Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.]

Сказаніе о чудотворной иконѣ Божіей Матери, извѣстной подъ названіемъ «Сладкое Лобзаніе» (Гликофилусъ), каходящейся въ обители Филоѳеевской.
Праздникъ 27 марта
[1].

Этотъ чудотворный образъ находится въ соборѣ Филоѳеевской обители при колоннѣ лѣваго клироса. Неизреченно прекрасна эта святая икона!. Она согрѣваетъ души человѣческія, утѣшаетъ скорбныхъ, веселитъ надеждою таинственною, открываетъ будущія блага для вѣрующихъ людей, любящихъ Спаса своего и Пречистую. Послушаемъ же исторію этого дивнаго, красоты надмірной, Образа Приснодѣвы. Напоминаетъ она исторію Иверскаго Образа Царицы Небесной. Въ обители Филоѳеевской сохранилась древняя рукопись съ «Исторіей иконы «Нѣжное Лобзаніе».

Въ царствованіе императора Ѳеофила — лютаго иконоборца — былъ у него придворный, близкій ему по душѣ человѣкъ, по имени Симеонъ. У него была жена благочестивая, Викторія. Она благоговѣйно чтила святыя иконы и была истинною христіанкою. Викторія могла бы поплатиться своею жизнію, если бы только иконоборцы узнали, какъ она свято чтитъ святые образа. Во внутреннихъ покояхъ хранила она дивный образъ Пречистой «Сладкое Лобзаніе». Викторія особенно любила эту чудотворную икону. Симеонъ же, боясь царя, страшась его гнѣва, требовалъ отъ своей жены выдать ему эту св. икону. Онъ хотѣлъ безжалостно сжечь, уничтожить эту великую святыню — такъ боялся онъ царя, который можетъ подумать, что онъ, вмѣстѣ со своею супругою, чтитъ образъ.

Скорбѣла бѣдная Викторія. Какъ сохранить отъ поруганія чудотворную икону? И вотъ, съ молитвою, опустила она въ море дивный образъ — поручая Самой Царицѣ Небесной свою любимую святыню.

Черезъ нѣкоторое время св. икона явилась на берегу моря передъ обителью Филоѳеевской. Пречистая перенесла образъ въ Свой Земной Удѣлъ — на Гору Святую.

Съ великою радостію игуменъ и братія приняли дивный даръ Приснодѣвы и торжественно внесли его въ свой храмъ. На мѣстѣ, гдѣ остановилась св. икона, тотчасъ же открылся источникъ живительной, чудной воды, который назвали Агіасмою. И съ этихъ поръ, до нынѣшняго времени, ежегодно въ Понедѣльникъ Свѣтлой Седмицы на Агіасму совершается торжественный крестный ходъ съ этой чудотворной иконой.

Одно время не греки, а сербы владѣли Филоѳеевской обителью. По обычаю монастыря они совершили на Пасху крестный ходъ, на Святой Источникъ. Послѣ моленія сербы на берегу моря устроили себѣ излишнее угощеніе, веселились недуховно. Царица Небесная прогнѣвалась на иноковъ, забывшихъ постъ и воздержаніе въ пищи и въ питьѣ. Закончивъ свое чрезмѣрное «утѣшеніе», иноки собрались, было, съ иконою вернуться въ свою обитель. Хотѣли поднять св. образъ, но не могли. Св. икону даже нѣсколько иноковъ не въ силахъ были сдвинуть съ мѣста. Такъ на берегу моря св. образъ и оставался — три дня, къ великому страху, къ велйкой скорби Сербскихъ иноковъ. Монахи стали каяться, горько оплакивать свой великій грѣхъ. Въ слезной молитвѣ провели иноки три дня и три ночи на берегу моря, подъ открытымъ небомъ. И милосердная Матерь Божія простила ихъ, покрыла ихъ Своей любовью. Черезъ три дня Пречистая позволила инокамъ взять Свой Святой Образъ и съ нимъ вернуться въ монастырь.

Въ 1793 году экклесіархъ (инокъ, который зажигаетъ лампады и свѣчи), по имени Іоанникій, благоговѣйно зажигая лампады предъ чудотворной иконой «Сладкое Лобзаніе», часто обращался къ Приснодѣвѣ, жалуясь съ дѣтской простотой, что Она больше заботится о другихъ Святогорскихъ монастыряхъ, чѣмъ объ этой Своей обители.

«Другіе монастыри живутъ въ полномъ изобиліи», говорилъ этотъ простецъ. «Не такъ, какъ мы!»

Однажды отецъ Іоанникій, по своему послушанію, въ полночь придя въ храмъ, сталъ возжигать лампады предъ чудотворной иконой Богоматери и снова сталъ выражать свою скорбь предъ Пречистой, что иноки этой обители уже слишкомъ скромно живутъ. Съ такими мыслями о. Іоанникій сѣлъ въ форму и задремалъ среди ночи... Вдругъ, въ тонкомъ снѣ, видитъ онъ въ великой небесной славѣ Покровительницу Горы Аѳонской. Въ ослѣпительномъ свѣтѣ предстала Царица Небесная предъ инокомъ. Приснодѣва повѣдала этому простецу, что Она заботится сколько нужно объ этой обители. Безъ Ея помощи монастырь не могъ бы существовать. Пречистая могла бы дать груды золота и серебра, но такое богатство не было бы инокамъ на пользу.

