Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ тринадцатый. [1967 г.]

Сказаніе о чудотворной иконѣ Божіей Матери, именуемой «Избавительница».
Праздникъ этому св. образу 4-го апрѣля
[1].

Этотъ подвижникъ привезъ съ собою на Аѳонъ эту великую святыню изъ одного селенія Греціи, гдѣ онъ жилъ во время греческаго возстанія противъ турокъ, которые жестоко угнетали православныхъ.

Отъ этой св. иконы происходили дивныя чудеса, и она была единственнымъ утѣшеніемъ, единственною отрадою блаженнаго старца Мартиніана въ это тяжелое, тревожное время.

Сначала о. Мартиніанъ подвизался въ монастырѣ Руссикѣ. Въ 1841 году онъ по дѣламъ своего послушанія отправился въ Грецію. Онъ взялъ съ собою и свой образъ Владычицы, съ которымъ никогда не разлучался. Когда онъ былъ въ селеніи Мавровони, въ епархіи Спарты, великое бѣдствіе обрушилось на жителей этого мѣстечка. Зловѣщею тучею налетѣла саранча на поля, лѣса, сады, огороды. Грозилъ людямъ неминуемый голодъ, т. к. зловредное насѣкомое пожирало всякую растительность. Полиція выгоняла жителей на поле, заставляла копать ямы, собирать саранчу, бросать въ ямы и сжигать это зловредное насѣкомое. Но чѣмъ болѣе истребляли саранчу, тѣмъ больше она умножалась. Ужасались бѣдные люди и трепетали, зная, что Господь за ихъ грѣхи послалъ это губительное насѣкомое. Люди Божіи устремились въ Лавру св. Алексѣя, Христа ради юродиваго, которая находилась въ Мореѣ, взяли, съ разрѣшенія игумена, часть мощей этого святого и со своими священниками и съ іеромонахами этой Лавры пошли на поле, покрытое саранчею. Здѣсь было совершено молебное пѣніе. Но саранча, словно разъяренная словами молитвы, стала бросаться на людей — прямо на ихъ лица — особенно на глаза. Нельзя было совершать молебное пѣніе, и люди волей-неволей въ страхѣ разошлись, еще больше унывая и скорбя.

Пришли люди къ блаженному старцу Мартиніану и повѣдали ему о своемъ горѣ: не принимаетъ Господь ихъ слезной мольбы! Благостный старецъ сталъ ободрять скорбящихъ, говоря, чтобы они не теряли надежды на помощь Божію, а усилили бы свои молитвы. О. Мартиніанъ предложилъ людямъ пойти съ ними на поле для совершенія молебна съ его чудотворною иконою Владычицы. Онъ говорилъ съ твердою вѣрою: «Царица Небесная окажетъ имъ милость черезъ свою чудотворную икону». Скорбные люди, укрѣпились въ вѣрѣ. Они уже раньше слышали о чудесахъ, происходившихъ отъ этого св. образа Приснодѣвы.

Въ церкви Живоноснаго Источника четыре священника совершили торжественное всенощное бдѣніе. Собралось великое множество Божіихъ людей: взрослыхъ, юныхъ, старцевъ, даже дѣтей.

Послѣ всенощнаго бдѣнія была торжественно совершена Божественная литургія. Послѣ этого долгаго молитвеннаго подвига старецъ Мартиніанъ, вмѣстѣ съ собравшимся народомъ (было около 5000 человѣкъ), пошелъ съ чудотворной иконой въ поле. И здѣсь люди, какъ одна душа, обратились съ мольбою къ Заступницѣ рода христіанскаго. И произошло дивное чудо: саранча вдругъ поднялась съ полей, садовъ, огородовъ, лѣсовъ и словно тучею черною заслонила солнце. И тутъ же, по Божію велѣнію, налетѣли въ великомъ множествѣ какія то пташки, на подобіе скворцовъ, и совершенно истребили губительное насѣкомое. Смиловалась Владычица надъ бѣдствующими людьми.

Въ томъ же селеніи Мавровони въ то время былъ тяжело боленъ одинъ мальчикъ по имени Анастасій. Болѣзнь все усиливалась. Скорбящіе родители мальчика рѣшили позвать священника, чтобы причастить своего сына. По какой-то неизвѣстной причинѣ священникъ сразу не исполнилъ просьбы родителей Анастасія. Промедливъ довольно долго, іерей попросилъ старца Мартиніана вмѣстѣ пойти къ тяжелобольному. Старецъ понесъ передъ св. Тайнами зажженную свѣчу. Домъ, гдѣ жилъ Анастасій, находился вблизи церкви. Когда священникъ и старецъ пришли въ домъ, то, къ великой скорби и смущенію іерея, узнали, что мальчикъ уже умеръ! Священникъ сталъ укорять себя, что замедлилъ причастить умирающаго отрока, но не потерялъ надежду на милость Царицы Небесной. Онъ сталъ усердно просить старца Мартиніана принести его чудотворную икону Владычицы и помолиться, чтобы Богоматерь воскресила умершаго. Удивился старецъ такой просьбѣ священника. Родители усопшаго стали тоже слезно умолять о. Матриніана, чтобы онъ исполнилъ просьбу скорбящаго іерея. Старецъ, видя глубокую вѣру священника и родителей Анастасія, вынулъ изъ подъ ряски чудотворную икону, которую онъ всегда носилъ на тесьмѣ на шеѣ въ желѣзномъ футлярѣ. Онъ поставилъ св. образъ надъ кроватью мальчика и сталъ дерзновенно умолять Пречистую воскресить покойника. О. Мартиніанъ просилъ священника и родителей, чтобы они тоже, вмѣстѣ съ нимъ, молились, прося милости Богоматери. Послѣ усердной молитвы старецъ крестообразно осѣнилъ иконою лицо умершаго. Перекрестилъ св. образомъ о. Мартиніанъ умершаго и — мальчикъ тотчасъ же открылъ глаза! Какъ описать радость родителей воскресшаго, радость и благодареніе Господу и Пречистой священника и блаженнаго старца!

