Церковный календарь
Новости


2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Православное Міровоззрѣніе (1990)
2018-10-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). Духъ послѣднихъ временъ (1991)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 22 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ тринадцатый. [1967 г.]

Слава Крушедольскаго монастыря.

Въ 1948 году я посѣтила Крушедольскую обитель. Я пріѣхала изъ пыльнаго Бѣлграда, гдѣ въ то время находился нашъ монастырь, чтобы хоть только побывать на развалинахъ милой сердцу Хоповской обители [1], насладиться божестѣенной тишиной зеленой пустыни. Переночевала въ хатѣ у одной русской вдовы, которая живетъ вблизи Хоповскаго монастыря. Раннимъ утромъ 29 іюля вышла на богомолье въ Крушедольскую обитель. До этого монастыря отъ Хопова свыше 15-ти километровъ. Еще вѣетъ легкой прохладой. Но къ восьми часамъ утра палитъ жгучее, южное іюльское солнце. По раскаленнымъ дорогамъ, среди полей кукурузы идутъ паломники въ Крушедолъ; большею частію женщины, дѣвушки, почти всѣ въ черныхъ, скромныхъ платьяхъ. Рѣдко встрѣчаешь яркій нарядъ. Есть и пожилые мущины, юноши, много дѣтей, но уже старшаго возраста, т. к. малыши не выдерживаютъ труднаго пути.

Иду уединенно... Послѣ города пью божественную тишину полей. Вдали — сине-зеленыя очертанія пологихъ горъ «Фрушка гора», т. е. горы Франковъ. Здѣсь когда-то проходили франки и даже были завоевателями этихъ прекрасныхъ, зеленѣющихъ горъ... Послѣ безводнаго, томительнаго пути, близъ дороги, подъ сѣнью высокихъ тополей, струится очень холодный источникъ прекрасной воды — артезіанскій колодезь, устроенный по иниціативѣ нѣкоего раба Божія Саввы. Называется въ честь этого благотворителя «Савинацъ». Къ колодцу внизъ ведутъ сѣрыя каменныя ступени — ступеней десять. Обдаетъ свѣжестію... Журчитъ струя живительной, необычайно вкусной воды. Надъ колодцемъ — икона Святителя Николая подъ защитою желѣзной рѣшетки. Упокой, Господи, раба Божія Савву! Отрадно утомленнымъ путникамъ пить эту прекрасную воду! Послѣ краткаго отдыха — дальше, впередъ, въ гору, по раскаленному и однообразному пути. Вотъ, наконецъ, вдали — очертанія села Крушедолъ. Вотъ сельская Срѣтенская церковь — бывшій обительскій храмъ женской обители, которую создала преп. Ангелина. Отъ монастыря осталась только эта церковь. Дорога спускается внизъ и ведетъ въ ярко-зеленую прекрасную долину, тонущую въ фруктовыхъ садахъ. Божій рай... Радостные голоса пташекъ, кузнечиковъ, легкій, изящный полетъ синихъ стрекозъ надъ ручьемъ. И вотъ открывается бѣлый, очень бѣлый, видно только что выбѣленный монастырь Крушедолъ, типа нашего милаго, теперь разрушеннаго Хопова. Вотъ и вѣковѣчныя ели, какъ и въ Хоповѣ, насаженныя передъ обителью. Ослѣпительно бѣла обитель, легка, стройна. Вотъ низкій сводъ воротъ монастырскихъ и внутренній дворъ. Вотъ бѣлыя арки корридоровъ, оконца келлій. Но въ монастырѣ живутъ всего два сербскихъ іеромонаха. На лѣто правительство Тито прислало сюда на отдыхъ учащихся мальчиковъ.

Передъ монастыремъ, на яркой травкѣ уже блаженно отдыхаютъ богомольцы послѣ труднаго, утомительнаго пути — больше женщины въ черномъ. А въ церкви — Божія красота. На стѣнахъ сохранились фрески отъ 1445 года. Въ алтарѣ — отъ 1500 года. Въ средней части храма и въ притворѣ — позднѣйшаго времени, отъ 1600 года. Въ средней части храма покоятся величайшія святыни Крушедола — въ одномъ ковчегѣ, справа отъ алтаря, почиваетъ рука до локтя преп. Ангелины, а слѣва — ея стопа. Иконныя изображенія надъ мощами и съ правой и съ лѣвой стороны надъ ковчегами носятъ слѣды пуль. Кощунственная рука неизвѣстнаго безбожника прострѣлила только эти двѣ иконы. Со двора доносится пѣніе... Въ церковь входитъ священникъ со своими прихожанами изъ какого-то городка или села Югославіи. Поютъ входное «Достойно» и тропарь преп. Ангелины. Пѣніе затихаетъ, и батюшка благодаритъ своихъ прихожанъ за усердіе, что не полѣнились они по сильной жарѣ придти къ ихъ любимой «майкѣ Ангелинѣ».

