Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ тринадцатый. [1967 г.]

Житіе преподобной Пелагіи.
Память 8-го октября. — Отошла ко Господу около 457 года.
(Житіе ея написалъ діаконъ Иліопольской церкви Іаковъ.)

Преп. Пахомій первый и составилъ строгій общежительный уставъ. При его жизни въ Тавеннѣ и въ ея окрестностяхъ собралось около 7000 монаховъ.

Въ этой св. обители преп. Ноннъ прославился своею высокою жизнью. Въ 448 году онъ былъ приглашенъ на Едесскую каѳедру.

Святѣйшій архіепископъ Антіохіи Сирійской созвалъ однажды по церковнымъ дѣламъ изъ окрестныхъ городовъ восемь епископовъ, между которыми былъ и епископъ Ноннъ. Они расположились передъ входомъ въ храмъ св. мученика Іуліана Тарсянина. Владыку Нонна попросили сказать поученіе. Въ это время мимо храма проѣхала на ослѣ извѣстная красавица Пелагія. Ея драгоцѣнныя одежды сверкали золотомъ, камнями самоцвѣтными и жемчугомъ. За ней слѣдовали разряженные богатые юноши и дѣвушки Антіохіи. На шеѣ знаменитой танцовщицы сіяла въ блескѣ солнечныхъ лучей тяжелая золотая цѣпь. Воздухъ наполнился ароматомъ мускуса и другими драгоцѣнными восточными благовоніями. Епископы, увидѣвъ эту грѣшницу, ѣхавшую безъ покрывала, съ обнаженными плечами, какъ не подобаетъ быть женщинамъ, невольно опустили долу очи свои, и только съ сокрушеніемъ вздыхали, скорбя о погибшей душѣ этой юной женщины. Одинъ епископъ Ноннъ пристально смотрѣлъ на безстыдную плясунью. Къ удивленіею всѣхъ епископъ святой спросилъ:

«Васъ не заняла красота ея?»

Епископы, не зная, что отвѣтить, молчали. Блаженный Ноннъ склонилъ лицо свое на колѣни, и обильныя слезы потекли изъ его святыхъ очей. Тяжко вздыхая, онъ сказалъ епископамъ:

«Васъ не заняла красота ея? А я истинно увлеченъ ея красотою. На эту красоту Богъ укажетъ намъ, епископамъ, на Судѣ Своемъ, когда будетъ судить насъ. Сколько времени провела эта женщина со всѣмъ напряженіемъ мыслей осматриваясь въ зеркалѣ, какъ бы не было какого нибудь недостатка въ уборѣ. А мы, мы, которымъ обѣщана честь видѣть Великое, Свѣтлое, Несравненное Лицо Жениха Небеснаго, на которое не смѣютъ взирать херувимы, мы развѣ украшаемъ себя, развѣ очищаемъ нечистыя сердца наши?!»

Послѣ этихъ словъ епископъ Ноннъ со своимъ діакономъ Іаковомъ пошелъ въ гостиницу, при церкви св. Іуліана, гдѣ были для нихъ уготованы келліи. Придя въ опочивальню, блаженный епископъ упалъ на землю лицемъ своимъ и, ударяя себя въ грудь, плакалъ и стоналъ, говоря:

«Господи Іисусе Христе, прости меня грѣшнаго и недостойнаго. Я не украшаю свою душу, какъ украшаетъ тѣло свое эта юная грѣшница! Какимъ лицомъ буду смотрѣть на Тебя? Какъ оправдаюсь предъ Тобою?»

Тутъ же сказалъ онъ діакону Іакову, своему ученику:

«Братъ діаконъ, я видѣлъ сонъ и сильно смущаюсь. Стоитъ у алтаря голубка, покрытая всякою грязью. Она летаетъ около меня, и я не могу выносить ея зловонія. Когда діаконъ возгласилъ: «Оглашенные, изыдите!» — она исчезла. Послѣ окончанія Божественной Литургіи, когда отпущенъ былъ народъ, голубка, покрытая нечистотами, опять стала летать около меня. Я взялъ ее и опустилъ въ купель церковнаго преддверія. Голубка вышла изъ воды бѣлоснѣжною, сіяя чистотою. Она быстро взвилась вверхъ и исчезла изъ глазъ».

