Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.]

Житіе свят. Гермогена, патріарха Московскаго и всея Россіи.
Память 17 февраля.

Откуда происходилъ св. Гермогенъ?

Неизвѣстно. Всѣ сословія преклонялись предъ нимъ, и каждое считало его своимъ. Бояре утверждали: «Онъ нашъ — изъ рода князей Голицыныхъ». «Онъ — нашъ Отецъ — донской казакъ», говорили казаки. «Онъ — изъ купеческаго рода», говорили люди торговые.

Вѣроятнѣе всего, что св. Гермогенъ былъ изъ духовнаго званія, такъ какъ въ его родствѣ можно указать на иноковъ и священниковъ.

Святой родился приблизительно въ 1530 г. Во время царя Іоанна Грознаго онъ былъ священникомъ въ Казани при церкви Святого Николая, «Гостиннодворской». Святой сподобился поднять изъ земли новоявленный образъ, найденный чистой, смиренной отроковицей Матроною, и нести его торжественнымъ крестнымъ ходомъ во храмъ Св. Николая «Тульскаго». По преданію, св. Гермогена тогда звали Ермолаемъ. Святой понялъ, какая была дарована великая милость Божія Святой Руси явленіемъ этой дивной иконы. Онъ говорилъ: «Пресвѣтлую икону — источникъ неисчерпаемый Богъ даровалъ православнымъ, да не рекутъ языцы, гдѣ есть Богъ ихъ, въ Него же вѣруете... и да утвердилась бы и просвѣтилась православная вѣра». Святой написалъ исторію этого образа.

Черезъ восемь лѣтъ священникъ Ермолай постригается съ именемъ Гермогена и назначается архимандритомъ Спасо-Преображенскаго монастыря въ городѣ Казани. Св. Гермогенъ былъ высокообразованнымъ, мудрымъ инокомъ. Онъ вдохновенно, сильно говорилъ проповѣди, прекрасно писалъ. Народъ русскій назвалъ его «вторымъ Златоустомъ».

Царь Ѳеодоръ Іоанновичъ, больше монахъ, чѣмъ царь, учредитель патріаршества на Руси, обратилъ вниманіе на архимандрита Гермогена и назначилъ его Казанскимъ митрополитомъ. Св. митрополитъ ревностно трудился, чтобы поднять православіе, которое стало тогда падать въ Казанскомъ краѣ. Онъ открылъ мощи просвѣтителей Казани, святителей Гурія, Варсонофія и Германа, и составилъ ихъ житія. Святой торжественно совершалъ память мучениковъ Казани, святыхъ Іоанна, Стефана и Петра, о которыхъ совершенно забыли. Но вотъ повелѣлъ ему Господь стать борцомъ за православіе въ самомъ сердцѣ Святой Руси, въ первопрестольной Москвѣ. Тяжкій крестъ возложилъ Господь на плечи своего избранника... Прошли благодатные, мирные дни царствованія горячо любимаго народомъ царя Ѳеодора Іоанновича. Въ 1598 году, въ вечеръ Богоявленія Господня блаженно отошелъ ко Господу благочестивый, кроткій, смиренный царь — родъ св. Владиміра кончился съ нимъ. Земскій соборъ избралъ царемъ Бориса Годунова, на сестрѣ котораго былъ женатъ блаженный царь и который былъ помощникомъ царя въ дѣлѣ управленія. Борисъ былъ человѣкъ умный, но властолюбивый. Послѣ смерти царя долженъ былъ наслѣдовать престолъ младшій сынъ царя Іоанна Грознаго — Димитрій, который проживалъ въ гор. Угличѣ со своею матерью. Святой отрокъ былъ закланъ звѣрски среди бѣла дня, и мощи его впослѣдствіи источали многія чудеса.

Послѣ смерти царя Бориса, сынъ его — прекрасный, образованный, добрый юноша, — былъ убитъ. Смутой на Руси воспользовались поляки. Страшная гроза надвигалась на Русь.

