Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ тринадцатый. [1967 г.]

Сказаніе о чудотворной иконѣ Пресвятой Богородицы, именуемой «Троеручица», находящейся въ монастырѣ Хилендарскомъ на Святой Горѣ Аѳонской.
Праздникъ 28 іюня.

Вспомнимъ житіе преп. отца нашего Іоанна Дамаскина [1], впомнимъ, какъ на преподобнаго озлобился царь Левъ Исаврянинъ — гонитель св. иконъ — злой еретикъ, который приказывалъ уничтожать святые, чудотворные образа. Онъ не позволялъ православнымъ людямъ поклоняться святымъ иконамъ. А преп. Іоаннъ изъ Дамаска, гдѣ онъ вѣрно служилъ сарацинскому князю, писалъ множество посланій, въ которыхъ доказывалъ православнымъ, что надо почитать св. иконы, съ благоговѣніемъ поклоняться имъ. И за эти посланія царь Левъ рѣшилъ погубить св. Іоанна. Царь приказалъ одному изъ искусныхъ своихъ писцовъ почеркомъ св. Іоанна написать самому себѣ письмо, въ которомъ хитро выставилъ преподобнаго шпіономъ-измышленникомъ князю сарацинскому.

Въ этомъ подложномъ письмѣ злой царь оклеветалъ невиннаго св. Іоанна, словно онъ предлагаетъ ему идти войной противъ князя сарацинскаго и взять слабо укрѣпленный городъ Дамаскъ, въ которомъ очень мало сарацинскаго войска. Это подложное письмо царь послалъ князю сарацинскому. Разгнѣванный правитель приказалъ святому Іоанну, какъ шпіону, отсѣчь правую руку и повѣсить ее на базарѣ, чтобы весь народъ зналъ, что св. Іоаннъ измѣнникъ и злой недругъ.

Страдалъ несказанно невинный святой. Кротко переносилъ онъ свои незаслуженныя муки и только попросилъ князя — дать ему его руку, чтобы онъ могъ предать ее землѣ. Князь исполнилъ просьбу св. Іоанна. Страдалецъ вошелъ въ свою молельную комнату, гдѣ находился образъ Пречистой съ Предвѣчнымъ Младенцемъ на Ея правой рукѣ, и съ глубокой вѣрою сталъ умолять Милосердную Мать, чтобы Она исцѣлила его — неповиннаго.

Приложивъ отсѣченную кисть руки къ кровавому обрубку, онъ молился объ исцѣленіи — чтобы онъ снова могъ писать свои посланія Божіимъ людямъ въ защиту св. иконъ. Горячо, долго молился св. Іоаннъ и, наконецъ, въ изнеможеніи забылся сномъ. Въ тонкомъ снѣ видитъ онъ Приснодѣву. Свѣтлыми, милостивыми очами взираетъ Пречистая на избранника Божія. И прозвучалъ Ея голосъ небесный:

«Вотъ твоя рука здорова! Не скорби больше и исполни то, что ты обѣщалъ Мнѣ въ молитвѣ своей!»

Преп. Іоаннъ проснулся, ощупалъ свою правую руку, съ трудомъ вѣря собственному своему чувству: рука была цѣла! Не было и слѣда отъ раненія. Только во свидѣтельство этого великаго чуда на мѣстѣ отсѣченія осталась полоска — словно рука перевязана розовой нитью. Душа св. Іоанна ликовала. Со слезами умиленія благодарилъ онъ Милостивую Матерь Божію — Скоропослушницу — за свое исцѣленіе. Св. Іоаннъ заказалъ серебряную кисть руки и приложилъ ее къ иконѣ, почему эта чудотворная икона и стала называться «Троеручица».

Каково же было удивленіе князя сарацинскаго, когда онъ увидѣлъ это великое чудо! Ясной для него стала невинность своего помошника, какъ и ложь царя Льва. Князь еще больше полюбилъ св. Іоанна, сталъ глубоко почитать его какъ избранника Божія. Однако, послѣ своего дивнаго исцѣленія св. Іоаннъ твердо рѣшилъ отказаться отъ свѣтской жизни, отъ почестей мірскихъ и удалиться въ Святую Землю, въ знаменитую, строгую Лавру св. Саввы Освященнаго. Горько было князю лишиться вѣрнаго друга мудраго, святого своего помошника, но онъ все же со скорбію отпустилъ избранника Божія. Покидая Дамаскъ, св. Іоаннъ взялъ съ собою и икону Пречистой, черезъ которую онъ получилъ исцѣленіе. Съ этого времени, т. е. отъ половины VIII вѣка этотъ чудотворный образъ находился въ Лаврѣ св. Саввы. Въ XIII вѣкѣ, когда этотъ монастырь посѣтилъ архіеп. Сербскій Савва, то, по волѣ Царицы Небесной, ему была поднесена въ даръ эта великая святыня. Св. архіеп. Савва отвезъ чудотворный образъ «Троеручицы» къ себѣ на родину — въ Сербію. Долго свѣтилась и источала чудеса эта св. икона на этой землѣ славянской. Когда же въ Сербіи наступило смутное время, то икона «Троеручицы» оказалась чудеснымъ образомъ перемѣщенной на гору Аѳонъ.

