Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ тринадцатый. [1967 г.]

Святый князь Михаилъ Муромскій.
Память 21-го мая.
(Изложилъ для дѣтей нынѣ покойный священникъ Михаилъ Осоргинъ)
[1].

Отецъ князя Михаила, князь Константинъ, получилъ въ удѣлъ землю Муромскую и долженъ былъ покинуть свой родной городъ Кіевъ, чтобы ѣхать княжить въ далекую область Муромскую, населенную дикими язычниками, прогнавшими уже не одного князя, желавшаго ихъ крестить. Князь Константинъ взялъ съ собою своихъ юныхъ сыновей: Ѳеодора, лѣтъ 15-ти, и младшаго, Михаила, лѣтъ 12-13-ти. Слѣдовали съ ними вѣрные имъ бояре, слуги и немногочисленная, но преданная князю дружина. Путь былъ дальній — телѣги (единственный въ тѣ времена колесный способъ передвиженія) не были пригодны, такъ какъ дорогъ не было: надлежало слѣдовать верхами отъ одного населеннаго мѣста до другого. Иногда приходилось прочищать себѣ путь черезъ непроходимые дѣвственные лѣса. Иногда пробирались гуськомъ по непролазнымъ болотамъ, гдѣ каждый неправильный шагъ въ сторону грозилъ и всаднику и лошади быть затянутыми въ бездонную пропасть. Рѣки на пути, если не было брода, переходили вплавь, и не мало по дорогѣ погибло изъ этого отряда! Но дѣло было слишкомъ важное: насадить христіанство среди этихъ дикихъ племенъ, просвѣтить ихъ св. крещеніемъ и присоединить ихъ къ стаду Христову — и отрядъ во славу Божію, съ помощью Всемогущаго Бога преодолѣвалъ всѣ эти трудности. Путешествіе длилось очень долго, цѣлые мѣсяцы. Дѣти князя Константина съ удивительнымъ терпѣніемъ, съ твердостію несли всѣ эти тяготы, помня и храня въ сердцѣ благословеніе ихъ матери и наставленіе ея во всемъ повиноваться отцу, чтобы угодить Богу.

Но всему есть конецъ, и путешествіе мнотрудное кончилось! Выбравшись изъ необъятной полосы лѣса (до сихъ поръ «Муромскіе лѣса» даютъ намъ понятіе о чемъ то великомъ), вышелъ отрядъ съ княземъ Константиномъ во главѣ на большое, чистое мѣсто, громадный лугъ, на которомъ виденъ былъ городъ Муромъ. Не думайте, что городъ этотъ былъ похожъ на теперешніе города, — нѣтъ, это была какъ бы большая деревня съ деревянными избами, крытыми соломой. Называли же Муромъ «городомъ» потому, что окруженъ онъ былъ высокимъ валомъ, за которымъ жители прятались, когда на ихъ городъ кто-нибудь нападалъ, и изъ-за вала поражали противника тугими стрѣлами. Тогда ружей не было и главнымъ оружіемъ были лукъ и стрѣлы — пока не доходили до рукопашной схватки, гдѣ сражающіеся прибѣгали къ ножамъ и копьямъ.

Князь Константинъ расположилъ свой отрядъ станомъ у опушки лѣса. Разбили палатки: двѣ побольше, одну — для князя, другую — для княжичей — сыновей, дальше, поменьше для бояръ, а кругомъ и дружина расположилась; развели костры, пустили лошадей пастись по свѣжей, сочной травѣ, и всѣ отдыхали, кромѣ сторожей, окружавшихъ этотъ временный лагерь.

Въ самомъ городѣ жители, увидѣвъ этотъ отрядъ, поняли, что это опять новый удѣльный князь пришелъ ими править, и выслали на встрѣчу своихъ стариковъ не для привѣта, а, напротивъ, съ цѣлью отпугнуть ихъ.

Пришли эти старики къ князю Константину и сказали ему:

«Уходи, княже, по добру, по здорову — ни тебя, ни твоей вѣры мы не хотимъ! Владѣти нами тебѣ не позволимъ! Уйдешь ты нынѣ, — отпустимъ тебя, какъ и прежнихъ князей, съ миромъ. А коли останешься и пойдешь на насъ — не сдобровать тебѣ, — васъ лишь горсть, а насъ много!»