Въ Польшѣ богатый князь Вишневецкій оказалъ пріютъ загадочному двадцатилѣтнему юношѣ, который выдавалъ себя за спасеннаго изъ рукъ убійцъ царевича Димитрія. Поляки рѣшили его посадить на Престолъ Московскій, чтобы черезъ него захватить въ свои руки Святую Русь. Знатный Юрій Мнишекъ рѣшилъ выдать свою гордую и властолюбивую дочь Марину за будущаго царя.

Лѣтомъ 1605-го года, когда самозванецъ торжественно въѣзжалъ изъ московскихъ воротъ на Красную площадь, поднялся страшный вихрь. Всадники едва усидѣли на лошадяхъ, колокола сами собой зазвонили въ церкви св. Софіи, что на набережной. «Дурные знаки» — говорилъ народъ.

Когда Лжедимитрій рѣшилъ обвѣнчаться съ Мариною Мнишекъ, митрополитъ Гермогенъ, бывшій въ то время въ Москвѣ, безбоязненно заявилъ: «Православному царю не подобаетъ брать замужъ неправославную». Лжедимитрій въ гнѣвѣ выслалъ св. митрополита въ Казань и приказалъ лишить его сана. Его приказъ остался неисполненнымъ: Лжедимитрій былъ вскорѣ убитъ. Воцарился Василій Іоанновичъ Шуйскій, который возвелъ на Патріаршій престолъ Святого Гермогена.

Царь Василій открылъ мощи св. убіеннаго царевича Димитрія и торжественно перенесъ ихъ изъ Углича въ Архангельскій соборъ города Москвы.

И при царѣ Василіи мутился народъ. Народъ пошелъ за проходимцемъ Болотниковымъ. По приказанію этого бродяги лилась кровь невинная. Во время этой смуты одному благочестивому человѣку въ 1608 году явился Самъ Господь Іисусъ Христосъ и велѣлъ повѣдать русскимъ людямъ, что за пролитіе невинной крови, за смуты, за невѣріе — великія бѣдствія посѣтятъ Россію. Святѣйшій патріархъ, узнавъ о видѣніи, призывалъ народъ опомниться, покаяться. Назначенъ былъ строгій постъ, отъ 14-го до 19-го октября. Болотниковъ былъ проклятъ.

Царю Василію удалось подавить крамолу. Болотниковъ былъ схваченъ и казненъ. Св. Патріархъ всячески поддерживалъ законнаго царя, какъ опору святого православія. Не надолго вздохнула Русь страдальная! Поляки подослали второго самозванца. Снова подняли головы крамольники. Святѣйшій умолялъ народъ опомниться, сойти съ гибельнаго пути, куда его влекла Польша.

Призвалъ онъ и русскую церковь стойко бороться за сохраненіе истинной вѣры православной. И многіе достойные іерархи жизнь свою готовы были положить за свою вѣру. Кто не знаетъ, какъ высоко стояла Троицкая Лавра въ «лютое» время Руси! Горсть монаховъ, съ оружіемъ въ рукахъ, выдерживала полтора года напоръ тридцатитысячной арміи поляковъ. Въ Лаврѣ было всего 1.500 защитниковъ-монаховъ и ратныхъ людей. Вотъ, какъ описываетъ лѣтопись это грозное время для древней Троице-Сергіевой Лавры: «Иде въ церковь св. Троицы клирикъ Корнилій, и внезапу прилетѣ ядро пушечное и оторва ему правую ногу по колѣно, и внесоша его въ паперть, и по Божественной литургіи причастился Животворящихъ Тайнъ Христовыхъ, и глаголаше архимандриту: «Се отче, Господь Богъ Архистратигомъ Своимъ Михаиломъ отмститъ кровь православныхъ христіанъ», и сія рекъ, старецъ Корнилій преставился. Въ Михайловъ же день поющимъ вечерню всю, сущіе въ обители людіе съ воплемъ и рыданіемъ и въ перси біеніемъ просяще милости у Бога. Во время же псалмопѣнія внезапу удари ядро въ большой колоколъ и сплывъ въ алтарное окно Пресвятыя Троицы, и пробивъ въ Деисусѣ у образа Архистратига Михаила доску подлѣ праваго крылоса, и ударися по стоицу скользь, и сплы во стѣну, отшибеся о подсвѣщникъ предъ образомъ Святыя Живоначальныя Троицы и поязви свѣщникъ, и отразися въ лѣвой крылосъ и развалися. Въ той же часъ иное ядро прорази желѣзныя двери съ полуденныя страны у церкви Живоначальныя Троицы и проби дску мѣстнаго образа великаго Чудотворца Николы выше лѣваго подлѣ вѣнца, за иконою же ядро не объявися. Тогда въ церкви нападе страхъ великъ на вся предстоящія люди, и вси колеблющеся и поліянъ бысть помостъ церковный слезами пѣнію медлящу отъ множества плача». Необычайная стойкость иноковъ вдохновляла, поддерживала Божьихъ людей Святой Руси.