Открылъ св. епископъ Ноннъ, діакону Іакову свой дивный сонъ, и они вмѣстѣ пошли въ церковь, Послѣ чтенія св. Евангелія, архіепископъ города предложилъ св. Нонну сказать народу поученіе. Говорилъ епископъ Ноннъ, исполненный Духа Святаго, съ такою силою о будущемъ Страшномъ Судѣ, о будущемъ воздаяніи, что весь народъ, плакалъ. По Божіей волѣ Пелагія вошла въ церковь во время этой проповѣди. И совершилось дивное чудо. Легкомысленная танцовщица, никогда не посѣщавшая храма Божія, услышавъ слова блаженнаго епископа — пришла въ такое сокрушеніе о грѣхахъ своихъ, что стала громко рыдать, проливая рѣки слезъ. Потомъ она сказала двумъ, слугамъ своимъ.

«Стойте здѣсь! Когда выйдетъ св. епископъ Ноннъ, идите за нимъ и узнайте, гдѣ онъ живетъ. Потомъ пріидите и скажите мнѣ».

Узнавъ, что св. епископъ Ноннъ живетъ въ келліи при церкви св. мученика Іуліана, Пелагія послала блаженному Владыкѣ такое письмо: «Святому ученику Христову — грѣщница и ученица діавола. Слышала я о Богѣ Твоемъ, что Онъ преклонилъ небеса и сошелъ на землю не для праведныхъ, а для того, чтобы спасти грѣшниковъ. Онъ настолько смирился, что приближался къ мытарю, и Тотъ, на Кого не смѣютъ взирать херувимы, общался съ грѣшниками. И ты, господинъ мой, въ которомъ такъ много святости, хотя и не видалъ тѣлесными очами Христа Іисуса, говорившаго съ самарянкою у колодца, но ты искренній поклонникъ Его, какъ слышала я отъ христіанъ. Если же ты ученикъ Его, то ты не отвергнешь меня, желающую черезъ тебя видѣть Спасителя».

Св. епископъ Ноннъ отвѣтилъ кающейся грѣшницѣ такъ: «Не искушай смиренія моего», писалъ блаженный, «я — грѣшный рабъ Божій. Если ты искренно желаешь благочестія, желаешь принять вѣру и видѣть меня, то со мною тутъ находятся и другіе епископы. Только въ ихъ присутствіи сможешь ты меня видѣть. Одного не увидишь!»

Прочитавъ это посланіе, Пелагія устремилась въ церковь св. муч. Іуліана и дала знать о своемъ приходѣ. Блаженный епископъ Ноннъ пригласилъ къ себѣ епископовъ. Вотъ вошла бывшая грѣшница въ собраніе епископовъ, полная глубокаго покаянія. Она поверглась къ ногамъ св. епископа:

«Умоляю тебя, Владыка мой, — говорила она, — будь подражателемъ твоего Господа Іисуса, излей на меня доброту твою, сотвори меня христіанкою. Я — море грѣховъ и бездна нечестія. Прошу совершить надо мною крещеніе».

Такъ умоляла грѣшница, познавшая Спаса нашего и возлюбившая Его всею душою.

Владыка умиленно взиралъ на кающуюся грѣшницу и просилъ ее встать. Тихо сказалъ ей блаженный, что не имѣетъ права ее крестить, пока она не найдетъ поручителей, которые засвидѣтельствуютъ, что она не вернется къ своей прежней грѣховной жизни. Въ отвѣтъ на это Пелагія, снова ухватилась за ноги блаженнаго владыки, омывая ихъ слезами покаянія и умоляя его совершить надъ нею св. таинство Крещенія.

«Ты дашь отвѣтъ Богу», говорила она, «если станешь откладывать крещеніе гнусной грѣшницы. Не найдешь ты у Бога жребія со святыми, если не удалишь меня отъ злыхъ дѣлъ моихъ».

Слушали рѣчи Пелагіи присутствующіе епископы и удивлялись, говоря:

«Мы еще не видали такой вѣры, какова вѣра этой грѣшницы!».

Діакона Іакова послали къ архіепископу города Антіохіи, повѣдали ему о желаніи св. Пелагіи принять крещеніе. Архіепископъ сейчасъ же послалъ діакониссу [1] Роману. Когда діаконисса вошла въ собраніе епископовъ, Пелагія еще лежала у ногъ блаженнаго Нонна. Послѣдній съ трудомъ поднялъ ее, говоря:

«Встань, дочь моя, чтобы огласиться передъ крещеніемъ».

Она встала. И сказалъ ей св. епископъ:

«Исповѣдуй грѣхи твои».