Однажды, вблизи Хилендарской славяно-сербской обители монахами обнаруженъ былъ осликъ, стоящій словно вкопанный. Братья подошли къ нему и къ своему великому удивленію нашли на немъ великую святыню, безцѣнное сокровище — чудотворную икону Божіей Матери! Иноки поняли, что Приснодѣва черезъ ослика даровала ихъ обители Свой древній образъ и съ великимъ благоговѣніемъ отнесли св. икону въ соборъ, гдѣ поставили ее въ алтарѣ.

Впослѣдствіи на томъ мѣстѣ, гдѣ остановился осликъ, было устроено художественное изображеніе этого дивнаго событія и къ мѣсту явленія чудотворной иконы до сихъ поръ ежегодно совершается крестный ходъ.

Когда, въ какомъ году совершилось это дивное перенесеніе изъ Сербіи на Аѳонъ чудотворнаго образа?

Архимандритъ Хилендарскій Онуфрій утверждалъ, что перенесеніе св. образа случилось при сынѣ и преемникѣ Стефана-Душана Сильнаго — Урошѣ V. Онъ былъ королемъ Богобоязненнымъ, чтилъ Царицу Небесную, и каждый разъ, какъ онъ выходилъ на брань, онъ бралъ съ собою образъ «Троеручицы». Икону ставили на мула, и онъ шелъ передъ полками. И вотъ, однажды, во время похода, мулъ, по волѣ Пречистой, двинулся на Аѳонъ.

Урошъ V взошелъ на престолъ въ 1356 году. Значитъ, около этого времени Царица Небесная благоволила Свою св. икону послать въ Хилендарскій монастырь.

Какъ мы уже сказали, иноки поставили св. образъ въ алтарѣ соборнаго храма. Тамъ св. икона пребывала до смерти одного изъ игуменовъ св. обители. При выборѣ новаго настоятеля произошло большое волненіе среди братства. Иноки спорили, даже ссорились между собою при выборѣ новаго игумена. Одни хотѣли одного, другіе — другого. Такое волненіе было неугодно Пречистой, и Царица Небесная водворила порядокъ черезъ Свой чудотворный образъ.

Пришли однажды иноки въ соборъ къ утрени и видятъ: въ алтарѣ, на обычномъ мѣстѣ, нѣтъ св. иконы, а стоитъ она на игуменскомъ мѣстѣ. Иноки подумали, что это сдѣлалъ экклесіархъ, и отнесли св. образъ обратно въ алтарь. Но на слѣдующій день св. икону иноки снова увидѣли надъ игуменскимъ мѣстомъ. И на этотъ разъ братья не повѣрили, что св. икона перенесена Божественною силою. Чтобы устранить самую возможность новаго перенесенія, они запечатали двери собора: никто не могъ войти въ церковь до начала утрени. Но и въ третій разъ братья къ своему несказанному удивленію нашли св. образъ Пречистой не въ алтарѣ, а надъ игуменскомъ мѣстомъ!

Иноки въ изумленіи созерцали это дивное перенесеніе, ничего не понимая. Тутъ къ нимъ изъ затвора явился старецъ, великій подвижникъ Хилендарской обители, и повѣдалъ о своемъ небесномъ видѣніи. Явилась ему Сама Приснодѣва и поручила передать братіи, чтобы они не трогали Ея св. образа съ игуменскаго мѣста. Иноки заводятъ споры, ссоры изъ-за избранія новаго игумена, почему и рѣшила Она Сама управлять Своею обителью.

Съ этихъ поръ въ Хилендарскомъ монастырѣ не выбирають игуменовъ, а есть только «проигумены», т. е. управляющіе монастыремъ. Мѣсто игумена всегда остается празднымъ, и надъ нимъ виситъ св. икона «Троеручицы»: Игуменіей св. обители является Сама Взбранная Воевода силъ небесныхъ.

Экклесіархи берутъ по дѣламъ своего послушаніе — на звонъ-ли къ службѣ, или къ начатію ея — благословеніе у св. иконы «Троеручицы». Они надѣваютъ мантію, съ великимъ благоговѣніемъ, какъ къ Самой Великой Игуменіи, подходятъ къ св. иконѣ, дѣлаютъ два земныхъ поклона, крестятся и цѣлуютъ руку Приснодѣвы, а потомъ, какъ передъ настоятельницею, уже безъ крестнаго знаменія, дѣлаютъ земной поклонъ и идутъ на послушаніе. Экклесіархи признаются, что, подступая къ чудотворноіг иконѣ для принятія благословенія отъ Пречистой, они ощущаютъ невольный страхъ предъ Владычицею, ликъ Которой, какъ мы упоминали, носитъ черты строгости, но, вмѣстѣ съ тѣмъ, ихъ души трепещутъ отъ неизреченной дѣтской любви къ Матери Божіей, соблаговолившей стать ихъ Игуменьей.

Взято изъ книги: «Вышній покровъ надъ св. Аѳономъ». Москва, 1902 г.

Примѣчаніе:
[1] См. «Житія Святыхъ» для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ 8-й. 1962 г.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ тринадцатый. [1967 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1967. — С. 55-59.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.