Послѣ осады умеръ архимандритъ Лавры Іосифъ, и на его мѣсто братія выбрала достойнаго ученика св. Гермогена — преподобнаго Діонисія. Своимъ безграничнымъ милосердіемъ ко всѣмъ обездоленнымъ людямъ страждущей Руси онъ заслужилъ всеобщую любовь. День и ночь, вмѣстѣ со своими иноками, ухаживалъ за ранеными, больными. Вѣруя, что «рука дающаго не оскудѣетъ», онъ щедро кормилъ хлѣбомъ голодныхъ, укрывалъ сиротъ, всѣхъ несчастныхъ.

Примѣръ ему былъ самъ Патріархъ Гермогенъ. Современники пишутъ о безконечной добротѣ Патріарха: «Онъ питаше всѣхъ на трапезѣ своей часто». Раздавалъ раздѣтымъ и разутымъ одежду и обувь, давалъ много золота и серебра обездоленнымъ. Столь щедро творилъ милостыню, что «и самъ въ послѣднюю нищету пріиде».

Высоко стояла церковь русская, возглавляемая Святымъ Патріархомъ. Были въ ней мученики за вѣру, исповѣдники. Такъ тверской архіепископъ Ѳеоктистъ, когда на Тверь шелъ самозванецъ 2-ой, воодушевилъ паству свою на борьбу съ крамольниками. Народное ополченіе отбило мятежниковъ. Но когда войска самозванца снова захватили Тверь — святитель былъ замученъ безбожниками. «Чернь, — какъ пишетъ лѣтопись, — святыя иконы обезчестиша, церкви святыя, конечно, обругаша, домы разграбиша и многихъ смерти предаша».

Будущій патріархъ Земли Русской, митрополитъ Ростовскій Филаретъ Никитичъ Романовъ въ 1608 г. едва не принялъ вѣнецъ мученическій. Когда крамольники подступали къ Ростову, вѣрные патріарху и царю горожане умоляли его бѣжать отъ мятежниковъ въ городъ Ярославль. Но мужественный Владыка сказалъ: «Не бѣгствомъ, а кровью надо спасать отечество». Крамольники осадили церковь, въ которой заперся митрополитъ съ ратными людьми. Ратники исповѣдовались, причастились и ожидали смерти. Безбожники осадили храмъ, стрѣляли, ломились въ двери и яростнымъ ревомъ отвѣчали на голосъ митрополита, призывавшаго ихъ опомниться. Двери съ грохотомъ повалились. Съ дикими криками безбожники ворвались въ святой храмъ. Ратные люди окружили своего любимаго митрополита, грудью защищали отъ крамольниковъ. Многіе изъ нихъ были убиты. Изверги разграбили святыни, разрубили золотую раку святителя Леонтія, а митрополита схатили, грубо, съ ругательствами содрали съ него ризы, одѣли на посмѣяніе въ польскую одежду, голову достойнаго пастыря покрыли татарской шапкой и босого, съ злыми насмѣшками, отправили къ предводителю шайки крамольниковъ, ко второму самозванцу, котораго русскіе люди прозвали «тушинскимъ воромъ».