Пелагія отвѣчала съ плачемъ:

«Если смотрю въ сердце мое, то не нахожу ни одного добраго дѣла. Грѣховъ же болѣе, чѣмъ песку въ морѣ. Уповаю на Бога твоего, что Онъ Самъ взвѣситъ тяжесть грѣховъ моихъ и помилуетъ меня».

«Какъ твое имя?»

«Родители мои», сказала Пелагія, «называли меня Пелагіею, а граждане Антіохіи зовутъ меня Маргаритою [2] по тяжести украшеній, которыми украсили меня грѣхи мои».

«Твое природное имя — Пелагія?»

«Такъ», отвѣтила она.

Св. епископъ огласилъ ее, крестилъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа, помазалъ мѵромъ и причастилъ Пречистаго и Животворящаго Тѣла и Крови Господа нашего Іисуса Христа, ва оставленіе грѣховъ.

Духовною матерью Пелагіи была госпожа Романа. Св. епископъ Ноннъ сіялъ Пасхальною радостію. Онъ приказалъ діакону приготовить трапезу, въ торжественный день крещенія бывшей грѣшницы всѣ присутствующіе въ веселіи сердца вкушали пищу. Вдругъ раздался страшный нечеловѣческій крикъ.

«Проклятъ день, въ который ты родился!» — вопилъ нечистый епископу.

Потомъ сатана обратился къ новокрещенной:

«Что ты дѣлаешь, госпожа Пелагія? Ты подражаешь Іудѣ. Онъ, увѣнчанный почестію, предалъ Господа своего. И ты сдѣлала со мною то же!»

Св. епископъ Ноннъ сказалъ новокрещенной:

«Огради себя крестомъ Христовымъ и прокляни діавола!»

Оградила себя св. Пелагія крестнымъ знаменіемъ, дунула на діавола и онъ мгновенно исчезъ!

Вотъ какова сила креста Господня!

Черезъ два дня, когда св. Пелагія спала въ келіи со своей духовной матерью, святою Романою, врагъ рода человѣческаго осмѣлился разбудить новокрещенную и сказалъ:

«Госпожа моя Маргарита! Не обогащена-ли ты золотомъ и серебромъ? Не украсилъ-ли я тебя жемчугомъ, каменьями драгоцѣнными? Чѣмъ же ты оскорблена? Отвѣчай мнѣ, и я все сдѣлаю для тебя. Только не дѣлай меня посмѣшищемъ христіанъ!»

Тогда новокрещенная перекрестилась, дунула на демона и сказала:

«Богъ мой, исхитившій меня изъ зубовъ твоихъ и введшій меня въ небесный чертогъ Свой, Онъ да станетъ за меня противъ тебя!»

Сатана мгновенно исчезъ и уже больше не являлся св. Пелагіи.

На третій день послѣ крещенія святая передала свои несмѣтныя богатства св. епископу Нонну, но онъ не счелъ возможнымъ для церкви употребить эти богатства, пріобрѣтенныя грѣхомъ, а приказалъ раздать ихъ нищимъ, сиротамъ, вдовамъ. Св. Пелагія позаботилась о всѣхъ своихъ слугахъ, и служанкахъ, о всѣхъ рабахъ и рабыняхъ — она дала имъ свободу и одарила ихъ золотомъ и серебромъ.

На восьмой день послѣ крещенія, когда надо было снять бѣлыя одежды, въ которыя она была облечена послѣ великаго таинства, она ночью, надѣвъ на себя власяницу и подрясникъ св. епископа Нонна, вышла изъ дома и — навсегда покинула шумную, многолюдную Антіохію. Никто не вѣдалъ куда скрылась бывшая великая грѣшница, а теперь чистая невѣста Христова, пламенно возлюбившая Спасителя своего. Плакала о ней ея духовная мать, св. Романа-Діаконисса, которая за короткое время полюбила святую Пелагію за ея глубокое покаяніе и смиреніе. Блаженный епископъ Ноннъ утѣшалъ св. Роману, говоря:

«Не плачь, дочь, а радуйся! Пелагія избрала добрую часть, подобно Маріи, которую Господь предпочелъ Марѳѣ»

