Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ тринадцатый. [1967 г.]

Житіе и страданіе преподобномученицы Евдокіи.
Пострадала 1-го марта 152 года, въ царствованіе императора Антонина Пія.

Была она такъ ослѣпительно прекрасна, что ни одинъ художникъ не могъ бы точно изобразить ея лицо. Своею красотою она пріобрѣла несмѣтныя богатства, но душа ея была смрадной, темной, нищей. Евдокія прославилась своею блистательною красотою, и множество юношей и мужей, и даже начальниковъ, устремлялись въ городъ Солнца, чтобы насладиться солнечною красотой юной Евдокіи. Хоть бы только разъ посмотрѣть на нее! Цвѣла внѣшне юная грѣшница. Будучи внутри мертвой, смрадной, окаменѣлой, ожесточенной, она все же не чужда была добрыхъ чувствъ. Такъ, Евдокія изъ своихъ несмѣтныхъ богатствъ охотно помогала бѣднымъ.

Милосердный Господь взиралъ въ высотѣ небесъ на Свою погибающую овцу и по Своей неизреченной милости вывелъ ее изъ грѣховнаго болота, не далъ утонуть въ тинѣ мерзкаго, страшнаго грѣха! Всеблагой Творецъ обрѣлъ потерянную драхму и пріобщилъ ее къ Своей небесной сокровищницѣ, — очистилъ, убѣлилъ, сдѣлалъ ее сверкающей добротою, святостію!

Та, которая недавно, подобно скотамъ безсмысленнымъ, валялась въ грязи — стала бѣлымъ, невиннымъ, кроткимъ ягненкомъ. Сосудъ нечистоты — сталъ сосудомъ драгоцѣннымъ, содержащимъ дивное благоуханіе святости! Грязный, смрадный ровъ — сдѣлался чистѣйшимъ, живительнымъ источникомъ. Мутный, зловонный потокъ превратился въ благовонное озеро. Зловонный колодецъ сталъ сосудомъ драгоцѣннаго, ароматнаго мѵра.

Какимъ же образомъ случилось такое дивное измѣненіе? Какъ мрачная душа стала свѣтлою? Произошло это по милости Человѣколюбца, Спасителя міра, такимъ образомъ:

Одинъ блаженный инокъ, жизни высокой, по имени Германъ, возвращался въ свою обитель изъ странствованія по святымъ мѣстамъ. Путь обратный въ монастырь шелъ черезъ городъ Иліополь. Германъ остановился у своего знакомаго христіанина, чей домъ былъ возлѣ городскихъ воротъ. Христолюбецъ съ любовію встрѣтилъ блаженнаго инока, угостилъ его и отвелъ комнату для ночлега.

Рядомъ съ домомъ этого христіанина находилось какъ разъ и жилище Евдокіи. Ея комната отдѣлялась тонкою стѣною отъ помѣщенія, гдѣ отдыхалъ инокъ Германъ. Въ полночь, какъ срогій монахъ, Германъ сталъ на молитву, сталъ совершать свое правило. Усердно помолившись, монахъ сталъ вслухъ читать Священное писаніе. Онъ громко, внятно читалъ, съ умиленіемъ, со слезами — о Страшномъ Судѣ, о вѣчныхъ мукахъ грѣшниковъ. Читая, онъ и не подозрѣвалъ, что его умилительное чтеніе услышано грѣшницей и что оно потрясло ея душу! Въ полночь проснулась и Евдокія — по Божіему усмотрѣнію. Она услышала внятное чтеніе ревностнаго стараго инока. Прислушалась къ его голосу, исполненному умиленія. Стѣны восточныхъ построекъ, гдѣ нѣтъ холодной зимы, очень тонкія. Слово въ слово слышала юная Евдокія чтеніе Германа.

И въ одинъ моментъ слова Священнаго писанія потрясли ея душу. Евдокія не знала, что праведные люди просвѣтятся словно солнце въ царствіи небесномъ, а грѣшники пойдутъ въ огонь вѣчный, въ огонь неугасимый и вѣчно, вѣчно тамъ будутъ мучиться. Ужасъ охватилъ ея душу, о, какъ страшна для нея вѣчность! Сама готовитъ для себя она вѣчное мученіе! Она уже не могла уснуть отъ скорби, отъ тоски невыразимой, отъ волненія!

Утромъ Евдокія вызвала къ себѣ своего сосѣда ночного — благочестиваго стараго инока. Она стала слезно умолять его указать ей путь спасенія. Инокъ Германъ понялъ, что заблудшую овцу призываетъ Самъ Спасъ нашъ въ Свою ограду. Онъ сталъ объяснять вѣру христіанскую этой темной самарянкѣ [1].

Онъ повѣдалъ ей о нашемъ Спасѣ. Евдокія мгновенно увѣровала въ Сына Божія, мгновенно возлюбила Его и возжаждала святого Крещенія.

Евдокія была очень богата. Блаженный инокъ посовѣтовалъ ей все свое богатство раздать бѣднякамъ, чтобы получить вѣчное нетлѣнное сокровище на небесахъ. Онъ тутъ же указалъ ей призвать одного изъ христіанскихъ священниковъ, чтобы онъ совершилъ надъ нею спасительное, обновляющее св. таинство Крещенія.

Евдокія тотчасъ же послала своего вѣрнаго слугу въ церковь христіанскую призвать священника. Только просила она, чтобы священникъ скрылъ отъ людей, кто его призываетъ и для какой цѣли. Увидѣвъ священника, входящаго въ ея домъ, Евдокія поклонилась ему до земли и стала цѣловать его ноги. Она пригласила его сѣсть и разсказать ей о вѣрѣ Христовой. Откровенно повѣдала она пресвитеру всю свою грѣховную жизнь.

«Я — море грѣховъ», со слезами говорила она.

«Ты была море грѣховъ, а теперь ты будешь пристанью спасенія», утѣшалъ ее священникъ. Пророчествовалъ слуга Божій, провидя будущую святость кающейся великой грѣшницы!