Появились и въ Москвѣ «воры», какъ ихъ звали въ ту пору на Руси. Безбожники вытащили святого Патріарха изъ Успенскаго собора въ 1609 году на Красную площадь и яростно требовали, чтобы онъ помогъ имъ низвернгуть законнаго царя. Беззащитный старецъ отказался и его непреклонная твердость такъ подѣйствовала на проходимцевъ, что они убѣжали въ Тушино. Св. Патріархъ разослалъ грамоту, умоляя народъ сохранить неврежденнымъ Домъ Пресвятой Богородицы, — Русь Страдальную. «Болитъ моя душа, ноетъ сердце... я плачу и съ рыданіемъ вопію»... писалъ Первосвятитель. «Посмотрите, отечество расхищается и разоряется чужими, поруганію предаются святыя церкви, иконы, проливается кровь неповинныхъ, вопіющая къ Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружіе: не на Бога-ли, Сотворившаго васъ, не на своихъ-ли братьевъ? Не свое-ли отечество разоряется?» Патріархъ предостерегалъ народъ: «Измѣна царю есть страшное злодѣйство, за которое грозно накажетъ Богъ, и она не избавитъ Россію отъ бѣдствій, а еще глубже погрузитъ ее въ бездну».

1 іюля 1610 года мятежники свергли законнаго царя. За нѣсколько дней до того въ Архангельскомъ Соборѣ, гдѣ покоятся потомки святого князя Александра Невскаго, изъ рода котораго происходилъ царь Василій, въ полночь, нѣкоторые богобоязненные люди слышали плачъ великій и чтеніе 118-го псалма: «Блажени непорочніи... » Послѣ чтенія этого псалма послышалось въ царской усыпальницѣ пѣніе «Вѣчной памяти».

Святая Русь стояла на краю бездны.

Въ это время безвластія, подъ давленіемъ Польши на русскій престолъ выбрали польскаго королевича Владислава. Раздался могучій голосъ святого старца: «Не быть на престолѣ московскомъ иноземцу-поляку. Да будетъ править Русью Святою юный бояринъ Михаилъ Ѳеодоровичъ Романовъ — сынъ смѣлаго борца за Православіе, за Церковь Русскую, Митрополита Филарета». Такъ святой уже тогда открылъ людямъ волю Божію. Юному, чистому душею будущему царю Земли Русской было всего 14 лѣтъ. На свѣтлаго отрока, чрезъ священномученика, указывалъ перстъ Божій.

Но пришлось и святому Патріарху съ великою скорбью сдѣлать уступки. Съ несказанною болью въ душѣ, приказалъ Владыка передать полякамъ: «Прежде, чѣмъ стать царемъ русскимъ, долженъ королевичъ Владиславъ принять православіе, жениться на русской, казнить людей русскихъ, перешедшихъ въ католичество; тогда только онъ признаетъ его законнымъ русскимъ царемъ.» Св. Гермогенъ писалъ и самому королевичу Владиславу: «Пріими святое крещеніе въ три погруженія, пріими крещеніе въ нашу православную вѣру». Но скоро выяснилось, что самъ польскій король Сигизмундъ II хочетъ завладѣть Московскимъ престоломъ. Гибель грозила русской вѣрѣ. Св. старецъ былъ, однако, неизмѣнно проникнутъ глубокою вѣрою, что Богомъ любимая Русь не погибнетъ. Онъ звалъ на подвигъ ратный: «Не бойся малое стадо. Если и велики волны и грозна буря, не бойся погибели, ибо на камнѣ вѣры и правды стоимъ. Пусть пѣнится и бѣснуется море — оно не можетъ потопить корабля Іисусова.»

Въ ноябрѣ 1610 года въ Патріаршія палаты явился недостойный бояринъ Михайло Салтыковъ. Подосланный поляками и измѣнниками родины, онъ сталъ требовать, чтобы Святѣйшій призналъ Сигизмунда III царемъ русскимъ. Угодникъ Божій рѣшительно отказался. Извергъ бросился съ ножемъ на святаго старца. Спокойно поднявъ руку со сложеннымъ крестнымъ знаменіемъ, тотъ сказалъ: «Крестное знаменіе да будетъ противъ твоего окаяннаго ножа. Будь ты проклятъ въ семъ вѣкѣ и въ будущемъ.» И дерзкій бояринъ только смущенно пробормоталъ: «Безуменъ былъ и безъ памяти говорилъ.»