Св. Пелагія ушла во Святой Градъ Іерусалимъ и устроила себѣ келлію на Елеонской горѣ, откуда вознесся Господь. Господь вложилъ въ сердце діакона Іакова посѣтить Святую Землю. Черезъ четыре года то было послѣ крещенія св. Пелагіи. Передъ паломничествомъ онъ попросилъ у св. епископа Нонна благословеніе. Тому было открыто, гдѣ спасается св. Пелагія, и онъ сказалъ діакону посѣтить на Елеонской Горѣ «нѣкотораго брата Пелагія, который нѣсколько лѣтъ живетъ въ затворѣ и отъ котораго онъ получитъ для души большую пользу». Діаконъ Іаковъ, прибывъ въ Іерусалимъ и поклонившись его святынямъ, пошелъ на Гору Елеонскую и тамъ отыскалъ «затворника Пелагія». Святая спасалась въ маленькой келліи, съ малымъ окошечкомъ въ стѣнѣ. Діаконъ постучалъ въ окошко. Подвижница узнала діакона Іакова, но онъ, конечно, не могъ узнать бывшую ослѣпительную красавицу. Глаза ея глубоко ввалились, лицо потемнѣло. Она тихо спросила діакона:

«Откуда ты пришелъ, братъ?»

«Я посланъ къ тебѣ епископомъ Нонномъ», — отвѣтилъ діаконъ.

«Да помолится онъ обо мнѣ. Онъ — истинно святый Божій».

Сказавъ такъ, подвижница затворила окошко и начала пѣть третій часъ. Діаконъ, пораженный ангельскимъ видомъ святой Пелагіи, сталъ молиться у стѣны ея келліи.

Когда онъ обходилъ монастыри Св. Града Іерусалима, то всюду слышалъ о подвижникѣ Пелагіи, который своими святыми молитвами исцѣляетъ больныхъ. Діаконъ рѣшилъ еще разъ побывать у св. Пелагія. Пришелъ онъ къ келійкѣ и сталъ звать затворника Пелагія. Отвѣта не было. Ждалъ терпѣливо діаконъ. Прошелъ день, второй, третій... Никто не отзывался. Діаконъ отворилъ, наконецъ, окошко и увидѣлъ св. Пелагію — умершую.

Діаконъ затворилъ окошко, замазалъ его глиною и поспѣшилъ во Іерусалимъ. Принесъ туда онъ печальную вѣсть:

«Святой монахъ Пелагій, творившій чудеса, почилъ».

Собралось множество монаховъ къ келліи великой подвижницы. Вынесли ея святыя мощи изъ келліи. Когда помазывали по обряду тѣло почившей ароматами, то увидѣли, что подвижникъ былъ по природѣ женщиной. Иноки хотѣли скрыть это отъ народа, но люди Божіи узнали и послышались восклицанія:

«Слава Тебѣ, Господи Іисусе, что у Тебя есть сокровенные на землѣ не только мужи, но и жены!»

Вѣсть объ отшествіи ко Господу великой подвижницы распространилась по всей Святой Землѣ. Изъ женскихъ обителей Іорданскихъ и Іерихонскихъ пришли инокини со свѣчами, лампадами и пѣли погребальныя пѣснопѣнія надъ св. мощами преподобной Пелагіи. Торжественно были похоронены св. мощи невѣсты Христовой.

Русскій игуменъ Даніилъ въ XII вѣкѣ писалъ: «На Горѣ Елеонской есть пещера глубока очень, близъ Вознесенія Господня, на полдень лицомъ, а въ той пещерѣ гробъ святой Пелагіи блудницы».

Инокъ Зосима въ 1426 году говорилъ: «Вторая церковь на Горѣ Елеонской мала, въ ней же Пелагія блудница и гробъ ея тамъ возлѣ стѣны, и, о чудо Божіе! Кто хочетъ пойти мимо гроба ея, она не пускаетъ, если проходитъ недостойный человѣкъ».

Западный паломникъ Ансельмъ въ 1509 году писалъ: «Ниже мѣста Вознесенія, сходя ступеней 20 или около того, — мѣсто или келійка, гдѣ св. Пелагія совершала покаяніе».

Примѣчанія:
[1] Діакониссы были служительницами, на обязанности которыхъ было наставлять крещаемыхъ женщинъ и дѣвицъ, посѣщать больныхъ, бѣдныхъ, заключенныхъ въ темницахъ, служить исповѣдникамъ, мученикамъ, содержимымъ подъ стражей, помогать неимущимъ.
[2] Въ переводѣ съ греческаго Маргарита значитъ Жемчужина.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ тринадцатый. [1967 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1967. — С. 92-98.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.