«Твоя душа была бурею грѣховною — войди теперь въ обитель нездѣшней тишины. Ты носилась по волнамъ житейскаго моря — ищи теперь утренней росы, сходящей съ небесъ. Ты едва-едва не утонула въ волнахъ бури грѣховной — ищи теперь добраго кормчаго, который приведетъ тебя въ тихую пристань — туда, гдѣ богатства вѣчныя, сокровища нетлѣнныя. А свои богатства, пріобрѣтенныя грѣхомъ — раздай бѣднымъ!»

Священникъ посовѣтовалъ Евдокіи передъ принятіемъ великаго таинства Крещенія семь дней усердно молиться и поститься. Онъ разсказалъ ей о кающейся грѣшницѣ, которая обливала слезами пречистыя ноги Спаса нашего. «И тебя Милосердный Господь проститъ, какъ Евангельскую грѣшницу. Онъ, Всеблагой, оправдаетъ тебя, помилуетъ и прославитъ имя твое по всей землѣ!»

Послѣ ухода пресвитера. Евдокія приказала привратнику никого не впускать въ домъ. Рабынѣ своей ближайшей повелѣла она говорить посѣтителямъ, что ея госпожа уѣхала по дѣламъ въ отдаленное имѣніе. Она просила никакихъ кушаній ей не приготовлять. Сдѣлавъ такія распоряженія, Евдокія позвала снова къ себѣ старца Германа и просила, чтобы онъ ей объяснилъ, зачѣмъ нѣкоторые христіане покидаютъ города, селенія и уходятъ въ пустыню, тамъ устраивая обители.

«Среди безмолвной пустыни, вдали отъ шума, молвы житейской, легче молиться, легче избѣжать наслажденій для плоти, удобнѣе поститься и вести строгую жизнь. Можно въ тишинѣ всегда думать о Премудромъ строителѣ вселенной, особенно среди ночного покоя. Въ пустынѣ легче размышлять о небесномъ, забывая все земное. А ты теперь затворись въ своей комнатѣ, одѣнься въ скромныя, бѣдныя одежды и сокрушенно плачь о грѣхахъ своихъ».

Евдокія, выслушавъ наставленія блаженнаго инока, поверглась къ его ногамъ и умоляла не оставлять ее одну безъ попеченія о ея душѣ. Просила помочь ей очиститься, убѣлиться. «Представь меня чистой твоему Богу», слезно умоляла инока Евдокія.

Старецъ Германъ перекрестилъ грѣшницу, затворилъ ее въ комнатѣ на семь дней, а самъ остался на это время въ Иліополѣ, ради спасенія этой проснувшійся къ жизни души, пламенно стремящейся къ Богу, жаждущей спасенія!

Евдокія семь дней пребывала въ покаянной молитвѣ, въ постѣ, въ воздыханіяхъ сердечныхъ, въ слезахъ о грѣхахъ своихъ. Единый Господь видѣлъ ея подвигъ, видѣлъ ее, простертую на землѣ, слышалъ ея мольбы о прощеніи.

Прошли семь очистительныхъ дней... Блаженный инокъ Германъ открылъ двери комнаты Евдокіи и поразился ея измѣнившемуся виду. За семь дней отъ пролитыхъ слезъ, отъ поста, безсонныхъ ночей поблекла яркая красота юной грѣшницы. Лицо ея стало блѣдно. Она сильно похудѣла, но взоръ сіялъ небеснымъ свѣтомъ, смиреніе сіяло въ ея прекрасныхъ очахъ. Ея ослѣпительная красота стала неземной! Старецъ взялъ Евдокію за руку и повелѣлъ ей сѣсть. Инокъ, помолившись, сѣлъ съ нею рядомъ и спросилъ ее:

«Скажи, дочь моя, о чемъ ты размышляла всѣ эти семь дней, что познала ты? Что ты видѣла? Что было тебѣ открыто?»

«Повѣдаю тебѣ, отецъ святый, что со мною произошло. Молилась я семь дней, какъ ты мнѣ приказалъ. Прошлую ночь лежала я крестообразно на землѣ и плакала о грѣхахъ моихъ. Вдругъ меня озарилъ свѣтъ — ярче солнечнаго. Я встала съ земли и увидѣла пресвѣтлаго юношу, дивнаго видомъ... Я затрепетала отъ священнаго ужаса. Одежды его сверкали... были свѣтлѣе, чище снѣга! Юноша взялъ меня за правую руку и мгновенно вознесъ меня на воздухъ. Мы оказались на облакѣ и устремились на немъ въ небо, въ сіяющую высь! О, въ какомъ несказанномъ свѣтѣ мы оказались, пречудномъ, великомъ свѣтѣ! Множество крылатыхъ небожителей, въ бѣлыхъ одеждахъ сіяющихъ, радостно, съ любовію насъ встрѣчали! Они улыбались другъ другу и веселились нездѣшнею радостію. Бѣлоризцы, увидѣвъ меня, къ нимъ идущую, радостно меня привѣтствовали, словно сестру родную. Крылатые окружали меня и вводили въ еще большій свѣтъ, несравненно ярче сіянія солнечнаго. Внезапно на воздухѣ явилось страшилище — темнѣй всякой земной тьмы. Чудовище яро взглянуло на меня и заскрежетало зубами. Оно безстыдно напало на меня и хотѣло похитить меня, оторвать отъ свѣта, отъ небожителей, увлечь къ себѣ. Раздался страшный голосъ чудовища. О, какая невыразимая злоба, ненависть слышалась въ этомъ неистовомъ воплѣ, потрясающемъ весь воздухъ. «Эту-ли ты хочешь ввести въ царство небесное?!» Такъ возопилъ демонъ, обращаясь къ пресвѣтлому юношѣ, который, держа меня за руку, устремлялъ меня на небо. «Эту ты хочешь ввести въ рай! Эту, которая своими грѣхами оскверняла всю землю! Я, я обогатилъ ее несмѣтными сокровищами, которыя она пріобрѣла грѣхами своими. Даже въ царскихъ сокровищницахъ нѣтъ столько золота, серебра, сколько она накопила! Она была въ моихъ сѣтяхъ. Я гордился ею. А теперь о, Архистратигъ силъ Божіихъ, ты отторгаешь эту рабу изъ моихъ рукъ и приносишь Богу!» Многія подобныя слова произносилъ сатана. А тотъ, кто велъ меня за руку и котораго чудовище называло архистратигомъ, грозно взиралъ на него, ободряя меня свѣтлою улыбкою. И тутъ послышался сверху нѣкій дивный голосъ: «Такъ угодно Богу Милосердному, чтобы покаявшіеся грѣшники были приняты на лоно Авраамово.» И тотъ же голосъ обратился къ моему водителю: «Тебѣ говорю, Михаилъ, — Хранитель Моего Завѣта, отведи ее туда, откуда привелъ. Пусть совершитъ она свой подвигъ. Я же буду съ нею во все время ея жизни».