О. Мартиніанъ попросилъ священника причастить воскресшаго. Послѣ этого великаго Таинства, Анастасій всталъ съ постели совершенно исцѣленнымъ. На другой же день онъ пошелъ въ училище, въ которое онъ только недавно поступилъ. Конечно, всѣ жители селенія Мавровани узнали объ этомъ чудѣ и, какъ одна душа, прославили Господа и Пречистую.

Вѣсть объ этомъ чудѣ разнеслась далеко по окрестностямъ. Жители различныхъ селеній приводили или привозили больныхъ къ старцу Мартиніану для исцѣленія отъ чудотворнаго образа Владычицы. И стали совершатся чудеса многочисленныя. Хижина старца всегда была полна народа. Люди Божіи стали глубоко чтить старца.

Смиренному старцу было очень тягостно преклоненіе предъ нимъ народное. Онъ не искалъ славы: она была для него невыносима. Онъ рѣшилъ скрыться отъ людей. Старецъ пошелъ на берегъ моря, нашелъ въ отвѣсной скалѣ отверстіе, проникъ въ него и, къ своей радости, за отверстіемъ увидѣлъ большую разсѣлину-пещеру, удобную для жилища отшельника. О. Мартиніанъ поселился здѣсь въ тишинѣ. Но это уединеніе было неугодно Царицѣ Небесной.

Однажды, во время ночной молитвы, старецъ услышалъ нѣкій дивный голосъ, который повелѣвалъ ему оставить пещеру и идти служить людямъ, утѣшая ихъ въ скорбяхъ и давая имъ возможность исцѣляться отъ болѣзней черезъ чудотворный образъ Владычицы. Послѣ ночной молитвы, старецъ прилегъ отдохнуть. Вдругъ его озарилъ свѣтъ небесный, необычайный. О. Мартиніанъ вышелъ изъ пещеры и увидѣлъ сіяющій столбъ свѣта, который простирался отъ земли до неба. И изъ этого столба послышался голосъ небесный, который повелѣвалъ ему оставить немедленно затворъ и служить ближнимъ своимъ для прославленія Господа и Царицы Небесной. Такова воля Божія!

Одновременно Господь чудеснымъ образомъ черезъ одну бѣсноватую открылъ людямъ, гдѣ находится старецъ Мартиніанъ съ чудотворною иконою Владычицы. Случилось это чудо такимъ образомъ. Въ женщинѣ, по имени Еленѣ, жилъ бѣсъ очень лютый и хитрый. Нечистый, устами этой одержимой, обличалъ въ грѣхахъ людей приходившихъ къ этой несчастной. Иногда онъ со страшной силой, черезъ Елену, нападалъ на людей, — и они боясь обличеній и побоевъ, быстро скрывались отъ одержимой. Только одинъ священникъ смѣло рѣшился читать надъ бѣсноватою заклинательныя молитвы. Но, какъ только іерей началъ читать положенныя молитвы на изгнаніе демоновъ — одержимая мгновенно вцѣпилась въ довольно длинную бороду священника, закрутила ее вокругъ своей руки и стала дерзко, грозно поносить священника: «А, ты хочешь меня выгонять? И ты думаешь выгнать? Нѣтъ, не выгонишь, ни за что не выгонишь! Посмотри-ка на себя!»

Несмотря ни на что, священникъ продолжалъ спокойно читать молитвы. Окончивъ молитвы іерей спросилъ бѣсноватую: «Кто же тебя можетъ выгнать?»

Нечистый противъ своей воли открылъ священнику, что только одинъ старецъ О. Мартиніанъ можетъ его выгнать изъ этой женщины. Бѣсъ называлъ подвижника негоднымъ стариченкомъ, злымъ монахомъ, негодяемъ. Іерей спросилъ бѣса, говорившаго устами несчастной Елены: «Гдѣ же найти его?» И Господь повелѣлъ демону указать мѣсто, гдѣ тогда скрывался блаженный старецъ съ иконою.

