ глубокаго старца братья приносили ему маслины, елей, чечевицу и другіе продукты. Жилъ преп. Антоній среди тишины и красоты Божіей природы и молился. Но сколько жестокой, непостижимой разуму борьбы приходилось ему претерпѣть съ врагомъ рода человѣческаго, который устрашалъ великаго подвижника различными привидѣніями. Объ этихъ страхованіяхъ святой повѣдалъ своимъ инокамъ, и братья только дивились, какъ могъ глубокій старецъ терпѣть такую жестокую жизнь среди дикихъ хищныхъ звѣрей, ядовитыхъ змѣй, различныхъ гадовъ и лютыхъ нападеній бѣсовскихъ.

Великой духовной высоты достигъ преподобный, которая отражалась на его свѣтломъ, радостномъ лицѣ. Любилъ онъ свое уединеніе, тихую гору пустынную, но по волѣ Божіей пришлось святому покинуть свое безмолвное жительство и явиться въ шумную, многолюдную Александрію. Тамъ православныхъ смущали аріане-еретики, учившіе, что Господь Іисусъ Христосъ не Богъ, а Божіе твореніе! Учили безумные, что Сынъ Божій не равенъ Богу, не всемогущъ, а Его создалъ Господь. Великій пустынникъ проклялъ аріанъ въ этомъ городѣ передъ архіепископомъ и всѣмъ народомъ. Святой ясно, вдохновенно проповѣдывалъ, что Сынъ Божій не тварь, а Самъ Творецъ — Второе Лицо Пресвятой Троицы — равный Богу Отцу и Духу Святому. Преподобный Антоній такъ премудро, такъ богодухновенно проповѣдывалъ, что къ нему стекалось множество народа. Не только православные христіане приходили его послушать, но и еретики и даже идолопоклонники.

«Жаждемъ повидать этого человѣка Божія!» — говорили александрійцы!

Преп. Антоній прославился на весь городъ. Къ нему приносили тяжко болящихъ, приводили бѣсноватыхъ. Его святыми молитвами исцѣлялись недужные. Видя безчисленныя чудеса, которыя творилъ Божій угодникъ, еретики возвращались къ правой вѣрѣ, идолопоклонники становились христіанами, капища разрушались. Гдѣ бы ни показывался великій пустынножитель — толпы народныя окружали его. Каждый человѣкъ жаждалъ увидѣть дивный, благолѣпный, благодатный ликъ святого!

Александрійцы всею душою полюбили великаго подвижника. Но пустынникъ, исполнивъ волю Божію, наставивъ народъ во истинной вѣрѣ, рѣшилъ снова вернуться на свою любимую, тихую, красивую гору.

Когда великій Антоній покидалъ шумную Александрію — народъ въ скорби неизреченной провожалъ его. Одна женщина шла за нимъ и громко взывала:

«Подожди, подожди, умоляю тебя, человѣкъ Божій, дочь моя люто страдаетъ отъ бѣса!»

Св. старецъ остановился. Женщина подошла къ нему. Дочь ея — отроковица пала предъ нимъ на землю. Преподобный помолился и — тотчасъ же, бѣсъ, мучащій отроковицу, покинулъ ее! Мать въ несказанной радости возблагодарила Бога, и весь народъ возвеселился, глядя на счастливую мать и на исцѣленную отроковицу. Святой же — любитель безмолвной жизни — удалился въ свою пустыню.

Преп. Антоній, хотя и не учился книжной премудрости, ни богословскимъ наукамъ, но Господь такъ его умудрилъ, что онъ въ спорѣ съ учеными философами всегда одерживалъ верхъ надъ ними!

Своими чудотвореніями, своими премудрыми проповѣдями преподобный Антоній прославился на всю вселенную. О немъ узналъ самъ царь Константинъ въ Царьградѣ и царевичи Константъ и Констанцій. Не видя никогда преподобнаго, по однимъ разсказамъ о немъ, крѣпко они его полюбили. Они жаждали его повидать и написали святому письмо съ приглашеніемъ явиться къ нимъ въ Царьградъ. Смиренный, великій учитель спросилъ совѣта у своихъ учениковъ, какъ ему поступить. Иноки отвѣтили св. старцу:

«Если пойдешь, то будешь Антоній, а если не пойдешь, то авва (т. е. отецъ, наставникъ) будешь».

Исполнилъ совѣтъ своихъ учениковъ святой, не пошелъ въ Царьградъ. Царь Константинъ и царевичи очень были огорчены его отказомъ и написали ему посланіе, чтобы онъ хотя бы только прислалъ имъ свои поученія. Написалъ тогда Царю Константину и его сыновьямъ св. Антоній мудрое посланіе, совѣтуя имъ не забывать Страшнаго Суда, не превозноситься властію царскою, а главное — быть милостивыми, жалѣть нищихъ, вдовъ, сиротъ, убогихъ, больныхъ. Утѣшались этимъ посланіемъ цари Боголюбивые, смиренные, истинно-православные.