Только позвучали слова Божественныя, и я изъ неизреченнаго свѣта оказалась перенесенной въ свою комнату. Свѣтлый юноша сказалъ мнѣ: «Миръ тебѣ, раба Божія Евдокія! Мужайся, крѣпися! Благодать Божія съ тобою — и есть и будетъ на всякомъ мѣстѣ!» Укрѣпленная его словами, я дерзнула спросить его: «Господинъ мой, скажи мнѣ, кто ты? Скажи мнѣ, какъ мнѣ повѣрить Богу Истинному? Какъ смогу я, такая грѣшница, получить вѣчную, блаженную жизнь?»

Юноша свѣтлый мнѣ отвѣтилъ: «Я — Князь Божіихъ ангеловъ. Я пекусь о грѣшникахъ кающихся. Я принимаю ихъ и ввожу въ жизнь блаженную. И о нихъ радуется все воинство небесное. Да, велико веселіе на небесахъ, когда грѣшникъ изъ тьмы грѣховной приходитъ въ чистый свѣтъ покаянія. Когда небожители видятъ душу человѣческую убѣленною, просвѣтленною покаяніемъ, то привѣтствуютъ ее, словно сестру родную; эту душу, которая вышла изъ тьмы сатанинской и вернулась къ Отцу Своему Небесному».

Произнеся послѣднія слова, пресвѣтлый юноша перекрестилъ меня. Я поклонилась ему до земли. Когда встала — Архангела уже не было. Онъ взошелъ на небеса».

Съ радостію, съ умиленіемъ внималъ блаженный Германъ разсказу святой Евдокіи. Какой милости Божіей сподобилась кающаяся грѣшница! Ей явился Архистратигъ небесныхъ силъ! Ее ввелъ онъ въ свѣтъ небесный! Германъ сказалъ Евдокіи, что вѣра ея должна быть теперь непоколебима послѣ такого дивнаго и страшнаго видѣнія. Она знаетъ теперь, что Всеблагій Господь прощаетъ кающихся грѣшниковъ и даруетъ имъ вѣчное блаженство!

Старецъ Германъ сталъ премудро учить свою духовную дочь жизни Богоугодной, какъ бороться съ Сатаною, съ хитрымъ искусителемъ, врагомъ рода человѣческаго. Онъ совѣтовалъ ей скорѣй принять святое крещеніе. Блаженная Евдокія умоляла Германа не оставлять ее, слабую, неопытную въ жизни духовной, безъ его мудраго руководства. «Я скоро навѣщу тебя, а сейчасъ долженъ вернуться въ свою обитель», сказалъ блаженный старецъ.

Послѣ его отшествія святая Евдокія еще нѣсколько дней пребывала въ постѣ, въ молитвѣ, подкрѣпляя себя только хлѣбомъ и водою. Дни и ночи молилась она со слезами покаянными. Укрѣпленная своимъ подвигомъ, она направилась, наконецъ, къ епископу города, прося его совершить надъ нею великое таинство крещенія.

Черезъ нѣсколько дней послѣ своего просвѣщенія, Евдокія написала епископу письмо, въ которомъ просила всѣ ея богатства принять отъ нея — она всѣ свои сокровища отдаетъ Христу.

Епископъ Ѳеодоръ призвалъ блаженную и спросилъ ее: «Ты-ли написала мнѣ посланіе?» «Да, я написала Твоей святынѣ. Я умоляю тебя, чтобы экономъ церковный принялъ все мое богатство и роздалъ нищимъ, убогимъ, сиротамъ, вдовицамъ — всѣ мои сокровища, грѣхомъ пріобрѣтенныя».

Епископъ съ умиленіемъ взглянулъ на святую. Духомъ Святымъ понялъ онъ все величіе ея души и провидѣлъ ея будущую святую жизнь. Онъ сказалъ:« Помолись за меня, сестра моя, невѣста Христова». И заплакалъ епископъ Ѳеодоръ слезами умиленія...

Строитель церковный, саномъ пресвитеръ, пошелъ съ св. Евдокіей въ ея домъ. Блаженная передала ему всѣ свои несмѣтныя богатства: 250 тысячъ золотыхъ монетъ, множество серебра, драгоцѣнныхъ камней, безчисленное количество особенно рѣдкихъ, такъ называемыхъ «царскихъ», жемчуговъ, златошвейныхъ одеждъ, украшенныхъ самоцвѣтными каменьями — 152 сундука, двадцать ковчеговъ благовоннаго индійскаго мѵра. Не перечислишь всѣхъ богатствъ прекрасной Евдокіи, которую жители Иліополя чтили какъ нѣкую богиню и несли ей свои дары. Передала она строителю церковному и земли свои — благоустроенныя имѣнія, села. Рабовъ и рабынь отпустила она на волю, щедро ихъ наградивъ за службу и совѣтовала имъ принять, какъ и она, вѣру христіанскую.