Не боясь поляковъ, занявшихъ Кремль, патріархъ чрезъ вѣрныхъ людей собралъ торговыхъ людей въ Успенскій Соборъ. Онъ запретилъ имъ цѣловать крестъ польскому королю, и умолялъ стоять за вѣру православную. Слова Первосвятителя разнеслись не только по всей Москвѣ, но и по всей Руси Святой. Поляки взяли подъ надзоръ Святѣйшаго, и окружили его стражею, но слова Первосвятителя сдѣлали свое великое дѣло.

Послѣ смерти Тушинскаго вора (его убилъ крещеный татаринъ Урусъ), русскіе люди освободились отъ крамольника, мутящаго народъ, и вышло такъ, что патріархъ сталъ управлять даже изъ подъ ареста. Съ января 1611 года началъ онъ писать свои знаменитыя призывныя грамоты. Встрепенулись Божьи русскіе люди. Готовы были они жизнь отдать, вмѣстѣ со своимъ любимымъ Патріархомъ, за спасеніе Святой Руси.

Отъ поляковъ не могло укрыться, что гонцы, съ воспламеняющими сердца русскихъ людей грамотами Патріарха, скачутъ во всѣ концы Руси. Они въ ярости разграбили патріаршій дворъ, взяли отъ Первосвятителя всѣхъ его служащихъ, притѣсняли всячески св. Гермогена, но уже не смогли угасить вспыхнувшей силы народной.

Искра Божія воспламенила вѣрныхъ русскихъ людей и вернула къ правдѣ многихъ недавно еще невѣрныхъ, колеблющихся. Такъ, подъ вліяніемъ св. Патріарха преобразился начальникъ рязанскій Прокопій Ляпуновъ. Онъ принималъ дѣятельное участіе въ сверженіи царя Василія Шуйскаго. Ранѣе бывшій даже въ шайкѣ Болотникова, а потомъ сторонникомъ ставшій королевича Владислава, онъ являлъ свою неустойчивую, мятущуюся душу. Первосвятитель совершилъ надъ нимъ чудо. Прокопій писалъ городамъ: «У насъ одна дума: или вѣру нашу защитить, или всѣмъ до одного помереть.» Онъ именемъ Святителя собралъ ополченія двадцати пяти городовъ — стотысячную рать. Къ ополченію примкнули и казаки. Нижегородцы въ своей грамотѣ, разосланной въ началѣ 1611 года въ разныя области, писали: «И мы, по благословенію и приказу Святѣйшаго Патріарха Гермогена, собрались со всѣми людьми изъ Нижняго и идемъ къ Москвѣ, а съ нами многіе ратные люди разныхъ окрестныхъ и низовыхъ городовъ.» Въ Нижегородско-Суздальской области собиралъ ополченіе высокой души чистый витязь — князь Димитрій Михайловичъ Пожарскій. Божья гроза надвигалась на поляковъ.

Въ мартѣ 1611 года измѣнникъ Михайло Салтыковъ врывается къ св. Патріарху съ помощникомъ гетмана Жолкѣвскаго Гонсѣвскимъ. Требуютъ отъ него остановить стотысячное ополченіе, движущееся на Москву; грозитъ Гонсѣвскій смертью за отказъ. Смертію-ли можно было устрашить священномученика? Послѣ рѣшительнаго отказа, святого переводятъ въ Кирилловское подворье, гдѣ держатъ подъ стражею въ 50 человѣкъ.

