Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.]

Житіе и страданіе св. преподобномученика Агаѳангела.
Память 19-го апрѣля.

Аѳанасій былъ уменъ, расторопенъ, но еще, по молодости, слабъ въ вѣрѣ православной. Хозяинъ угрозами заставилъ отказаться отъ вѣры православной, отъ Спаса Нашего, и сдѣлаться мусульманиномъ. Отрекся легкомысленно юный отъ Христа и потерялъ душевное спокойствіе. Ему стало неизреченно тяжело на сердцѣ. Душа погрузилась во мракъ. Совѣсть терзала ее день и ночь. Аѳанасій оставилъ своего хозяина, нанялся на службу къ другому турку. Потомъ ушелъ и отъ него. Сталъ онъ мѣнять мѣста, нигдѣ не находя потеряннаго мира душевнаго. Послѣ долгихъ скитаній онъ снова вернулся къ Спасителю, плача слезами покаянными, умоляя Господа простить ему страшный грѣхъ отреченія отъ вѣры православной. Рѣшилъ онъ ѣхать на Аѳонъ, чтобы сдѣлаться инокомъ и замолить грѣхъ, который угнеталъ его душу.

Аѳанасій поступилъ послушникомъ въ обитель Есфигменскую. Мало по малу, въ его душѣ созрѣвало непреодолимое желаніе пострадать за Христа, за вѣру православную, отъ которой онъ такъ легкомысленно отрекся. Діаволъ сталъ строить ему коварныя козни, видя ревностное послушаніе юнаго, пламенныя молитвы, кротость, постъ, смиреніе. Діаволъ показалъ ему во снѣ, будто Аѳанасій находится въ знакомой ему кофейной. Всѣ его бывшія друзья вдругъ отъ него отворачиваются, прекращаютъ дружбу съ нимъ. Въ смущеніи проснулся Аѳанасій, вышелъ изъ келліи — и видитъ: стоитъ на берегу какой-то человѣкъ и бросаетъ камни въ воду. Вдругъ человѣкъ наклоняется, поднимаетъ камень и со злобою бросаетъ его въ Аѳанасія. Камень пролетаетъ мимо послушника. Распозналъ Аѳанасій козни вражескія, сталъ еще усерднѣе молиться, поститься — и не оставлялъ желанія пострадать за Христа...

Вскорѣ послѣ этого вражескаго видѣнія, стоялъ въ церкви юный послушникъ. Вдругъ у него съ такою силою заболѣлъ глазъ, что онъ долженъ былъ оставить свою молитву и выйти изъ храма. И сталъ думать Аѳанасій: «Если я не могу перенести этой легкой боли, то какъ вынесу мученія?»

Юнаго подвижника утѣшила, укрѣпила Сама Царица Небесная. Приснодѣва явилась ему во снѣ и сказала: «Дерзай, чадо! Ты получишь мученичество. Иди въ Смирну! Теперь самое удобное время!»

Аѳанасій открылъ своему духовному отцу, старцу Герману, свое небесное видѣніе — повелѣніе Богоматери идти на мученичество. Старецъ отнесся съ недовѣріемъ къ видѣнію юнаго послушника и сказалъ ему, что нельзя довѣряться снамъ. Однако, бывшій патріархъ Григорій по указанію Божію посовѣтовалъ старцу Герману не смущать своего молодого духовнаго сына и приготовлять его къ мученическому подвигу. Аѳанасія отдали старцу Предтеченскаго скита Григорію, который и сталъ готовить его къ страданіямъ за Христа. Мудрый старецъ уже раньше приготовилъ нѣсколькихъ иноковъ, жаждущихъ пострадать за вѣру православную.

Ревностно сталъ готовиться къ мученическому подвигу юный подвижникъ. Дьяволъ продолжалъ всячески нападать на будущаго преподобномученика. Во снѣ устрашалъ его, возбуждалъ иноковъ противъ него. Старцы боялись, что Аѳанасій не вынесетъ страданій за вѣру, испытывали его, совѣтовали еще подождать, еще лучше приготовиться къ мученическому подвигу. Старцы заключили Аѳанасія въ башню, дали строгое правило, только изрѣдка посылали пищу. Аѳанасій стойко переносилъ тяжкій подвигъ. Въ первую же ночь затвора явились къ нему бѣсы подъ видомъ эѳіоповъ (чернокожихъ людей), стали его устрашать, но воинъ Христовъ силою крестнаго знаменія отогналъ нечистыхъ.

Преподобномученикъ послѣ этого испытанія былъ постриженъ въ иноческій чинъ въ среду на крестопоклонной недѣлѣ и нареченъ Агаѳангеломъ. Послѣ пострига его снова заключили въ башню. Новопостриженный сіялъ радостію небесною. Агаѳангелъ увеличилъ свои подвиги: онъ въ день клалъ по три тысячи поклоновъ. Игуменъ и старцы все же ждали, чтобы Господь открылъ имъ ясно Свою волю — идти-ли новопостриженному на мученическій подвигъ, или еще готовиться къ нему? Вся братія вмѣстѣ молилась объ этомъ.

Господь услышалъ общую молитву: игумену во снѣ явился Святитель Николай и повелѣлъ немедленно исполнить желаніе новопостриженнаго — дать ему пострадать за Христа. А Агаѳангелу было во снѣ видѣніе, что онъ вылетѣлъ изъ дверей башни и устремился въ Смирну...

