Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ тринадцатый. [1967 г.]

Св. вел. князь Михаилъ Ярославичъ Тверской, Чудотворецъ.
[Память 22 ноября и 24 іюня.]

Три года Георгій, живя въ Ордѣ, искалъ у ордынскихъ вельможъ, дарилъ ихъ, наконецъ, угодилъ новому хану Узбеку, который выдалъ за него любимую сестру Кончаку (въ крещеніи Агаѳья), объявилъ его великимъ княземъ и далъ войско. Тогда недостойный Георгій съ татарами и ихъ воеводою Кавчадыемъ пошелъ на Тверь.

Михаилъ отправилъ къ племяннику пословъ, говоря: «Если то угодно царю — будь великимъ княземъ, но оставь меня спокойно княжить въ моемъ удѣлѣ. Иди во Владиміръ и отпусти войско». Георгій вмѣсто отвѣта принялся опустошать Тверское княжество. Михаилъ созвалъ тогда на совѣтъ епископа и бояръ.

«Судите», — сказалъ онъ, — «меня съ племяиникомъ. Я отдалъ великое княжество Георгію, а онъ посягаетъ на голову мою и терзаетъ мой наслѣдственный удѣлъ. Кто изъ насъ виноватъ?»

«Ты правъ передъ Богомъ, государь, — отвѣчали всѣ, — возьми мечъ и иди на врага. Съ тобою Богъ и вѣрные слуги, готовые умереть за тебя».

«Не за меня одного, — сказалъ князь, — но за множество невинныхъ людей, лишаемыхъ крова, свободы и жизни. Вспомните слово евангельское: «Кто положитъ душу свою за други, тотъ великъ наречется», да будетъ вамъ слово Господне во спасеніе».

Мужественно встрѣтилъ Михаилъ въ 40 верстахъ отъ Твери полки Георгія, соединенные съ татарами и мордвою. Во время битвы Михаилъ, казалось, искалъ смерти. Шлемъ его и латы были всѣ изсѣчены и прострѣлены, но онъ остался цѣлъ и невредимъ, отражалъ непріятеля и, наконецъ, погналъ его. Эта побѣда спасла множество жителей Тверской области, взятыхъ въ плѣнъ татарами. Они во время сраженія молились за исходъ битвы и, видя торжество князя, плакали отъ радости. Вмѣстѣ съ другими плѣниками Михаилъ захватилъ жену Георгія и военачальника Кавгадыя. Угостивъ Кавгадыя, Михаилъ обласкалъ его и отпустилъ къ хану. Тотъ лицемѣрно клялся ему въ дружбѣ. Къ несчастью, жена Георгія скоро умерла, и враги Михаила распустили слухъ, будто она отравлена. Зная свою правоту, Михаилъ, послѣ отъѣзда Кавгадыя, предложилъ Георгію ѣхать съ нимъ въ Орду на судъ, а пока спокойно занимался дѣлами княженія. Тѣмъ временемъ Георгій поспѣшилъ предупредить дядю въ Ордѣ и очернилъ его передъ ханомъ.

Наконецъ, собрался ѣхать и Михаилъ. Принявъ благословеніе отъ епископа и перекрестивъ дѣтей, онъ отправился въ путь.

Добрая супруга его, княгиня Анна, провожала его часть пути. На мѣстѣ разлуки Михаилъ исповѣдывался своему духовнику.

«Можетъ быть, — говорилъ онъ, — послѣдній разъ открываю тебѣ мою душу. Я всегда любилъ отечество, но не могъ прекратить нашихъ злобныхъ междоусобій. Буду доволенъ, если хоть моя смерть успокоитъ Русь».

Во Владимірѣ посолъ хана объявилъ князю его гнѣвъ. Бояре совѣтовали Михаилу остановиться, сыновья молили послать за себя кого-нибудь изъ нихъ.

«Нѣтъ, — отвѣчалъ князь, — ханъ требуетъ меня, а не васъ. Подвергнемъ-ли отечество новой бѣдѣ. Можемъ-ли бороться съ ихъ силой? За мое ослушаніе падетъ множество христіанъ, мнѣ и тогда придется умереть. Не лучше-ли умереть теперь, когда тѣмъ я еще могу спасти другихъ?»