«Блаженна ты Евдокія! Ты своимъ отказомъ отъ временнаго, тлѣннаго богатства сдѣлалась достойной быть включенной въ число мудрыхъ дѣвъ чертога Христова! Да, ты не останешься внѣ чертога Его. Ты наполнила елеемъ свой свѣтильникъ. Молись обо мнѣ, грѣшномъ! Ты достойна быть со святыми!» Такъ сказалъ блаженной Евдокіи строитель церковный.

Въ это время пришелъ и инокъ Германъ. Онъ отвелъ святую Евдокію въ женскую обитель, гдѣ подвизались 30 сестеръ. Этотъ монастырь находился недалеко отъ его обители. Тамъ стала ревностно подвизаться блаженная Евдокія. Всѣ сестры удивлялись ея жестокой, суровой жизни. Ею руководила опытная старица, Игуменія Харитина. Св. Евдокія преуспѣвала въ смиреніи, послушаніи, постѣ, молитвѣ и въ монастырскихъ трудахъ. Блаженная выучила весь псалтирь наизусть! Все Священное писаніе она прочитала съ большимъ вниманіемъ. Черезъ 13 мѣсяцевъ ея пребыванія въ обители, отошла ко Господу игуменія Харитина. Сестры рѣшили на ея мѣсто поставить смиренную, кроткую постницу и молитвенницу блаженную Евдокію.

Передъ ея поставленіемъ во игуменіи она совершила великое чудо, которое показало сестрамъ, что она дѣйствительно Богу угодила покаяніемъ и подвигами. Въ городѣ Иліополѣ жилъ одинъ богатый, знатный юноша, по имени Филостратъ, бывшій возлюбленный Евдокіи. Филостратъ, по дѣйству бѣсовскому, вдругъ вспомнилъ свою прежнюю любовь къ Евдокіи и воспламенился желаніемъ вернуть ее къ прежней грѣховной жизни. Съ каждымъ днемъ онъ все больше и больше воспламенялся къ ней любовію. Діаволъ научилъ его одѣться во одежды иноческія и проникнуть въ ея обитель. Взявъ съ собою много золота, Филостратъ пѣшкомъ дошелъ до пустынной обители. Постучался онъ во врата монастырскія. Привратница черезъ оконце увидѣла молодого инока и спросила его, зачѣмъ онъ сюда пришелъ. «Я пришелъ сюда, чтобы вы помолились обо мнѣ грѣшномъ», отвѣтилъ мнимый инокъ. «Въ нашу обитель мущинамъ входа нѣтъ. Иди, братъ, въ сосѣдній мужской монастырь инока Германа. Тамъ о тебѣ помолятся и тамъ ты получишь благословеніе.» Отвѣтила привратница и закрыла оконце. Раздосадованный Филостратъ пошелъ въ обитель блаженнаго инока Германа, гдѣ встрѣтилъ его сидящимъ при входѣ въ монастырь и читающимъ священную книгу. Юноша смиренно, низко поклонился старцу. Тотъ его благословилъ и спросилъ откуда онъ, изъ какой обители?

Филостратъ сталъ лгать игумену, какъ онъ послѣ кончины родителей рѣшилъ отказаться отъ міра, одѣлся въ одежды иноческія и теперь ищетъ мѣсто для спасенія, ищетъ себѣ опытнаго руководителя въ жизни монашеской.

«Я много слышалъ о Твоей святыни и жажду поступить въ Твою обитель», сказалъ Филостратъ, а мудрый и опытный старецъ Германъ сразу понялъ, какъ юноша далекъ отъ жизни монашеской, и сталъ ему говорить о страшныхъ искушеніяхъ, которыя его ждутъ въ обители, что онъ не сможетъ жить чисто, цѣломудренно по своему пылкому нраву. Хитрый Филостратъ указалъ старцу на Евдокію, которая, раньше живя чрезвычайно легкомысленно, поборола свои страсти и теперь является примѣрной, какъ онъ слышалъ, строгой инокиней. «Я жажду получить отъ нея наставленія, чтобы она, какъ опытная инокиня, помогла и мнѣ одолѣть вражескія искушенія», сказалъ Филостратъ.

Германъ повѣрилъ хитрому лжецу и далъ ему благословеніе увидѣть святую Евдокію и поговорить съ нею. Германъ позвалъ стараго монаха, чтобы онъ проводилъ юношу въ дѣвичій монастырь и привелъ его къ Евдокіи.

Когда Филостратъ увидѣлъ св. Евдокію, то былъ пораженъ, какъ она измѣнилась! Лицо ея было блѣдно, очи опущены долу, уста молчаливы, одежды бѣдны. Удивился и ея ложу. На полу была простерта простая рогожа и на ней вмѣсто одѣяла, — жесткое рубище. Св. Евдокія приняла Филострата въ присутствіи нѣкоторыхъ сестеръ. Юноша сталъ тихо говорить св. Евдокіи, сталъ искушать ее, напоминая ей о ея прежней блистательной, богатой жизни. «Весь Иліополь жаждетъ тебя увидѣть», шепталъ искуситель. «Сами стѣны твоихъ роскошныхъ палатъ рыдаютъ о тебѣ! Зачѣмъ тебѣ портить твои прекрасные глаза слезами, плачемъ? Юное тѣло морить голодомъ, безсонными ночами? Мы вернемъ тебѣ твои сокровища, такъ неразумно отданныя тобою церкви, бѣднякамъ. Умоляю тебя, вернись въ Иліополь. Возьми это золото для обратнаго пути!»

Св. Евдокія съ гнѣвомъ взглянула на Филострата и съ великимъ дерзновеніемъ сказала ему: «Богъ отмщенія да запретитъ тебѣ, Господь Іисусъ Христосъ — Судья Праведный! Я — Его раба, хотя и недостойная. Ты пришелъ сюда со злымъ намѣреніемъ, но Господь не допуститъ тебѣ вернуться домой, т. к. ты сынъ діавола!»

