Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ тринадцатый. [1967 г.]

Святой преподобномученикъ Константинъ.
Память 2-го іюня. — Пострадалъ въ 1819 г.

Съ отроческихъ лѣтъ Константина пытался діаволъ погубить. По внушенію сатаны, одна злая женщина поднесла невинному отроку питье смертельное. Онъ тяжело заболѣлъ. Ядъ подѣйствовалъ на глаза: св. отрокъ ослѣпъ къ великому горю своей матери. Нѣсколько лѣтъ святой находился въ состояніи постояннаго недомоганія и слабости. Одна добрая христіанка пожалѣла скорбящую мать и больного отрока. Она упросила турчанку на нѣкоторое время отпустить къ ней болящаго, чтобы она могла погрузить его въ святую воду. Турчанка согласилась, увѣровавъ, что святая вода способна исцѣлить ея страждущаго сына. Христіанка погрузила св. Константина въ святую воду, и тотъ тот-часъ же сталъ ясно видѣть однимъ глазомъ. Другой глазъ до времени оставался слѣпымъ. Турчанка со св. Константиномъ и его братомъ переселилась въ городъ Смирну. Оба юноши занялись торговлею: продавали овощи и плоды — разносили ихъ по городу. Однажды Константинъ со своими товарами пришелъ въ домъ митрополита. Въ это время одинъ благочестивый старецъ вслухъ читалъ св. Писаніе. Заслушался св. Константинъ: божественныя слова потрясли его чистую душу. Онъ въ одно мгновеніе прозрѣлъ душою, устремился къ Спасителю, всѣмъ сердцемъ полюбилъ Его.

Возгорѣвшись желаніемъ принять вѣру православную, св. Константинъ оставилъ мать у брата и удалился на Святую Гору Аѳонскую. Онъ жаждалъ уединенія, хотѣлъ жить среди иноковъ, которые бы научили его жизни истинно христіанской.

Аѳонскіе старцы радушно приняли турка, но крестить его остерегались, желая прежде хорошо узнать его душевное состояніе. Они боялись, что послѣ крещенія онъ вернется къ вѣрѣ отцовъ, и турки тогда могутъ подумать, что иноки силою крестятъ магометанъ. Иноки боялись гнѣва фанатиковъ-турокъ, которые всячески прислѣдовали православныхъ, а особенно угнетали иноковъ.

Какъ передать скорбь св. юноши, когда узналъ онъ, что крещеніе должно быть отложено. Онъ горячо молился, чтобы Господь исполнилъ его желаніе, и вотъ сподобился онъ чуднаго видѣнія. На молитвѣ онъ заснулъ, и ему въ тонкомъ снѣ, сіяя небесною славою, явилась Сама Царица Небесная. Пречистая тихо сказала избраннику Божію:

«Не печалься, но ступай въ Кавксокаливитскій скитъ, и Самъ Богъ, Сынъ Мой, къ Которому ты хочешь пріити, позаботится о тебѣ и устроитъ все во благо».

Въ лаврѣ св. Аѳанасія тогда проживалъ бывшій патріархъ Григорій. Узнавъ о видѣніи св. Константина, онъ рѣшилъ самъ крестить его. Шесть недѣль готовился св. Константинъ къ великому таинству. Молился усердно, постился. Сатана искушалъ святого, но онъ отражалъ его нападенія покаяніемъ, смиренною молитвою, терпѣливо перенося всѣ козни діавольскія.

Во время крещенія совершилось дивное чудо: ликъ св. Константина просіялъ, и слѣпой глазъ его прозрѣлъ!

Во святомъ крещеніи нарекли его Михаиломъ.

Послѣ крещенія, радостный, просвѣтленный, онъ отправился въ Иверскій монастырь, чтобы получить совѣта у одного старца. Въ этой св. обители находились св. мощи мучениковъ, за вѣру православную пострадавшихъ. Новопросвѣщенный молился возлѣ ихъ гробовъ. Вдругъ его осіяла мысль:

«Они пострадали за вѣру, а я?»

Святой возжелалъ всѣмъ своимъ существомъ пострадать за вѣру правую. Онъ открылъ старцамъ свое желаніе. Опытные иноки долго испытывали новопросвѣщеннаго, назначали ему строгіе подвиги, боясь, что въ мукахъ неопытный юноша можетъ отречься отъ Христа. Наконецъ, святые отцы признали, что онъ готовъ къ подвигу мученическому, и, съ благословенія мудрыхъ старцевъ, будущій преподобномученикъ оставилъ Святую гору и отправился на подвигъ, горя желаніемъ пострадать и умереть за Христа.

Когда святой пришелъ въ Кидонію, одинъ турецкій чиновникъ узналъ его. Турки привели святого къ своему начальнику, и такъ начался путь его невыразимыхъ мукъ.

«Ты былъ турокъ?» — спросилъ начальникъ святого.

«Да», послышался твердый отвѣтъ. «Но недолго находился я во беззаконной мусульманской вѣрѣ: Господь мой, Іисусъ Христосъ, по Своей великой милости извелъ меня изъ тьмы и привелъ къ истинному свѣту. Теперь я попираю вашу вѣру со всѣми обрядами, которая ведетъ всѣхъ васъ, ея послѣдователей, къ вѣчной гибели».