Преподобномученика постригли въ схиму, а на второй день Пасхи онъ сѣлъ на корабль, плывущій въ городъ Смирну. Агаѳангела сопровождалъ старецъ Германъ. Во время плаванія преподобномученику во снѣ явился пострадавшій за вѣру св. Ефремъ и сказалъ: «Пришло время!» Эти ободряющія слова святаго вдохновили, укрѣпили Агаѳангела.

Приплывъ въ Смирну, онъ явился въ турецкій судъ. Воинъ Христовъ держалъ въ рукахъ крестъ и образъ Воскресенія Христова и безстрашно исповѣдалъ вѣру православную. Онъ былъ озаренъ радостію Пасхальной всѣ эти дни Свѣтлой Недѣли. Не страшна была ему смерть — онъ твердо вѣрилъ, что послѣ страданій онъ уйдетъ туда, гдѣ вѣчно прославляютъ ангелы Божіи и святые Господню Пасху. Онъ зналъ, что его ожидаетъ Вѣчная, Немеркнущая Пасха!...

Въ ярости стали мучить дикіе, злые турки свѣтлаго святого юношу. Преподобномученикъ стойко терпѣлъ, укрѣпляемый Самимъ Спасителемъ. Предъ очами св. воина Христова былъ Распятый Спаситель міра, Его несказанныя мученія. Турки предлагали преподобномученику всякія земныя блага: почести, богатство, только отрекись отъ своей вѣры! Прельстить его не могли земныя блага; его душевныя очи уже видѣли сокровища небесныя. Измученнаго страстотерпца бросили въ тюрьму, заковали въ цѣпи, держали въ колодкахъ. Дьяволъ являлся преподобномученику и пытался навести на него ужасъ, святой же прогонялъ сатану крестнымъ знаменіемъ и молитвою. Нѣкоторые христіане, неизреченно жалѣя преподобномученика, хотѣли просить высшихъ турецкихъ властей пощадить юнаго инока. Агаѳангелъ написалъ письмо этимъ христолюбцамъ, чтобы они не мѣшали ему совершить подвигъ, котораго онъ жаждалъ всею своею душою. 19 апрѣля 1819 г. въ субботу преподобномученикъ былъ обезглавленъ. Свою казнь черезъ усѣченіе мечемъ онъ предрекъ за день до своего отшествія на Вѣчную Пасхальную радость. Смиренно и съ глубокой вѣрой склонилъ онъ колѣна и сказалъ палачу: «Что же ты медлишь?».

Враги вѣры Христовой и послѣ казни преподобномученика не успокоились. Турки боялись, чтобы христіане не собрали святой крови праведника, и велѣли скорѣе омыть водой мѣсто казни. Но одинъ вѣрующій, какъ бы случайно, нагнулся и уронилъ платокъ, который и омочился въ святой крови. Христіане раздѣлили между собою этотъ платокъ.

Обезглавленное тѣло преподобномученика три дня и три ночи оставалось подъ охраной турокъ. Въ это время совершилось чудо, устрашившее невѣрныхъ: св. мощи Агаѳангела въ первую же ночь пребывали въ сидячемъ положеніи, потомъ, къ ужасу сторожей-турокъ, встали на ноги, и въ продолженіе трехъ часовъ три раза становились и падали. Устрашенные этимъ чудомъ, турецкіе воины уже не мѣшали подходить къ святымъ мощамъ христіанамъ и воздавать имъ поклоненіе. Но чтобы не явилось еще какое-либо чудо, невѣрные рѣшили бросить святыя мощи въ море. Имъ, однако, не удалось исполнить своега намѣренія, т. к. христіане открыто возстали противъ турокъ и рѣшили не допустить невѣрныхъ исполнить свой злой умыселъ. Турки рѣшили продать имъ св. тѣло преподобномученика. Христіане купили св. мощи Агаѳангела и положили ихъ во гробѣ св. муч. Дима, въ церкви св. великом. Георгія. А нѣкій христолюбецъ — Аѳанасій купилъ у турокъ одежды и отрѣзанный палецъ преподобномученика. Аѳанасій передалъ одежды старцу Герману, который сопровождалъ св. Агаѳангела въ Смирну и былъ свидѣтелемъ его казни. Палецъ святого онъ отвезъ къ себѣ на родину на островъ Хіосъ. Когда онъ вернулся домой, то нашелъ своего сына въ тяжкой болѣзни. Съ глубокой вѣрою Аѳанасій прикоснулся пальцемъ преподобномученика къ болящему, и тотъ сейчасъ же выздоровѣлъ къ великой радости Аѳанасія. Старецъ же Германъ съ одеждою св. Агаѳангела вернулся на Аѳонъ. Во время плаванія поднялась на морѣ сильная буря. Преподобномученикъ Агаѳангелъ ночью явился старцу Герману. Ликъ его сіялъ радостію небесною. Буря сейчасъ же утихла, и старецъ Германъ благополучно прибылъ въ Есфигменскую обитель, гдѣ его встрѣтили съ радостію. Вскорѣ святыя мощи были вынуты изъ гроба и поставлены въ особой сосудохранительницѣ, а въ 1844 году глава преподобномученика, правая его рука и нога были перенесены на Аѳонъ для храненія въ Есфигменской обители, которая приготовила къ страданіямъ великаго праведника.

Пособіе: «Избранныя изъ Аѳонскаго Патерика житія св. угодниковъ Божіихъ возсіявшихъ на Св. Аѳонской Горѣ». Изд. Св.-Ильинскаго скита на Аѳонѣ. 1894 г.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1968. — С. 33-37.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.