Произнесла святая послѣднія слова, дунула въ лицо Филострату — и окаянный обольститель упалъ предъ нею бездыханный!

Сестры сначала съ удивленіемъ смотрѣли на святую, которой что то нашептываетъ юный инокъ. Онѣ не могли разслышать его безумныхъ рѣчей. Онѣ стояли въ отдаленіи отъ своей игуменіи. Вдругъ сестры увидѣли, что св. Евдокія дунула въ лицо инока и — тотъ, какъ снопъ, упалъ предъ нею мертвымъ. Ужаснулись сестры и поняли, какое великое дерзновеніе имѣетъ предъ Богомъ кроткая, смиренная Евдокія!..

Потомъ сестры заволновались: что подумаютъ язычники о внезапной смерти въ ихъ обители Филострата? Вѣдь придутъ судьи, будутъ производить слѣдствіе, осудятъ ихъ... Еще пожалуй темные люди подожгутъ ихъ святую обитель... Вѣдь язычники ненавидятъ христіанъ и ихъ монастыри. Сестры тревожно бесѣдовали между собою, не смѣя вопросить свою игуменію. Одна дала совѣтъ такой: «Сейчасъ вечеръ, будемъ вмѣстѣ молиться Господу, чтобы Онъ открылъ намъ причину смерти инока. Онъ, Всемогущій, и укажетъ, какъ намъ поступить.»

Наступила полночь... Въ сонномъ видѣніи Господь явился св. Евдокія говоря: «Востань, Евдокія, прославь Бога Твоего, преклони колѣна твои возлѣ мертваго тѣла твоего искусителя, отъ діавола посланнаго къ тебѣ, и Я повелю ему возвратиться къ жизни.

Онъ узнаетъ, кто Я, въ Котораго ты вѣришь. Я же умножу Мою благодать въ тебѣ».

Проснулась св. Евдокія, усердно помолилась, и силою Божіею воскресъ мертвый! Филостратъ словно отъ сна пробудился — совершенно преображенный! Онъ исполненъ былъ теперь крѣпкой вѣры въ Спасителя міра, воскресившаго его молитвами блаженной Евдокіи.

Онъ повергся къ ногамъ св. Евдокіи, говоря: «Умоляю тебя, блаженная Евдокія, раба Истиннаго Бога, пріими меня, кающагося, и прости меня! Я теперь позналъ, Какому Сильному и Благому Владыкѣ ты служишь!

«Иди домой съ миромъ», кротко проговорила чудотворица. «Не забудь благодѣяній Божіихъ, явленныхъ на тебѣ. Не отступай отъ познаннаго тобою праваго пути, держись вѣры святой! Будь до смерти Ему вѣрнымъ!»

И ушелъ Филостратъ, неся въ душѣ любовь къ Нашему Спасу. Шелъ домой и благодарилъ Творца Своего... Въ это время Иліополемъ владѣлъ царь Авриліанъ (не будущій кесарь Римскій, а только носящій то же имя). Злые люди оклеветали предъ нимъ св. Евдокію. Нѣкоторые начальники написали доносъ на блаженную, будто она свои несмѣтныя богатства, которыя она должна была-бы передать царю — отнесла въ какое-то пустынное мѣсто. Эти люди просили царя дать имъ воиновъ, чтобы силою привести ее въ городъ! Золото ея должно быть передано въ народное хранилище. Евдокія стала христіанкой. Она безчеститъ боговъ, которымъ сами цари поклоняются.

Авриліанъ, узнавъ, что у Евдокіи много золота, охотно исполнилъ просьбу сильныхъ знатныхъ людей. Царь позвалъ своего комита и велѣлъ ему Евдокію съ ея золотомъ вернуть въ Иліополь. Комитъ собралъ 300 воиновъ и съ ними отправился въ монастырь.

Господь явился Евдокіи въ ночномъ видѣніи и предупредилъ святую, что царь послалъ за нею своихъ воиновъ. «Не бойся!» сказалъ Господь: «Я всегда съ Тобою».

Начальникъ со своими воинами былъ уже подъ стѣнами обители... День преклонился къ вечеру. Комитъ далъ распоряженіе своимъ воинамъ ночью напасть на обитель со всѣхъ сторонъ. Воины готовы были устремиться къ стѣнамъ монастырскимъ, но невидимая, всемогущая рука Божія не допускала. Въ продолженіи всей ночи они и приблизиться не могли къ обители!

Держала ихъ такъ сила Божья, что три дня и три ночи напрасно старались они напасть на святую обитель. Но упорствовали они, и Господь попустилъ громадному змѣю напасть на нихъ. Только увидѣвъ ядовитое чудовище, воины отъ страха побросали оружіе и побѣжали. Но, избѣгши змѣиныхъ зубовъ, они не укрылись отъ его смертоноснаго дыханія. Одни изъ нихъ внезапно умирали, другіе лежали при смерти на дорогѣ. Одинъ только начальникъ съ тремя воинами остался живымъ. Они повѣдали царю о происшедшемъ. Царь жестоко разгнѣвался на св. Евдокію: какъ это волшебница своими чарами погубила воиновъ! Авриліанъ обратился къ своимъ приближеннымъ:

«Нельзя оставить безъ наказанія такое неслыханное злодѣяніе!»

Началось совѣщаніе. Вызвался самъ царскій сынъ:

«Я, я пойду съ великою военною силою, съ землею сравняю монастырь, а Евдокію приведу сюда!»

На слѣдующее утро двинулась цѣлая рать. Когда царевичъ остановился, рѣшивъ переночевать со своими воинами и отдохнуть съ пути, онъ соскочилъ съ коня, но такъ ногою ударился о камень, что и ступить не могъ. На рукахъ отнесли его на кровать. Боли все увеличивались. Въ полночь царевичъ скончался. Воины вернулись къ царю съ мертвымъ тѣломъ его сына. Авриліанъ отъ горя упалъ безъ сознанія. Всѣ жители города собрались ко дворцу. Среди несмѣтной толпы слышались вопли, рыданія. Царь былъ близокъ къ смерти отъ горя.