Поляки отлично понимали, однако, силу народнаго гнѣва и опасались его. Этимъ только объясняется, что Гонсѣвскій разрѣшилъ въ Вербное Воскресеніе Крестный ходъ съ шествіемъ Патріарха на осляти. Священномученика выпустили изъ подъ стражи. Но святой совершалъ свое послѣднее шествіе одиноко: москвичи не пошли на крестный ходъ, боясь насилій со стороны поляковъ, особенно теперь злобствующихъ противъ русскихъ. Первосвятитель продвигался чрезъ ряды вооруженныхъ поляковъ и среди наемныхъ нѣмецкихъ солдатъ со обнаженными саблями.

Между тѣмъ незамѣтно вступали въ Москву передовые отряды Гермогеновской рати. Вошелъ и доблестный князь Пожарскій и укрылся въ своемъ домѣ на Лубянкѣ. На улицахъ начались бои съ поляками. Князь Пожарскій уставилъ пушки около церкви Введенія на Лубянкѣ и обстрѣливалъ поляковъ. Отважный князь былъ раненъ и отвезенъ въ Троицкую Лавру, а оттуда въ Суздальское помѣстье. Поляки должны были отступить и укрылись за стѣнами Китай-города и Кремля. Но передъ отступленіемъ они совершили страшныя безчинства и со всѣхъ сторонъ подожгли Москву. Поляки поджигали церкви, дома, грабили, избивали народъ. На улицахъ лежали массами трупы убитыхъ москвичей. Кто только могъ, бѣжалъ изъ Москвы. Несчастные замерзали по дорогамъ, умирали отъ голода и различныхъ болѣзней. Москва горѣла до самой Пасхи.

Со вторника Святой Недѣли въ сгорѣвшую Москву вошло народное ополченіе подъ предводительствомъ Прокопія Ляпунова. Ополченіе гор. Казани по благословенію св. Гермогена несло съ собою списокъ Казанской явленной иконы Божіей Матери. При помощи Царицы Небесной благочестивые казанцы отняли отъ поляковъ Новодѣвичій монастырь.

Поляки и недостойные измѣнники своему отечеству бояре, требуютъ отъ Патріарха: «Прикажи Ляпунову и его товарищамъ, чтобы они ушли назадъ: иначе ты умрешь злою смертію.» — «Боюсь Единаго Живущаго на небесахъ.» — отвѣчаетъ священномученикъ. «Вы мнѣ сулите злую смерть, а я чрезъ нее надѣюсь получить вѣнецъ небесный и давно желаю пострадать за правду.» Въ ярости враги бросили его въ глубокое подземелье Чудова монастыря. Сначала спускали ему въ окно немного хлѣба съ водою, а потомъ разъ въ недѣлю давали пищу нечеловѣческую: немного воды и снопъ овса. Съ заточеніемъ св. Патріарха, густая тьма снова нависла надъ Русью. Казаки, присоединившіеся къ ополченію городовъ, взбунтовались противъ Ляпунова, не позволявшаго имъ грабить, заниматься разбоями. Хитрые поляки воспользовались враждебнымъ настроеніемъ казаковъ. Гетманъ Гонсѣвскій изготовилъ подложную грамоту, якобы написанную Ляпуновымъ. Почеркомъ Прокопія было написано, что всѣ русскіе люди должны истреблять казаковъ-грабителей. Гонсѣвскій приказалъ эту грамоту подбросить въ казачій станъ. Дикіе казаки, не почуявъ обмана, позвали къ себѣ Ляпунова, словно волки набросились на своего предводителя и изрубили его саблями. Земскія ополченія разошлись. Святая Русь готова была упасть въ бездну... Но въ мрачномъ подземельѣ святой Патріархъ своею пламенною молитвою, своимъ великимъ страданіемъ вымолилъ у Господа и Царицы Небесной спасеніе Руси. Подвигомъ своимъ онъ искупилъ грѣхи многихъ русскихъ людей.