«Одумайся, несчастный!» говорили ему, «все тебѣ будетъ доставлено, только останься вѣренъ великому пророку».

«Смѣшно васъ даже слушать!» — отвѣчалъ преподобномученикъ, «вы люди сановные, а говорите глупости».

Турки подвергали страшнымъ мученіямъ христіанъ, которые, принявъ магометанство, потомъ, раскаявшись, вернулись ко Христу. Тутъ же былъ по рожденію турокъ, который поносилъ вѣру магометанскую. Не найдешь словъ, чтобы изобразить ярость ихъ и тѣ мученія, которыя готовили они новомученику.

Жестоко избивъ св. страстотерпца палками по пятамъ, его бросили въ темницу, а потомъ отдали на истязаніе одному извергу-цыгану, который славился своею жестокостію. Тотъ надѣлъ на голову преподобномученика раскаленный желѣзный шлемъ и свинцовыми шарами такъ стиснулъ святую главу его, что очи его стали выходить наружу. Затѣмъ снова бросили его въ темницу, а оттуда повлекли въ судилище.

«Одумался ты?» — спросилъ судья.

«Люди вы или звѣри?» — отвѣтилъ новомученикъ. «Къ чему вы связали меня? Ужъ не думаете ли, что я убѣгу? Развяжите меня!»

Развязали его, и когда онъ перекрестился, на груди его всѣ увидѣли крестъ. На судѣ присутствовалъ самъ турецкій паша. Увидѣвъ ненавистный для него святой крестъ, онъ вскочилъ со своего мѣста, какъ дикій звѣрь, подбѣжалъ къ святому и дважды ударилъ его мечемъ въ грудь.

«Развѣ такъ объясняются съ судьями?» — закричалъ паша.

Начались новыя пытки, новыя неслыханныя истязанія! Святого страдальца, избивъ бичами, заковали съ ногъ до головы въ тяжелыя цѣпи и бросили въ темницу. Твердо переносилъ избранникъ Божій страданія, которыхъ онъ жаждалъ. И ночью его посѣтила Сама Царица Небесная. Она сказала:

«Радуйся, Константинъ! Радуйся, вѣрный служитель Сына Моего и Мой избранникъ! Молитва твоя услышана: Я пришла утѣшить тебя и извѣстить, что Сыну Моему угодно, чтобы ты страдальческій твой подвигъ кончилъ не здѣсь, а въ Константинополѣ. А жителямъ города этого объяви, чтобы они не за тебя, а за себя молились, т. к. ихъ грѣхи превзошли долготерпѣніе Божіе. Грѣшники эти страдаютъ отъ бездождія, и ради твоихъ молитвъ пошлется имъ дождь, когда ты вступишь на корабль!»

Предсказаніе Пречистой исполнилось. Кидонійскій градоначальникъ не хотѣлъ самъ рѣшать дѣло и отправилъ св. Константина въ Константинополь. Едва преподобномученикъ взошелъ на корабль, какъ пошелъ сильный дождь!

Въ столицѣ Турціи св. Константина послали на каторгу. Когда надзиратель узналъ, что св. Константинъ турокъ по рожденію, отказавшійся отъ вѣры мусульманской и сдѣлавшійся христіаниномъ, то, нещадно избивъ святого, сталъ всѣми силами притѣснять его!

Прошло сорокъ дней тяжкихъ страданій, неслыханныхъ звѣрствъ. Но преподобномученикъ, какъ былъ, такъ и остался вѣренъ Христу.

Послѣдній разъ его повлекли на судъ. Послѣдній разъ судья пытался уговорить св. Константина вернуться къ вѣрѣ отцовъ. Никакіе уговоры, конечно, не помогли: жаждалъ смерти за Христа вѣрный Его рабъ. И къ своей радости былъ осужденъ онъ на смертную казнь. Новомученика повѣсили 2-го іюня 1819 года, а св. мощи его турки тщательно скрыли, боясь, что христіане будутъ ихъ чтить.

Только часть одежды преподобномученика удалось сохранить и доставить на Святую Гору въ Кавксокаливитскій скитъ. Но Господь, Покровительствовавшій новомученику при жизни, прославилъ его и послѣ кончины. Совершилось не мало чудесъ по молитвамъ къ святому страстотерпцу. Одинъ послушникъ исцѣлился отъ зубной боли, призвавъ его въ молитвѣ. А одниъ іеромонахъ, страдавшій душевною болѣзнею, совершенно выздоровѣлъ — сталъ вполнѣ нормальнымъ человѣкомъ, когда прикоснулся къ части одежды новомученика.

Такъ жилъ, страдалъ и преставился преподобномученикъ Константинъ, отдавъ жизнь за вѣру Христову, въ которой онъ не родился. О, если бы мы могли обладать силою духа и хранить такъ истинную нашу вѣру православную, въ которой жили наши предки и въ которой мы родились!

Примечаніе: Взято изъ книги «Избранныя изъ Аѳонскаго Патерика житія св. угодниковъ Божіихъ, возсіявшихъ на св. Горѣ». Изданіе Русскаго Ильинскаго Скита на Аѳонѣ. 1894 г.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ тринадцатый. [1967 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1967. — С. 59-62.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.