Среди толпы народной оказался Филостратъ. Онъ подошелъ къ приближеннымъ царя и сказалъ имъ, что Евдокія не волшебница, а раба Божія. Ее охраняетъ сила небесная. Если царь хочетъ увидѣть живымъ своего сына, пусть пошлетъ письмо съ просьбою, чтобы ея Богъ воскресилъ царевича. «Я на себѣ испыталъ силу ея молитвы и Божіе милосердіе». Филостратъ повѣдалъ царю, что съ нимъ произошло и какъ его воскресила Евдокія. Отправленъ былъ немедленно къ блаженной Евдокіи посолъ Вавила со смиреннымъ письмомъ. Достигнувъ обители, онъ передалъ царское посланіе св. Евдокіи. Она низко поклонилась царскому послу.

«Зачѣмъ ко мнѣ, грѣшницѣ, убогой, пишетъ царь свои посланія?»

Вавила отошелъ отъ св. игуменіи, ожидая пока она прочитаетъ царское письмо. Тутъ онъ увидѣлъ лежащую на столѣ книгу Псалмовъ Давидовыхъ. Онъ сталъ читать псаломъ 118: «Блаженны непорочные въ пути, ходящіе въ законѣ Господнемъ. Блаженны хранящіе откровенія Его, всѣмъ сердцемъ ищущіе Его»... Вавила до конца прочиталъ этотъ псаломъ. Тутъ онъ склонился головой на книгу... Въ тонкомъ снѣ предсталъ ему нѣкій сіяющій юноша. Толкнувъ Вавилу въ бокъ жезломъ, онъ сказалъ:

«Встань, Вавила, мертвый тебя ожидаетъ!»

Воспрянулъ отъ сна Вавила въ трепетѣ отъ явленія ангельскаго. Онъ поспѣшилъ къ святой Евдокіи и сталъ просить ее, чтобы она скорѣй его отпустила съ отвѣтомъ царю.

Блаженная созвала сестеръ и просила ихъ совѣта, что ей отвѣтить Авриліану. Онѣ ей сказали, что благодать Духа Святаго умудритъ ее. Блаженная, усердно помолившись, отвѣтила Авриліану, что она, по своимъ великимъ грѣхамъ, не имѣетъ дерзновенія просить у Господа воскресить его сына, но если царь самъ крѣпко увѣруетъ въ Спасителя, то увидитъ великую силу Безсмертнаго Бога и сподобится Его милосердія! Три раза перекрестила блаженная свое письмо и передала его Вавилѣ. Трибунъ, возвратившись къ царю, не сразу отдалъ ему письмо св. игуменіи. Онъ положилъ его на грудь умершаго царевича, громко призывая имя Христово. И воскресъ царскій сынъ! Словно пробудился отъ сна! Всталъ бодрымъ, здоровымъ! Поврежденная нога оказалась исцѣлена. Всѣ ужасались великому чуду!.. А царь громко воскликнулъ: «Великъ, Великъ Богъ Христіанскій Евдокіи! Онъ — Истинный, Праведный Богъ! Праведно многіе вѣруютъ въ Тебя, Христосъ! Ты и мой Господь! И я вѣрю въ Твое святое имя и исповѣдую, что Ты Единый Богъ Святой и Благословенный во вѣки!»

Такъ увѣровалъ Авриліанъ во Христа Бога. Онъ былъ крещенъ городскимъ епископомъ со своею женою, съ воскресшимъ сыномъ и съ дочерью Геласіею. Авриліанъ щедро одарилъ многихъ нищихъ, убогихъ, а къ блаженной Евдокіи послалъ много золота для созданія церкви.

Онъ потомъ часто писалъ св. игуменіи, прося ея святыхъ молитвъ. Когда царь преуспѣлъ въ своихъ добрыхъ дѣлахъ, въ вѣрѣ, въ любви къ Богу и ближнимъ, Милосердный Господь призвалъ его въ Свои вѣчныя обители. И царица вскорѣ почила о Господѣ. Царевичъ же сталъ ревностнымъ діакономъ, усердно работая Господу въ церкви. Когда же преставился городской епископъ, то бывшій царевичъ былъ избранъ на мѣсто усопшаго.

Геласія отказалась отъ брака, поступила въ монастырь блаженной Евдокіи и пребывала тамъ до кончины своей, подвизаясь въ постѣ, трудахъ и молитвѣ. Еще при жизни царя Авриліана, когда онъ былъ язычникомъ, Геласію хотѣлъ взять себѣ въ жены начальникъ города по имени Діогенъ. Когда же царь просвѣтился св. крещеніемъ, то не захотѣлъ отдавать замужъ за невѣрнаго свою дочь — христіанку. Когда же Авриліанъ скончался — Геласія поспѣшила бѣжать въ обитель св. Евдокіи, боясь, что Діогенъ силой принудитъ ее къ браку — теперь беззащитную послѣ смерти отца.

Діогенъ, узнавъ что Геласія бѣжала въ монастырь св. Евдокіи, послалъ туда 50 воиновъ, чтобы они привели на допросъ святую игуменію. Ночью Господь явился святой и сказалъ: «Дочь моя, Евдокія, трезвись, стой мужественно въ вѣрѣ! Пришло время, когда ты должна будешь открыто исповѣдовать Мое имя и прославишь Мою славу. Готовится тебѣ подвигъ. На тебя нападутъ люди — страшные, какъ дикіе, лютые звѣри. Не смущайся! Не ужасайся! Я буду съ тобою. Я Твой Спутникъ и Помощникъ крѣпкій во всѣхъ Твоихъ подвигахъ и трудахъ».