Въ августѣ 1611 года совершилось чудо Божіе. Когда польскій шляхтичъ, предводитель Сапѣга, привезъ съѣстные припасы въ Кремль полякамъ, туда вмѣстѣ съ нимъ пробрался умный и ловкій человѣкъ, близкій по Казани Патріарху — нѣкій Родіонъ Мосѣевъ. Съ опасностью для жизни принявъ отъ святого Гермогена послѣднюю его грамоту къ Нижегородцамъ, написанную имъ въ глубокомъ подземельѣ, Мосѣевъ привезъ это посланіе въ Нижній Новгородъ 25 августа 1611 года. Въ этой грамотѣ Священномученикъ поставляетъ Нижній Новгородъ центромъ религіозно-національнаго движенія. Онъ призываетъ людей Божіихъ въ походъ на Москву древне-престольную, порабощенную поляками. Святой писалъ, чтобы Нижегородцы взяли съ собой списокъ съ Явленной Казанской иконы Пречистой и чтобы они посылали призывныя грамоты и въ другіе города Руси.

Кличъ Первосвятителя осіялъ новою зарею Русь многострадальную. И преподобный Діонисій, игуменъ Свято- Троицкой-Сергіевой Лавры, подражая своему великому учителю, при помощи знаменитаго келаря обители, Авраамія Палицына, составляетъ призывныя грамоты и посылаетъ ихъ въ Нижній Новгородъ и въ другіе города. Снова воспламенились души Божіихъ людей Святой Руси.

Вышелъ изъ Новгорода богатырь Руси, — простой, честный «говядарь», Козьма Захарьичъ Мининъ-Сухорукъ. По преданію, былъ Минину сонъ. Его молельная горница свѣтомъ исполнилась. Въ сіяніи предстоитъ нѣкій старецъ благолѣпный, благословляетъ его съ любовію и говоритъ: «Козьма! Иди спасать Москву. Буди уснувшихъ.» Козьма вскочилъ. Въ горницѣ былъ полумракъ. Предивно доносился ранній, утренній звонъ Нижегородскихъ колоколовъ. Такъ всталъ сильный духомъ, бодрый, исполненный вѣры Мининъ на спасеніе Руси. Предводителемъ ополченій былъ избранъ чистый сердцемъ князь Димитрій Пожарскій, едва оправившійся послѣ раненій, полученныхъ въ Москвѣ. И вотъ люди Божіи соединились въ мощную рать и двинулись на Москву. Въ городѣ Ярославлѣ Мининъ и князь Пожарскій получили отъ Казанскаго духовенства списокъ съ Казанской иконы Царицы Небесной. Шли ратные люди подъ Покровомъ Пречистой освобождать «Домъ Ея» — Русь Святую. Шли «положить души свои за Пречистый Домъ».

Напрасно измѣнники и поляки требуютъ, чтобы Святѣйшій остановилъ святое движеніе рати. Спокойно отвѣчаетъ священномученикъ: «Да будетъ надъ ними милость Божія и отъ нашего смиренія благословеніе.» Былъ обреченъ священномученикъ на голодную смерть. 17 февраля 1612 года блаженно отошелъ ко Господу Великій Страдалецъ Земли Русской, ея Печальникъ, ея пламенный молитвенникъ, Святѣйшій Патріархъ Гермогенъ.

Существуетъ преданіе, что святой Патріархъ три мѣсяца передъ своею блаженною кончиною былъ безъ пищи и питья. Каждую недѣлю поляки открывали темницу: живъ ли еще Патріархъ. Откроютъ — дивятся. Стоитъ Первосвятитель предъ иконами, пылаетъ въ молитвѣ, словно свѣча воска ярова, стоитъ ангелоподобный. А лампада предъ образами давно, давно зажженная, не угасаетъ, и масла въ ней не убываетъ — горитъ неугасимо! Удивляются, а сердцемъ не смягчаются. Открыли они однажды вновь тяжкую дверь темницы — лежитъ священномученикъ подъ образами, благолѣпно покоится: руки на груди крестомъ сложены. Нѣтъ духа тлѣннаго — вѣетъ отъ тѣла мученика нѣкій дивный ароматъ. И неугасимая лампада погасла вмѣстѣ съ блаженною кончиною Патріарха.