Михаилъ написалъ завѣщаніе, респредѣлилъ удѣлы между сыновьями, далъ имъ отеческое наставленіе, какъ жить добродѣтельно, и простился съ ними навсегда. Михаилъ нашелъ Узбека на берегу Азовскаго моря у устьевъ Дона, вручилъ ему дары и шесть недѣль жилъ въ Ордѣ спокойно. Вдругъ ханъ приказалъ разсудить его съ Георгіемъ. Въ числѣ судей были Кавгадый и ханскіе вельможи, подкупленные Георгіемъ. Михаила осудили, взведя неправильную вину — отравленіе ордынской царевны, удалили отъ него вѣрныхъ слугъ и наложили на него колодку.

Ханъ Узбекъ отправлялся на звѣриную ловлю. За нимъ тронулась вся Орда, повлекли вслѣдъ и Михаила. Обремененный цѣпями и тяжелой колодкой, онъ терпѣливо переносилъ униженіе и муку, готовился къ смерти, нѣсколько разъ пріобщался, бесѣдовалъ о будущей жизни съ находившимися при немъ игуменомъ и двумя священниками. Ночи онъ проводилъ въ молитвѣ и чтеніи псалмовъ Давидовыхъ по книгѣ, которую отрокъ княжескій держалъ и переворачивалъ въ ней листы. Нѣсколько разъ предлагали ему бѣгство, были наготовѣ и быстрые кони и проводники. Князь же отвѣчалъ:

«Не дай Богъ и думать о томъ, — своимъ спасеніемъ подвергнуть бѣдѣ мой народъ! Да будетъ воля Божія».

За Терекомъ, у Дербента, Узбекъ подтвердилъ смертный приговоръ Михаилу. Страстотерпецъ не ужаснулся смерти. Онъ отслужалъ утреню, благословилъ бывшихъ при немъ и сына, пересказалъ ему послѣдній завѣтъ для супруги, дѣтей и братьевъ. Окончивъ земныя дѣла, онъ велѣлъ подать псалтырь и произнесъ: «Прискорбна душа моя до смерти». Раскрывъ псалтырь, онъ прочелъ слова: «Сердце мое смятеся во мнѣ и боязнь смерти нападе на мя». — Содрогнулась душа князя, игуменъ сказалъ ему тогда:

«Въ томъ же псалмѣ сказано: «Возверзи на Господа нечаль твою». И князь договорилъ великія слова — слова стремленія вѣрующей души къ вѣчному Богу: «Кто дастъ ми крылѣ яко голубинѣ и полещу и почію». Онъ закрылъ книгу. Въ это время въ ставку вбѣжалъ блѣдный, дрожащій, отрокъ княжескій съ вѣстью: князь Георгій и Кавгадый съ толпою народа приближаются къ ставкѣ.

«Вѣдаю для чего», — спокойно произнесъ князь и послалъ юнаго сына къ женѣ Узбековой съ просьбой сберечь его.

Георгій и Кавгадый остановились на площади, вблизи шатра, разогнали всѣхъ людей княжескихъ и послали въ шатеръ убійцъ. Михаилъ стоялъ одинъ на молитвѣ. Убійцы повергли его на землю, истязали, топтали ногами. Наконецъ, одинъ изъ нихъ вонзилъ ножъ въ ребра и вырѣзалъ сердце. Тѣло князя лежало нагое, пока народъ, по татарскому обычаю, грабилъ имущество убитаго. Только Кавгадый сумрачно напомнилъ Георгію:

«Онъ твой дядя, оставишь-ли трупъ на поруганіе?» Тогда Георгій приказалъ слугѣ покрыть князя. Мученическій подвигъ святого князя совершился 22 ноября 1319 г.

Тѣло Михаила было сначала погребено въ Москвѣ. Потомъ, по просьбѣ вдовы и сыновей князя, Георгій отпустилъ гробъ въ Тверь. На берегу Волги вдовствующая княгиня Анна съ сыновьями, народъ и духовенство встрѣчали тѣло. Когда подняли крышку гроба — увидѣли тѣло нетлѣннымъ, нисколько не поврежденнымъ, ни дальней дорогой, ни пятимѣсячнымъ пребываніемъ въ могилѣ. Мощи предали землѣ въ соборномъ храмѣ, гдѣ въ 1765 г. онѣ снова были обрѣтены нетлѣнными и поставлены тогда открыто.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ тринадцатый. [1967 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1967. — С. 101-104.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.