Ночью, когда воины перелѣзли черезъ стѣны монастырскія, преподобная почувствовала ихъ приходъ. Она безстрашно вышла къ нимъ: «Что вамъ здѣсь надо? Кого вы ищите?» Воины схватили ее: они ищутъ Евдокію. Она сказала, что сейчасъ же въ ихъ руки отдастъ Евдокію, если только они на короткое время отпустятъ ее. Преподобная поспѣшила въ церковь, вошла въ алтарь, открыла ковчегъ, въ которомъ хранились Святые Дары, взяла часть этой святыни и скрыла ее на груди подъ одеждою. Потомъ она вернулась къ воинамъ и сказала: «Я — Евдокія. Меня возмите и ведите къ тому, который васъ послалъ»

Воины повели преподобную въ Иліополь. Наступила темная безлунная ночь. Темная для воиновъ, но свѣтлая для святой, т. к. впереди преподобной шелъ сіяющій ангелъ Божій и несъ передъ собою яркую свѣчу, которая освѣщала путь.

Воины хотѣли посадить преподобную на осла, но она отказалась говоря: «Я съ надеждою на Моего Господа Іисуса Христа пойду съ радостью пѣшкомъ».

Когда воины съ преподобной явились къ игемону Діогену, онъ приказалъ на два дня затворить ее въ темницѣ. На третій день игемонъ спросилъ сторожа: «Не давалъ ли кто пищи и питья этой волшебницѣ?» Сторожъ отвѣтилъ, что никто ей ничего не давалъ. Онъ только видѣлъ ее простертой на землѣ, преклоненною предъ Своимъ Богомъ.

«Завтра я произведу надъ нею судъ», сказалъ Діогенъ.

На четвертый день игемонъ сталъ судить блаженную. Она предстала предъ нимъ смиренная, въ одеждѣ бѣдной. Діогенъ приказалъ слугамъ открыть ея лицо, и вдругъ словно молнія просвѣтился ликъ преподобной. Ужаснулся Діогенъ. Долго молчалъ. Ея необъяснимая красота поразила начальника. Онъ никогда не видѣлъ такого дивнаго лица, сіяющаго небесною славою. Діогенъ долго смотрѣлъ на святую и сказалъ, обращаясь къ своимъ приближеннымъ: «Какъ я могу предать смерти такую красоту, подобную солнечному сіянію. Не знаю, какъ и поступить!» Одинъ изъ правителей сталъ увѣрять Діогена, что это только мнимыя чары, которыя могутъ исчезнуть въ одно мнгновеніе, и откроется уродство этой чародѣйки. Діогенъ спросилъ св. Евдокію какого она рода, какова ея жизнь?

Святая оградила себя крестнымъ знаменіемъ и сказала: «Евдокіей называюсь. О родѣ моемъ, о жизни моей спрашивать не надо, т. к. я христіанка. Создатель мой не запрещаетъ мнѣ, недостойной, называться Его рабою. Не теряй времени напрасно! Дѣлай со мною то, что язычники творятъ съ христіанами. Суди, мучай меня сколько угодно и предай смерти. Я же надѣюсь на Христа, Истиннаго Бога Моего. Онъ не оставитъ меня».

«На мой малый вопросъ ты отвѣтила многими словами. Посмотримъ, какъ ты будешь говорить, когда мы начнемъ терзать твое тѣло. Зачѣмъ ты оставила городъ? Зачѣмъ презираешь нашихъ боговъ? Зачѣмъ взяла съ собою свои сокровища, свое золото ?»

Засыпалъ вопросами святую злой Діогенъ.

«Я свободна по человѣческимъ законамъ жить гдѣ хочу. Я не чужое взяла съ собою, уходя изъ города, а свое». Такъ просто и мудро отвѣтила преподобная мучителю. Игемонъ приказалъ повѣсить святую на дерево и жестоко ее бить. Когда воины влекли ее на дерево, то обнажили святую до пояса — и выпала сокрытая на груди подъ одеждою часть Животворящихъ Таинъ Христовыхъ, которую она взяла съ собою, уходя изъ монастыря. Воины подняли съ земли эту святыню и принесли ее игемону. Діогенъ протянулъ руку, и тотчасъ же великая святыня превратилась въ огонь. Поднялось высокое пламя. Огонь кольцомъ пылающимъ окружилъ слугъ игемона и сжегъ ихъ! У Діогена было обожжено лѣвое плечо. Онъ отъ боли упалъ на землю, взывая къ своему богу-солнцу, которому поклонялся: «Владыка, солнце, исцѣли меня. Обѣщаю сейчасъ же сжечь эту волшебницу. Я знаю, ты меня наказываешь за то, что я до сихъ поръ не погубилъ эту чародѣйку!» Только произнесъ эти слова Діогенъ, на него упалъ огонь, какъ молнія, опалилъ все его тѣло. И умеръ этотъ гонитель христіанъ. Всѣ присуствующіе исполнились ужаса невыразимаго. Одинъ изъ воиновъ сподобился увидѣть пресвѣтлаго ангела Божія, который стоялъ возлѣ святой и покрывалъ ей плечи и грудь полотномъ, которое было бѣлѣе снѣга. Увѣровавшій воинъ подошелъ къ преподобной и сказалъ: «И я вѣрую въ Твоего Бога! Пріими меня кающагося! Ты, раба Бога Живаго!» «Благодать Божія да пріидетъ на тебя! Ты теперь начинаешь жить, какъ только что рожденный», сказала святая новообращенному воину.

Воинъ сталъ умолять св. Евдокію воскресить Діогена и воиновъ, чтобы и они познали силу Истиннаго Бога. Увѣровавшій снялъ съ дерева преподобную. Она стала усердно молиться. И воскресли и игемонъ и воины. Всѣ присутствующіе съ благоговѣніемъ и страхомъ созерцали преславное чудо.