Есть и другое чудное преданіе. — Св. Патріархъ, готовясь къ смерти, въ глубокомъ своемъ подземельѣ, сѣялъ овесъ, который спускали ему поляки, и поливалъ его водою, полученною въ жажду. Однажды поляки открыли подземелье и увидали священномученика стоящимъ на колѣняхъ среди проросшаго и, о Божье чудо, во мракѣ темничномъ ярко зеленѣвшаго овса...

Не дожилъ св. Гермогенъ до Свѣтлыхъ дней, до Праздничныхъ дней Святой Руси, когда доблестныя рати князя Пожарскаго побѣдоносно, съ иконою Царицы Небесной, съ Казанскимъ Ея образомъ вошли въ Москву 22 октября 1612 года. А 25 октября поляки принуждены были настежь открыть всѣ ворота Кремлевскія и впустить побѣдителей.

Впереди войскъ шелъ крестный ходъ съ доблестнымъ архимандритомъ Діонисіемъ, прибывшимъ изъ своей обители. Радовался святой ученикъ священномученика о спасеніи Руси православной, но скорбѣлъ, что въ этой жизни уже никогда не увидитъ своего великаго Учителя.

Не дожилъ Святѣйшій до этого сіяющаго торжества русскихъ Божіихъ людей, но пресвѣтлая душа его ликовала. Въ Кремлѣ снова раздается священное пѣніе, курится дымъ кадильный, блестятъ окладами иконы, возносится къ Престолу Всевышняго горячая благодарная молитва вѣрныхъ сыновъ отечества. Прославляли сердца русскія и священномученика, почитали люди его, какъ великаго угодника Божія, подвигомъ своимъ спасшаго погибающую Русь.

Современники Первосвятителя, горячо вѣря въ его святость, поставили гробъ его въ Чудовомъ монастырѣ. Царь Алексѣй Михайловичъ велѣлъ перенести его въ Успенскій соборъ. Когда тѣло Патріарха перекладывали въ новый гробъ — оно оказалось нетлѣннымъ. Могилу, приготовленную для св. мощей Патріарха въ Успенскомъ соборѣ, сейчасъ же зарыли, т. к. готовились къ открытію мощей священномученика. Гробъ былъ поставленъ подъ соборнымъ поломъ, близъ шатра, гдѣ лежала риза Господня.

Французы, въ 1812 году грабя церковныя драгоцѣнности, выбросили св. мощи Патріарха изъ гроба. Послѣ ухода враговъ изъ Москвы, нетлѣнное тѣло св. Патріарха было снова положено въ гробъ.

Передъ коронаціей Императора Александра III, при ремонтѣ собора Успенскаго, оторвался отъ стѣны большой камень и пробилъ гробъ св. Гермогена. Чрезъ отверстіе увидѣли нетлѣнныя мощи.

И вотъ, передъ новыми, еще болѣе тяжкими, невыразимыми страданіями Святой Руси, нашъ Убіенный Государь Мученикъ Николай Александровичъ открылъ торжественно 12 мая 1913 года мощи Святѣйшаго Патріарха Гермогена — не вѣдая, что скоро и надъ нимъ засіяетъ вѣнецъ нетлѣнный, мученическій.

И пошли къ святымъ мощамъ многіе скорбные, страждущіе, больные и, по молитвамъ Священномученика, силою же Божіею, получали утѣшеніе и исцѣленіе.

Помолимся и мы Великому Печальнику Земли Русской съ вѣрою, что у Престола Всевышняго испроситъ онъ и теперь мирныя времена для безмѣрно изстрадавшейся Руси Святой, — времена счастливыя, когда въ отчизнѣ нашей зацвѣтетъ цвѣткомъ райскимъ, благоуханнымъ, наше великое сокровище — вѣра наша православная. И вновь украсится земля родимая безчисленными храмами Божьими, возсіяетъ куполами златоглавыми, словно небо сверкающими звѣздами, а народъ нашъ русскій единою, пламенною душею устремится къ на время забытому, вновь обрѣтенному Христу Спасу нашему и къ Царицѣ Небесной. И возсіяетъ несказанно прекрасный Домъ Пресвятой Богородицы — Ея Обитель тишайшая — Русь Святая.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1968. — С. 10-20.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.