Черезъ нѣкоторое время снова раздается пѣніе. Въ церковь входитъ другой священникъ съ паломниками изъ какого-то другого мѣста Сербіи. И вотъ, одни за другими, начинаютъ приходить богомольцы группами со своими священниками. Къ вечеру церковь наполняется множествомъ Божіихъ людей, стремящихся къ святынѣ.

Начинается всенощное бдѣніе. Служитъ преосвященный Владыка Викентій. По народному сербскому обиходу поютъ всѣ богомольцы. Пѣніе очень протяжное, однотонное. Во время службы молніи безъ перерыва освѣщаютъ высокія окна Божія дома. Но громыханія почти не слышно: такъ громко потрясаютъ стѣны храма дружные голоса усердно молящагося народа! Во время всенощной говоритъ проповѣдь сербскій священникъ: «Что заставило васъ, братья и сестры, прійти сюда, бросивъ всѣ ваши домашнія работы? Что заставило васъ страдать по пути отъ жгучихъ лучей іюльскаго солнца, изнемогать, жаждать? Ваша крѣпкая, твердая вѣра въ міръ невидимый, ваша ничѣмъ неколебимая вѣра, въ наше безбожное, невѣрное время!»

«Живио! Живио! Живио!» привѣтствуетъ народъ священника. Восклицаютъ съ экзальтаціей, съ энтузіазмомъ, столь присущими вѣрующимъ сербамъ.

Прокатился оглушительный мощный раскатъ грома. Кончилась «сухая» гроза и полилъ ливень...

Поздно кончилось бдѣніе. Устали люди. Одни богомольцы остались въ храмѣ — особенно женщины съ дѣтьми, а другіе — пошли подъ бѣлые своды нижнихъ монастырскихъ корридоровъ. Нѣкоторые ночью спали на каменныхъ плитахъ, а особенно усердные всю ночь пѣли священныя пѣснопѣнія, тропари Богородицы, или Пасхальныя пѣснопѣнія...

Взошло Божіе прекрасное солнце. Послѣ ночного, живительнаго ливня заблагоухала долина Крушедольская. Подняли Божіи цвѣты свои разноцвѣтныя головки и заглянули въ сіяющій, праздничный солнечный ликъ. Около девяти часовъ раздался благовѣстъ. Народъ встрѣтилъ владыку Викентія, шедшаго къ храму изъ верхнихъ покоевъ въ сопровожденіи многочисленнаго духовенства. Началась Божественная литургія опять съ очень однотоннымъ, тягучимъ народнымъ пѣніемъ. Прекрасную проповѣдь сказалъ Владыка о преп. Ангелинѣ. «Святая мать наша Ангелина была не только любящею супругою своего слѣпого мужа, она была не только заботливою матерью своихъ святыхъ сыновей — она любовь свою не ограничила семьею — ея любовь распространялась на весь сербскій народъ. Она матерински миловала, жаловала и чужихъ дѣтей, сострадала матерямъ, помогала въ нуждѣ, въ горѣ всѣмъ обездоленнымъ, — вотъ почему вы и сейчасъ ясно чувствуете невидимое присутствіе ея святой души и душею, не видя преподобной, устремляетесь къ ней, къ вѣчно живой! Она была, есть и будетъ матерью не только своей семьи, но и всего сербскаго народа!»

«Живио! Живио! Живио!» восторженно восклицаютъ люди Божіи.

Послѣ крестнаго хода вокругъ храма съ чтеніемъ четырехъ воскресныхъ Евангелій кончается торжество церковное. Народъ на зеленой, свѣжей, омытой дождемъ травкѣ, располагается подкрѣпить свои силы пищею, принесенной изъ домовъ. Нѣкоторые остаются и до вечера.

Не труденъ обратный путь, среди полей, благоуханій, тихаго шелеста кукурузныхъ листьевъ. Солнце то скроется, то выглянетъ изъ-за тучъ. Вѣетъ легкій, благовонный вѣтеръ, несется широкою волною съ зеленыхъ, красивыхъ Фрушкихъ горъ. Въ послѣдній разъ оглядываюсь на колокольню бѣлой обители. Вотъ и крестъ скрылся въ зеленой долинѣ.

Преподбная мати Ангелина, моли Бога о насъ!

Примѣчаніе:
[1] Лѣснинская женская обитель пребывала въ Хоповской съ 1920 г. до Великаго Четверга 1943 года, когда красные сожгли этотъ монастырь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ тринадцатый. [1967 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1967. — С. 64-67.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.