Выслушалъ князь эти дерзкія слова и отвѣтствовалъ:

«Пришелъ я къ вамъ не съ дурными мыслями, а съ открытымъ сердцемъ и любовію. Я вашъ князь, и хочу вамъ добра, и самъ васъ отъ зла и напасти хочу оградить. Вотъ вамъ мое княжеское слово: какъ доказательство моихъ добрыхъ намѣреній, пошлю я завтра къ вамъ, въ вашъ городъ, моего младшаго сына безоружнымъ, какъ заложника, что на васъ съ оружіемъ нападать не хочу, а хочу быть вашимъ добрымъ господиномъ. Наша вѣра христіанская учитъ насъ быть со всѣми въ мирѣ, любить всѣхъ. И я, вашъ князь, готовъ любить васъ, какъ своихъ дѣтей, почему и посылаю вамъ, въ доказательство сего, моего любезнаго родного сына».

Подумали старики, пошептались и побрели къ своимъ въ свой городъ повѣдать имъ эти, какія то чудныя, непонятныя слова князя, а на прощаніе все же посовѣтовали и князю и его ближнимъ скорѣе отбыть во свояси.

Слышали этотъ разговоръ и молодые княжичи. Задумался крѣпко надъ ними св. отрокъ Михаилъ, которому, по обѣщанію князя старикамъ, надлежало завтра одному идти къ этимъ злымъ людямъ. Ближніе бояре отсовѣтывали князю посылать юнаго Михаила, какъ бы на вѣрную смерть. Но князь, давъ слово старикамъ, былъ непреклоненъ и только все время про себя молился: «Огради его, сохрани его!»

Насталъ вечеръ... Былъ конецъ мая, когда заря почти съ зарей сходятся, и къ тому же совпало это съ полнолуніемъ. Вся природа кругомъ застыла въ серебряномъ отблескѣ луны... Соловьи запѣли, и ихъ мелодичныя трели и разнообразныя колѣна разносились по воздуху, благоухающему вешними ароматами.

Не спалось князю Константину: невыразимо страдало сердце отцовское — зачѣмъ, зачѣмъ онъ далъ такое обѣщаніе старикамъ? И видитъ князь: стоитъ у палатки сыновей на колѣняхъ св. отрокъ, дитя его любезное — юный Михаилъ. Святой вздымаетъ свои дѣтскія руки къ небу и горячо, горячо молится! Онъ проситъ, чтобы Милоседный Господь подкрѣпилъ его, далъ силу исполнить покорно волю отцовскую. Св. отрокъ не боялся смерти. Онъ даже и не вѣдалъ, что идетъ, можетъ быть, на вѣрную смерть. О близкомъ концѣ онъ не думалъ, а святому княжичу было просто очень страшно оставлять своихъ родимыхъ — отца, брата, дружину княжескую, которая его очень любила, и идти къ чужимъ, явно не добрымъ, людямъ.

Увидѣлъ князь Константинъ своего сына любезнаго, горячо молящагося: еще больше заныло сердце отцовское отъ жалости къ своему святому отроку, и онъ съ воплемъ обратился къ Божіей Матери — Утѣшительницѣ всѣхъ скорбящихъ:

«Царица Небесная, подкрѣпи его, сына моего, да исполнитъ онъ то, что нужно, во славу Божію, и да способствуетъ онъ прославленію имени Сына Твоего, среди этихъ дикихъ язычниковъ!»

Помолившись, князь Константинъ подозвалъ къ себѣ св. Михаила, перекрестилъ его, обнялъ и отпустилъ мирно спать. Оба они, успокоенные молитвой, отошли на покой дожидаться восхода солнца...

При первыхъ лучахъ восходящаго солнца и князь, и сыновья, и бояре, и дружина — всѣ были на ногахъ.