Однажды великій авва Антоній сидѣлъ съ работою въ рукахъ среди своихъ братьевъ-иноковъ. Вдругъ онъ устремилъ взоръ свой къ небу, сталъ скорбно вздыхать, преклонилъ колѣна свои и сталъ съ умиленіемъ, со слезами, молиться. Братья съ тревогою смотрѣли на своего духовнаго отца. Наконецъ, дерзнули спросить его: почему онъ плачетъ, о комъ молится?

«О, лучше умереть, чѣмъ дожить до страшныхъ временъ, до непостижимыхъ страданій Церкви Православной! Православная вѣра будетъ гонима людьми, которые будутъ подобны безсловеснымъ животнымъ. Я видѣлъ алтарь Божій наполненный множествомъ ословъ. Звѣри окружали св. алтарь и сбрасывали съ него святые сосуды, св. Евангеліе и другія святыни. Эти свирѣпые ослы топтали сброшенныя святыни. И вдругъ съ небесъ послышался голосъ: «Мерзость запустѣнія будетъ въ Моемъ алтарѣ!» — Вотъ причина моего плача, воздыханія моего». Такъ объяснилъ братьямъ великій авва свою молитвенную скорбь И черезъ два года аріане стали жестоко гнать въ Александріи православныхъ. Церкви были разграблены, сосуды церковные осквернялись. Кровь православныхъ проливалась въ храмахъ Божіихъ. Въ это страшное время поняли ученики великаго Антонія его грозное видѣніе. Да, дикіе ослы — люди свирѣпые вторглись въ алтари Божіи, осквернили ихъ! Скорбѣли иноки, сокрушались, но преп. Антоній утѣшалъ ихъ, говоря, что пройдетъ, какъ буря, это гоненіе на православныхъ, и снова Церковь засіяетъ своею красотою, а мученики за вѣру православную будутъ увѣнчаны вѣнцами нетлѣнными въ небесномъ царствѣ.

Въ то лютое время жилъ въ Египтѣ воевода по имени Валакій, который жестоко гналъ православныхъ христіанъ. Онъ доходилъ до такой жестокости, что обнажалъ православныхъ дѣвушекъ и иноковъ и безпощадно билъ ихъ предъ всѣмъ народомъ.

Преп. Антоній, узнавъ объ его звѣрствахъ, написалъ ему посланіе такое:

«Вижу, что гнѣвъ Божій постигнетъ тебя скоро! Перестань гнать православныхъ христіанъ! Иначе скоро, скоро погибнешь!»

Разсмѣялся злодѣй Валакій, плюнулъ на посланіе, бросилъ его на полъ, обругалъ посланныхъ святого и самого великаго учителя. Продолжалъ воевода мучить православныхъ и, какъ предсказалъ св. Антоній, казнь Божія вскорѣ его постигла. Черезъ пять дней послѣ полученія посланія ѣхалъ Валакій съ властелиномъ египетскимъ. Несторіемъ, на спокойныхъ, кроткихъ, очень смирныхъ коняхъ. Вдругъ кони словно взбѣсились: стали скакать, играть. Лошадь, на которой ѣхалъ Несторій, вдругъ зубами вцѣпилась въ Валахія, сбросила его на землю, растерзала его внутренности зубами! Валакія полумертваго отнесли въ Александрію. Два дня онъ жестоко страдалъ, а на третій день умеръ — предалъ діаволу свою окаянную душу! Такъ исполнилось пророчество преп. Антонія, и люди Божіи православные прославляли великаго прозорливца!

Когда приблизилось время отшествія отъ земли преподобнаго, онъ повѣдалъ скорбящимъ своимъ братьямъ, что онъ скоро, скоро ихъ покинетъ. Онъ съ любовію въ послѣдній разъ наставлялъ своихъ учениковъ. Съ несказанною печалію взирали иноки на своего любимаго великаго учителя. Скоро, скоро они не услышатъ его кроткаго голоса, его мудрыхъ поученій.

105-ти лѣтъ блаженно отошелъ ко Господу великій пустынножитель. Передъ кончиною свѣтлый ликъ его еще болѣе просвѣтился небесною радостію, словно онъ увидѣлъ Божіихъ ангеловъ. Ученики великаго наставника монаховъ долго оплакивали кончину любимаго своего учителя. Со слезами показывали посѣтителямъ келлію, въ которой онъ несъ неизреченные труды ради Господа и страшныя искушенія. Показывали деревья, которыя онъ насадилъ, прудъ, который онъ выкопалъ.

Житіе преп. Антонія написалъ св. Аѳанасій Александрійскій черезъ десять лѣтъ послѣ блаженнаго отшествія ко Господу этого святого..

Мощи преп. Антонія были перенесены въ Александрію въ 544 году при императорѣ Іустиніанѣ. Когда же сарацыны завоевали Египетъ, святое его тѣло было перенесено въ Константинополь около 635 года. Отъ святыхъ его мощей творились чудеса безчисленныя во славу Христа Бога нашего, Ему же со Отцемъ и Святымъ Духомъ честь, хвала, благодареніе нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ тринадцатый. [1967 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1967. — С. 3-18.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.