Вдругъ раздался вопль, плачъ: то комита Діодора извѣстили о внезапной смерти его жены Фирмины. Она угорѣла въ банѣ. Діодоръ рвалъ на себѣ одежды! Съ рыданіемъ устремился къ покойницѣ. Множество народа, проливая слезы, спѣшили за Діодоромъ. Пошелъ и воскресшій игемонъ Діогенъ, словно пробудившійся отъ сна. Увидѣвъ умершую Фирмину, игемонъ возвратился къ святой Евдокіи и сказалъ ей: «Воистину увѣровалъ я, что Твой Богъ несравненно Сильнѣе, Выше всѣхъ нашихъ боговъ. Но если ты хочешь утвердить мою только что нарождающуюся вѣру, умоляю тебя, — иди со мною къ умершей Фирминѣ. Если ты ее воскресишь, то я совершенно увѣрую въ твоего Бога.»

«Знай, что Господь сотворитъ Свою волю не только для тебя, но и для всѣхъ желающихъ войти въ царство небесное», сказала блаженная. «Идемъ къ мертвой, съ Божіей помощію!»

На пути встрѣтила ихъ погребальная процессія: несли одръ съ мертвымъ тѣломъ Фирмины. Преп. Евдокія дерзновенно взяла за руку умершую, помолилась съ глубокою вѣрою, умоляя Вседержителя, ради темныхъ людей, сотворить чудо: оживить умершую. И Фирмина поднялась со своего одра. Народъ едиными устами возопилъ: «Великъ Богъ Евдокіи! Онъ Истинный, Праведный Богъ Христіанскій! Умоляемъ тебя, раба Бога Живаго, спаси и насъ! Мы вѣруемъ въ твоего Бога!»

Какъ описать радость Діодора, когда онъ увидѣлъ свою жену здоровой, невредимой, воскрешенной силою молитвы св. Евдокіи. Онъ палъ къ ногамъ великой чудотворицы и сказалъ: «Умоляю тебя, раба Христова, сдѣлай и меня христіаниномъ! Сейчасъ я позналъ, какъ Великъ Богъ, Которому ты служишь!»

И крестился Діодоръ со своею супругою, со всѣми своими домашними. Принялъ святое крещеніе и игемонъ Діогенъ со своими близками. Множество народа увѣровало и крестилось.

По просьбѣ Діодора препод. Евдокія осталась жить въ его домѣ и учила новопросвѣщенныхъ вѣрѣ христіанской. Рядомъ съ домомъ Діодора жилъ нѣкій отрокъ Зинонъ. Онъ работалъ въ саду. Въ полдень онъ легъ отдохнуть и заснулъ. На него дохнулъ огромный змѣй, и отъ его смертельнаго дыханія умеръ Зинонъ. Мать, увидѣвъ сына бездыханнымъ, стала громко рыдать. Она была вдовой, и это былъ единственный сынъ. Услышавъ рыданіе несчастной вдовы и узнавъ об ея горѣ, агница Христова Евдокія исполнилась жалости и сказала Діодору: «Пойдемъ, утѣшимъ плачущую вдову, и ты увидишь неизреченное милосердіе Божіе!» Св. Евдокія и Діодоръ вошли за ограду сосѣдняго дома и увидѣли отрока, всего распухшаго, почернѣвшаго отъ змѣинаго яда.

И сказала святая Діодору: «Теперь пришло бремя испытанія твоей вѣры. Помолись всею душою, всѣмъ сердцемъ Всемогущему Богу и — воскреси мертваго!»

Смутился Діодоръ: онъ еще новичекъ въ вѣрѣ! Онъ не умѣетъ молиться отъ всего сердца!

Св. Евдокія повѣдала Діодору, что Господь исполняетъ просьбы и грѣшниковъ кающихся.

И сталъ смиренно молиться Діодоръ, преклонивъ колѣна. Послѣ молитвы Діодоръ подошелъ къ мертвому отроку и сказалъ: «Во имя Іисуса Христа Распятаго при Понтійскомъ Пилатѣ, востань, Зинонъ!» И всталъ мертвый. Опухшее, почернѣвшее тѣло въ одно мгновеніе стало здоровымъ. Люди, видѣвшіе это чудо, громко прославляли Спаса міра, увѣровавъ въ Него!

Когда народъ собрался уходить по домамъ, его остановила св. Евдокія: «Братья мои, подождите: вы еще увидите славу Господа Нашего Іисуса Христа.» Она помолилась, и ядовитый змѣй, отравившій отрока, гонимый чудеснымъ огненнымъ вихремъ, быстро приползъ съ ужасающимъ свистомъ. Онъ сталъ метаться и на глазахъ удивленнаго народа распался на части и издохъ!

Всѣ видѣвшіе это преславное чудо, всѣ — до единаго, съ своими женами и дѣтьми, направились къ епископу Иліопольскому и приняли отъ него святое крещеніе! А преп. Евдокія возвратилась въ свою обитель, гдѣ и пребывала въ великихъ иноческихъ подвигахъ. Иногда она посѣщала городъ и утверждала въ въ вѣрѣ новопросвѣщенныхъ. Невѣрныхъ же приводила ко Христу. Послѣ своего крещенія преп. Евдокія прожила еще пятьдесятъ и шесть лѣтъ. Когда умеръ игемонъ-христіанинъ Діогенъ, его мѣсто занялъ начальникъ по имени Викентій — человѣкъ злой, врагъ христіанъ. Онъ зналъ о св. игуменіи Евдокіи, что она своею проповѣдью и чудесами многихъ язычниковъ обратила ко Христу и воспылалъ яростію безумною на святую. Онъ послалъ къ ней своихъ воиновъ съ приказомъ отсѣчь ей главу. Воины направились въ ея обитель и тамъ исполнили приказаніе злого мучителя христіанъ.

1-го марта 152 года св. преподобномученица Евдокія пострадала за Господа нашего Іисуса Христа, Ему же слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

Примѣчаніе:
[1] Самаряне знали только пять книгъ св. пророка Моисея.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ тринадцатый. [1967 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1967. — С. 26-40.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.