Призвалъ князь Константинъ св. Михаила, благословилъ его и приказалъ идти въ городъ. Св. отрокъ, принявъ благословеніе отца, попрощался и облобызался съ братомъ, попросилъ прощеніе у бояръ. Большимъ поклономъ поклонился онъ всѣмъ, прося ихъ молитвъ, и, осѣнивъ себя широкимъ крестомъ, двинулся въ путь...

Утро ясное... Первые лучи солнца освѣщаютъ всю мѣстность. Трава подъ косыми лучами восходящаго солнца искрится, словно усыпанная брилліантами — идетъ по ней св. Михаилъ, статный, прекрасный лицомъ, почти юноша... Одѣтъ онъ въ бѣлый плащъ, перехваченный поясомъ съ дорогими самоцвѣтными каменьями. Нѣтъ оружія на св. отрокѣ, на головѣ нѣтъ шлема, только свѣтлые, бѣлокурые волосы ниспадаютъ длинными кудрями на плечи и кажутся золотымъ уборомъ, сіяющимъ вѣнцомъ на головѣ его...

Князь Константинъ и княжичъ Ѳеодоръ, какъ и всѣ бояре и дружинники, слѣдятъ взоромъ за удаляющимся отъ нихъ святымъ Михаиломъ. Они съ любовію крестятъ юнаго князя, горячо молятся за него... А св. отрокъ во всей свѣтлой своей дѣтской чистотѣ, своего дѣтскаго незлобія, идетъ спокойно... Идетъ, какъ послушный сынъ, по повелѣнію отца, къ нимъ, къ этимъ врагамъ отца, чтобы умиротворить ихъ...

И тамъ, въ городѣ, увидали св. Михаила. Жители высыпали на валъ... И представилось темнымъ язычникамъ, что шествуетъ къ нимъ не простой смертный, а прекрасный, сіяющій небожитель, совсѣмъ не похожій на тѣхъ уродливыхъ безобразныхъ идоловъ, которымъ они поклоняются... И застыла въ какомъ-то оцѣпененіи вся толпа, ожидая приближенія св. отрока и готовая уже открыть ему не только врата города, но и сердца свои. Съ любовію принять его...

Нашелся, однако, злой человѣкъ, сердце котораго окаменѣло, не растопилось, и пустилъ онъ стрѣлу въ св. отрока Михаила... Стрѣла пронзила св. княжича въ самое сердце. И палъ св. отрокъ навзничь со взоромъ, обращеннымъ къ небу, и съ руками, простертыми на подобіе креста... И въ станѣ, и въ городѣ раздался общій крикъ ужаса. Князь Константинъ, княжичъ Ѳеодоръ, бояре, дружина побѣжали къ павшему св. отроку. Побѣжали какъ были, безъ оружія. И жители города въ одномъ порывѣ ужаса передъ совершившимся злодѣяніемъ побѣжали на встрѣчу. И слились эти толпы, уже объединившись у св. тѣла блаженнаго отрока въ одномъ чувствѣ состраданія...

Понесли св. тѣло кн. Михаила съ почетомъ въ городъ. И отецъ, и братъ, и ближніе, шли въ перемѣшку съ жителями Мурома, съ дружинниками. Такимъ образомъ земля Муромская съ плачемъ раскаянія приняла своего князя Константина безъ всякаго боя.

Послѣ этой св. жертвы стало легче князю Константину просвѣщать народъ, кающійся и плачущій о совершившемся. Княжичъ Ѳеодоръ много помогалъ своему отцу въ насажденіи христіанства. И когда и онъ и его отецъ мирно опочили, то были погребены въ общей могилѣ съ св. отрокомъ Михаиломъ въ храмѣ, воздвигнутомъ благовѣрнымъ кн. Константиномъ въ городѣ Муромѣ. На ихъ общей могилѣ, милостью Божіею, совершались чудеса, исцѣлялись больные, получали утѣшеніе скорбящіе, почему Православная Церковь всѣхъ трехъ причислила къ лику святыхъ, назначивъ празнованіе ихъ памяти на 21 мая.

Примѣчаніе:
[1] Потомокъ св. праведной Іуліаніи Лазаревской (Осоргиной).

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ тринадцатый. [1967 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1967. — С. 51-55.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.