Отецъ Мартиніанъ послѣ ночного видѣнія, послѣ слышаннаго имъ небеснаго голоса, рано утромъ услышалъ говоръ многочисленныхъ Божіихъ людей, собравшихся возлѣ его пещеры. Народъ умолялъ старца оставить свой затворъ и помогать больнымъ, утѣшать скорбящихъ.

Послѣ ночного видѣнія старецъ ясно понялъ волю Божію. Онъ покинулъ пещеру, намѣреваясь по прежнему обходить жилища, въ которыхъ люди жаждали его помощи. Прежде всего, конечно, онъ направился къ бѣсноватой женщинѣ. Когда блаженный подходилъ къ дому Елены, она стала неистово кричать. О. Мартиніанъ вошелъ въ домъ, поставилъ святую икону Богоматери, положилъ предъ нею нѣсколько поклоновъ и — сейчасъ же бѣсъ, съ крикомъ, съ воплемъ, рыданіемъ вышелъ изъ своей жертвы. Елена, придя въ себя, ощутила себя совершенно здоровой, нормальной. Она стала со слезами молиться предъ чудотворною иконою Богоматери. Горячо, умиленно благодарила исцѣленная Свою Избавительницу отъ нечистаго духа. Въ радости несказанной приложилась Елена къ великой святынѣ, къ образу чудотворному.

И потекли безчисленныя чудеса отъ св. иконы Пречистой по великой милости, по любви Богоматери къ роду христіанскому. Множество людей, одержимыхъ бѣсами, избавились отъ нихъ, множество больныхъ получали здоровіе.

Къ блаженному старцу со всѣхъ сторонъ приходилъ народъ. Божіи люди хотѣли, чтобы о. Мартиніанъ всегда пребывалъ съ ними со своимъ чудотворнымъ образомъ. Старецъ прожилъ около двухъ лѣтъ возлѣ селенія Мавровони. Затѣмъ повѣдалъ онъ Божіимъ людямъ, что долженъ съ ними разстаться. Когда О. Мартиніанъ отбывалъ на Аѳонъ, его провожало съ плачемъ множество людей Божіихъ. Всѣ исцѣленные черезъ св. икону Богоматери пришли къ старцу. Народъ на далекое разстояніе шелъ за О. Мартиніаномъ. Несказано скорбѣли люди: отъ нихъ уходила св. икона Владычицы, черезъ которую Пречистая изливала на людей Свои милости. Лишались люди и великаго молитвенника и опытнаго, мудраго духовнаго отца. Люди Божіи написали письмо въ обитель, въ которомъ восхваляли достойнаго инока, отца Мартиніана, великаго молитвенника, подвижника. Его молитвами Царица Небесная избавляла ихъ отъ болѣзней, утѣшала въ скорбяхъ, уничтожала губительную саранчу въ ихъ селеніи и окрестностяхъ, тогда какъ въ другихъ мѣстахъ Греціи люди страдаютъ отъ этого насѣкомаго. Письмо подписалъ тотъ священникъ, который пріобщалъ мальчика Анастасія — іерей Петръ. Люди Божіи собрали для обители щедрую милостыню и передали ее блаженному старцу Мартиніану.

До 1889 года чуд. икона Богоматери именуемая «Избавительница» находилась въ Пантелеймонскомъ Свято-Аѳонскомъ монастырѣ, а въ августѣ 1889 года была дарована Ново-Аѳонской Обители св. ап. Симона Кананита. Этотъ монастырь находился близъ города Сухума на Кавказѣ [2].

Тропарь св. иконы Богоматери именуемой «Избавительница», гласъ 4.

Яко пресвѣтлая звѣзда, просія божественными чудесы, святый Твой образъ, Избавительнице: лучами благодати и милосердія Твоего озаривъ въ нощи скорбей, подаждь убо и намъ, Всеблагая Дѣво, избавленіе отъ бѣдъ и исцѣленіе недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ, спасеніе и велію милость.

Кондакъ гл. 8.

Ко иконѣ Твоей, Пресвятая Госпоже, бѣдствовавшіи съ вѣрою притекше, заступленіемъ Твоимъ избавишася отъ злыхъ; но яко Матерь Христа Бога, и насъ свободи отъ лютыхъ обстояній временныхъ и бѣдныхъ, да зовемъ Ти: радуйся, Избавительница отъ всѣхъ бѣдъ.

Примѣчанія:
[1] Изложено по книгѣ «Вышній Покровъ надъ Аѳономъ», Москва, 1902 г.
[2] Передъ войной съ Турціей въ Пантелеимонскомъ монастырѣ на Аѳонѣ возникла мысль устроить въ Россіи обитель, куда бы можно было удалиться въ случаѣ тяжелыхъ переворотовъ. Мѣсто было выбрано на Кавказѣ, гдѣ на развалинахъ стараго храма въ честь первоверховнаго ап. Петра основанъ былъ Ново-Аѳонскій Симоно-Кананитскій монастырь. Покойный Государь Александръ III много помогъ обители въ ея устроеніи. (Всеобщій Путеводитель по монастырямъ, А. А. Павловскаго, изд. 1907 г.).

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ тринадцатый. [1967 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1967. — С. 40-45.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.