Въ священномъ трепетѣ воспрянулъ отъ сна о. Іоанникій. Онъ ясно теперь понялъ, что по неразумію жаловался Покровительницѣ Аѳонскихъ иноковъ, и смиренно, по-дѣтски, сталъ просить прощеніе у Владычицы.

Отецъ Іоанникій повѣдалъ братьямъ о своемъ ночномъ видѣніи. Иноки прославили Господа и благодарили Пречистую за заботы о нихъ.

Въ 1801 году одинъ богомолецъ, будучи въ монастырѣ Филоѳеевскомъ, задумалъ одно кощунственное, злое дѣло. Онъ увидѣлъ на иконѣ «Сладкое Лобзаніе» золотыя монеты, повѣшенныя на ней, и рѣшилъ ихъ украсть. Ему удалось ихъ похитить. Совершивъ это святотатство, воръ быстро скрылся изъ обители, поспѣшилъ на Иверскую пристань и сѣлъ на корабль. Отплылъ недалеко отъ берега корабль, вдругъ остановился. Шкиперъ пребывалъ въ изумленіи предъ этимъ необычайнымъ явленіемъ. А въ обители Филоѳеевской иноки тѣмъ временемъ замѣтили исчезновеніе золотыхъ монетъ. Они поняли, что внезапно исчезнувшій богомолецъ ихъ укралъ. Послали вездѣ искать этого кощунника. Одинъ изъ посланныхъ пришелъ на Иверскую пристань и увидѣлъ, что, недалеко отъ берега, стоитъ корабль, который долженъ былъ уже давно отплыть въ море. Онъ сейчасъ же догадался, что на кораблѣ находится воръ и что сила Божія остановила судно. На Иверской лодкѣ приплылъ къ кораблю. Находящійся на немъ воръ, тотчасъ же возвратилъ золотыя монеты. Онъ ясно понялъ, что изъ-за него стоитъ корабль и глубоко каялся въ своемъ святотатствѣ. И какъ только посланный монастыремъ получилъ золотыя монеты и сѣлъ въ лодку, чтобы вернуться на берегъ — корабль двинулся и сталъ продолжать своей плаваніе.

Въ 1830 году изъ Адріанополя прибыли въ Филоѳеевскую обитель паломники. Одинъ изъ нихъ съ особеннымъ любопытствомъ разспрашивалъ экклезіарха о чудесахъ Великой Покровительницы Аѳона. Инокъ, сколько зналъ чудесъ, разсказалъ богомольцу. Паломникъ слушалъ съ любопытствомъ, но безъ всякаго благоговѣнія, считая все это просто выдумкой. И паломникъ за свое невѣріе былъ вскорѣ наказанъ Господомъ — едва, едва не поплатился жизнію! Когда онъ проходилъ въ верхнемъ этажѣ корпуса, то оступился и упалъ внизъ. Мгновенно понялъ свой грѣхъ, мгновенно раскаялся и воскликнулъ: «Пресвятая Богородица, помоги мнѣ!»

И тотчасъ же пришла ему на помощь Милосердная Царица Небесная и совершила надъ нимъ чудо великое: онъ упалъ съ большой высоты на землю и остался совершенно невредимымъ!

Отмѣтимъ еще одно записанное чудо — одно изъ очень многихъ.

Въ мѣстечкѣ Параоръ, которое находится въ предѣлахъ Эноса, жилъ одинъ благоговѣйный христіанинъ со своею женой. Супруги очень скорбѣли, что не имѣли дѣтей. Этотъ Христолюбецъ поѣхалъ на Святую Гору. Въ Филоѳеевской обители онъ горячо молился у чудотворной иконы «Сладкое Лобзаніе», чтобы молитвами Богоматери Господь даровалъ ему ребенка — тѣмъ утѣшивъ и его и скорбную супругу. Этотъ Боголюбъ взялъ съ собою въ пузырекъ немного масла отъ чудотворной иконы. Вернувшись, домой, онъ съ великимъ благоговѣніемъ помазалъ этимъ масломъ себя и свою неплодную супругу, вѣря, что Господь и Его Пречистая Матерь даруютъ имъ ребенка. И Милосердный Господь и Пречистая исполнили слезное моленіе благочестивыхъ супруговъ. И въ тотъ же годъ жена родила ему сына.

Обрадованный, благодарный христіанинъ отправился на св. Аѳонъ. Онъ взялъ съ собою лошака, чтобы подарить его Филоѳеевской обители. Прибывъ въ монастырь онъ повѣдалъ братьямъ о совершившемся чудѣ Царицы Небесной черезъ Ея святой образъ именуемый «Сладкое Лобзаніе».

Иноки съ удивленіемъ слушали разсказъ Христолюбца. Они не знали, что онъ пріѣзжалъ на Святой Аѳонъ, чтобы испросить ребенка у Господа и Царицы Небесной. Не вѣдали и о томъ, что этотъ благоговѣйный человѣкъ тайно взялъ масло изъ лампады, горѣвшей предъ чудотворной иконой Богоматери.

Еще многія, многія чудеса источала эта дивная св. икона Великой Покровительницы Своего земного удѣла, но очень немногія изъ нихъ были записаны. И въ Греціи и на Святой Руси были списки съ этой чудотворной иконы, которые умиляли, утѣшали души Божіихъ людей и по силѣ вѣры источали чудотворенія.

Примѣчаніе:
[1] Взято изъ книги «Вышній Покровъ надъ Аѳономъ», изд. Москва, 1902 г.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1968. — С. 23-27.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.